Традиционные функции правительства в экономической жизни. Экономические функции правительства. Анализ экономической функции правительства «Перераспределение доходов»

Экономическая функция государства

Основными целями государства и правительства необходимо назвать эффективность, справедливость и стабильность. Соответственно, это организационная, социальная и экономические функции.

Относительно эффективности, то есть организационной функции, государственная роль заключается в регулировании, и можно даже сказать, исправлении таких «ошибок» рынка, как, например, монополия.

Государственные программы в вопросах справедливости, а следовательно социальной функции, перераспределяют доход в пользу бедных слоев населения.

Политика стабильности заключается в сглаживании резких колебаний делового цикла, контроле уровня безработицы и инфляции, всецелой поддержки национального экономического роста.

Основная опасность для экономики заключается в монополии или в несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция располагает достаточным числом производителей, чтобы ни одна компания не имела предпосылок и возможности определяющим образом влиять на цену продукции. «Несовершенная конкуренция» образуется в тот момент, когда какая-либо конкурентная компания может в значительной степени влиять на цену. Экономическая жизнь обычно протекает в конкуренции и монополии.

Замечание 1

Различные национальные экономические системы и отдельные государства отличаются по пропорции ролей правительства и рынка в регулировании экономики. Данные отличительные признаки выражаются в наборе форм и способов регулирования, масштабов воздействия, а также направления регулирование экономики.

В спектр экономических задач правительственного регулирования экономики входят:

  1. Защита конкуренции;
  2. Перераспределение доходов в пользу бедных слоев населения;
  3. Контроль над распределением ресурсов и т.д.

Вмешательство государства в экономическую жизнь является предметом дискуссий. В этом вопросе существует несколько точек зрения: сторонники либеральной экономики считают, что государство не должно активно вмешиваться в экономические процессы, а представители кейнсианства полагают, что государственная политика влияния на хозяйственно-экономические процессы просто необходима. Экономическая теория и практика показывает, что все зависит от конкретной исторической ситуации.

В 30-е годы прошлого столетия, когда появились предпосылки для активного роста централизованной экономики, СССР достиг наивысших в мире темпов экономического роста. В 60-е годы XX-го столетия ситуация поменялась в противоположную сторону, поскольку научно-технический прогресс не требовал высокой концентрации капитала. Появился простор для активизации частных инициатив со стороны малых и средних предприятий, и как следствие, капиталовложения государства в реальный сектор экономики потеряли свою актуальность. Но при этом, огромное значение имели государственный инвестиции в фундаментальную науку и образование.

Возможно, с течением времени и изменением обстоятельств, государству необходимо будет увеличить объемы инвестиций в реальный сектор, на данный факт влияет изменение направления производительных сил. С большей долей вероятности, можно предположить, что в текущих экономических условиях, именно этой государственной политики и следует придерживаться правительству РФ. Следовательно, экономическая функция государства и правительства в долгосрочной перспективе будет определяться спецификой развития производительных сил. Посредством аккумуляции и перераспределения финансовых ресурсов, государство воздействует на корреляцию рыночных процессов, формирование доходов и функционирование рынков.

Экономические цели государственного управления

Экономические цели государственного управления экономическими процессами, прежде всего обусловлены повышением уровня жизни и благосостояния населения, обеспечения стабильного развития национальной экономики, конкурентоспособности национальной экономики в системе мирового хозяйства и конкурентоспособности государства в целом.

Для достижения перечисленных целей, а также сопутствующих им дополнительных и косвенных целей, государственное управление экономикой реализует следующие функции:

  1. Выстраивание экономической стратегии и политики, подкрепленной законодательно-правовой базой для регулирования всевозможных процессов коммерческих и деловых взаимоотношений;
  2. Формирование национальной валюты как устойчивого эквивалента товарообмена (в том числе, выпуск денежных знаков и ценных бумаг), выстраивание кредитной и налоговой систем;
  3. Регулирование работы системы трудовых взаимоотношений между работниками и работодателями на всех уровнях и во всех сферах деятельности (в первую очередь, контроль за соблюдением Трудового законодательства);
  4. Контроль над рациональным и бережным использованием природных ресурсов, охрана и защита экологии и окружающей среды;
  5. Разработка и внедрение социально-экономических программ помощи населению (в том числе, с целью поддержания достойного уровня жизни);
  6. Защита прав потребителей и регулирование ценообразования;
  7. Управление и координация внешнеэкономической деятельности.

