Главные проблемы экономики что как для. Основные вопросы экономики. Как распределяется продукция

Тест по обществознанию Главные вопросы экономики для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Экономика. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 3 задания.

1. Один из главных вопросов экономики

1) где производить?
2) кто производит?
3) как производить?
4) зачем производить?

1) К. Маркс
2) Б. Шоу
3) Д. Рикардо
4) А. Смит

3. Верны ли следующие суждения о роли государства в эко­номике?

А. Государство воздействует на экономические отношения через правовое регулирование.
Б. Государство воздействует на экономические отношения через кредитно-денежную систему.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. Какой из названных вопросов не относится к основным вопросам экономики?

1) что производить?
2) как производить?
3) для кого производить?
4) где производить?

5. Для традиционной экономики характерно, что государство

1) не вмешивается в экономические отношения
2) полностью контролирует экономику
3) обеспечивает в рамках права экономический порядок
4) жёстко регулирует производство, обмен и распределе­ние продукции

6. Экономическая система, в которой обычаи определяют прак­тику использования ограниченных ресурсов, называется

1) традиционной
2) рыночной
3) командной
4) административной

7. Основу рыночной экономики составляет __________ собственность на средства производства.

1) частная
2) личная
3) коллективная
4) государственная

8. Экономическая система, в которой экономические реше­ния принимаются государством, выступающим организа­тором хозяйственной деятельности общества, называется

1) рыночной
2) традиционной
3) командной
4) государственной

9. Способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, называется

1) традиционной экономикой
2) рыночной экономикой
3) командной экономикой
4) смешанной экономикой

10. Верны ли следующие суждения о типах экономических систем?

А. Коренные отличия между типами экономических сис­тем состоят в форме собственности на экономические ресурсы.
Б. Отличия между типами экономических систем заклю­чаются в способе, посредством которого координирует­ся и управляется экономическая деятельность.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Как известно, в США и Японии господствует част­ная собственность на факторы производства. (2) Однако роль государства в экономической системе столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе в отношении этих государств. (3) В Северной Корее же частная собственность полностью ликвидирована, а госу­дарство распределяет все ограниченные ресурсы. (4) Та­ким образом, это государство, по-нашему мнению, следу­ет полностью отнести к государствам с командной системой экономики.

Определите, какие положения текста

А) отражают факты
В) выражают мнения

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «экономическая система».
Рыночная, командно-административная, традиционная, хозяйственная, централизованная.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Вставьте пропущенное понятие: Командная экономиче­ская система предполагает ликвидацию __________ собственности на факторы производства.

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Конечно, научно-технический прогресс пытается решить проблемы ограниченности __________(1), находя и осваивая новые виды __________(2) (примером может служить атомная энергетика, солнечные батареи и т.д.), повышая эф­фективность использования имеющихся ресурсов. Однако в целом это не снимает проблемы и объём произведённых ___________(3) и услуг всегда ограничен. Вместе с тем, __________(4) людей меняются качественно и количествен­но, и для их удовлетворения обществу необходимы экономи­ческие ресурсы в возрастающем объёме и высокого качества. То есть экономические ресурсы ограничены относительно потребностей людей, и научно-технический __________(5) не в состоянии устранить эту ограниченность. Отсюда вытекает проблема экономического выбора, то есть поиск и предпочтение наилучшего варианта использования ресурсов, при ко­тором достигается максимальное удовлетворение потребностей при определённых __________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) экономия
Б) затраты
В) товар
Г) потребность
Д) прогресс
Е) энергия
Ж) ресурс

1. Прочитайте отрывок из статьи Е.М. Примакова «2007 год. Прощание с псевдолибералами» и выполните задания.

