Человека от животного отличает. Человека от животного отличает Человека от животного отличает вариант 1

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Вариант 1. Часть 1. А1. Человека от животного отличает 1) наличие инстинктов 3) наличие сознания 2) приспособление к природным условиям 4) поведенческая активность А2. К. — небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.? 1) традиционному 3) информационному 2) индустриальному 4) постиндустриальному А3. Верны ли следующие суждения о личности? А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми. Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А4. К категориям нравственности относятся понятия 1) честь и достоинство 3) природа и культура 2) комфорт и удобства 4) здоровье и успех А5. Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На какой ступени образования находится Василий? 1) полное (среднее) образование 3) высшее профессиональное образование 2) среднее профессиональное образование 4) дополнительное образование А6. Верны ли следующие суждения об искусстве? А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему. Б. В произведениях искусства используются художественные образы. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А7. К основным факторам (ресурсам) производства относится 1) капитал 2) цена 3) торговля 4) спрос А8. Государственный бюджет — это планируемые государством на год 1) объемы промышленного производства 3) народнохозяйственные пропорции 2) расходы и доходы 4) показатели роста экономики А9. Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики 1) традиционной 2) командной 3) кризисной 4) рыночной А10. Верны ли следующие суждения об инфляции? А. Потери от инфляции у средних слоев населения больше, чем у бедных. Б. Инфляция предполагает рост цен на товары и услуги. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А11. Что является характерным признаком нации? 1) общность исторической памяти 3) конкурентоспособность 2) наличие политической системы 4) наличие аппарата управления А12. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества 1) социально-классовую 3) социально-территориальную 2) профессиональную 4) социально-этническую А13. Верны ли следующие суждения о функциях семьи? А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи. Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А14. Что является отличительным признаком демократического режима? 1) федеративное устройство 3) гарантии прав и свобод граждан 2) право на взимание налогов 4) наличие публичной власти А15. В начале XIX века во Франции избирательным нравом обладали около 2% взрослого населения. Но уже к середине этого века его получили все взрослые мужчины страны. Это было движение к избирательному праву 1) равному 2) всеобщему 3) прямому 4) пропорциональному А16. Верны ли следующие суждения о политических партиях? А. Политические партии появились вместе с возникновением общества. Б. Политические партии объединяют людей с общими интересами и идеалами. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А17. Право в отличие от морали 1) является видом социальных норм 3) поддерживается силой государства 2) регулирует поведение людей 4) обращено ко всему обществу А18. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет 1) Государственная Дума 3) Совет Федерации 2) Правительство РФ 4) Общественная палата А19. Гражданка приобретает загородный дом: в агентстве по недвижимости. Какая отрасль права регулирует отношения гражданки с агентством? 1) административное право 3) гражданское право 2) трудовое право 4) налоговое право А20. Верны ли следующие суждения, о правах человека в демократическом обществе? А. Права человека присущи всем людям от рождения. Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Часть 2. В1. В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. 1) развитие промышленности 3) признание прав и свобод граждан 2) наличие норм общественной жизни 4) создание культурных ценностей Черты сходства Черты отличия В2. Найдите в приведенном ниже списке отрасли науки и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны. 1) математика 2) психология 3) образование 4) искусство 5) физика Ответ: ________________ В3. Установите соответствие между факторами производства и видами доходов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ВИДЫ ДОХОДОВ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА А) зарплата 1) земля Б) прибыль 2) труд В) рента 3) капитал Запишите в таблицу выбранные цифры. А Б В В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная структура общества. 1) класс, 2) сословие, 3) партия, 4) каста, 5) страта. Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда. Ответ: ________ ВАРИАНТ 2 Часть 1 А1. Отличительной тенденцией развития современного общества является 1) механизация 3) модернизация 2) индустриализация 4) глобализация А2. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует ее как 1) личность 3) интеллигентного человека 2) администратора 4) профессионала А3. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни? А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти. Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей общества. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А4. Что относится к видам искусства? 1) живопись 2) литературоведение 3) история 4) искусствознание А5. Призыв «Каждый день делай какое-то доброе дело» относится к области 1) науке 2) искусству 3) образованию 4) морали А6. Верны ли следующие суждения об образовании в Российской Федерации? А. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование. Б. В Российской Федерации предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А7. В рыночной экономике, в отличие от командной 1) свободно продаются и покупаются ресурсы производства 2) устанавливается твердый курс официальной валюты 3) ведущие позиции занимает государственная собственность 4) складываются хозяйственные пропорции А8. К косвенным налогам относится 1) налог на прибыль 3) подоходный налог 2) акциз 4) налог на имущество А9. В 1992 г. доходы федерального бюджета составили 350 млрд рублей, а расходы — 357 млрд рублей. Эти данные свидетельствуют о 1) сохранении плановых начал в экономике 3) дефиците государственного бюджета 2) увеличении налоговых поступлений 4) падении курса рубля А10. Верны ли следующие суждения о частной собственности? А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией. Б. Частная собственность является основой командной экономики. