Значение погрузочно разгрузочных работ в строительстве. Погрузочно-разгрузочные работы на строительной площадке. Виды земляных сооружений

Погрузочно-разгрузочные работы в строительстве

Операции погрузки-разгрузки основных материальных элементов строительных процессов (нерудных материалов, строительных конструкций, лесоматериалов, металла и др.) в настоящее время почти полностью механизированы. Для механизации погрузочно-разгрузочных работ используют

общестроительные и специальные машины и механизмы. По принципу работы все машины и механизмы, осуществляющие погрузочно-разгрузочные операции, подразделяются на следующие группы: работающие независимо от транспортных средств и являющиеся частью конструкции транспортных средств. В первую группу входят специальные погрузочно-разгрузочные и обычные монтажные краны, погрузчики цикличного и непрерывного действия, передвижные ленточные конвейеры, механические лопаты, пневматические разгрузчики и др. Ко второй группё относятся автомобили-самосвалы, транспортные приборы саморазгружающимися платформами, средства для саморазгрузки и др. Специальные погрузочно-разгрузочные и обычные краны (кран-балки, мостовые краны, козловые, башенные, стреловые на пневмоколесном и гусеничном ходу, автокраны и др.) широко используют на погрузке, и разгрузке железобетонных и металлическнх конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и др. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, могут работать на погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня, гравия, песка и других сыпучих мелкокусковых материалов.

Погрузчики в строительстве получили большое распространение. Широкое применение погрузчиков в строительстве объясняется их высокой мобильностью и универсальностью. Наиболее широко в строительстве используют универсальные одноковшовые погрузчики, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики.

Многоковшовые погрузчики (непрерывного действия) предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства.

Автопогрузчики являются погрузочно-разгрузочными машинами общего назначения. Они служат для механизации перегрузочных и подъемно-транспортных работ на площадках преимущественно с твердым покрытием. Основным рабочим органом является телескопический подъемник с вилочным подхватом.

Виды грунтов, их технологические свойства.

В строительном производстве грунтами называют породы, залегающие в верхних слоях земной коры. Свойства и качество грунта влияют на устойчивость земляных сооружений, трудоемкость разработки и стоимость работ. Для выбора наиболее эффективного способа производства работ необходимо учитывать следующие основные характеристики грунтов; плотность, влажность, сцепление, разрыхляемость и угол естественного откоса. Плотностью называется масса 1 м3 грунта в естественном состоянии (в плотном теле). Влажность характеризуется степенью насыщения грунта водой, которую определяют отношением массы воды в грунте к массе твердых частиц грунта и выражают в процентах. При влажности более 30% грунты считаются мокрыми, а при влажности до 5% - сухими. Сцепление определяется начальным сопротивлением грунта сдвигу. От плотности и сцепления между частицами грунта в основном. зависит производительность землеройных машин. Классификация грунтов по трудности их разработки в зависимости от конструктивных особенностей используемых землеройных машин и свойств грунта приводятся в ЕНиР. Так, для одноковшовых экскаваторов грунты подразделяются на шесть групп, для многоковшовых экскаваторов и скреперов - на две и для бульдозеров и грейдеров - на три группы. При разработке грунтов вручную их делят на семь групп. Строительными нормами и правилами установлены значения крутизны откосов для постоянных и временных-, земляных сооружений в зависимости от их глубины или высоты. Откосы насыпей постоянных сооружений делают более пологими, чем откосы выемок. Более крутые откосы допускаются при устройстве временных котлованов и траншей.

Из-за того, что некоторые процессы, выполняемые при производстве земляных работ, связаны с пропусканием через грунт электрического тока (осушение электроосмосом, Оттаивание током), имеет практическое значение также и электропроводность грунта. Так как минеральные частицы, входящие в состав грунта, обычно не являются проводниками, электропроводность грунта зависит от степени насыщения его влагой. В процессе производства земляных работ приходится сталкиваться с явлениями замерзания и оттаивания грунта, причем эти процессы могут быть естественными и искусственными. Поэтому имеют значение и теплофизические характеристики грунтов - их теплоемкость и теплопроводность. Они также в большей степени зависят от влажности грунта, так как соответствующие значения для воды значительно выше, чем для минеральных частиц.

Виды земляных сооружений

По продолжительности использования земляные сооружения могут быть постоянными или временными. Постоянные сооружения являются составными элементами строящихся объектов и предназначаются для нормальной их эксплуатации. К числу таких сооружений относятся каналы, выемки и насыпи автомобильных и железных дорог, дамбы гидротехнических и регуляционных сооружений, скважины на воду и т. п.

Временные земляные сооружения устраиваются при возведении подземной или заглубленной части зданий, инженерных сетей, коммуникаций и т. д. После этого они частично или полностью ликвидируются. Выемки, у которых ширина соизмерима с длиной, но не меньше 1/10 длины, называются котлованами, при ширине менее 1/10 - траншеями. Котлованы вырывают, как правило, при возведении заглубленной части объемных сооружений (фундаментов, подвальных этажей: технических помещений, предназначенных для размещения оборудования санитарно-технических и технологических систем). Траншеи копают при прокладке линейно протяженных коммуникаций, наружных сетей водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления, электроснабжения и др. При устройстве выемок на строительных площадках, не имеющих ограничений по ширине, а также в целях обеспечения максимального уровня механизации земляных работ применяются земляные сооружения с трапецеидальным поперечным профилем. Основными его характеристиками являются глубина (h), ширина по дну (b) и поверху (В), заложение откосов (а), основание откоса, угол откоса. Глубина разработки определяется разницей отметок дневной поверхности выработки (бровки) и дна (основания откоса).

Ширина по дну выемки равняется ширине возводимого в выемке элемента сооружения (А) плюс величина зазоров (с), зависящая от характера обработки внешних поверхностей элемента. Величина уширения дна котлована (с) должна быть не менее 0,6 м. В выемках прямоугольного профиля величина уширения, кроме того, зависит от глубины выемки и вида креплений стенок. Ширина по верху выемки определяется как сумма ширины по дну ее (b) плюс значение двух заложений откосов (а). Под заложением откоса понимается величина проекции линии откоса на горизонталь.

Величина, обратная крутизне откоса, носит название коэффициент откоса (m). Значение т обусловливается видом грунта, степенью его обводненности, продолжительностью использования выемки и ее глубиной. Чем монолитнее грунт и больше его обводненность, тем больше крутизна откоса выемки.При глубине выемок больше 6 м необходимо устройство небольших горизонтальных площадок, называемых бермами. Откосы ниже берм имеют, как правило, меньшую крутизну, чем над бермами. Исключение составляют случаи, когда ниже берм залегают грунты сухие и более прочные, чем в верхних горизонтах. Во временных выемках крутизна откосов принимается больше, чем в постоянных.

ГРУНТА ПРИ ПЛАНИРОВКЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

Существуют следующие наиболее распространенные методы определения L СР. :

а) аналитический (метод статических моментов);

б) графо - аналитический (способ Кутьинова);

в) графический;

г) на основании шахматной балансовой ведомости;

д) на основе линейного программирования (транспортная задача).

1 Графо - аналитический метод

Основан на построении графиков нарастающих итогов по сторонам строительной площадки. Среднее расстояние перемещения грунта в этом случае находится по формуле

L CP = L x 2 +L y 2 , м

где: L x , L y - соответственно горизонтальная и вертикальная проекция L СР, м.

L x =W x /∑V Bi

где: W x , W y - площадь фигр, ограниченных графиками нарастающих итогов выемки и насыпи вдоль горизонтальной и вертикальной сторон площадки, соответственно, м 3 .

2. Графический метод

после построения графиков нарастающих итогов по сторонам стройплощадки параллельно осям X и Y проводят средние линии, отстоящие от осей на расстоянии V H /2 и V B /2. После чего устанавливают точки пересечения средних линий с графиками нарастающих итогов и сносят их на план площадки. В местах пересечения проекционных линий от точек получаем положение центров тяжести насыпи и выемки, соответственно. В качестве L СР принимается расстояние между полученными центрами тяжести

3. Аналитический метод.

Основан на нахождении центров тяжести выемки и насыпи методом статических моментов пунктов выемки и насыпи относительно осей X и Y по формулам

X В ЦТ =S B y /∑V Bi =∑ V Bi х X Bi /∑V Bi , м

Y В ЦТ =S B x /∑V Bi =∑V В i х X В i /∑V В i , м

X Н ЦТ =S Н y /∑V Н i =∑V Н i х X Н i /∑V Н i , м

Y Н ЦТ =S Н x /∑V Н i =∑V Hi х X Hi /∑V Hi , м
где: S B y , S H y , S B x , S H x - статические моменты выемки и насыпи относительно осей Y и Х, соответственно, м 4 ; V Bi , V Hi - объем i - го пункта выемки или насыпи, соответственно, м 3 ; X Bi , X Hi , Y Bi , Y Hi - коэффициенты центров тяжести i - го пункта выемки или насыпи в координатных осях XOY.