«Противники государственного участия в развитии экономи­ки сегодня сконцентрировались на вопросе: не слишком ли большая роль отводится государству в российском рыночном хо­зяйстве? Действительно, государство вернуло контроль над Газ­промом, приобрело активы ЮКОСа и Сибнефти, является глав­ным акционером Сбербанка и Внешторгбанка, монополистом в экспорте вооружений. А теперь, в 2007 году, созданы мощные государственные корпорации в различных областях экономики.
Не думаю, что такое наращивание государственного участия в производстве отбрасывает страну назад. Специфика перехода к рыночному хозяйству в России привела к тому, что вырос­шая не из производства и не из научно-технических прорывов преобладающая часть крупных бизнесменов погрузилась в сказочно прибыльную добычу энергоносителей. В создавшихся ус­ловиях лишь государственное участие в экономике оказалось способным обеспечивать её отход от односторонней сырьевой ориентации, которая уготавливала ей незавидное будущее вто­ростепенного члена мирового сообщества. Начавшаяся пере­стройка структуры экономики уже отразилась в том, что в 2007 году почти две трети ВВП были созданы за счёт внутрен­него фактора — строительства, торговли, обрабатывающей промышленности. …
Негативно сказывается и тот факт, что мы задержались с признанием необходимости промышленной политики, начисто отвергаемой сначала псевдолибералами, а за тем и их последо­вателями. А такая политика означает стимулирование — в том числе бюджетное — развития национально значимых от­раслей и производств, которые отстают или деградировали. Проблема выработки промышленной политики не снята и се­годня. Оценивая экономические результаты 2007 года, можно прийти к выводу, что сделано недостаточно для создания льготных условий, поощряющих предпринимателей инвести­ровать в инфраструктуру и обрабатывающую промышлен­ность, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, внедрять но­вации в производство. Следовало бы уделить больше внимания увеличению капитализации банков, сдерживанию роста тарифов естественных монополий. Сконцентрировав­шись хоть и на важных, но фискальных функциях, прави­тельственные финансисты, как правило, не стали инициато­рами использования экономических рычагов для решения этих важнейших стратегических задач для России».

1) Напишите определение понятия «смешанная экономика» и проиллюстрируйте его двумя примерами из текста.

2) Используя текст, напишите два положения, объясняющие, почему должна существовать государственная поддержка предприятий.

2. В государстве Н. накануне выборов депутаты парламента предложили установить строго фиксированные цены на продукты первой необходимости (хлеб, молоко и т.д.). Спрогнозируйте, к чему может привести выполнение дан­ного решения. Всего напишите не менее трёх последствий.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Не к деньгам стремится умный бизнесмен. Он стре­мится к полному, гармоничному тождеству усилий и результата» (С. Довлатов).

2. «Капитал — это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы умножить своё богатство» (А. Маршалл).

3. «Первое правило бизнеса — поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой» (Ч. Диккенс).

Ответы на тест обществознанию Главные вопросы экономики
Часть 1
1-3, 2-4, 3-3, 4-4, 5-4, 6-1, 7-1, 8-3, 9-2, 10-3
Часть 2
1. АБАБ
2. хозяйственная
3. частной
4. ЖЕВГДБ

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этого положения является постановка трех основных вопросов экономики.

1. Что производить , т.е. какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве в данное время;

2. Как производить , т.е. при какой комбинации ресурсов, и с использованием какой технологии будут произведены товары;

3. Для кого производить , т.е. кто будет оплачивать данные товары и услуги, кто будет извлекать из них полезные свойства, и как будет распределяться доход общества.

При решении вопроса «что производить?» воспользуемся кривой производственных возможностей.

Кривая производственных возможностей (кривая трансформации ) - это графическое изображение различных комбинаций производства благ при максимальном использовании имеющихся ресурсов и существующем уровне технологии.

Рассмотрим пример:

Изобразив данные на графике, получим кривую производственных возможностей (рис. 1).

Рис. 1. Кривая производственных возможностей

На графике изображена кривая производственных возможностей, каждая точка которой показывает количество товара X , производимого при полном использовании всех имеющихся ресурсов, взамен товара Y . Точки А, Е и F представляют производственные возможности общества в производстве товаров X и Y . Точка B показывает, что производство организовано неэффективно и есть неиспользованные ресурсы, например рабочая сила. Точки C и D показывают уровень производства, недостижимый при данной технологии. Такая «сверхэффективность» в условиях ограниченных ресурсов возможна лишь при усовершенствовании технологии.

Данный пример иллюстрирует концепцию альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же времени или тех же ресурсов.

Альтернативная стоимость равнозначна следующим понятиям: цена замены, альтернативные издержки, вмененные затраты, издержки упущенных возможностей, упущенная выгода, стоимость наиболее предпочтительного варианта.

Альтернативные издержки продукта Х рассчитываются по формуле:

АИ Х = ,

где - сокращение выпуска продукта У , а - увеличение выпуска продукта Х .


Если У(Х) - уравнение границы производственных возможностей, то альтернативные издержки продукта Х равны модулю значения производной этой функции. Аналогично определяют альтернативные издержки продукта У .

Форма кривой производственных возможностей связана с влиянием экономического закона повышающихся вмененных издержек при увеличении производства какого-либо товара или услуги.

