Регионы с многонациональным составом. Сколько народов проживает в России? Карта народов России. Проблемы и будущее

Российская Федерация - многонациональное государство, в котором насчитывается более 100 национальностей и народностей. Основную часть составляют русские - 82% общей численности населения государства, представляющие наиболее многочисленную группу славянских народов, проживающих на российской территории. Они преобладают во всех регионах России, за исключением республик Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Карачаево-Черкесская), Приволжья (Башкортостан, Татарстан, Калмыкия, Марий Эл, Чувашская), Западной Сибири (Алтай), Восточной Сибири (Тыва), Дальнего Востока (Саха (Якутия)).

Наиболее компактные места проживания русских - центральные, западные, частично северные области Европейской части Российской Федерации. В Орловской, Липецкой, Курской, Тамбовской, Рязанской областях более 90% населения составляют русские, а в Западной, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке численность русского населения достигает 80% всей численности населения этих регионов.

На втором месте по национальному признаку стоят татары (3,8%) далее идут украинцы (2,0%), чуваши (1,2%). Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%.

Север и северо-запад европейской территории страны заселен народностями финно-угорской языковой группы: коми-пермяки, карелы, саамы. В Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири наряду с русскими проживает ряд народов и народностей, получивших свою автономию после Октябрьской революции 1917 г. К этим национальностям принадлежат относящиеся к финно-угорской группе удмурты, мордва (эрзя и мокша), марийцы и говорящие на языках тюркской группы татары, башкиры и чуваши.

Одним из самых многонациональных регионов России является Северный Кавказ, который населяют народы нахско-дагестанской языковой группы: чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, балкарцы, кумыки, лакцы, даргинцы и абхазо-адыгейской: кабардинцы, адыгейцы, черкесы. Малочисленные народы Севера представлены самодийской группой. К ней относят ненцев, нганасан и селькупов. В центральной части Западной Сибири проживают народы угорской группы - ханты и манси. Населяющие территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока эвенки, эвены, нанайцы и удэгейцы составляют тунгусо-маньчжурскую группу. Чукчи, коряки, юкагиры, нивхи относятся к полиазиатским народам, а эскимосы и алеуты - к особой семье, имеющей американоидные черты. В монгольскую группу входят буряты, проживающие на юге Восточной Сибири. К этой группе относят также и калмыков, населяющих юго-западную часть Поволжья.

Специфика нынешнего этапа становления национальных отношений состоит в том, что центробежные тенденции, способствовавшие распаду Советского Союза, значительно отразились и на Российской Федерации. Сепаратизм образованных суверенных республик проявился в стремлении к политико-экономическому обособлению отдельных республик и регионов, полному пренебрежению общими интересами.

Наиболее сложным в этнокультурном отношении является Северный Кавказ, где проживает несколько десятков народов, принадлежащих к разным языковым группам, исповедующих различные религии, отличающихся традиционными способами хозяйствования и обычаями. Этот регион является одним из самых конфликтогенных в Российской Федерации. Политическая нестабильность и экономический кризис привели к открытым межнациональным столкновениям (конфликт между Северной Осетией и Ингушетией, вооруженный конфликт между Чечней и Россией, обострившиеся отношения между казачеством и народностями Северного Кавказа). Осложнившиеся межнациональные отношения имеют глубокие исторические корни. Одной из причин кризиса политической ситуации является сложившееся за годы Советской власти национально-территориальное устройство региона, доставшееся в наследство Российской Федерации. До 1920-х годов ни один из северокавказских народов не знал четко очерченных границ, так как не имел национальной государственности.

С определением границ проблемы спорных территорий стали рассматриваться на уровне вновь образованных республик. Обострению межнациональных отношений способствовала политика государства в отношении чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев в период Второй мировой войны - их депортация в Казахстан и другие отдаленные регионы Советского Союза, сопровождавшаяся упразднением соответствующих автономных республик и национальных районов. Их территории были поделены между соседними республиками и краями.