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А11. И класс, и нация 1) обладают суверенитетом 2) являются элементом социальной структуры 3) характеризуются определенным местом в системе производства 4) осуществляют публичную власть А12. В начале прошлого века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют: 1) социально-классовую структуру 3) сословный строй 2) государственное устройство 4) социально-территориальную структуру А13. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях? А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса. Б. Человек в семье выполняет различные роли. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А14. Отличительным признаком политической партии является 1) объединение людей с общими интересами 2) создание разветвленной организации 3) право законодательной инициативы 4) стремление участвовать в осуществлении политической власти А15. По Конституции СССР 1924 г. на Всероссийский съезд советов выдвигался один делегат от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских. Этот факт показывает, что выборы были 1) неравными 3) непрямыми 2) ограниченными 4) многостепенными А16. Верны ли следующие суждения о политической власти? А. Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля. Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А17. Что относится к социальным правам человека? 1) право на труд 3) избирательные права 2) право на жизнь 4) право собственности А18. Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является 1) Правительство РФ 3) Общественная палата 2) Федеральное Собрание РФ 4) Конституционный Суд А19. Гражданин поливал на балконе цветы и уронил горшок с цветком на капот стоявшего перед домом автомобиля. Нормы какой отрасли права регулируют отношения гражданина с владельцем автомобиля? 1) конституционного права 3) гражданского права 2) административного права 4) финансового права А20. Верны ли следующие суждения о правовых нормах? А. Исполнение правовых норм является свободным выбором граждан. Б. Правовые нормы исходят от государства. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Часть 2 В1. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. 1) является областью духовной культуры 2) использует художественные образы 3) требует точности и обоснованности утверждений 4) создает духовные ценности Черт сходства Черты отличия В2. Найдите в приведенном ниже списке доходные статьи государственного бюджета и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны. 1) таможенная пошлина 4) прибыль государственных предприятий 2) государственные закупки товаров 5) зарплата чиновников госаппарата 3) акцизы Ответ: ___________________ В3. Установите соответствие между типами социальных структур и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПЫ СИСТЕМ А) права и обязанности членов социальной группы закреплены 1) классовая юридически Б) отдельные группы имеют подкрепленные законом привилегии 2) сословная В) принадлежность к группе не передается по наследству Запишите в таблицу выбранные цифры. А Б В В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «формы государственного правления». 1) конфедерация, 2) конституционная монархия, 3) республика, 4) абсолютная монархия, 5) ограниченная монархия. Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда. Ответ:_____________ ВАРИАНТ 4 Часть 1 А1. Глобальная экологическая проблема выражается в 1) организации заповедников и заказников 2) распространении наркоманий и алкоголизма 3) истощении природных ресурсов 4) угрозе новой мировой войны А2. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные- изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.? 1) традиционному 3) аграрному 2) индустриальному 4) информационному А3. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности? А. Целью познавательной деятельности является получение истинного знания. Б. В процессе познания человек может использовать различные приспособления и инструменты. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А4. Что отличает религию от других областей духовной культуры? 1) использование художественных образов 2) обращение к сверхъестественным силам 3) опора на представления о добре и зле 4) стремление объяснить, окружающую действительность А5. Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван? 1) основное общее образование 3) полное (среднее) образование 2) среднее профессиональное образование 4) высшее профессиональное образование А6. Верны ли следующие суждения об искусстве? А. Искусство воспитывает эстетический вкус человека. В. Искусство обращается к эмоциям человека. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А7. К расходной части государственного бюджета относится 1) обслуживание государственного долга 3) акцизный сбор 2) государственная пошлина 4) подоходный налог А8. Что относится преимущественно к экономической сфере общества? 1) потребление духовных ценностей 3) создание правовых норм 2) распределение материальных благ 4) обмен культурными достижениями А9. Правительство на своем заседании приняло решение повысить цены на мясо и мясопродукты в связи с их дефицитом. Эта ситуация характерна для экономики 1) рыночной 2) традиционной 3) командной 4) конкурентной А10. Верны ли следующие суждения о частной собственности? А. Частная собственность — необходимое условие рыночной экономики. Б. Одним из путей создания частного сектора в экономике является приватизация. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А11. В современных западных странах наиболее распространена семья 1) многопоколенная 3) патриархальная 2) малая (нуклеарная) 4) неполная А12. В середине прошлого века большинство жителей городов в СССР были горожанами в первом или во втором поколении. В этом факте отразились особенности структуры 1) социально-территориальной 3) профессиональной 2) социально-классовой 4) возрастной А13. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве? А. Различие в доходах является одним из проявлений социального неравенства. Б. Социальное неравенство появилось при переходе общества в индустриальную фазу развития. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А14. Отличительным признаком федеративного государства является 1) избрание высших органов государственной власти 2) верховенство исполнительной власти 3) наличие органов местного управления 4) наличие в территориальных образованиях своих органов власти А15. В Италии право избирать депутатов в Палату представителей имеют все совершеннолетние граждане. Это пример избирательного права: 1) пассивного 2) формального 3) всеобщего 4) равного А16. Верны ли следующие суждения о политической власти? А. Одна из функций политической власти — управление общественными процессами. Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А17. Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя? 1) административное 3) гражданское 2) конституционное 4) уголовное А18. Что относится к полномочиям Президента Российской Федерации? 