Из чего делают дороги. Технология строительства автодорог

​Глина, пыль и песок

Одними из первых надвигающуюся автомобильную революцию встретили грунтовые дороги, история появления которых уходит далеко в глубь веков. Растущая интенсивность автомобильного движения и высокие механические нагрузки предъявляли к грунтовкам новые требования. В конце XIX — начале XX века основными инструментами для строительства дорог были грейдеры — специальные тяжёлые машины, оснащённые ножами для срезания верхнего слоя грунта.

Если взглянуть на поперечный срез такой дороги, окажется, что она выпуклая, с канавками по краям для стока воды. Каждый участок грунтовки требовал немалого труда: грейдер формировал его за 10–12 последовательных проходов. Машину тянули за собой от 8 до 14 волов или в лучшем случае паровой трактор. Уплотнение происходило позже благодаря движению автомобилей и регулярному — после дождей — выглаживанию поверхности грейдерами.

Первое время грунтовые дороги сносно выполняли свои функции — автомобили не отличались большим весом, не разгонялись до высоких скоростей и не разрушали грунт. В 1920‑х годах в СССР даже провели масштабное исследование, в ходе которого выяснилось, что оптимальной «формулой» для грунтовки будет 7–15% глины, 20–35% пыли и 55–75% песка. Такая дорога обладала важнейшим качеством — долго не размокала в дождливую погоду. Однако во всём мире проблема сезонности и недолговечности грунтовых дорог оставалась актуальной, и устранить её решили стабилизацией поверхностного слоя.

Идея заключалась в увеличении внутреннего трения грунта за счёт специальных связующих материалов: крупного песка, гравия и щебня. Дорога становилась плотнее: часть воды теперь не впитывалась, а стекала на обочину. Следующим шагом стало смешивание грунта с битумом, каменноугольным дёгтем, гашёной известью и даже портландцементом. Эти эксперименты придавали дорожному покрытию водонепроницаемость и относительную прочность. В СССР и Австралии пробовали даже спекать поверхностный грунтовый слой при температуре около 1350 °С. Были спроектированы и испытаны передвижные установки, которые обжигали дорогу газовым пламенем, но из-за высокой стоимости и низкой эффективности эти программы свернули. А грунтовые дороги в итоге не выдержали возросшей интенсивности автомобильного движения и стали требовать огромных затрат на ремонт. Сейчас грунт под колёсами можно встретить только на дорогах, по которым в сутки проезжает не более 300 машин.

​Дорога vs колесо

Важным технологическим новшеством стали органические связующие материалы на основе отходов перерабатывающей промышленности — битума и дёгтя. О высокой устойчивости таких покрытий знали задолго до появления первого автомобиля: в 1870‑х годах улицы Вашингтона заливали смесью песка и дёгтя. Но это было исключение из правила повсеместного строительства грунтовых дорог.

Первым твёрдым покрытием в современном понимании слова стала укладка на каменную мостовую европейских столиц щебня с разогретым в котлах битумом. После выравнивания ручным инструментом дорогу укатывали и трамбовали стальными катками. Так получался «укатанный асфальт», вошедший в строительную практику в первые десятилетия XX века. Вместо битума стали применять натуральную асфальтовую породу, представляющую собой вязкие и легкоплавкие фракции нефти. Дорога из асфальта получалась прочная, ровная и непыльная, что увеличило пропускную способность, а также скорость движения транспорта.

Одним из энтузиастов внедрения асфальта в дорожное полотно был швейцарский врач Эрнест Гуглилминетти, который начиная с 1902 года на протяжении 12 лет заливал участок дороги Ницца — Монте-Карло горячим каменноугольным дёгтем. Протяжённость участка составляла 20 километров, интенсивность — 1000 автомобилей и конных повозок в сутки. За своё подвижничество Гуглилминетти получил прозвище «доктор Гудрон», а его наработки послужили основой для дальнейшего распространения асфальта по мировым дорогам.

Появилась целая отрасль, занимающаяся только строительством и эксплуатацией асфальтовых дорог. Строились заводы по производству асфальта. Со временем процедуру смешивания щебня и битума усовершенствовали. В 1913 году специальная литература предлагала действовать следующим образом: «Для того чтобы щебень покрылся как следует смолой, необходимо его предварительно хорошо высушить. Простейшим способом такое высушивание производится на железных листах, уложенных поверх кирпичных стенок и подогреваемых снизу углём или коксом. <…> Сухой и тёплый щебень затем смешивают со смолой, перекидывая его три раза лопатами наподобие того, как приготовляют бетон из цементного раствора. <…> После этого щебень оставляют лежать в штабелях приблизительно в течение месяца, причём щебёнки постепенно оплывают смолой со всех сторон». Спрос на дорожное строительство к 1920‑м годам вырос настолько, что в отрасль пришла механизация и автоматизация. Для соединения щебня и асфальта по­явились мощные смесительные установки, а в 1928‑м на строительство дорог в Германии вышли первые машины — укладчики дорожного полотна. Какое-то время новым дорожным технологиям удавалось сдерживать разрушительный напор автомобилей. Но уже в 30‑е годы тяжёлая автотехника и возрастающий тоннаж перевозок сместили чашу весов в сторону колеса.