После реабилитации депортированных народов Северного Кавказа и возвращения горцев па родину из ссылки в основном были восстановлены границы национальных образований. Этническая избирательность депортации и нерешенные вопросы территориальной реабилитации осложнили отношения между кавказскими народами. К моменту начала перестройки несовершенство системы национально-административного деления территории Северного Кавказа усугубилось внутренними противоречиями социально-экономического характера, принявшими этнический характер и способствовавшими разрастанию конфликта между Чечней и Россией. Сходные процессы набирают силу и в западной части Северного Кавказа, в зоне проживания черкесских (адыгских) народов.

Эти объективные причины постоянно сохраняющегося напряжения на Кавказе усугубляются отсутствием четко сформулированной национальной политики в регионе. Конфликтная ситуация в регионе складывается между казачеством и национальностями, на территории которых оно проживает, что порождает проблему беженцев в Краснодарском, Ставропольском краях и Ростовской области и как следствие - рост социальной напряженности, безработицы и других негативных явлений.

Проблемы национально-государственного устройства России осложняются требованиями репрессированных в прошлом народов, одни из которых (немцы) настаивают на восстановлении своей государственности, другие (например, ингуши) - на расширении границ. Не прекращаются вооруженные конфликты.

Сложной является и проблема малочисленных пародов Севера, численность которых в Европейской части России достигает 9,7 тыс. чел. Несмотря на то, что в последние годы в развитии народов Севера достигнут определенный прогресс, из-за отсутствия достаточно действенного механизма самоуправления и хозяйствования многие меры по социально-экономическому развитию народов Севера не были до конца реализованы. Углубились диспропорции в половом составе населения - преобладает мужское население. Напряженная ситуация сложилась в обеспечении занятости населения, что является следствием неразвитой производственной и социальной инфраструктуры, острого жилищного вопроса, слабого развития промыслов и производств по переработке продуктов оленеводства, а также по изготовлению товаров народного потребления. В районах проживания малочисленных народов в связи с развитием добывающих отраслей хозяйства ухудшились экологическая обстановка, состояние охотничьего и рыбного промыслов, сократилась площадь оленьих пастбищ. Поэтому переход к рыночной экономике выдвинул в число приоритетных задач создание действенного механизма социальной защиты малочисленных народов Севера.

Существующая система управления национальными отношениями подчинена задаче регулирования их в рамках федеративных отношений. С ее помощью осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Федерации. Однако такая система управления имеет недостатки. Фактически она не в состоянии непосредственно регулировать национальные и межнациональные отношения: федеральные органы не располагают механизмом воздействия на межнациональные отношения в рамках самих субъектов Федерации. К тому же положение осложняется тем, что республики и автономии, будучи национальными государствами и национально-государственными образованиями по своему конституционному статусу, представляют собой не моно-, а многонациональные территории. И самой трудной для управления проблемой является деятельность по регулированию взаимоотношений коренных и некоренных жителей, проживающих на этих территориях.

Управление национальными отношениями представляет собой процесс направленного воздействия властных структур на всю совокупность общественных условий жизнедеятельности нации. Эффективность управления может быть обеспечена только на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций развития национальной жизни. Лишь опираясь на это, можно вести поиск оптимальных социально-экономических решений, оказывающих воздействие на межнациональные отношения, регулируя процесс их развития.

Важное значение в процессе управления национальными отношениями имеет использование инструментария регулирования этих отношений, позволяющего выявить узлы межэтнических противоречий и разработать варианты их разрешения в интересах оптимального развития нации, межнационального сотрудничества.

Читайте также:
  1. I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  2. II. Особенности учета операций по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета
  3. III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  4. III этап: Формирование либеральной и социалистической оппозиций в Германии. Проблема национального объединения в политической жизни 30-40 гг.
  5. PR-мероприятия для СМИ (виды, характеристика, особенности).
  6. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма.
  7. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма. (лекция)
  8. Автотрансформаторы, особенности конструкции, принцип действия, характеристики
  9. Агентирование в коммерческой деятельности. Особенности оформления договорных отношений и правового регулирования.
  10. Агрегатные состояния вещества. Характер теплового движения в этих состояниях. Особенности теплового движения в различных агрегатных состояниях вещества.

