Как сблизить списание стоимости ОС в бухгалтерском и налоговом учете? Учет временных разниц на примере Ос свыше 100 000

«Если после проведения реконструкции первоначальная стоимость имущества превысит 100 000 руб., то его следует отнести к амортизируемому и учитывать в составе расходов путем начисления амортизации»

Новая позиция Минфина

Напомним, что с 1 января 2016 г. стоимостной критерий отнесения имущества со сроком полезного использования более 12 месяцев к амортизируемому для целей исчисления налога на прибыль был повышен в 2,5 раза — с «более 40 000 рублей» до «более 100 000 рублей» (п. 1 ст. 256 НК РФ). Следствием этого стало единовременное списание на расходы значительно большего числа объектов, которые по своей экономической природе являются основными средствами и в отношении которых, следовательно, имеется вероятность осуществления улучшений в виде реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования (далее — улучшения). В связи с этим, как это бывало и ранее при изменении стоимостного лимита амортизируемого имущества, возник вопрос о порядке налогового учета расходов на улучшения основных средств, не относящихся к амортизируемому имуществу, стоимость которых единовременно учтена в составе материальных расходов при вводе в эксплуатацию в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Рассматривая этот вопрос впервые после 2016 г., Минфин России высказало мнение, что если после проведения реконструкции первоначальная стоимость имущества превысит 100 000 руб., то его следует отнести к амортизируемому и учитывать в составе расходов путем начисления амортизации (письмо от 7.02.17 г. № 03-03-06/1/7342) (см. пример).

Пример Первоначальная стоимость основного средства, единовременно учтенная в составе материальных расходов, равна 70 тыс. руб. Затраты на улучшение основного средства составили 50 тыс. руб. Поскольку сумма этих двух величин превышает 100 тыс. руб., то расходы на улучшение признаются не единовременно, а через амортизацию.

Современная позиция менее выгодна для налогоплательщика

Следует отметить, что изложенная позиция Минфина России, с одной стороны, не нова, а с другой, она изменилась по сравнению с его последней точкой зрения по рассматриваемому вопросу. В первой половине 2000-х годов, когда при наличии остальных соответствующих признаков к амортизируемому относилось имущество стоимостью более 10 тыс. руб., Минфин России указывало:

если суммы понесенных расходов на модернизацию объекта основных средств равняются 10 000 руб. и более, он включается в состав амортизируемого имущества, и формируется новая первоначальная стоимость, состоящая из произведенных расходов на модернизацию указанного объекта основных средств (письмо от 9.06.04 г. № 03-02-05/3/50); когда в результате модернизации объект контрольно-кассовой техники переводится в состав амортизируемого имущества в целях налогообложения, налогоплательщик учитывает его в налоговом учете по восстановительной стоимости, включающей расходы на модернизацию, без учета (т. е. за вычетом) первоначальной стоимости, списанной ранее в состав материальных расходов (письмо от 14.04.05 г. № 03-01-20/2-56).

В отличие от приведенных точек зрения в письме 2017 г., во-первых, с точки зрения стоимостного критерия амортизируемого имущества оценивается не сам размер затрат на улучшение, а сумма списанной первоначальной стоимости и затрат на улучшение. При прежнем подходе в рассмотренном примере, когда затраты на улучшение составили менее 100 тыс. руб., они могли бы быть списаны на расходы единовременно. Поэтому современная позиция еще менее выгодна для налогоплательщика, но зато, во-вторых (хотя это слабое утешение для налогоплательщиков), она точнее с точки зрения терминологии, поскольку в письме 2017 г.:

не используется отсутствующее в НК РФ понятие новой первоначальной стоимости, так как, будучи списанной (при этом неважно, в каком порядке — единовременно или через амортизацию), первоначальная стоимость в качестве «бухгалтерской» и «налоговой» характеристики основного средства никуда не исчезает, а, будучи увеличенной в результате улучшения основного средства, называется не новой, а измененной первоначальной стоимостью (п. 2 ст. 257 НК РФ, п. 27 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.01 г. № 26н); так как в указанных нормах не конкретизируется, об изменении какой первоначальной стоимости идет речь (уже списанной или еще не списанной на расходы), то их терминология применима к обеим ситуациям; не употребляется «не подходящее к месту» понятие восстановительной стоимости; несмотря на то что модернизация и реконструкция основных средств являются способами их «восстановления» (п. 26 ПБУ 6/01), возникшая после этого стоимость не называется восстановительной, так как ею считается текущая стоимость, полученная путем переоценки (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 15 ПБУ 6/01).