Дорожный пирог

Процесс укладки новой асфальтовой дороги всегда начинается со снятия верхнего почвенного слоя, его выравнивания и последующей утрамбовки. Далее происходит ­формирование «дорожного пирога», первым слоем которого обычно выступает песок с гравием, а далее слой частиц более крупных размеров, постепенно сменяющийся мелкой фракцией. После тщательного разравнивания грейдером и утрамбовки гусеничный асфальтоукладчик кладёт на готовую «подушку» горячую асфальтовую смесь, или дорожную одежду. В зависимости от планируемой нагрузки уложить можно несколько слоёв «одежды». И в завершение массивные дорожные катки уплотняют ещё тёплый асфальтовый «пирог».

Дорожный хай-тек

В борьбе за долговечность и экологичность дорожного полотна инженеры придумали множество ухищрений. Одним из них стала георешётка из композиционных материалов, которая укладывается между песком и щебнем во избежание их перемешивания. Это не даёт дорожному полотну проседать под нагрузкой. Для влагостойкости строители используют специальные смолы, которые отталкивают воду, не позволяя ей размывать основание полотна. Добавление в асфальтобетонную смесь резиновой крошки из отработанных покрышек сразу решает несколько проблем:

  • увеличивает срок службы покрытия;
  • уменьшает шум от движения транспорта;
  • улучшает сцепление колес с дорожным полотном.

В Китае тестируются дороги, в основание которых уложен строительный мусор, — оказывается, это очень выгодно, так как одновременно решается многомиллионный вопрос его утилизации. А голландский проект Plastic Road «Пластиковая дорога» предполагает строительство дорог из пластикового мусора… выловленного в Мировом океане! На заводе пластик трамбуется в плиты, которые просто укладываются на песчаное основание.

Голландский проект Plastic Road

​Бетонные дороги

Новинкой последнего предвоенного десятилетия стал асфальтобетон. Помимо щебня, песка и битума в его состав входил тонкий минеральный порошок размерностью частиц менее 0,1 мм. Этот порошок — смесь отходов производства цементных и металлургических предприятий, золы и шлака — заполнял поры между крупными песчаными частицами, заметно уплотняя структуру дорожного покрытия. Характерным свойством асфальтобетонной дороги является прочность вкупе с упругой эластичностью, увеличивающей стойкость к воздействию колеса. Асфальтобетон стал основным покрытием автомобильных дорог, пешеходных дорожек, а также взлётно-посадочных полос аэропортов.

Широкое распространение получили бетонные дороги из квадратных или прямоугольных плит. Преимущество такого покрытия в быстроте строительства — нет необходимости разравнивать и утрамбовывать асфальтовую смесь. Если предельно упростить, строителям достаточно насыпать земляную подушку, выровнять её и уложить рядами железобетонные плиты. По этой причине с 1933 года в Германии все стратегические дороги, получившие название автобанов (Autobahn), сооружались из бетона. Фашистское руководство страны уже тогда готовилось к войне на западном и восточном фронтах, а оперативную переброску войск можно было организовывать только по дорогам с твёрдым покрытием.

Виадук на немецком высокоскоростном шоссе

До 1942 года в Германии было построено более 3 тыс. км прекрасных четырёхполосных дорог — по ним до сих пор ездят. А прообразом знаменитых автобанов стала гоночная трасса «Авус» (Automobil-Verkehrs und Übungs-Straße, AVUS), которую начали строить на окраине Берлина в 1913‑м, а закончили из-за Первой мировой только в 1920‑х и долгое время использовали для испытаний автомобильной техники. Это была прямая дорога длиной 9,8 км с четырьмя полосами движения без разделительной полосы. Что самое важное, она не имела пересечений. Автомобили могли развивать на ней высокую скорость, не опасаясь транспорта со второстепенных дорог. Так происходило зарождение автомагистралей — дорог, предназначенных исключительно для автомобильного движения.

Враги дорожного полотна

Главными врагами любой дороги являются тяжёлый транспорт и перепады температуры . Грузовые автомобили и гусеничная техника, двигающаяся с перегрузом, разрушают дорожную одежду, оставляя после себя вмятины и колеи, которые со временем становятся крупными ямами. С наступлением холодов дорожное полотно разрушает вода: днём она заполняет мельчайшие трещинки в асфальте, а ночью при отрицательных температурах превращается в лёд, расширяется и разрывает покрытие. Днём лёд тает, и процесс повторяется. К весне дорога может покрыться серьёзными морозобойными трещинами — без ремонта не обойтись.

