Задания C1–C4 в ЕГЭ по обществознанию. Текст к заданиям С1-С4 Текст к заданиям С1-С4

Результаты ЕГЭ 2010 года по обществознанию показали, что актуальной проблемой для предмета становится чтение и понимание текстов. Показатели выполнения заданий на анализ и интерпретацию фрагментов оригинальных текстов, содержащих информацию стали ниже, чем в предыдущие годы.

Как работать с текстом на экзамене

1. С чего начинать работу с текстом?

Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Прямые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.

Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознанияотносится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право». Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста?

Определите основную идею текста.

3. В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой - отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить по­следующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

4. Как уяснить для себя - искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно:
внимательно прочитать задание;
понять, что именно требуется для успешного ответа;
уяснить, из каких частей складывается задание;
стараться выполнить все задание;
если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);
не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
сформулировав ответ, проверьте его правильность.

Первое задание из четырёх (С1) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (С2) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (С3) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (С4) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания С3 и С4 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

Пример задания

Текст к заданиям С1-С4.
Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский)

С1.

С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании.
Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

С3.

С4.

Ответ:

С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?


Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:
- благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;
- расширение производства общественных благ;
- создание правового поля в финансовой сфере.
2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:
- принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
- борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
- проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).
Могут быть приведены другие примеры
Названо три явления, одно проиллюстрировано примером 2
Названо три явления без примера ИЛИ названы два явления, одно из них проиллюстрировано примером 1
Названо менее трех явлений без примеров ИЛИ названо и проиллюстрировано примером одно явление ИЛИ ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:
1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;
4) стимулирует снижение затрат производства.
Возможны иные правильные ответы.
Указаны три позиции 3
Указаны две позиции 2
Указана одна функция 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики;
2) приведены два аргумента, например:
в демократическом обществе
- налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;
- судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.
3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:
- предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;
- избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.
Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры
Указана точка зрения автора, названы два аргумента, приведен один пример 3
Указана точка зрения автора, названы два аргумента, пример не приведен, ИЛИ указана точка зрения автора, назван один аргумент и приведен один пример ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента и один пример 2
Указана точка зрения автора, приведен аргумент без примера ИЛИ указана точка зрения автора, приведен пример, аргументы отсутствуют ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента, пример отсутствует ИЛИ явно не указана точка зрения автора, приведен один аргумент и пример 1
Указана точка зрения автора, но аргумент и пример не приведены, ИЛИ ответ неправильный. 0
Максимальный балл 3
Использованные материалы:
1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию. www.fipi.ru
2. Лазебникова А.Ю. Обществознание. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. www.alleng.ru
3. Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий/ФИПИ. – М: .Интеллект – Центр, 2010. www.alleng.ru

Каталог заданий.
Экономика

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите три источника финансирования бизнеса и проиллюстрируйте каждый из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) Часть прибыли фирмы (внутренний источник). Например, хозяин автомастерской направил часть полученной прибыли на приобретение нового оборудования;

2) Кредит в банке (внешний источник). Например, владелец сети продовольственных магазинов взял в банке кредит и использовал его для покупки современной холодильной установки;

3) Государственная дотация (внешний источник). Например, фермер получил средства из государственного фонда поддержки малого бизнеса для закупки дополнительной партии кормов.

Могут быть приведены и иные примеры.

Назовите любые три фактора, влияющих на формирование спроса, и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы факторы и приведены соответствующие примеры , допустим:

1) сезонность (например, в холодное время года в России растёт спрос на зимнюю одежду и инвентарь для зимних видов спорта, тогда как спрос на лёгкую одежду и предметы для пляжного отдыха невысок);

2) уровень доходов потребителей (например, из-за экономического кризиса покупательная способность населения страны Х. упала, что привело к сокращению спроса на украшения из драгоценных металлов);

3) изменение вкусов и предпочтений (например, в стране Х. появилась мода на юбки клеш у девушек, что привело к росту спроса на них).

4) изменение числа потребителей (например, с началом туристического сезона население города Анапа увеличивается за счет приезжих туристов, спрос на продукты питания растет).

Могут быть названы иные факторы, приведены другие примеры.

Раскройте на трёх примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества. Сначала укажите роль (функцию) налоговой системы, затем пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Значение налоговой системы раскрыто на трёх примерах , допустим:

1) стимулирующая функция. Пример: В период кризиса властями государства Х. было принято решение снизить налоги для бизнеса, что обеспечило постепенный выход страны из рецессии.