В РФ 32 субъекта Федерации выделены по нац. принципу (21 респ, 10 ао и 1 а.обл). Общая S 32 нац. образований = 53% территории РФ.

Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны. В 2010 году русские составляли 77,71 % населения - 111,0 млн из 142,9 млн чел.

Расположено наше государство на стыке Европы и Азии. Соседи России с запада – европейские страны – Литва, Латвия, Эстония, Белоруссия, Украина – с традициями христианства.

На Кавказе, имеющем очень пестрый национальный и религиозный состав сильно влияние ислама. Это сложный регион с преобладание мусульман, христианами являются лишь осетины, армяне и грузины.

На юге Россия граничит с Казахстаном. Этнический и культурный мир Казахстана так же очень сложен. Здесь проживает много русских, украинцев, немцев, узбеков, уйгуров.

Итак, не только Россия многонациональная страна, но и ее соседи имеют сложный национальный состав. Поэтому России необходимо проводить «мягкую» национальную политику.

Как классифицируют народы? Народы можно классифицировать, т.е. делить на группы, по целому ряду признаков: языку, религии, особенностям хозяйства, антропологическим признакам и др.

Язык справедливо считают одним из основных признаков принадлежности к данному народу. Вместе с тем разные народы могут говорить на одном языке (например англичане, канадцы, американцы на английском, португальцы и бразильцы на португальском). А у одного народа может быть два языка (у мордвы – мокшанский и эрзянский, у марийцев – лугово-восточный и горно-марийский). Однако подобные исключения из правил неизбежны и не отменяют самого правила.

По родству языка народы объединяются в языковые семьи: индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская и т.д.

Народы Росси по языковой принадлежности относятся к 4 языковым семьям: Индоевропейская семья (89% населения); Алтайская семья (7% населения); Кавказская семья (2% населения); Уральская семья (2% населения).

Семьи делятся на группы. в индоевропейскую семью входят славянская, германская, иранская и другие группы. А самая многочисленная группа в этой семье – славянская, а среди славян крупнейший народ – русские (82,5% всего населения).



Русские области России – это территории Европейского Севера (Архангельская, Вологодская области), Северо-Запад (Ленинградская, псковская, Новгородская области) и Центральные районы России. Там преобладают русские.

классификации народов по языковой принадлежности:

Титульный народ – это народ, который имеет свою административно-территориальную единицу в пределах государства, которая называется по названию народа. (Татарстан – татары, Карелия – карелы).

Титульный народ, как правило не составляет большинство населения республики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу «ассимиляции», т.е. растворение одних народов среди других. Например в Татарстане – татары составляют 48, 5% населения, а в Башкирии – башкир всего 21%, а татар – 28%.



Российская Федерация состоит из 85 субъектов, 22 из которых являются республиками. В общей сложности республики занимают 28,6 % территории России, . Республики, в отличие от краев и областей, являются национально-государственными образованиями, то есть формой государственности того или иного народа (народов) в составе России. В отличие от прочих субъектов федерации, республики принимают собственные конституции и имеют право устанавливать свои государственные языки.

Россия многонациональное государство, в котором насчитывается более 100 национальностей и народностей. Основную часть составляют русские 82% населения страны. Из 89 регионов субъектов Российской Федерации в в 80 русских составляют большинство населения. На втором месте по национальному признаку стоят татары (3,7%), далее украинцы (3%), чуваши (1,2%). Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%.

Север и северо-запад европейской территории страны заселен народностями финно-угорской языковой группы: коми-пермяки, карелы, саамы. В Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири наряду с русскими проживает ряд народов и народностей, получивших свою автономию после Октябрьской революции 1917 г. , например, относящиеся к финно-угорской группе удмурты, мордва, марийцы и говорящие на языках тюркской группы татары, башкиры, чуваши и кумыки. Одним из самых многонациональных регионов России является Северный Кавказ, который населяют народы нахско-дагестанской языковой группы: чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, балкарцы, лакцы, даргинцы и абхазско-адыгской кабардинцы, адыгейцы, черкесы. Малочисленные народы Севера представлены самодийской группой. К ней относят ненцев, нганасан и селькупов. В центральной части Западной Сибири проживают народы финно-угорской группы ханты и манси. Населяющие территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока эвенки, эвены, нанайцы и удэгейцы составляют тунгусо-маньчжурскую группу. Чукчи, коряки, юкагиры, нивхи относятся к полиазиатским народам, а эскимосы и алеуты к особой семье, имеющей американоидные черты. В монгольскую группу входят буряты, проживающие на юге Восточной Сибири. К этой группе относят также и калмыков, населяющих юго-западную часть Поволжья.