Закон повышающихся вмененных издержек гласит: по мере того как экономика производит все больше данной продукции, альтернативные затраты производимой дополнительной единицы, выраженные в возможностях производства другой продукции, растут.

Решение вопроса «как производить?» связано с выбором определенной технологии и необходимых ресурсов. Процесс производства рассматривается как преобразование ресурсов в продукты. Технологическая зависимость между структурой затрат ресурсов и максимально возможным выпуском продукции выражается с помощью производственной функции.

Производственная функция - зависимость между заданным объемом производства и затратами факторов производства.

В зависимости от цен на ресурсы и используемых технологий производители выбирают различные комбинации ресурсов. Поиск наиболее дешевого пути создания продукта составляет важную часть их деятельности. Эта проблема стоит и перед всей экономикой, так как от ее решения во многом зависит эффективность народного хозяйства.

Ключевым соображением при принятии решения о том, как производить, является эффективность распределения ресурсов или эффективность Парето.

Эффективность Парето - это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую. Когда эффективность достигнута, то большее количество товара может быть произведено ценой потери возможности производить что-то еще, если факторы производства и знания неизменны. Однако эффективность производства можно увеличить при улучшении общественного разделения труда. Его важными характеристиками являются специализации и кооперация, позволяющие учитывать сравнительные преимущества в производстве товара.

Сравнительное преимущество - это способность производить товар или услугу по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Третий ключевой вопрос экономики - это распределение произведенного продукта между членами общества. Он может рассматриваться как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Эффективность в распределении - ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующего количества благ удовлетворить желание одного человека более полно, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека.

Справедливость в распределении трактуется по-разному.

Выделим три концепции:

1. Уравнительное распределение;

2. Распределение на основе принципа «по труду»;

3. Распределение в зависимости от вклада в производство экономических ресурсов (например, пропорционально вложенному в дело труду и капиталу).

Вопросы что, как и для кого производить являются основными и общими для всех типов хозяйств, но разные экономические системы решают их по-своему.

Вопрос №1. Основные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? Проблема ограниченности ресурсов в современной экономике.

экономический деньги ликвидность эффективность

Проблема эффективности - основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных экономических ресурсов с целью наибольшего или максимального удовлетворения безграничных потребностей общества (цель производства). Таким образом, экономическая наука - это наука об эффективном использовании ресурсов.

Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц ограниченных ресурсов, которые применяются в процессе производства и полученным в результате этого процесса количеством какого - либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты - выпуск».

Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственный субъект должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.

ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ - это принятие решения о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

КАК ПРОИЗВОДИТЬ - это принятие решения о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ - это проблема, решающая кому достанутся произведённые блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель.

Первая проблема - «Что производить?», определяется голосованием посредством денег покупателя. О спросе на товар "Н" свидетельствует вполне приличная цена. Другого побудительного мотива к его производству не нужно. Покупатель проголосовал ценой за товар.

Вторая проблема - "Как производить?", определяется конкуренцией между товаропроизводителями. Чтобы "выжить" и иметь прибыль, надо снижать издержки или поддерживать их на минимальном уровне. Для этого надо постоянно находить более эффективные методы ведения хозяйства. Не последнее место в этом соперничестве занимает и качество производимой продукции или услуги. Как видим, в рыночном механизме выгода личная оборачивается в выгоду для всего общества.

Третья проблема - "Для кого производить? ", разрешается соотношением спроса и предложения. Рынком управляет потребитель, уровень техники и организации производства. Потребитель своим спросом указывает, куда направить ресурсы. Производитель устанавливает свои цены на товары и услуги на основе издержек производства, а также перемещает свои капиталы из одних отраслей в другие в зависимости от получаемого дохода.

В рыночной системе есть определенный порядок: все нежизнеспособное, не пользующееся спросом, малоэффективное отбрасывается. И тот, кто не сумел оценить рыночную коньюктуру, обречен на разорение.

Вопросы: "Что? Как? Для кого производить?" не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены. При неограниченных возможностях и полном удовлетворении человеческих потребностей не имело бы большого значения перепроизводство какого-либо товара. Но высокий уровень производства всегда влечет за собой высокий уровень потребления. Каждый из нас знает, что предметы, окружающие нас в быту, далеко выходят за границы минимально необходимых для поддержания жизни. Потребности растут быстрее наших возможностей.

