Приказ об учетной политике неприбыльной организации. Учетная политика некоммерческого партнерства. Характеристика применения положений по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях

Некоммерческие организации, как и коммерческие фирмы, обязаны формировать свою учетную политику для целей ведения бухгалтерского и налогового учета.
На формирование учетной политики любой организации значительное влияние оказывает множество факторов: цели ее создания и организационно - правовая форма, масштабы, структура, сфера деятельности, количество персонала и так далее.
Поскольку типовую учетную политику для всех существующих форм некоммерческих организаций представить трудно, то в настоящей статье мы рассмотрим учетную политику на примере садоводческого некоммерческого товарищества.

Вначале, напомним, что с 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), сменивший Федеральный закон от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).

Для справки: Законом N 217-ФЗ внесены соответствующие изменения и дополнения в целый ряд законов, в том числе и в такие основополагающие, как Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 217-ФЗ собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать:
- садоводческие некоммерческие товарищества;
- огороднические некоммерческие товарищества.
Таким образом, в отличие от статьи 4 Закона N 66-ФЗ, упразднены такие формы некоммерческих организаций (далее - НКО) как:
- дачные некоммерческие товарищества;
- садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы;
- садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
То есть одной из задач Закона N 217-ФЗ можно считать сокращение организационных форм НКО в данной сфере до двух основных, учитывающих предназначение земельных участков.

Согласно статье 50 ГК РФ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Аналогичное определение НКО содержится и в статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). Согласен с таким определением НКО и Минфин России в Письме от 08.05.2019 г. N 03-11-11/33481 .
Причем создаваться они могут только в тех формах, которые прямо приведены в пункте 3 статьи 50 ГК РФ.
Согласно статье 50 ГК РФ некоммерческие организации могут создаваться в форме:
потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
общественных организаций, к которым относятся, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
общественных движений;
ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;

Для справки: как уже было отмечено, с 01.01.2019 г. в связи с поправками, внесенными Законом N 217-ФЗ , из перечня организационно-правовых форм НКО исключены садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы и введены две формы некоммерческих организаций - садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.

Казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
фондов, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды;
учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
автономных некоммерческих организаций;
религиозных организаций;
публично-правовых компаний;
адвокатских палат;
адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);
государственных корпораций;
нотариальных палат.

Перечень форм НКО является закрытым и не подлежит расширенному толкованию.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 217-ФЗ садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
Пунктом 1 статьи 123.12 ГК РФ определено, что товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

  1. Приказ об учетной политике Некоммерческой общественной организации

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Приказ об учетной политике Некоммерческой общественной организации

    составе

  2. Пример учетной политики для организации с УСН

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Пример учетной политики для организации с УСН

    Нематериальных активов"). 17. туристические путевки, приобретенные для реализации, учитывать на забалансовом счете 004 как комиссионный товар. 18. при продаже (отпуске) товаров их стоимость (в разрезе той либо иной группы) списывается по себестои...

  3. Образец. Приказа об учетной политике для некоммерческой организации

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Образец. Приказа об учетной политике для некоммерческой организации

    Е условие применения каждой формы. - в приложении 4 указать наименование документа, дату представления в бухгалтерию. например: +-+ no. наименование подразделение дата представления документа +-+-+-+- 1. "табель учета все не позднее 25 числа...

  4. Приказ по учетной политике

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Приказ по учетной политике

    Мит основных средств не относятся к основным средствам и отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов активы стоимостью не более 40000 руб. п. 5 пбу 6/01 "учет осно...

  5. Образец. Приказ об учетной политике для бюджетного учреждения

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Образец. Приказ об учетной политике для бюджетного учреждения

    Е условие применения каждой формы. - в приложении3 указать наименование документов,дату их представления в бухгалтерию. например: +-+ no. наименование подразделение дата представления документа +-+-+-+- 1. "табель учета все не позднее 25 числа...

  6. Образец приказ о принятии учетной политики на предприятии

    Документы делопроизводства предприятия → Образец приказ о принятии учетной политики на предприятии

    Я, товары для детей, продукты питания, другие виды деятельности, продукции и работ, по которым необходим раздельный учет (например, облагаемые налогом на прибыль, на добавленную стоимость и спецналогом по разным ставкам, не облагаемые указанными налогами и...