В ходе реализации экономической функции государству необходимо принимать ряд решений:

  • Какую продукцию (товары и услуги) и в каком объеме нужно производить для собственного (внутреннего) потребления: продовольственную продукцию, продукцию легкой промышленности, продукцию химической промышленности, в машиностроении и энергетике)?
  • Какие ресурсы и технологии необходимо применять и в каком объеме, чтобы достичь оптимальной рентабельности продукции, в том числе в добыче полезных ископаемых, в сельском хозяйстве, в образовании и науке и т.п.?
  • Каким образом должны распределяться полученные материальные блага (т.е. распределение между трудоспособными гражданами, безработным и нетрудоспособным населением, в дотационные регионы?
  • Какая продукция должна экспортироваться и какая продукция должна поступать в виде импорта (сырье, товары, технологии)?

Экономическая функция правительства

Государственное управление экономикой осуществляется, в первую очередь, через правительство. Это означает, что государственное регулирование экономикой производится через властные структуры и лице министерств и ведомств, комитетов, национальных банков и прочих правительственных органов. Посредством этих органов проводится управление и контроль над соблюдением законодательно-правовой базы, конкуренции, различных нормативов и т. п. Следовательно, правительство является исполнительным органом, выступающим от лица государства. Правительство и субъекты хозяйствования формируют в совокупности институциональную структуру организационной рыночной экономики, действующую, основываясь на законодательство.

Рассмотрим более подробно одну из ключевых на текущее время функций правительства – стабилизацию национальной экономической ситуации. Эффективность и производительность производства зависит от совокупных расходов. Высокий уровень этого параметра означает, что производителям выгодно выпускать большой объем продукции, а также, что материальные и человеческие ресурсы эксплуатируются в максимальном объеме. Значительные колебания совокупных расходов по отношению к уровню производства могут повлечь за собой инфляцию и безработицу.

Безработица означает слишком низкую занятость трудоспособного населения. В данном случае, правительство может регулировать уровень безработицы, используя способ государственных налогов и расходов, в частности, увеличив собственные расходы на общественные товары и услуги, с другой стороны, сократить налоги, чтобы стимулировать частное производство и частные расходы. Методы противодействия росту уровня безработицы в государстве определяются правительством путем выявления факторов, детерминирующих соотношение спроса и предложения рабочей силы. Применительно к рыночной экономике различают активную и пассивную политику занятости. К активной политике правительства относится, например:

  1. Непосредственное создание дополнительных (новых) рабочих мест за счет государственных расходов (в том числе, выполнение работ в интересах общества);
  2. Стимулирование большого и малого предпринимательства;
  3. Воздействие на рынок труда с целью его развития;
  4. Монетарные и фискальные меры воздействия, призванные повысить спрос и регулировать цены путем борьбы с инфляцией.

В аспекте пассивной политики правительства на рынке труда присутствует направление на формирование определенного отношения к безработице и «сглаживание» негативных последствий безработицы. В том числе, это субсидирование, помощь в оформлении досрочного выхода на пенсию, пособия по безработице и т.п.

Замечание 2

Инфляция означает, что уровень расходов в экономике превышает ее производственные возможности. В таком случае правительство может сократить свои собственные расходы и повысить налоги с целью уменьшения расходов частного сектора.

Таким образом, правительство должно усиливать и облегчать действие рыночной системы, обеспечивая правовую базу и способствуя здоровой конкуренции. Прямое вмешательство правительства в работу рынка и оптимальная система налогообложения – это средства, благодаря которым правительство может уменьшить неравенство доходов. Государственная политика регулирования экономики обязана приводить в результате к обеспечению общественных благ.

Чтобы сделать выбор, надо оценивать исходные данные, определять возможности и устанавливать, кто больше заинтересован в общенародном (государственном) интересе — чиновник или частник? Насколько бескорыстны и тот и другой? Всегда ли государство в состоянии добиваться того, чего оно желает? Может ли быть добровольный обмен (свободный рынок) единственным стимулом склоняющим людей к совместной деятельности? Кто будет заинтересован в производстве и предложении благ, если люди смогут получать эти блага, не платя за них (проблема безбилетника на транспорте)?

Крупнейший американский экономист Джон Гэлбрейт на эти и подобные вопросы отвечает так: "Безоглядная приверженность идеологии свободного предпринимательства и убежденность в том, что государство не должно играть в экономической жизни никакой роли — могли бы стать губительным даже для нас, если бы мы к этому прислушивались". (Беседа с Ф. Бурлацким. "ЛГ" — февраль 1990 г.).




