С какого числа повышение осаго. Проверка на дорогах: для кого подорожает осаго. Что думают автовладельцы

9 января 2019 года российские водители встретят повышением расценок на ОСАГО. Формально, конечно, про повышение никто не говорит, реформа называется «расширением тарифного коридора» и цена чисто теоретически может даже снизиться, однако обманывать себя на этот счет не стоит, страховым компаниям разрешили официально увеличить тариф и можно не сомневаться, что они этим правом воспользуются. Конечно, новые цены на ОСАГО сильно возмутили российских автовладельцев, причем возмущение вызывает даже не само повышение цен (в конце концов, все дорожает), а то, как это было сделано. Регулятор сферы, Центробанк, не просто повысил цены, а сделал это с особым цинизмом.

Обман под выходные

Сначала предыстория. Реформа ОСАГО в ее нынешнем виде была сформулирована еще летом 2018 года. Центробанк анонсировал, что новые тарифы вступят в силу к сентябрю прошлого года, но потом решил взять паузу, чтобы, как писали в пресс-релизах «обсудить вопрос с правительством». Действительно, повышение тарифов именно в 2018 году смотрелось странно – судя по статистике, выручка страховых компаний и со старыми тарифами уверенно росла, возросла и прибыль. Водители во многих регионах отмечали, что полисы стало проще купить, их стали меньше «зажимать», как это было в прошлые несколько лет. В общем, старые тарифы бы потерпели еще год-другой.

Казалось, что Центробанк так и поступит, отсрочит реформу и введет ее где-нибудь в конце 2019 года. Однако 29 декабря 2018 года грянул гром – Центробанк опубликовал у себя на сайте о вступлении новых правил расчета ОСАГО. По закону, решение вступает в силу через 10 дней после опубликования. И вот тут-то и кроется особый цинизм. Опубликуй Центробанк решение не перед выходными, у российских автовладельцев было целых 10 дней застраховаться по старым тарифам , по правилам разрешается купить полис аж за два месяца до начала его действия, но ЦБ лишил россиян такой возможности: сразу после публикации решения офисы страховых компаний закрылись на выходные, а откроются 9 января уже с новыми «ценниками».

А как же электронное ОСАГО? Сайты же работают круглосуточно и без перерывов на выходные? Да, но для покупки полиса нужно получить диагностическую карту, а пункты техосмотра тоже отдыхают с 30 декабря по 8 января. Замкнутый круг, в котором водители оказались проигравшими.

Как бы конкуренция

Как сильно подорожает полис? Давайте считать. Раньше страховые компании могли для расчетов использовать базовую цену в диапазоне от 3432 до 4118 рублей. Правда, диапазона никакого и не было, расчет Центробанка на то, что страховые компании будут конкурировать друг с другом и привлекать клиентов более низкой ценой не оправдалась – все СК единогласно работали с максимальной ценой 4118 рублей. Теперь ценовой коридор будет от 2746 до 4942 рублей. Не нужно быть Вангой, чтобы предсказать – у страховых компаний других базовых цен кроме 4942 не будет. Разница между 4942 и 4118 рублей – 20%, именно настолько вырастет стоимость полиса для конкретного водителя с учетом всех коэффициентов .

С коэффициентами этими, правда, тоже не все так просто. Центробанк решил усложнить систему расчета коэффициентов возраста-стажа. Раньше было всего 4 варианта – молодые (возраст до 23 лет) и/или неопытные водители (стаж менее 3 лет) доплачивали от 60 до 80 процентов к цене страховки, у остальных водителей доплат не было. Это казалось справедливым – у молодых и неопытных шансов попасть в ДТП действительно больше, но потом водитель «умнеет» и становится опытным, вероятность аварии снижается. Теперь вводится аж 58 вариантов коэффициентов . Для начинающих молодых водителей ввели надбавку 1,87 (они будут платить больше на 8% по сравнению со старыми расчетами), зато появился и коэффициент 0,93 – считай скидка 7% для пенсионеров (коэффициент получат водители старше 59 лет со стажем более 3 лет). Это уже не кажется логичным. Конечно, дать финансовую поблажку людям на пенсии хочется, это вроде бы льгота такая, но утверждать, что у 60-летнего водителя со стажем 5-7 лет меньше шансов попасть в ДТП чем у 40-летнего со стажем 20 лет как-то странно, а по новой реформе получается именно так.

1,87 и 0,93 это крайние значения, все остальные категории шоферов плавно расписаны среди них. По предварительным коэффициентам мы составили табличку значений с учетом возраста и стажа. В горизонтальном столбце учитывается стаж вождения, в вертикальном – возраст водителя. Красным закрашены сочетания, водители с которыми по новым правилам будут платить больше чем по старым, зеленым – сочетания, по которым водители будут платить меньше или хотя бы как раньше. Зная свой возраст и стаж вы сможете прикинуть, в какую сторону изменится для вас цена (это помимо подорожания на 20%, конечно).