2) социально-воспитательная функция. Пример: властями государства Х. было принято решение об увеличении акцизов на алкогольную продукцию, что привело к снижению ее потребления населением.

3) распределительная функция. Пример: в России за счет налогов и сборов финансируются различные социальные трансферты населению: пенсии по инвалидности, пособия по безработице и т.д.

Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики). Сначала укажите экономическую функцию государства, затем пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В ответе необходимость государственного регулирования экономики может быть подтверждена следующими примерами :

1) Использование налогового механизма для снижение уровня социального неравенства. Например, в ряде стран введены специальные налоги на сверх прибыль корпораций, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, т. е. государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счёт их частичного перераспределения;

2) Борьба с высоким уровнем инфляции. Например, Центральный банк государства Х. вынужден был повысить учетную (ключевую) ставку, с целью снижения нормы инфляции;

3) Финансирование производства общественных благ. Например, в российском бюджете отдельной статьёй расходов является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования и пр., т. е. государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.

Необходимость участия государства в экономической жизни может быть подтверждена другими примерами.

Довольно сложно переоценить. Благодаря этому процессу происходит развитие той или иной отрасли, производители улучшают качество своего товара, чтобы привлечь максимальное количество покупателей. На потребителей конкуренция также оказывает положительное влияние. Но при всех преимуществах у данного процесса есть и недостатки. Конкуренция заставляет слабые начинающие компании уходить с рынка, а сильные, наоборот, только усиливают свои позиции. Помимо этого, появляется нестабильность. Функции конкуренции в рыночной экономике предназначены для того, чтобы процесс совершенствовался, и недостатков становилось меньше.

Экономическое соперничество товаропроизводителей за привлечение наибольшего количества покупателей, соответственно, получение максимальной прибыли именуется конкуренцией. Основатель экономической науки Адам Смит называл конкуренцию «невидимой рукой» рынка. Он говорил, что благодаря этому процессу стремление производителей к максимальному доходу служит и на благо общества, так как товар становится более качественным.

Как и многие другие термины, конкуренцию можно рассмотреть как в широком, так и в узком понимании. В более широком смысле под конкуренцией понимают часть механизма рынка, которая регулирует и обеспечивает взаимодействие между участниками хозяйства. В узком смысле данный процесс представлен как соперничество между отдельными компаниями за «место под солнцем», состязание фирм в какой-либо отрасли. Функции конкуренции в условиях рыночной экономики определяют порядок действий и целей, которые должны быть выполнены.

Совершенная конкуренция

Если говорить более широко, то можно выделить два основных совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция не подразделяется на модели, чего нельзя сказать о несовершенной. На первый взгляд, именно совершенная конкуренция является идеальной ситуацией в условиях рынка. Суть её состоит в том, что все производители выпускают одинаковый продукт, который соответствует определённым требованиям.

Привлечь покупателей производитель может только с помощью рекламных ходов, но нельзя менять сам товар. В реальности такой вид конкуренции найти очень трудно. В качестве примера можно привести разве что хозяйства фермеров, которые выращивают одинаковые овощи и фрукты.

Монополия

Это направление наиболее широко представлено в мире на данный момент. Монополия является одной из моделей несовершенной конкуренции. Она представляет собой обилие небольших фирм, которые выпускают товары и предлагают свои услуги. Сущность и функции конкуренции в рыночной экономике наиболее широко представлены именно в этом виде данного процесса. Ведь в условиях монополии можно соперничать практически всеми способами: менять цену, качество продукции, размещать рекламу, создавать новый бренд и т. д.

Примеров такой конкуренции много: это могут быть и туристические компании, и салоны красоты, и букмекерские конторы. В каждом городе есть различные организации, которые оказывают услуги или выпускают товар. Эти предприятия и являются представителями монополии.

Олигополия

Этот рынок имеет одну отличительную особенность: на нём не должно одновременно функционировать более десяти производителей. Функции конкуренции в рыночной экономике здесь обречены на два исхода: либо помогают компаниям договориться о партнёрстве, либо фирмы начинают изживать и вытеснять друг друга.

Государство в условиях олигополии следит за уровнем цены, чтобы производители не наглели и не ставили высокие цены на товар, который стоит намного дешевле. Все компании, которые функционируют на данном рынке, являются крупными и успешными. Новым предприятиям практически невозможно занять место рядом с ними. В качестве примеров можно выделить мобильных операторов и химическую промышленность.

