Учетная норма при определении уровня нуждаемости. Сколько квадратных метров жилой площади положено на одного человека. Где будет учитываться размер жилой площади

Норма жилой площади на одного человека подлежит обязательному учёту при выдаче муниципального жилья. Сколько метров полагается гражданину и его семье – решается при изучении технической документации на жилплощадь. В России определены федеральные стандарты, которые, согласно ст. 38 ЖК РФ, составляют 12 м. на человека. Но региональные власти вправе корректировать эту норму.

В Москве в 2016 году учётная норма составляет 10 м. на человека. Этот параметр предусматривает не жилую, а общую минимальную жилплощадь, включая дополнительные помещения. Норма жилой площади нужна для как нуждающихся в более комфортных жилищных условиях.

Норма жилплощади на федеральном уровне

Кроме учётных параметров, законом в России предусмотрена социальная норма жилплощади, которая принимается во внимание при обеспечении молодой семьи жильём или переселении граждан из ветхих и . При предоставлении жилья учитываются следующие социальные параметры:

  • для семьи из трёх человек – не меньше 18 кв.м. на человека;
  • для семьи из двух человек – не менее 42 кв.м.;
  • для одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м.;

Такая норма принимается во внимание при расчёте оплаты за коммунальные услуги. Собственники жилплощади должны обратиться в ЕИРЦ с документами, подтверждающими право на льготу. При расчёте оплаты на одного человека норма жилплощади определяется с коэффициентом — + 7 метров помимо выше указанных социальных нормативов.

Санитарные нормы

Федеральное законодательство устанавливает, что в России на одного человека положено не менее 6 кв. м . Санитарная норма является ориентиром, принимаемым во внимание при переселении должников по оплате ЖКХ из муниципальных квартир.

Социальное жилье, в таком случае, предоставляется в общежитиях, квартирах временного фонда. Подобная норма будет являться ориентиром при переселении граждан из аварийных домов. Гражданам должно быть предоставлена квартира, с нормой жилплощади не меньше 10 м. на человека.

Изъятие жилья для государственных (муниципальных) нужд и другие важные нюансы

В России ситуация зависит от того, было ли изымаемое жилье приватизировано или нет. В первом случае граждане должны получить жилплощадь, не менее той, которая у них была на момент отчуждения.

При изъятии муниципального жилья учитываются нормативы, принятые в конкретном муниципальном образовании. Тогда учётная норма составит не больше 10 м. на человека. Подобная цифра может быть скорректирована местными органами власти.

В 2016 году при получении жилья по договору социального найма и в собственность военными принимаются в расчёт текущее обеспечение военнослужащих жильём. Выясняется: не намеренно.

Площадь на военнослужащего и его семью должна равняться не менее 18 кв.м. для одного человека. При уходе в отставку или в запас, разрешено предоставление льготы в сторону увеличения площади жилья.

В Москве и других городах военный может получить дополнительные – от 15 до 25 кв.м. площади для одного человека. Возможно превышение социальной нормы жилья – если это зависит от технических параметров многоквартирного дома. Но такое отклонение не будет больше 9 м. на каждого человека.

Проблематика вопроса

Учётная норма площади жилого помещения соблюдается при выселении гражданина или семьи из муниципальной квартиры и предоставлении недвижимости из манёвренного жилищного фонда. Норма может не учитываться при размещении супругов, которым положено одна жилплощадь. Социальные нормы не принимаются во внимание, если родители решили прописать в квартиру несовершеннолетнего ребёнка.

Положение об учётной норме жилплощади разрабатывается на основании решения совета депутатов или другого законодательного органа, уполномоченного издавать нормативные акты на уровне местного самоуправления. Разработка актов осуществляется с учётом количества свободного жилья.

Возможны ситуации, когда молодой семье отказывают в улучшении жилищных условий, так как общая площадь их недвижимости бывает выше учётных показателей. Специалистами администрации часто не принимается во внимание факт, что жилая площадь квартиры или частного дома намного меньше общей.

Учётные параметры являются основными показателями при обеспечении населения льготными помещениями. Многодетные и малоимущие семьи получают жилье исходя из социальной нормы «квадратных метров», полагающихся одному человеку.

Оплата жилых помещений и расчёт субсидий для помощи малообеспеченному населению осуществляются с помощью социальной нормы. Такими льготами могут воспользоваться:

  • лица, пострадавшие при ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и принимавшие участие в ядерных испытаниях в Семипалатинске;
  • обладатели государственных наград;
  • ветераны труда.

Право на льготу доступно гражданам, которые проживают в муниципальном жилье. Ветеранам предоставляется льгота, независимо от формы собственности на квартиру. Размер субсидии составит 50% от суммы оплаты за коммунальные услуги.