Расходы, которые мы потеряли

Во второй половине 2000-х годов еще до повышения стоимостного критерия амортизируемого имущества до «более 20 000 руб." Минфин России изменило свою позицию и стало указывать, что расходы на модернизацию основных средств, стоимость которых для целей налогообложения списана единовременно в состав материальных расходов, также подлежат включению в текущие расходы налогового (отчетного) периода в полном объеме в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письма от 7.05.07 г. № 03-03-06/1/266, от 26.11.08 г. № 03-03-06/1/651, от 2.04.09 г. № 03-03-06/2/74 от 25.03.10 г. № 03-03-06/1/173 и др.). Эту точку зрения поддержали и налоговые органы (письмо УФНС России по г. Москве от 30.09.10 г. № 16-15/102337@).

Если попытаться понять причины изменения позиции Минфина России, особенно с учетом того, что рассматриваемая проблема не урегулирована в НК РФ, и по ней отсутствует судебная практика, то ничем кроме смены руководства Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России объяснить это изменение не представляется возможным. Тем более что эта менее благоприятная для бюджета по сравнению с предыдущей позиция, определенная сначала в благоприятные для российской экономики годы, не изменилась и в период финансово-экономического кризиса 2008—2010 гг.

Однако тот факт, что налогоплательщики задают соответствующий вопрос достаточно часто, позволяет предположить, что не все местные налоговые органы были согласны с изменившимся подходом Минфина России. Однако в качестве примера можно назвать лишь одно постановление АС Дальневосточного округа от 9.09.15 г. № Ф03-3437/2015, где суд согласился с налогоплательщиком в том, что если проведена реконструкция или модернизация имущества (в том числе основных средств) стоимостью менее предельной суммы, установленной для амортизируемого имущества, и соответственно эта стоимость была списана единовременно, то расходы на реконструкцию также можно списать единовременно (независимо от их размера).

При этом суд руководствовался (именно так и написано) письмами Минфина России 2007—2010 гг. и применял положения п. 7 ст. 3 НК РФ. Выпустив письмо 2017 г., очередное руководство Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России лишило налогоплательщиков и суды возможности ссылаться на его прежнюю благоприятную для налогоплательщиков позицию, которым теперь придется искать новые доводы в ее обоснование.

Задание на завтра

Следует отметить, что в иной, но по сути схожей и также не урегулированной НК РФ ситуации, в которой улучшалось полностью самортизированное основное средство (соответственно с закончившимся сроком полезного использования), суд не поддержал налогоплательщика в попытке списать затраты на улучшение основного средства единовременно на основании п. 1 ст. 258 НК РФ исходя из того, что оставшийся срок полезного использования основного средства равен нулю. При этом суд, ссылаясь на п. 5 ст. 270 НК РФ, также указал, что поскольку в результате реконструкции основное средство продолжает использоваться налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, остается основным средством, стоимость которого подлежит увеличению на сумму затрат по его реконструкции, то начисление амортизации до полного погашения измененной первоначальной стоимости не противоречит положениям главы 25 НК РФ НК РФ и не нарушает права налогоплательщика уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на суммы произведенных затрат на реконструкцию (постановление ФАС Московского округа от 28.03.13 г. № А40-7640/09-115-26).

Чтобы оценить, какая из трех изложенных позиций Минфина России по вопросу об учете расходов на улучшение основного средства, стоимость которого списана единовременно на материальные расходы, наиболее соответствует нормам НК РФ с точки зрения их системного толкования, целесообразно проанализировать эту ситуацию в увязке с вопросом о признании расходов на улучшение как минимум полностью самортизированного основного средства, который в свою очередь неизбежно повлечет за собой рассмотрение проблемы начисления амортизации после улучшения основных средств в целом. Необходимо это и для понимания вопроса об определении срока списания затрат на улучшение основного средства, стоимость которого учтена единовременно в составе материальных расходов, если иметь в виду позицию Минфина России 2017 г.

Признание объектов основных средств амортизируемыми в бухгалтерском и налоговом учете зависит в том числе от их стоимости. Об особенностях учета основных средств до 100000 рублей в 2020 году в целях бухгалтерского учета и налогообложения прибыли расскажем в нашей консультации.