Чистая монополия

Данный рынок отличается от других тем, что здесь существует лишь один производитель. Функции и место конкуренции в в этом случае ничего не значат. Если производитель всего лишь один, то ему не с кем соперничать, так как он является монополистом в той или иной отрасли. Государство должно проводить контроль, так как фирма-монополист практически может устанавливать свои правила. В большинстве случаев при чистой монополии не происходит никакого развития производства. Зачастую годами выпускается один и тот же продукт, который не совершенствуется. Это приводит к стагнации в экономике. Из примеров можно выделить водоканалы и газовые фирмы.

Функции конкуренции

Для начала необходимо выделить общие функции конкуренции в рыночной экономике кратко. Затем всё это будет разобрано более детально. Итак, во-первых, данный процесс должен обеспечивать эффективное использование факторов производства. Иными словами, он должен помочь адаптировать современное производство к новым условиям.

Во-вторых, конкуренция должна способствовать тому, чтобы главная цель любого предпринимателя - получение максимальной прибыли - сочеталась с развитием технического прогресса. В-третьих, конкуренция обеспечивает свободу деятельности. Она предлагает наличие альтернативы для абсолютно любой деятельности.

Регулирующая функция

Теперь о каждой подробнее. Попробуем рассмотреть все функции конкуренции в рыночной экономике с примерами. В основе рынка лежит равновесие спроса и предложения. Регулирующая функция помогает выявить тот объём производства, который будет удовлетворять потребности покупателя.

Чтобы это определить, необходимо нарисовать график, который будет отражать спрос и количество выпускаемой продукции. На графике есть точка равновесия, отражающая нужное количество товара. Например, компания занимается молочной продукцией. В день она выпускает 50 упаковок молока и 20 банок сметаны. Если предприятие станет выпускать на 10 упаковок молока меньше, возникнет дефицит. А если на 10 больше, то будет излишек. И то, и другое отрицательно влияет на производство, поэтому эта функция очень важна.

Инновации

Не менее важной в современном мире является В настоящее время всё очень быстро меняется, и улучшение производства, приобретение новейшего оборудования становится необходимостью. Однако далеко не все фирмы готовы тратить огромные суммы денег на различные инновации. Хотя благодаря им улучшаются условия труда, повышается качество продукции. Опыт других компаний показывает, что необходимо применять все функции конкуренции рыночной экономике. Примеры могут быть разнообразны, но остановимся на одном из них.

В конце XX века компания Nucor Steel, которая занималась отливкой стали, ничем не отличалась от своих конкурентов. В 1986 году президент компании смог получить документы по новой технологии. Эта разработка была незаконченной, и для её внедрения требовалась огромная сумма денег, которой у компании не было. Однако президент рискнул, и сейчас Nucor Steel - индустриальный гигант, который опередил всех конкурентов и стал лидером в этой отрасли.

Распределяющая функция

Как и все остальные функции конкуренции в рыночной экономике, распределяющая является очень важной. Иными словами, это мотивация. По статистике, половина фирм прекращает своё существование спустя год после появления. 65% уходят в течение трёх лет. Это говорит о недостаточности знаний и маленьком уровне мотивации. Компания, которая нацелена завоевать покупателей, сделает для этого всё возможное. Эта фирма будет применять в своей деятельности все функции конкуренции в рыночной экономике.

План играет также немаловажную роль. Планирование своей деятельности необходимо, так как помогает чётко выделить все стадии развития компании, а также определяет миссию и цель предприятия.

Функция контроля

Контроль в условиях конкуренции должен существовать в виде каких-либо органов. В рынках монополий и олигополий есть такой орган - Антимонопольный комитет. В условиях чистой монополии контролирующего органа нет, так как в этом нет необходимости. Многие экономисты не выделяют функцию контроля, так как ставить цену выше других при некачественном товаре не будет ни один производитель, поскольку это приведёт к потере клиентов и, соответственно, банкротству предприятия. Необходимо работать над ошибками и совершенствовать товар, чтобы вырваться в лидеры среди похожих фирм.

Вывод

Рассмотрев все функции конкуренции в рыночной экономике, можно сделать вывод, что все они крайне важны, и без них не сможет существовать ни одно предприятие. Приведённые примеры в полной степени отражают значимость каждой из функций. Каждой компании необходимо проводить работу над ошибками, но не обязательно над своими. Опыт других фирм бесценен, и перед принятием какого-либо важного решения следует узнать, были ли в истории такие случаи и чем они закончились.

Сейчас есть Всемирная сеть, которая находится в общем доступе, поэтому это сделать очень просто. Также нельзя забывать и о литературе, которая поможет начинающему предпринимателю применять все функции конкуренции в рыночной экономике. Книга А. С. Елисеева «Экономика», помимо всего прочего, является отличным началом для изучения принципов экономики.