Рассредоточенность размещения многих народов, их интенсивные контакты между собой и особенно с русскими способствовали прогрессам ассимиляции. Так,среди угро-финских народов наиболее рассредоточена этническая территория мордвы: лишь 1/3 её живёт на территории Мордовии. Среди всего населения Мордовии мордва составляет лишь около 1/3, остальное население в основном русские, немного татар и чувашей.

Специфика нынешнего этапа становления национальных отношений состоит в том, что тенденции, способствовавшие распаду Советского Союза, перекинулись и на Россию. Сепаратизм образованных суверенных республик проявился в стремлении к обособлению отдельных республик и регионов.

Эти объективные причины постоянно сохраняющегося напряжения на Кавказе усугубляются отсутствием четко сформулированной национальной политики в регионе. Конфликтная ситуация в регионе складывается между казачеством и национальностями, на территории которых оно проживает, что порождает проблему беженцев в Краснодарском, Ставропольском краях и Ростовской области и как следствие - рост социальной напряженности, безработицы и других негативных явлений.

Сложной является и проблема малочисленных народов Севера, численность которых в Европейской части России достигает 9,7 тыс. чел. Многие меры по социально-экономическому развитию этих народов не были до конца реализованы. Напряженная ситуация сложилась в обеспечении занятости населения, что является следствием неразвитой социальной инфраструктуры, острого жилищного вопроса, слабого развития промыслов и производств по переработке продуктов оленеводства, по изготовлению товаров народного потребления. В районах проживания малочисленных народов ухудшилась экологическая обстановка, состояние охотничьего и рыбного промыслов, сократилась площадь оленьих пастбищ.

Одной из задач государства является разрешение этих конфликтов.

Плотность населения РФ

Плотность населения - степень населенности конкретной территории, численность постоянного населения, приходящаяся на единицу площади. Она формируется в процессе исторического развития под влиянием уровня социально-экономического развития общества и природно-географической среды. Заселенность территории складывается в процессе хозяйственного освоения и выступает не только как один из факторов, способствующих размещению производства в данном регионе, но и является следствием экономического развития страны.

Средняя плотность населения Российской Федерации составляет 8,6 чел. на 1 км. Весьма неравномерно размешено население и внутри каждой части территория страны. 78,4% населения Российской Федерации концентрируется на территории Европейской части и Урала, занимающей 25,4% общей площади России. Плотность населения здесь составляет 36,7 чел. на 1 км, более чем в 4 раза превышая средние показатели заселенности по России. В то же время в Сибири и на Дальнем Востоке проживает 2 1,6% населения страны на площади, составляющей 74,6% всей территории России. Средняя плотность заселенности в 3,4 раза уступает средним показателям по Российской Федерации и составляет 2,5 чел. на 1 км.

Слабая освоенность территории европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока связана с природно-географическими факторами: суровыми природно-климатическими условиями и орографическими сложностями, а также с неразвитостью инфраструктуры.

Существенные различия в плотности населения наблюдаются и внутри федеральных округов. На уровне регионов по заселенности выделяется Центральный федеральный округ. Плотность населения здесь составляет 61,3 чел. на 1 км. В пределах региона особое место занимают Москва и Московская область с максимальной для России заселенностью - 320,8 чел. на 1 км. Высокая плотность населения отмечается на Северном Кавказе (средняя плотность составляет 49,6 чел. на 1 км) и в Центральном Черноземье (46,9 чел. на 1 км).

Максимальная для Урала плотность населения наблюдается в Челябинской области 41,8 чел. на 1 км. Причиной тому высокая концентрация промышленного производства. А наименьшая заселенность характерна для Курганской области 15,6 чел. на км как следствие недостаточного развития промышленного производства и земледелия.