Бухгалтерский учет основных средств стоимостью до 100000 рублей

В любом случае важно учитывать, что объекты основных средств стоимостью более 40 000 рублей в бухучете отражать как материалы нельзя, даже если предусмотреть это в Учетной политике. Поэтому основные средства от 40000 до 100000 не могут учитываться организацией на счете 10 «Материалы». При этом, говоря «от 40000», имеем в виду более 40000, поскольку объект первоначальной стоимостью ровно 40000 рублей еще можно учесть как МПЗ.

Потому и учет в расходах имущества стоимостью менее 40000 рублей будет производится в соответствии с порядком, установленным для .

Основные средства до 100000: налоговый учет

Основные средства менее 100000 рублей в налоговом учете не являются амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). Соответственно, при использовании такого имущества его стоимость будет отражаться в составе расходов, связанных с производством и реализацией, или внереализационных расходов. Зависеть порядок налогового учета основных средств стоимостью менее 100000 рублей будет от вида имущества и его назначения. Строго говоря, имущество стоимостью не более 100 000 рублей для целей налогового учета вообще не признается основными средствами (

Особенности учета основных средств предприятия: как отражать в бухгалтерском и налоговом учете организации основные средства стоимостью до 100 000 руб. - читайте в статье.

Вопрос: Как в 2016 правильно учитывать, начислять амортизацию и списывать в расходы основные средства стоимостью до 100 000,00 принятые на учет в 2016г. Какие будут проводки в БУ и НУ? Нужно учитывать эти ОС на сч.01 или сч.10? Что делать с ОС приобретенными до 2016 остаточная стоимость которых на 01.01.2016 составила менее 100 000,00. Продолжать начислять амортизацию по НУ или надо списать остаточную стоимость?

Ответ: Если Вы приняли на учет основное средство в 2016г, стоимость которого до 100 000 руб., то Ваша организация должна учесть в бухгалтерском учете на счете 01 (при условии, если его стоимость более 40 000 руб.) или в составе материалов, если его стоимость до 40 000 руб. или равная 40 000 руб.

Отвечает Александр Сорокин,

рекомендации ».

В налоговом учете такое имущество относятся к имуществу, которое не является амортизируемым и списывается в составе материальных расходов (п. 1 ст. 256, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Порядок, согласно которому амортизируемым имуществом признаются основные средства первоначальной стоимостью более 100 000 руб., введен в действие с 1 января 2016 года (п. 4 ст. 5 Закона от 8 июня 2015 г. № 150-ФЗ). Причем этот порядок распространяется только на объекты, введенные в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года (независимо от даты приобретения).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Ситуация: Как отражать в бухучете основные средства с первоначальной стоимостью от 40 000 руб. до 100 000 руб.

С 1 января 2016 года для целей налогового учета амортизируемым имуществом признаются основные средства первоначальной стоимостью более 100 000 руб. Причем новое правило распространяется только на объекты, введенные в эксплуатацию в 2016 году. В бухучете лимит стоимости основных средств остался прежним - 40 000 руб. Это следует из положений пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ, пункта 4 статьи 5 Закона от 8 июня 2015 г. № 150-ФЗ и пункта 5 ПБУ 6/01.*

Из-за различий в правилах отнесения имущества к основным средствам в бухгалтерском учете и амортизируемому имуществу в налоговом порядок списания стоимости таких объектов может не совпадать. Например, если первоначальная стоимость основного средства будет свыше 40 000 руб., но до 100 000 руб. включительно. В бухучете стоимость такого имущества следует погашать через амортизацию, а в налоговом признать единовременно в составе расходов.

Поэтому в момент передачи основного средства в эксплуатацию в бухгалтерском учете возникнет налогооблагаемая временная разница и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство. Такие разницы будут погашаться по мере начисления амортизации. Это следует из пунктов , и ПБУ 18/02.

Какое имущество относится к основным средствам
Лимит стоимости для учета в составе ОС

Если стоимостный лимит меняется, его новое значение можно применять только в отношении основных средств, принимаемых к бухучету после его корректировки. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10 января 2012 г. № 07-02-06/3 .

