Методическая разработка урока обществознания на тему: "Занятость и безработица". Методическая разработка урока обществознания на тему: "Занятость и безработица" Система формирования доходов

Тест по теме «Занятость и безработица»
Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
1. Безработный А. это человек, который приобретает товары и услуги для удовлетворения личных потребностей, а не для получения прибыли.
2. Занятость Б. то сумма денежных средств и материальных благ,полученных за определенный промежуток времени
3. Заработная плата В. это общая сумма денежных и натуральныхдоходов по всем источникам их поступления с учетом стоимостибесплатных или льготных услуг, оказываемых за счет социальных
фондов.
4. Располагаемые доходы Г. это сумма денежных доходов без вычетов налогов.
5. Совокупные доходы Д. это средства, используемые населением для потребления и сбережения.
6. Доходы Е. это цена рабочей силы, предоставляемой наемнымиработниками в процессе трудовой деятельности.
7. Премиальная форма заработной платы Ж. это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.).
8. Номинальные доходы З. это номинальная заработная плата, рассчитаннаяс учетом изменения розничных цен.
9. Реальная зарплата И. это дополнительная оплата к повременномуили сдельному заработку за добросовестное выполнение своихтрудовых обязанностей или за перевыполнение плана.
10. Номинальная зарплата К. это такой уровень дохода, которыйпозволял бы поддерживать минимальный уровень жизни, т. е. удовлетворять минимальные потребности неквалифицированного работника и его иждивенцев.
11. Служба занятости Л. это деятельность людей, приносящая им трудовой доход.
12. Прожиточный минимум М. это ситуация, когда часть трудоспособногонаселения (рабочей силы) не занята в общественном производстве.
13. Потребитель Н. это те трудоспособные граждане, которые неимеют работы и заработка, обращаются в службузанятости и иныеорганизации в целях поиска работы и готовы приступить к ней.
14. Безработица О. это специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы.
Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях.
1. При сдельной оплате заработная плата работника зависит ототработанного им времени и его оклада, а повременная формапредполагает оплату труда работников по количеству произведенной
продукции требуемого качества.
2. Фрикционная безработица возникает из-за несоответствияспроса и предложения на рынке труда, циклическая безработицасвязана с добровольным переходом трудящегося с одной работына другую в целях поиска лучших условий труда, структурная безработицавозникает в определенное время года, сезонная безработицаявляется следствием низкого спроса на рабочую силу вовсех отраслях экономики в период экономического спада.
3. При технологической безработице трудящийся из-за небольшого объема работы вынужден работать неполный рабочийдень, застойная безработица возникает в условиях неэффективногоИспользования рабочей силы, частичной называется безработица, распространенная среди определенной категории работниковв течение длительного времени, скрытая безработица
связана с вытеснением из производства труда человека в связи сзаменой его трудом машин под влиянием научно-техническогопрогресса.4. Государство заинтересовано в увеличении числа безработных,поэтому оно уделяет мало внимания регулированию рынка труда.
Справочная информация
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
ФРИКЦИОННАЯ
Информация о наличии рабочих мест
Услуги Государственной службы занятости
СТРУКТУРНАЯ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ)
Субсидии на получение образования
Обучение и переобучение кадров

Закон о равных возможностях трудоустройства.
Поддержка малого бизнеса (самозанятости)
ЦИКЛИЧЕСКАЯ
Налоговая политика
Службы занятости
Поддержка малого бизнеса
Создание временных рабочих мест
ДЛЯ ВСЕХ ТИПОВ БЕЗРАБОТИЦЫ:
ПОВЫШЕНИЕ МОБИЛЬНОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

Задание 3. Заполните таблицу
Ниже перечислены работники, не имеющие работы. Используя знания о видах безработицы, заполните вторую колонку таблицы.
Определите государственные меры, которые смогли бы помочь в каждом конкретном случае безработицы. Используйте справочную информаиюРАБОТНИКИ ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ
Недавний выпускник техникума, ищет свою первую работу Бывший работник завода, который закрыли вследствие того, что оборудование устарело Работник, который ушел с работы, чтобы переехать в другой город к своей семье Плотник, уволенный из-за того, что вследствие повышения банковского процента произошел спад в жилищном строительстве Работник, уволенный агрофирмой после окончания периода сбора овощей Домохозяйка, которая решила пойти работать и начала поиски рабочего места Работник нефтяной компании, уволенный в связи с падением спроса на нефть Оператор телефонной станции, рабочее место которого было сокращено, когда установили автоматическую линию связи Работник, автомобильной промышленности, уволенный вследствие падения продаж автомобилей

Тест по обществознанию Занятость и безработица для 11 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).

