Нефть нигерия. Нефтяной блог. Бука Сука Димка и другие

Лондон. 24 сентября. сайт - Теплой Рождественской ночью 2006 года сотни обитателей далекой северо-западной окраины нефтяной столицы Нигерии Лагоса собрались вокруг соседнего участка трубопровода государственной Nigeria National Petroleum Corporation. Около полуночи умельцы, наконец, сумели повредить один из запорных клапанов и из трубы забил фонтан нефти. Примерно 500 человек, женщины, мужчины, старики и даже дети, вооружившись тазами и пластиковыми канистрами, бросились собирать бьющую из трубы нефть . Погрузив ее на танкер, идущий на пиратскую биржу в Гвинейский залив, они могли надеяться, что получат несколько долларов за ночь работы. Спустя полчаса из-за внезапной искры нефть вспыхнула и больше 300 человек за минуту превратились в головешки. Взрыв в Абула Эгбе до сих пор остается одной из самых страшных аварий на нефтепроводах за всю историю их эксплуатации. Нигерия - вопиющий пример нестабильности в стране-экспортере нефти, которая всегда связана с воровством на нефтепроводах, утверждают эксперты британского исследовательского института Chatham House. Их доклад "Преступная нефть Нигерии: способы прекратить экспорт похищенной нефти" о воровстве нефти в Нигерии читается как настоящий детектив. Африканская Россия

  • Нигерия занимает 13 место в мире по объемам добычи нефти: страна экспортирует 2 млн баррелей в день.Но не вся добытая нефть продается легально - в стране существует целая индустрия по краже и перепродаже сырья заграницу.
  • Точных данных по масштабам воровства нигерийского черного золота не существует. Разные источники называют разные цифры.
  • Эксперты CH предполагают, что в первом квартале 2013 года из нефтепроводов и скважин Нигерии в среднем исчезало по 100 тысяч баррелей в день. Если добавить к этому воровство при транспортировке нефти, то цифра возрастает до 200 тысяч баррелей в день.
  • О воровстве заявляли все работающие в стране нефтяные компании. Shell регулярно сообщает о диверсиях. В конце марта 2013 года компания утверждала, что обнаружила 90 врезок в свои нефтепроводы.
  • Eni заявила, что атаки на ее производственные мощности достигли "неприемлемых масштабов". Нефтяной гигант утверждает, что теряет до 60% добываемого сырья - по 30 тысяч баррелей в сутки.
  • Ущерб от краж за последние несколько лет драматически вырос. В конце 2009 года у Shell бесследно пропадало по 10 тысяч баррелей в сутки, к марту 2012 года компания теряла уже по 50 тысяч баррелей.
  • Нестабильные экспортеры
  • Хищения нефти - распространенное явление в авторитарных или политически нестабильных странах.
  • От нефтяной мафии страдают Колумбия, Индонезия, Ирак и Мексика. В этих государствах ежедневные масштабы воровства не превышают 10 тысяч тонн барралей в день.
  • За звание международной столицы воровства нефти может побороться Россия. По некоторым данным, ежедневно из труб "Транснефти" пропадает до 150 тысяч баррелей. Большая часть исчезает на территории Дагестана.
  • Постоянно циркулируют слухи о воровстве сырья в Саудовской Аравии, Анголе и Судане. Но они до сих пор не получили подтверждения.
  • Нигерийские Робин Гуды
  • В Нигерии организованные хищения нефти стали возможны из-за политической нестабильности и коррупции, принявшей масштабы эпидемии. В Chatham House заметили, что активность преступников возрастает во время политических волнений.
  • Нигерийская нефтяная промышленность имеет репутацию одной из самых непрозрачных в мире. Государственная Нигерийская национальная нефтяная корпорация (NNPC) - предмет борьбы различных властных кланов.
  • Это борьба началась еще в конце 1970-х, когда у власти в стране находились военные. К 2000-м годам в стране установилась демократия или ее подобие. Но рост цен на нефть вызвал новый бум краж.
  • По словам бывшего начальникам антикоррупционной полиции Нуху Рибаду, за четыре десятилетия преступники украли около $380 млрд. Большая часть доходов осела на счетах нигерийской верхушки в иностранных банках.
  • Правительство создало несколько специальных фондов и учреждений по развитию нефтяных регионов в дельте реки Нигер. Но в них процветает мошенничество. Преступники решили, что воруя нефть, они не совершают преступление. Скорее наоборот - восстанавливают справедливость. Сегодня воруют нефть в Нигерии все - от чиновников до крестьян.
  • Виды хищений 1. Мелкое хищение для бытовых нужд Небольшие группы коренных жителей дырявят нефтепроводы обычной ножовкой и устанавливают воронки. Украденная нефть продается на местном рынке, иногда прямо на улице. Или же сырье употребляется для собственных нужд воров - оно смешивается с бензином и дизельным топливом. 2. Крупномасштабные кражи В этом случае в воровстве участвуют сотрудники нефтяных компаний. Для откачки нефти они устанавливают шланги или трубы длинной до двух километров.Украденное сырье грузится на баржи или в деревянные каноэ рыбаков. Они проходят через густую сеть маленьких рек и болот в дельте Нигера до Гвинейского залива. Там их уже ждут мини-танкеры, которые переправляют нефть в другие страны. Операции происходят в ночное время. Таким образом удается украсть от 3 до 18,5 тысяч баррелей за раз. Команды таких пиратских судов обычно интернациональны. Интересно, что часто в их состав входят русские и украинские моряки. 3. Воровство с экспортных терминалов Это организованные преступления, в которых участвуют высокопоставленные сотрудники нефтяных компаний. Легально доставленная нефть похищается прямо из резервуаров во временных терминалах. Документы для перевозки сырья фальсифицируются. Сколько украденной нефти идет на внутренний рынок, а сколько переправляется в другие страны - открытый вопрос. Чтобы ответить на него эксперты Chatham House проводили анонимный вопрос среди сотрудников нефтяных компаний. Общее мнение таково - 80% краденного сырья идет за рубеж. Куда плывет краденая нефть
  • До недавнего времени крупнейшим рынком незаконной нефти из Нигерии были Соединенные Штаты. Сырье хранилось в Мексиканском заливе.
  • После терактов 11 сентября США стали более тщательно проверять грузы и поставки сократились.
  • Большинство покупателей негирийской нефти сейчас находятся в Западной Африке и Азии. Многие опрошенные эксперты заявили, что они подозревают Китай и Сингапур в покупке ворованного сырья из Нигерии.
  • Chatham House утверждает, что проблема с кражей черного золота приобрела такие масштабы, что решить ее в одиночку Нигерия не сможет.
  • Они предлагают внедрить международную программу по борьбе с воровством нефти, состоящую из нескольких пунктов.
  • О докладе Chatham House также