2. Защита конкуренции.

5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста. Задачи по обеспечению правовой базы рыночной экономики разрешаются путем введения правил поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Законодательные акты правительства касаются определения прав собственности, отношений между предприятиями, запрета на продажу фальсифицированных продуктов и лекарств, установления стандартов качества, маркировки продукции, ответственности за соблюдением условий контрактов и т.д. О мерах государства по защите конкуренции уже сказано.

Одна из экономических функций правительства связана с перераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать большое неравенство. За короткий срок перехода к рыночным отношениям в странах СНГ быстро появились миллионеры-миллиардеры, а десятки миллионов людей оказалась за чертой бедности. В отличие от цивилизованных государств, где рыночная система приносит крупные и сверхкрупные доходы лицам, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей, благоприобретенного образования и мастерства, или тем, кто владеет крупным капиталом, заработанным упорным трудом многих поколений, новоявленные наши миллионеры в большинстве своем не обладают ни интеллектом, ни положительным опытом предпринимательства и мастерства.

1. Экономические функции правительства

Большинство из них воспользовалось тем хаосом и безвластием, на фоне которых произошел распад советской цивилизации.

Между тем, при производстве и потреблении товаров и услуг могут возникать побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни к производству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такой "третьей стороной" выступает само население. Когда химическое предприятие или металлургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, то часть издержек перекладывается на население, которому они ни как не компенсируются. В целях предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальных загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов. Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к издержкам перелива на единицу продукции. Корректировка может производиться в сторону увеличения спроса или предложения. Так, в США программа продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона питания семей с низкими доходами. Смысл этой программы сводится к тому, что улучшение питания поможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, а низкооплачиваемым взрослым лучше выполнять свою работу. Более производительный труд участников экономического процесса несет за собой выгоды для всего общества. Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения, когда правительство субсидирует производителей (безвозмездные кредиты, субсидии на образование, здравоохранение и т.д.).

Действие правительства по обеспечению рационального распределения и использования ресурсов реализуется через налоговую политику. Обложение предприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов может в одних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные и потребительские расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налоги высвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для их притока. Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с целью осуществления изменений в структуре национального продукта страны.

Экономические функции правительства

В смешанной экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономический механизм. Все реально функционирующие экономические системы — это системы "смешанные"; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на центральные вопросы экономики:

1. Что и сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

2. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию?

3. Кто должен получать эту продукцию, как она должна распределяться между индивидуальными потребителями?

Разные экономические системы мира и отдельные государства отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а также направленности регулирования экономики. Однако во всех случаях экономические функции правительства в развитии экономики играют очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль правительства в управлении экономикой трудно. Эта роль осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. С определенной достоверностью можно установить долю национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но как количественно измерить регулирующие меры государства, предназначенные для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях и т.д.

Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Лекция 7. Экономическая роль и функции современного государства

Защита конкуренции.

3. Перераспределение доходов и богатства.

4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.

5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста. Задачи по обеспечению правовой базы рыночной экономики разрешаются путем введения правил поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями.

Действительно, рост монополий резко изменяет рыночную ситуацию. Создается положение, при котором число продавцов становится ограниченным и в силу этого каждый из них в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта.

Монополия по своей природе порождает нерациональное распределение экономических ресурсов. Однако на пути всевластия монополий есть ограничитель. Первым из них является сам рыночный механизм. Если продавец товара А будет только один, то у потребителя не окажется выбора. Тогда он будет искать альтернативы, т.е. заменителя данного товара. А поскольку спрос на эти товары-заменители возрастет, то увеличится и предложение. В итоге у этого единственного монополиста появятся косвенные конкуренты.

Вторым ограничителем господства монополий является деятельность правительства по защите конкуренции. В тех отраслях, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков правительства регулируют цены и устанавливают стандарты на оказываемые услуги. Транспорт, связь, производство и сбыт электроэнергии и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени в большинстве государств подвергаются правительственному регулированию, во многих странах являются собственностью государства.

Одна из экономических функций правительства связана с перераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать большое неравенство. За короткий срок перехода к рыночным отношениям в странах СНГ быстро появились миллионеры-миллиардеры, а десятки миллионов людей оказалась за чертой бедности.

В стабильных государствах правительства разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным.

Четвертая функция связана с корректированием распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Утверждение, что одним из достоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного распределения ресурсов на производство товаров и услуг справедливо при одном немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного спроса и предложения.