Наименьшую плотность населения имеет Север 4,0 чел. на 1 км, что объясняется суровыми природно-климатическими условиями региона и недостаточным развитием промышленного производства.

На Дальнем Востоке проживает 5% численности населения страны при средней заселенности, более чем в 7 раз уступающей показателям в Российской Федерации (1,2 чел. на 1 км).

Крайняя неравномерность размещения населения Сибири и Дальнего Востока объясняется значительной удаленностью от развитых регионов страны, ограниченными возможностями развития транспортных магистралей и т.д.

Трудовые ресурсы РФ

Человеческие (трудовые) ресурсы мирового хозяйства - часть населения, обладающая физическими, умственными способностями, необходимыми для хозяйственной деятельности. В России в состав трудовых ресурсов включаются лица трудоспособного возраста (женщины - от 15 до 54 лет, мужчины - от 15 до 59 лет включительно) и работающие лица пенсионного возраста, но в них не включают инвалидов.

Население трудоспособного возраста состоит из: работающих, ищущих работу, учащихся, занятых только домашним хозяйством, военнослужащих срочной службы. Экономически активное население – это часть трудоспособного населения, которая включает работающих и ищущих работу + работающие пенсионеры.

Максимальное значение трудового потенциала характерно для Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов, Москвы, северной группы регионов Дальневосточного рaйонa. Именно здесь самые высокие зaрaботки, мaксимaльнa активность сферы обслуживания и мелкого бизнеса. Здесь проживают те кадры, которые хотят и способны легко приспосaбливaться к новым условиям.

Минимальный потенциал трудовой активности имеют регионы с большой численностью в структуре населения детей (Северный Кaвкaз, юг Сибири). Высокий консерватизм социальной структуры на Северном Кавказе не обеспечивает активному населению достаточного применения местах постоянного проживания. Поэтому они вынуждены искать приложение своей активности в других регионах России, возвращаясь, однако, на историческую родину после самореализации.

Трудовые ресурсы заняты в различных секторах и отраслях народного хозяйства. Структура занятости населения в разрезе отраслей экономики за последние годы говорит о том, что в России происходит ряд сложных процессов.

1. Возрастает доля занятых в отраслях нематериального производства с 29,4 до 31,3%.

2. Снижается доля занятого населения в промышленности (с 29,6 до 25,7%), строительстве (с 11 до 9,7%), науке и научном обслуживании (с 3,2 до 2,5%).

3. Увеличивается удельный вес занятого населения в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках (с 7,9 до 9,7%), кредитовании, финансах и страховании (с 0,7 до 1,3%), аппарате органов управления (с 2,1 до 2,5%).

Изменение структуры занятости по отраслям народного хозяйства и сферам приложения труда свидетельствует о развитии рыночных структур в экономике. Однако происходит сокращение численности занятых в науке и научном обслуживании.

Рынок труда - это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Он рассматривается как система общественных отношений, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование трудовых ресурсов.

Одним из наиболее общих факторов, влияющих на показатели труда в России, является то, что он формируется в условиях экономического кризиса, следствием которого является не только сокращение спроса на рабочую силу, возникновение безработицы, но и нарушение ранее существовавшей системы мотиваций к эффективной трудовой деятельности, приобретению профессий, росту квалификационного уровня.

К регионам с высоким уровнем безработицы относят Ивановскую, Псковскую, Ярославскую, Владимирскую, Костромскую и Архангельскую области, Ингушскую и Удмуртскую республики, Республику Калмыкию, Ненецкий автономный округ, т. е. те регионы, в которых значительную роль в экономическом развитии играют машиностроение, легкая промышленность, предприятия военно-промышленного комплекса.


Похожая информация.