    В последние недели рынок нефти столкнулся со множеством проблем, которые вызывают перебои в поставках. Самая большая из проблем – это пожары в Канаде, которые сократили показатель более чем на 1 млн баррелей в день.

    Но пожары, конечно, будут носить временный характер, а нефтяники достаточно быстро нарастят добычу.

    Нигерия, с другой стороны, страдает от проблем, которые вряд ли могут быть решены очень быстро. Еще в начале февраля боевики, известные как "Мстители дельты реки Нигер", атаковали крупный нефтепровод, ведущий к экспортному терминалу Форкадос. В результате поставки были сокращены сразу на 250 тыс. баррелей в сутки.

    По оценкам МЭА, только за май Нигерия потеряет $1 млрд, и это в том случае, если в июне удастся вновь запустить нефтепровод.

    Но атаки становятся все более активными. На прошлой неделе вооруженные люди атаковали платформу Chevron в дельте реки Нигер, которая добывала порядка 90 тыс. баррелей в сутки.

    Объект "Окан", разрабатываемый совместно с Нигерийской национальной нефтяной компанией, также является точкой сбора нефти с нескольких месторождений, так что атака нарушила поставки и из них.

    Сейчас специалисты Chevron оценивают потери и пытаются справиться с последствиями разлива нефти. Нарушение поставок может привести к дефициту природного газа на близлежащих электростанциях.

    Нигерийский профсоюз работников нефтяной отрасли требует эвакуировать всех из дельты реки Нигер из-за этих нападений на трубопроводы и объекты инфраструктуры.

    "Лучший шаг для любой разумной компании - это эвакуировать свою рабочую силу", - сказал председатель филиала нефтяного профсоюза Когент Оджобор.

    В результате атак добыча нефти в Нигерии уже упала до 1,7 млн баррелей в сутки, это самый низкий уровень более чем за 20 лет.

    Снижение означает, что Нигерия уступила звание крупнейшего производителя нефти в Африке Анголе.

    Shell уже эвакуировала 100 человек со своих объектов Eja и Bonga. Неясно, продолжается ли добыча на Eja, где ежедневно добывается 90 тыс. баррелей, но в компании сообщили, что на месторождении Bonga работа продолжается.

    В этих нападения, конечно, нет ничего нового. Люди, живущие в дельте реки Нигер, в течение многих десятилетий страдали от бедности. Сейчас Нигерия примерно 70% своего национального дохода получает от продажи нефти, но люди, живущие там, до сих пор вынуждены мириться с нищетой.

    Одним из ключевых требований вооруженных групп, включая "Мстителей", является увеличение доли доходов от добычи и продажи нефти, направляемой местным сообществам. Напомним, что в 2006-2009 гг. этот регион вообще был поражен глубоким конфликтом, связанным с контролем над нефтяными месторождениями.