Действие правительства по обеспечению рационального распределения и использования ресурсов реализуется через налоговую политику. Обложение предприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов может в одних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные и потребительские расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налоги высвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для их притока.

Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с целью осуществления изменений в структуре национального продукта страны.

Функция правительства по стабилизации экономики связана с помощью частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Уровень производства непосредственно зависит от совокупного объема расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, низкий уровень не обеспечит полной занятости ресурсов и населения. Любому правительству надлежит, с одной стороны, увеличивать собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой стороны — сокращать налоги с целью стимулирования расходов частного сектора. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов всегда носит инфляционный характер.

Глава 5. Экономические функции правительства

Все реально функционирующие системы — это системы "смешанные"; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на пять фундаментальных вопросов. Тем не менее разные экономический системы мира резко отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции правительства — федерального, штатов, местных органов власти — играют в ней очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль правительство нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта, обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой правительства. Но помимо финансирования производства правительство осуществляет также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объем правительственных расходов — на покупку товаров и услуг и на социальные программы — составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному измерению регулирующих мер, предназначенных для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях, вовле-

кает правительство практически во все сферы экономической деятельности. Экономическая роль правительства, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм.

1. Экономические функции правительства

Экономические функции правительства многообразны и сводятся к следующим:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

2. Защита конкуренции.

3. Перераспределение дохода и богатства.

4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.

5. Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

При изменении политической обстановки наблюдаются перемены в экономической политике.

Управление экономикой - это целенаправленное воздействие на процесс общественного труда. Оно призвано организовывать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных работников и производственных предприятий и фирм для достижения намеченных целей.

В процессе управления экономическими процессами на уровне всего общества осуществляется сбор и анализ информации о ходе и перспективе производственной деятельности, принимается решение, постановление, законы обязательные для исполнения.

Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы, является предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает также меры, как предоставление законного статуса частным предпринимателям соответствующие права и гарантии предпринимательства. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. В соответствии с принятыми законами правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи противозаконной экономической практики, применяет власть для наложения соответствующих наказаний.

Государство также представляет услуги обществу в форме содержания государственных структур, обеспечивающих поддержание общественного порядка: суд, прокуратура, полиция и т.п., а также вводит стандарты измерения веса, качество продуктов, поддержание денежного обращения и правил функционирования рынка товаров, капитала и рабочей силы.

Государство стоит на защите конкуренции, то есть создает условия для состязательности между предпринимателями за более выгодные условия реализации результатов своего производства, с одной стороны и состязательности между производителями и покупателями за кошельки потребителей товаров и услуг. В этом случае сама конкуренция рассматривается как форма творческой деятельности и свободы, когда все участники рынка подчиняются диктату покупателя или требованиям потребителя. При конкуренции вопрос о спросе и предложении товаров и услуг решается с помощью рыночной цены. Это значит, что индивидуализация производителя и поставщики ресурсов могут достигнуть желательных результатов лишь в том случае, если они приспосабливаются к желаниям и потребностям потребителей, покупателей.

Силой противопоставления конкуренции является монополия. При возникновении монополии ситуация резко меняется, поскольку на передний план выходят интересы производителей, которые могут устанавливать цены в ущерб всему обществу.

В странах Запада правительства устанавливают контроль над монополиями, и это оно делает двумя способами.

Во - первых, правительство с помощью "естественных монополий" оказывает прямое воздействие на ценообразование многих видов товаров, услуг, сырьевых источников и т.п. В этих сферах правительство формирует комиссии для регулирования цен. Кроме этого, правительство устанавливает стандарты на предоставление услуги.

Во - вторых, важным противодействующим фактором диктату монополий является система антимонополистических и антитрестовых законов с целью защиты свободы предпринимательства в качестве эффективного регулятора поведения малых, средних и крупных представителей бизнеса.

2. Перераспределение дохода

В развитых капиталистических странах существует глубокая дифференциация населения по величине получаемых доходов, что является причиной определенного социального неравенства во взаимоотношениях различных классов в обществе.

С целью снижения этой напряженности правительство берет на себя задачу уменьшения неравенства в доходах. Эта задача находит свое разрешение в ряде политических и экономических мер, предпринимаемых правительствами стран с рыночной экономикой. Среди этих мер следует указать на трансфертные платежи, обеспечивающие выплаты остронуждающимся малообеспеченным, инвалидам, безработным. Все эти программы осуществляют передачу доходов правительства тем экономическим структурам, которые не могут существовать без поддержки правительства, к примеру, сельское хозяйство.