​Только для автомобилей

Вообще-то, первой магистралью считается итальянская дорога, соединившая в начале 1920‑х годов курортный район близ озера Маджоре с городами Миланом, Комо и Варезе. Протяжённость дороги составила 84 км, скорость для машин с пневматическими шинами ограничили 40 км/ч, а автомобилям со сплошными шинами и вовсе разрешили разгоняться лишь до 20 км/ч. Гораздо более плотные шины из сплошной резины на больших скоростях были безжалостны к бетонному покрытию. Трасса получила название «автострада», что в переводе с итальянского означает всего лишь «автомобильная дорога». На ней не было перекрёстков, а это одна из главных отличительных черт автомагистралей.

Опыт итальянцев настолько всем понравился, что в мире одну за другой стали прокладывать автострады. Например, в США в 1925 году построили «супермагистраль» из Детройта в Понтиак, которая имела разделительную полосу шириной в 21 метр. А спустя всего два года в штате Нью-Джерси соорудили первую в мире многоуровневую транспортную развязку, с высоты птичьего полёта похожую на лист клевера.

Пересечение шоссе US 131, M-6 и 68‑й улицы в Вайоминге (штат Мичиган, США) демонстрирует множество решений, характерных для современного проектирования дорог: полосы для движения в противоположных направлениях разделены барьером, нет пересечений на одном уровне и возможности непосредственного съезда.

Широкие многополосные магистрали с разделительной полосой позволяют автомобилям развивать высокие скорости — до 120–130 км/ч. Этим объясняется запрет на передвижение по таким дорогам людей и любых других видов транспорта, кроме автомобиля.

Вторая половина XX века стала временем бурного роста автомагистралей — сегодня все развитые страны буквально опутаны сетью скоростных автодорог, и с каждым годом их становится всё больше. В будущем такие трассы станут частью глобальной системы беспилотного транспорта, и первые шаги в этом направлении уже сделаны. В Германии часть автобана А9 между Мюнхеном и Берлином переоборудуется для движения автомобилей в автономном режиме. На дороге появятся сенсоры, а также системы для связи с искусственным интеллектом автомобиля.

Шоссе 401 в Онтарио самое загруженное в Северной Америке

Две бесценные вещи сделала дорога для человека — сократила время и расстояние. Эволюционируя на протяжении многих веков, она стала одним из ярчайших символов прогресса.

Строительная отрасль - это не только здания и сооружения. Она намного шире и включает в себя также строительство и ремонт дорог, мостов, тоннелей и прочих путей сообщения. Многие любят шутить, что в России асфальт сходит вместе со снегом. Но на самом деле, суровые погодные условия сильно влияют на дорожное покрытие. Россия существенно продвинулась в строительстве дорог за последние годы, но эта область по-прежнему остается очень актуальной, а соответственно, специалисты по строительству дорог чрезвычайно востребованы.

В этой статье:

Причины выбрать профессию в строительной отрасли

В первой части статьи о строительных профессиях мы подробно описывали преимущества работы в этой области. Помимо того, что это очень прибыльная и уважаемая профессия, она пользуется большим спросом. Специалисты по дорожному строительству нужны абсолютно везде. По мере разрастания городов и образования новых населенных пунктов, первое, что необходимо, - это пути сообщения. Без дорог никакое другое строительство не будет иметь смысла.

В то же время дорожное строительство предполагает освоение новых технологий и материалов, которые будут эффективны для нашего климата: высокая влажность, сильные морозы, резкая смена температуры. Этому научат в университетах путей сообщения и строительных университетах. Дорожное строительство можно разделить на:

  • Строительство автомобильных дорог
  • Строительство Ж/Д путей
  • Строительство мостов

Дорожное строительство


Строительство автомобильных дорог

В разных странах для строительства дорог применяют отходные материалы, что существенно экономит деньги и решает вопрос утилизации. Например, в Китае для строительства основания одной скоростной трассы использовали 6 млн. тонн строительного мусора, что позволило сэкономить 47 млн. $, 3,4 млн кубометров песка, 32 тонны угля и 200 гектаров земли, которые нужны были для захоронения отходов.

В Голландии строят дорожное полотно из пластиковых отходов, выловленных из Мирового океана. Этот способ помогает не только экономить на асфальте, но и решать проблему загрязнения окружающей среды и утилизации отходов. Такая технология хорошо зарекомендовала себя для строительства пешеходных зон, так как для автомобильных дорог пластик не дает хорошего сцепления, особенно, во время дождя.