    Сейчас ситуация становится все хуже. Падение цен на нефть резко сократило государственные доходы, а резервы упали ниже $27 млрд, что является минимум более чем за 10 лет, так как власти пытаются поддержать стабильность местной валюты. Это привело к нехватке долларов, что в свою очередь вылилось в нехватку многих основных товаров, включая лекарства и топливо.

    Эксперты говорят, что правительство должно решать проблему как можно быстрее, поскольку успешные атаки вдохновят боевиков на более активные действия. В краткосрочной перспективе разрушены или частично повреждены могут быть многие объекты нефтяной инфраструктуры.

    Учитывая проблемы в других странах, поставки нефти на мировом рынке могут сократиться еще на несколько сотен тысяч баррелей в сутки уже в ближайшие месяцы.

    Добыча нефти в Ливии упадет до нуля?

    Ливийские должностные лица, относящиеся к правительству в Триполи, предупреждают о том, что добыча нефти на юго-востоке будет полностью остановлена в течение месяца, поскольку порт Харига остается в блокаде из-за экспортного спора между конкурирующими правительствами.

    Месторождения на юго-востоке Ливии обеспечивают большую часть добычи ливийской нефти. Но продавать ее нет смысла, так как фракции, лояльные восточному правительству в Тобруке, блокировали порт.

    Национальной нефтяная компания в Бенгази, управляющая портом Харига, безуспешно пыталась в одностороннем порядке продать нефть в конце прошлого месяца.

    "Менее чем через четыре недели мы должны полностью прекратить добычу, потому что хранилища Харига будут заполнены, - заявил представитель Национальной нефтяной компании Мохамед Харари. – Блокада нанесет серьезный вред и не принесет никакой пользы".

    Добыча нефти уже рухнула на целых 80% после насильственного свержения Муаммара Каддафи.

    В связи с решением восточной фракции блокировать поставки производство на месторождениях Messla и Sarir было сокращено, опустившись до 90 тыс. баррелей в день с 240 тыс. баррелей.

    На поставки нефти через Марса-эль-Харига приходится три четверти всего экспорта страны, и практически полная остановка добычи не сулит ничего хорошего для Ливии, далекой от политической и экономической стабильности.

    

    Уже более 50-ти лет добыча сырой нефти и природного газа в дельте реки Нигер приносит огромную прибыль привилегированному меньшинству, но достается дорогой ценой местным жителям. Нигерия, 8-й в мире крупнейший поставщик сырой нефти, остается одной из беднейших наций: около 70% её 150-миллионного населения живет за чертой бедности. Добыча нефти наносит огромный ущерб окружающей среде. В дельту реки вылилось уже около 500 миллионов галлонов нефти. Ситуацию также усугубляет ряд факторов, таких как некачественное оборудование и плохое техническое обслуживание, слабый контроль, атаки боевиков и нелегальная добыча, не говоря о политической нестабильности и коррупции. Согласно данным, опубликованным ресурсом WikiLeaks, компания «Shell Oil» имеет своих людей во всех главных министерствах Нигерии и, таким образом, способна влиять на ключевые решения правительства.


    Сырая нефть фонтанирует из нефтепровода в Дадабили, штат Нигер, 2 апреля 2011 года. (Reuters/Afolabi Sotunde)


    Нефть течет мимо затонувшей лодки возле нефтеперерабатывающего объекта в Огониленде недалеко от Порт-Харкорта в дельте Нигера, Нигерия, 24 марта 2011 года. (AP Photo/Sunday Alamba)


    Женщина несет семена тапиоки, высушенные возле газового факела, недалеко от Варри, Нигерия, 20 апреля 2007 года. (Lionel Healing/AFP/Getty Images)


    Дети проплывают на лодке мимо нефтяной трубы возле своего дома в поселке Андони, штат Риверс, Нигерия, 12 апреля 2011 года. (Pius Utomi Ekpei/AFP/Getty Images)


    Вид с воздуха на нефтяной объект и пятна сырой нефти в мангровом болоте недалеко от Вари, Нигерия. (© Google/GeoEye)


    Мужчина смотрит на нефтяной объект на реке Нун в дельте Нигера, Нигерия, 26 октября 2006 года. (Reuters/Akintunde Akinleye)



    Женщина раскладывает выстиранную одежду на нефтяных трубах, которые проходят через район Окрика в Порт-Харкорте в богатой нефтью дельте реки Нигер, Нигерия, 7 октября 2006 года. (AP Photo/Sunday Alamba)


    Вид с воздуха на нефтяную платформу «Total» в Amenem в 35 км от Порт-Харкорта в дельте Нигера, 14 апреля 2009 года. (Pius Utomi Ekpei/AFP/Getty Images)