Важным направлением перераспределения доходов является вмешательство правительства в процессе формирования рыночных цен. Это достигается путем гарантийных цен на продукцию фермеров, а также законодательства о минимальных ставках заработной платы.

Государство активно стимулирует спрос и предложения товаров и услуг, потребление которых приносит обществу пользу. Существуют определенные виды товаров и услуг, которые называются государственными или общественными благами, которые рыночная система несклонна производить в силу особой дороговизны или отсутствия прибыли.

Классическим примером общественного блага предоставляемого обществу со стороны государства служат организации экологического назначения, навигационные системы - строительство морских маяков, предостерегающих корабли от кораблекрушений. Другими видами общественных благ является национальная оборона, регулирование паводков, строительство дорог и т.п. Следовательно, чтобы общество могло пользоваться указанными благами и услугами, финансировать их должен государственный сектор за счет налогов, пополняющих государственную казну.

Указанные виды услуг порождают некомпенсируемые издержки, то есть затраты больше чем выручка, получаемая от реализации этих услуг. В данном случае речь идет о так называемых издержках перелива. Наиболее известными издержками перелива связаны с загрязнением окружающей среды (затраты на сооружения очищающие воду, воздух, содержание инспекций и т.п. покрывается за счет государственного бюджета).

Государство осуществляет комплекс мер, направленных на стабилизацию развития производства посредством проведения политики полной занятости ресурсов (капиталов, сырья, рабочей силы и поддержания стабилизации уровня цен).

Для того, чтобы вмешательство правительства в политику было эффективным, в обществе получает соответствующее развитие государственный сектор экономики как важнейший экономический фундамент общественного развития.

3. Государственный сектор и его роль в экономике страны

За последние несколько десятилетий значительно возросла регулирующая роль государства в самых различных областях экономической деятельности, как-то: в производстве, занятости, производительности труда, уровне цен, распределении ресурсов, сборе налогов и правительственных расходах. Между деятельностью частного и государственного секторов в экономике существует различие, но есть и общие черты, которые дополняют друг друга в решении общенациональных, социальных, политических, экономических задач страны.

Воздействие государства на экономику наиболее ощутимо через налогообложение и правительственные расходы. Однако существуют много других путей вмешательства государства в экономическую жизнь страны о чем было сказано ранее.

Среди важнейших причин, порождающих необходимость роста государственного сектора в экономике, следует назвать такие, как рост обобществления производства, потребность в национальной обороне, рост городов и численности населения, проблемы окружающей среды, эгалитаризм (преодоление нищеты и сокращение неравенства доходов и другие).

О масштабах экономической роли государства свидетельствуют правительственные закупки товаров и услуг и государственные трансфертные платежи. В США трансфертные платежи составляют почти 30% национального продукта. Их доля в других странах еще выше, например, в Швейцарии они составляют 51%, во Франции - 46%, в Великобритании - 45%.

Государственные расходы на товары и услуги в США за последние 60 лет возросли более чем в 100 раз (с 9 млрд. долларов в 1929 г. до 1 трилл. долларов в конце 80 годов). В последние десятилетия правительственные закупки колебались на уровне 20-30% национального продукта. Из указанной суммы расходов около половины составляют трансфертные платежи, то есть выплаты определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и пособий ветеранам войны и т.п. За период с 1929 г. по 1988 год они возросли с 3,7 млрд. долларов до 586 млрд. долларов, то есть почти в 150 раз.

Между государственными закупками и трансфертными платежами имеются важные различия. Через правительственные закупки (закупки оружия, строительство учреждений, оплата услуг судей, пожарных и учителей) перераспределяются ресурсы от частного к общественному потреблению товаров. А через трансфертные платежи правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора (приобретая товары и услуги лиц и отдельные группы при помощи государства приобретают оплаченные обществом товары, влияя на производственную структуру и активность через рост спроса на соответствующую продукцию). Но в оценке роли закупок и трансфертов во влиянии государства на экономику первостепенная роль принадлежит государственным закупкам.

Само государственное вмешательство в экономику осуществляется в трех направлениях - это вмешательство федерального правительства, правительств в штатах и местных органов власти. Каждая из указанных ветвей государственного сектора имеет в себе доходы, соответствующие денежные источники и расходы своих бюджетов.

