Самое большое унитарное государство. Примеры суверенных стран с унитарным устройством. Виды государств по способу организации власти

Термин "унитарное государство" происходит от латинского слова "unitas", что переводиться как один, единственный.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.

Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран и иных форм государственного устройства федераций и конфедеративных государственных союзов.

Унитарные государства бывают простыми и сложными. Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия, и др.), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, и др.). Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.

Административно-территориальное деление в разных странах строится по неодинаковым принципам и включает разное число ступеней, звеньев. Обычно это области, провинции, губернаторства и т.д., на которые непосредственно делится территория государства; районы, уезды, округа и т. д., из которых состоят единицы областного звена; общины - как низовая единица.

После второй мировой войны в ряде стран наметились два направления изменений в территориальном делении. Во-первых, стали создаваться крупные единицы, охватывающие несколько областей - регионы. Они создаются не актами центральных органов, а снизу, путем соглашений, и их создание, прежде всего, преследует цель экономической координации различных частей страны. Такие объединения, каждое из которых охватывает несколько штатов, играют значительную роль в Бразилии.

Вторая тенденция связана с опытом заокеанских стран (прежде всего США), где уже давно создавались специальные округа (по вопросам образования, водоснабжения, санитарии и др.). Управление этими округами специализировано, осуществляется назначаемыми ими, избираемыми по конкурсу чиновниками (агентствами), являющимися профессионалами в данной области.

Особое положение занимают столицы государств или столичные округа (столица с прилегающими окрестностями). Нередко полномочия избираемого в столице муниципалитета ограничены по сравнению с другими местными представительными органами (Вашингтон в США и др.). Такие ограничения означают большой контроль со стороны центра и в ряде стран преследуют цель уменьшить роль населения столицы в событиях, которые могут произойти вследствие противостояния различных социальных и политических группировок. Центром таких событий, оказывающих решающее влияние на политику государства, обычно оказывают столицы.

С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами государственными власти, унитарные государства можно разделить:

а) Децентрализованные государства - это государства, в которых Конституцией разграничены полномочия между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня (Франция, Испания).

В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решает переданные им в ведение вопросы. Чаще всего - это вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

б) Централизованные государства - это государства, в котором властные функции на местах осуществляют только, представители, назначенные центральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).

Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центральными органами управления.

Также являются государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. В прочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

в) На их основе организуется и третий тип - смешанный, присущий системам самоуправления Италии, Норвегия.

Унитарное государство в зависимости от этнического состава может быть:

· национальным (Франция, Эстония, Япония);

· многонациональным (Китай, Афганистан);

Для стран с унитарной формой государственного устройства характерно наличие следующих признаков:

1) На территории унитарного государства действует одна конституция на всей территории без изъятий или ограничений. Так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. В ней содержится, принципы разграничения полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, форма государственного устройства, компетенцию главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государственной власти. Но существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание содержатся не в одном документе, а в огромном их числе (нормативно-правовые акты и правовые обычаи).

2) Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный характер и не противоречит Конституции и также центральными органами власти. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главе государства, правительству, парламенту.

3) Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам.

На протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов были двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные.

4) Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Административно-территориальные единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местное самоуправление Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также должностные лица органов самоуправления: в префектурах - губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты. Примером смешанной системы местного и государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах в Турции осуществляется представителями центральной власти, но есть еще и Генеральные Советы, и их исполнительные органы - Энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах - совет старшин и староста, который одновременно является представителем основной административно-территориальной единицы.

5) Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого проживают, в основном, лица казахской национальности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 г., автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган - Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств.

6) В унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Административно-территориальное единицы не имеют правового статуса, так как они все равны и не обладают суверенитетом (как субъекты федерации).

7) В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы.

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция четыре.

Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации - создании крупных регионов, как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. В данном случае речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.

Во многих странах процессы урбанизации привели к возникновению обширных городских агломераций, однако, как правило, они не преобразовались в единые территориальные структуры, и не имеют общих органов публичной власти; создаются координационные органы. Все чаще городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации.

8) В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

Этому способствует единая правовая система. Ее базу образует единая конституция, и нормативные акты, издаваемые государственной властью, так же нормативные акты, издаваемые органами местного самоуправления (подчиненный характер и только в соответствии со своей компетенции).

Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отношению к прогрессу развития государственности. В научной литературе он рассматривается как наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства - управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

Итак, подводя итог, еще раз заметим, что унитарному государству свойственны:

1) единство и однородность территории;

2) отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (то есть государств в Государстве);

3) деление страны осуществляется исключительно по административно-территориальному признаку;

4) административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства;

5) наличие только одной общегосударственной конституции;

6) наличие единой системы законодательства;

7) наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;

8) парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;

9) органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти;

10) единое гражданство для всей страны;

11) единая денежная система.

Унитарное государство создает для себя общие для всех земель судебные, исполнительные и представительские органы. Руководство и правление сверху осуществляется именно этими инстанциями.

Как распознать

Признаки унитарного государства в первую очередь говорят о большой территории. Когда страна огромная, появляется потребность в разделении земель, упорядочивании и делегировании полномочий от централизованной власти к местным органам управления.

Единая конституция – характерная черта, входящая в признаки унитарного государства. Гражданство для всех одинаково, так же как и законы. Унитарным государством является страна, разделяемая на более мелкие составные части. Это может быть область, округ, графство, департамент, провинция.

У данных малых территорий нет права на национальный суверенитет.

Часто бывает, что унитарное государство открывает свои земли для проживания многих народностей. Они могут претендовать на собственные законы и национальную автономию. Армия для всех общая. Ею управляют центральные органы, представляющие государственную власть.

Какие бывают варианты

Виды унитарного государства тоже разделяются на следующие варианты устройства, в зависимости от трудности:

  • сложным называется тот вариант, в котором действуют единицы, имеющие право на автономию;
  • простым – та форма, в которой все части равнозначны по важности и у какой-либо из них нет дополнительных прав и свобод на фоне остальных.

Виды унитарного государства в зависимости от уровня объединений могут быть следующие:

  • Централизованное - где высшая власть назначает чиновников на местах в разных звеньях территориального и административного деления (таким образом работают в Польше и Болгарии).
  • Децентрализованное – местные жители самостоятельно выбирают управленцев в своих областях. Например, так поступают в Великобритании.
  • Промежуточный вариант – относительная децентрализация, что характеризует унитарное государство, где две предыдущие формы сочетаются воедино. Власть делится между данными органами, один из которых является назначенным с более высоких уровней. Такого чиновника зовут префектом, а второй – выбранным местным населением.

Когда речь идет о децентрализации, административно-территориальные единицы сами устанавливают соглашение относительно того, как будут меняться между ними границы. Верховным органам управления в этом процессе роли не отводится. Они не принимают никаких решений по подобным вопросам. А вот если рассмотреть подобные метаморфозы с позиции централизованной власти, унитарное государство такого типа обуславливает необходимость подтверждения и одобрения верховного управления.

Привилегированное положение отдельных единиц управления

До недавнего времени, в качестве примера части страны, имеющей куда более высокий статус, чем все остальные области, можно было представить Крым, пока он был автономной республикой Украины.

Вариантов деления земель масса. В Италии все части одного порядка, в Японии – разного. Каждое государство по-своему строит свою систему управления, наделяет малые единицы определенным спектром полномочий и возможностей.

По какому принципу создаются

Автономные единицы – это черта, отличающая сложные формы унитарных государств. Им присуждаются отличные от стандартных полномочия и возможности, они имеют большую свободу и независимость.

Примеры унитарных государств с автономией характеризуются наличием особых политико-территориальных отделений. Они создаются, учитывая национальный состав, традиции, культуру, быт людей, которые живут на данных землях.

Это можно сказать о Корсике, являющейся частью Франции или Северной Ирландии, входящей в состав Великобритании. Когда состав народа значительно отличается от основной массы, у группы появляется естественное желание отделиться и не быть жертвой посягательств на собственную культуру, законы и традиции.

Если это небольшая территория с малым населением, ей будет чрезвычайно сложно добиться права на отдельное существование. Даже в случае такой удачи, высока вероятность, что прежнего старшего брата заменит новый, пожелав прибрать к рукам незащищенную собственной надежной экономикой и вооруженными силами землю. Тогда приходится довольствоваться малым и настаивать на автономии, ведь она все же несколько ослабляет контроль центра над областью, желающей жить по своим правилам.

Как провозглашаются

Создание автономии происходит законодательным актом высшей власти либо референдумом. Как правило, такие решения принимаются после упорной борьбы за независимость определенного народа, живущего на территории государства. Издают конституцию и специальные законы, на которые жители автономных республик могут опираться.