1) определение основных направлений внутренней политики 2) разработка и принятие законов 3) управление федеральной собственностью 4) разработка и исполнение бюджета РФ А19. Гражданка продает свою квартиру дальней родственнице. Куда гражданкам необходимо обратиться, что бы заверить договор купли-продажи? 1) в юридическую консультацию 3) к нотариусу 2) к мировому судье 4) к адвокату А20. Верны ли следующие суждения о преступлении? А. Преступление — это тяжкое правонарушение. Б. Ответственность за преступления предусмотрена нормами уголовного права. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Часть 2 В1. В приведенном списке указаны черты сходства племени и нации и отличия племени от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. 1) возникает в догосударственный период 3) является элементом социальной структуры 2) относится к этническим общностям 4) основывается на кровном родстве Черты сходства Черты отличия В2. Найдите в приведенном ниже списке принципы, присущие демократическим выборам, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны 1) многостепенность 2) всеобщность 3) открытое голосование 4) равенство 5) соревновательность Ответ: _____________ В3. Установите соответствие между общественными отношениями и отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ОТРАСЛИ ПРАВА А) права собственности 1) гражданское право Б) личные неимущественные отношения 2) административное право В) деятельность исполнительной власти Г) поведение в общественных местах Запишите в таблицу выбранные цифры. А Б В Г В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «общество». ,1) социальная группа, 2) способ взаимодействия людей, 3) природа, 4) общие интересы, 5) связи между людьми. Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда. Ответ: ВАРИАНТ 3 Часть 1 А1. Что свойственно и человеку, и животному? 1) инстинкты и рефлексы 3) целенаправленная деятельность 2) сознательная активность 4) словесная речь А2. Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества 1) экономической 2) социальной 3) политической 4) духовной А3. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах? А. Глобальными называют проблемы, затрагивающие людей всего мира. Б. Глобальные проблемы создали угрозу дальнейшему существованию человечества. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А4. Какое учреждение культуры комплексно занимается восстановлением, хранением и демонстрацией культурных ценностей? 1) музей 2) театр 3) архив 4) фонд культуры А5. Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере 1) науки 2) искусства 3) религии 4) познания А6. Верны ли следующие суждения о морали? А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека. Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А7. Доход в государственный бюджет приносит (ят) 1) обслуживание государственного долга 3) льготы общественным фондам 2) дотации предприятиям 4) таможенные пошлины А8. Процесс перехода государственных предприятий в частные руки называется 1) приватизацией 2) национализацией 3) модернизацией 4) социализацией А9. В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики 1) традиционной 2) рыночной 3) командной 4) смешанной А10. Верны ли следующие суждения о государственной собственности? А. Государственная собственность может сохраняться в условиях рынка. Б. Акционерное общество является одним из видов государственного предприятия. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А11. Что относится к основным функциям семьи? 1) освоение новых технологий 3) повышение культурного уровня 2) поддержание политической стабильности 4) воспитание детей и подростков А12. За полвека, прошедшие с момента отмены крепостного права в России, городское население страны выросло в три раза. Однако по-прежнему большая часть людей проживала в деревнях. Эти данные характеризуют состав общества 1) социально-классовый 3) социально-территориальный 2) профессиональный 4) этнический А13. Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности? А. Социальный статус личности предполагает наличие у нее определенных прав и обязанностей. Б. Образование является характеристикой достигаемого статуса. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А14. В нашей стране подписывает и обнародует законы 1) глава правительства 3) Председатель Совета Федерации 2) Президент 4) Генеральный прокурор А15. Во многих странах членам парламента запрещается работать в правительственных учреждениях. В этом проявляется 1) верховенство парламента 3) унитарное государственное устройство 2) республиканская форма правления 4) разделение властей А16. Верны ли следующие суждения о политике? А. Любые властные отношения носят политический характер. Б. Политика как сфера общественной жизни сложилась в индустриальном обществе. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны А17. К специфическим правам ребенка относится (ятся) 1) право на жизнь 3) право собственности 2) право жить в семье 4) избирательные права А18. Президент Российской Федерации является главой 1) главой государства 3) главой законодательной власти 2) главой политической системы 4) главой судебной власти А19. На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались. Какое правонарушение они совершили? 1) гражданский проступок 3) административный проступок 2) дисциплинарный проступок 4) уголовное преступление А20. Верны ли следующие суждения о конституции? А. Конституция обладает высшей юридической силой. Б. Конституция является сводом всех законов государства. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Часть 2 В1. В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. 1) осуществляет сбор налогов 2) устанавливает цены на основные виды сырья 3) осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет 4) создает правовую базу для развития конкуренции Черты сходства Черты отличия В2. Найдите в приведенном ниже списке социально-территориальные общности и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны. 1) купечество 2) горожане 3) землевладельцы 4) рабочие 5) жители села Ответ: _________________________ В3. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПЫ РЕЖИМОВ А) гарантии прав и свобод личности 1) демократический Б) власть единой массовой партии 2) тоталитарный В) официальная обязательная идеология Г) политический плюрализм Запишите в таблицу выбранные цифры. А Б В Г В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «правовое государство». 1) сословные 2) разделение 3) уважение прав 4) равенство перед привилегии властей человека законом 5) гражданское общество Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда. Ответ: ___________