    Газовый факел горит на нефтяной платформе «Total» у берегов Нигерии, 14 апреля 2009 года. Сжигание газа – обычная практика в нефтяной промышленности, заключающаяся в уничтожении сопутствующего газа, который не может быть использован должным образом. Сжигание лишнего газа наносит ущерб окружающей среде, поскольку во время горения образуется огромное количество токсичных веществ, которые оказывают негативное воздействие на здоровье и могут привести к изменению климата. (Pius Utomi Ekpei/AFP/Getty Images)



    Нигерийские нефтяные компании находятся на втором месте в мире по объемам сжигаемого газа. В 2008 году было сожжено приблизительно 15.1 млрд кубометров или около 70% от объема всего газа, добытого в тот год. Газовых факелов так много, что на этом снимке ночной планеты Земля дельта реки Нигер (внизу слева) выглядит залитой огнями. (Image from a 2003 NASA map by Robert Simmon, based on data from the Defense Meteorological Satellite Program Operational Line Scanner, processed by the NOAA National Geophysical Data Center)



    На карте «Google Earth» виден нефтяной объект и два газовых факела (вверху слева) близ Ogbogwu, Нигерия. (© Google/GeoEye)


    Природный газ горит возле нефтяного объекта в Абаме, штат Байеласа, Нигерия, 12 марта 2004 года. (Reuters/Tom Ashby)


    Силуэт нигерийского ребенка запечатлен на фоне газового факела возле нефтяного объекта «Utorogu» компании «Royal Dutch Shell» в дельте Нигера, 16 апреля 2004 года. (Reuters/George Esiri RSS)


    Вид с воздуха на нелегальный объект по добыче сырой нефти в Огониленде недалеко от Порт-Харкорта в дельте Нигера, Нигерия, 24 марта 2011 года. Нелегальные добытчики сырой нефти каждый год лишают нигерийские и иностранные компании миллионов долларов прибыли. (Reuters/Akintunde Akinleye)


    Нелегальный объект по добыче сырой нефти на территории народа огони в дельте Нигера, 7 июля 2010 года. (Reuters/Akintunde Akinleye)


    Вид с воздуха на нелегальный объект по добыче сырой нефти, цистерны и загрязненную нефтью территорию в Огониленде недалеко от Порт-Харкорта, Нигерия, 24 марта 2011 года. (Reuters/Akintunde Akinleye)


    Дым поднимается от места нелегальной добычи сырой нефти в Огониленде недалеко от Порт-Харкорта, Нигерия, 24 марта 2011 года. (Reuters/Akintunde Akinleye)


    Челноки, используемые для транспортировки сырой нефти на нефтеперерабатывающие объекты, плавают у берегов реки в Огониленде недалеко от Порт-Харкорта в дельте Нигера, Нигерия, 24 марта 2011 года. (Reuters/Akintunde Akinleye)


    Репортер снимает мангровые деревья, погибшие в результате разлива нефти в реке недалеко от города Бодо в богатой нефтью дельте реки Нигер, 20 июня 2010 года. (AP Photo/Sunday Alamba)


    Вид с воздуха на место утечки нефти в дельте реки Нигер на территории народа огони, 7 июня 2010 года. (Reuters/Akintunde Akinleye)


    Мужчина взбалтывает воду, чтобы показать репортерам вытекшую нефть, в дельте реки Нигер на территории народа огони, 10 июня 2010 года. (Reuters/Akintunde Akinleye)


    Молодой человек в каноэ со шлангом для откачки нефти из нефтяной лужи на реке у поселения Бодо в регионе Огони, 10 июня 2010 года. (Reuters/Akintunde Akinleye)



    Вид с воздуха на небольшую деревню, расположенную на острове недалеко от места утечки нефти в регионе Огони в дельте Нигера, 7 июля 2010 года. (Reuters/Akintunde Akinleye)



    Ребенок смотрит на заброшенную нефтяную скважину, из которой вытекает нефть, в Kegbara Dere на территории народа огони. (Lionel Healing/AFP/Getty Images)



    Порт возле нефтегазового терминала на острове Бонни, Нигерия, который является главным пунктом отправки сырой нефти из дельты реки Нигер. (© Google/GeoEye)



    Нефтегазовый терминал компании «Royal Dutch Shell» располагается на острове Бонни в южной части дельты реки Нигер, 18 мая 2005 года. (Pius Utomi Ekpei/AFP/Getty Images)



    Местные жители стоят возле трубопровода нигерийского филиала компании «Royal Dutch Shell» в городе Бодо в богатой нефтью дельте реки Нигер в Нигерии, 20 июня 2010 года. (AP Photo/Sunday Alamba)


