Монголия-новый азиатский тигр. Экономика монголии Обеспеченность трудовыми ресурсами кореи и монголии

Монголия — государство, которое расположено в Восточной Азии, граничит с Россией, Китаем и не имеет выхода к морю. Обширные территории страны, часть из которых мало пригодна для жизни, заселены неравномерно. При этом Монголия может похвастаться быстрыми темпами развития экономики и довольно высоким уровнем жизни населения. В большинстве международных организаций Монголия имеет статус наблюдателя.

Краткая история государства

Первые попытки становления Монгольского государства предпринимались разобщенными племенами, заселившими территорию современной Монголии еще 850 тысяч лет назад, в 4-м веке до нашей эры. Хунны тогда объединились для борьбы с китайскими племенами и правили в монгольской степи до 93 года до нашей эры. Позже Хуннскую империю сменили несколько киргизских, тюркских и монгольских ханств. Ни одному из них не удалось надолго закрепиться на монгольских землях: кочевой образ жизни, воинственность и недостаточно авторитетная власть — все это стало причиной разобщенности.

Более стабильный союз племен вошел в историю под названием Хамаг Монгол и стал основой будущей Монгольской империи во главе с Чингисханом. Но уже с конца XIII века культурные различия, смерть сильнейшего правителя, бесконечный передел власти и неоднородность заселения государства стали причиной начала распада Золотой Орды.

Следующие несколько веков монгольские степи занимали различные правители, империи и народности: империя Юань, династия Северная Юань, китайская империя Цин, управляемая маньчжурской династией, - до 1911 года. Когда в Китае прогремела Синьхайская революция, положившая конец империи, а в самой Монголии поднялась национальная революция, на территории современной Монголии государственности как таковой не существовало.

Новая Монголия в 1915 году была признана автономной частью Китайской республики, а через девять лет повторно (в первый раз в 1911-м) была провозглашена независимость государства. Однако до конца Второй мировой войны независимость Монголии признавалась разве что СССР.

Для Монгольской Народной Республики были характерны некоторые черты Советской власти: репрессии, коллективизация, уничтожение монастырей, а позже и перестройка. Агрессия Японии отражалась совместными действиями СССР и Монголии. Современная история Монголии началась с принятием новой Конституции в 1992 году и изменением политического курса.

Государственное устройство и политика

Монголия, население которой отличается разнообразием, является парламентской республикой. Глава государства — президент, исполнительная власть представлена правительством, законодательная — парламентом, который именуется Великим государственным хуралом. На местах власть остается в руках местных самоуправлений, которые избираются сроком на четыре года.

В 2008 году в Монголии произошел внутриполитический кризис, который спровоцировал массовые беспорядки в столице государства (Улан-Баторе) и стал причиной смены правительства и перевыборов президента. В настоящее время президентом государства является Цахиагийн Элбэгдорж, правящая партия — Монгольская Народная Партия (МНП).

География Монголии

По территории государство занимает девятнадцатое место в мире, являясь довольно большим. Площадь Монголии составляет 1 564 116 км², что соизмеримо, например, половине Якутии. Большую часть страны (по географическим особенностям) занимает равнина с несколькими возвышающимися хребтами и горными массивами. В южной части Монголии расположена пустыня Гоби.

Все источники пресной воды берут начало в горах и питаются несколькими крупными притоками. В Монголии насчитывается большое количество озер, многие из которых являются временными, т. е. образуются в период дождей и исчезают при засухе.

Площадь Монголии и расположение государства делают климат резко континентальным. Средняя температура в зимнее время года колеблется от -25 до -35 градусов, летом находится в пределах тех же значений со знаком плюс. Количество осадков уменьшается с северо-запада на юг.

Административное деление государства

Монголия, население которой неравномерно расселено по территории государства, делится на 21 аймак, имеющих в своем составе в общей сложности 329 сомонов, и столицу Улан-Батор. Крупнейшим городом ожидаемо является столица, насчитывающая полтора миллиона постоянных жителей. За административным центром по численности населения следуют аймак Хувсгел (114 тысяч человек), Дорноговь (109 тысяч человек) и Уверхангай (100 тысяч человек).

Характерной особенностью Монголии является наличие временных поселений, в связи с чем используется отличная от стандартной адресная система. Так, в Монголии нет привычных названий городов, улиц, номеров домов и квартир, а адреса заменены цифровыми кодами, которые позволяют установить местонахождение объекта на местности с точностью до одного метра. При этом чем длиннее код, тем точнее можно установить местонахождение объекта. Система подходит для использования в глобальном масштабе, активно применяется в цифровой картографии и навигационных системах.

Экономика Монголии

Экономика Монголии развивается необычайно динамично, а само государство является крупнейшим рынком сбыта во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. По последним прогнозам экономика государства будет расти минимум на 15% в год в краткосрочной перспективе.

Основные отрасли промышленности Монголии представлены:

  • добычей полезных ископаемых (20% ВВП) и минеральных ресурсов ;
  • сельским хозяйством (16% ВВП);
  • транспортом (13%);
  • торговлей (также 13%).

Рассматривая занятость населения, можно отметить, что большая часть трудоспособных граждан трудоустроены в сельском хозяйстве (41%), чуть меньше в сфере услуг (29%) и торговле (14%).

На импорт Монголия (население при этом обеспечено всем необходимым) отправляет нефтепродукты, оборудование (как промышленное, так и индустриальное) и товары широкого потребления. Основными партнерами в международной торговле являются Россия, Китай, Япония и Южная Корея.

Финансовый сектор

Центральный банк имеет те же функции, что и подобные учреждения в других государствах. Валюта Монголии — монгольский тугрик, который был введен в обращение еще в 1925 году. На сегодняшний день обменный курс в среднем такой: 2405 тугриков = 1 доллару США. Несмотря на то что существует национальная валюта Монголии, в обращении находятся также американский доллар (используется практически во всех сферах, кроме оплаты государственных услуг) и российский рубль или евро, которые принимают в небольших магазинах (преимущественно в столице) и на рынках.

Кстати, цены в Монголии приятно удивляют туристов. Приобрести памятные сувениры, изделия из натуральной шерсти и кожи, ковры в столице можно по стоимости ниже, чем в России. На продукты питания цены умеренные. Так, обед обойдется в среднем в 6-7 долларов.

Население государства: общая характеристика

Население Монголии характеризуется моноэтничностью, преобладающим количеством городского населения (даже несмотря на большую занятость в сельском хозяйстве), положительным естественным приростом, большим количеством диалектов в языковой принадлежности населения и разнообразным религиозным составом.

Численность населения государства

Численность населения Монголии по данным на 2015 год составляет 3 миллиона 57 тысяч человек. На жителей столицы приходится одна треть общей численности граждан. Подробнее характер расселения граждан по территории государства будет рассмотрен ниже.