После нахождения центров тяжести выемки и насыпи L СР определяется как расстояние между ними по теореме Пифагора

L CP =(X В Ц.Т. - Х Н Ц.Т.) 2 + (Y В Ц.Т. - Y Н Ц.Т.) 2 , м

4. На основе шахматной балансовой ведомости

Распределение грунта из пунктов выемки в пункты насыпи может производиться следующими способами:

а) по здравому смыслу

б) по наименьшим расстояниям

На заключительном этапе определяются следующие расстояния перемещения грунта:

а) общее среднее расстояние перемещения грунта в пределах строительной площадки L СР

L O CP =(∑V ij х L ij +∑V kj х L kj +åV р j х L р j)/(∑V ij +∑V kj +åV р j) , м

где: V ij , V kj - объем грунта, перемещаемого из пунктов выемки i или “котлован” в пункты насыпи j, м 3 ; L ij , L kj - расстояние перемещения грунта из пунктов выемки i или “котлован” в пункт насыпи j, м.

б) среднее расстояние перемещения грунта из планировочной выемки в планировочную насыпь L CP

L ПЛ СР =∑V ij х L ij /∑V ij , м

в) среднее расстояние перемещения грунта из котлована в планировочную насыпь L CP

L K CP =∑V к j х L kj /∑V kj , м

При определении L O CP объемы грунта резерва и отвала в случае расстояния отвозки или привозки грунта более 3. . .5 км не учитываются.

5. На основе методов линейного программирования

среднее расстояние перемещения

L 0 СР =L ПЛ. СР. м

37 Расчет ЛИУ заключается в определении требуемого количества насосных установок, шага фильтров и глубины их погружения.

S=h гр +0.5+e ; м

где S – требуемое понижение грунтовых вод, м

h гр – высота грунтовых вод

e – высота капилятного поднятия воды, м;

где к – коэффициент фильтрации

где У – напор в расчетной точке, м

Н – мощность водоносного слоя

А=√F u /π ;м

где А – приведенный радиус водопонизительной системы, м

F u – приведенная площадь внутреннего контура иглофильтровой системы, м

R=A+2*S*√k*H ; м

где R – радиус влияния системы, м

Q c =(2*π*k*m*(H-Y))/(lnR/A); м 3 /сут.

где Q c – суммарный приток воды, м 3 /сут.

Q c ч = Q c /24; м 3 /час.

где Q c ч - суммарный приток воды в час, м 3 /час.

где m – средняя толщина потока, м.

N y =L кобщ /L пред; шт

где N y – количество насосных установок, шт;

L кобщ – общая длина коллектора, м;

L пред – предельная длина коллектора

L k = L кобщ / N y ; м

где L k – длина коллектора приходящегося на 1 установку, м

Q y =Q c / N y ; м 3 /сут.

где Q y – приток воды к одной установке, м 3 /сут.

Q y ч = Q y /24; м 3 /сут

где Q y ч - приток воды к одной установке в час, м 3 /сут.

n=L k /2*G; шт

где n – требуемое число иглофильтров, шт;

G – шаг иглофильтров, м.

q= Q y ч /n; м 3 /сут

где q – приток воды к каждому иглофильтру.

Предельный дебит одного иглофильтра определяем по графику.

Расстояние от водоупора до пониженного УГВ у иглофильтросяв определяет при различном шаге:

y г ’ =y н -h в +ξ*Q y /(k*h)+1.34*10 -7 *ξ 1 *Q y 2 ; м

где y г ’ - расстояние от водоупора до пониженного УГВ, м;

y н – высота расположения оси насоса над водоупором, м;

h в – расчетная высота всасывания насоса

ξ – величина, зависящая от срока службы установки на объекте

ξ 1 – коэффициент потерь напора во всасывающей системе, сут 2 /м 5 .

Определим условие фильтрации воды:

y г =H-S*(1+2*π*Ф*m ’ /(N*n*ln(R/A)); м

где m ’ – толщина потока на линии иглофильтра, равная у;

Ф – коэффициент фильтрации сопротивления;

По кривой определяем шаг иглофильтров

Схемы движения скрепера

В зависимости от размеров земляного сооружения, расположения выемок, насыпей, кавальеров или отвалов при работе скреперов наиболее часто используют следующие схемы их движения: эллиптическая, "восьмерка", спиральная, по зигзагу, челночно-поперечная и челночно-продольная.

Работа "по эллипсу" (рис. 1, а) и "восьмерке" (рис. 1, б) применима при возведении насыпей из одно- и двусторонних резервов, при устройстве выемок с укладкой грунта в насыпи, дамбы и кавальеры, при планировочных работах в промышленном и гражданском строительстве. При работе "восьмеркой" за один проход скрепер совершает две операции загрузки ковша и две операции его разгрузки, что сокращает путь холостого пробега и, как следствие, повышает производительность скрепера.

Рис.1. Схема движения скрепера

а - по эллипсу; б - восьмеркой; в - по спирали; г - зигзагом; д - по челночно-поперечной схеме; е - по челночно-продольной схеме; прямоугольниками показаны участки загрузки; заштрихованными прямоугольниками - участки разгрузки

Спиральную схему (рис.1, в) используют при возведении широких насыпей из двусторонних резервов или широких выемок высотой или глубиной до 2,5 м. При этом работы ведут без устройства выездов и съездов.

Работу "по зигзагу" (рис.1, г) производят при возведении насыпей высотой до 6 м из резервов при длине захватки 200 м и более.

Челночно-поперечная схема (рис.1, д) применяется чаще при возведении насыпей и дамб высотой менее 1,5 м при работе из двусторонних резервов или при устройстве каналов и выемок до 1,5 м с укладкой грунта в дамбы или кавальеры. Производительность работы скрепера по зигзагу выше на 15 %, а при челночно-поперечной - на 30 % по сравнению с эллиптической схемой.

Челночно-продольная схема движения скреперов (рис.1, е) применяется при возведении насыпей вы сотой 5...6 м с заложением откосов не круче 1: 2° с транспортировкой грунта из двусторонних резервов.

Схему движения для каждого конкретного случая следует выбирать с учетом местных условий так, чтобы пути движения были наименьшими. Наибольшие уклоны землевозных дорог должны составлять для скреперов: в грузовом направлении - при подъеме- 0,12...0,15, а при спуске 0,2...0,25; в порожнем направлении - при подъеме 0,15...0,17, а при спуске 0,25...0,3.

Физические способы бурения.

К основным физическим способам бурения относятся термический и гидравлический. В стадии разработки и производственной апробации находятся электрогидравлический, плазменный, ультразвуковой и некоторые другие способы.

При термическом способе бурения горные породы разрушаются высокотемпературным источником тепла - открытым пламенем. Рабочим органом станка термического бурения является термобур с огнеструйной горелкой (рис. VI. 3,а), из которой со сверхзвуковой скоростью направляется на забой скважины газовая струя с высокой температурой. В камеру сгорания через форсунку подают смесь тонкораспыленного керосина с газообразным кислородом. Образующиеся внутри камеры газообразные продукты горения с температурой до 2000°С под действием давления внутри камеры вылетают со скоростью около 2000 м/с через отверстия в днище горелки и действуют на забой скважины. С помощью воды горелку охлаждают и удаляют из скважины разрушенную породу.

Передвижные станки термического бурения на гусеничном и автомобильном ходу и ручные термобуры имеют в принципе аналогичное устройство. Ручной термобур (рис. VI. 3,б) представляет собой металлическую штангу-кожух диаметром 30 мм, в которой имеется горелка с системой охлаждения. Керосин и газообразный кислород поступают в горелку под давлением 0,7 МПа, а вода для охлаждения - под давлением 1,3 МПа.

Передвижными станками термического бурения можно бурить шпуры и скважины диаметром до 130 мм и глубиной до 8 м, а ручными термобурами - шпуры диаметром 60 мм и глубиной 1,5...2 м.

Разновидностью термического бурения является проходка шпуров с помощью нагретого сжатого воздуха. Этим способом бурят шпуры диаметром 50...70 мм и глубиной до 2 м в мерзлых грунтах. Для бурения используют установку, состоящую из компрессора, калорифера и воздухонагревателя. Из компрессора сжатый воздух по рукавам подается в калорифер через вмонтированные в него воздушные трубки и подогревающую коксовую печь. Струя сжатого воздуха, подогретая в воздухонагревателе до 90°С, по рукаву с перфорированным наконечником направляется в грунт, отогревает его, разрыхляет и выбрасывает из скважины.