В Америке уже давно успешно применяют переработанные старые резиновые покрышки для строительства дорог. Это увеличивает сцепление и позволяет сократить тормозной путь на 15%. Этот способ тоже способствует улучшению экологии за счет утилизации старых шин.

В 2018 году было выделено 684,5 млрд. рублей на дорожное хозяйство. В России также внедряются новые технологии, которые вы сможете освоить, поступив в университет путей сообщения. У вас будет высокооплачиваемая востребованная профессия и перспективы в будущем.

Планирование дорожных развязок

Строительство ЖД путей

Мы живем в самой большой стране на планете. Перевозка крупногабаритных грузов выгоднее и быстрее по железной дороге, чем по автотрассам. Да и путешествовать в поезд намного комфортнее, чем на машине. Поэтому железнодорожное сообщение имеет огромную роль для транспортировки.

Технологии строительства железных дорог существенно отличаются от технологий автомобильных дорог. Работа по строительству ж/д физически сложная и подходит больше мужчинам. Она осуществляется на на свежем воздухе в любую погоду, поэтому здоровье должно быть крепким.

В основном, профессии в железнодорожном строительстве связаны с инженерными специальностями, такими как: инженер путей сообщения, инженер-проектировщик, инженер-взрывотехник, инженер по эксплуатации железных дорог, и прочие. Поэтому, если вы любите физику и математику, эта профессия для вас.

Строительство железных дорог

Строительство мостов

Самой большой нашей общей гордостью в строительстве мостов является Крымский мост, который считается самым длинным в России и Европе. Это был глобальный проект, над которым трудились тысячи строителей и инженеров. Эти профессионалы создали инженерный шедевр всего за 2 года, что было очень сложно.

А это значит, что наши строительные вузы выпускают специалистов высокого уровня подготовки, которые способны составить конкуренцию многим западным строителям. Если вы хотите участвовать в создании таких грандиозных объектов строительства, выбирайте университеты путей сообщения.

Строительство Крымского моста

Специалисты, необходимые на любой стройке дорог и покрытий

Строительство дорог, ж/д, мостов и тоннелей не обходится без следующих специалистов:

  1. занимается разработкой основных проектных решений, проектной и рабочей документации, участвует в сборе и анализе исходных данных для проектирования, выполняет сложные чертежи и расчеты. Средняя зарплата инженера-строителя - 60 000 - 70 000 рублей.
  2. Техник-строитель - это специалист, который разрабатывает и проектирует дороги и аэродромы, оформляет проектную документацию, делает расчеты технико-экономических показателей строительства. Средняя зарплата техника-строителя - 50 000 рублей.
  3. Асфальтобетонщик - это специалист по укладке бетона и асфальта. Средняя зарплата 25 000 - 30 000 рублей.
  4. Дорожный рабочий работает непосредственно на стройке дорог. Его еще называют строитель дорог. Средняя зарплата дорожного рабочего 25 000 - 30 000 рублей.
  5. Машинист бульдозера из названия понятно, что это водитель бульдозера на строительных работах. Зарплата у него в среднем 55 000 - 60 000 рублей.

Для того чтобы начать свою карьеру в дорожном строительстве достаточно будет закончить автодорожный колледж и начать хорошо зарабатывать. Если вы захотите повысить квалификацию, то сможете продолжить свое обучение в строительном университете и стать инженером. В перспективе можно вырасти до главного инженера и получать от 100 000 рублей в месяц.

Список университетов путей сообщения

Дорожные специальности предлагают 2 программы подготовки специалистов, которые вы можете освоить в следующих вузах:

Список дорожных колледжей и специальностей

Если вы решили начать свой путь в дорожное строительство со среднего специального образования, ознакомьтесь со списком специальностей и колледжей:

Наименование специальности Колледж
08.01.23 Бригадир-путеец Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина
08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж
Московский автомобильно-дорожный колледж имени А.А.Николаева (МАДК)
Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства
08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения Академия управления городской средой, градостроительства и печати
Московский колледж архитектуры и градостроительства (МКАГ)
08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство Екатеринбургский колледж транспортного строительства
Колледж железнодорожного транспорта Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС)
Колледж филиала СамГУПС в г. Нижнем Новгороде
Кызылский транспортный техникум
Новосибирский техникум железнодорожного транспорта Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС)
Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта
Уральский железнодорожный техникум

Выбрав строительную специальность, вы точно не прогадаете. У вас будут хорошие перспективы развития и карьерного роста. Для того чтобы начать работать в дорожном строительстве, достаточно закончить автотранспортный колледж, и вы сразу сможете начать работать и зарабатывать неплохие деньги. Если вы решите на этом не останавливаться, то университеты путей сообщения повысят вашу квалификацию, и вы гарантированно станете востребованным сотрудником с высокой заработной платой.