Текст к заданиям С1-С4.

Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы , и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг , образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере.… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом , а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.


(А. Пороховский)

С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Ответ

С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

В ответе могут быть названы следующие функции:

1) борьба с монополиями;

2) поддержка и развитие конкуренции;

3) поддержка стабильности рыночной системы.

Указаны три функции

Указаны две функции

Указана одна функция ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:

Благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;

Расширение производства общественных благ;

Создание правового поля в финансовой сфере.

2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:

Принятие Гражданского кодекса (правовое поле);

Борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);

Проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).

Могут быть приведены другие примеры

Названо три явления, одно проиллюстрировано примером

Названо три явления без примера ИЛИ названы два явления, одно из них проиллюстрировано примером

Названо менее трех явлений без примеров ИЛИ названо и проиллюстрировано примером одно явление ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики .

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:

1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования ;

2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;

3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;

Указаны три позиции

Указаны две позиции

Указана одна функция

Ответ неправильный

Максимальный балл

С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2) приведены два аргумента, например:

в демократическом обществе

Налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;

Судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.

3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:

Предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;

Избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.

Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры

Указана точка зрения автора, названы два аргумента, пример не приведен, ИЛИ указана точка зрения автора, назван один аргумент и приведен один пример ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента и один пример

Указана точка зрения автора, приведен аргумент без примера ИЛИ указана точка зрения автора, приведен пример, аргументы отсутствуют ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента, пример отсутствует ИЛИ явно не указана точка зрения автора, приведен один аргумент и пример

Максимальный балл

Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления корпораций, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни – государством.


Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государств ами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает…

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествовавшие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство…

Любое господство как предприятие, требующее постоянного управления, нуждается, с одной стороны, в установке человеческого поведения на подчинение господам, а с другой стороны, – посредством этого подчинения – в распоряжении теми вещами, которые в случае необходимости привлекаются для применения физического насилия: личный штаб управления и вещественные средства управления…

(Макс Вебер)

С1. Выпишите из текста определения понятия «политика» в широком смысле и в том смысле, в котором его характеризует автор.

С2 . Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре.

С3. Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.

С4. С опорой на текст и обществоведческие знания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.

С1. Выпишите из текста определения понятия «политика» в широком смысле и в том смысле, в котором его характеризует автор.

С2. Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре.

С3. Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие позиции :

1) характеристики государства:

Государство есть отношение господства;

Государство есть инструмент постоянного управления;

2) условия осуществления власти государством:

Государство требует установки человеческого поведения на подчинение;

Государству для осуществления власти требуются штаб управления и вещественные средства управления;

Государство использует как средство господства легитимное насилие.

С4. С опорой на текст и обществоведческие знания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.

Социальная мобильность

Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т. е. ей свойственна социальная мобильность.

Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.

Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью , неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.

C1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по) основные направления социальной мобильности?

3) разработка учений о государстве, разделении властей (совершенствование политической сферы).

Возможны иные правильные ответы.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ может содержать, например, следующие аргументы:

1) транслируемая информация объективно не является нейтральной, т. е. изначально содержит определенную оценку, отношение;

2) нередко распространение информации осуществляет человек, который в силу своих жизненных взглядов, добавляет определенные оценочные моменты;

3) на базе воспринятой информации формируются идейные установки ее потребителей;

4) как правило, распространяя знания, информацию, социальные институты ставят целью формирование определенного общественного отношения к конкретным проблемам.

Возможны иные, имеющие основания, аргументы.

Федеральный закон об образовании (извлечение)

Ст. 14 Общие требования к содержанию образования

    обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
    адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации.

4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

4) на дополнительные образовательные услуги.

С3. .Какие три возможных варианта получения образования перечислены в тексте закона? Раскройте их на примерах?

С4. Как вы понимаете, утверждение законодателя о том, что образование ориентировано на совершенствование и укрепление правового государства? Проиллюстрируйте свои мысли примерами.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Опираясь на текст и свои знания о правовом государстве, дается объяснение, например:

1) приобретаются знания, необходимые гражданину;

2) формируется правовая культура – стремление следовать правовым нормам ;

3) принимаются ценности правового государства;

4) развиваются умения реализовывать и защищать свои права.

Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований …

Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.

Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений…

Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом…

В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности.

С1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.

С3. Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

С1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.

С3. Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть указаны такие проблемы, например:

Проблема социальной сущности человека (изучают психология, социология, социальная антропология, философия, педагогика и др.);

Процесс социализации личности (изучают педагогика, психология, социология, культурология, политология, правоведение и др.);

Экологические проблемы (изучают биология, география, социальная антропология, экономика, политология и др.).