Российская Федерация - многонациональное государство, в котором насчитывается более 100 национальностей и народностей. Основную часть составляют русские - 79,8% населения страны - и представляют наиболее многочисленную группу славянских народов, проживающих на российской территории. Они преобладают во всех регионах России, за исключением республик Северного Кавказа (Дагестан, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия, Чеченская, Ингушетия, Карачаево-Черкесская), Поволжья (Татарстан, Калмыкия, Чувашская и Марий Эл), Урала (Удмуртская, Башкортостан), Западной Сибири (Алтай), Восточной Сибири (Тыва), Дальнего Востока (Саха (Якутия)). Наиболее компактные места проживания русских - центральные, западные, частично северные области Европейской части Российской Федерации. В Орловской, Липецкой, Курской, Тамбовской, Рязанской областях более 90% населения составляют русские, а в Западной, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке численность русских достигает 80-85% численности населения этих регионов.
На втором месте по национальному признаку стоят татары (3,9%), далее украинцы (2%), чуваши (1,1%). Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%.
Север и северо-запад европейской территории страны заселен народностями финно-угорской языковой группы: коми-пермяки, карелы, саамы. В Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири наряду с русскими проживает ряд народов и народностей, получивших свою автономию после Октябрьской революции 1917 г. К этим национальностям принадлежат также относящиеся к финноугорской группе удмурты, мордва (эрзя и мокша), марийцы и говорящие на языках тюркской группы татары, башкиры, чуваши и кумыки.
Одним из самых многонациональных регионов России является Северный Кавказ, который населяют народы нахско-дагестанской языковой группы: чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, балкарцы, лакцы, даргинцы и абхазско-адыгской - кабардинцы, адыгейцы, черкесы. Малочисленные народы Севера представлены самодийской группой. К ней относят ненцев, нганасан и селькупов. В центральной части Западной Сибири проживают народы финноугорской группы - ханты и манси. Населяющие территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока эвенки, эвены, нанайцы и удэгейцы составляют тунгусо-маньчжурскую группу. Чукчи, коряки, юкагиры, нивхи относятся к полиазиатским народам, а эскимосы и алеуты - к особой семье, имеющей американоидные черты. В монгольскую группу входят буряты, проживающие на юге Восточной Сибири. К этой группе относят также и калмыков, населяющих юго-западную часть Поволжья.
Специфика нынешнего этапа становления национальных отношений состоит в том, что центробежные тенденции, способствовавшие распаду Советского Союза, перекинулись и на Россию. Сепаратизм образованных суверенных республик проявился в стремлении к политико-экономическому обособлению отдельных республик и регионов, полному пренебрежению общими интересами.
Наиболее сложным в этнокультурном отношении является Северный Кавказ, где проживает несколько десятков народов, принадлежащих к разным языковым группам, исповедующих различные религии, отличающихся традиционными способами хозяйствования и обычаями. Этот регион является одним из самых конфликтогенных в Российской Федерации. Политическая нестабильность и экономический кризис привели к открытым межнациональным столкновениям (конфликт между Северной Осетией и Ингушетией, вооруженный конфликт между Чечней и Россией, обострившиеся отношения между казачеством и народностями Северного Кавказа). Осложнившиеся межнациональные отношения имеют глубокие исторические корни. Одной из причин кризиса политической ситуации является сложившееся за годы Советской власти национальнотерриториальное устройство региона, доставшееся в наследство Российской Федерации. До 1920-х годов ни один из северокавказских народов не знал четко очерченных границ, так как не имел национальной государственности. Колонизация Кавказа в XIX в. сопровождалась установлением административного устройства без учета национальных признаков.
После Октябрьской революции в качестве исходного идеологического принципа формирования будущего административно-территориального устройства Советского государства был положен национальный принцип, предусматривающий право наций на самоопределение. Административные границы на Кавказе устанавливались произвольно и многократно пересматривались. Решения об их проведении носили волюнтаристский характер, т.е. без учета этнических границ и политической реальности.
Административно-территориальные изменения происходили на фоне чрезвычайно острой проблемы - ограниченности земельных ресурсов в горских округах. Ранее эти проблемы решали сами поселенцы. С определением границ проблемы спорных территорий стали рассматриваться на уровне вновь образованных республик.