    Деревянные суда с сырой нефтью, перехваченные военнослужащими у нелегальных добытчиков, охвачены огнем в районе Андони, штат Риверс, Нигерия, 12 апреля 2011 года. Боевая группа захватила баржу, перевозившую большое количество сырой нефти, и сожгла деревянные суда, которые использовались нелегальными добытчиками для откачки нефти из нефтепроводов. (Pius Utomi Ekpei/AFP/Getty Images)



    Сырая нефть плавает на поверхности болота в дельте реки Нигер возле деревни Бодо в Огониленде, где находится филиал компании «Shell Petroleum Development Company», в штате Риверс, Нигерия, 24 июня 2010 года. (Pius Utomi Ekpei/AFP/Getty Images)



    сфотографирована на фоне столба дым от горящего нефтепровода недалеко от города Kegbara Dere, который располагается приблизительно в 55 км от Порт-Харкорта, Нигерия, 19 апреля 2007 года. (AP Photo/Schalk van Zuydam)


    Полицейские и чиновники стоят возле обгоревшего скелета, который лежит на земле недалеко от взорвавшегося газопровода, в деревне Ilado в 45 км к востоку от Лагоса, Абуджа, Нигерия, 12 мая 2006 года. Поврежденный газопровод взорвался, когда деревенские жители пытались добыть топливо. В результате взрыва погибло до 200 человек. (AP Photo/Sunday Alamba)

    Вот уже на протяжении долгих 50 лет добыча углеводородов, а именно нефти и газа в Нигерии (в дельте реки Нигер) служит залогом благосостояния избранного меньшинства, и за это приходится расплачиваться местным жителям и окружающей природе.

    В списке крупнейших мировых добытчиков нефти Нигерия находится на восьмом месте, но она по-прежнему остается одной из самых бедных стран в мире. Около 70% из ее 150-миллионного населения находится за чертой бедности. Местной природе тоже приходится расплачиваться за добычу "чёрного золота". Примерно 500 миллионов галлонов нефти, вылившихся за это время в дельту реки Нигер – аналогично тому, как если бы ежегодно происходила авария с нефтяным танкером «Exxon Valdez».

    Нефть обтекает затопленную лодку в заливе около нелегального нефтеперабатывающего завода в Огониленд недалеко от Порт-Харкорта в дельте Нигера.

    У местных катастроф существует множество причин: некачественное оборудование и плохое его обслуживание, несоблюдение норм, атаки боевиков, « », не говоря уж о нестабильном правительстве и должностных злоупотреблениях. По данным WikiLeaks, компания «Шелл Ойл» внедрила своих сотрудников во все основные министерства Нигерии , таким образом, получив возможность влиять на ключевые решения правительства. По этим фотографиям можно частично представить, как сосуществуют страна Нигерия и нефтегазовая промышленность.

    У города Варри женщина несет семена тапиоки, которые она перед этим просушивала у огня газового факела.

    Дети подплывают мимо нефтяной трубы к своему дому в селении Андони в нигерийском штате Риверс.

    Аэроснимок, на котором виден устаревший нефтепромысловый объект и пятна нефти, разлившейся в мангровые болота возле города Варри.

    Мужчина смотрит на нефтяную скважину на реке Нун в дельте Нигера.

    Женщина раскладывает вещи для просушки на трубах нефтепровода, проходящего через район Окрика около Порт-Харкорта.

    Аэроснимок нефтяной платформы компании Total в Аменеме, в 35 километрах от Порт-Харкорта.

    Факельное сжигание газа на нефтяной платформе компании Total . Сжигание газа в факелах – обычная практика в нефтяной промышленности, таким способом избавляются от попутного газа, который невозможно использовать или транспортировать. Чрезмерное сжигание считается расточительством и наносит огромный ущерб окружающей среде, так как при этом выделяется большое количество токсичных и парниковых газов, вызывающих проблемы со здоровьем у людей и влияющих на климат.

    Нигерийские нефтяные компании сжигают в факелах второй по величине объем природного газа в мире. В 2008 году здесь сожгли приблизительно 15,1 миллиардов кубических метров газа, или, грубо говоря, 70% всего газа, извлеченного в том году. Использование факелов так широко распространено, что на ночном снимке Земли, сделанном НАСА, дельта Нигера ярко освещена (внизу слева). Ночную активность факелов за период с 1994 по 2007 год также можно проследить в фильме, представленном Национальным управлением по исследованию океанов и атмосферы (NOAA). (Представленный снимок был взят из карты НАСА, созданной Робертом Симмоном, основываясь на данных приборов наблюдения Программы оборонных и метеорологических спутников, обработанных в Центре геофизических данных Национального управления по исследованию океанов и атмосферы).

    Нефтяной объект с двумя горящими факелами (вверху слева) недалеко от Огбогву, Нигерия.