Что же отличает человека от животного? Отличий много, но прежде всего, это его мозг. Это – главное отличие человека от животного. Наш мозг приблизительно в 3 раза больше по объёму мозга шимпанзе, ближайшего к нам «родственника» из животного мира. Кроме того, есть и другие отличия человека от животного. Это, например, умение перемещаться на двух ногах. Благодаря этой способности человек смог освободить две другие конечности, используемые им для самой разнообразной деятельности, вследствие чего произошло увеличение гибкости кисти и мелкой моторики, которые, в свою очередь, как считают многие учёные, позволили развиваться и мозгу человека. Кстати, обезьяна не может совершить такое действие, как, например, вставить нитку в иголку, как ни пытались её научить этому несложному, на наш взгляд, действию. Есть ещё некоторые отличия человека от животного. Например, у людей достаточно хорошо развита речь, которая способна передавать довольно точно мысль.

Люди за долгие годы своего существования так и не смогли установить никаких контактов с «братьями по разуму» на Земле. Мы даже не можем предположить, о чем может «думать» домашняя собака или муравьи, которые ведут сложноорганизованную коллективную жизнь. Человек считает, что он – единственный мыслящий вид на планете. Может быть, оно так и есть. По крайней мере, нам известно, что люди наделены способностями к размышлению о вещах, весьма далёких от их непосредственных физиологических потребностей, направленных на выживание. Такие способности связывают с абстрактным мышлением. Используя эту способность, люди создали цивилизацию, развили культуру, изучили далёкие планеты, написали замечательные картины, стихи, музыку, построили красивые города, смогли одержать победу над многими болезнями, холодом и голодом.

Биосфера как биологическая система имеет свойства, связанные с саморегуляцией. Однако человек иногда идёт наперекор природным законам. Дикая природа может прокормить количество людей примерно в тысячу раз меньше, чем проживает сейчас на планете Земля.

На практике мы хорошо знаем, в чем состоят отличия человека от животного. Однако какие задействовать механизмы, для того чтобы определить, кто находится перед нами – человек или представитель животного мира, не так-то просто сформулировать. В царстве животных наблюдается огромное разнообразие видов и родов, а «Homo sapiens» является только одним из видов. Таким образом, получается, что понятие «животные» более широкое, так как включает в себя понятие «человек»!

Тем не менее, выделяются такие отличия человека от животного:

  1. Человек сам создаёт для себя окружающую среду, преобразуя и изменяя природную среду. Животное же может только приспосабливаться к условиям природы.
  2. Человек меняет мир, не только сообразуясь со своими потребностями, но и по законам познания его, а также нравственности и красоты. Животное меняет мир, ориентируясь только на удовлетворение своих физиологических потребностей.
  3. Человеческие потребности всё время растут и меняются. Потребности же животного почти не меняются.
  4. Человек эволюционирует по биологической и социально-культурной программам. Поведение животных подчиняется лишь инстинктам.
  5. Человек относится к своей жизнедеятельности сознательно. Животное не обладает сознанием и следует только инстинктам.
  6. Человек создает продукты материальной и духовной культуры, творит, созидает. Животное ничего нового не создаёт и не производит.
  7. Человек в результате своей деятельности преобразует самого себя, свои способности, изменяет потребности, жизненные условия. Животные фактически ничего не меняют ни в себе самих, ни во внешних жизненных условиях.

Таковы основные отличия человека от животного.

Человека от животного отличает

1) наличие инстинктов

2) приспособление к природным условиям

3) наличие сознания

4) поведенческая активность

Пояснение.

Можно выделить несколько важных эволюционных приобретений человека: способность к прямохождению, абстрактное мышление, прямо отстоящий большой палец на руках, большая площадь поверхности коры головного мозга, способность к членораздельной речи.

Основным отличием человека от животных вне религиозных представлений считается разум и способность осознавать себя частью общества. Однако основное фундаментальное отличие человека от животного заключается в способности человека с помощью орудий труда преобразовывать окружающую природу, изменяя её в соответствии со своими потребностями.

Правильный ответ указан под номером 3.

Источник: Типовые те­сто­вые задания по обществознанию. А. Ю. Лазебникова, О. А. Котова, Е. Н. Калачёва - 2013, ва­ри­ант 8.

«Чем человек отличается от животного?» - вечный вопрос, который занимает умы как ученых, так и обычных людей. И это продолжается, видимо, столько, сколько существует свет. Кого-то, кто ведет себя неподобающе, могут назвать животным – будто это унижает человеческое достоинство. А котам, собакам и другим домашним любимцам приписывают вполне человеческие черты характера и даже обнаруживают их сходство с владельцами. Эта идея зафиксирована в примете: питомцы похожи на своих хозяев. Действительно ли разница между гомо сапиенс и теми, кого мы привыкли называть братьями меньшими, так велика?

Оглавление [Показать]

Отличия человека и животного

С биологической точки зрения и человек, и одноклеточная бактерия – близнецы-братья, так как оба являются организмами. Но человек – несоизмеримо более сложный механизм, обросший помимо биологических качеств еще и выраженными физическими, социальными, духовными и многими другими. Ученые описывают отличия животных и людей по-разному, но в целом их можно свести к пяти пунктам:

  1. Человек обладает речью и мышлением.
  2. Он способен к осознанному творчеству.
  3. Преображает действительность и создает материальные и духовные ценности, нужные для жизни, то есть творит культуру.
  4. Изготавливает и использует орудия труда.
  5. Кроме биологических, удовлетворяет еще и духовные потребности.

Однако ученые готовы поспорить как минимум с тремя из перечисленных пунктов.

Между людьми и животными меньше отличий, чем полагали ученые

Пункт №1: Мышление и речь

Принято считать, что только человек способен мыслить в формах суждения, рассуждения и умозаключения. Кроме того, его сознание может производить с информацией различные операции: анализировать синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать и обобщать. Среди животных способности к мышлению раньше находили только у обезьян, и то исключительно человекообразных, и не у всех, а только у некоторых видов.

Способность к речи также приписывалась исключительно людям. Среди аргументов в пользу этого утверждения называли способность к передаче и восприятию информации, а также использование для этого различных методов, например, письма или музыки. Сегодняшняя наука смотрит на вопрос мягче, и на то есть основания, подтвержденные экспериментами.