Обострению межнациональных отношений способствовала политика государства в отношении чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев в период Второй мировой войны - их депортация в Казахстан и другие отдаленные регионы Советского Союза, сопровождавшаяся упразднением соответствующих автономных республик и национальных районов. Их территории были поделены между соседними республиками и краями. Таким образом, на основе центральной части Чечено-Ингушетии и Кизлярского округа Ставропольского края была образована Грозненская область РСФСР.
После реабилитации депортированных народов Северного Кавказа и возвращения горцев на родину из ссылки в основном были восстановлены границы национальных образований. Этническая избирательность депортации и нерешенные вопросы территориальной реабилитации осложнили отношения между кавказскими народами. К моменту начала перестройки несовершенство системы национально-административного деления территории Северного Кавказа усугубилось внутренними противоречиями социально-экономического характера, принявшими этнический характер и способствовавшими разрастанию конфликта между Чечней и Россией. Сходные процессы набирали силу и в западной части Северного Кавказа, в зоне проживания черкесских (адыгских) народов.
Объективные причины постоянно сохраняющегося напряжения на Кавказе усугубляются отсутствием четко сформулированной национальной политики в регионе. Конфликтная ситуация в регионе складывается между казачеством и национальностями, на территории которых оно проживает, что порождает проблему беженцев в Краснодарском, Ставропольском краях и Ростовской области и как следствие этого - рост социальной напряженности, безработицы и других негативных явлений.
Проблемы национально-государственного устройства России осложняются требованиями репрессированных в прошлом народов, одни из которых (немцы) настаивают на восстановлении своей государственности, другие (например, ингуши) - на расширении границ. Не прекращаются вооруженные конфликты, выливаясь в межэтнические войны.
Сложной является и проблема малочисленных народов Севера, численность которых в Европейской части России достигает 9,7 тыс. чел. Несмотря на то что в последние годы в развитии народов Севера достигнут определенный прогресс, из-за отсутствия достаточно действенного механизма самоуправления и хозяйствования многие меры по социально-экономическому развитию народов Севера не были до конца реализованы. Углубились диспропорции в половом составе населения - преобладает мужское население. Напряженная ситуация сложилась в обеспечении занятости населения, что является следствием неразвитой социальной инфраструктуры, острого жилищного вопроса, слабого развития промыслов и производств по переработке продуктов оленеводства, по изготовлению товаров народного потребления. В районах проживания малочисленных народов в связи с развитием добывающих отраслей хозяйства ухудшились экологическая обстановка, состояние охотничьего и рыбного промыслов, сократилась площадь оленьих пастбищ. Поэтому переход к рыночной экономике выдвинул в число приоритетных задач создание действующего механизма социальной защиты малочисленных народов Севера.
Существующая система управления национальными отношениями подчинена задаче регулирования их в рамках федеративных отношений. С ее помощью осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Федерации. Однако такая система управления имеет недостатки. Фактически она не в состоянии непосредственно регулировать национальные и межнациональные отношения: федеральные органы не располагают механизмом воздействия на межнациональные отношения в рамках самих субъектов Федерация. К тому же положение осложняется тем, что республики и автономии, будучи национальными государствами и национально-государственными образованиями по своему конституционному статусу, представляют собой не моно-, а многонациональные территории.
Управление национальными отношениями представляет собой процесс направленного воздействия властных структур на всю совокупность общественных условий жизнедеятельности нации. Эффективность управления может быть обеспечена только на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций развития национальной жизни. Опираясь на них, можно вести поиск оптимальных социально-экономических решений, оказывающих воздействие на межнациональные отношения, регулировать процесс их развития.
Важное значение в процессе управления национальными отношениями имеет использование инструментария регулирования этих отношений, позволяющего выявить узлы межэтнических противоречий и разработать варианты их разрешения в интересах оптимального развития нации, межнационального сотрудничества.