    Сжигание попутного природного газа на нефтяных объектах, принадлежащих итальянской компании, в Абаме в нигерийском штате Байелса.

    Силуэт нигерийского ребенка на фоне газового факела на нефтяном объекте компании Royal Dutch Shell в дельте Нигера.

    Нелегальный нефтеперерабатывающий завод в Огониленд около Порт-Харкорта. « », на местном жаргоне называемые «цистерниками», на протяжении многих лет составляют неотъемлемую часть африканской нефтегазовой промышленности. Они пробивают отверстия в трубопроводах и приносят нигерийским и иностранным нефтяным компаниям ежегодные убытки на суммы в миллиарды долларов.

    Нелегальный нефтеперерабатывающий завод в Огониленд.

    Бочки для нефти и пропитанная нефтью земля на нелегальном нефтеперерабатывающем заводе в Огониленд около Порт-Харкорта в дельте Нигера.

    Дым поднимается с нелегального нефтеперерабатывающего завода в Огониленд.

    Каноэ в затоне в Огониленд, с помощью которых воруется нефть для нелегального нефтеперерабатывающего завода.

    Оператор снимает мангровые леса около Бодо-сити, уничтоженные разлившейся нефтью.

    Разлившаяся нефть в заливе около Огони.

    Мужчина перемешивает воду в реке, чтобы показать разлившуюся нефть.

    Мальчик в каноэ держит шланг, приготовленный для откачки нефти из места ее утечки в реке в районе Огони в дельте Нигера.

    Аэроснимок деревушки на острове рядом с местом утечки нефти в Огони.

    Нигерия принадлежит к группе беднейших государств мира. Основа экономики – нефтедобывающая промышленность. Отмечаются значительные масштабы «теневого» бизнеса. Около 60% населения находится за чертой бедности. Нигерия долгое время страдала от политической нестабильности, коррупции, неразвитой инфраструктуры и плохого управления экономикой. Прежние военные правители Нигерии не смогли диверсифицировать экономику, чтобы избавить страну от её полной зависимости от нефтяного сектора, который даёт 95% валютных доходов и обеспечивает 80 % доходной части государственного бюджета.

    В последние несколько лет правительство начало проводить реформы, в частности - приватизацию крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий страны, и отменило регулирование властями цен на нефтепродукты. Правительство также поощряет развитие инфраструктуры в стране частным сектором. ВВП на душу населения в 2009 году - 2,4 тыс. долл (13-е место в Чёрной Африке, 177-е место в мире). Ниже уровня бедности - 70 % населения. В сельском хозяйстве занято 70 % работающих, в промышленности 10 %, в сфере обслуживания 20 %.

    Денежная единица – нигерийская найра (NGN), состоящая из 100 кобо. В октябре 2005 года выпущена новая банкнота достоинством в 1 тысячу найр. В Нигерии работают более 90 торговых, промышленных и коммерческих банков.

    Сельское хозяйство Нигерии

    В сельском хозяйстве занято 65 процентов населения. В колониальное время оно носило натуральный характер. Основными продовольственными культурами являются ямс, батат и кукуруза. Многие земли орошаются. Выращиваются также какао-бобы (340 млн т), натуральный каучук (112 млн т) и хлопчатник (0.4 млн т.). Обрабатываются 31,29% земель.

    С середины 1980-х наблюдается спад сельскохозяйственного производства, аграрный сектор не обеспечивает население страны продуктами питания в полном объеме. Стагнации сектора в немалой степени способствовали засухи, миграции в город и переориентация части населения на импортные продовольственные товары в результате повышения доходов, получаемых от продажи нефти. Главные экспортные культуры – какао-бобы, арахис, соя, каучуконосы, масличная пальма, сахарный тростник и хлопчатник.

    Нигерия – один из главных производителей арахиса, какао-бобов и сои на африканском континенте. Постоянный спрос на нигерийское какао (по его производству страна занимает 4-е место в мире) объясняется его высокими вкусовыми качествами. Большинство хозяйств ориентировано на выращивание какао-бобов; падение мировых цен на какао обычно приводит к резкому уменьшению доходов и обнищанию населения в сельских районах. Выращиваются также ананасы, бананы, бобовые, картофель, кассава, кукуруза, манго, папайя, просо, рис, сорго, табак, томаты, цитрусовые и ямс.

    Развито животноводство. В 2002 году в стране насчитывалось 20 млн голов крупного рогатого скота, 22 млн овец и 5.5 млн свиней. Животноводство (разведение верблюдов, коз, крупного рогатого скота, лошадей, овец, ослов и свиней) из-за распространения на большей части территории страны мухи цеце развивается в основном в северных штатах. Развивается также птицеводство.