В 2013 г. финские ученые опубликовали результаты исследования, проведенного на собаках. В ходе эксперимента животным показывали фотографии разных людей: знакомых и не знакомых ушастым участникам. Исследователи следили за движениями глаз и активностью мозга собак. Оказалось, барбосы задерживали взгляд, когда видели знакомые лица, а их мозг в это время работал активнее. До эксперимента наука придерживалась мнения, что способностью узнавать по фотографии обладают исключительно люди и приматы.

В 2013 г. объединенная группа исследователей из Америки и Японии объявила, что коты распознают голоса хозяев. Эксперимент провели на 20 мурлыках, и 15 из них – то есть 75% – отправились на зов хозяина, услышав его голос из другой комнаты. Оставшиеся 5% «участников» с места не двинулись, но явно отреагировали на звук. Обращения незнакомцев животные проигнорировали.

В 2014 г. ученые из Великобритании получили интересные результаты в ходе эксперимента, посвященного восприятию речи собаками. Оказалось, что близкие друзья человека понимают речь и распознают эмоции. Исследователи выяснили это, проанализировав движения головы собак. Так, на фразы, произнесенные без эмоций, животные, прислушиваясь, поворачивали голову в правую сторону, а на сказанные неотчетливо, но эмоционально – в левую.

Ученые исходили из предпосылки, что информация, перерабатываемая в одном из полушарий, воспринимается как услышанная противоположным ухом. То есть фраза, которую животное воспринимает левым ухом, перерабатывается правым полушарием, и наоборот. По результатам оказалось, что распределение функций полушарий головного мозга у собак почти полностью соответствует таковому у людей: правое обрабатывает информацию, связанную с эмоциями, а левое отвечает за аналитическое мышление.

Отдельного внимания заслуживает язык дельфинов. Его изучают уже очень давно и пристально. Ученые выяснили, что эти животные много коммуницируют между собой и используют для этого около 190 разных сигналов, в основном свисты, щелчки, жужжания, скрипы и т. п. И это не считая так называемого языка жестов – как и люди, дельфины передают информацию с помощью движений, положения тела и головы.

Более того, у дельфиньего языка есть синтаксис. Это значит, что отдельные «слова» или «словосочетания», имеющие собственный смысл, животные могут собирать в различные комбинации и, таким образом, формировать новые смыслы. (К слову сказать, то же свойство недавно обнаружили и у языка синиц.) Дельфины живут семьями, и у каждой из них есть свой «диалект». А знакомые «голоса» эти животные способны помнить более 20 лет.

Помимо своего языка у дельфинов существуют синтаксис и диалекты

Известно, что дельфины-афалины могут учить сигналы, которые им подает человек. Кроме того, и дельфины, и китообразные способны подражать услышанным звукам. Однако в 2014 г. ученые обнаружили, что косатки не просто повторяют услышанное – они используют выученное для коммуникации. Исследователи проанализировали речь косаток, живших в неволе, и сравнили его с языком этих же животных, только обитавших в дельфинарии, по соседству с афалинами.

Выяснилось, что китообразные чаще пользовались звуками из речи дельфинов, а одна из косаток даже освоила сигналы, выученные афалиной от человека. Таким образом, косатки оказались способны освоить язык другого вида животных и использовать его для общения. Что говорит не только о коммуникативных способностях этих животных, но и о высокоразвитом мышлении.

Пункт №2: Изготовление и использование орудий труда

Принято считать, что только люди для производства материальных благ способны создавать орудия труда. Некоторые высшие животные могут пользоваться природными материалами вроде палок и камней, но сами орудий не создают. Ученые доказывают, что такое утверждение не совсем верно. Во-первых, братья наши меньшие все же способны преобразовывать природные орудия так, чтобы с их помощью можно было добиваться поставленных целей. А во-вторых, на это способны не только высшие животные, как считалось раньше.

В 2011 г. британские и новозеландские исследователи обнаружили такую способность у новокаледонского ворона. Птицы должны были добыть кусочки мяса из цилиндров, наполненных водой, с помощью «камешков» из металла и пластика. Вороны выбирали «орудия», которые помогали им поднять уровень жидкости быстрее. По результатам эксперимента исследователи пришли к выводу, что птицы в состоянии оценить массу и форму «камешков», а еще понимают, когда попытки добыть еду бесплодны и их пора прекратить.

Кстати, интересно, что у диких воронов эти навыки были более выраженными, чем у содержавшихся в неволе. Четырьмя годами позже, в 2015-м, ученым удалось зафиксировать на видео еще один навык новокаледонских воронов. Оказалось, эти птицы умеют сгибать веточки в форме крючка, чтобы затем доставать ими еду из трещин в древесной коре и ворошить опавшую листву в поисках чего-нибудь вкусного.

Новокаледонские вороны решают задачки на уровне пятилетних детей!

В 2012 г. подобные навыки зафиксировали и у новозеландских попугав. Чтобы добыть необходимый для организма кальций, птицы брали в клюв финиковые косточки или мелкую гальку и терли ими ракушки моллюсков, которые лежали на дне клетки, а получившийся порошок слизывали. Жили пернатые в одном из британских природных парков, и в их компанию периодически попадали новички. Старожилы даже обучали новеньких этому «искусству»: брали в клюв орудие и показывали, как с ним обращаться.