4. Финансы госсектора и их источники и расходы

Доходы федерального бюджета формируется за счет нескольких статей: личных подоходных налогов - 46%, налогов с фонда заработной платы - 35%, налогов на прибыль корпораций -10%, других налогов - 10%, куда входят акцизные сборы, таможенные пошлины, налоги на дарение и т.п.

Ставка федерального личного подоходного налога в США вначале 90-х годов выглядит следующим образом.


Налоги, взимаемые с фонда заработной платы (на страховые взносы по пенсионному обеспечению, бесплатной медицинской помощи), выплачивают работодатели и лица наемного труда. Каждый работодатель и каждое лицо наемного труда выплачивают в виде налога 7,51% на первые 48 тыс. долларов годового дохода (заработной платы) ставка налогового обложения прибыли корпорацией составляет 34%.

Акцизные налоги взимаются с ограниченного количества товаров: алкогольные напитки, табак, бензин. Указанные ставки подоходного налога и налога на прибыль введен в США в 1989 году.

Расходы федерального бюджета характеризуются широким разнообразием и на 80% составляют три величины ставки расходов бюджетных средств: 1. Помощь престарелым, безработным, инвалидам, малообеспеченным гражданам страны, что составляет 40%. 2. Национальная оборона -28%. 3. Процент по государственному долгу - 14%.

На образование и здравоохранение в 1987 году было израсходовано 70 млрд. долларов или 7% бюджета.

Финансы штатов характеризуются своими особенностями. Во-первых, доходы формируются в основном за счет налогов с продажи (налоги с оборота, акцизные сборы), которые составляют около 50%. Во-вторых, налоги с физических лиц (подоходный налог) составляет 31%, лицензии, визы - 9%.

Расходная часть бюджета штатов покрывает затраты на образование (24%), социальное страхование (12%), общественную безопасность (7%). Каждый штат в соответствии со своими законами устанавливает нормы расхода на перечисленные нужды, что порождает значительные колебания в размерах налоговых поступлений и расходов.

Доходы местных органов власти (округов, муниципалитетов, районов) в основном поступают от поимущественных налогов (74% в 1987 г.), налогов с продажи и акцизов (11%). В настоящее время статьей доходов местных органов власти стали так называемые "неналоговые поступления" в виде лотерей и субсидий федерального правительства и власти штатов.

Главными статьями расходов местных бюджетов является финансирование образования - 43%, здравоохранения и социальной защиты - 12%, потребности в сохранении и защите окружающей среды и жилищные расходы - 11%.

Финансы госсектора являются наиболее полным отражением экономической деятельности государства, поскольку госсектор все больше и больше становится субъектом хозяйственной деятельности. Через состояние финансов государственных органов можно судить об уровне производственной деятельности в этом секторе экономики. Через распределение финансовых средств правительство раскрывает содержание и характер распределительных отношений в обществе с рыночной экономикой. Дело в том, что система распределения финансовых средств в госсекторе осуществляется в соответствии с действующим законодательством, что само по себе представляет собой пример требований закона. С другой стороны развитие госсектора ведет ко все большему и большему его влиянию на общие тенденции развития экономики страны, что дает основание утверждать положительные результаты воздействия госсектора в качестве определенного стандарта применительно к сфере хозяйственной деятельности.

5. Виды налогов, их распределение и общественный дефицит

Все налоги делятся на прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

Это зависит от тех объектов, которые подлежат налогообложению - доходы, продукты, здания, участки земли и т.д.

1. Налог является прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода. В этом случае его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода.

2. Регрессивный налог - такой налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода. Рост доходов подлежит в этом случае обложению меньшей налоговой ставкой. В этом случае имеется возможност ь получить большую абсолютную сумму, если темпы роста доходов будут значительными. А может и не произойдет.