Рассмотренная классификация способов разрешения триединой задачи: "Что? Как? Для кого производить?" в известной мере условна. В действительности командно-административные методы могут сочетаться с использованием системы цен, с элементами рыночной экономики, а также учитывать сложившиеся в данном обществе традиции и обычаи. Не всемогущ и рынок. Он не может решить всех человеческих проблем, а иногда дает и неприемлемые решения.

Человечеству постоянно приходится решать фундаментальную экономическую проблему: как удовлетворить постоянно растущие потребности при ограниченности ресурсов? Потребности людей всегда остаются основным побудительным мотивом развития экономических систем. Поскольку потребности и желания людей не имеют границ, а ресурсы всегда ограничены, то каждый человек и общество в целом стоит перед выбором. Неограниченность потребностей и ограниченность ресурсов ставит перед обществом три главных вопроса:
ЧТО нужно производить и в каком количестве?
КАК и кто должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологии?
ДЛЯ КОГО производятся товары и услуги, как они будут потребляться?

На эти вопросы должно ответить любое общество независимо от его экономической и политической структуры. Перед каждым производителем стоит главный вопрос: что производить? Необходимо определить, какие товары или услуги привлекут потребителя. От правильного ответа на этот вопрос зависит непрерывность реализации товара. Как производить – для предприятия при наличии конкуренции означает поиск путей снижения издержек, чтобы удержаться на рынке, возможные комбинации факторов производства при данном объеме ресурсов и существующем уровне техники. Для кого производить предполагает определение величины и уровня доходов потребителей и реальных возможностей предложения. Поступающие от продажи деньги превращаются в заработную плату, налоги государству, дивиденды акционерам, новое оборудование, т.е. возвращаются к потребителям. Образуется замкнутый экономически цикл.

Что производить, как производить и для кого производить товары и услуги зависит от обладания и рационального использования определенных ресурсов Они являются необходимыми компонентами для деятельности предприятий в любой отрасли. Страна должна обладать полезными ископаемыми, предприятиями, транспортом, квалифицированной рабочей силой, денежными средствами и др. Ресурсы являются исходной и основной предпосылкой создания благ. Для удовлетворения потребностей необходимыми производственные ресурсы, на базе которых создаются потребительские блага. Те ресурсы, которые используются для создания благ, называют факторами производства.

Проблему ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей призвана решать экономическая наука, которая представляет собой совокупность объективных знаний, изучающих деятельность человека, связанную с необходимостью создания экономических благ для наиболее полного удовлетворения потребностей людей при ограниченности ресурсов.

Удовлетворении экономических потребностей обуславливает создание всего того, в чем нуждается человек. Это прежде всего производство благ, необходимых для физического, психического и социального комфорта. Они являются побудительным мотивом экономической деятельности и имеют покупательную силу. Человек нуждается в средствах существования (питании, одежде, жилье и др), а также в путешествиях, украшениях, развлечениях и др. Предприятию необходимы орудия и предметы труда для производства товаров и услуг.

Обычно потребности делят на низшие (материальные) и высшие (духовные). Пропорции между ними изменяются, т.е. структура потребностей находится в постоянном развитии. Эта зависимость связана с доходами населения. По способу удовлетворения потребности подразделяются на индивидуальные, которые человек может удовлетворить сам (телевизор, холодильник, продукты питания и др.), и коллективные, требующие больших затрат (строительство школ, дорог, охрана общественного порядка др.). В реальной действительности потребности принимают форму интереса. В зависимости от носителя интересов они выступают как общественные, коллективные и личные. Существуют интересы национальные интернациональные, общегосударственные и региональные, групповые и семейные и т.д.

Особенностей потребностей является их постоянный рост и изменения по структуре, качеству и количеству. В обществе возникают новые потребности и отмирают старые. Появляются новые товары и новые желания у людей. Растет численность населения, что неизбежно требует увеличения массы создаваемых материальных и духовных благ. В экономической литературе эта тенденция сформулирована в законе возвышения потребностей. Рост потребностей всегда опережает возможности производства и не совпадает с уровнем фактического потребления. В обществе существует противоречие между безграничностью потребностей и ограниченными возможностями их полного удовлетворения. Это противоречие разрешается на каждом конкретном этапе ростом производства. Непрерывное увеличение потребностей является побудительным мотивом для создания необходимых благ. В результате использования факторов производства (экономической деятельности) создаются экономические блага. Они всегда ограничены и являются объектом экономической деятельности людей. Кроме экономических, существует еще даровые блага.