Орудиями труда пользуются даже беспозвоночные, в частности осьминоги. В 2009 г. ученым удалось снять такие сюжеты. Осьминоги приспособились использовать в качестве защиты скорлупу кокосовых орехов. Интересно, что эту «броню» моллюски переносят с места на место, для чего им приходится проделывать непростые манипуляции. Сперва осьминог подыскивает хорошую скорлупу (или две – такое тоже случается).

Для этого он промывает находку. Отыскав нужную, помещает в нее свое тело, а если половинок две, складывает их одна в другую. Забравшись в скорлупу, он выдвигает щупальца и перемещается, перебирая ими. Дойдя до точки назначения, моллюск закапывается в песок и укрывается «панцирем». А при необходимости может залезть в одну половинку и накрыться другой.

В том же году ученые смогли задокументировать, как орудием труда пользовалась рыба. Тихоокеанская рыбка Choerodon anchoago, чтобы открыть ракушку моллюска, пользовалась камнем, причем не первым попавшимся. Она находила раковину и отправлялась на поиски подходящего камня и, найдя, принималась бить о него панцирем беспозвоночного, пока он не открывался. И, конечно, использование орудий труда свойственно приматам. Так, шимпанзе не только используют орудия труда, но и перенимают у сородичей максимально эффективные способы их применения.

Получив орудие труда, обезьяны учатся эффективно его применять

Обезьяны бонобо используют для решения разных задач различные инструменты. Когда им предложили достать еду из-под завала, для удаления слоя камней они воспользовались оленьими рогами, почву разрыхляли короткими ветками, а копали – длинными. Самка бонобо, жившая в зоопарке, для отпугивания назойливых исследователей изготовила некое подобие копья: сняла с длинной палки сучки и кору, а затем заточила зубами. При этом, как уверены ученые, животное позаимствовало идею у служащих зоопарка, которые пользовались подобными приспособлениями.

Капуцины не просто пользуются камнями, чтобы разбивать орехи, но еще и анализируют эффективность своих действий. Эти обезьянки после каждого удара проверяют, насколько успешным он был, и меняют тактику, чтобы добиться результата поскорее.

Пункт №3: Биологические и духовные потребности

Принято считать, что наряду с биологическими потребностями человек также удовлетворяет социальные и духовные. Этому противопоставляется стремление удовлетворить только биологические у животных. Но и это не совсем так. Есть ли у животных духовные потребности – сложный вопрос. Однако то, что они не ограничиваются только биологическими, у ученых уже сомнения не вызывает.

Так, животные определенно способны испытывать то, что люди называют эмоциями. Коты испытывают удовольствие от поглаживаний. В 2001 г. ученые обнаружили, что лабораторным крысам нравится щекотка. Животные даже реагировали на нее попискиваниями, немного напоминающими смех. Правда, услышать этого невозможно – крысы «смеялись» на частотах, которые не воспринимаются человеческим ухом.

Доказано, что собаки испытывают ревность - а значит, и другие эмоции

Ученым также удалось экспериментально доказать, что собаки испытывают ревность. В 2014 г. исследователи из Калифорнийского университета провели тест на 36 собаках. У каждой из них появилось три «конкурента» – мягкая игрушка, ведерко в виде тыквы и анимированный пластиковый пес. С последним хозяин должен был «общаться»: гладить, разговаривать, читать книги.

В ходе эксперимента собаки злились и были агрессивными, почти треть из них – 30% – изо всех сил старались привлечь внимание хозяина, а четверть даже огрызались на игрушку. Ведерко посчитали опасным только 1% подопытных шариков. Что интересно, несмотря на определенно искусственный характер игрушки, абсолютное большинство собак – 86% – понюхали ее под хвостом, как они делают это с сородичами. Очевидно, бобики приняли «соперников» за настоящих животных.

Пожалуй, наиболее показательным будет в этом плане отношение к сексу. Инстинкт размножения – самый сильный, ведь он обеспечивает выживание вида. Однако многочисленные исследования подтверждают, что животные предаются плотским утехам вовсе не только для продолжения рода, но и для удовольствия. Так, к примеру, самки обезьян бонобо и белолицых капуцинов совокупляются с самцами не только в тот период, когда готовы к оплодотворению.

Дельфины тоже занимаются сексом для удовольствия. Самки этих млекопитающих способны выносить и родить малыша только один раз в несколько лет, а вот случаи близости между особями происходит гораздо чаще. Среди них также распространены гомосексуальность и контакты между особями разного возраста, когда одна из них еще не готова к выполнению репродуктивной функции. Случаи гомосексуальности встречаются и у тех же бонобо, белолицых капуцинов и бурых медведей.

Дельфины занимаются сексом отнюдь не только для продления рода!

Пример дельфинов показателен еще в одном плане. Животные, обитающие в неволе, замечены в попытках вступить в близкую связь с представителями других видов. Ученые заметили, что дельфины могут «предлагать» своим соседям секс. Братья наши меньшие практикуют и оральные ласки. Ученые зафиксировали такое поведение у уже упомянутых бурых медведей, приматов, коз, гепардов, летучих мышей, львов, пятнистых гиен и овец.

Человек VS животное: кто победит?

Создавать культуру и творить для собственного удовольствия, как видим, животные пока не умеют. Или мы просто об этом не знаем? Наука развивается, исследователи обнаруживают все новые и новые удивительные подробности из жизни наших соседей по планете. Например, поведение осьминогов, рыб, дельфинов и китообразных долгое время оставалось загадкой. Все потому, что техника не позволяла наблюдать за ними в естественной среде и так, как того хотелось ученым.