Союз территорий внутри страны

Унитарное государство и федерация взаимосвязаны таким образом, что различные части страны отличаются друг от друга. У каждой из них есть свое устройство и юридически определенная политическая самостоятельность. Федеративное государство отличается от того, в котором царит унитаризм. Власть делится между двумя системами. Одна из них правит от лица центральных органов, а другая – от местных.

Граждане должны придерживаться как правил, прописанных в общей конституции, так и тех, которые приняло правление того или иного субъекта федерации. Может быть учреждена локальная конституция, закон, устав. Гражданство также присуждается разное для жителей соседствующих субъектов федерации.

Можно похвалиться собственной столицей, элементами конституции и права, гербом. Только государственный суверенитет остается недостижимой привилегией.

Некоторые ограничения в свободе

Нельзя самовольно покинуть федерацию (сецессию) и принимать участие в международных отношениях. Наименование территории определяется в зависимости от правовых и исторических факторов. Обычно это провинция, земля, штат либо республика. Существуют и прочие варианты.

Законодательной, судебной и исполнительной властью наделены федеративные органы правления государства. Когда доходит до внешних связей, именно союзное управление выступает представителем всех территорий. Такую схему практикуют в Бразилии, США, Индии, ФРГ.

Добровольное сотрудничество

Унитарное государство конфедерация – это вид устройства власти в стране, при котором единый союз заключают несколько стран, имеющих суверенность. Целью слияния являются совместные цели и действия.

Неотъемлемой и важнейшей особенностью является именно сохранение независимости и свободы, которой обладают органы власти. Законодательные структуры работают в каждом государстве-конфедерате по-своему, никоим образом не влияя друг на друга. Соприкосновение партнеров союза происходит в тех точках, которые имеют для них всех общую важность. Как правило, это внешняя политика и оборона.

На что идет страна, заключая такой союз

Условия обычно оговариваются и могут меняться в зависимости от специфики того или иного объединения. Они могут быть как равноправными, так и наделять некоторых своих членов большими полномочиями. Форма эта встречается весьма редко. И это скорее не модель страны, а действительно союз отдельных стран, которые сходятся только в самых крайних ситуациях и расходятся так скоро, как решают общие для них вопросы.

Унитарное устройство государства, в данном случае, являет очень малую сплоченность, ведь у всех свои интересы и мало кто позволит собой руководить.

Даже если и выбирается страна-лидер, у нее нет возможности надавить на своих партнеров, ведь они очень мало зависят от нее.

Процедура принятия решений трудоемка и сложна, ведь для принятия конкретных мер нужно получить одобрение от правлений всех стран-участниц, что забирает много времени. Отсутствует единое гражданство. В любой момент конфедерацию можно покинуть, не неся за это никакой ответственности.

Как это выглядит на практике

Примеры унитарных государств можно увидеть, присмотревшись к делению на различные части таких стран, как Болгария или Польша. Последняя состоит из воеводств. Соединенные Штаты Америки являются ярчайшим примером. Из-за огромной территории государства крайне тяжело контролировать процессы, протекающие во всей стране, из одного центра.

Поэтому в каждой области есть свои органы, ответственные за жизнедеятельность населения и дела района. Во Франции на местах избирают мэров, чьими трудами вершится управление каждым городом. Главу назначает муниципалитет. Выше стоит супрефект, занимающийся контролем деятельности стоящих ниже советов.

Франкоязычные африканцы тоже пользуются этой моделью. Воеводство в Польше занимает главенствующую позицию, в то время как сеймики исполняют руководство на отдельных территориях. Из общин посылаются представители. Индонезия также характеризуется унитаризмом. Там выбираются советы. Их решения должны быть утверждены губернатором, который назначается свыше.

Целесообразность применения такой модели

В разных государствах присутствуют отличные друг от друга модели, ибо каждая из них составляется в соответствии с представлением власти и народа об удобстве управления. Данной схемой организации работы действительно выгодно пользоваться в большой стране, где просто физически и практически невозможно за всем уследить из единого центра.

Как правило, что-то обязательно упускают из виду. Не видя своих лидеров, народ может почувствовать, что до них, грубо говоря, никому нет дела, и никто не слышит их пожелания и претензии. В любом случае, должны присутствовать местные органы управления, которые смогут оперативно реагировать на ситуации самого разного плана.

Власть должна быть отзывчивой к просьбам людей, за которых несет ответственность. Довольно мудро назначать свыше или избирать лидеров на отдельных землях, при этом отдаленно контролируя их действия и получая отчетность из одних рук.