По смыслу п. 4 ст. 50 ЖК РФ учётная норма необходима для того, чтобы граждане смогли зарегистрироваться в очереди в качестве людей, которым необходимо улучшение жилищных условий. При выделении льготной недвижимости или государственной субсидии, учитываются все сделки, которые смогли бы привести к ухудшению жилищных условий граждан и их семей.

Размер нормы, необходимой для постановки человека на учёт, – от 6 – до 10 метров. Факт нуждаемости в жилом помещении должен подкрепляться необходимыми документами, среди которых важны:

  • выписки из домовой книги, а также по предыдущим адресам проживания за последние три года;
  • акт обследования жилищных условий;
  • справка о доходах семьи;
  • правоустанавливающие документы на имеющуюся недвижимость;
  • сведения о льготах – в том числе справка об инвалидности или наличии тяжёлого заболевания, не позволяющего домочадцам сосуществовать на жилплощади.

Плохие жилищные условия подтверждаются комиссией, которая должна выехать по месту фактического проживания льготников и вынести заключение о состоянии комнаты, квартиры или частного дома. Жилые помещения, с учётом полагающейся нормы, предоставляются согласно очереди.

Процесс предоставления длительный и может занять несколько лет. Вне очереди жилые помещения могут получить инвалиды 1, 2 группы и другие категории льготников, которые живут и работают в конкретном муниципальном образовании.

Учётная норма рассчитывается органами местного самоуправления. Она может быть выше нормативов, установленных федеральными органами власти. Показатель рассчитан на то, чтобы граждане могли свободно проживать в квартире, проводить досуг и воспитывать детей.

На практике требования о нормах жилплощади (учётной, санитарной, социальной) достаточно формализованы. Расчёты ведутся исходя из общей площади помещения, не считая реальное жилое пространство. Разногласия должны быть решены в административном или судебном порядке.

Остались вопросы? Напишите ваш вопрос в форме ниже и получите развернутую консультацию юриста:

Законодательная норма предоставления и учетная норма
В части 1 статьи 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласитесь, уж больно мудрено сформулировали определение нормы предоставления законодатели. Это – минимальное количество квадратных метров жилья, которое предоставляется в расчете на одного человека. Например, норма предоставления в г.Лыткарино составляет 14 кв. метров общей площади на одного человека. Меньше быть не должно, больше – может быть.
Размер общей площади квартиры определяется как сумма площади всех ее частей, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас (часть 5 статьи 15 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма. В части 3 сказано, что федеральными законами, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма иным категориям граждан (о них разговор велся раньше), могут быть установлены для этих категорий граждан иные нормы предоставления.

Учетная норма
Это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 статьи 50 ЖК). Другими словами – это норма постановки на учет. Например, в г.Лыткарино учетная норма установлена в размере 9 кв. метров общей площади. То есть, если на каждого члена семьи приходится – 9 кв. метров общей площади или меньше, такая семья должна быть принята на учет (при наличии, естественно, других условий).
Учетная норма также устанавливается органом местного самоуправления. Размер ее не может превышать размера нормы предоставления, установленной данным органом. То есть, теоретически, учетная норма может быть равна норме предоставления.
В тексте Жилищного кодекса РФ норма предоставления и учетная норма встречаются и в других местах, поэтому, в соответствии с частью 1 статьи 80, наймодатель вправе запретить проживание временных жильцов в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры – менее нормы предоставления.

Напридумывали, блин!

Учетная норма определяется российским законодателем как минимальный размер жилплощади, исходя из которого требуется устанавливать уровень обеспеченности граждан, живущих в конкретном регионе, общей площадью жилья. Учетная норма жилплощади регламентирована законодателем в целях ведения учёта, устанавливающего граждан, которым требуется улучшение условий жилья.

Иными словами возможно сказать, что учётная норма жилплощади определяет потенциальные возможности конкретного российского гражданина претендовать на жильё по соглашению социального найма. Соответственно, законодатель создаёт правовые условия и предпосылки для реализации 40 статьи российской Конституции, регламентирующей право на жильё.

Малоимущим лицам, иным названным в законах гражданам, нуждающимся в жилище, определенная жилплощадь предоставляется безвозмездно либо за доступную плату из существующих государственных, муниципальных и иных российских жилищных фондов согласно регламентированным законом нормам. Выделение жилья названным лицам происходит с учётом минимально возможного размера предоставляемых помещений.

Для реализации прав граждан на жильё законодатель и установил учётную норму, а также норму предоставления жилплощади, детализировав таким образом вопрос количества предоставляемых квадратных метров жилплощади конкретному человеку.