Термический способ бурения шпуров по сравнению с механическим является более эффективным, и производительность его в 10...12 раз больше при бурении парод кристаллической структуры.

Гидравлический способ бурения (рис VI. 3, в) используют для разработки скважин в легких суглинках и плывунах. При этом способе воду нагнетают в скважину через колонну труб и специальную стройную насадку, прикрепленную к нижней части колонны. Вода размывает забой, и трубы погружаются в грунт. Гидро масса, образованная размывом грунта, под давлением воды выжимается вдоль наружных стенок обсадной трубы, извлекаемой из грунта лебедкой. С помощью гидравлического бурения можно проходить скважины глубиной до 8 м со скоростью до 1 м/мин.

Уплотнение грунтов катками

Укатка выполняется самоходными и прицепными катками на пневматическом ходу. Усилие уплотнения достигается за счет высоких контактных напряжений, создаваемых силой тяжести катка и балластного пригруза на плоскости (линии) качения (до 8 МПа).

Пневмоколесные катки могут быть одноосные (массой 10 - 25 т), двухосные прицепные (массой до 50 т) и полуприцепные (одно-или двухосные массой до 100 т). Легкими катками требуемое уплотнение рыхлых грунтов слоем 20 - 30 см достигается при ширине захвата до 2,5 м. Тяжелые прицепные пневмокатки массой 25 - 50 т обеспечивают уплотнение грунта слоем 35 - 50 см при ширине захвата 2,5 - 3,3 м. Применение полуприцепных пневмокатков наиболее эффективно, они обеспечивают качественное уплотнение связных и несвязных грунтов слоем 40 - 50 см при ширине захвата 2,7 - 2,8 м. Все приведенные выше показатели получают за 4 - 12 проходов катка по одному следу (в зависимости от массы катка). Барабанные катки прицепные и самоходные являются менее эффективными по сравнению с кулачковыми в связи с большой площадью распределения давления.

Для повышения контактного давления на уплотняемый грунт и достижения высоких показателей используются кулачковые или решетчатые катки. Кулачки представляют собой стальные профильные штыри длиной 200 - 300 мм, приваренные по окружности к обечайке барабана. Такие катки применяются для уплотнения только связных грунтов. При уплотнении грунтов из крупнообломочных пород вместо кулачков на поверхность барабанов приваривают стальные решетки из уголка или другого стального профиля. Кулачковые и решетчатые катки обеспечивают уплотнение грунтов слоем 25 - 50 см при ширине захвата 2,7 - 3,3 м за 4 - 10 проходов по следу.

Укатка каждого слоя грунта осуществляется, как правило, по спирально-кольцевой схеме. Длина захватки принимается 250 - 300 м. При уплотнении грунтов на захватках малой ширины (затрудняются повороты катков) применяются главным образом самоходные барабанные катки, перемещающиеся по возвратно-поступательной схеме.

61. Трамбование и виброуплотнение грунтов.

Метод уплотнения грунта трамбованием основан на передаче уплотняемому грунту ударных нагрузок. В отличие от вибрационного и вибротрамбующего методов этот метод обладает значительно большей энергией удара за счет высокой скорости приложения нагрузки в момент соударения рабочего органа с грунтом, благодаря чему этот метод обеспечивает уплотнение

связных и несвязных грунтов слоями большой толщины (практически до 2 м). Метод уплотнения грунта трамбованием нашел наиболее широкое применение в промышленном строительстве при устройстве грунтовых подушек под основание фундаментов зданий и сооружений, технологическое оборудование и полы. Этот метод применяется также для вытрамбовывания котлованов в просадочных грунтах при устройстве столбчатых фундаментов.

Комбинированный метод уплотнения грунтов основан на использовании различного сочетания воздействия на грунт статических, вибрационных, вибротрамбующих и трамбующих нагрузок. Этот метод позволяет уплотнять все виды грунтов и применяется, главным образом, при широком фронте работ.

Метод уплотнения грунта вибрированием основан на передаче механических гармонических колебаний от рабочих органов (вальца, колеса, плиты, вибробулавы) на уплотняемый грунт. Метод вибрирования подразделяется на поверхностный и глубинный. Метод поверхностного виброуплотнения грунта характеризуется тем, что во время работы уплотняющий рабочий орган расположен на поверхности грунта и, совершая колебательные движения, воздействует на него. При глубинном методе уплотняющий рабочий орган во время работы находится внутри грунта.

Поверхностный вибрационный метод нашел применение при уплотнении несвязных и малосвязных грунтов обратных засыпок. Глубинный вибрационный метод можно эффективно использовать при уплотнении песчаных грунтов, особенно находящихся в водонасыщенном состоянии. В зависимости от основных параметров вибрации которыми являются частота и амплитуда колебаний, вибрационные машины для поверхностного уплотнения грунта могут работать также в виброударном режиме. Амплитуда их колебаний значительно больше, а частота колебаний меньше, чем у вибрационных машин, В этом случае вибрационные машины называются

вибротрамбующими, а метод уплотнения вибротрамбованием. Метод уплотнения грунтов вибротрамбованием нашел применение в строительстве при уплотнении обратных засыпок в стесненных местах.

62. Глубинное уплотнение грунтов.

Уплотнение грунтовыми сваими, вытеснение грунта при его радиальном уплотнение в процессе продавливания или пробивки скважин и в последствии их заполнение грунтом и послойном уплотнение

Способы глубинного уплотнения:

Физический

Замачивание

Дренированием (вертик. дренаж)

Механический

Виброуплотнение

Уплотнение грунта сваями

Уплотнение грунта пневмопробойниками

Уплотнение спералевидным рабочим органом

Уплотнение рабочим органом в виде винт-сваи

Комбинированное

Вода+ вибрация

(гидро-виброуплотнитель)

При уплотнении грунта необходимо обеспечить оптимальную влажность, при которой требуются наименьшие энергозатраты.

При последовательном уплотнение работы выполняются в шахматном порядке. Для формирования скважин применяется ударный метод. Продолжительность уплотнения 1 слоя- 30 сек. С нанесением 10-15 ударов. Для насыпных и просадочных грунтов на глубину 5-25 м. Поверхностный(буферный) слой стоит доуплотнять.

Глубинное виброуплотнение – для песчаных водонасыщенных оснований:пески насыпные и намывные.Реализация метода осуществляется путем последовательного погружения в грунт виброштанги при одновременной подачи через внутреннюю полость воды, после погружения виброштанги на требуемую глубинную подача воды прекращается и осуществляется в дополнение 4-5 подъема-опускания насуха. Глубинное уплотнение с предварительным замачиванием- для устройства просадочных свойств сниженных деформативностью и уплотнением грунтов: лессов, суглинков, пылеватых грунтов с высоким коэффициентом фильтрации не менее 0,2м/сут. Процесс уплотнения осуществляется под действием собственной массы грунта при замачивании, является достаточно длительным 2-3 месяца. Сокращение сроков уплотнения грунта до 3-7 суток достигается с применением дополнительного уплотнения за счет комуфлетных взрывов.

63. Контроль качества уплотнения грунтов.

Контролировать качество уплотнения грунтов можно следующими наиболее распространенными методами: стандартным, режущими кольцами, радиоизотопными, зондированием, вдавливанием штампа, парафинированием, методом лунок.Выбор того или другого метода зависит от оснащенности лаборатории оборудованием, характера сооружения, объема возводимой насыпи и их классности.Методом стандартного уплотнения определяют оптимальную влажность и максимальную стандартную плотность с помощью прибора СоюздорНИИ. Метод режущих колец при определении плотности скелета грунтов в насыпях основан на определении плотности влажного грунта в объеме металлического кольца вместимостью 300…400 см3 (d/h=l), вдавленного в уплотненный слой, и влажности этого грунта.В условиях полевых лабораторий метод режущих колец из-за простоты является наиболее приемлемым и распространенным.В настоящее время получили наибольшее распространение в строительной практике радиоизотопные методы, так как грунтовые полевые лаборатории на крупных земляных сооружениях были оснащены приборами, в которых используется поглощение и рассеяние гамма-излучения и нейтронов.Метод статического и динамического зондирования как один из видов контроля степени уплотнения грунтов в насыпях и обратных засыпках является наиболее оперативным и простым из всех существующих методов контроля.Метод вдавливания штампа применяют для определения прочности грунтовых оснований. В частности, этот метод широко используют для контроля качества уплотнения грунтов оснований под полы промышленных зданий и под фундаменты.Метод парафинирования применяют преимущественно при контроле за уплотнением грунта в зимних условиях.Метод лунок используют при укладке обратных засыпок из щебенистых крупнообломочных грунтов или из грунта с мерзлыми комьями.Качество уложенного в теле насыпи грунта можно считать допустимым, если число контрольных проб с плотностью грунта, отклоняющейся от заданной проектом, не превышает 10% общего числа контрольных проб, взятых на участке, и плотность скелета грунта в пробах должна быть не более чем на 0,5 г/см3 ниже плотности требуемой (минимальной).