  7. Приказ об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Приказ об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения

    Обслуживанию и ремонту общего имущества и других расходов, соответствующих уставной деятельности. 6. намерения прекратить какой -либо из видов деятельно-сти нет. 7. тсж не передает и не принимает материальные ценно-сти в залог. 8. бухгалт...

  8. Образец. Пример приказа об увольнении по п. 3 ст. 33 КЗОТ РФ

    Трудовой договор, контракт → Образец. Пример приказа об увольнении по п. 3 ст. 33 КЗОТ РФ

    пример приказа об увольнении по п. 3 ст. 33 г. с.-петербург 27 мая 1995 г. приказ n 1. кравченко сергея николаевича - б...

  9. Образец. Пример приказа увольнения по п.3 ст. 33 КЗОТ РФ

    Трудовой договор, контракт → Образец. Пример приказа увольнения по п.3 ст. 33 КЗОТ РФ

    пример приказа увольнения по п. 3 ст. 33 гор. москва 27 марта 1996 г. приказ n 1. морозову надежду алексеевну - товаров...

  10. Образец. Пример приказа об увольнении по п. 7 ст. 29 КЗОТ РФ

    Трудовой договор, контракт → Образец. Пример приказа об увольнении по п. 7 ст. 29 КЗОТ РФ

    пример приказа об увольнении по п. 7 ст. 29 кзот г. москва 05.01.96 г. приказ n 1. михайлова виктора степановича - водит...

  11. Пример приказа об изменении структуры штатного расписания

    Документы делопроизводства предприятия → Пример приказа об изменении структуры штатного расписания

    Муниципальная общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школы № » приказ 05.10.2013 № 121/с г. мирск об изменении структуры штатного расписания в связи с...

  12. Образец. Условный пример расчета суммы средств,подлежащих доперечислению кредитной организацией в обязательные резервы при использовании права внутримесячного снижения нормативов обязательных резервов (приказ ЦБ РФ от 30.03.96 № 02-77)

    Бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт → Образец. Условный пример расчета суммы средств,подлежащих доперечислению кредитной организацией в обязательные резервы при использовании права внутримесячного снижения нормативов обязательных резервов (приказ ЦБ РФ от 30.03.96 № 02-77)

    приложение nо. 10 к положению от 30 марта 1996 г. nо. 37 условный пример расчета суммы средств, подлежащих доперечислению кредитной организацией в обязательные резервы при использовании права вн...

  13. Образец. Приказ руководителя предприятия о приеме на работу по контракту на примере главного бухгалтера в устав вносятся следующие изменения и дополнения: в п.1.1. необходимо указать, кто является учредителем. например: московское общество "дети земли" является городским отделением всероссийского общества "дети земли". московское общество о...

Цели разработки политики учета

Учетная политика любой организации составляется для того, чтобы определить в ней основные методологические аспекты, на которые юрлицо будет ориентироваться при ведении учетных операций. Вызвана такая необходимость тем, что в ряде случаев предусмотрены законодательно установленные варианты способов учета, выбор из которых нужно сделать самостоятельно с учетом предпочтений и специфики деятельности конкретного юрлица. Если же способ учета для имеющегося объекта законодательно не установлен, его следует разработать, а результат разработки тоже закрепить в учетной политике.

Учетная политика будет востребована не только проверяющими. Она важна в первую очередь для самого пользователя, поскольку отражает все особенности самостоятельно выбранной им методологии (п. 5.1 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Не являются в этом плане исключением и некоммерческие организации (НКО), т. к. на них, так же как и на иных юрлиц, распространяются (закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) обязанности:

  • по ведению бухучета (пп. 1, 2 ст. 5);
  • разработке бухгалтерской учетной политики (п. 2 ст. 8);
  • составлению бухотчетности (п. 2 ст. 13).

Причем возможности выбора из существующих способов у НКО в ряде ситуаций оказываются шире, чем у иных организаций.