Налоговый учет

В налоговом учете под основными средствами понимается имущество (его часть), используемое в качестве средств труда для производства и реализации товаров (работ, услуг) или для управления организацией. Первоначальная стоимость такого имущества должна быть более 100 000 руб. Об этом сказано в пункте 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ. Основные средства со сроком полезного использования более 12 месяцев входят в состав амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 НК РФ). Основные средства, стоимость которых равна 100 000 руб. и менее, относятся к имуществу, которое не является амортизируемым и списывается в составе материальных расходов (п. 1 ст. 256 , подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).*

Ситуация: Нужно ли в налоговом учете начислять амортизацию по основным средствам, первоначальная стоимость которых менее100 000 руб., но более 40 000 руб. Основные средства введены в эксплуатацию до 1 января 2016 года

Да, нужно.

Порядок, согласно которому амортизируемым имуществом признаются основные средства первоначальной стоимостью более 100 000 руб., введен в действие с 1 января 2016 года (п. 4 ст. 5 Закона от 8 июня 2015 г. № 150-ФЗ). Причем этот порядок распространяется только на объекты, введенные в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года (независимо от даты приобретения).*

По объектам, которые были введены в эксплуатацию до 1 января 2016 года, но после 1 января 2011 года, порядок налогового учета и механизм начисления амортизации не изменились. Если первоначальная стоимость основных средств более 40 000 руб., но не превышает 100 000 руб. и организация продолжает эксплуатировать их после 1 января 2016 года, она должна начислять на них амортизацию по ранее установленным нормам. Исключать эти объекты из состава амортизируемого имущества нельзя.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

Малоценные основные средства 2020 - это имущество организации, стоимость которого не превышает установленного законодательством лимита, и его можно учесть в составе расходов единовременно, а не через амортизационные начисления. Разберемся, какие основные средства считаются малоценными и как правильно вести их учет в бюджетной организации с учетом изменений 2020 года.

Новое в бухучете «малоценки»

Чтобы определить, какие объекты можно отнести к малоценным основным средствам, от какой суммы 2020 считать и как учитывать, определим предельные лимиты.

Лимиты стоимости скорректированы. Теперь к ОС, подлежащим моментальному списанию на забаланс, следует относить объекты, которые стоят 10 000 рублей и менее. Напомним, что до 2020 года таким имуществом признавались ОС ценностью до 3000,00 рублей.

Начислить 100-процентную амортизацию на основные средства с какой суммы нужно в этом году? Стоимостные границы также скорректированы: от 10 000 до 100 000 рублей.

На ОС, стоящие более 100 000 рублей, следует начислять амортизацию в соответствии с выбранным способом. Напомним, что в 2020 году предусмотрены три метода начисления амортизации:

  • линейный — единственный доступный метод до этого года;
  • метод уменьшаемого остатка;
  • метод списания стоимости пропорционально производимой продукции.

Следовательно, к «малоценке» можно отнести все имущество учреждения стоимостью до 100 000 рублей.

Организация обязана закрепить ключевые моменты учета ОС, в том числе и малоценного имущества, в своей учетной политике. В противном случае проблем с ФНС не избежать.

Особенности признания ОС

Еще в прошлом году новые федеральные стандарты бухучета кардинально скорректировали порядок признания объектов основных средств. Ключевые изменения закреплены в Приказе Минфина № 257н. Также чиновники представили методические рекомендации по переходу на новые стандарты в Письме № 02-07-07/79257 от 30.11.2017.

Итак, что относится к основным средствам в бухгалтерском учете в 2020 году? Рассмотрим ключевые моменты. В первую очередь определим, с какой суммы считается основным средством имущество организации. Для этого обратимся к действующим инструкциям по бухучету и установим, что основным средством признается объект, который отвечает следующим требованиям:

  1. Срок использования имущества — 12 месяцев и более.
  2. Планируется использовать для осуществления деятельности и(или) извлечения прибыли.
  3. Дальнейшая продажа или передача третьим лицам не предусматривается.

Никаких ограничений по минимальной и максимальной цене не установлено. Следовательно, независимо от стоимости, любой объект может быть отнесен к ОС, если он отвечает вышеперечисленным требованиям. Это означает, что вопрос: основные средства с какой суммы начинаются в 2020 году, не актуален. Актив можно отнести к ОС независимо от его стоимостных показателей, уплаченной стоимости, а также иных аналогичных затрат, которые были произведены с целью создания, сборки или строительства имущественных ценностей.