Установление учетной нормы

Учётная норма, как и другая важная сопутствующая категория – норма предоставления жилплощади – устанавливается полномочными властями муниципалитетов. Соответственно, показатели учетной нормы варьируются в разных российских городах и населенных пунктах. Так, к примеру, в Москве сегодня учётная норма – 10 кв. м. площади на каждого жильца московской квартиры (для отдельных квартир).

Базовым, первоочередным критерием для разрешения вопроса о конкретном размере учётной нормы жилплощади в том или ином муниципалитете выступает уровень обеспеченности граждан жильём в соответствующем населенном пункте. При этом размеры устанавливаемой учётной нормы жилплощади не могут превышать размеры нормы предоставления.

К тому же при расчетах учитываются действующие сегодня в сфере жилищного права санитарно-технические нормативы и стандарты, специфика жилфонда каждого конкретного региона, плотность его заселения и имеющийся в распоряжении властей муниципалитета жилой фонд.

Для отдельных подгрупп российских граждан (к примеру, инвалидов, военнослужащих) учётная норма жилплощади может быть иного размера.

При расчете учётных норм принимаются во внимание и жилые комнаты, и места общего использования (коридоры, санузел, кухня), то есть общая площадь жилья.

Значение учетной нормы

На практике значение законодательно регламентированной учетной нормы состоит в следующем:

  1. Установленная муниципалитетом учётная норма жилплощади не позволяет нанимателю вселить в муниципальное жильё родственников либо временных жильцов (за исключением вселения несовершеннолетних детей к их родителям), а также заключить соглашение поднайма жилья, когда после этого юридического действия на каждого жильца норма станет ниже положенного размера.
  2. Именно учётная норма жилплощади, как уже говорилось, способствует практической реализации предписываемой российской Конституцией прерогативы малоимущих граждан РФ на получение безвозмездного социального жилья.
  3. Учетная норма площади применяется для принятия решений о постановке граждан-заявителей на учет как лиц, не обеспеченных жилплощадью. Полномочные органы, осуществляющие такой учет, ориентируются на тот факт, что заявитель живет в квартире и занимает жилплощадь меньшую, чем регламентированная муниципалитетом учетная норма. Постановка на учет свидетельствует о праве данного гражданина встать в очередь на приобретение социального жилья.

Например, рассмотрим ситуацию, когда в соответствующем населенном пункте учётная норма, согласно регламентам законодателя, составила 8 кв. м., а другая категория – норма предоставления – 10 кв. м. Соответственно, если житель данного населенного пункта проживает в социальном жилье с жилплощадью меньше 8 кв. м. на человека, он вправе становится на учёт и претендовать на жилье с площадью от 10 м. квадратных на каждого проживающего жильца.

Чтобы применить рассматриваемые знания на практике, заинтересованному лицу, прежде всего, требуется точно узнать конкретные размеры названных норм по местожительству. Такие сведения можно получить при личном посещении полномочного органа муниципалитета. К тому же информация обязательно размещается на официальном портале местной администрации.

Заявление гражданина, желающего встать на учёт, подаётся в компетентный местный орган власти. Дополнительно к заявлению прилагаются:

  • справки о составе семьи заявителя;
  • брачное, детские свидетельства;
  • выписки из техпаспорта имеющегося жилья;
  • иные документы по требованию полномочного органа, выполняющего постановку на учёт.

Весь требуемый перечень документации возможно узнать в администрации муниципалитета.

Отметим, что сама постановка на муниципальный учёт нуждающихся в жилплощади, скорее всего, быстро не решит жилищную проблему. Однако это создаст предпосылки для последующей реализации законных гражданских прав на предоставление жилплощади.

Нормы для отдельных категорий граждан

Законодатель предусматривает возможность отличия нормативных правил, регламентированных на местных уровнях для общего применения, и норм для некоторых категорий российских граждан. Последние нормативы принимаются на уровне федерального законодательства, Указов президента и иных приоритетных по силе действия нормативных актов.

В частности, к названным категориям лиц могут относиться , лица с тяжёлыми хроническими болезнями, военнослужащие, жители Крайнего Севера, . Для таких лиц могут предусматриваться дополнительные площади жилья. Так, например, семье лица, болеющего заразными формами туберкулёза, положены дополнительные метры жилплощади с целью его изолирования от здоровых членов семьи.

Норма предоставления жилой площади рано или поздно интересует едва ли не каждого человека, причем как собственника приватизированного жилья, так и пользователя квартирой по . Такой интерес чаще всего обусловлен необходимостью улучшить условия проживания благодаря социальной помощи, когда место расположения, стоимость недвижимого объекта и прочее отходит на второй план. Это может быть становление на очередь для получения жилплощади, подписание , её обмен или продажа, если в сделке участвует ребёнок.