64. Закрытая разработка грунтов способом прокола.

Прокол – это образование отверстий за счет радиального уплотнения грунта при вдавливании в него трубы с коническим наконечником. Вдавливание производят гидравлическим домкратом. В котловане укладывают звено трубы с наконечником и после выверки домкратом вдавливают в грунт на длину хода штока. После возвращения штока в начальное положение вводят на его место нажимной патрубок (шомпол), и процесс повторяется. По окончании вдавливания первого звена трубы на полную длину шомпол убирается, в котлован опускается следующее звено, которое приваривается встык к уже задавленному в грунт. Далее задавливают наваренное звено, и цикл повторяется достаточное количество раз до прокола на всю длину участка, который нельзя копать традиционным образом. За каждый цикл происходит продвижение трубы на 150мм. Этот метод практикуется в хорошо сжимаемых грунтах, отверстия «прокалывают» для труб диаметром от 100 до 400 мм на глубине более 3 м. В мало сжимаемых грунтах (песке, супеси) для обеспечения устойчивости стенок дополнительно к горизонтальному усилию необходимо применять поперечное и вибрационное воздействие. При этом выполняют отверстия диаметром до 300 мм.

65. Закрытая разработка грунта способом продавливания.

Метод применяется для прокладки стальных труб диаметром от500 ммдо1800 мм, либо коллекторов квадратного (прямоугольного) сечения на расстоянии до80 м. Технология следующая: в грунт последовательно вдавливают звенья труб, внутри которых грунт разрабатывается и удаляется посредством шнековой установки. В легко размываемых грунтах удаление производят гидромеханическим методом (струей воды размывают грунт внутри трубы и пульпу откачивают насосом). Часто трубы используют как футляры для размещения в них основных трубопроводов. Способ горизонтального бурения при закрытой разработке грунта.

Бурение применяют для прокладки в глинистых грунтах трубопроводов диаметром от 800 до1000 ммна длину до100 м. Конец трубы снабжается режущей коронкой увеличенного диаметра, труба приводится во вращения от мотора, установленного на бровке котлована. Поступательное движение трубе сообщает реечный домкрат с упором в заднюю стенку котлована. Грунт, заполняющий трубу изнутри, может удаляться через прокладываемую трубу с помощью шнековой установки гидромеханическим методом путем размыва грунта внутри трубы струей воды и последующей откачки пульпы насосом (в легкоразмываемых грунтах) или желонками с наращиванием их рукоятки.

Назначение и виды свай.

По способу заглубления в грунт надлежит различать следующие виды свай:

а) забивные железобетонные, деревянные и стальные, погружаемые в грунт без его выемки с помощью молотов, вибропогружателей, вибровдавливающих и вдавливающих устройств, а также железобетонные сваи-оболочки, заглубляемые вибропогружателями без выемки или с частичной выемкой грунта и не заполняемые бетонной смесью;б) сваи-оболочки железобетонные, заглубляемые вибропогружателями с выемкой грунта и заполняемые частично или полностью бетонной смесью;в) набивные бетонные и железобетонные, устраиваемые в грунте путем укладки бетонной смеси в скважины, образованные в результате принудительного отжатия (вытеснения) грунта;г) буровые железобетонные, устраиваемые в грунте путем заполнения пробуренных скважин бетонной смесью или установки в них железобетонных элементов;д) винтовые.По условиям взаимодействия с грунтом сваи следует подразделять на сваи-стойки и висячие.К сваям-стойкам надлежит относить сваи всех видов, опирающиеся на скальные грунты, а забивные сваи, кроме того, на малосжимаемые грунты.К висячим сваям следует относить сваи всех видов, опирающиеся на сжимаемые грунты и передающие нагрузку на грунты основания боковой поверхностью и нижним концом.Забивные железобетонные сваи размером поперечного сечения до 0,8 м включ. и сваи-оболочки диаметром 1 м и более следует подразделять:а) по способу армирования - на сваи и сваи-оболочки с ненапрягаемой продольной арматурой с поперечным армированием и на предварительно напряженные со стержневой или проволочной продольной арматурой (из высокопрочной проволоки и арматурных канатов) с поперечным армированием и без него;б) по форме поперечного сечения - на сваи квадратные, прямоугольные, таврового и двутаврового сечений, квадратные с круглой полостью, полые круглого сечения;в) по форме продольного сечения - на призматические, цилиндрические и с наклонными боковыми гранями (пирамидальные, трапецеидальные, ромбовидные);г) по конструктивным особенностям - на сваи цельные и составные (из отдельных секций);д) по конструкции нижнего конца - на сваи с заостренным или плоским нижним концом, с плоским или объемным уширением (булавовидные) и на полые сваи с закрытым или открытым нижним концом или с камуфлетной пятой.Набивные сваи по способу устройства разделяются на:а) набивные, устраиваемые путем погружения инвентарных труб, нижний конец которых закрыт оставляемым в грунте башмаком или бетонной пробкой, с последующим извлечением этих труб по мере заполнения скважин бетонной смесью;б) набивные виброштампованные, устраиваемые в пробитых скважинах путем заполнения скважин жесткой бетонной смесью, уплотняемой виброштампом в виде трубы с заостренным нижним концом и закрепленным на ней вибропогружателем;в) набивные в выштампованном ложе, устраиваемые путем выштамповки в грунте скважин пирамидальной или конусной формы с последующим заполнением их бетонной смесью.Буровые сваи по способу устройства разделяются на:а) буронабивные сплошного сечения с уширениями и без них, бетонируемые в скважинах, пробуренных в пылевато-глинистых грунтах выше уровня подземных вод без крепления стенок скважин, а в любых грунтах ниже уровня подземных вод - с закреплением стенок скважин глинистым раствором или инвентарными извлекаемыми обсадными трубами;б) буронабивные полые круглого сечения, устраиваемые с применением многосекционного вибросердечника;в) буронабивные с уплотненным забоем, устраиваемым путем втрамбовывания в забой скважины щебня;г) буронабивные с камуфлетной пятой, устраиваемые путем бурения скважин с последующим образованием уширения взрывом и заполнением скважин бетонной смесью;д) буроинъекционные диаметром 0,15-0,25 м, устраиваемые путем нагнетания (инъекции) мелкозернистой бетонной смеси или цементно-песчаного раствора в пробуренные скважины;е) сваи-столбы, устраиваемые путем бурения скважин с уширением или без него, укладки в них омоноличивающего цементно-песчаного раствора и опускания в скважины цилиндрических или призматических элементов сплошного сечения со сторонами или диаметром 0,8 м и более;ж) буроопускные сваи с камуфлетной пятой, отличающиеся от буронабивных свай с камуфлетной пятой тем, что после образования камуфлетного уширения в скважину опускают железобетонную сваю.

Раздельное бетонирование

В строительных работах задействовано множество сложнейших машин, механизмов, подъемного и прочего оборудования. Какие нюансы необходимо принимать во внимание при учете погрузочно-разгрузочных работ и транспортных перевозок? Можно ли данные затраты включить в состав налоговых расходов? Ответы - в нашей статье.

Организация работ

Транспортные средства и оборудование, которые применяются для погрузочно-разгрузочных работ, должны соответствовать характеру перемещаемого груза.

Площадки для данных работ планируются таким образом, чтобы они имели уклон не более 5 градусов, а их размеры и покрытие соответствовали проекту производства работ.

Движение автомобилей на территориях стройплощадок и подъездных путях к ним следует регулировать общепринятыми дорожными знаками и указателями.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ должны быть соблюдены требования законодательства о предельных нормах переноски тяжестей и допуске работников к выполнению этих работ. Следует учитывать, что переносить материалы на носилках по горизонтальному пути можно только в исключительных случаях и на расстояние не более 50 метров, а осуществлять переноску материалов на носилках по лестницам и стремянкам строго запрещено. К работам по погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов работники допускаются только по результатам медицинского освидетельствования. Кроме того, указанные работники должны пройти специальное обучение по технике безопасности труда с последующей аттестацией. А также знать и уметь применять приемы оказания первой доврачебной помощи.

Порядок учета работ, а также отражения транспортных расходов и затрат на погрузочно-разгрузочные работы зависит от того, какими - собственными или арендованными машинами и механизмами пользуется строительная организация.