Что касается автономии, государство идет на этот шаг без особого удовольствия, но порой это единственный шанс найти компромисс, удовлетворить собственные интересы и стремления отдельной группы людей одновременно. Так что эта золотая середина тоже является отличным выходом из ряда ситуаций.

Они имеют разный политический строй, различаются по территории, культурному и бытовому укладу населения, отношению к религии. Но основное различие в странах связано с их административно-территориальным устройством. По этому признаку все государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Наибольший интерес представляет именно первая категория.

Понятие унитарного государства

В широком смысле под унитарным устройством понимают форму национально-государственной организации территорий, при которой все части страны находятся под управлением одной системы органов власти. На территорию также распространяется одна система законов, налогов и повинностей, без привилегий и изъятий.

Унитаризм - один из 3-х видов административного устройства и самый "популярный". В настоящее время в списке унитарных государств насчитывается 85 % от всех стран и территорий в мире. Старейшие государства мира (страны Европы, Африки и Азии ) имеют такую административную организацию. Она может быть закреплены нормативно, в Конституции (Польша, Испания, Греция, Португалия и пр. ) или просто подразумеваться.

Виды государств по статусу административных единиц

В зависимости от состава регионов все унитарные страны делятся на виды:

1. Простые - государство состоит из регионов с одним статусом. Например, Египет состоит из 27 равных провинций, каждая из которых делится на округа, а те, в свою очередь, на районы.

2. Сложные - если в составе есть одна или несколько территориальных единиц с особым положением. При может быть административной (другой язык для общения и судопроизводства ) или политической (право законотворчества в пределах региона ). Достаточно часто регионы страны имеют равный статус, а столичный округ находится на особом положении (Индонезия ).

В списке унитарных государств со сложным устройством - Испания, Таджикистан, КНР, Дания, Финляндия и др.

Виды государств по способу организации власти

По признаку управления страны могут быть следующими:

1. Централизованные - органы власти формируются одним способом, находятся в строгой иерархии и соподчинении, действуя в пределах своих полномочий. Среди подобных государств Казахстан, Белоруссия и Китай.

2. Децентрализованные - в звеньях управления этих стран функционируют избираемые органы (чиновники ) и отсутствует административный надзор на низовыми органами власти. В списке унитарных государств такого типа довольно крупные образования - Швеция, Франция, Дания, Италия и др.

3. Смешанные - страна имеет централизованную систему управления, но в отдельных регионах с особым статусом действуют избираемые должностные лица или органы.

Примеры суверенных стран с унитарным устройством

Самые крупные гегемоны мира имеют федеративное устройство (Россия, США ), но подавляющее число стран с высокоразвитой экономикой, играющих значительную роль на международной арене, всё же имеют равную организацию. В XXI веке список унитарных государств постоянно меняется, пополняясь новыми членами. Например, в конце прошлого столения возникло государство Косово, а в 2014 году организовались ДНР и ЛНР.

В настоящее время число стран с унитарным устройством по частям света распределяется следующим образом:

В списке унитарных государств зарубежной Европы стоит остановиться на так называемых карликовых странах (Монако, Люксембург, Сан-Марино, Лихтенштейн ). Они также являются унитарными, и многие считают, что регионального деления в них нет. Это не совсем верно, так как Монако - это городской конгломерат, получившийся после слияния 4 округов. Административный границы районов сохранены и в XXI веке. В Сан-Марино (площадь всего 61 кв. км) существует 9 округов, именуемых "кастелли". Люксембург, в свою очередь, также поделён на кантоны.

Список унитарных и насчитывает 199 позиций (171 и 28 соответственно ), но под влиянием политических и экономических кризисов последних лет в этом перечне возможны скорые изменения.

Лекция 2. Конституция РФ: федеративное устройство и форма правления в РФ. Принцип разделения властей; компетенция высших органов власти. Личные, политические, экономические и социальные права; их реализация. Различия в конституционных правах граждан РФ и иностранных граждан.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

    форма правления - определяет кому принадлежит власть;

    форма государственного устройства - определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;

    политический режим - совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика - при которой источник власти - народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

    абсолютная (всевластие главы государства);

    конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

    парламентская (президент - глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);

    президентская (президент - глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Государственное устройство - это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

    Унитарные

    Федеративные

    Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства - это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

    существование одноуровневой системы законодательства;

    подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);

    существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства - отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства - имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративные государства - это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

    союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

    наличие двухуровневой системы государственных органов;

    двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

    по принципу формирования субъектов:

    • административно-территориальные;

      национально-государственные;

      смешанные.