Задания с выбором ответа

1. К особенностям рынка труда не относится

1) продажа на рынке труда рабочей силы
2) постоянное превышение спроса рабочей силы над её предложением
3) регулируемость рынка труда
4) изменяемость рынка труда из-за перемен в структуре профессиональной подготовки

2. Предложение труда зависит от

1) доли трудоспособного населения в общей его численности
2) миграционных возможностей населения
3) продолжительности рабочего дня
4) всего перечисленного

3. Наиболее вероятной причиной безработицы является(-ются)

1) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновению устаревших отраслей и появлению новых
2) увеличение числа частных (негосударственных) предприятий
3) усиление конкурентной борьбы между производителями
4) монополизация отдельных отраслей экономики

4. Естественный уровень безработицы составляет(-ют)

1) циклическая безработица
2) структурная безработица
3) сумма фрикционной и структурной безработицы
4) сумма циклической и фрикционной безработицы

5. Верны ли следующие суждения о прожиточном минимуме?

А. Прожиточный минимум - уровень дохода, необходимый для удовлетворения основных жизненных потребностей человека.
Б. Прожиточный минимум - нижняя граница заработной платы.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения о причинах возникновения структурной безработицы?

А. Причиной возникновения структурной безработицы является рост спроса на трудовые ресурсы.
Б. Причиной возникновения структурной безработицы является наступление определённого времени года.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о величине спроса на труд?

А. Величина спрос а на труд зависит от фазы экономического цикла.
Б. Величина спроса на труд зависит от величины заработной платы.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. В США во время «Великой депрессии» (1929-1933 гг.) имел место спад производства и общий низкий спрос на рабочую силу во всех сферах, отраслях экономики и регионах. Тогда безработным был каждый второй. Безработица периода «Великой депрессии» является примером

1) фрикционной
2) циклической
3) структурной
4) сезонной

9. В стране Н. о существовании безработицы говорит наличие высокого уровня вакансий, которые не могут быт ь заняты без переквалификации работников. Какой вид безработицы имеет место в стране Н.?

1) циклическая
2) скрытая
3) фрикционная
4) структурная

10. В стране Ф. безработица связана с постоянным движением населения от профессии к профессии, из региона в регион. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в стране Ф. существует фрикционная безработица?

1) носит непродолжительный характер
2) связана с несоответствием структуры рабочей силы спросу на труд из-за научно-технических нововведений
3) образуется в тех отраслях, для которых характерны сезонные колебания объёмов производства
4) обусловлена экономическим спадом

Задания с кратким ответом

1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

2. Найдите в приведённом списке средства активной политики занятости и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) выплата пособий по безработице
2) профессиональное обучение безработных
3) предоставление компенсации работникам, уволенным с предприятий
4) информирование о рынке труда
5) поддержка предпринимательской активности безработных
6) предоставление услуг центров психологической поддержки населения

3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Безработица относится к макроэкономическим проблемам. (Б) Представляется, что полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. (В) Фрикционная и структурная безработица является, как считают экономисты, совершенно неизбежной. (Г) Уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер
2) характер оценочных суждений

Запишите рядом с буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответы на тест по обществознанию Занятость и безработица для 11 класса
Задания с выбором ответа
1-2
2-4
3-1
4-3
5-3
6-4
7-3
8-2
9-4
10-1
Задания с кратким ответом
1. сдельная
2. 245
3. 1221

Занятость – это деятельность людей (населения), которая не противоречит законам страны, и направлена на создание благ и услуг для удовлетворения потребностей общества. Она приносит человеку заработок или доход.

К занятому населению относятся:

Работники по найму. (Их нанимает работодатель за вознаграждение (заработную плату)).

Люди, самостоятельно обеспечивающие себя работой. Это предприниматели, фермеры, члены кооперативов, студенты колледжей, высших учебных заведений.