Аренда транспорта и оборудования

Отношения, возникающие в связи с договором аренды, регулируются главой 34 Гражданского кодекса РФ. По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Обязанность арендодателя по содержанию транспортного средства установлена статьей 634 Гражданского кодекса РФ.

Операции по реализации услуг на территории России на основании статьи 146 Налогового кодекса РФ признаются объектом обложения НДС. Таким образом, организация-арендодатель обязана выписать строительной организации-арендатору счет-фактуру на услуги по аренде. Сумма НДС, предъявленная арендодателем, учитывается по дебету счета и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» . На основании выставленного арендодателем счета-фактуры и после отражения услуг по аренде на балансе сумма НДС принимается к вычету. В бухгалтерском учете при этом делается запись по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» .

Комплект документов при аренде машин и механизмов включает в себя:

Акт об оказании услуг;

Счет-фактуру.

Машины и механизмы, арендованные организацией, учитываются на забалансовом счете «Арендованные » в сумме, указанной в договоре аренды.

В целях бухгалтерского учета плата за аренду строительной техники является для организации расходом по обычным видам деятельности. При формировании налоговой базы по налогу на прибыль плата за аренду строительной техники включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Использование привлеченных машин и механизмов

Строительная организация может привлекать для работы специализированные организации по договорам на оказание услуг.

КАК ОФОРМИТЬ РАБОТЫ?

Работа привлеченных машин и механизмов должна оформляться в специализированной организации сменными рапортами и путевыми листами по типовым межотраслевым формам.

Выполнение работы машиной (механизмом) подтверждается подписью и штампом строительной организации на сменном рапорте (формы № ЭСМ-1, № ЭСМ-3) или путевом листе (форма № ЭСМ-2). Расчеты со специализированными организациями за выполненные работы (услуги) осуществляются по справке типовой формы № ЭСМ-7. Она выписывается отдельно на каждый рапорт (). Необходимо строго соблюдать порядок оформления указанных выше справок, следить за наличием в них всех необходимых подписей и печатей. Выполненные работы (услуги), отраженные в справках, должны относиться к конкретным объектам строительной организации.

Как правило, организация-генподрядчик все работы по строительству объекта или основную их часть выполняет силами субподрядных организаций. При этом, согласно условиям договоров субподряда, генподрядчик может принять на себя обязанность по обеспечению строительства соответствующими машинами и механизмами, привлекая для этого специализированные организации (управления механизации).

ЕСЛИ ДЛЯ РАБОТЫ НЕОБХОДИМ АВТОТРАНСПОРТ

Для участия в технологическом процессе строительства может привлекаться транспорт по договорам, заключенным с автотранспортными организациями. В них должны быть обязательно определены существенные условия договора. Так, если в договорах не зафиксированы условия грузоперевозок, их объемы и километраж, вид автотранспорта, то в соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ такие договоры не могут считаться действительными. Работа привлеченного автотранспорта оформляется путевыми листами типовых межотраслевых форм: № 4-С - при оплате работы автотранспорта по сдельным расценкам; № 4-П - при оплате по повременному тарифу. Они утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.

Форма № 4-П путевых листов содержит отрывные талоны. Их оборотная сторона заполняется строительной организацией как заказчиком транспорта и служит основанием для предъявления организацией - владельцем автотранспорта счета заказчику.

Работы ведутся с использованием собственного имущества

Для учета работы строительных машин (механизмов) используется журнал по типовой межотраслевой форме ЭСМ-6. Журнал учета заполняется прорабом.

По данным журнала устанавливается, на каких строительных объектах работали машины и механизмы, количество времени их работы (машино-часов, машино-дней), правильность начисления заработной платы рабочим. Кроме того, по актам о приемке выполненных работ (форма № КС-2) определяются виды работ и правомерность их выполнения с применением машин и механизмов. Для оформления и учета выполнения задания на сдельные работы, измеряемые в натуральном выражении, применяется «Рапорт - наряд о работе строительной машины (механизма)» (форма № ЭСМ-4). Он является основанием для начисления заработной платы обслуживающему персоналу. Рапорт заполняется в одном экземпляре уполномоченным лицом и выдается машинистам на весь период выполнения работы. При использовании документа в организациях, имеющих машины (механизмы) на балансе, выполненные работы подтверждаются лицом, ответственным за их выполнение.

Учитываем расходы...

Затраты на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов, а также автотранспорта учитываются в составе расходов.

В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Указанные затраты учитываются строительными организациями на счете 25 «Общепроизводственные расходы» .

Для того чтобы обеспечить достоверное отражение затрат по видам строительных машин и механизмов, к счету следует открыть субсчет «Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования». На нем отражают:

Стоимость МПЗ, использованных на содержание и эксплуатацию строительной техники, в том числе запасных частей, ГСМ, а также различных видов энергии;

Расходы, связанные с эксплуатацией машин и механизмов;

Расходы, связанные с техническим обслуживанием, здесь же отражаются отчисления на создание ремонтного фонда;

Заработную плату работников, занятых управлением и эксплуатацией машин и механизмов, а также ЕСН и взносы на пенсионное и социальное страхование;

Расходы на монтаж и демонтаж строительных машин и механизмов;

Расходы на содержание и ремонт подъездных и подкрановых путей;

Оплату услуг сторонних организаций, предоставляющих

в аренду специализированную строительную технику;

Прочие затраты.

В конце месяца указанные затраты распределяются на другие счета учета (20, 23, 29). Порядок их распределения устанавливается в учетной политике организации. Чаще всего базой распределения указанных затрат выступает количество машино-смен или машино-часов.

В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ

В целях исчисления налога на прибыль затраты организации на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также затраты на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями организации относятся к материальным расходам (подп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, расходы по оплате услуг, связанных с осуществлением погрузочно-разгрузочных работ, оказываемых сторонними организациями, могут быть приняты в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу, уплачиваемому организацией в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Об этом сказано в письме Минфина России от 8 июня 2007 г.

№ 03-11-04/2/163.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТ?

Безопасность при выполнении транспортных и погрузочно-разгрузочных работ на строительной площадке обеспечивается выполнением требований норм и правил СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования». Они утверждены постановлением Госстроя России от 23 июля 2001 г. Кроме того, при проведении данных работ должны соблюдаться правила по охране труда на автомобильном транспорте, межотраслевые правила по охране труда и государственные стандарты.

Погрузочно-разгрузочные работы


Под организацией погрузочно-разгрузочных работ понимается комплекс мероприятий, которыми определяются место, состав, последовательность и продолжительность выполнения погрузочно-разгрузочных операций, род перерабатываемых грузов, способы их складирования и строповки, типы применяемых грузоподъемных и транспортных средств и способы их установки относительно друг друга и перемещаемого груза, а также состав звена рабочих, принимающих участие на погрузочно-разгрузочных работах.

Места, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, называют пунктами грузопереработки. Каждый такой пункт отличается грузопотоком. Грузопоток характеризуется видом груза, направлением его перемещения и количеством груза, проходящего через данный пункт в единицу времени.

Грузы, перерабатываемые автомобильными кранами, по способу образования грузового места разделяются на штучные, пакетированные и перемещаемые в емкостях или таре.

Классификация материалов, изделий и конструкций по способу образования грузового места

Схемы движения грузов зависят от организации их доставки к месту потребления. В строительстве грузы доставляют на объект по схеме, предусматривающей четыре пункта грузопереработкй: завод по производству материалов и изделий - базисный склад-сборочная площадка конструкций - приобъектный склад. На ряд объектов, например в жилищном и культурно-бытовом строительстве, грузы с высокой степенью заводской готовности доставляют, минуя базисный склад, сборочную площадку и приобъектный склад.

Грузы из первого пункта грузопереработкй ко второму доставляют железнодорожным и автомобильным транспортом, а к сборочной площадке и от нее на приобъектный склад - автомобильным транспортом.

При такой схеме образуется четыре грузопотока по направлению движения грузов: – погрузка материалов на железнодорожный или автомобильный транспорт и выгрузка с него на базисный склад или перегрузка материалов с железнодорожного транспорта на автомобильный; – выгрузка материалов с автомобильного транспорта на приобъектный склад; – перегрузка материалов с одного места складирования на другое в процессе строительства объекта.

Операций, составляющие погрузочно-разгрузочные работы, разделяются на основные и вспомогательные. К основным операциям относятся захват груза и подача его на транспортное средство или к месту складирования. К вспомогательным операциям относятся операции, которые не входят в процесс перемещения груза: закрепление и освобождение стропующих устройств, наводка грузов или укладка их в требуемое положение, передача сигналов машинисту, подготовка транспортных средств, мест складирования, подкладок, прокладок и т. п.