Специфика учетной политики НКО

Особой учетная политика, разрабатываемая в некоммерческих организациях, становится в силу следующих моментов:

  • у НКО может полностью отсутствовать коммерческая деятельность, и в этом случае отпадает необходимость в разработке налоговой учетной политики;
  • НКО (кроме подлежащих обязательному аудиту и входящих в реестр выполняющих функции иностранных агентов) может применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять бухотчетность упрощенного вида (подп. 2 п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ);

ВНИМАНИЕ! Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета устанавливаются федеральным стандартом (ст. 21 закона № 402-ФЗ). Такого стандарта на момент написания статьи еще нет. Но работа по его разработке уже ведется. Предполагаемая дата вступления стандарта для некоммерческой деятельности - 2021 год (приказ Минфина от 05.06.2019 №83н).

Не знаете свои права?

  • существуют ПБУ, не подлежащие использованию НКО (13/2000, 20/03);
  • у НКО, выбравших упрощение бухучета, есть право не применять ряд ПБУ (2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 17/02, 18/02) и право использовать как эти ПБУ, так и все иные, распространяющиеся в т. ч. на НКО, с определенными особенностями;
  • НКО, ведущие коммерческую деятельность наряду с некоммерческой, как и коммерческие организации, вправе выбрать систему налогообложения , применяемую к доходам от продаж, и способы налогового учета из существующих для выбранной системы;
  • для НКО с определенными направлениями деятельности могут быть разработаны учитывающие специфику этой деятельности методические рекомендации.

Перечисленные особенности не только расширяют число способов учета, доступных НКО, но и создают предпосылки для формирования совершенно уникальной для каждой конкретной организации учетной политики. Причем, несмотря на наличие законодательно установленной возможности упрощения ряда учетных процедур, текст самой учетной политики НКО может оказаться более объемным, чем у коммерческой организации.

Что отразить в учетной политике НКО на 2020 год

Учетная политика, предназначенная для применения в 2020 году, должна отражать все значимые в текущей ситуации для организации моменты и подробно (не допуская двоякого толкования) их описывать. Подробность изложения особенно важна, поскольку учетная политика — основной документ, которым нужно руководствоваться в учетной работе, ведущейся в юрлице, для которого она составлена.

При формировании текущей учетной политики необходимо использовать актуальную редакцию закона № 402-ФЗ, НК РФ, распространяющихся на НКО ПБУ и иных нормативных актов. Ссылки на конкретные пункты и статьи этих документов могут быть для удобства пользователя приведены в тексте учетной политики.

Изложенные в учетной политике НКО на 2020 год правила рассчитаны на долгосрочную перспективу (п. 5 ПБУ 1/2008), То есть документ может продолжать действовать и в последующие годы. Если же какие-то положения потребуют изменений или появятся новые объекты, правила учета которых не отражены в действующей учетной политике, ее текст можно изменить или дополнить отдельным организационно-распорядительным документом.

Образец учетной политики НКО, составленный с использованием нормативных актов, действительных в 2020 году, приведен ниже:

Учетная политика для НКО обязательна, как и для любой иной организации. Однако составляется она с учетом особенностей деятельности НКО и наличия возможности применять упрощенный бухучет, позволяющий с определенными оговорками применять те ПБУ, которые распространяются и на НКО. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год, поэтому ее положения, разработанные на 2020 год, могут действовать и в последующие годы, если не потребуются законодательно обоснованные изменения в них или дополнения, обусловленные появлением объектов, правила учета которых в применявшейся учетной политике описаны не были.

Начинать организацию бухгалтерского учета в компании следует с определения системы налогообложения. От этого выбора зависит не только размер налоговых обязательств и периодичность отчетности, но и порядок осуществления расчетов с бюджетом. Особенности взаимодействия с Федеральной налоговой службой и бюджетами следует закрепить в специальном документе.

Как составлять для ОСНО

При общей системе в учетной политике для целей налогообложения следует расписать:

  1. Метод учета доходов при расчете налога на прибыль (кассовый или метод начисления).
  2. Метод определения стоимости основных средств, материальных запасов и товаров.
  3. Способ начисления амортизации по основным фондам и нематериальным активам.
  4. Возможность формирования резервов по налогу на прибыль, отпускам и сомнительным задолженностям.
  5. Формы и бланки налоговых регистров: унифицированные или разработанные самостоятельно.