Благо – это материальный или нематериальный (духовный) предмет, способный удовлетворять определенную потребность. Эти дары природы, продукты и др. Экономические блага можно классифицировать по различным признакам. Если благо имеет вещную форму, то его называют продуктом. Как известно, большая часть производимых благ для личного потребления. Они называются частными благами. Например, одежда. Однако существует блага, которые потребляются одновременно многими лицами и их потребление не ущемляет интересы одних лиц в пользу других. Такие блага называют общественными. К этому типу благ относят общественную безопасность страны, образование, здравоохранение, парки, дороги и др. большая часть такого рода благ представляется пользователям без непосредственной их оплаты. Ряд услуг (пользование государственными транспортными средствами, снабжение электроэнергией и теплом, оказание других услуг) оплачивается непосредственно потребителями. Оборона страны не может функционировать на частной основе, поскольку все понимают, что она нужна, но никто не станет платить за ее содержание. Поэтому в любом обществе существует необходимость совместного решения проблем, которые касаются исключительно всех. Объемы и степень пополнения запасов различных благ характеризует их ограниченность и выражается понятием «редкость». В экономике это термин применяется в совокупности с потребностью и как синоним понятию «ограниченность».

Анализ потребностей имеет не только теоретические, но и практическое значение. Хотя потребности не следует отождествлять со спросом, однако эти категории связаны между собой. Потребности управляют спроса. Не существует спроса без потребностей. Каждый производитель должен найти рыночную нишу неудовлетворенных потребностей. Он должен определить объем и структуру потребностей, которые он вынужден затратить на покупку одного товара пи желании купить несколько. Потребитель стремится распорядиться своими ограниченными доходами с наибольшей выгодой (полезностью) для себя. А это предполагает учет общественной стоимости (рыночной цены). Потребитель должен отдать предпочтение конкретному товару. Если два товара обеспечивают одинаковый уровень полезности, то потребитель безразличен к комбинациям двух благ. На их основе строится кривые безразличия. Благо, которое является предметом купли-продажи на рынке, будет пользоваться спросом лишь в том случае, если обладает двумя свойствами:

Полезностью (потребительной стоимостью), т.е.способностью удовлетворять человеческие потребности;

Ценой, которая соответствует сложившийся общественной норме. Употребляя термин «товар», люди подразумевают материальные предметы (холодильник, одежда, газ, автомобиль, компьютер и т.д.). Но это понятие охватывает также и услуги консультанта, парикмахера, танкиста, брокера, страхового агента, водителя и т.д. происходит купля-продажа «невидимых» благ.

По типу потребления товары или рыночные блага можно разделить на товары индивидуального потребления (потребительские товары) и товары для предприятий и организаций (средства производства).

Потребительски товары предназначены исключительно для индивидуального потребления и делятся на три группы:

Товары повседневного спроса (краткосрочного пользования). К ним относятся легкодоступные, дешевые, которые охотно покупают потребители (продукты питания, стиральный порошок, вспомогательные материалы и др.). Сюда относят часть услуг (ксерокопирование, стирка одежды). На данном рынке велика роль привычки, поскольку это хорошо знакомые товары, и цена здесь не имеет особого значения.

Товары длительного пользования (одежда, автомобиль и др.). Они требуют от потребителя серьезных размышлении и затрат времени. Здесь большую роль играют цена, качество, стиль.

Товары специального ассортимента. Покупателя привлекают, прежде всего, потребительские характеристики товара.

Товары для предприятий и организаций (средства производства) делятся на две группы:

Товары кратковременного пользования. Это относительно дорогие товары и услуги, которые обычно потребляются в течение одного года (сырье, материалы);

Капитальные товары, которые являются относительно дорогими, имеют продолжительный срок службы и используются предприятиями. Покупка их планируется заранее и предполагает наличие альтернативных вариантов (оборудование, станки и др.)

Потоки товаров и услуг в экономике всегда опосредуются движением денег. В деньгах нуждаются домашние хозяйства, предприятия, государство для приобретения необходимых товаров и услуг, оплаты труда и необходимых материалов и т.д. В процессе кругооборота деньги выступают, с одной стороны, денежным эквивалентом национального объема производства, а с другой стороны, они представлены в форме заработной платы, платы за аренду, ренты, процента и прибыли, величина которых определяется рыночными ценами.

Человечеству приходится делать выбор в мире экономики на каждом шагу. Люди вынуждены постоянно искать ответы на несколько главных вопросов экономики:

  1. Что и в каком количестве производить, т. е. какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?
  2. Как производить, т. е. какой из способов изготовления благ с помощью имеющихся ограниченных ресурсов следует применить?
  3. Каким образом распределять произведенные товары и услуги, т. е. кто может претендовать на их получение в свою собственность?