На погрузочно-разгрузочных работах должны быть обеспечены рациональные условия и методы выполнения вспомогательных операций: наивыгоднейшие трудовые приемы ручных работ, слаженность совместных действий звена рабочих, рациональные конструкции приспособлений (например, грузозахватных устройств, прокладок, подкладок лестниц).

Основной формой организации труда на погрузочно-разгрузочных работах является специализированное звено, состоящее из машиниста крана, стропальщика, такелажника.

Погрузка и выгрузка грузов состоит из ряда последовательных трудовых приемов. По сигналу стропальщика машинист поворачивает кран к месту, где находится груз, опускает крюк с траверсой для строповки груза. Убедившись в надежности петель и заценив за них крюки стропа, такелажник подает сигнал машинист на подъем груза. При необходимости рабочий, прикрепив оттяжю к грузу, сопровождает его до места укладки, где по сигналу такелажника наводит и опускает груз на место.

Состав звена, содержание операций и продолжительность вьиН полнения каждой из них зависят в основном от рода груза нн условий работ. Например, погрузку и разгрузку плит перекрытия выполняет звено, состоящее из машиниста автомобильного крана (5-го разряда), стропальщика (4-го разряда) и такелажника (3-го разряда).

Количество груза, проходящего через данный пункт грузопере-работки в единицу времени (час, смена, сутки и т. д.), зависит от объемов работ на объекте, расположения места, куда следует груз, темпов возведения объекта, уровня организации работ, применяемых на нем типов машин.

Автомобильные краны, используемые на погрузочно-разгрузоч-ных работах, должны иметь грузоподъемность, соответствующую массе грузового места. Как правило, автомобильными кранами перерабатывают грузы, масса которых указана или на грузовом месте, или в сопроводительной технической документации. При погрузке и разгрузке грузов неизвестной массы заранее определяют массу одного грузового места. Примерная масса одного места наиболее распространенных грузов приведена в табл. 14.

Вылет А и высоту подъема Я крюка автомобильных кранов определяют в зависимости от размеров транспортных средств и складов с учетом рациональной схемы установки крана на пункте грузопереработки (рис. 156) по формулам.

Рис. 156. Схемы для определения вылета и высоты подъема крюка при погрузке и разгрузке материалов с железнодорожного (а) и автомобильного (б) транспорта в штабель, с железнодорожного транспорта в автомобильный транспорт (в), из одного штабеля в другой {г),

Формулы для подсчета высоты погрузки автомобилей (у - объемная масса груза, т/м3)

Показатели, входящие в состав приведенных формул, определяют из различных источников: действующих ГОСТов, нормативной и технической документации на габариты транспортных средств, грузов и стропующих устройств, а также в соответствии с нормами складирования грузов и правилами безопасного ведения при этом подъемно-транспортных работ.

Высоту погрузки транспортных средств hn и высоту строповки грузов Ас+г определяют расчетом. Высота погрузки автомобилей К зависит от их грузоподъемности и объемной массы груза. При Данной грузоподъемности автомобиля высота его погрузки тем больше, чем меньше объемная масса груза.
Установка крана относительно транспортных средств и мест Укладки грузов должна обеспечивать полное или максимальное использование его грузоподъемности на всех участках рабочей

зоны при минимальном радиусе вращения поворотной платформы. При этом необходимо учитывать минимально допустимые приближения грузоподъемных машин к транспортным средствам, складам, зданиям и принятую последовательность заполнения склада материалами.

Схема размещения грузов на пункте грузопереработки определяется размерами склада, типом и способом хранения на нем материалов, изделий и конструкций. На приобъектном складе схема) размещения грузов зависит, кроме того, от технологии возведения зданий и сооружений.

Рис. 157. Схемы размещения железобетонных изделий на складе:
1 - колонны, 2 - плиты, 3 - балки, 4 - кран, 5 - фермы, 6 - фундаментные подушки

Размеры склада и число штабелей на его территории устанавливают с таким расчетом, чтобы создать запас материалов для производства строительно-монтажных работ на объекте в течение 5-7 суток. Размеры штабеля зависят от габаритов груза, а число рядов в штабеле по горизонтали и вертикали определяется его устойчивостью и несущей способностью основания. На приобъектном складе штабеля располагают в зоне действия монтажного крана с учетом удобства разгрузки транспортных средств. Длинную сторону штабеля располагают параллельно подъездным путям, по которым доставляют материалы и конструкции на склад, что позволяет сократить вылет крюка.

Каждый штабель должен находиться в зоне действия основного монтажного крана и содержать число элементов, достаточное для обслуживания всей рабочей зоны монтажного крана. Между табелями на складе необходимо устраивать проезды и проходы шИриной соответственно 3,5 и 1,5 м. Одна из возможных схем размещения железобетонных элементов при их хранении на складе приведена на рис. 157.

Способы укладки грузов в штабель зависят от их назначения, методов строповки и монтажа. Положение и способ опирания грузов не должны вызывать перенапряжение материала (табл. 18, рис. 158 и 159). При укладке плашмя железобетонных элементов рабочая арматура должна быть обращена вниз. Грузы на складе размещают так, чтобы их маркировка легко читалась со стороны прохода или проезда, а монтажные петли были обращены кверху. Каждый элемент груза должен опираться на две инвентарные подкладки, которые располагаются поперек элемента. По вертикали эти подкладки должны быть строго одна над другой.

Способ организации монтажных работ определяется типом! объекта, местом, способом укладки в проектное положение и типом! монтируемых конструкций, содержанием, последовательностью и продолжительностью выполнения монтажных операций, применяемыми машинами и схемами их расположения относительно здания и склада, составом звена рабочих. Монтаж конструкций на объекте производится в определенной последовательности, обеспечивающей подготовку соответствующих участков под послемонтажные работы.

Конструкции, монтируемые на объектах, разделяются по роду материала, функциональному назначению, принципу образования монтажной единицы и способу монтажа. Наиболее распространенными в практике монтажных работ являются конструкции, изготовленные из железобетона, бетона, проката металлов, листового металла, дерева и синтетических материалов. Монтажной единицей могут быть штучные элементы (прогоны, ригели, колонны, плиты), крупноразмерные детали заводского изготовления (панели на одну или две комнаты, санитарно-технические кабины и блоки), а также элементы, прошедшие предварительную укруп-иительную сборку.

Способы монтажа конструкций зависят от типа монтажных единиц и последовательности их установки в проектное положение.

По степени укрупнения конструкций различают три способа монтажа: отдельными элементами, блоками конструкций и сооружениями в целом. Наибольшее распространение получил первый способ. Он используется при монтаже фундаментных блоков, колонн, балок, плит, ферм и т. д.

В зависимости от последовательности установки монтажных единиц в проектное положение различают дифференцированный (раздельный) и комплексный методы монтажа.

При дифференцированном методе монтаж начинают с укладки фундаментных блоков и подушек, установки колонн, затем последовательно осуществляют монтаж элементов стен, балок, плит перекрытия, ферм, элементов кровли. При таком способе монтажа кран может передвигаться вдоль пролета (посередине или краю), поперек пролета, вне возводимого здания по его периметру. Путь перемещения крана выбирают в зависимости от его грузоподъемности, вылета и высоты подъема крюка, конструктивно-планировочных решений зданий, массы монтажных единиц. Перемещаясь по середине пролета, кран может устанавливать с одного места до четырех и более колонн, что сокращает число его перемещений. При больших пролетах технические возможности крана часто оказываютея недостаточными для установки смежных колонн и в этом случае он перемещается по краям пролета, работая на минимальном вылете. ТакиМ образом, число его перестановок увеличивается. При движении поперек пролета рабочий путь крана оказывается значительно короче, чем в случае его перемещения вдоль пролета, но увеличивается общее время на перестановку крана из одного пролета в другой. Наиболее эффективным является перемещение крана вне здания или сооружения вдоль его одной, двух или всех сторон, но эту схему можно применять только при монтаже одноэтажных жилых зданий и зданий культурно-бытового назначения, а также небольших отдельно стоящих сооружений шИриной, соответствующей полезному вылету крюка.

При комплексном методе одновременно монтируют разноименные конструкции в пределах рабочей зоны крана. Наиболее часто этот метод применяют при монтаже сборных зданий, когда кран одновременно укладывает фундаментные блоки, устанавливает наружные стеновые панели и внутренние панели перегородок, а затем укладывает на них плиты перекрытия.