    В лесном хозяйстве ведется заготовка древесины (в т.ч. ценных тропических сортов) и производство пиломатериалов. Рыболовство осуществляется в водах Гвинейского залива, реках и о.Чад. Среднегодовой вылов рыбы и морепродуктов составляет ок. 250 тыс. т.

    Промышленность Нигерии

    Основные отрасли промышленности Нигерии - добыча нефти, угля, олова, колумбита; производство пальмового масла, хлопка, резины, лесоматериалов; обработка шкур и кожи, производство текстиля; цемент и другие стройматериалы; пищевая промышленность; производство обуви; химическая продукция и удобрения; производство алюминия.

    Статистические показатели Нигерии
    (по состоянию на 2012 год)

    Нефтяная промышленность. Нефтедобывающая промышленность - основа нигерийской экономики. Нефть дает 95% экспортных доходов страны. Нигерия первый в Африке и восьмой в мире экспортер нефти. Первая в Нигерии нефтяная скважина была пробурена в 1958 году. Большая часть запасов нефти сосредоточена в дельте реки Нигер. Для увеличения доходов Нигерия продолжала наращивать добычу нефти, но в 90-х годах цены не неё были низкими. В Нигерии ежедневно добывается 2,1 млн баррелей нефти. Разработка нефти ведется Нигерийской национальной нефтяной компанией (75% доходов от продажи нефти), а также компанией Royal Dutch Shell.

    Нефть обнаружена в Нигерии в 1901 году. Промышленная разработка месторождений началась в 1956 году. С 1971 года Нигерия является членом ОПЕК. В 2007 году занимала 8-е место по экспорту нефти в мире. В 2008 году добыча нефти составила около 2,17 млн баррелей в день. Квота Нигерии в ОПЕК составляет 2,224 млн баррелей в день. Нигерия ежедневно производит около 572 тыс. баррелей нефтепродуктов, из них на экспорт идут около 67 тыс. баррелей.

    Доказанные запасы нефти, по разным данным, оцениваются от 25 млрд до 36 млрд баррелей. 65 % добываемой нефти - это лёгкие сорта с низким содержанием серы. Основные экспортные сорта - Bonny Light и Forcados. Нефтедобычей занимаются совместные предприятия Национальной нефтяной компании Нигерии (Nigerian National Petroleum Company, NNPC) и транснациональных корпораций Shell (контролирует до 52 % добычи), ExxonMobil, Chevron, ConocoPhillips, Eni, Total и Addax.

    Нефтяной сектор даёт Нигерии до 20% ВВП и обеспечивает до 80 % доходов бюджета. В 2003 году доходы от добычи нефти составили около $22 млрд. К 2006 году доход Нигерии от нефти достиг 2,4 млрд евро, а сама Нигерия была на 6 месте по добыче нефти в мире.

    Нигерия является одним из основных поставщиков нефти в Западную Европу и занимает пятое место по поставкам сырой нефти в США. В июне 2004 года поставки нигерийской нефти в США достигли 1,2 млн баррелей в день, что составляет 9,3 % американского импорта сырой нефти.

    С начала XXI века деятельности иностранных компаний препятствуют неправительственные вооруженные формирования, как например МЕНД, Парни Бакасси, Африканские парни Эгбесу, Народные добровольческие отряды дельты Нигера, осуществляющие взрывы и захваты иностранных работников (экспатов) в заложники. В 2009 году, на фоне мировой рецессии, сообщалось, что нападения нигерийских боевиков на нефтедобывающие сооружения оказывали существенное влияние на цены мирового нефтяного рынка.

    Ведется промышленная добыча природного газа (по его запасам Нигерия занимает 10-е место в мире). Добываются также каменный уголь, бокситы, железная руда, золото, олово, гипс и колумбит. В 2005 году в штате Ойо (юго-запад страны) началась разработка месторождений полудрагоценных камней (аквамарины и др.).

    Обрабатывающая промышленность. Основные отрасли обрабатывающей промышленности - пищевая и нефтеперерабатывающая. Главный промышленный центр - Лагос. В Аджаокуте - металлургический комбинат, большая часть строительства которого было выполнено при участии советских инженеров. Сталелитейный комбинат в Аджаокуте в 1980-е гг. планировался как крупнейшее металлобрабатывающее предприятие в Западной Африке. К началу 1990-х гг. строительство было практически закончено, однако, связи с распадом Советского Союза, завод не был сдан в эксплуатацию.