Единый КБМ

Однако есть в новой реформе и хорошие новости. Наконец-то Центробанк решил навести порядок с коэффициентом бонус-малус. Раньше он рассчитывался по каждому полису отдельно, и у водителя, который в полисы на несколько авто, была каша в базе данных. Теперь решено – водителю присваивается единый КБМ , а перерасчет (добавление новой скидки за безаварийный год или, наоборот, увеличение стоимости за аварию по своей вине) будет происходить 1 апреля каждого года. Первый раз это случится 1 апреля 2019 года, на эту дату каждому водителю будет присвоен минимальный КБМ из всех, что имеются в базе.

Кстати, подорожала и открытая страховка , когда автомобилем разрешено управлять любому водителю. Она как и для самых молодых теперь будет идти с коэффициентом 1,87. Опять если у вас в семье есть молодой и неопытный водитель, то будет смысл делать открытую страховку.

А еще новая система расчета КБМ сохраняет за водителем страховую историю. Раньше если один год не страховаться, то все накопленные бонусы «сгорали», покупать страховку нужно было с коэффициентом 1. Не очень понятно, с чего бы это вдруг, ведь водитель уже доказал, что может ездить без аварий, пусть у него и был перерыв. Теперь накопленный как хороший, так и плохой коэффициент будут сохраняться, даже если был перерыв в страховании.

Что дальше

Это из тех изменений, что уже вступили в силу. Но ожидается, что реформа ОСАГО на этом не закончится. Уже к концу 2019 года Минфин планируется отказаться от начисления коэффициента мощности. Он, признаться, выглядит странно. По логике этого коэффициента машина с более мощным мотором нанес ущерб серьезнее, чем с более слабым, но это очевидный бред. Пока коэффициент мощности выглядит скорее как налог на богатых. Купил мощную машину – плати больше.

В 2020 году поговаривают об отмене территориального коэффициента, чтобы жители всех субъектов федерации платили одинаково. Но с ним не все так просто, над отменой этого коэффициента еще нужно подумать.

Пока же стоимость ОСАГО повысили и, воспользовавшись выходными, даже не дали водителям напоследок купить полис по старым ценам. Увы, но нужно признать, что это повышение никак не скажется на качестве работы системы. Платить мы будем больше, но уже знакомые проблемы останутся – заниженные выплат и отвратительное обслуживание. Может, пора бы уже действовать как в Европе – цены на страховку повышать, но и качество подтягивать?

Эксперт считает, что часть денег за обязательный полис можно будет сэкономить

Центробанк продолжит либерализацию рынка автострахования. Существенные изменения по полисам ОСАГО ждут автовладельцев в 2020 и 2021 году. В ЦБ поделились планами, отменить территориальный коэффициент и не учитывать мощность автомобиля при расчете стоимости автогражданки. При этом будущие позитивные изменения нивелируются изменением тарифов ОСАГО на 20% в самой ближайшей перспективе – с 9 января 2019 года, что в купе с подорожанием бензина для автовладельцев может обернуться ощутимым ударом по кошельку.

Отменить территориальный коэффициент регулятор планирует в 2020 году. Сейчас место жительство влияет на стоимость полиса. Например, житель Свердловской области платит за автогражданку 3600 рублей, а житель соседнего поселка, но уже в Курганской области – 2000 рублей. После вступления в силу изменений, такая тарификация «автоматом» будет исключена. Как пояснил глава управления надзора за деятельностью субъектов страхового рынка ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Кирилл Табаков, место жительство будет косвенно влиять на стоимость и в дальнейшем, но страховщик уже должен будет рассчитывать ее исходя их плотности движения в каждом конкретном населенному пункте, качество дорог и другие факторы.

Коэффициент мощности ЦБ намерен отменить в 2021 году. Сейчас повышающие коэффициенты предусмотрены для всех автомобилей с мощностью двигателя от 70 лошадиных сил и выше. При мощности более 120 лошадиных сил тариф ОСАГО вырастает на 40% (более 2 тыс. рублей), а при мощности более 150 лошадиных сил – на 60% (около 3,5 тыс. рублей).

В ЦБ отмечают, что прошли те времена, когда «тянущая» больше 120 лошадиных сил машина считалась гоночной, а самые распространенные в России автомобили обладают мощностью от 71 до 100 лошадиных сил: несправедливо, что для них все еще действует повышающий коэффициент.

Еще один нюанс: после отмены коэффициента мощности страховщики смогут увеличивать тариф не более, чем на 40% от базовой стоимости. По словам Табакова, компании будут сами решать, что учитывать при расчете стоимости, например, марку автомобиля, характеристики поведения водителя на дороге.

Представитель регулятора добавил, что Центробанк, со своей стороны, будет рекомендовать страховщикам использовать данные телематики – устройств, которые собирают информацию о том, как и где управляют автомобилем. Оно фиксирует скорость разгона, резкость торможения, длительность и частоту использования транспортного средства, то есть все факторы, влияющие на вероятность попадания в ДТП.