Естественный прирост населения составляет 28 человек на 1000 граждан в год. Данный факт позволил численности населения Монголии увеличиться в четыре раза в период с 1950 по 2007 год. Еще в 1918 году численность населения Монголии составляла всего 647 тысяч человек, а к 1969 уже вдвое больше. Сколько-нибудь верных данных о количестве жителей до 1918 года не сохранилось вследствие трудной истории становления государственности, когда территории Монголии входили в состав других стран, а коренное население притеснялось.

Плотность и расселение жителей

Средняя плотность населения Монголии составляет почти 2 человека на один квадратный километр. Этот показатель стал причиной размещения государства на последнем месте (195-я строка) в списке по плотности населения стран мира. Наиболее плотно (5-6 человек на квадратный километр) в Монголии заселены долина реки Орхон и горные районы Хангая — наиболее пригодные для жизни территории западнее столицы.

Обширные территории (40%) государства являются малопригодными для комфортной жизни вследствие природных особенностей. Плотность населения составляет рекордные один человек на 10-15 квадратных километров, часть территорий и вовсе остается незаселенной.

Этнический и национальный состав

Монголия (население составляют преимущественно представители монгольской группы) — моноэтническое государство. Доминирующая этническая группа разделяется на несколько родов тюркского происхождения, субэтносы и близкие этнографические группы.

Помимо коренного населения, в общей сложности составляющего чуть более 82%, в стране проживают тюрки, русские и китайцы. Русских в Монголии насчитывается всего полторы тысячи человек, тогда как еще в конце 80-х проживало целых 20 тысяч. Бежали в соседнее государство преимущественно старообрядцы, спасающиеся от религиозных преследований на родине. Китайцев на данный момент проживает в Монголии несколько сотен, в 60-х годах же число выходцев из Китая в Монголии доходило до 25 тысяч человек.

Язык и письменность в Монголии

Разнообразие близкородственных этнических групп предопределяет незначительные, но все же выраженные языковые отличия. Государственный (монгольский) включает в себя несколько диалектов:

  • ойратский;
  • непосредственно монгольский;
  • бурятский;
  • хамниганский.

Распространены и тюркские диалекты:

  • казахский;
  • тувинский;
  • цаатанско-сойотский.

Преподавание в столице государства ведется также на казахском.

В 1945 году монгольский язык был переведен на кириллицу с добавлением еще двух отличающихся букв. Старомонгольский на сегодняшний день не используется, хотя попытки восстановления языка неоднократно предпринимались. В религиозных практиках и по сей день широко используется тибетский, на котором в прошлых веках были написаны художественные произведения, религиозные и научные трактаты.

Религиозная принадлежность населения

Основной религией в Монголии является модифицированный буддизм (53%). При этом в столице большинство христианских, а не буддийских храмов (197 против 63). Большую часть населения составляют атеисты (38%). Религиозное разнообразие представлено также исламом, шаманизмом, христианством и некоторыми другими религиями.

Уровень жизни населения

Монголия, уровень жизни населения которой в большинстве источников остается за гранью повествования, является довольно развитым государством со стабильной экономикой. До сих пор в стране остались люди, ведущие кочевой образ жизни, но их существование облегчают многочисленные блага цивилизации. Столица же похожа на большинство современных городов. Так, сегодня Монголия уверенно открывает для себя “окно в большой мир”.

УДК 339.9(517.3)

А.П. Суходолов, Ю.В. Кузьмин

ЭКОНОМИКА МОНГОЛИИ В СИСТЕМЕ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ

В статье представлена характеристика современной экономики Монголии, ее проблемы и трудности. Основное внимание уделено анализу внешнеэкономических связей Монголии в Восточной Азии с основными партнерами в регионе. Рассмотрены вопросы иностранных инвестиций в монгольскую экономику, особенно сырьевой сектор страны, а также формирование транспортных коридоров Китай-Монголия-Россия.

Ключевые слова: экономика Монголии; сырьевые ресурсы; иностранные инвестиции; Россия; Китай; «третий сосед»; транспортные коридоры; национальные интересы.

A.P. Sukhodolov, Yu.V. Kuzmin

ECONOMY OF MONGOLIA IN THE SYSTEM OF GREATER EURASIA

The article presents the characteristics of the current economy of Mongolia, its problems and difficulties. The focus is on the analysis of foreign economic relations of Mongolia with its key partners in East Asia. The authors consider the issues of foreign investments into Mongolian economy, namely the country"s commodities sector and formation of the transport corridor China-Mongolia-Russia.

Keywords: Mongolia"s economy; natural resources; foreign investments; Russia; China; the "third neighbor"; transport corridors; national interests.

Современная мировая экономика вошла в зону экономической нестабильности и переформатирования. Данные экономические

процессы и тенденции приняли явную форму и проявили себя после 2014 года. Ранее они имели скрытый характер и проявляли себя в очень завуалированном виде. Длительное время глобализация казалась незыблемой и вечной. Процессы глобализации приняли всеобщий характер и захватили экономическую, политическую, научную, информационную и культурную сферы. Но оказалось, что это не так и многое стало меняться.

В мире происходит серьезная структурная реформация, формируется многополярный экономический порядок; не удалась попытка США после распада СССР создать однополярный мир, ориентированный на одну страну, одну валюту, одну либеральную модель экономики. Страны мира не приняли данную систему, явно и прямо ей сопротивлялись. Попытки путем «цветных революций» насадить американский порядок в странах Западной Азии также натолкнулся на жесткое сопротивление и противостояние. Страны исламской цивилизации имеет свои ценности, более древние и глубокие, чем молодая американская модель, которая является одной из западных моделей экономики, причем представляет не лучшую ее часть. Более привлекательной в мировой экономике может быть социально-рыночная модель, которая особенно удачна во Франции, Германии, Швеции. К сожалению, приходится констатировать, что она также исчерпывает свои экономические возможности, нуждается в серьезной социально-экономической корректировке и, видимо, в ближайшие годы это и произойдет. В последнее десятилетие довольно успешен экономический опыт Финляндии, Норвегии, Дании, где гармонично сочетаются интересы элиты и населения. Разумеется, это очень небольшие страны, где успешные системы образования, системы социальной помощи и поддержки, возможны в небольших по населению и площади странах.

Экономика Монголии за последние 25 лет прошла сложный путь трансформации национальной экономики от государственно-плановой к рыночной. Проведена поэтапно массовая приватизация государственной собственности, сейчас доля частного сектора составляет 80 %. На этом пути были не только достижения, но и потери. Был сокращена доля промышленного производства. В 1990-2003 гг. производство валовой промышленности сократилось

приблизительно на 20 %, нижняя точка приходилась на 1993 год -40 %. В два раза вырос объем горнодобывающей промышленности и в 2,5 раза сократился объем продукции обрабатывающей продукции (Грайворонский, 2007, с. 25). Быстрыми темпами растет добыча цветных металлов (меди), золота, угля, нефти.