Основные средства до 10 000 рублей в 2020: особенности учета

Такие ОС учитываются на забалансовом счете 21. Стоимость имущества отражается в денежном эквиваленте:

  • по фактической или первоначальной цене, подтвержденной документально;
  • по условной цене, равной одному рублю (Письмо Минфина России от 01.04.2010 № 02-06-07/1169).

Пример. Учреждение приобрело светильник за 3500,00 рублей. Бухгалтер отразил операции:

Амортизация ОС в 2020 году в бюджетных организациях, а также в автономных и казенных учреждениях на данную группу имущественных объектов не начисляется! Иными словами, стоимость имущества единовременно списывается на счет текущих затрат либо на счет основного производства, и на балансе такие активы не учитываются. В то же время объект приходуется на специальном забалансовом счете, что позволяет вести достоверный аналитический учет.

Учет ОС с ценой от 10 000 до 100 000 рублей

Имущество учитывается на 101 счете. Отражается по первоначальной стоимости. При вводе в эксплуатацию по ОС начисляется амортизация в размере 100 % на счет 401 20 «Текущие расходы» или на счет 109 ХХ «Затраты на изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ».

Пример. Учреждение приобрело станок за 25 000,00.

Напомним, что для данной категории активов допустимо ведение группового учета. Однако групповой учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2020 году можно вести только при соблюдении следующих условий:

  1. ОС однородны, иными словами, вся группа объектов имеет одинаковые характеристики (по цене, наименованию, производителю, назначению, техническим характеристикам).
  2. Активы относятся к хозяйственному или производственному инвентарю либо к сценическо-постановочным средствам. Например декорации, мебель, бутафория и реквизит.
  3. Стоимость таких активов не может превышать 100 000 рублей (включительно) за единицу. Если первоначальная стоимостная оценка свыше максимального показателя, то учет основных средств в бюджетных учреждениях в 2020 году должен вестись раздельно, без объединения в группы.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.12.2009 в удовлетворении заявления отказано, ввиду отсутствия правовых оснований для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности за вменяемые ему нарушения о банкротстве.
суда кассационной инстанции от 15.03.2010 постановление суда апелляционной инстанции отменено, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Оспаривая судебные акты первой и кассационной инстанций, заявитель просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение единообразия правоприменительной практики. При этом арбитражный управляющий указывает на то, что действовал в соответствии с требованиями Закона о банкротстве. Кроме того, заявитель настаивает на том, что при продаже по отдельности каждого из 115 наименований объектов имущества, стоимость которых менее ста тысяч рублей, у арбитражного управляющего отсутствовала обязанность по соблюдению требований, предусмотренных , Закона о банкротстве.
Дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
В соответствии с Закона о банкротстве имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату составляет не менее чем сто тысяч рублей, должно продаваться на открытых торгах при условии, что иной порядок продажи не предусмотрен настоящим Федеральным .
В течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника ( Закона о банкротстве).
Как следует из обжалуемого решения, по результатам проведенной, конкурсным управляющим инвентаризации установлено наличие у должника 115 наименований имущества на общую сумму 539 942 рублей 30 копеек . Бездействие арбитражного управляющего, не осуществившего своевременно оценку имущества.
Несоблюдение арбитражным управляющим норм о банкротстве, регламентирующих порядок продажи имущества должника, повлекло необоснованное затягивание процедуры конкурсного производства. Указанное обстоятельство также установлено и вступившим в законную силу определением от 02.09.2009 по делу о банкротстве общества N А12-5962/2008.
Доводы управления о допущенном конкурсным управляющим нарушении о банкротстве и наличии в его действиях состава административного правонарушения, нашли подтверждения. В этой связи следует согласиться с выводами судебных инстанций о правомерности привлечения Гончарова В.П. к административной ответственности ответственность по КоАП РФ.
Выводы судов соответствуют позиции Конституционного суда Российской Федерации, содержащейся в определения от 21.04.2005 N 122-О, согласно которому назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в КоАП РФ общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности.
Доводы заявителя направлены на переоценку надзорной инстанцией установленных фактических обстоятельств, не предусмотренную действующим арбитражным процессуальным законодательством.
С учетом изложенного, заявление о пересмотре обжалованных судебных актов в порядке надзора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь

mob_info