А в конце минувшего года ЦБ утвердил изменения тарифов ОСАГО, которые вступят в силу уже в 2019 году. В частности, регулятор предложил разделить водителей на 58 категорий в зависимости от возраста и стажа вождения вместо существующих четырех. Например, теперь молодым водителям придется платить больше, а для опытных, соответственно, цена уменьшится. Для автомобилиста в возрасте 25-29 лет со стажем вождения 9 лет коэффициент составит 1,04, то есть на 4% больше базового тарифа. Для водителя старше 30 лет с безаварийным стажем больше 10 лет ставка будет, наоборот, на 4% меньше – 0,96. Сейчас для обеих категорий действует коэффициент 1. По сути, речь идет об использовании более гибкого подхода к установлению тарифов ОСАГО. В ЦБ считают такой подход более справедливым как для автовладельцев, так и для страховщиков.

Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, в свою очередь, полагает, что предложенные регулятором нововведения изменят стоимость страховки лишь для 20% автомобилистов: для 15% аккуратных водителей страховка подешевеет, а для 5% лихачей – подорожает, остальные 80% разницы не почувствуют.

Вместе с тем, среди ближайших изменений – расширение диапазона ставок базового тарифа ОСАГО на 20% в обе стороны: вместо 3,4-4,1 тыс. рублей будет 2,7-4,9 тыс. рублей. В мае зампред ЦБ Владимир Чистюхин говорил, что после изменения тарифов для среднеобобщенного водителя цена полиса вырастет с 5,8 тыс. рублей до 7 тыс. рублей. Тарифы необходимо поменять, по его словам, чтобы создать конкурентный рынок автострахования: якобы, сейчас страховщики в некоторых регионах работают себе в убыток. В ноябре Чистюхин поменял свою оценку подорожания ОСАГО и заявил, что цена полиса вырастет максимум на 1,5%. По данным РСА, в 2018 году средняя цена страховки составила 5,7 тыс рублей.

Не стоит на слово верить ни ЦБ, ни страховщикам, считают эксперты. «Для большинства водителей стоимость полиса с начала года увеличится на 15-20%, хотя для ряда автомобилистов ставка, действительно, снизится», - отмечает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. Она объяснила, что при наличии базовых ставок, устанавливаемых ЦБ, точные тарифы определяет страховая компания и чем известнее бренд страховщика, тем выше будут ставки. «Это нужно учитывать при выборе страховщика. Чтобы сэкономить, автовладельцы могут немного схитрить и купить новый полис до того, как стоимость начнут считать по новым ставкам. Новый договор можно заключить, если до окончания действующей страховки остается не более 60 дней. Эта лазейка актуальна для водителей, у кого ОСАГО истекает в январе или феврале», - посоветовала Бодрова.

Страховой рынок замер в ожидании реформы ОСАГО. Учитывая, что в России зарегистрировано более 40 млн автомобилей, а права ежегодно получают свыше 1,3 млн человек, вопрос касается почти каждой семьи. ЦБ, Минфин, депутаты Госдумы и Российский союз автостраховщиков выступают за либерализацию тарифов страхования «автогражданки». Предлагается 19 нововведений, которые можно считать революционными, и постепенный переход на персональный расчет стоимости полиса, в котором будут учитываться стаж, возраст водителя, аккуратность и соблюдение ПДД. Обсуждение возможных законодательных изменений идет в Госдуме по второму кругу, и пока депутаты не пришли к единой поддержке тарифных нововведений. Ряд парламентариев — например заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков — считает, что изменения приведут к значительному повышению стоимости страховки. В Центробанке возражают: та увеличится не более, чем на 1,5%. Но не для всех. «Инвест-Форсайт» узнал у игроков отрасли и авторов финансовых Telegram -каналов, к чему же могут привести анонсированные изменения.

Наталья Селиверстова / РИА Новости

Telegram -канал «Бойлерная» (@boilerroomchannel )

— Хороший день для автолюбителей. Вчера стало известно, что страшные байки — ОСАГО подорожает на 20% — оказались информацией из области «слышу звон, да не знаю, где он». Полис, в среднем, если и подорожает, то не более чем на 1,5%. Чтобы отшлифовать систему ОСАГО, к которой много претензий у всех, ЦБ предлагает расширить тарифный коридор, изменить подход к присвоению коэффициента бонус-малус, который предусматривает скидку за безаварийное вождение, совершенствовать коэффициент по возрасту и стажу. Есть четкое осознание, что реформа ОСАГО нужна, ее поддерживают не только ведущие страховщики (Ингосстрах и др.), но и автолюбители. По итогу цена на ОСАГО при пересчете на конкретное лицо и автомобиль может даже снизиться, так как тариф будет индивидуальным: в нем будет учитываться водительский стаж, количество штрафов за нарушения ПДД, аварийность. А кто у нас не хочет платить меньше за хорошее вождение?