Военнослужащие и другие.

Любая страна стремится обеспечить работой тех, кто может и желает работать.

Цель национальной экономики обеспечение наиболее полной занятости населения.

Необязательно, чтобы все трудоспособные люди были заняты какой-либо деятельностью. Обеспечить всех работой практически невозможно и это неэффективно.

Поэтому выделяют рациональную занятость и эффективную занятость.

- рациональная занятость – это занятость, которая способствует наиболее полному использованию трудовых ресурсов;

- эффективная занятость – это такая занятость, которая обеспечивает высокую эффективность производства.

Ещё существуют:

- неполная занятость. Это ситуация, когда человек работает в условиях сокращённого рабочего дня или сокращённой рабочей недели;

- вторичная занятость . Это дополнительная работа человека помимо его основной работы;

- сезонная занятость . Человек работает только в определённый период времени года. (Например , уборка урожая).

Если все желающие работать люди не обеспечены работой, то в стране существует безработица.

Безработица – это временная незанятость трудоспособного населения.

По определению Международной организации труда (МОТ), безработным является человек, который может и хочет работать, но не имеет рабочего места.

Существует много причин появления безработицы .

Основной причиной является циклическое развитие экономики . Во время кризиса спрос на продукцию падает. Фирмы сокращают объём производства и меньше нанимают рабочих. Появляется безработица.

Во время подъёма экономики всё происходит наоборот: спрос на товары растёт, фирмы начинают расширять производство. Растёт спрос на рабочую силу, и безработица уменьшается.

Безработица также может возникнуть из-за внедрения в производство достижений научно-технического прогресса (НТП). В результате этого ликвидируются старые профессии и люди остаются без работы. Чтобы они могли работать на новых рабочих местах, необходимо их переучивать. На это требуется определённое время.

Различают следующие виды безработицы:

- структурная . Она возникает в связи с внедрением в производство достижений НТП и с изменением структуры экономики;

- фрикционная . Она связана со сменой места жительства. На новом месте человек временно не имеет работы, то есть он безработный, но он ищет работу и через некоторое время её находит. Фрикционная безработица в стране существует всегда.

- циклическая . Она связана с цикличностью развития экономики;

- сезонная . Возникает потому, что спрос на рабочую силу в отдельных отраслях экономики разный в различное время года (например, в сельском хозяйстве урожай собирают в определённое время года – осенью);

- добровольная . Люди не хотят работать из-за низкой заработной платы, плохих условий труда, отдалённости места работы от места жительства и по другим причинам. Такая безработица существует при наличии рабочих мест.

Сумма фрикционной и структурной безработицы составляет естественный уровень безработицы. В настоящее время он равен 6 %.

Фактический уровень безработицы в условиях полной занятости определяется по формуле:

уровень количество безработных

безработицы = _________________ х 100 %.

количество рабочей силы

Безработица имеет отрицательные последствия как для экономики в целом, так и для каждого безработного человека.

    Экономические последствия .

Безработица ведёт к значительным потерям: меньше производится товаров и услуг. Поэтому ВВП (валовой внутренний продукт) меньше, чем он мог бы быть, если бы не было безработных.

Взаимосвязь между потерями и безработицей определил учёный Артур Оукен.

Эта взаимосвязь получила название «Закон Оукена»: каждый 1% прироста безработицы сверх её естественного уровня приводит к снижению (потере) ВВП на 2,5 %.

Пример: фрикционная безработица = 5%;

структурная безработица = 3%;

фактический уровень безработицы = 10%.

Вопрос: сколько составят потери ВВП?

Решение: 1) Естественный уровень безработицы составляет 8 % (5 % + 3 % = 8 %);

2) Фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 2 % (10 % - 8 % = 2 %);

3) Потери ВВП = 5 % (2 % х 2,5 (число Оукена) = 5 %);

2. Социальные последствия безработицы :

Она снижает уровень жизни людей. Они становятся беднее, потому что не получают заработную плату;

Появляются конфликты в семье потому, что нет денег на продукты питания, на одежду, на воспитание детей;

Увеличивается количество преступлений: люди воруют деньги, товары, убивают друг друга из-за денег;

Увеличивается количество больных людей: болеют от недостатка питания, у них развиваются нервные заболевания и другое.

mob_info