    по юридической основе:

    • договорные;

      конституционные;

    по равенству статусов:

    • симметричные;

      ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация - временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

    межгосударственные союзы;

    содружества;

    сообщества государств.

Политический режим - система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство - правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство - это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации - свои уставы и законодательства.

В ст. 1 Конституции Российской Федерации сказано: “Российская Федерация - Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Контрольная работа № 2

По теме «Политическая карта мира».

Задание:

1.Ответьте на вопросы теста, используя параграфы 19-22.

2.Работа рассчитана на 90 минут.

3.Критерии оценки: «отлично» - 54 – 45 баллов

«хорошо» - 44 - 33 баллов

«удовлетворительно» - 32 - 20 баллов

Вариант 1

1.Главный объект политической карты мира – это:

1.Мировой океан; 2.Природные зоны; 3.Климат; 4.Государства.

2.В ХХ века количество стран и территорий достигло: 1.120; 2.230; 3.200; 4.320.

3.Политически независимыми государствами называются:

1.Колонии; 2.Суверенные; 3.Метрополии; 4.«Ключевые» страны.

4.Расставьте следующие станы по мере убывания площади:

1.Канада; 2.Австралия; 3.Россия; 4.Китай..

5.К микрогосударствам Европы не относится:

1.Ватикан; 2.Монако; 3.Бруней; 4.Португалия.

6.Укажите верный вариант ранжирования стран по численности населения

1.Китай, Индия, США; 2.Индия, Бразилия, Китай; 3.Китай, США, Индонезия.

7.Приморское положение не имеют страны:

1.Китай и Намибия; 2.Швеция и Чили;

3.Швейцария и Афганистан; 4.Испания и Мавритания.

8.Страна-архипелаг – это:

1.Индонезия; 2.Япония; 3.Исландия; 4.Шри-Ланка.

9.Полуостровное положение не имеет страна:

1.Франция; 2.Италия; 3.Греция; 4.Норвегия.

10.Стана Зарубежной Европы, не имеющая выхода к морю:

1.Швейцария; 2.Германия; 3.Дания; 4.Швеция;

11. Показатель, характеризующий стоимость всей продукции, выпущенной на территории данной страны за год (в долларах США) называется: 1.ВОЗ; 2.ВВП; 3.ИКТ; 4.ЕС

12. В «большую восьмерку» не входит страна:

1.США; 2.Ангола; 3.Япония; 4.Россия.

13. К «ключевым странам» не относится:

1.Индия; 2.Бразилия; 3.Южная Корея; 4.Мексика.

14. К НИС не относится страны:

1.Сингапур; 2.Тайвань; 3.Таиланд; 4.Республика Корея.

15. Нефтеэкспортирующие страны расположены в районе:

1.Персидского залива;2.Бенгальского залива; 3.Средиземного моря; 4.Аравийского моря.

16.Россия относится к странам:

1.«Ключевым»; 2. НИС; 3.странам с переходной экономикой; 4.нефтеэкспортирующим.

17.Какая форма правления предусматривает передачу власти по наследству:

1.Республика; 2.Монархия; 3.Федерация; 4.Унитарная республика.

18.Какой континент не имеет монархии:

1.Евразия: 2.Африка; 3.Южная Америка; 4.Северная Америка.

19.Какая из перечисленных стран является конституционной монархией:

1.Великобритания; 2.Ватикан; 3.Финляндия; 4.Бангладеш.

20.Какая страна является абсолютной монархией:

1.Норвегия; 2.Бельгия; 3.Саудовская Аравия; 4.Венгрия.

21.Теократической монархией является:

1.Монако; 2.Румыния; 3.Катар; 4.Ватикан.

22.В какой части света в конце ХХ века появилось наибольшее количество новых государств:

1.В Африке; 2.В Азии; 3.В Европе; 4.В Америке.

23.Частью какого государства в ХХ веке являлись следующие страны: Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан?

1.СССР; 2.России; 3.США; 4.СНГ.

24.Форма административно-территориального устройства, при которой в составе государства нет самоуправляющихся государственных образований, называется:

1.Монархией; 2.Федерацией; 3.Республикой; 4.Унитарным государством.