Но время идет, технологии совершенствуются, и вот уже исследователи могут заглянуть в самые потаенные уголки мироздания. Даже прикрепить крошечные камеры к птичьим хвостам, как это случилось с новокаледонскими воронами. Три из пяти мифов о различии людей и животных уже развеяны. Кто знает, может быть, революционные новости, которые разнесут в пух и прах оставшиеся два, появятся уже завтра? Кто знает. Да и так ли это важно?

С каждым годом ученые узнают о разуме животных все больше

Вряд ли кто-то из нас окажется принципиально лучше и совершеннее. Человек освоил ближайшее космическое пространство – и при этом бессилен перед лицом супербактерии, которая возникла из-за бездумного приема антибиотиков им же самим. Люди придумали совершеннейшие метеостанции – и продолжают гибнуть от цунами и извержений вулканов, хотя животные узнают о предстоящем бедствии гораздо раньше и успевают спастись. Сложнейшая структура человеческих отношений все равно не в силах потягаться с идеальной иерархией, выстроенной пчелиными семьями и муравейниками.

Человек – всего лишь часть животного мира. Так что, пожалуй, самым разумным было бы считать гомо сапиенс составляющей природного разнообразия. Совершенной, прекрасной и заслуживающей существования и развития – но не больше, чем того заслуживают синий кит или мельчайшая гусеница. Потому что именно разнообразие обеспечивает жизни на Земле стабильность и продолжение. А к этому стремятся и растения, и животные, и люди. Основного инстинкта пока никто не отменял.

Речь

У человека гортань расположена в горле ниже, чем у шимпанзе. Эта особенность позволяет человеку говорить. У наших предков она развилась около 350 тысяч лет назад. Тогда же нам досталась и подъязычная кость. Уникальность этой подковообразной кости в том, что она не прикреплена ни к одной другой кости в теле, что позволяет человеку членораздельно произносить слова.

Прямохождение

Одной из уникальных особенностей человека заключается в способности ходить вертикально прямо. Это способ, при котором руки освобождаются для инструментов. К сожалению, изменения в строении таза, необходимые для передвижения на двух ногах, да ещё и в совокупности с тем фактом, что у человеческих младенцев относительно большой мозг, сделало человеческие роды очень опасными по сравнению с аналогичным процессом в животном мире. В прошлом веке роды были главной причиной смерти женщин. Поясничный изгиб в нижней части спины, благодаря которому мы сохраняем равновесие при ходьбе, также делает поясницу уязвимой к боли и растяжениям.

Отсутствие шерсти

Мы выглядим голыми по сравнению с нашими волосатыми дальними родственниками. Удивительно, но на квадратном сантиметре кожи человека расположено столько же волосяных луковиц, сколько у приматов или даже больше. Только у людей обычно волосы тоньше, короче и светлее.

Руки

Существует распространённое (и ошибочное) представление о том, что только у людей есть противопоставленный большой палец. Таким признаком обладает большинство приматов. Однако в отличие от человекообразных обезьян у нас нет противопоставленных больших пальцев на ногах. Люди уникальны тем, что могут соединить большой палец с безымянным пальцем и мизинцем, а также коснуться этими пальцами основания большого пальца. Благодаря этому, люди обладают сильной хваткой и исключительной ловкостью для того, чтобы держать инструменты и умело ими орудовать.

Особый мозг

Без сомнения, отличительной особенностью человека от большинства представителей животного мира является наш необыкновенный мозг. Нет, у людей он не самый большой ­– от кашалотов, например, больше. У нас даже не самый большой мозг в процентном соотношении к телу. У многих птиц мозг составляет 8 процентов от массы тела, в то время как у нас – только 2,5 процента. И всё же человеческий мозг, при весе около 1360 грамм у взрослого человека, даёт нам возможность рассуждать, творить и делать научные открытия.

Одежда

Людей можно назвать «голыми обезьянами», но большинство из нас носит одежду. Этот факт тоже делает нас уникальными. Появление одежды даже повлияло на эволюцию других видов. Например, без одежды не появилась бы платяная вошь, которая в отличие от других видов цепляется за одежду, а не за волосы.

Огонь

«Приручение» огня дало человеку возможность приблизить ночь ко дню, ориентироваться в темноте и отгонять ночных хищников. Тепло огня также позволило людям согреваться в холодную погоду и, следовательно, дало нам возможность освоить более холодные территории. И, конечно же, мы научились готовить на огне пищу. По мнению некоторых учёных, это серьёзно повлияло на эволюцию человека. Приготовленную пищу легче жевать и переваривать, что, скорее всего, способствовало уменьшению размера зубов и пищеварительного тракта человека.

Румянец

Человек – единственный вид, у которого появляется румянец. Дарвин назвал это «самым необычным и самым человеческим из всех выражений». Однако до сих пор остаётся загадкой, почему люди краснеют, невольно раскрывая свои самые сокровенные эмоции. Наиболее распространённой является идея о том, что румянец помогает людям быть честными, что благотворно влияет на взаимоотношения в социуме.

Долгое детство

Человек остаётся под опекой своих родителей намного дольше, чем детёныши приматов. Возникает вопрос почему? В эволюционном смысле было бы выгодно взрослеть быстрее и иметь как можно больше потомков. Возможно, ответ в нашем большом мозге, которому, вероятно, требуется больше времени для роста и обучения.