Экономика современной Монголии переживает сложный период своего развития. Кризис мировой экономики и падение спроса и цен на сырьевые ресурсы Монголии (медь, уголь, нефть и др.) привели к резкому сокращению прибыли компаний, занятости и доходов государственного бюджета. Отсутствие конкуренции на сырьевые товары Монголии и покупка только Китаем привели к резкому снижению цены на медь, уголь, сельскохозяйственное сырье.

Рост ВВП Монголии в 2014 году составил 7,9 %, в 2015 году -2,3 %. Ранее были годы, когда рост ВВП достигал 14 % в год, когда цены на сырьевые товары были стабильными и высокими.

Как известно, Монголия обладает крупными месторождениями угля (Тавантолгой), меди (Оуютолгой, Эрдэнэт) мирового уровня, которые разработаны и уже эксплуатируются. Экспорт сырьевых ресурсов - ведущая статья дохода бюджета, более 60 % дохода бюджета. Поэтому падение мировых цен на сырьевые товары, сразу сказывается на экономическом положении страны, доходах населения и его занятости. Это слабое место современной монгольской экономики. Это обстоятельство усугубляется также тем, что основным покупателем данного сырья является один покупатель - Китай, который пользуется монопольным положением и диктует ценовую политику на монгольском рынке. В этих условиях диверсификация монгольской экономики (и прежде всего быстрое развитие обрабатывающих и наукоемких отраслей экономики) и поиск новых внешнеэкономических партнеров на мировом рынке - настоятельная необходимость стабильного развития современной Монголии.

Монголия не имеет выхода к морю и это усложняет ее внешнеэкономические связи. Ее местонахождение между Россией и Китаем, зависимость от экономических и политических отношений с соседними странами серьезно влияют на экономическое положение кочевой страны. В настоящее время (начало сентября 2017 г.) Монголия ищет варианты транспортировки монгольско-

го угля через морской порт Владивостока. Это позволит избежать низкой цены, которую предлагают китайские покупатели, так как позволит выйти на альтернативные рынки Восточной Азии (Южная Корея, Япония и т.д.). Также необходимо отметить, что Монголия имеет флот, который плавает под монгольским флагом (более 200 кораблей различных стран). Монголия в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке решала вопрос о подготовке монгольских морских специалистов. Наиболее сложная проблема - это железнодорожные тарифы перевозки грузов, в данном случае необходимы льготные тарифы.

Монголия уже находилась в составе Цинской империи и в составе советского блока, поэтому хотела сохранить экономическую и политическую независимость. Заявления о политике нейтралитета Монголии и реализация на практике этого положения мало согласуются. В настоящее время экономика Монголии находится под значительным экономическим влиянием могущественного Китая (инвестиции, внешняя торговля). В период последней президентской компании все кандидаты в президенты подчеркивали высокую зависимость экономики Монголии от южного соседа и считали необходимым расширять российско-монгольское экономическое сотрудничество, чтобы сбалансировать отношения в треугольнике Россия-Монголия-Китай.

Большие надежды в Монголии возлагали и возлагают на т.н. «третьего соседа» Монголии в лице США, Японии, Южной Кореи, стран Западной Европы. К сожалению, масштабы экономического сотрудничества и инвестиций незначительны и не компенсируют масштабы сотрудничества в треугольнике. Современная Монголия активно расширяет экономическое сотрудничество со странами, которые ранее не были ее активными партнерами: Иран, ОАЭ, Израиль, Турция и др. Здесь существуют значительные возможности расширения экономического и научного сотрудничества. Например, в Турции уже сегодня обучается более 400 монгольских студентов; в далекой Австралии - более 200 студентов и магистрантов.

Наиболее масштабные и тесные экономические и политические отношения связывают Монголию с Японией и Южной Кореей. Наибольшее число монгольских мигрантов работает и учится

в Южной Корее, значительные научные связи между Монголией и Японией, инвестиционная поддержка Монголии также со стороны Японии и Южной Кореи, которые рассматриваются как близкие и родственные азиатские народы. Молодежь Монголии также тяготеет к молодежной корейской культуре. Обе страны воспринимаются в Монголии, как азиатские страны, которые добились выдающихся результатов.

Основные экономические проблемы: недостаток инвестиций, небольшое население (3 млн чел.) и его неравномерное размещение в центре страны г. Улан-Батор (1.4 млн чел.), политическая нестабильность и частая смена монгольских правительств (за 10 лет 15 правительств), коррупция и вывоз капитала.

Частая смена правительств, изменение законодательства в сфере добычи полезных ископаемых и налогообложения в данной сфере приводят к оттоку иностранных инвесторов, частым судебным процессам. Коррупционная составляющая привела к громадному социальному расслоению монгольского общества, социальной нестабильности. Инвестиционный форум в Улан-Баторе в начале сентября 2017 года отметил необходимость разработки конкретных и стабильных правил привлечения иностранного капитала, сокращение административных препятствий.

Активная добыча полезных ископаемых приводит к вытеснению монгольских кочевников с традиционных мест проживания и разрушению экологии. Также процессы опустынивания приняли угрожающие размеры для Монголии. Процессы опустынивания в Монголии имеют природную основу, связанную с потеплением мирового климата и влиянием развития скотоводов, в связи с массовым разведением скота (80 млн голов скота), особенно монгольских коз.

Монгольское правительство и научная элита страны заинтересованы в развитии перерабатывающей промышленности и наукоемкого производства. Монгольские ученые и изобретатели предлагают различные наукоемкие технологии, которые находят поддержку бизнеса и государственных структур. Монгольская молодежь талантлива и динамична, он активно получает образование в лучших зарубежных университетах, участвует в научных проектах и побеждает в интеллектуальных соревнованиях. Так, в авгу-

сте 2017 г. на Азиатских играх монголы завоевали 73 медали из 90 возможных наград. Со временем это может перейти в качество. Правда, это имеет и оборотную сторону - миграцию талантливых монгольских ученых за границу.

Особое положение Монголии между двумя крупными державами: Россией и Китаем в последние годы приобретает и свои экономические преимущества. Превращение Китая в мировую экономическую державу, которая заинтересована в стабильных транспортных коридорах Китай - Европа, формирование транспортных коридоров «Один пояс - один путь», нового Щелкового пути включает и Монголию, как одно из важных звеньев этих проектов. Включение Монголии в систему международных железнодорожных, авиационных и автомобильных коридоров позволит усилить экономические позиции страны в международной экономике, особенно во Внутренней Азии. Монголия рассматривается, как один из шести вариантов транспортных коридоров Китай - Западная Европа. В настоящее время активно функционирует транспортный коридор из Китая через страны Центральной Азии, что позволяет китайской стороне успешно маневрировать с другими вариантами и партнерами. В августе 2017 г. в Улан-Удэ прошло рабочее совещание представителей транспортных структур России, Монголии и Китая и было принято решение формировать транспортный коридор Тянь-цзинь - Улан-Батор - Улан-Удэ в двух вариантах: железнодорожном и автомобильном. Реализация данного Проекта намечена на начало 2018 года. Речь идет о модернизации существующих дорог и совершенствовании пограничных переходов, а также о создании современной инфраструктуры в транзитных странах.