Telegram- канал The Mad Insurer (@madinsurer)

— У нашей маленькой редакции о рынке ОСАГО свое мнение. Во-первых, мы не верим в убыточность ОСАГО как вида страхования для страховщиков. Страховщики, утверждая об убыточности, «забывают» о том, что продолжают тем не менее до сих пор выплачивать агентское вознаграждение в размере до 25% через различного рода схемы (вместо разрешенных 10%), а были времена, когда и 40% платили легко (РСТК, «Согласие», Росгосстрах, «Ариадна», «Гута-Страхование», «Адмирал», «Ростра» и т.д.). Все это делалось для быстрого сбора денег и ухода с рынка по-английски. Во-вторых, страховщики (в первую очередь, Росгосстрах) вместе с Российским союзом автостраховщиков сами виноваты в появлении автоюристов. Если бы изначально страховые компании честно выполняли свои обязательства перед клиентами (как, например, в обоснование применяемой при расчете страховой выплаты использовались бы активнее сборники «Прайс-Н», содержащие хоть какой-то вменяемый анализ средней стоимости нормочаса, а не рукотворные значения, созданные самими страховщиками и спущенные ими сверху в оценочные организации, готовившие на их основе расчет страховой выплаты) и были бы прозрачные правила игры, то всей этой ситуации с мошенничеством и юристами в таком объеме точно не было бы. В-третьих, несусветная глупость была изначально делать ОСАГО с привязкой к каждому транспортному средству. Более логично было бы страховать ответственность водителя, и тариф брать, исходя не из лошадиных сил автомобиля, а из опыта и возраста водителя и примерного перечня транспортных средств, на которых он планирует передвигаться. Например, в семье из двух человек-водителей есть мотоцикл, две легковые машины и старая «Газель» для поездок на дачу. Все четыре транспортных средства не могут физически одновременно выехать на дороги, зачем тогда одновременно страховать ответственность при их управлении по ОСАГО? Надо застраховать водителей, ограничив перечень транспортных средств, на которых они передвигаются (например, по стоимости самих транспортных средств и году выпуска).

Telegram-канал «Рисковик» ( @riskovik )

— В ситуации с ОСАГО возмущает иезуитская логика чиновников: цены уже подняли (раза в два), с убыточностью — «все хорошо», а вилку цен на полисы все равно еще раз поднимут. Учитывая, что больше всех «плакал» об убыточности ОСАГО погрязший в схемах и воровстве Росгосстрах, почему нам, потребителям, снова «оплачивать музыку»?! Что нам совсем недавно рассказали: Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА) фиксируют снижение убыточности в ОСАГО по итогам января—сентября 2018 года.

«С убыточностью в ОСАГО по этому году у страховых компаний, которые специализируются на страховании автогражданской ответственности, мягко говоря, все очень хорошо », — сказал всему рынку директор департамента страхового рынка ЦБ РФ Филипп Габуния .

Так объясните, зачем снова ухудшать ценник? Самое печальное — никто уже не верит, что для кого-то ОСАГО подешевеет, и прогноз роста цены полиса на 1,5% от ЦБ тоже вызывает печальную улыбку. Автолюбителей и сочувствующих им — практически вся страна. Ростом цены ОСАГО почти у каждой семьи вы, господа чиновники и страховые лоббисты, опять отнимете деньги. Может, еще раз подумать и отказаться от этой идеи?

Сергей Демидов , управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств Группы «Ренессанс Страхование»

— На данном этапе реформы страховые компании не имеют возможности предлагать индивидуальный тариф для каждого конкретного клиента, речь идет только о расширении тарифного коридора. Поэтому мы не ожидаем заметных изменений тарифов для большинства клиентов, ни в сторону увеличения, ни в сторону снижения. Существенные изменения произойдут после полной либерализации тарифов, запланированной ЦБ на 2019 год, причем тогда мы сможем ощутимо снизить тарифы для большинства клиентов, ведь у 90% водителей за год не происходит страховых случаев. Снижение ждет опытных водителей с хорошей страховой историей, большим стажем вождения, убыточных клиентов, наоборот, ждет увеличение стоимости полиса. Стоимость ОСАГО станет более справедливой, аккуратные водители перестанут платить за лихачей.

Telegram- канал « Интернетчеловек » ( @internet_people )

— Нарушение баланса спроса и предложения в этом сегменте рынка — это то, что мы имеем сейчас. До того как ЦБ стал мегарегулятором, тарифы ОСАГО практически не менялись. После того как страховой рынок перешел под контроль Банка России, тарифы «вдруг» стали постепенно повышаться. А вдруг ли? Средний чек в магазинах из года в год растет. Чудес на фоне инфляции не бывает. ЦБ хочет видеть рынок ОСАГО доступным для потребителей и прозрачным. Страховые компании, жалуясь на убытки, желают перенести свои затраты на потребителей. Спрос и предложение «должны», с точки зрения здравого смысла, прийти в соответствие. Если это, конечно, возможно, когда у нас в стране полуручное управление. В работоспособность коридора при таком управлении по тарифам ОСАГО плюс-минус 20% — верится. При этом средний чек у потребителей финансовых услуг будет очевидно больше. Хотелось бы не более чем на 1,5%, как рассказывает ЦБ, впрочем, никто этих актуарных расчетов регулятора не видел, и сложно верить в эту среднюю температуру по больнице.