На первый взгляд строительство новой автомобильной трассы кажется достаточно простым занятием. Если быть честным, немногие знают, кто работает над строительством дорог, и каков запланированный объем работ необходимо сделать, когда прокладывают автотрассу. Многие считают, что основная работа – асфальтирование дорожного покрытия. Это не так.

Кто строит дороги?

Организацию, которая занимается, непосредственно, строительством автотрассы, называют генеральным подрядчиком.

Рабочие дорожно-строительной бригады выполняют земельные работы: уравнивание грунта, укладка песчаного слоя, слоя гравия и щебня.

Без специализированной техники строительство дорог было бы нереальным. В дорожном строительстве используют различные буровые машины, экскаваторы, бульдозеры, тракторы, асфальтоукладчики и корчевальные машины.

Как строят дороги?

Прежде чем строить новую автостраду, её нужно спроектировать. В обязанности инженеров входит прогнозирование состава потока транспорта (грузовые машины, легковые автомобили и автобусы) и интенсивность самого движения на этой дороге. Благодаря результатам прогноза будет выявлено, какой ширины будет будущая дорога, соответственно, количество полос движения, а также толщина слоя асфальтового покрытия и слоя основания.

Геодезист должен добыть сведения о земельных работах. Работы над автострадой будут проводиться там, где объём земельных работ будет минимальным. Геодезист должен учесть грунтовый состав. Если на месте автотрассы преобладают суглинистые и глинистые почвы, то такие типы почв будут очень подвижны весной, так как почва перенасыщена влагой.

После этапа проектирования начинается этап строительства. Рельеф на пересечённой местности является наиболее приемлемым, потому что грунт, который находится в возвышенности, перемещают в низину. Профиль такого дорожного покрытия будет содержать намного меньшую разницу в перепаде высот, а затраты на перемещение грунта будут минимальными.

Какие материалы используют при строительстве дорог?

После уравнивания земляного покрытия, выкладывают слой, состоящий только из песка. Такой слой обеспечивает большую устойчивость и неподвижность будущей автострады. Дорожные строители прокладывают слой из песка, потому что он обладает высокими характеристиками при высокой влажности. Он меньше всего подвергается сдвигам при намокании и при воздействии оползней. Песок хорошо утрамбовать и уложить с помощью техники.


После слоя песка выкладывают смесь из гравия и песка. Поверх этой смеси выкладывают слой щебня. Тем самым укрепляется основание. Щебень состоит из камней, которые придают основанию необходимую твердость и прочность. Так же, как и слой песка, слои гравия, песка и щебня подвергают плотной трамбовке.

Асфальтобетонное покрытие должно иметь два слоя. Нижний слой состоит из крупных частиц, а толщина этого слоя составляет 10 и более сантиметров. Верхний слой асфальтового покрытия имеет толщину, равную 5 см. Верхний слой обеспечивает защиту нижнего слоя и малую шумность. Верхние слои дорожных одежд армируют геосеткой из разных видов асфальтобетона.

По мнению редакции сайт, процесс постройки дорог весьма сложный, в котором каждый этап нужно тщательно прорабатывать, чтобы в России на одну проблему было бы меньше.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Количество и качество автодорог свидетельствует не только о благосостоянии населенного пункта (будь то мегаполис или небольшой поселок), но и характеризует уровень развития страны в целом. С чего же стоит начать выполнение строительных работ? Ведь строительство автомобильных дорог — это сложный многоэтапный процесс, который требует больших финансовых и физических затрат. Первоочередной задачей является выбор надежного подрядчика, в чьем арсенале имеется квалифицированная команда профессионалов и специализированная техника. Подрядная организация в лице специалиста составляет список мероприятий по выполнению поставленной задачи и производит калькуляцию себестоимости работ.

Этапы строительства автомобильной дороги

Качественно сделанная автодорога должна соответствовать необходимым стандартам, так как это является залогом безопасности и комфорта не только водителей, но и пешеходов. Первым этапом любого строительства или реконструкции является проектирование, после чего разрабатывается план постройки дороги. Последующие работы можно разделить на такие этапы:

  • топографическая съемка и разбивка участка. Специалисты подрядной организации проводят геодезические работы на местности, делают замер территории и анализ рельефа, определяют глубину грунтовых вод и тип грунта;
  • подготовительные работы. На этом этапе осуществляется расчистка местности, перенос коммуникаций, а также устраняются всевозможные преграды, которые могут стать помехой при строительстве дороги;
  • составление сметы затрат и закупка необходимых стройматериалов;
  • земляные работы. Для качественного строительства автодороги в первую очередь происходит устранение рельефа территории, разравнивание грунта, при необходимости — создание углублений, или же, наоборот, возведение насыпей. Для этого применяют специализированную технику;
  • монтаж водоотвода. При строительстве новой дороги обязательным этапом является устройство водоотвода, который обеспечит безопасное устранение воды с автодорожного покрытия на достаточное расстояние;
  • укладка «подушки». Правильно уложенное основание является залогом успешного конечного результата строительства дороги. «Подушка» служит амортизационным слоем и сглаживает механическое воздействие на дорожное покрытие. Для создания основания используют песчано‑гравийную смесь, или же песок и гравий по отдельности. Материалы укладываются слоями, после чего тщательно разравниваются и утрамбовываются при помощи спецтехники;
  • укладка финишного слоя и разметка дороги. Использование современных инновационных технологий обеспечивает высокое качество дорожного покрытия. После укладки полотна автодорогу подготавливают к открытию движения — на ее поверхность наносят разметку, устанавливают знаки и прочее.

При необходимости до начала выполнения запланированных дорожных работ происходит строительство временной объездной дороги. Ее сооружают в виде насыпи той высоты, которая указана в рабочем проекте. После завершения строительства объезд демонтируют.

Финишное покрытие — залог долговечности и надежности дороги


Верхний слой дороги подвержен наибольшему износу, так как на него ежедневно оказывается давление большой массой проезжающих автомобилей. Поэтому от того, насколько профессионально проведены строительные работы и какие материалы при этом использовались, напрямую зависит надежность и долговечность автомобильной дороги. Существует следующие распространенные виды дорожных покрытий:

  • асфальтобетон. Такой вид укладки в строительстве еще называют «дорожным пирогом» (из‑за его многослойности). Послойное распределение щебня, песка, каменной муки и расплавленного асфальта дают возможность поверхности выдерживать большие транспортные нагрузки. Количество слоев зависит от многих факторов (например, от степени загруженности дороги). Добавление в смесь такого материала, как щебень, наделяет покрытие высокой износостойкостью и водонепроницаемостью. Благодаря шероховатой структуре щебня обеспечивается необходимое трение между дорогой и шиной, что не дает автомобилю буксировать;
  • литой асфальт. Представляет собой вязкотекучую смесь, которая готовится под воздействием высокого температурного режима из тех же материалов, что и асфальтобетонное покрытие. На стройплощадку ее доставляют в специальных контейнерах, которые способны сохранить ее температуру, поскольку именно горячую смесь выливают на место будущей дороги. Такой асфальт способен выдержать большие транспортные нагрузки, обладает высокой износостойкостью, противостоит коррозии от воздействия шин с шипами и реагентов, которые препятствуют скольжению в зимний период.

Спецтехника, используемая при строительстве автомобильной дороги


Для укладывания асфальта используют специализированную технику, которая способствует оптимизации рабочих процессов, экономии времени и трудозатрат. Применение современных технологий на стройплощадке в принципе невозможно без спецоборудования. Кроме того, спецтехника, которую используют для строительства асфальтовых дорог, оказывает большое влияние на конечный результат проделанной работы. Чтобы качественно и в срок выполнить поставленные задачи, обычно используют стандартный набор спецмашин, а именно:

  • экскаватор . При строительстве дороги его применяют для транспортировки сыпучих материалов (щебня, песка и прочих) и перемещения грунта;
  • бульдозер . Спецтранспорт используют для расчистки поверхности и ее планировки, перевозки и резания грунта;
  • грейдер . Назначение агрегата в дорожном строительстве заключается в планировке основания и устройстве земляного полотна при строительстве дороги;
  • асфальтоукладчик. Его основными функциями являются распределение и утрамбовка асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному дорожному полотну;
  • каток . Спецмашину используют для уплотнения и утрамбовки асфальта;
  • бетоносмесители. Применяют для изготовления бетонных смесей.

Кроме того, спецтехника, которую используют для строительства дорог, является достаточно дорогостоящей, поэтому многим предприятиям и организациям выгоднее воспользоваться услугой аренды. Это поможет арендатору избежать расходов, связанных не только с приобретением, обслуживанием и ремонтом собственных спецмашин, но и с простоем оборудования, после окончания строительства дороги, а также с выплатой зарплаты дополнительному обслуживающему персоналу.


Постоянно расширяющаяся сеть автодорожных магистралей требует внедрения инновационных технологий и разработок, которые связаны с дорожным строительством. Использование качественных материалов, современной спецтехники позволяет не только существенно снизить стоимость работ, но и построить действительно надежные и безопасные автотрассы. Среди многих компаний, занимающихся строительством, реконструкцией и ремонтом дорог, ООО «Лидинг» сумела накопить многолетний опыт по использованию передовых европейских технологий, чтобы воплотить их в процессе работы.