Монголия занимается совершенствованием качества железнодорожных и автомобильных дорог страны, увеличением скорости перевозок, увеличением числа пограничных пунктов пропуска пассажиров и товаров. Это позволит улучшить или создать заново современные автомобильные дороги, международные аэропорты, увеличить число современных рабочих мест в сфере обслуживания и туризма. Продолжаются в Монголии также дискуссии: какие железные дороги строить в Монголии: российских или китайских стандартов?

Начато строительство новой железной дороги от Эрдэнэта до границы с Тывой, предполагается в перспективе ее соединение с дорогой по Тыве, которая только строится. Это позволит резко сократить путь в Европу и выйти на развитые регионы Южной Сибири.

Как известно, в настоящее время Китай активно создает систему транспортных коридоров в Европу через страны Центральной Азии, частично затрагивая и Россию. Данный коридор более короткий по времени, чем российский Транссиб, поэтому косвенно обостряет конкуренцию. Китай активно создает хабы в странах мира, то есть склады китайской продукции, дороги, мосты и другие транспортные коридоры, необходимые быстрой доставки китайских товаров или производства их в данной территории. Например, запущен самый длинный в мире грузовой железнодорожный коридор Харбин-Гамбург. Также, например, в Белоруссии, около Минска создается так называемый индустриальный Парк «Великий камень», на площади 80 км2. Весь данный проект оценивается примерно в 80 млрд дол.

Высокие темпы экономического роста в КНР, выход ряда отраслей промышленного производства страны на лидирующие позиции в мире, формирование новой транспортной системы и логистики в Северо-Восточной Азии, в том числе, так называемого, «Нового шелкового пути», создадут уже в ближайшей перспективе значительные проблемы и трудности для российского экономики, которая теряет свои экономические позиции в современной международной экономике, в связи с экономическими санкциями, оттоком отечественного и иностранного капитала из страны и неадекватной требованиям времени экономической моделью развития России. Серьезное усиление геополитического и военного статуса России пока компенсирует экономического блока, но в дальнейшем это будет проявлять себя в все более негативном свете.

Стратегическое партнерство с КНР также имеет свои пределы, так само понятие стратегическое партнерство для современного Китая вообще неприемлемо. Государство ДжунГо (Срединное государство или Срединная империя) не рассматривало и рассматривает соседние страны и народы стратегическими партнерами, а только временными союзниками, причем не всегда равноправ-

ными. Считаем это политическое, экономическое и военное партнерство тактическим, со стороны Китая, до тех пор, пока он не укрепит свои позиции до уровня равного военно-геополитического потенциала США или близкое, для прямой конкуренции и противостояния (выделено автором). Российской стороне необходимо конкретно просчитывать не только позитивные перспективы, но и трудности, проблемы, которые возникнут при реализации Проектов, инициированных и продвигаемых китайской стороной.

Экономическое превосходство КНР в ближайшей перспективе дополнится военно-геополитическим превосходством и более высоким научным уровнем мирового лидерства. Расходы на науку и образование Китая, превосходящие российские в разы, уже дают свои первые плоды, а, в ближайшее время, покажут всему миру реальные научные успехи мирового уровня.

Россия заявляет об экономической, политической и научной заинтересованности в российско-монгольском сотрудничестве, но пока это несопоставимо с размерами китайско-монгольского экономического сотрудничества, китайских инвестиций и возможностей. Экономика Монголии все в большей степени попадает в зависимость от Китая. Полученные кредиты придется в недалеком будущем отдавать, найти других покупателей монгольского сырья пока не удается и цены на него держатся на низком уровне. Китайское руководство довольно жестко отреагировало на визит Далай-ламы в Монголию, а главное не выделило обещанный кредит в 4 млрд дол.

В целом, положение России и Монголии в треугольнике Россия-Монголия-Китай в некотором смысле довольно схожи, хотя и не идентичны и. По структуре своего экспорта в Китай они являются сырьевыми поставщиками для быстрорастущей экономики Китая, своеобразными придатками экономики или периферией китайской экономики, которая быстрыми темпами идет к мировому лидерству. Данное сотрудничество в большей степени отвечает национальным и экономическим интересам Китая, а не России и Монголии. Дальнейшее развитие в данном направлении будет иметь негативные последствия для экономик России и Монголии, особенно монгольской экономики, серьезно зависимой от КНР.

Монгольской экономике необходимо резко наращивать обрабатывающую промышленность, современные технологии в сельском хозяйстве, энергетике, связи. Предстоит создать и развивать еще один крупный город, чтобы разгрузить перенаселенность и экологическое неблагополучие монгольской столицы. Инвестирование прорывных монгольских технологий в отдельных сферах (медицина, альтернативная энергетика, электроника и т.п.) позволит использовать накопленный интеллектуальный потенциал монгольских ученых. Интенсивное развитие региональных экономических отношений Монголии с Бурятией, Тывой, Иркутской областью и Забайкальским краем позволит совместными усилиями интенсифицировать национальную экономику и сохранить независимость, повысить качество жизни населения Монголии.

Суходолов Александр Петрович - доктор экономических наук, профессор, ректор, Байкальский государственный университет, 664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected]

Кузьмин Юрий Васильевич - доктор исторических наук, профессор, кафедра мировой экономики и международного бизнеса, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Alexander P. Sukhodolov - D.Sc. in Economics, Professor, Rector, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Yuri V. Kuzmin - DSc in History, Professor, Department of World Economy and International Business, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Монголия относится к числу стран бывшего восточного блока с переходной экономикой. Экономика Монголии является в основном аграрной.

После длительного застоя (с 1990 по 2002 годы рост экономики составлял от +3 до −3 % в год) в наши дни страна переживает экономический рост, показатели которого составляют от 5,3 % до 10 % в год; при этом основной рост приходится на сектор услуг, доля которого увеличилась почти до 40 % от ВВП, и на сферу добычи меди и золота за счет увеличения мировых рыночных цен на них. Правда, рост последних лет не коснулся бедной части населения: около 40 % населения Монголии живет ниже черты бедности, как и в 1990 году. Тяжелые годы реформ хоть и привели к увеличению доли частного сектора экономики до 80 %, но еще больше обострили социальные различия и разницу в уровне жизни между городом и селом.