Могут быть указаны и другие проблемы

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены, допустим, такие примеры:

1) динамично развивающаяся наука требует притока квалифицированных кадров, т. е. активно развивается сфера образования;

2) изменение социальных реалий в связи с достижениями науки, в т. ч. применение кибернетических моделей;

3) происходит изменение экономической структуры общества, в том числе структуры занятости.

Могут быть приведены другие примеры.


Экономика.

1. Проиллюстрировать 3 примерами влияние конкуренции на развитие производства.

Г) сезонный характер труда.

3. Виды безработицы:

А) циклическая;

Б) фрикционная;

В) структурная;

Г) сезонная;

Д) скрытая.

4. Масштабы безработицы в РФ.

5. Меры по борьбе с безработицей.
6. Составить план по теме: «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности».

7. Составить план по теме: «Фирмы в экономике».

8. Составьте план на тему: «Экономическая свобода и социальная ответственность».

9. Назовите три субъекта экономической системы, которые выигрывают от неожиданной инфляции.

Заемщики,

Правительство,

Лица, держащие накопления в виде недвижимости, драгоценностей, произведений искусства.
10. Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три фактора, определяющие существенные различия в уровнях заработной платы работников.

Сложность труда и ответственность работника (труд рядового работника предприятия и директора предприятия различаются уровнем сложности и ответственности. Директор фирмы должен организовать успешную работу всего предприятия, найти поставщиков , заключить договоры о сбыте продукции, поэтому его труд оплачивается выше).

Уникальность труда (кризис-менеджер в отличие от менеджера по персоналу является уникальным работником, способен выводить предприятие из кризисного состояния).

Эффективность труда (труд риэлторов по продаже зависит от эффективности их труда, так как они получают значительную долю зарплаты как процент о заключенных сделок).
11. Назовите любые три фактора, которые влияют на увеличение предложения товаров.

12. Перечислите три характерных признака командно-административной экономической системы.

13. Перечислите 4 основных элемента экономической деятельности. Каждый из них проиллюстрируйте примером.

14. Назовите три направления воздействия рыночного механизма на экономику. Каждый из них проиллюстрируйте примером.

15. Раскройте на трех примерах различные проявления государственного регулирования рыночной экономики.
16. Назовите три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и каждую из них проиллюстрируйте примером.

- безработица,

- прибыль,

- налоговые льготы.

23. Назовите три фактора, влияющие на изменение спроса на труд, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

Технический прогресс (если в производстве телевизоров будет внедрена новая технология, то количество рабочих снизится);

Структурные сдвиги в экономике (быстрое распространение компьютеров почти вытеснило с рынка труда профессию секретаря-машинистки);

Изменение цены на товар.

Задания для самостоятельной работы.

24. Гражданин Н. открыл депозитный счет в банке под 12% годовых сроком на один год. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример. Назовите любые иные функции денег и проиллюстрируйте их конкретными примерами.
25. Крупная компания объявила о повышении тарифов на электроэнергию. Какие три последствия этой меры должен ощутить рынок?
26. Назовите три мероприятия правительства, способствующие сокращению инфляции.
27. Проанализируйте ситуацию:

Удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции Японии в 2-3 раза ниже, чем в других странах. В США этот показатель составляет 32%, в Англии – 27%, а в Японии 11%. Так в стоимости итальянских автомобилей «Фиат» на зарплату приходится 31%, а в стоимости аналогичных японских автомобилей – 7%. Какие три фактора влияют на уменьшение доли заработной платы в стоимости продукции?
28. Назовите два вида издержек фирмы в краткосрочном периоде и проиллюстрируйте примером каждый из них.
29. Американская компания по производству сотовых телефонов сократила 15 тысяч рабочих мест и вынесла значительную часть производства в Китай и страны Восточной Европы (за предыдущие два года компания сократила 25 тысяч рабочих мест).. При этом безработица в США составила на данный момент 9%.

Какие причины такой политики компании? Назовите общемировой процесс , проявлением которого служат приведенные факты.
30. Напишите эссе на предложенные темы:
«Бизнес – это сочетание войны и спорта» (А.Моруа);
«Богатство главным образом зависит от двух вещей: от трудолюбия и умеренности, иначе говоря, не теряй ни времени, ни денег, и используй и то и другое наилучшим образом» (Б.Франклин);
«Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодородная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров» (Ф.Бэкон);
«Инфляция каждому представляет возможность почувствовать себя миллионером» (А.Рогов).

mob_info