Что касается этапа, когда тарифы ОСАГО предлагается отпустить в свободное плавание, то оценивать сложно. Да и верится в это на фоне всеобщего огосударствления финансового сектора (посмотрите хотя бы на банки) и желания ЦБ все держать в ежовых рукавицах — очень слабо. Добавить сюда можно много, в том числе влияние на инфляцию возможных санкций. С таким успехом можно заявить и о свободных тарифах на жилищно-коммунальные услуги. Давайте подождем: представляется, что последний этап реформирования тарифов ОСАГО (свободное ценообразование) останется только на бумаге в отдельных кабинетах власти.

В целом считаю, что ЦБ в последние годы делает много положительного для наших автолюбителей: продажа электронных полисов (помнится, сам принимал в этом участие), введение периода охлаждения и приоритета натурального возмещения. Мысли отказа от нескольких коэффициентов, повышающих базовый тариф (региональный и зависимость от количества лошадиных сил транспортного средства) уже нашли положительную оценку у наших автолюбителей.

Сергей Ряховский , генеральный директор страхового агентства «АПФ Групп»

— В 2019 году нас, скорее всего, ждет ряд косметических изменений. Увеличат «тарифный коридор» до 20% в обе стороны, то есть страховые компании должны будут ещё больше конкурировать между собой. Отмечу, что жизнь внесёт свои коррективы, и всё на самом деле будет более прозаично: в регионах, где у страховщиков фиксируются убытки, будут выставлены максимальные значения базовой ставки. При этом в Москве и области, например, мы первое время будем наблюдать неопределенность среди участников рынка. Нас ждет снижение ставки рядом компаний (для увеличения ликвидности) на несколько месяцев, потом её увеличение до среднего по рынку уровня, потом по цепочке так начнут делать остальные игроки. Предположу, что, скорее всего, будут изменены различные поправочные коэффициенты. Основное изменение коснется КБМ (коэффициента бонус-малус). Сейчас у многих водителей можно встретить различный КБМ по состоянию на разные календарные даты. Планируется окончательно зафиксировать его и убрать эту «двойственность». Естественно, это будет сделано неблагоприятным для водителя образом — выберут коэффициент с наименьшей скидкой. Также усовершенствуются коэффициенты возраста-стажа. Однако я считаю, что в итоге будет дополнительно введено много новых категорий и значений, а по факту изменения будут несущественными, если брать рынок в целом. Молодые автолюбители «заплатят» за скидки для более опытных водителей.

Марк Зислин , сооснователь страхового агентства AMinsure

— Тарифы по ОСАГО, конечно, должны измениться. Дело даже не в конечной стоимости, а в том, какие факторы влияют на тариф на сегодняшний день. Последствия предсказуемы — среднестатистический полис ОСАГО наверняка станет дороже, хотя для опытных водителей, которые ездят без аварий, вполне возможно понижение стоимости полиса. Тарифы будут в большей степени зависеть от истории вождения водителей, а не от параметров автомобиля. И это, конечно, правильно! С точки зрения урегулирования убытков ничего не изменится. До тех пор пока расчет стоимости запчастей для ремонта по ОСАГО ведется по ценам ниже рыночных, автосервисам будет и дальше не хватать денег на ремонт. Из-за этого будет и дальше страдать качество ремонта и затягиваться сроки. Автовладельцы будут по-прежнему недовольны и станут винить во всем страховые компании. Хотя на самом деле ответственность за происходящие лежит на правительстве, которое установило такие правила игры и обязало по ним играть страховщиков. Как бы нам, автовладельцам, ни казалось, что страховщики жируют с такими ценами на ОСАГО, но мы не учитываем того, что, помимо расходов на урегулирование убытков, из этих же денег содержатся сотрудники, арендуются офисы, платятся налоги и т.п. То есть на выплаты остается не так много, как нам кажется. Автовладельцы как оформляли полисы ОСАГО, так и будут оформлять дальше — это обязательный вид страхования. Страховые компании в свою очередь будут и дальше говорить о том, что по ОСАГО работают в убыток, то есть в сухом остатке ничего не изменится.