Согласно данным Всемирной программы питания ООН, доля хронически недоедающего населения в Монголии составляет в среднем 43 %. Очень высока детская смертность. 58 новорожденных из тысячи умирают в грудном возрасте. В холодное время года многие дети и подростки ютятся в туннелях трубопроводов отопления под Улан-Батором. Дно этих туннелей покрыто экскрементами и населено крысами. По оценкам представителей гуманитарных организаций, численность обитающих в туннелях людей составляет приблизительно от 4000 до 10000 человек.

Из-за очень неплодородных земель, долгой зимы, малого количества осадков, кочевой традиции населения и короткого вегетационного периода (всего 95-100 дней в году) земледелие в Монголии развито очень слабо. Однако на его фоне возникло высоко специализированное животноводство. При этом здесь разводятся 5 видов домашнего скота. Продукция животноводства и использование физической силы сельскохозяйственных животных являются неотъемлемой частью кочевого образа жизни местного населения. Так, овец разводят для получения шерсти, молока, мяса, коз – для получения шкур и молока, яков – для производства молока, кож, мяса, а лошадей и верблюдов используют в качестве транспортного средства, для перевозки грузов и для получения молока.

Традиционной продукцией сельского хозяйства Монголии являются мясо, молоко, овечья шерсть и кашемир, а также небольшое количество зерна, картофеля и овощей.

Современное сельское хозяйство развивалось в этой стране медленно. Эпоха социализма ознаменовалась коллективизацией, начавшейся в 1930-е годы. К 1959 году 100 % сельского хозяйства было коллективизировано. В 1960 году его доля в национальном доходе была снижена до 22,9 %, однако в нем всё ещё было занято 60,8 % работающего населения Монголии. После вступления страны в 1962 году в Совет Экономической Взаимопомощи, увеличился объем помощи её сельскому хозяйству со стороны СССР и других членов СЭВ, прежде всего Чехословакии и Венгрии.

В конце 1980-х годов сельское хозяйство по-прежнему составляло значительную часть экономики Монгольской Народной Республики. В 1985 году в нем было занято 33,8 % работающего населения, но приносило оно лишь 18,3 % национального дохода. Промышленность страны главным образом перерабатывала продукты питания и древесину для внутренних нужд, а также животноводческую продукцию, такую как кожи и шкуры, для экспорта. В 1986 году почти 60 % экспорта Монголии составляла сельскохозяйственная продукция.

После прекращения существования социалистической экономической системы произошли глубокие изменения, касающиеся структуры собственности в сельском хозяйстве страны. Однако его экономическая направленность по-прежнему остается зависимой от природных условий и традиций. Так, в 2006 году 80 % доходов от сельского хозяйства пришлось на долю животноводства. Но теперь 97 % животноводства было сосредоточено уже в частных руках. В дальнейшем доля земледелия и животноводства продолжала снижаться и в 2011 году составила уже меньше 20 % от валового национального продукта (в 1995 она составляла 38 %). Однако в сельскохозяйственном секторе по-прежнему занята треть населения страны.

Монголия относится к числу 10 стран мира с крупнейшими запасами полезных ископаемых, однако к настоящему времени полностью разведана лишь треть из них, а это – почти 6000 месторождений различных минералов, в том числе, каменного угла, меди, урана (около 2 % мировых запасов), нефти, золота, серебра, флюорита, молибдена, цинка и алмазов.

Месторождения меди и каменного угля до сих пор разрабатываются главным образом открытым способом. Это ведет к масштабным изменениям ландшафта и соответствующим последствиям для флоры и фауны страны.

Официальный уровень безработицы в стране составляет 2,8 %, хотя, скорее всего, он сильно занижен. Высокую инфляцию удалось успешно сдержать после 1996 года, с тех пор её уровень составляет около 4 %. Внешний долг Монголии составляет около 1,86 миллиардов долларов США.

В 2007 году объем экспорта товаров в денежном выражении составил 1,95 миллиарда долларов США, из них 41,6 % пришлось на медный концентрат, 12,1 % на золото, 9 % на цинковый концентрат, 9 % на кашемир и 6 % на каменный уголь. Импортировались в основном нефтепродукты, машины и станки, различные установки, автомобили, электроника и продукты питания. В 2007 году 72 % всего экспорта шло в Китай, на втором месте была Канада, на долю которой пришлось 9 % экспорта Монголии.

Крупнейшими поставщиками страны в том же году являлись Россия (34 %), Китай (31 %), Япония (6 %) и Южная Корея (5,5 %). Чтобы уменьшить зависимость от двух своих непосредственных соседей, Монголия осуществляет так называемую политику взаимоотношений с «третьим соседом».

Так, объем торговли с Германией достиг в 2008 году 82 миллионов евро, при этом наблюдается явная тенденция к его росту. Объем экспорта в Германию составил 15,4 миллиона евро, а объем импорта из этой западноевропейской страны – 66,6 миллионов евро.

Также существует несколько соглашений с ЕС о торговой политике, таможне и текстильных товарах. Кроме того, Монголия является членом важных международных организаций, таких как ВТО, Всемирный банк, и Азиатского банка развития.

Расходы государственного бюджета страны составили в 2009 году 1,6 миллиарда долларов США, а доходы – 1,4 миллиарда долларов США. Таким образом, можно говорить о дефиците бюджета в размере 4,6 % от ВВП.

Государственная задолженность Монголии составила в 2008 году 1,6 миллиарда долларов США, или 33,1 % от ВВП.

УДК 338(571.3) БАЗАР БОЛДБААТАР

ББК 65(5Мо) кандидат экономических наук,

старший референт администрации Президента Монголии, г. Улан-Батор e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНГОЛИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Рассматриваются особенности социально-экономического развития Монголии в постсоциалистический период, а также тенденции развития экономики страны в новом тысячелетии. Характеризуются социально-демографические проблемы, стоящие перед монгольским обществом.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, экономический рост, структура экономики, уровень жизни, уровень смертности, уровень рождаемости.

Характерной особенностью Монголии, которую всегда надо учитывать, является географическое расположение между Россией и Китаем - двумя великими державами, исторически оказывавшими определяющее влияние на развитие экономических и политических процессов в нашей стране.

Площадь территории страны составляет почти 1,560 млн км2, и по ее размеру Монголия занимает 17-е место в мире. Численность населения страны - более

2,6 млн человек.

Недостаточная развитость инфраструктуры; сравнительно большая территория в сочетании с низкой плотностью населения; суровый резко континентальный климат, неблагоприятно влияющий на развитие сельскохозяйственного производства; зависимость состояния одной из ключевых отраслей экономики - животноводства - от стихийных природных явлений; технологическое отставание перерабатывающих отраслей - все эти факторы оказывали негативное воздействие на общий ход рыночных реформ, усиливая напряжение в национальной экономике. Специфика проведения рыночных реформ связана с узкой специализацией экономики и экспорта, довольно высокой энергоемкостью и материалоемкостью производства, относительно низкой конкурентоспособностью готовой продукции на мировом рынке.