«Русским трактом езда не слишком веселит» Князь Петр Вяземский. От строительства первой российской дороги, «всесезонной и гужевой», соединившей Москву и Петербург, прошло уже почти 3 века (1746г. при имп. Елизавете), но для многих населенных пунктов России грунтовые дороги и по сей день остаются «дорогами жизни». Из имеющихся в стране 900000 км. дорог, более 150000 км. составляют грунтовые дороги. Вспоминать российский менталитет, «грянувший гром и клюющего петуха», тут не всегда уместно. «Грунтовки» имеются в Германии, славящейся своими автобанами, в США с их знаменитыми хайвэями, Швейцарии, Финляндии, Японии и других странах мира.

Где нужны «грунтовки»?

Строительство грунтовых дорог целесообразно на маршрутах с малой загруженностью, относительно дешево, но для всесезонного функционирования потребует грамотной и постоянной «профилактики». Их необходимо каждое лето поливать хлоридом кальция (для обезпыливания) и не реже одного раза в месяц проходить грейдером. В Финляндии такие «грунтовки», при соблюдении технологии, служат по полвека.

Именно технологии и являются пока нашим «камнем преткновения». Для равномерного разбрасывания отсева щебенки (в той же Финляндии) применяется специальная установка. У нас спецтехника такого класса не выпускается (будем надеяться, что «пока»), привозят и рассыпают самосвалами, грейдером разгребают и утрамбовывают катком. Чтобы провезти через границу и использовать финскую или немецкую технику придется заплатить такие деньги, что грунтовая дорога станет «золотой».

По российскому СНиПу грунтовой дорогой будет являться любая дорога, построенная при помощи только грунта или грунта с добавками (гравий, шлак и т.д.). Она является дорогой 5 (низшего) класса и может быть как с дорожной «одеждой» - покрытием (тоже самого низкого класса), так и без неё. Делятся на 3 класса:

  1. Улучшенные грунтовые, с дорожным покрытием из песчано-гравийной смеси, щебня и т.д. На картах обозначаются желтым цветом.
  2. Проселочные грунтовые (не улучшенные). Просто «накатанная» дорога, которую, в лучшем случае, иногда «гладит» грейдер. На картах обозначаются сплошной линией.
  3. Полевые и лесные грунтовые дороги. Фактически - 2 параллельные «тропинки». На картах обозначаются пунктирной линией.

Полезный совет: при движении по полевым и лесным дорогам старайтесь двигаться так, чтобы колеса располагались по обочине и середине такой дороги. Возможно, «первопроходец» этой трассы автомобиль с высоким клиренсом. Тогда «прихватить» что-нибудь в колесо будет намного безобидней, чем нарваться поддоном на заросший пень посредине.

В отличие от лесных, полевых и проселочных дорог, которые появляются по принципу: «Где проехал, там и дорога», строительство грунтовых дорог, имеющих «одежду», начинается с геологической разведки местности. Учитываются и перепады высот(места скопления осадков), и грунты местности, и возможность дальнейшего обслуживания. В зависимости от всех этих факторов и климата региона выбирается тип покрытия дороги и подготавливается и согласовывается проектно-сметная документация.

Строительство грунтовых дорог состоит из нескольких этапов:

  • работы по уплотнению грунта, отвод воды, подготовка «корыта»;
  • работы по возведению «подушки» основания дороги;
  • укладка и уплотнение и обработка верхнего полотна (одежды).

Песчаные грунтовые дороги строятся в местах с наименьшей автозагрузкой, практически под единичные машины. Выбирается верхняя часть грунта, подготавливается «корыто», уплотняется грунт и стенки, которые засыпают песком и утрамбовывают катком до необходимой степени. К минусам стоит отнести то, что, как правило, не возвышается над ландшафтом и подвержена размыву ливневыми потоками и разрушению тяжелой техникой.

Полезный совет: следует помнить, что нанесение дорожной разметки на грунтовую дорогу зависит от чувства юмора «дорожников» или «высокопоставленности» проезжавших поблизости лиц и соблюдению не подлежит.

Дорога из щебня возводится там где движение автомобилей уже намного интенсивней, чем на «песочке» и веса техники посущественней. Строительство такой дороги должно включать в себя три этапа и щебень использоваться 2-х разных фракций (fraction фр. – часть, доля). Нижний слой в подготовленном «корыте» это крупный щебень размером 40х70 и верхний слой фракцией 40х20. Если соблюдены эти условия, то создается эффект «расклинивания» (внедрения более мелких частиц в среду крупных), что способствует уплотнению дорожной рубашки.