Жизнь после детей

Животные размножаются до самой смерти, а люди могут продолжать жить после прекращения воспроизводства. Причина заключается свойственных людям социальных связях. В большой семье бабушка и дедушка помогают семьям своих детей.

ВАРИАНТ 1

Часть 1

А1 . Человека от животного отличает

А2 . К. - небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?

А3 . Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.

Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.

А4 . К категориям нравственности относятся понятия

А5 . Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На какой ступени образования находится Василий?

А6 . Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему.

Б. В произведениях искусства используются художественные образы.

А7 . К основным факторам (ресурсам) производства относится

А8 . Государственный бюджет - это планируемые государством на год

А9 . Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики

А11 . Что является характерным признаком нации?

А12 . В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества

А13 . Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.

Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.

А14 . Что является отличительным признаком демократического режима?

А15 . В начале XIX века во Франции избирательным нравом обладали около 2% взрослого населения. Но уже к середине этого века его получили все взрослые мужчины страны. Это было движение к избирательному праву

А16 . Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии появились вместе с возникновением общества.

Б. Политические партии объединяют людей с общими интересами и идеалами.

А17 . Право в отличие от морали

А18 . Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет

А19 . Гражданка приобретает загородный дом: в агентстве по недвижимости. Какая отрасль права регулирует отношения гражданки с агентством?

А20 . Верны ли следующие суждения, о правах человека в демократическом обществе?

А. Права человека присущи всем людям от рождения.

Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам.

Часть 2 .

В1 . В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

В2 . Найдите в приведенном ниже списке отрасли науки и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

Ответ: ________________

В3 . Установите соответствие между факторами производства и видами доходов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ: ________

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С.1 - С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С 1 и т.д.), а затем ответ к нему.

Прочитайте текст и выполните задания С1 - С6.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это - штраф.

По кн. К.С.Гаджиева «Политология». М., 2002. С. 245-247.
С1
С2
С3
С4 . Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите* как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.
С5 . По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации и получил ее.

Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на приведенный текст и обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.
С6 . В.тексте отмечается, что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны, ли. вы с, таким ^подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Ключи Вариант 1

Часть 1

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом.


№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

3

А11

1

А2

1

А12

3

АЗ

3

А13

2

А4

1

А14

3

А5

3

А15

2

А6

3

А16

2

А7

1

А17

3

А8

2

А18

2

А9

4

А19

3

А10

2

А20

1

Часть 2

Правильно выполненные задания В1, В2 и ВЗ оцениваются следующим образом: два балла - нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка; 0 баллов - допущены две и более ошибок. Правильно выполненное задание В4 оценивается одним баллом.


№ задания

Ответ

В1

2413

В2

125

ВЗ

231

В4

3

Часть 3

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Ответ:




Балл

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) значение всеобщих выборов

2) принципы предвыборной кампании

3) требования к кандидатам на выборную должность

4) участие в выборах - право или обязанность?

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков


Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

2

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

1



0

Максимальный балл

2

С2 . В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

Ответ:


Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Могут быть указаны следующие позиции, отражающие значение всеобщих выборов:

1) основная форма участия в политике;

2) выборы показывают расстановку политических сил;

3) определяют степень доверия к партии, ее лидерам;

4) помогают избирателям сделать выбор той или иной программы развития общества.


Указаны три позиции

2

Указаны две позиции

1

Указана одна позиция ИЛИ ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С3 . Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?

Ответ:


Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должны быть названы следующие принципы:

1) обеспечение равенства возможностей для всех кандидатов и партий;

2) недопущение в дискуссиях фальсификаций и оскорблений оппонентов;

3) невмешательство государственного аппарата в ход избирательной кампании


Названы три принципа

2

Названы два принципа

1

Назван один принцип, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С4 . Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.

Ответ:


Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

1) ответ на первый вопрос, например: государство берет на себя финансирование избирательной кампаний;

2) указание о том. как СМИ обеспечивают равенство, например: всем партиям и кандидатам предоставляется равное время, в первую очередь, на государственном радио и телевидении;

3) пример формы, допустим: прямое обращение к избирателям лидера партии; рекламный ролик партии; «круглый стол» с участием нескольких кандидатов.


Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства кандидатов в СМИ, приведен пример одной из форм

3

Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства ИЛИ дан ответ на первый вопрос, приведен один пример

2

Дан ответ на первый вопрос, ИЛИ указано, как реализуется принцип равенства в СМИ, ИЛИ приведен пример

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

3

С5 . По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации И получил ее. Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.

Ответ:


Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названы две формы избирательной активности граждан:

Всеобщие выборы;

Референдум;

2) указано главное различие между ними, например: если на выборах выявляется отношение к тому или иному кандидату, то на референдуме выявляется мнение народа по какому-либо важному вопросу.


Названы две формы избирательной активности, указано различие между ними

2

Названы две формы избирательной активности -

1

Ответ неверный или отсутствует.

0

Максимальный балл

2

С6 . В тексте отмечается что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны ли вы с таким подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Ответ:


Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным подходом;

2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что

В этом случае возрастает количество участвующих в голосовании, а это позволяет более точно отразить политические настроения в обществе,

Отсутствие мер ответственности приводит к тому, что из-за низкой явки выборы часто срываются, что ведет к неоправданным экономическим потерям;

в случае несогласия с приведенной позицией может быть указано, что

В условиях демократии каждый человек сам решает, каким правом ему пользоваться, а каким нет;

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)


Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента

2

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента

1

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2
mob_info