Рис. 160. Возможная схема перемещения крана при монтаже конструкций здания сельскохозяйственного назначения

Данные о принятом методе монтажа конструкций содержатся в проекте производства монтажных работ, который составляют по рабочим чертежам на строительство зданий и сооружений в соответствии с «Инструкцией о порядке составления и утверждения проектов организации строительства и проектов производства работ» (СН 47-67). Типовые проекты производства монтажных работ в каждом конкретном случае должны быть привязаны к местным условиям, исходя из данных о наличии кранов, расположении мест складирования монтируемых конструкций.

Например, требуется выбрать схему перемещения и тип крана для дифференцированного метода монтажа фундаментных блоков и колонн при следующих исходных данных: тип здания - одноэтажное сельскохозяйственного назначения; число пролетов - 3; ширина пролета - 8 м; шаг колонн - 6, высота колонны - 6 м; длина здания по осям крайних колонн -42 м; масса фундаментного блока - 2, колонны - 1,2 т; расположение места складирования блоков и колонн - в зоне действия крана.

Рис. 161. Схема организации рабочего места при монтаже под» земной части жилого дома: М, М2, М3 - монтажники,
1 - ящик для песка, 2 - склад блоков, 3 - кран, 4 - монтируемый блок, 5 - подштопка, 6 - монтажный ломик, 7 - нивелир, 8 - ящик для инструмента, 9 - лопата, 10 - смонтированвые блоки, 11 - откос

При выборе крана для монтажа колонн на уложенные фундаментные блоки необходимо одновременно с вылетом крюка определить высоту его подъема. С учетом длины стропов 1 м высота подъема крюка при установке колонны в проектное положение составляет 4,5 м, что соответствует техническим возможностям кранов грузоподъемностью более 4 т.

Монтажные работы выполняет комплексная бригада рабочих, состоящая из монтажников, стропальщиков, такелажников и машинистов крана. С целью наиболее полного использования кранов по времени в течение суток монтажные работы организуют в две-три смены. Бригада разбита на звенья, которые работают посменно. Звеньями, в которых бригадир не работает, руководит звеньевой.

В течение первой й второй смен выполняют непосредственно монтаж конструкций, в.третью смену -разгружают прибывающие на приобъектный склад детали и подают материалы на этажи для работы внутри здания. При монтаже «с колес», когда необходимость в выполнении погрузочно-разгрузочных операций отпадает, монтажные работы ведут в течение всех трех смен.

На отдельных этапах возведения зданий и сооружений организация работ может быть изменена: например, в первую смену выполняют санитарно-технические работы или устанавливают технологическое оборудование, а в течение двух последующих монтируют конструкции.

Возможный вариант передовой организации труда показан (рис. 161) на примере монтажа автомобильным краном подземной части жилого дома из сборных элементов.

Рабочим местом монтажников является монтажная захватка, размеры которой установлены проектом производства работ, исходя из необходимости обеспечения параллельного ведения санитарно-технических и электротехнических работ с соблюдением правил техники безопасности.

Звено (трое рабочих 4, 3, 2-го разрядов и машинист 6-го разряда) монтирует элементы фундамента на заранее подготовленное основание. Вначале укладывают подушки, по ним - угловые и маячные блоки. Промежуточные блоки начинают укладывать с наиболее отдаленной от крана захватки, находящейся в зоне его работы. Далее монтаж продолжают на участках установки стеновых панелей подвального этажа, где работы ведет звено из четырех монтажников 5, 4, 3, 2-го разрядов, машиниста 6-го разряда и электросварщика 5-го разряда. Монтаж панелей стен и перегородок начинают с подготовки их к строповке. За это время два монтажника на месте установки панели устраивают постель из раствора, после чего машинист подает туда панель, а трое монтажников при помощи монтажных ломиков устанавливают ее на место по отмеченным рискам.

Плиты перекрытия укладывают четыре монтажника, которые ранее были заняты на монтаже элементов фундамента и панелей. При укладке детали в проектное положение машинист должен опускать ее плавно, используя посадочные скорости механизма подъема груза.

К атегория: - Организация работы автомобильных кранов

Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы в строительстве имеют большой удельный вес, на них приходится свыше 42% всей трудоемкости строительно-монтажных работ. Поэтому очень важно при выполнении этих работ как можно шире применять механизацию и в ряде случаев комплексную механизацию.

Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ. предполагает механизированную погрузку и разгрузку грузов и контейнеров с минимальным числом перегрузок, с наименьшей стоимостью и трудоемкостью при обязательном сохранении первоначального качества грузов в пути.

Транспорт по отношению к строящемуся объекту делится на внешний и внутрипостроечный; последний используют в пределах стройплощадки для доставки материалов и конструкций на рабочие места (в зону работы крана).

Для производства погрузо-разгрузочных работ применяют механизмы: краны башенные и стреловые (гусеничные и пневмоколесные), автопогрузчики, универсальные ковшовые погрузчики и др. Эффективно применение комплексной системы контейнеризации и пакетирования грузов, а также доставка сборных конструкций укрупненными единицами с помощью специального автотранспорта в строгой технологической последовательности их монтажа.

Подъемно-транспортное оборудование, применяемое для погрузо-разгрузочных работ, должно отвечать требованиям ГОСТов, а грузозахватные средства должны иметь клеймо с указанием предельной грузоподъемности. Организации, разрабатывающие грузозахватные устройства, должны иметь специальные разрешения со стороны надзирающих органов (Госгортехнадзор и др.).

Погрузо-разгрузочные работы относятся к категории наиболее трудоемких, что побуждает широко применять различные средства механизации, сокращающие численность рабочих, уменьшающие простой транспортных средств и предохраняющие грузы от произвольного падения. Сборные железобетонные конструкции для их захвата, подъема и подачи к месту разгрузки оснащены грузозахватными петлями или специальными устройствами (отверстиями; выступающими консолями и др.).

Специализированный автотранспорт применяют для перевозки длинномерных конструкций или конструкций, которые необходимо укладывать и укреплять при транспортировании специальными способами: фермы, балки, панели, плиты покрытий, сантехкабины и др. Чаще всего в состав автопоезда входят седельный тягач и специализированные полуприцепы-роспуски.

Стеновые панели транспортируют на хребтовых, кассетных и платформенных панелевозах. Пространственный несущий каркас хребтовых панелевозов имеет трапециевидное поперечное сечение и небольшую погрузочную высоту. Более универсальными являются кассетные панелевозы. Стропильные и подстропильные фермы перевозят полуприцепамифермовозами. Плиты перекрытий и покрытий, как правило, перевозят на полуприцепах плитовозах; балки соответственно на балковозах.

Конструкции и изделия, размеры которых превышают допустимые габариты (ширина - 2,65 м, высота от уровня проезжей части дороги - 3,8 м), считаются негабаритными и транспортируются по специальным правилам, с разрешения ГИБДД.

Конструкции, как правило, имеют две точки опоры, под которые укладывают деревянные подкладки прямоугольного сечения. Конструкции с односторонним армированием (плиты и балки) транспортируют в рабочем (проектном) положении - рабочая арматура находится внизу. Панели, не рассчитанные на работу в горизонтальном положении, а также изделия из легких бетонов толщиной менее 200 мм, транспортируют в вертикальном положении ("на ребро"). Колонны перевозят в горизонтальном положении - плашмя. Фермы длиной 18 и 24 м перевозят в вертикальном (проектном) положении, а длиной 30 м - в наклонном положении: их опирают на деревянные подкладки и крепят в узлах верхнего пояса. Стеновые панели без рабочей арматуры опирают на подкладки, расположенные с шагом 0,5 м. Их транспортируют в вертикальном положении, закрепляют с двух сторон; панели в наклонном положении закрепляют с одной стороны.

Применяемые погрузочно-разгрузочные механизмы подразделяются на работающие независимо от транспортных средств (самоходные автомобильные и пневмоколесные краны - погрузчики, пневмоколесные и гусеничные экскаваторы с крановым оборудованием, универсальные погрузчики, передвижные и переставные ленточные конвейеры, пневматические или шнековые разгрузчики, навесные механические лопаты и т.д.) и входящие в состав фанспортных средств (автомобили-самосвалы, транспортные средства с самозагружающимися платформами, средства с приспособлениями для саморазгрузки и т.д.).

Наибольшее практическое применение получили в строительстве погрузчики. С их помощью сейчас выполняется до 15-20% всех объемов погрузочно-разгрузочных работ, что объясняется их универсальностью и высокой мобильностью. Широко применяются универсальные одноковшовые погрузчики, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики. Погрузчики бывают фронтальные, полуповоротные и полноповоротные. На погрузочно-разгрузочных работах чаще всего используют фронтальные погрузчики, оснащенные быстросъемными ковшами, крановым оборудованием, вилочными подхватами, челюстными ковшами и другими рабочими органами. Благодаря своей универсальности, мобильности и высокой проходимости одноковшовые погрузчики эффективно используются в малообъемном рассредоточенном строительстве, а также на подъемно-транспортных работах в пределах строительной площадки (перевозка и подача пакетов, стеновых материалов, бадей и бункеров с бетоном, раствором и т.п.). Многоковшовые погрузчики применяют для погрузки сыпучих и мелокосыпучих материалов.