Региональные и местные власти вправе устанавливать сниженные налоговые ставки, утверждать дополнительные льготы или полностью освобождать от уплаты. При составлении руководствуйтесь не только федеральным законодательством, но и НПА субъектов и муниципальных образований.

Как составлять при упрощенке

Упрощенная система налогообложения по правилам действующего законодательства предусматривает два вида учета поступлений предприятия:

  • «доходы» — налоговой базой признается совокупный доход за отчетный период без учета произведенных расходов;
  • «доходы минус расходы» — база для расчета обязательства определяется как разница между совокупными поступлениями и расходами.

Рассмотрим отличительные особенности в таблице:

Показатель

«Доходы»

«Доходы минус расходы»

Объект налогообложения

Если учетная политика НКО на УСН (равно как и у коммерческих предприятий) предполагает объект налогообложения «доходы», то при определении платежа организация учитывает только поступления средств.

Прописываем «д - р», то есть при расчете обязательств учитываем поступления средств, уменьшенные на расходы.

Если учреждение в следующем отчетном периоде планирует сменить объект НО, то уведомление в ФНС направляется не позднее 30 декабря текущего года (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Ставка налога

Указывать не обязательно, так как ставка является единой для данного вида налогообложения — 6%.

Ставка равна 15% для всех налогоплательщиков.

Условие актуально, только если региональные власти снизили ставку налога. В противном случае указывать размер ставки в УП необязательно (п. 1 и п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

Книга учета приходов и расходов

Если учреждение выбрало электронное ведение документа, определите порядок распечатки, нумерации, сшивания страниц и их заверения. Также закрепите ответственного за хранение документа.

Учет расходов

Не применимо.

Компании на УСН правомерны на уменьшение доходов этого отчетного периода на убытки прошлых лет (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Воспользоваться условием можно, если компания в убыточном периоде была на УСН «д - р».

Минимальный налог.

Компания вправе учесть в составе расходов разницу между перечисленным минимальным налогом и налогом, рассчитанным в обычном порядке. Такие условия прописаны в п. 6 ст. 346.18 НК РФ.

Бухгалтерский учет в НКО должен вестись с учетом понятий и положений, прописанных в его учетной политике. Учетная политика – это документ, в котором прописано, каким образом ведется бухгалтерский учет в организации. В соответствии с российскими законами учетная политика составляется организацией полностью самостоятельно, при этом, при ее составлении, нужно ориентироваться на ПБУ 1/98. Учетную политику составляет либо сам главбух, либо кто-то, кто ведет бухгалтерский учет. После этого документ должен утвердить руководитель. Основные понятия учетной политики прописаны в законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 29.07.2020) “О бухгалтерском учете” в статье 8.

Особенности составления учетной политики

В учетной политике должны отражаться способы бухгалтерского учета, принятые в организации , в двух случаях. В первом случае, если российскими законами и нормативными актами не установлены способы ведения бухгалтерского учета. В этом случае организация должна разработать их самостоятельно на основе российского законодательства и закрепить в учетной политике. Второй случай, если в законах прописано несколько способов ведения бухгалтерского учета, и нужно выбрать какой-то один и тоже закрепить его в учетной политике.

Важно! Особенностью учетной политики является то, что согласно закону, она должна применяться постоянно из года в год. Если в организации или в российском законодательстве происходят изменения, то в учетную политику также вносятся изменения.

Документы, которым нужно руководствоваться, составляя учетную политику НКО:

  • Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (для НПФ);
  • Приказ Минфина РФ от 10.01.2007 г. № 3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов» (для НПФ);
  • Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ;
  • ПБУ 1/98.

Что необходимо отразить в учетной политике

В учетной политике НКО необходимо отразить следующие моменты:

  • план счетов бухгалтерского учета;
  • формы первичных документов;
  • состав регистров бухгалтерского учета и внутренних бухгалтерских документов;
  • в учетной политике должно быть прописано, каким образом в организации будет проводиться инвентаризация. Это касается инвентаризации, как активов организации, так и ее обязательств;
  • также нужно решить вопрос, каким образом будут оцениваться эти активы и обязательства;
  • в учетной политике необходимо прописать правила документооборота и как будет обрабатываться учетная документация;
  • каким образом будут контролироваться хозяйственные операции;
  • прочие вопросы, связанные с ведением бухгалтерского учета в организации.