    Энергетика. Энергосистема страны развита недостаточно, спрос на электроэнергию заметно опережает предложение. Электроэнергией обеспечены ок. 40% населения, остальные в качестве топлива используют древесину и нефтепродукты. Электроэнергия вырабатывается на ТЭС (в Эгбине (штат Лагос), Огбиа (штат Коги), Сапеле (штат Дельта) и др.), работающих на нефти, природном газе или каменном угле, а также ГЭС (самая крупная – Каинджи на р.Нигер). В 2000 г. 64% электроэнергии вырабатывалось на ТЭС. В Центре исследований в области энергетики (г.Зария) ведутся работы в области возможного использования в стране атомной энергии. Производство электроэнергии в 2003 составило 15,59 млрд. киловатт-часов, экспорт – 40 млн. киловатт-часов. Отмечаются периодические неполадки в энергосистеме, что приводит к отключению электроэнергии или сбоям ее подачи потребителям. По этой причине практически каждое предприятие и многие жилые дома располагают собственными генераторами.

    Внешняя торговля Нигерии

    По объему внешнеторгового оборота Нигерия занимает одно из ведущих мест на африканском континенте. Внешняя торговля является одним из основных источников валютных поступлений в экономику страны. Объем экспорта в два раза превышает объем импорта: в 2005 году экспорт (в долл. США) составил 52,16 миллиарда, импорт – 25,95 миллиарда. Основу экспорта (95%) составляет нефть; по объему ее вывоза в 2005 году Нигерия занимала 6-е место в мире.

    Экспортируются также природный газ, какао и каучук. Главные партнеры по экспорту – США (47,4%), Бразилия (10,7%) и Испания (7,1%) – на 2004 год. Основные товары импорта – нефтепродукты, машины, химические товары, транспортные средства, промышленные товары, продукты питания и живой скот. Главные партнеры по импорту – Китай (9,4%), США (8,4%), Великобритания (7,8%), Нидерланды (5,9%), Франция (5,4%), Германия (4,8%) и Италия (4%) – на 2004 год. Официальные данные внешнеторгового оборота не являются полными, т.к. существует проблема контрабандных торговых операций с соседними государствами.

    Транспорт Нигерии

    По уровню обеспеченности транспортом и плотности дорожной сети Нигерия в Тропической Африке занимает одно из ведущих мест. Воздушное и морское сообщение связывает ее со многими государствами мира. Основным видом транспорта является автомобильный, который обеспечивает ок. 95% грузовых и пассажирских перевозок. Первые автодороги проложены в нач. 20 в. в основном на месте традиционных торговых путей. Общая протяженность автодорог – 193,2 тыс. км (твердое покрытие имеют 59,9 тыс. км дорог, 1194 км из них – скоростные автомагистрали) – 2001. В стране практически отсутствует система обеспечения безопасности на автодорогах, а также существует очень упрощенная процедура получения водительских прав (в 1998–2004 гг. их выдано 4,32 млн.). В результате на дорогах ежегодно происходит ок. 30 тыс. ДТП, в которых гибнут от 8 до 10 тыс. чел. Летом 2005 в г.Кано (север страны), в котором преобладает мусульманское население, на общественном транспорте введена раздельная перевозка пассажиров мужского и женского пола (для христиан сохранены при этом некоторые транспортные средства смешанного типа). Первая железная дорога – Лагос – Абеокута – была построена в 1895–1898. Общая протяженность железных дорог (преимущественно узкоколейки) составляет 3557 км (2004). Средняя максимальная скорость движения по железной дороге – 65 км/час. Ок. 50% парка локомотивов превысили оптимальный срок эксплуатации и нуждаются в замене. В кон. 1990-х финансовую помощь для реконструкции железных дорог оказал Китай.

    В стране хорошо развита система морского транспорта, в которую входят комплекс портов дельты р.Нигер (Варри, Коко и Сапеле), порты в Калабаре, Лагосе (Тин-Кэн и Апапа), Онне и Порт-Харкорте. В Бонни и Буруту находятся специализированные морские порты для отгрузки нефти. Торговый флот насчитывает 303 корабля, в т.ч. 29 нефтеналивных и 4 танкера, предназначенных для перевозки химических продуктов (2002). Протяженность речных водных путей (налажено судоходство по рекам Бенуэ, Кросс, Нигер, а также по о.Чад и вдоль побережья Гвинейского залива) – 8,6 тыс. км (2004). Водными путями осуществляются в основном грузовые перевозки. Интенсивно развивается авиатранспорт. Насчитывается 70 аэропортов и взлетно-посадочных площадок (36 из них имеют твердое покрытие) – 2005. Международные аэропорты находятся в городах Лагос (им.Мурталы Мухаммеда), Абуджа, Калабар, Кано и Порт-Харкорт. Действует один специализированный порт для вертолетов. Хорошо развита система трубопроводов, налаженная в 1958: действуют нефтепровод (3638 км), газопровод (1896 км), а также трубопровод по перекачке газового конденсата (105 км) и рафинированных нефтепродуктов (3626 км) – на 2004 год.

    Источник - http://ru.wikipedia.org/
    http://www.stranz.ru/str/176-nie/1039-niee.html

    mob_info