Дмитрий Белов , директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр»

— Расширение тарифного коридора — диапазона, в пределах которого страховые организации могут по собственному усмотрению устанавливать ставку на свои услуги, — составит, по прогнозам, 20% в обе стороны — до 2,7-4,9 тыс. руб. В 2018 г. коридор базовых ставок составляет 3,4-4,1 тыс. руб. Данные меры принесут страховым компаниям порядка 15 млрд руб. дополнительных премий, за счет которых страховщики смогут компенсировать потери за 2017 г. Не коснется повышение тарифов владельцев мотороллеров и мотоциклов: тарифная вилка на данные ТС снизится на 10,9% и составит от 0,65 до 1,4 тыс. руб. Для юридических лиц максимальная цена полиса ОСАГО будет снижена на 5,7% и составит 2,9 тыс. руб. В 2019 г. вполне возможно повышение стоимости услуг ОСАГО. Согласно ст. 3 ФЗ N 40 от 25.04.2002 г. «Об ОСАГО», изменение базовой ставки можно проводить один раз в год. Последняя корректировка тарифов ОСАГО проводилось 12.04.2015. Увеличение тарифного коридора по ОСАГО позволит не только компенсировать убытки страховых компаний, но и повысить качество предоставляемых услуг. Помимо повышения тарифов, проект изменений в законодательство включает поправку в коэффициентах за грубые нарушения ПДД, увеличение стоимости полиса при авариях, произошедших по вине водителя, а также — систему скидок за безаварийное вождение. Изначально поправки планировалось внести еще в августе 2018 г., но конкретная дата их принятия не называется. Пока есть возможность приобрести полис по старой ставке. В случае если автовладелец приобретет полис ОСАГО до повышения тарифа, ставка для него не изменится до окончания действия договора со страховой компанией. Что касается корректировок в механизме заключения электронных договоров ОСАГО, то 4 сентября изменились требования к загружаемым на сайт страховщика сканам документов. Теперь к одному номеру телефона можно привязать только один личный кабинет на сайте страховой компании, и договор будет вступать в силу только через 3 дня с момента его заключения. На данный момент это все изменения в законе об ОСАГО, которых стоит ожидать в обозримой перспективе.

Ольга Кучерова , страховой обозреватель «Банки.ру»

— Заявленные Минфином и Банком России изменения в тарификации ОСАГО нацелены на установление более справедливого тарифа для каждого водителя, что должно привести к снижению цены полиса для опытных и безаварийных водителей и повышению для тех, кто регулярно создает аварийные ситуации на дорогах. Очевидно, будет повышен тариф и для молодых водителей с небольшим стажем, вне зависимости от того, насколько аккуратно они ездят. Уже несколько страховых компаний официально заявили, что готовы снизить тариф в 20-25 наиболее благополучных регионах. Согласно последней актуарной оценке, проведенной Банком России по итогам первого полугодия, средний рост тарифа для легковых автомобилей и водителей-физиков не превысит 1,5%. Эти цифры озвучил зампред ЦБ Владимир Чистюхин на совместном заседании комитета по транспорту и строительству и комитета по финансовому рынку 7 ноября. Согласно предыдущей оценке, по итогам 2017 года ожидался рост тарифа в 44%. Такое резкое снижение ожиданий изменений тарифа стало следствием того, что ситуация на рынке ОСАГО постепенно выравнивается. По оценке Российского союза автостраховщиков, с которыми, в принципе, согласен и Банк России, для 80% автомобилистов тариф не изменится. Мегарегулятор при этом неоднократно заявлял: в обозримом будущем отмены верхней границы тарифа не ожидается. Более того, сейчас Банк России добивается законодательного закрепления права снижать тариф, установленный страховщиком, если видит его чрезмерность.

Подписывайтесь на канал « » в «Яндекс.Дзене»
Подписывайтесь на наши телеграм-каналы «

Повышение тарифов ОСАГО - это рост итоговой стоимости полиса обязательного страхования автогражданской ответственности, причем подорожать он может как в целом по стране, так и для каждого конкретного водителя. На цену этого документа оказывают влияние масса факторов. В частности, вычислить планируемое подорожание ОСАГО каждый автовладелец может самостоятельно, если разберется в разнообразных коэффициентах. Так, рост стоимости полиса тесно связан с тем, какой опыт вождения у автомобилиста, его возрастом, а также показателем аварийности в городе, где он живет. Наиболее же существенное влияние на конечную цену оказывает то, как часто водитель попадает в аварии.

На сколько повышается страховка ОСАГО после ДТП

Следует сказать, что даже после однократной аварии ОСАГО подорожает. Нужно ждать еще большего роста его цены, если водитель с места аварии скрылся. Нарушения правил дорожного движения, которые не привели к ДТП, страховщиками тоже учитываются.

При первичной выдаче полиса страховая компания определяет класс водителя. Изначально это класс 3 уровня, для него цена страховки составляет 100 % от величины по умолчанию. Аккуратные водители получают скидку в размере 5 % за каждый безаварийный год. По истечении 10 лет подряд без ДТП водители достигают скидки на страховку в размере 50 %.

Для начинающих водителей одно ДТП будет означать рост цены полиса ОСАГО почти на 50 %. Для опытных водителей санкции не такие жесткие: одна авария лишь аннулирует скидку, начисленную за предыдущий год безаварийного вождения. Если вы хотите точно узнать ваш повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП, таблица онлайн станет самым удобным инструментом.

Подорожало ли ОСАГО в 2019 году

Вопрос о том, подорожает ли ОСАГО в 2019 году, волнует всех автомобилистов еще с прошлого года. Центробанк России в этом году изменил расчет некоторых коэффициентов и тарифов.