В ходе осуществления рыночных реформ правительство страны для стаби-

лизации экономики применило такие меры макроэкономического регулирования, как приватизация, либерализация внешней торговли, девальвация национальной валюты - тугрика - и поощрение иностранных инвестиций.

Уровень экономического развития определяется объемом производства ВВП на душу населения. Для того чтобы иметь возможность производить сравнительный анализ уровня развития разных стран, этот показатель исчисляется в долларах США. Перевод национальной валюты в доллары США осуществляется с учетом как сложившегося валютного курса, так и паритета покупательной способности денежной единицы данной страны. Использование показателя паритета покупательной способности позволяет получить сопоставимые характеристики достигнутого экономического уровня, в то время как сопоставление, полученное с учетом валютного курса, отражает также влияние рыночных факторов на величину обменного курса. При этом, как правило, валюта менее развитых стран является более слабой по отношению к доллару США.

Хотя в последние пять лет средний рост производства реального ВВП составил 7,3%, Монголия, по данным Всемирного банка1, который проводил сравнение уровня экономического развития 209 стран, находится на 150-м месте. За 2006 г. объем производства ВВП на душу населения Монголии при исчис-

© Базар Болдбаатар, 2008

БАЗАР БОЛДБААТАР

лении по валютному курсу составил около 1 тыс. дол. США, а ИЧР - 0,6912, и наша страна находится по последнему показателю на 117-м месте среди 175 стран. По индексу конкурентоспособности Монголия набирает

3,6 балла3 из 7 возможных и занимает 92-е место среди 125 стран.

В начале 1990-х гг. значительно уменьшился валовой внутренний продукт. Динамика ВВП в новом тысячелетии охарактеризована в таблице.

В период трансформации, перехода от централизованной плановой экономики к рыночному хозяйству экономика Монголии, как и других постсоциалистических стран, переживала серьезный спад. Но, в отличие от стран СНГ, этот спад продолжался только четыре года - с 1990 по 1993 г. Валовой внутренний продукт Монголии при этом сократился примерно на 25%, в то время как в странах СНГ - на 40-60%. В России, например, период, в течение которого происходило уменьшение объема производства ВВП, продолжался девять лет - с 1990 по 1998 г.

С 1994 г. в Монголии начался экономический рост, и к 2002 г. докризисный уровень производства ВВП был восстановлен. К настоящему времени он превышен более чем на 30%. С этой точки зрения экономическое

развитие Монголии в последнее десятилетие можно считать вполне удовлетворительным. Среднегодовой темп экономического роста, который происходит уже 14 лет, составляет более 4%, а в 2003-2007 гг. этот показатель достиг 7%. Если такая тенденция сохранится, то Монголия несколько улучшит свое экономическое и социальное положение по сравнению с другими бедными и развивающимися странами, средние темпы роста экономики в которых составляют 3,5-4,5% в год.

В промышленности впервые в 2001 г. был достигнут реальный рост производства на 15,5%. Причинами этого явились увеличение объема добычи цветных металлов благодаря успешной деятельности монголо-российского совместного предприятия «Эрдэнэт» и благоприятные погодные условия, не вызвавшие массового падения скота, как это случилось в 2000-2002 гг.

Структура экономики оставляет желать лучшего. Например, сельское хозяйство производит около 20% ВВП, хотя в сельском хозяйстве работает более 40% занятых. В валовом внутреннем продукте удельный вес продукции промышленности и сельского хозяйства примерно одинаков, а удельный вес сферы торговли и услуг постоянно повышается и составляет в среднем 49-54%.

Динамика ВВП Монголии в 2000-2005 гг.

Показатель Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005

ВВП (в ценах данного года), млрд тугр. 1 018,9 1 115,6 1 240,8 1 461,2 1 910,9 2 266,5

Рост, % 10,1 9,5 11,2 17,8 30,8 18,6

ВВП (в ценах 2000 г.), млрд тугр. 1 018,9 1 029,5 1 070,7 1 130,3 1 251,4 1 329,5

Реальный экономический рост, % 1,1 1,0 4,0 5,6 10,7 6,2

Сельское хозяйство -15,9 -18,3 -12,4 +4,9 +17,7 +7,7

Промышленность +0,3 +15,5 +3,8 +4,8 +15,0 -0,9

Торговля и услуги 15,3 6,1 11,6 6,1 6,3 9,1

ВВП (в ценах данного года), млн дол. США 946,6 1 016,3 1 117,5 1 274,5 1 612,1 1 880,4

Дефлятор ВВП 9,0 8,4 6,9 11,6 18,1 11,6

ВВП на душу населения, тыс. тугр. 462,2 460,1 504,6 586,9 758,7 888,4

ВВП на душу населения, дол. США 396,0 419,1 454,5 511,9 640,1 737,0

Структура ВВП, % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Сельское хозяйство 37,0 29,1 24,9 20,7 20,1 20,9

Промышленность 20,7 21,9 22,0 22,5 25,3 29,9

Торговля и услуги 42,3 49,0 53,1 56,8 54,6 49,2

Источник: Mongolian economy and society in 2006: statistical office of Mongolia. Ulaanbaatar, 2007.

Известия ИГЭА. 2008. № 3 (59)

Следует констатировать тот факт, что экономический рост во многом был достигнут за счет экстенсивных факторов. В связи с увеличением численности населения почти на четверть увеличилось и количество занятых с 800 до 900 тыс. человек, хотя доля занятых в общей численности трудоспособного населения сократилась с 71% в 1989 г. до 60% в настоящее время. Так что производительность общественного труда за прошлые годы почти не повысилась. Если рассмотреть изменения в структуре производства, то видно, что экономический рост в значительной мере был обусловлен увеличением объемов добычи сырья в промышленности.

Другим источником развития экономики явилось форсированное расширение сферы торговли и услуг, вклад которой в ВВП возрос за прошлые годы с 1 38 млрд тугриков до 169. При этом доля сферы торговли и услуг в ВВП страны увеличилась с 19% в 1989 г. примерно до 49% в настоящее время.

Происходящий в последние годы экономический рост сопровождается низким уровнем реальных доходов на душу населения, характеризующих потребление населением товаров и услуг. Главная социальная проблема Монголии - бедность населения. По мнению многих экспертов, с ростом средней величины доходов населения в последнее время количество бедных не сокращается. К беднейшим слоям населения относятся семьи с низкой зарплатой (доходом) кормильца, пенсионеры и безработные. Самая многочисленная группа бедных - многодетные семьи. В определенной мере бедность порождается низкой занятостью населения. Из 1,5 млн человек в трудоспособном возрасте работает только 900 тыс. Хотя официально зарегистрировано 40 с небольшим тысяч безработных, существует большая скрытая незанятость, а также многие заняты в неофициальном секторе.