Чтобы сделать выбор, надо оценивать исходные данные, определять возможности и устанавливать, кто больше заинтересован в общенародном (государственном) интересе - чиновник или частник? Насколько бескорыстны и тот и другой? Всегда ли государство в состоянии добиваться того, чего оно желает? Может ли быть добровольный обмен (свободный рынок) единственным стимулом, склоняющим людей к совместной деятельности? Кто будет заинтересован в производстве и предложении благ, если люди смогут получать эти блага, не платя за них (проблема безбилетника на транспорте)?
Крупнейший американский экономист Джон Гэлбрейт на эти и подобные вопросы отвечает так: "Безоглядная приверженность идеологии свободного предпринимательства и убежденность в том, что государство не должно играть в экономической жизни никакой роли - могли бы стать губительными даже для нас, если бы мы к этому прислушивались" (Беседа с Ф. Бурлацким. Литературная газета. 1990, февраль).
В смешанной экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономический механизм. Все реально функционирующие экономические системы - это системы "смешанные"; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на центральные вопросы экономики:
Что и сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?
Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию?
Кто должен получать эту продукцию, как она должна распределяться между индивидуальными потребителями?
Разные экономические системы мира и отдельные государства отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а также направленности регулирования экономики. Однако во всех случаях экономические функции правительства в развитии экономики играют очень существенную роль.
Количественно выразить экономическую роль правительства в управлении экономикой трудно. Эта роль осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. С определенной достоверностью можно установить долю национального продукта, производимого под эгидой прави-тельства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но как количественно измерить регулирующие меры государства, предназначенные для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях и т. д.?
Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:
обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
защиту конкуренции;
перераспределение доходов и богатства;
корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта;
стабилизацию экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста. Задачи по обеспечению правовой базы рыночной экономики разрешаются путем введения правил поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Законодательные акты правительства касаются определения прав собственности, отношений между предприятиями, запрета на продажу фальсифицированных продуктов и лекарств, установления стандартов качества, маркировки продукции, ответственности за соблюдением условий контрактов и т.д. О мерах государства по защите конкуренции уже сказано.
Действительно, рост монополий резко изменяет рыночную ситуацию. Создается положение, при котором число продавцов становится ограниченным и в силу этого каждый из них в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта. Монополия по своей природе порождает нерациональное распределение экономических ресурсов. Однако на пути всевластия монополий есть ограничитель. Первым из них является сам рыночный механизм. Если продавец товара А будет только один, то у потребителя не окажется выбора. Тогда он будет искать альтернативы, т.е. заменителя данного товара. Поскольку спрос на эти товары-заменители возрастет, то увеличится и предложение. В итоге у этого единственного монополиста появятся косвенные конкуренты.
Вторым ограничителем господства монополий является деятельность правительства по защите конкуренции. В тех отраслях, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков правительства регулируют цены и устанавливают стандарты на оказываемые услуги. Транспорт, связь, производство и сбыт электроэнергии и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени в большинстве государств подвергаются правительственному регулированию, во многих странах являются собственностью государства.
Одна из экономических функций правительства связана с перераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать большое неравенство. За короткий срок перехода к рыночным отношениям в странах СНГ быстро появились миллионеры-миллиардеры, а десятки миллионов людей оказалась за чертой бедности. В отличие от цивилизованных государств, где рыночная система приносит крупные и сверхкрупные доходы лицам, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей, благо-приобретенного образования и мастерства, или тем, кто владеет крупным капиталом, заработанным упорным трудом многих поколений, новоявленные наши миллионеры в большинстве своем не обладают ни интеллектом, ни положительным опытом предпринимательства и мастерства. Большинство из них воспользовалось тем хаосом и безвластием, на фоне которых произошел распад советской цивилизации.
В стабильных государствах правительства разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным.
Четвертая функция связана с корректированием распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Утверждение, что одним из достоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного распределения ресурсов на производство товаров и услуг справедливо при одном немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного спроса и предложения. Между тем, при производстве и потреблении товаров и услуг могут возникать побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни к производству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такой третьей стороной выступает само население. Когда химическое предприятие или металлургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, то часть издержек перекладывается на население, которому они никак не компенсируются. В целях предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальных загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов. Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к издержкам перелива на единицу продукции. Корректировка может произво- диться в сторону увеличения спроса или предложения. Так, в США программа продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона питания семей с низкими доходами. Смысл этой программы сводится к тому, что улучшение питания поможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, а низкооплачиваемым взрослым лучше выполнять свою работу. Более производительный труд участников экономического процесса несет за собой выгоды для всего общества. Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения, когда правительство субсидирует производителей (безвозмездные кредиты, субсидии на образование, здравоохранение и т.д.).
Действие правительства по обеспечению рационального распределения и использования ресурсов реализуется через налоговую политику. Обложение предприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов может в одних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные и потребительские расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налоги высвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для их притока. Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с целью осуществления изменений в структуре национального продукта страны.
Функция правительства по стабилизации экономики связана с помощью частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Уровень производства непосредственно зависит от совокупного объема расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, низкий уровень не обеспечит полной занятости ресурсов и населения. Любому правительству надлежит, с одной стороны, увеличивать собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой стороны - сокращать налоги с целью стимулирования расходов частного сектора. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов всегда носит инфляционный характер.