25.Федеративным государством не является:

1.Франция; 2.Бельгия; 3.Россия; 4.США.

26.К НИС относится:

1.Сербия; 2.Россия; 3.Сингапур; 4.Китай.

27.Установите соответствие между странами-гигантами по численности населения и их столицами:

1.Китай; 2. США; 3. Индия; 4.Индонезия.

1.Джакарта; 2.Вашингтон; 3.Пекин;4.Дели.

28.Укажите варианты, в которых верно указана столица государства:

1.Индия – Бомбей; 2.Великобритания – Манчестер; 3.Италия – Рим; 4.Польша – Краков.

29.Какие из перечисленных стран являются развитыми государствами с федеративной формой правления?

1.Италия; 2.Германия; 3.ОАЭ; 4.Бельгия.

30.Какие из перечисленных стран являются наименее развитыми?

1.Египет; 2.Индонезия; 3.ОАЭ; 4.Чад.

31.Большее число стран мира относится:

1.К развивающимся; 2.К развитым; 3.К странам с переходной экономикой; 4.К ключевым странам.

32.Большинство монархий в настоящее время находится:

1.В Африке; 2.В Европе; 3.В Северной Америке; 4.Южной Америке.

33.По форме правления преобладают страны:

1.Монархии; 2.Республики; 3.Федерации; 4.Унитарные.

34.Установите соответствие:

1.Нефтеэкспортирующие страны 1.Бразилия, Индия

2.Новые индустриальные 2.Иран, Алжир

3.Ключевые государства 3.Тайвань, Сингапур

4.Страны, входящие в блок НАТО 4.США, Канада

35.К экономически развитым странам относятся:

1.Япония, США, Норвегия; 2.Испания, Франция, Китай; 3.Германия, Польша, Украина; 4.Финляндия, Чехия, Албания.

36.Большинство НИС расположено:

1.В Европе; 2.В Юго-Западной Азии; 3.В Юго-Восточной Азии; 4.В Африке.

37.К группе наименее развитых стран относятся:

1.Чили, Аргентина, Бразилия; 2.Судан, Бутан, Афганистан; 3.Саудовская Аравия, Катар, Кувейт; 4.Сингапур, Южная Корея, Китай.

38.Выберите правильное утверждение:

1.США – республика, унитарное государство;

2.Италия – монархия, унитарное государство;

3.Индия - республика, федеративное государство

4.Саудовская Аравия – абсолютная монархия.

39.Установите соответствие:

1.Венгрия; 2.Канада; 3.Германия; 4.Беларусь.

1.Страна в составе СНГ; 2.Государство в составе Содружества; 3.Страна входит в состав «большой восьмерки»; 4.Страна с «переходной» экономикой.

40.Какая из указанных стран является одновременно гигантами и по площади, и по населению:

1.США; 2 Австралия.; 3.Индонезия; 4.Нигерия.

41.Какая страна не имеет выхода в Мировой океан:

1.Канада; 2.Норвегия; 3.Корея; 4.Словакия.

42.Выберите островное государство:

1.Венесуэла; 2.Австралия; 3.Марокко; 4.Индонезия.

43.Самой северной страной из перечисленных является:

1.Нигерия; 2.Чили; 3.Филиппины; 4.Турция.

44.Одной из наименее развитых стран мира является:

1.Эфиопия; 2.Малайзия;3.Иран; 4.Албания.

45.Определите государство, территория которого расположена сразу в двух частях света:

1.Египет; 2.Панама; 3.Китай; 4.Бразилия.

46.Укажите верное утверждение:

1.Монархий в мире больше, чем унитарных государств;

2.Унитарных государств меньше, чем федераций.

3.Федераций в мире больше, чем республик.

4. Республик в мире больше, чем монархий.

47.Выделите федеративное государство Азии:

1.Индия; 2.Турция; 3.Индонезия; 4.Саудовская Аравия.

48.Столицей Дании является:

1.Амстердам; 2.Осло; 3.Стокгольм; 4.Копенгаген.

49.Найдите ошибку в перечне европейских унитарных государств:

1.Франция; 2.Швейцария; 3.Греция; 4.Дания.

50.Определите страну, занимающую одно из первых стран в мире по запасам нефти:

1.Англия; 2.Иран; 3.Австралия; 4.Бразилия.

Ключ к контрольной работе № 2

ответ

ответ

ответ

ответ

ответ

3142

1-2 3-1

2-3 4-4

mob_info