Проблема снижения жизненного уровня населения обостряется и под влиянием последствий демографического взрыва 60-80-х гг. ХХ в. С учетом сохраняющегося темпа прироста населения в 2006 г. реаль-

ное производство ВВП на душу населения в Монголии по сравнению с 2001 г. увеличилось в 2 раза.

Другим важным показателем уровня жизни является показатель средней продолжительности жизни. Этот показатель сравнительно низок и составляет 65 лет, в основном из-за крайне высокой детской смертности. Из 1 тыс. родившихся живыми детей в Монголии в возрасте до года умирает 29, т.е. в 4-5 раз больше, чем в развитых странах.

Обращает на себя внимание негативная тенденция в динамике смертности в Монголии. Уровень смертности сокращается только в детской возрастной группе - до 14 лет. В молодежной группе - от 15 до 24 лет - за последнее десятилетие он в основном не изменился. В то же время в группе лиц трудоспособного возраста - с 25 до 50 лет - этот показатель вырос. Особенно увеличилась смертность лиц пенсионного возраста.

В Монголии сохраняется относительно высокая рождаемость, и поэтому в численности населения растет удельный вес молодежной группы с более низкой смертностью, к тому же снижающейся. В силу этого снижается общая смертность населения. Число умерших на 1 тыс. жителей страны сократилось с 8,2 в 1989 г. до 6,4 человека в настоящее время. Уровень рождаемости уменьшился более существенно: с 35,5 до 19,1 человека на 1 тыс. населения. Но, как видно, рождаемость втрое опережает смертность, и благодаря этому численность населения Монголии увеличивается ежегодно на 30 и более тысяч человек за счет собственного прироста. Если в 1989 г. численность населения страны составляла 2,1 млн человек, то в настоящее время она превысила 2,6 млн человек.

Примечания

1 http:/ /worldbank.org/website/external/ datastatistics/.

2 Программа развития ООН. Доклад о развитии человека за 2006 г.

3 Доклад о конкурентоспособности за 20052006 гг. Международного агентства США по развитию.

Известия ИГЭА 2008. № 3 (59)

За 1970-2018 гг. ВВП Монголии в текущих ценах вырос на 12.8 млрд. долл. (в 65.6 раз) до 13.0 млрд. долл.; изменение произошло на 0.29 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 1.8 млн., а также на 12.5 млрд. долл. благодаря росту ВВП на душу населения на 4 012.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП Монголии был на уровне 0.27 млрд. долл. или 9.1%. Среднегодовой прирост ВВП Монголии в постоянных ценах был на уровне 5.0%. Доля в мире увеличилась на 0.0094%. Доля в Азии выросла на 0.0024%. Минимум ВВП был в 1970 году (0.20 млрд. долл.). Максимум ВВП был в 2018 году (13.0 млрд. долл.).

За период 1970-2018 гг. ВВП на душу населения в Монголии повысился на 4 012.0 долларов (в 26.9 раз) до 4 167.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах составил 83.6 долларов или 7.1%.

Изменение ВВП Монголии описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=0.23x-461.8 , где y - расчетное значение ВВП Монголии, x - год. Коэффициент корреляции = 0.815. Коэффициент детерминации = 0.665.

ВВП Монголии, 1970

ВВП Монголии в 1970 году был равен 0.20 млрд. долл., занимал 143е место в мире и был на уровне ВВП Маврикия (0.21 млрд. долл.), ВВП Арубы (0.20 млрд. долл.). Доля ВВП Монголии в мире составляла 0.0058%.

В 1970 году был равен 155.0 долларов, занимал 156е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения на Коморах (163.0 долларов), ВВП на душу населения на Мадагаскаре (160.0 долларов), ВВП на душу населения в Палестине (158.0 долларов), ВВП на душу населения в Афганистане (157.0 долларов), ВВП на душу населения в Центральной Африканской Республике (151.0 долларов), ВВП на душу населения в Уганде (151.0 долларов), ВВП на душу населения в Того (145.0 долларов). ВВП на душу населения в Монголии был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (924.0 долларов) на 769.0 долларов.

Сравнение ВВП Монголии и соседей в 1970 году. ВВП Монголии был меньше, чем ВВП Китая (92.6 млрд. долл.) на 99.8%. ВВП на душу населения в Монголии был больше, чем ВВП на душу населения в Китае (112.0 долларов) на 38.4%.

Сравнение ВВП Монголии и лидеров в 1970 году. ВВП Монголии был меньше, чем ВВП США (1 073.3 млрд. долл.) на 100%, ВВП СССР (433.4 млрд. долл.) на 100%, ВВП Германии (215.8 млрд. долл.) на 99.9%, ВВП Японии (212.6 млрд. долл.) на 99.9%, ВВП Франции (148.5 млрд. долл.) на 99.9%. ВВП на душу населения в Монголии был меньше, чем ВВП на душу населения в США (5 121.0 долларов) на 97%, ВВП на душу населения во Франции (2 853.0 долларов) на 94.6%, ВВП на душу населения в Германии (2 747.0 долларов) на 94.4%, ВВП на душу населения в Японии (2 026.0 долларов) на 92.3%, ВВП на душу населения в СССР (1 788.0 долларов) на 91.3%.

Потенциал ВВП Монголии в 1970 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (5 121.0 долларов), ВВП Монголии был бы 6.5 млрд. долл., что в 33.0 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в мире (924.0 долларов), ВВП Монголии был бы 1.2 млрд. долл., что в 6.0 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Восточной Азии (331.0 долларов), ВВП Монголии был бы 0.42 млрд. долл., что в 2.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Азии (247.0 долларов), ВВП Монголии был бы 0.32 млрд. долл., что на 59.4% больше фактического уровня.

ВВП Монголии, 2018

ВВП Монголии в 2018 году составлял 13.0 млрд. долл., занимал 136е место в мире и был на уровне ВВП Мадагаскара (13.9 млрд. долл.), ВВП Брунея (13.6 млрд. долл.), ВВП Экваториальной Гвинеи (13.3 млрд. долл.), ВВП Никарагуа (13.1 млрд. долл.), ВВП Нигера (12.8 млрд. долл.), ВВП Армении (12.4 млрд. долл.), ВВП Багам (12.4 млрд. долл.). Доля ВВП Монголии в мире составляла 0.015%.

ВВП на душу населения в Монголии в 2018 году был равен 4 167.0 долларов, занимал 129е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Иордании (4 264.0 долларов), ВВП на душу населения в Шри Ланке (4 245.0 долларов), ВВП на душу населения в Армении (4 237.0 долларов), ВВП на душу населения в Самоа (4 216.0 долларов), ВВП на душу населения в Алжире (4 136.0 долларов), ВВП на душу населения в Тувалу (4 079.0 долларов), ВВП на душу населения в Сальвадоре (4 064.0 долларов), ВВП на душу населения на Маршаловых островах (4 029.0 долларов), ВВП на душу населения в Индонезии (3 906.0 долларов). ВВП на душу населения в Монголии был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (11 230.0 долларов) на 7 063.0 долларов.