Сказать точно, на сколько подорожало ОСАГО в 2019 году, нельзя, так как для каждого водителя этот параметр рассчитывается индивидуально. Рост цен планируется вести в несколько этапов. Начался он в 2018 году, а продолжится в 2019 и 2020 годах.

Когда подорожала страховка ОСАГО в 2019 году, это затронуло в первую очередь тех, чей стаж вождения меньше 3 лет, и тех, кто младше 22 лет. Для них появились новые повышающие коэффициенты. Без повышений, но и без понижений обошлись те, кто старше 22 лет и водит машину свыше 3 лет.

Когда подорожает ОСАГО в новом году

Согласно сообщениям СМИ, в 2019 году ожидается новое повышение: ОСАГО может стать дороже на треть. По новому законопроекту, страховые компании смогут устанавливать цены на документ на 30 % выше либо ниже базового тарифа. На цену ОСАГО будут оказывать влияние частота нарушений ПДД, резкость торможения и перестроения, частота и длительность использования машины. Следить за стилем вождения автомобилистов законодатели предлагают при помощи особого устройства, которое будет крепиться на кузов машины.

Несмотря на то, что ОСАГО подорожало в 2019, новое увеличение стоимости полисов по всей стране может случиться уже 01.09.2019.

Кроме того, уже разработана подробная 50-ступенчатая классификация, по которой тариф обязательного автострахования может снижаться на протяжении всей жизни. Для опытных и осторожных водителей цена на полис в 2019 году уменьшится, а для начинающих - увеличится на 4,5 %.

Таким образом, постоянно меняются, он становится дороже для начинающих водителей и тех, кто еще довольно молод. Тем не менее, безаварийная езда поможет значительно снизить расходы на полис.

Новые тарифы 2019: таблица

Ранее страховка с коэффициентом 1 для легковой машины составляла 3432-4118 рублей, после 9 января она расширилась: 2746-4942 рубля. В обе стороны прибавлено по 20 %.

Тип транспортного средства Базовая ставка
Минимальная стоимость, руб Максимальная цена, руб
ТС категории «А», «М»: мотоциклы, мопеды, прочее 694 1407
Легковые ТС водителей (физлиц), категории «В» и «ВЕ» 2746 4942
Легковые ТС юрлиц, категория «В» и «ВЕ» 2058 2911
Легковые ТС категорий «В» и «ВЕ», если это такси 4110 7399
Грузовые ТС категории «С» массой до 16 тонн 2807 5053
Грузовые ТС категории «С» массой свыше 16 тонн 4227 7609
Автобус категории «D», «DE» (менее 16 пассажирских мест) 2246 4044
Автобус категории «D», «DE» (более 16 пассажирских мест) 2807 5053
Автобус категории «D», «DE», если работает как такси или в перевозках людей 4110 7399
Трактор и прочая дорожно-строительная техника 899 1895

Кого не коснется подорожание ОСАГО

Некоторые автолюбители смогут платить за полис ОСАГО даже меньше. Это те, кто:

  • старше 30 лет;

и при этом

  • имеют водительский стаж от 10 лет.

Коэффициент на страховой полис для них составит 0,96 против 1 ранее. Коэффициент 0,99 на ОСАГО будет действовать для водителей 35-39 лет со стажем 3-4 года. При стаже более 4 лет - 0,96. Такой же коэффициент принят для тех, кому 40-59 лет и чей стаж от 3 лет. Самый низкий коэффициент - 0,93 - для тех, кто старше 59 лет и чей стаж от 3 лет.

Важное объявление: стаж теперь будут считать для конкретной категории, тогда как ранее считался любой опыт вождения. Те, кто пересел на авто после 10 лет вождения мотоцикла, будут теперь считаться новичками. Скрывать это не имеет смысла, так как всех проверяют перед получением ОСАГО.

Страховые компании могут ставить базовое значение всегда максимальным, так что рассчитывать стоит на то, что цены на ОСАГО для всех вырастут на 20 %.

Страховщикам расширят тарифный коридор ОСАГО, а также дадут возможность самим устанавливать значения коэффициентов, на которые тариф будет умножаться. Это первые шаги к так называемой либерализации автогражданки.

Министерство финансов и Центробанк сейчас разрабатывают "дорожную карту", по которой такая будет осуществляться. Эту карту страховщики ожидают со дня на день. В ней будут расписаны все этапы большого пути автогражданки. А то, что либерализация будет поэтапной, сомнений давно не вызывает. Для автомобилистов этот документ так же важен, как и для страховщиков: станет понятно, кому и на сколько дороже обойдется новый полис.

Что заложено в этой карте - пока можно только предполагать с той или иной долей уверенности. Сразу тарифы никто не отпустит в свободное плавание. Это может стать шоком для рынка в целом и автомобилистов в частности. Ведь страховщики утверждают, что тариф сильно недооценен. Но тарифный коридор может быть расширен. Так, например, сейчас базовый тариф страховщик устанавливает сам. Для легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, в пределах от 3432 рублей до 4118 рублей. Разбег небольшой. И вот эту вилку могут увеличить.