Из ПГС (песчано-гравийной смеси) строительство дорог проводится, в основном, в зоне котеджных построек из-за дешевизны и скорости возведения. Технология аналогична вышеперечисленным: «корыто», основа и рубашка. Минус - неустойчивость к воздействию водой и температурой, следовательно недолговечность.

Полезный совет: при движении по грунтовым дорогам следует помнить, что нагрузка на ходовую часть Вашего авто пройдет «безболезненно» только в том случае, если соблюдать золотое правило: больше яма - меньше скорость. В противном случае, лихачество чревато износом резино-технических деталей и выходом из строя элементов подвески.

Строительство послойной дороги из щебня и песка наиболее целесообразно в большинстве климатических зон нашей страны. Песок будет создавать необходимый дренаж для отвода воды, а слой щебня необходимое уплотнение, которое может выдерживать даже грузовые машины. Как и любой дороге с покрытием необходим ямочный ремонт, подсыпка щебня различных фракций в местах где образовались выбоины. Технология строительства аналогична ранее перечисленным, при этом, такой тип дороги достойно выдержит мороз и покажет хорошее влагопоглощение во время осадков.

Методы укрепления грунтов

Существует множество методов, при помощи которых возможно укрепить грунт:

  • гранулометрическими добавками (щебень, песок, суглинки, гравий и пр.);
  • органическими вяжущими в-вами(дёгтями, битумами, эмульсиями, смолами);
  • минеральными вяжущими (силикатом натрия, известью и цементом);
  • растворами солей(хлористые натрий и кальций и др.);
  • обработка грунта электрохимией(пропускание постоянного тока при помощи электролитов);
  • термообработка(обжиг грунта на местном топливе);
  • комплексная обработка грунта.

Грунтовые дороги со стабилизацией грунта.

Современные технологии строительства позволяют превращать простой рассыпчатый грунт в укрепленное стабилизатором монолитное полотно. Широко дороги со стабилизацией грунта стали строится на Западе в 80-е годы, хотя работы в направлении придания грунту иных свойств проводились с 20-х годов прошлого века и у нас. Еще в 1926 году в СССР было осуществлено известкование грунта, но из-за неустойчивости к морозам было рекомендовано только для оснований дорожного полотна. В США проселочные дороги строились по цементно-грунтовым технологиям.

Суть современной идеи стабилизации проста: в обычном состоянии молекулы грунта удерживаются между собой силами электростатического и химического взаимодействия. Грунт обрабатывают химическим веществом (стабилизатор, модификатор) который замещает анионы (OH) в молекулах, силы взаимного притяжения возрастают. Современные разработки стабилизаторов российских специалистов (технология ANT – муравей) ограничены только весом техники для уплотнения дороги. Если было бы физически возможно увеличить трамбующее давление в 5 раз, то прочность получившейся дороги соответствовала бы по твердости бетону М200.

Для строительства используются уже имеющийся на месте грунт, что влечет за собой значительную экономию, а прочность такой грунтовой дороги в 3-5 раз выше необработанной.

Верхний слой грунта на глубину 20-30 см взрыхляется и измельчается фрезой. Определяется количество уплотнителя и добавок (возможна цементация) которые необходимы на кв.м. дороги. Вносится стабилизатор в почву путем повторного перемешивания фрезой и доводится влажность грунта до оптимальной (при которой силы электрохимического воздействия молекул грунта между собой будут максимальны) и в этом состоянии производят уплотнение грунта катком. В случае недостаточной влажности производится орошение грунта водой из поливальной техники.

Современные стабилизаторы допускают смешивание с пресной или соленой водой. Верхний слой затвердевает полностью за срок от 1 до 4 недель, но движение по ней уже возможно всего через 2 часа после уплотнения.

Выгода очевидна:

  • свойства «сцепляемости» грунта остаются очень долгое время;
  • модификации или стабилизации подходят любые виды грунтов;
  • обработанный (модифицированный) грунт может храниться отдельно на стройке, готовым к применению (до уплотнения);
  • минимальный ущерб экологии и ландшафту;
  • в случае повреждения дорожной «рубашки» из стабилизированного грунта, не будет отколовшихся кусков(как при цементации), которые могут привести к несчастным случаям на дороге.

Стабилизаторы грунта химические, органические и синтетические постоянно совершенствуются. Сфера применения их становится все шире. От укрепления берегов водоемов и строительства дорожек стадионов до производства кирпичей из грунта и строительства аэродромных полос.

Заключение

Какой бы не была грунтовая дорога, для её функционирования в любое время года ей необходимо обслуживание. Своевременное удаление пыли и снежных заносов, грамотная и постоянно чистая система водоотводов, все это является необходимым для безопасного движения и долговечности любой дороги. По какой бы из них Вам не пришлось путешествовать, помните о соблюдении ПДД и мер безопасности. Ни жезла Вам, ни гвоздя!

mob_info