Отвечая на первый вопрос, люди в конечном счете распределяют ограниченные ресурсы между производителями различных благ. Скажем, если мы решили из имеющегося у нас металла изготавливать холодильники, то металл поступит на предприятия, которые производят холодильники, а не кухонные плиты. И плиты произведены не будут.

Решая, «как производить», люди выбирают предпочтительные для них способы (технологии) изготовления того набора благ, который явился ответом на вопрос «что производить?». Например, любимый в России продукт питания - картофель - можно выращивать на подсобных участках, используя преимущественно ручной труд и природные удобрения. Но то же количество картофеля можно получить в крупных аграрных предприятиях с применением мощной сельхозтехники и минеральных удобрений, производимых химической промышленностью.

Каждый из возможных вариантов технологических решений предполагает свою комбинацию и масштабы использования ограниченных ресурсов (один более трудоемок, другой более энергоемок, третий требует большего капитала и т. д.).

Ограниченность экономических ресурсов, а также многовариантность их использования определяют, с одной стороны, диапазон, в котором человек, фирма или страна в целом могут принимать решения, и экономические последствия реализации выбранного решения - с другой.

Чтобы представить проблему выбора более наглядно, экономическая наука пользуется специальным графиком, который называется кривой производственных возможностей. Она состоит из множества точек, каждая из которых соответствует одной из комбинаций объемов выпуска различных благ при условии полного использования ресурсов, имеющихся у страны. Чем больше у страны ресурсов, тем больший объем каждого из благ, конкурирующих за ресурсы, можно произвести и тем дальше проходит эта кривая от начала координат.

Проблема, которую приходится решать каждый день любой фирме и любой стране: какой набор благ производить из бесчисленного множества возможных вариантов, доступных при имеющихся ресурсах и технологии производства.

Для простоты предположим, что экономика страны может производить всего два вида благ: танки, необходимые для защиты страны от врагов, и грузовики для перевозки мирных грузов. И тот и другой вид благ производится из металла, ресурсы которого всегда, в любой момент времени ограничены и известны.

Мы можем пустить весь имеющийся металл на производство танков и тогда не изготовим ни одного грузовика. Этот вариант на графике обозначает точка В. Или, напротив, потратить весь металл на грузовики, остановив все танковые заводы (точка С).

Наконец, что более реально, мы можем часть металла направить на танковые заводы, а часть - на заводы по производству грузовиков. Тогда мы получим некоторую комбинацию масштабов выпуска обоих видов продукции. Например, если на производство танков пойдет большая часть металла, то мы получим комбинацию, которой соответствует точка D. Направив же большую часть металла на производство грузовиков, мы получим, скажем, комбинацию выпусков, которой соответствует точка Н.

В реальной действительности таких комбинаций выпуска альтернативных видов благ, конкурентно производимых из одних и тех же видов ресурсов, может быть множество.

И потому выбор лучшего варианта - задача всегда непростая, требующая сопоставления, взвешивания ценности различных ресурсов. Для ее решения экономисты разработали специальные, иногда весьма изощренные методы, которым обучают в вузах и бизнес-школах.

Отвечая на вопрос: «Каким образом распределять изготовленные блага?» - люди, по сути дела, решают, кому сколько благ должно достаться в конечном итоге. Должны ли все получить поровну или нет? А если не поровну, то кому сколько? И если кому-то можно и нужно выделить благ больше, чем другим, то на сколько больше? И как осуществить такое распределение, не вызывая в людях озлобления из-за несправедливости различий в комфортности жизни?

За свою историю человечество пробовало отвечать на этот экономический вопрос, опираясь на следующие принципы:

  • право сильного - лучшее и в большем объеме получает тот, кто может отобрать блага у слабейшего силой кулака или оружия;
  • принцип уравнительности - каждый получает примерно поровну, чтобы «никому не было обидно»;
  • принцип очереди - благо достается тому, кто раньше занял место в очереди желающих это благо получить.

Жизнь доказала пагубность использования этих принципов, поскольку они подрывают интерес людей к более производительному труду. Ведь даже если трудиться лучше других и получать за это больше них, то приобретение желанного блага совсем не гарантировано. Поэтому в подавляющем большинстве стран мира (и во всех богатейших странах) сегодня преобладает сложный механизм рыночного распределения, в основе которого лежит денежный принцип распределения - благо достается тому, кто способен за него уплатить цену, устраивающую продавца.

mob_info