Автопогрузчики, как и строительные погрузчики, оснащены сменными рабочими органами (безбалочной стрелой, ковшом, челюстным захватом и пр.), но используются, в основном, на площадках с твердым покрытием - на приобъектных складах или предприятиях стройиндустрии. Передвижные ленточные конвейеры применяются для погрузки сыпучих, кусковатых и мелкотоннажных грузов. Для выгрузки пылевидных и сыпучих материалов из крытых вагонов применяют механические лопаты, работающие по принципу Подтягивания скребков, а для разгрузки цемента - пневматические разгрузчики.

Саморазгружающиеся транспортные средства оснащены устройствами для бескрановой саморазгрузки длинномерных грузов, контейнеров и гидравлически управляемыми стреловыми кранами. Применение таких средств особенно эффективно для обслуживания рассредоточенных объектов при небольших объемах строительных работ, что, в частности, характерно, например, для сельскохозяйственного строительства. К саморазгружающимся средствам относятся также цементовозы, состоящие из автотягача, цистерны и всасывающего разгрузочного устройства.

Разгрузка цистерны основана на свойстве аэрированного цемента (насыщенного воздухом) течь подобно жидкости.

Трубы из полувагонов выгружают либо на склад, а затем - на трубовоз, либо сразу на трубовоз, что более эффективно. Трубы разгружают автомобильными и пневмоколесными кранами необходимой грузоподъемности. При разгрузке труб на трубовозы последние устанавливают параллельно пути напротив вагона, а кран - между ними. При разгрузке труб из полувагонов используют торцевые захваты, состоящие из двух и более канатов с крюками по концам. Во избежание повреждения кромок труб крюки снабжают губками из мягкого материала. Для временного складирования труб организуют прирельсовые, притрассовые и базисные склады, которые бывают высокорядными и низкорядными, высотой соответственно до 8 и 3 м.

Более эффективны высокорядные, так как при них обеспечивается более высокий уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ, уменьшается площадь складирования и повышается качество хранения труб.

При погрузке и разгрузке изолированных труб и секций необходимо принимать меры для обеспечения сохранности изоляционного покрытия. Нельзя допускать удары трубы о трубу, о стойки прицепов, сбрасывание на поверхность труб такелажных приспособлений и др. Для их строповки следует применять мягкие захватные устройства (полотенца и др.), а стрелы кранов - трубоукладчиков обертывать амортизирующими резиновыми прокладками толщиной не менее 20 мм.

Схемы комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ могут быть следующие. Автомашины с готовыми деталями, конструкциями, контейнерами и пакетами подают под крюк крана с передачей их на место установки или в зону, где эти материалы или полуфабрикаты будут использованы. Сыпучие грузы в карьере или на складе загружают в автосамосвал универсальным или фронтальным одноковшовым погрузчиком. Автосамосвал разгружает заполнители в склад построечного бетонного завода, откуда скреперной установкой подаются к дозаторам. Цемент на площадку обычно доставляют цементовозами вместимостью до 60 м 3 , разгружаемыми специальным аэроустройством с помощью сжатого воздуха.

Крытые вагоны и полувагоны разгружают винтовыми пневматическими разгрузчиками производительностью до 90 т/ч, подающими цемент в люк автомобиля - цементовоза грузоподъемностью от 10 до 22 т. Выгружаемый из них цемент по трубопроводу подают в силосы для хранения, а затем к дозаторам бетоносмесителей.

Для организации перевозок массовых строительных грузов следует применять специализированные контейнеры и средства пакетирования технологического назначения, обращаемые в замкнутой системе: поставщик - объект строительства. Номенклатура грузов для доставки в контейнерах и пакетах довольно обширна - это кирпич, парапетные плиты, оконные и дверные блоки, трубопроводные заготовки внутренних сантехсистем, паркет и доски, пергамин, рубероид, электроматериалы, стекло, теплоизоляционные материалы, облицовочные изделия, краски и т.д. (более 70 наименований).

Погрузку контейнеров и пакетов производят накатыванием груза с разгрузочной платформы автомобиля или погрузчиками с вилочным подхватом, снабженными комплектом сменного рабочего оборудования, в том числе захватами для труб и рулонных материалов. Контейнеризация и пакетирование позволяют резко снизить трудоемкость погрузочноразгрузочных работ, улучшить использование средств механизации и обеспечить лучшую сохранность перевозимых грузов. Контейнеры и пакеты можно также разгружать специальными саморазгружающимися транспортными средствами. Склады заводов ЖБИ, центральных трубосварочных или трубоизоляционных баз обычно оборудуют козловыми или мостовыми кранами, разгружающими автомашины и вагоны.

Выбор более рационального варианта комплексной механизации погрузочно - разгрузочных работ производится по удельным показателям технико-экономической эффективности.

Для создания оптимальных условий безопасного и высокопроизводительного труда рабочих, занятых на погрузочно-разгрузочных работах, планируют площад­ки приема материалов с уклоном не более 5%, укрепляют их покрытия, обеспе­чивают стоки поверхностных вод, организуют возможность свободного въезда и выезда автотранспорта преимущественно по кольцевой схеме.

В соответствую­щих местах устанавливают знаки: «Въезд», «Выезд», «Разворот» и др. Грузы, подъемные механизмы и транспортные средства размещают с учетом минималь­ного расстояния переноса груза с места захвата до места установки или укладки.

Для механизации погрузочно-разгрузочных работ используется значительный парк общестроительных и специальных машин и механизмов. Однако их трудо­емкость сохраняется еще высокой. На погрузочно-разгрузочных работах занято около 10% общей численности рабочих в строительстве.

При разгрузке кирпича вручную с соблюдением всех необходимых правил предосторожности потери составляют около 7%, нередко бой кирпича достигает 10-12%, причем для разгрузки 1 т кирпича требуется затратить 1 чел.-ч. Приме­нение для данной операции вилочных погрузчиков позволяет сократить время разгрузки до 0,037 чел.-ч, при этом потери кирпича составляют не более 1 %.

Для механизации малообъемных, рассредоточенных строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ в условиях строительной площадки целесообраз­но использовать одноковшовые колесные погрузчики как наиболее маневренные и мобильные. К их достоинствам можно отнести способность самостоятельного на­бора и транспортировки грузов, высокую маневренность в зоне выполнения ра­бот, что особенно важно при плотной городской застройке, реконструкции.

На внутри объектных и меж объектных перевозках сыпучих, кусковых и жид­ких материалов используются самосвальные мототележки вместо более дорогих автосамосвалов.

Переработка штучных грузов выполняется практически механизированным способом и составляет около 30% общего объема погрузочно-разгру-зочных работ в строительстве, а по трудоемкости - менее 2% всех затрат труда рабочих, занятых на выполнении этого вида работ.

Удельный вес мелкоштучных грузов в общем объеме перевозок строительных грузов составляет 4%. Но на выполнение транспортно-грузовых операций при т перевозках приходится свыше 30% трудозатрат. Причем это преимущественно ручной, тяжелый, малопроизводительный труд. Поэтому задача механизации руч­ного труда при перевозке таких грузов является чрезвычайно актуальной. Меха: низания транспортно-грузовых операций с мелкоштучными грузами возможна лишь при их укрупнении с помощью средств контейнеризации и пакетирования

Для хранения, перемещения и складирования грузов (при массе брутто 0,251 и более) используется несущая тара, как многооборотное средство пакетирова­ния при межзаводских и междуведомственных перевозках. Она может быть склад­ной, каркасной, стоечной, ящичной (в том числе с открываемой или отсутству­ющей стенкой), сетчатой, конической.

В качестве несущей тары с вместимостью более l м 3 используются грузовые контейнеры многократного применения, служащие для перевозки и временно­го хранения грузов без промежуточных перегрузок. Грузовые контейнеры с мас­сой брутто 10т более являются крупнотоннажными, от 2,5 до 10т - среднетоннажными, менее 2,5 т - малотоннажными. Для штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и мелкоштучных грузов в основном используются универсальные контейнеры; для газов, жидких и сыпучих грузов - контейнеры-цистерны; для других специфических грузов - специализирован­ные контейнеры (индивидуальные, групповые, изотермические).

Выгрузка вязких нефтепродуктов из железнодорожных вагонов - довольно сложная технологическая операция. Известно множество способов разогрева застывшего и загустевшего нефтепродукта, например острым паром.

mob_info