Требование к содержанию учетной политики

Учетная политика должна соответствовать следующим критериям:

  1. требование полноты. Абсолютно все хозяйственные операции в организации должны быть отражены в бухгалтерском учете;
  2. требование своевременности. Все хозяйственные операции в бухгалтерском учете организации должны отражаться вовремя;
  3. требование осмотрительности. Это значит, что в бухгалтерском учете активы не должны быть завышены, а пассивы не должны быть занижены;
  4. требование приоритета содержания перед формой. Это значит, что в бухгалтерском учете хозяйственные операции необходимо отражать исходя из их экономического содержания и условий хозяйствования;
  5. требование непротиворечивости. Данный пункт означает, что данные аналитических счетов должны соответствовать данным синтетических счетов. Это касается оборотов и остатков по счетам;
  6. требование рациональности. Это значит, что бухгалтерский учет должен вестись рационально.

Также при составлении учетной политики необходимо принять ряд допущений:

  • допущение имущественной обособленности. Это значит, что активы и обязательства организации и ее собственников существуют отдельно друг от друга, а также от активов и обязательств других организаций;
  • допущение непрерывной деятельности. То есть планируется, что организация будет существовать и вести свою деятельность достаточно долго;
  • допущение последовательности применения учетной политики. Это значит, что учетная политика должна применяться последовательно год за годом;
  • допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это значит, что хозяйственные операции относятся к тому моменту времени, в котором они возникли и не зависят от момента поступления денежных средств, которые относятся к этим хозяйственным операциям.

Особенности учетной политики НКО

Особенностей составления ученой политики у НКО не так уж много. В основном организации руководствуются тем же ПБУ 98/1, что и коммерческие организации, но они все же есть. Например, некоммерческим организациям разрешено применять упрощенный бухгалтерский учет. Поэтому НКО могут отразить в учетной политике способ ведения бухгалтерского учета без двойной записи, но при этом им необходимо руководствоваться принципом рациональности. Еще одной особенностью учета НКО являются источники ее финансирования.

Источниками НКО являются целевые поступления и средства целевого финансирования. Отличие заключается в том, что средства целевого финансирования предназначены для определенных проектов, а целевые поступления предназначены для ведения уставной деятельности НКО. К целевым поступлениям относятся поступления учредителей, поступления добровольных имущественных взносов, пожертвования, выручка от продажи товаров, услуг, прочие поступления. По мнению врио директора департамента С.В. Разгулина НКО обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, которые получены в виде целевого финансирования и в виде целевых поступлений (Письмо Минфина России от 18.04.13 г. № 03-03-06/4/13345 «Об учете для целей налогообложения прибыли организаций расходов некоммерческих организаций»).

НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, только для достижения целей, ради которых она собственно и была создана, поэтому чистая прибыль будет являться частью целевого финансирования.

Для отражения в бухгалтерском учете целевого финансирования существует счет 86. К нему необходимо открыть субсчета для детализации таких поступлений. Например, к счету 86.1 можно открыть субсчет «Пожертвования». Что касается основных средств, то по ним в НКО начисляется износ, а не амортизация и это также должно быть отражено в учетной политике. НКО обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому объекту целевого финансирования. В учетной политике нужно прописать, каким образом будет вестись этот раздельный учет. Если доходы и расходы будут отражаться в смете, то необходимо утвердить ее форму и прописать это в учетной политике, так как форма этого документа в законодательстве не установлена. Если НКО ведет коммерческую деятельность, то ему будет также необходимо определиться с учетной политикой для налогообложения. В учетной политике в этом случае необходимо будет прописать:

  • формирование расходов и доходов;
  • как будут определяться доли расходов в налоговых периодах;
  • порядок создания резервов;
  • какая будет сумма задолженности бюджету по налогу на прибыль;
  • кто будет ответственным за ведение налогового учета;
  • каким образом будет вестись документооборот;
  • какие будут формы регистров налогового учета;
  • другие вопросы

Когда учетная политика уже составлена, необходимо издать соответствующий приказ, распоряжение и т.д. о ее утверждении в организации.

mob_info