Какие две возможные меры правительства для обеспечения полной занятости рассмотрел автор? В чём опасность подобных мер? Используя обществоведческие знания, укажите две опасности.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Наиболее значительными пороками экономического общества, в котором мы живём, являются его неспособность обеспечить полную занятость, а также его произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов...

Что касается меня, то я полагаю, что есть известные социальные и психологические оправдания значительного неравенства доходов и богатства, однако не для столь большого разрыва, какой имеет место в настоящее время. Есть такие нужные виды человеческой деятельности, для успешного осуществления которых требуются меркантильная заинтересованность и общие условия частной собственности на капитал...

Государство должно будет оказывать своё руководящее влияние на склонность к потреблению частично путём соответствующей системы налогов… и, возможно, другими способами... Я представляю себе поэтому, что достаточно широкая социализация инвестиций окажется единственным средством, чтобы обеспечить приближение к полной занятости, хотя это не должно исключать всякого рода компромиссы и способы сотрудничества государства с частной инициативой. Но, помимо этого, нет очевидных оснований для системы государственного социализма, которая охватила бы большую часть экономической жизни общества… Если бы государство могло определять общий объём ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства, и основные ставки вознаграждения владельцев этих ресурсов, этим было бы достигнуто всё, что необходимо...

Учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости, потребует, конечно, значительного расширения традиционных функций правительства…

Вспомним на минуту, B чём заключаются традиционные преимущества индивидуализма. Отчасти это преимущества эффективности, обусловленные децентрализацией и влиянием личной заинтересованности. Преимущества эффективности, вытекающие из децентрализации принятия решений и индивидуальной ответственности, возможно, даже более значительны, чем полагали B XIX B., и реакция против призыва к личной заинтересованности, пожалуй, зашла слишком далеко. Но всего ценнее индивидуализм‚ если он может быть очищен от дефектов и злоупотреблений; это лучшая гарантия личной свободы в том смысле, что по сравнению со всеми другими условиями он чрезвычайно расширяет возможности для осуществления личного выбора. Он служит также лучшей гарантией разнообразия жизни, прямо вытекающего из широких возможностей личного выбора, потеря которых является величайшей из всех потерь в гомогенном или тоталитарном государстве. Ибо это разнообразие сохраняет традиции, которые воплощают в себе наиболее верный и успешный выбор предшествующих поколений. Оно окрашивает настоящее в переливающиеся цвета фантазии, и, будучи служанкой опыта B такой же мере, как традиции и фантазия, оно является наиболее могущественным средством для достижения лучшего будущего.

(Дж. Кейнс )

Как традиционно называют ту экономическую систему, которую автор текста называет индивидуализмом? С какой экономической системой он её сопоставляет? Укажите как называет ее автор и какое название для нее используется современными экономистами. Приведите любой один признак данного типа экономики, который не указан в тексте.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

Речь идёт о рыночной экономике;

Современные экономисты называет ее командная (централизованная или плановая) экономика.

3) любой признак, который не указан в тексте:

Директивное (государственное) ценообразование.

Какие преимущества и недостатки «экономического общества, в котором мы живём», рассмотрел автор? Используя текст, укажите любые два преимущества и два недостатка.

Пояснение.

1) преимущества:

Эффективность;

Гарантия экономической свободы;

Возможности для осуществления личного выбора;

Гарантия разнообразия жизни;

2) недостатки:

Неспособность обеспечить полную занятость;

Произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов.

Преимущества и недостатки могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Автор упомянул традиционные функции правительства в экономической жизни. Проиллюстрируйте примером влияние правительства посредством налогов на склонность к потреблению. Используя обществоведческие знания, назовите две другие традиционные функции правительства.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) пример, допустим:

Правительство повысило акцизы на табачные изделия, сделав их цену недоступной для многих потребителей;

(Может быть приведён другой пример.)

2) две другие функции правительства, например:

Установление правовых рамок экономической деятельности;

Производство общественных благ;

Поддержание стабильности финансовой системы.

Могут быть названы другие функции

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) меры правительства:

Достаточно широкая социализация инвестиций;

Государство определяет общий объём ресурсов, предназначенных для увеличения орудий производства, и основные ставки вознаграждения владельцев этих ресурсов;

Учреждение централизованного контроля;

(Меры могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) опасности, например:

Подавление частной инициативы;

Ухудшение качества трудовых услуг.

Могут быть указаны другие опасности

mob_info