Национальный состав России формируется с помощью опроса людей в процессе переписи населения.

Количество жителей России — 142 856 536 человек.

Подтвердили национальную принадлежность более 137 миллионов людей.

Что такое российская нация

Такое название имеет письменную формулировку. Его можно увидеть в словаре терминов в сфере государственной политики. Российская Федерация там именуется «государством, которое имеет многообразный состав жителей и отличается значительной региональной особенностью».

Российская нация определяется следующим образом: гражданско-политическая народность, объединенная на базе исторической и этнической российской государственности.

Её жители имеют одинаковые права, совместные ценности, ощущение принадлежности ко всему населению, обязательства и единства.

Список всех национальностей в РФ

Проживают на постоянной основе семь наций, количеством больше чем 1 000 000 представителей. Это русские, татары, украинцы, чуваши, башкиры, армяне, чеченцы. Больше всего проживает коренных россиян. Второй по численности считается татарский народ (3,83%) и люди из Украины (2,03%). Возросло количество чеченцев на 5,23%, армян на 4,59%.

Список национальностей представлен в таблице:

Крупнейшие народы России

В России живет более 180 народов. Существуют специальные атласы для детей, где представлены названия народностей с картинками и описанием.

Основа жителей РФ состоит из русских. Затем идут татары.

Также можно выделить группы народов. Самая масштабная группа – это славяне.

Вообще РФ населяют представители 9 языковых семей, которые отличаются по языку, укладу жизни и культуре.

К самым многочисленным национальностям, которые проживают в России, относятся:

  • русские — больше 110 000 000 людей;
  • татары — 5,4 миллиона;
  • украинцы – 2 000 000;
  • башкиры – 1,6 миллиона;
  • представители Чувашской Республики – 1,4 миллиона;
  • люди из Чеченской Республики – 1,4 миллиона.

Малые народы России

Это представители финно-угорской, самодийской, тюркской, сино-тибетской группы. Еще проживают кереки (несколько людей), народ водь (64), энцы (277), ульты (300), чулымцы (350), алуеты (500), негидальцы (500), орочи (60). Все эти малочисленные этносы озадачены проблемой выживания.

Карта народов России — расселение по территории РФ

Население государства распределено неоднородно. Количество национальностей, живущих в РФ, и то, как они располагаются по всему государству, четко видно на карте, изображенной внизу.

Карта народов России (для увеличения нажмите)

Большая часть живет в столице, Питере, Красноярске, Новороссийском и Приморском регионах, центральной части страны.

Русские, татары и украинцы живут на юго-западе страны. Много представителей из Украины находятся в Чукотском и Ханты-Мансийском областях, в Магадане.

Остальные славяне расселяются неоднородно. Но значительное количество поляков проживает только в Омской области. Белорусов много в столице, Санкт-Петербурге, Калининграде, Карелии, Ханты-Мансийске. В азиатской части также проживает много диаспор.

Языковые семьи и группы

Наиболее большая языковая семья, проживающая в Российской Федерации – индоевропейская. Она представлена главным образом славянскими языками. Они появились задолго до нашей эры.

Также в РФ проживают люди, владеющие индоарийским языком, который принадлежит европейской семье. У данных групп есть сходства. Индоиранские особенности присутствуют в финно-угорской речи, потому что последние на протяжении тысячелетий проживали рядом с индоиранцами.

Алтайская языковая семья на 2-м месте по количеству носителей после индоевропейской. Праалтайский язык включает в себя тунгусо-маньчжурский, тюркский, монгольский, японский и корейский язык. В Российской Федерации часто можно услышать носителей башкирского, татарского, якутского, чувашского, хакасского языков.

Тунгусо-маньчжурская группа состоит из эвенкийского, эвенского, негидльского языков. Они стремительно исчезают.

Уральские языки состоят из трех больших категорий: финские, угорские и самодийские языки.

Самодийский представляет пратюркские и праенисейские контакты. Самодийские языки исчезают, их практически уже нет.

На финском разговаривают карелы, ижорцы, вепсы, коми, водь, марийцы, мордва, удмурты, саамы. Люди из Венгрии преимущественно разговаривают на угорском.

Северокавказская языковая семья объединила 2 категории: абхазо-адыгскую и нахско-дагестанскую. К одной из них относится хаттский язык, ко второй хуррито-урартские языки. Они содержат более 40 языков. На них говорят в Чечне, Дагестане, в западной Азии и северной части Африки.

Наша страна – это многонациональное государство. Эта информация зафиксирована в Конституции. Безусловно преобладают русские, но, помимо них, здесь проживают больше чем 180 национальностей, которые имеют равные права и обязательства.

mob_info