Сравнение ВВП Монголии и соседей в 2018 году. ВВП Монголии был меньше, чем ВВП Китая ВВП России (1 660.5 млрд. долл.) на 99.2%. ВВП на душу населения в Монголии был меньше, чем ВВП на душу населения в России (11 534.0 долларов) на 63.9%, ВВП на душу населения в Китае (9 617.0 долларов) на 56.7%.

Сравнение ВВП Монголии и лидеров в 2018 году. ВВП Монголии был меньше, чем ВВП США (20 580.2 млрд. долл.) на 99.9%, ВВП Китая (13 608.2 млрд. долл.) на 99.9%, ВВП Японии (4 971.3 млрд. долл.) на 99.7%, ВВП Германии (3 949.5 млрд. долл.) на 99.7%, ВВП Великобритании (2 855.3 млрд. долл.) на 99.5%. ВВП на душу населения в Монголии был меньше, чем ВВП на душу населения в США (62 981.0 долларов) на 93.4%, ВВП на душу населения в Германии (47 993.0 долларов) на 91.3%, ВВП на душу населения в Великобритании (42 889.0 долларов) на 90.3%, ВВП на душу населения в Японии (39 087.0 долларов) на 89.3%, ВВП на душу населения в Китае (9 617.0 долларов) на 56.7%.

Потенциал ВВП Монголии в 2018 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (62 981.0 долларов), ВВП Монголии был бы 196.6 млрд. долл., что в 15.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Восточной Азии (12 914.0 долларов), ВВП Монголии был бы 40.3 млрд. долл., что в 3.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в России (11 534.0 долларов), лучшего соседа, ВВП Монголии был бы 36.0 млрд. долл., что в 2.8 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в мире (11 230.0 долларов), ВВП Монголии был бы 35.1 млрд. долл., что в 2.7 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Азии (7 006.0 долларов), ВВП Монголии был бы 21.9 млрд. долл., что на 68.1% больше фактического уровня.

ВВП Монголии, 1970-2018
год ВВП, млрд. долл. ВВП на душу населения, долларов ВВП, млрд. долл. рост ВВП, % доля Монголии, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Азии в Восточной Азии
1970 0.20 155.0 0.20 0.0058 0.038 0.060
1971 0.22 166.0 0.21 4.7 0.0058 0.038 0.059
1972 0.24 174.0 0.21 3.6 0.0054 0.034 0.051
1973 0.27 194.0 0.23 8.9 0.0051 0.030 0.044
1974 0.31 214.0 0.24 4.2 0.0052 0.028 0.045
1975 0.36 242.0 0.26 6.5 0.0054 0.030 0.048
1976 0.39 258.0 0.27 3.9 0.0054 0.029 0.048
1977 0.45 288.0 0.29 7.8 0.0055 0.028 0.046
1978 0.52 322.0 0.31 7.5 0.0054 0.026 0.039
1979 0.58 355.0 0.33 4.3 0.0053 0.026 0.040
1980 0.68 401.0 0.35 6.4 0.0055 0.027 0.043
1981 0.80 464.0 0.38 8.4 0.0064 0.029 0.048
1982 0.92 520.0 0.41 8.3 0.0074 0.035 0.058
1983 1.0 557.0 0.43 5.8 0.0079 0.036 0.059
1984 1.1 596.0 0.46 5.9 0.0084 0.038 0.061
1985 1.2 633.0 0.48 5.7 0.0090 0.042 0.063
1986 1.4 687.0 0.53 9.4 0.0087 0.038 0.052
1987 1.4 708.0 0.55 3.5 0.0081 0.034 0.045
1988 1.6 750.0 0.58 5.1 0.0079 0.031 0.040
1989 1.7 792.0 0.60 4.2 0.0082 0.032 0.042
1990 1.7 785.0 0.58 -2.5 0.0075 0.031 0.042
1991 1.6 726.0 0.53 -9.2 0.0067 0.026 0.035
1992 1.5 664.0 0.48 -9.5 0.0058 0.022 0.029
1993 1.5 654.0 0.47 -3.0 0.0056 0.020 0.025
1994 1.5 678.0 0.48 2.3 0.0055 0.019 0.024
1995 1.7 730.0 0.51 6.3 0.0054 0.018 0.023
1996 1.6 691.0 0.52 2.4 0.0050 0.018 0.024
1997 1.4 613.0 0.54 4.0 0.0045 0.016 0.022
1998 1.3 560.0 0.56 3.5 0.0042 0.017 0.022
1999 1.2 519.0 0.58 3.2 0.0038 0.014 0.019
2000 1.3 550.0 0.58 1.1 0.0039 0.014 0.018
2001 1.5 608.0 0.60 3.0 0.0044 0.017 0.022
2002 1.6 663.0 0.63 4.7 0.0047 0.018 0.024
2003 1.8 749.0 0.67 7.0 0.0047 0.018 0.025
2004 2.3 925.0 0.74 10.6 0.0053 0.020 0.029
2005 2.9 1 158.0 0.80 7.3 0.0061 0.024 0.034
2006 4.0 1 548.0 0.86 8.6 0.0077 0.029 0.044
2007 4.9 1 895.0 0.95 10.2 0.0084 0.032 0.050
2008 6.5 2 481.0 1.0 8.9 0.010 0.037 0.057
2009 5.3 1 992.0 1.0 -1.3 0.0088 0.030 0.045
2010 7.2 2 650.0 1.1 6.4 0.011 0.034 0.053
2011 10.4 3 770.0 1.3 17.3 0.014 0.043 0.066
2012 12.3 4 368.0 1.4 12.3 0.016 0.048 0.073
2013 12.6 4 385.0 1.6 11.6 0.016 0.048 0.074
2014 12.2 4 182.0 1.7 7.9 0.015 0.045 0.069
2015 11.7 3 947.0 1.8 2.4 0.016 0.044 0.066
2016 11.2 3 695.0 1.8 2.0 0.015 0.040 0.060
2017 11.4 3 717.0 1.9 5.2 0.014 0.039 0.058
2018 13.0 4 167.0 2.0 6.7 0.015 0.041 0.061

Picture. ВВП Монголии, 1970-2018

Picture. ВВП на душу населения в Монголии, 1970-2018

Picture. Рост ВВП в Монголии, 1970-2018

ВВП Монголии по расходам

ВВП Монголии по расходам, %, 1970-2018
Показатель 1970 1980 1990 2000 2010 2018
Потребительские расходы 76.0 79.6 90.0 91.3 67.9 59.1
в т.ч. Расходы домохозяйств 57.2 60.5 68.3 76.9 55.2 47.5
Государственные расходы 18.8 19.1 21.7 14.3 12.7 11.6
mob_info