В Жилищном кодексе Российской Федерации есть отдельные пункты, которые чётко регламентируют все условия, нормы и требования относительно жилья и условий проживания. Также там обозначена учетная норма на одного человека и порядок её расчёта.

Следует учесть, что норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения – это не одинаковые понятия. В целом же правительственное постановление определяет двенадцать метров квадратных на одного человека. При этом эта цифра не может быть равна для каждого, поэтому существует множество юридических и законодательных нюансов.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Различия в понятиях

Сегодня ни для кого не секрет, что в российском законодательстве множество аспектов не имеет чёткого пояснения, а некоторые акты и вовсе друг другу противоречат. При этом такие понятия, как учётная или минимальная на одного человека, в частности по договору социального найма, всё же законодательно отображены:

В перечисленных выше вариантах действуют свои принципы расчёта, о которых не станет лишним получить хотя бы поверхностную информацию. Осведомлённость позволяет гражданам требовать у государства улучшения условий проживания и определённое количество жилой площади.

Когда приходится рассчитывать

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения на одного человека становится актуальным вопросом в определённых обстоятельствах.

Когда рассматривается вопрос Примечания
При получении муниципальной квартиры или комнаты по договору социального найма Чем больше членов семьи проживает в помещении, тем больше должна быть площадь в метрах квадратных. Если же в квартиру заселяются отдельные граждане, то учетная норма не превышает тридцати трёх квадратных метров.
При расширении жилья При рождении ребенка или прочем увеличении количества проживающих лиц, имеющих там постоянную регистрацию.
При вынужденном переселении Когда имеются официальные постановления относительно сноса многоквартирного дома, признания его как аварийного и переведённого в категорию нежилого фонда. Собственникам приватизированного жилья, если оно получено не по договору социального найма, по закону не имеют права предоставить взамен меньшую жилплощадь.
При начислении и перерасчете квартирной оплаты Чем больше квадратных метров и прописанных лиц, тем выше начисляемый платеж. Его сумма напрямую зависеть от данных показателей.
При оформлении прописки по месту проживания Имеют место ограничения относительно количества зарегистрированных граждан в жилье, полученном по договору социального найма, в зависимости от того, какой метраж жилья и учетная норма.

Нюансы для общежитий

Когда полученное по договору жильё представлено в виде комнаты в общежитии, действуют несколько иные правила и требования. Независимо от того, для каких целей и как надолго выдаётся комната, будь то постоянное проживание или же временное на период обучения или командировки, допускаются самые минимальные санитарные, эргономичные, планировочные нормы. Соответственно и учетная вычисляемая норма будет ниже обычного.

Учетная норма площади жилого помещения - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Норма постановки на учет (учетная норма) в города Москве устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа (п. 4, 5 ст. 2 Закона города Москвы от 15 января 2003 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы"). Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья (для определения размера оплаты жилья и коммунальных услуг) определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семью из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливать региональные стандарты социальной нормы площади жилья, равно как и делегировать такое право органам местного самоуправления. Однако при перераспределении средств федерального бюджета между субъектами Российской Федерации Правительство Российской Федерации будет руководствоваться федеральным стандартом. (Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации"). Определение учетной нормы и нормы предоставления имеет важное юридическое значение. Так, например, согласно части 1 ст. 80 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель вправе запретить проживание временных жильцов в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на каждого проживающего составит для отдельной квартиры менее учетной нормы, а для коммунальной квартиры - менее нормы предоставления, в соответствии со ст. 81 ЖК РФ наниматель по договору социального найма имеет право на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого жилого помещения при условии, что площадь занимаемого помещения составляет более нормы предоставления, приходящейся на каждого члена семьи.

Жилищная энциклопедия. - М.: Гарант . Л. Ю. Грудцына . 2008 .

Смотреть что такое "Учетная норма площади жилого помещения" в других словарях:

    Учетная норма площади жилого помещения - 4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в… … Официальная терминология

    6. Учетная норма площади жилого помещения (далее учетная норма) минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на жилищный учет.… …

    Ранее статья 38 Жилищного кодекса РСФСР устанавливала норму жилой площади в размере 12 квадратных метров на одного человека. Эта норма являлась предельным размером предоставляемой жилой площади. На практике в Российской Федерации жилое помещение… … Жилищная энциклопедия

    Закон 29: Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения - Терминология Закон 29: Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения: 11. Городская жилищная программа утвержденная в установленном порядке Правительством Москвы городская целевая программа, в соответствии с которой отдельным… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

mob_info