Еще один важный момент - это коэффициенты. Сейчас у нас начисляются территориальный коэффициент, коэффициент по возрасту и стажу, по мощности автомобиля. Эти коэффициенты фиксированные, и их устанавливает Центробанк. Так вот предлагается отдать эти коэффициенты на откуп страховщикам. Чтобы они сами устанавливали, какие из них использовать и с каким значением.

При этом фиксированным останется коэффициент бонус-малус, то есть за безаварийную езду. А также коэффициент за нарушение Правил дорожного движения, если его введут.

Также на первом этапе будет установлен верхний предел страховой премии, чтобы успокоить аппетиты страховщиков. То есть та сумма, больше которой полис для автовладельца стоить ну никак не может.

Но к верхней планке добавится и нижняя. Она нужна, чтобы не дать возможность некоторым недобросовестным страховщикам за счет очень привлекательной цены собрать с как можно большего количества клиентов денег, а потом раствориться с ними. Такое уже бывало в "детском возрасте" автогражданки.

После первого этапа начнется второй. Тогда уже верхние лимиты отпадут вовсе. Но до этого этапа еще далеко. Изначально речь шла о реализации либерализации ОСАГО в 4 года.

Несложно предположить, что в результате полис автогражданки существенно подорожает. Впрочем, в Российском союзе автостраховщиков утверждают, что рост стоимости будет временным явлением. А потом цена даже упадет. И в качестве примера приводят опыт Германии.

Свободные тарифы ОСАГО на германском рынке установлены с 1 июля 1994 года. При этом либерализации там боялись так же, как у нас. Автовладельцы были уверены, что не сдерживаемые контрольно-надзорным органом тарифы начнут расти. Но на деле все произошло ровно наоборот. Так, к моменту либерализации в 1994 году средняя цена полиса ОСАГО в Германии составляла сумму, эквивалентную почти 300 евро. После отмены регулирования средняя цена резко пошла вниз, достигнув примерно 250 евро в 1999 году и чуть больше 200 евро в 2010-м. На свободном рынке цены достаточно изменчивы - в 2015-м средняя стоимость полиса составила 248 евро, но выше 260 евро после либерализации цена уже не поднималась.

После либерализации значительно выросла средняя сумма возмещения ущерба за вред жизни и здоровью пострадавшего в ДТП: с примерно 11 тысяч евро в 1994 году до 16 529 евро в 2015-м. При этом средняя сумма возмещения материального ущерба осталась практически неизменной и находится в районе 2400-2500 евро.

С другой стороны, освобождение тарифов и последовавшее за ним снижение средней премии отразились на бизнесе германских автостраховщиков: технический результат страховых компаний по ОСАГО после 1994 года стал резко падать, сократившись почти до минус 1,7 млрд евро к 1999 году. Но затем рынок адаптировался к изменениям регулирования, и уже в 2002 году технический результат страховых компаний по ОСАГО вышел в положительную зону. А по итогам 2003-го он составил 0,5 млрд евро, что стало максимальным техрезультатом по обязательному автострахованию, начиная с 1980 года.

Либерализация ОСАГО в России назрела уже давно, это показывает международный опыт - так, Германия уже 24 года живет со свободными тарифами, - отметил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Отечественный рынок ОСАГО отличается от немецкого. Главные опасения в том, что либерализация вызовет резкий рост тарифов в регионах, где активны автоюристы и мошенники. Однако страховщики уже заметили положительный эффект от приоритета натурального возмещения в ОСАГО - сумма выплат по страховым случаям автогражданки в январе-марте 2018 года сократилась на 30 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 33,5 миллиарда рублей. Поэтому, как считают в РСА, рост тарифов в проблемных регионах не будет столь значительным.

Либерализация тарифов нужна не только страховщикам для балансировки убыточности ОСАГО, спровоцированной криминальными автоюристами. Свободные тарифы ОСАГО означают справедливое тарифообразование именно для потребителей. Сейчас в условиях жесткого регулирования тарифов государством все автовладельцы - и молодые, и опытные, и аккуратные, и лихачи - платят усредненную цену за страховку.

При этом установить соразмерную риску цену в условиях тарифного регулирования страховщик не может. А это означает, что опытные и аккуратные водители вынуждены переплачивать за полис, компенсируя недоплату за риск со стороны молодых и аварийных водителей. Свободное тарифообразование позволит устанавливать цену для каждого водителя индивидуально. Скорее всего, большая часть водителей будет платить меньше - ведь скидкой за безаварийную езду пользуется 81 процент водителей, - сообщил Игорь Юргенс.

Впрочем, российские водители опасаются иного. А именно сговора страховщиков, когда те установят максимально возможные тарифы даже для тех, кто в аварии никогда не попадал. Ведь находят они способы ограничивать продажу полисов ОСАГО даже после всех мероприятий, которые должны были сделать автогражданку доступной.

mob_info