Платные парковки в казани окупились за счет штрафов. Суд в казани решил, что авансом за парковку можно не платить Способы оплаты парковки в Казани

Вахитовский райсуд встал на сторону водителей, которые не хотят оплачивать уличную парковку авансом. Он удовлетворил жалобу автовладелицы на постановление городской административной комиссии, приговорившей ее к штрафу в 2,5 тыс. рублей якобы за неоплату парковки, хотя женщина ее оплатила - но не вперед, а по факту. Решение суда об отмене штрафа вступило в законную силу.

Я пользовалась услугами платной парковки в центре неоднократно и всегда платила постфактум, - рассказала корреспонденту «Вечерней Казани» юрист Майя Мазо. - Потому что, во-первых, просто не знала, что действующие в Казани правила требуют вносить плату вперед, ведь их полный текст на парковках не вывешен. А во-вторых, это просто нелогично, ведь не всегда точно знаешь, сколько времени твой автомобиль проведет на парковке. Прежде мне штрафов из-за оплаты по факту не приходило.

Как выяснилось, штрафы не приходили только потому, что автомобиль Мазо не попадал в объективы камер парковщиков. А 30 апреля, когда Майя оставила свой автомобиль на платной муниципальной парковке №117 на улице Дзержинского и ушла прогуляться по набережной, они его засекли. Спустя примерно час Мазо вернулась и расплатилась за парковку, отправив СМС с телефона, а спустя два месяца получила по почте постановление о штрафе за неуплату… При этом уплаченные деньги ей не вернули, то есть фактически плату за парковку МУП «Организатор городского парковочного пространства» приняло!

Суть муниципальной услуги и ее правовая природа состоят в том, чтобы создавать блага для населения. Но организация оплаты муниципальных парковок в Казани этой сути решительно противоречит! Это никакое не благо, это вообще ненормально - создавать людям дополнительные сложности при пользовании парковкой, вынуждая их, по сути, отказываться от поездок в центр под страхом штрафа, который может прийти, даже если ты за услугу добросовестно заплатил, - сделала вывод юрист.

В своей жалобе в суд она привела целый ряд доводов, по которым оплату парковки постфактум нельзя считать административным правонарушением, но суду оказалось достаточно одного, главного: статья 3.16 КоАП РТ «Неуплата за размещение транспортных средств на платной муниципальной парковке» предусматривает ответственность за неуплату, а парковка оплачена.

Майя Мазо ссылается на опыт Европы, где плату вперед требовать не принято: «В Испании, например, на платной парковке кладут под стекло квитанцию, в которой сказано, что штраф грозит, если парковка не будет оплачена в течение двух дней».

Так надолго откладывать оплату парковки в Казани вряд ли стоит, - считает региональный представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) в РТ Рамиль Хайруллин. - Но внести в правила пользования парковками изменения, предусматривающие оплату по окончании стоянки, то есть после того, как услуга получена, просто необходимо. Во-первых, в статье 3.16 КоАП РТ ничего не говорится о сроках внесения платы, во-вторых, брать деньги за неоказанные услуги незаконно и недопустимо, а именно так и получается, когда мы оплачиваем парковку вперед с банковской карточки или сотового телефона. Ведь при этом излишне уплаченные деньги не возвращаются, в отличие от оплаты с мобильного приложения, пользоваться которым могут не все водители. Однако мы пока в суд по этому поводу обращаться не будем - нужно вначале подкрепить будущий иск ФАР судебной практикой. Для тех, кто, подобно Майе Мазо, будет оштрафован за то, что оплатил парковку по окончании пользования ею, мы подготовим и вывесим на своем сайте образец судебной жалобы и будем накапливать информацию о прецедентах.

Перед тем как выбрать, как оплатить парковку в Казани, нужно знать цену услуги. Один час стоянки стоит от 30 до 70 рублей. Бесплатная остановка допускается для посадки и высадки пассажиров не более чем на 15 минут.

Есть время, когда пользоваться парковочными местами можно бесплатно. Это выходные, праздничные и будние дни после 21.00. В остальное время придется оплачивать возможность пользования парковкой.

Важно! Нарушителям придется раскошелиться. Штраф за нарушение правил составляет 2 500 рублей. Платные парковки введены для того, чтобы разгрузить центр города от автомобильного транспорта.

Способы оплаты парковки в Казани

Подтвердить адрес электронной почты и мобильного телефона, чтобы пройти процедуру верификации. Аккаунт автоматически прикрепляется к указанному номеру телефона. Кстати, пользоваться сервисом могут не только граждане, но и юридические лица.

Нажать «Пополнить», чтобы внести деньги на свой парковочный счет. Это можно сделать с помощью смс, карточки Банка Казани или Яндекс.Денег. При пополнении через Банк Казани комиссии нет, если средства перечислять с Яндекс.Денег, комиссия – 5%.

В феврале 2016 года, через год после запуска системы платных муниципальных парковок, мэр Казани Ильсур Метшин объявил, что проект полностью себя окупил. По словам градоначальника, для этого потребовалось около девяти месяцев. Однако в подробности Метшин тогда вдаваться не стал.

Проект «Казанский паркинг» на сегодняшний день действительно приносит прибыль. Как выяснил Inkazan, с момента его запуска на платные парковки суммарно потрачено 69,17 миллиона рублей. Назад в бюджет от парковок вернулось 84 миллиона рублей.

Запуск самого первого этапа муниципального парковочного пространства обошелся городу в 36,47 миллиона рублей, но затем зона платной парковки расширялась. В 2016 году было дополнительно организовано 512 стояночных мест, на что было потрачено 3,2 миллиона рублей, сообщил исполком в ответ на запрос Inkazan.

Кроме того, в 2016 году власти Казани совместно с Глобальным экологическим фондом (проект ООН) запустили первую плоскостную парковку на 150 мест на улице Мулланура Вахитова. Ее стоимость составила 15,5 миллиона рублей, сказано в ответе исполкома.

Деньги тратились и на поддержание инфраструктуры, которая обеспечивает работу системы. Обустройством, текущим содержанием и ремонтом парковок занимается МКУ «Организатор городского парковочного пространства». В 2016 году из муниципального бюджета этой организации выделили 14 миллионов рублей. МКУ, по данным сайта закупок, в прошлом году требовались телефонная связь и интернет, до этого - мебель, бытовая техника и услуги по настройке паркоматов.

Всего в Казани 57 участков платной парковки на 1708 мест, а в 2017 году, согласно постановлению исполкома, появится еще 15 участков на 302 места. Мэрия утверждает, что запуск системы муниципального паркинга помог улучшить ситуацию на дорогах. Данные с детекторов транспорта свидетельствуют об увеличении пропускной способности на основных городских магистралях на 18%. Средняя скорость движения увеличилась на пять километров в час, а время проезда по основным магистралям сократилось как минимум на пять-десять минут, сказано в ответе исполкома.

_____________________________________________________________________

Муниципальный паркинг в Казани был бы убыточным, если бы не штрафы, выписанные водителям за неоплаченную стоянку. По данным мэрии, за все время работы проекта сборы за парковку составили 35 миллионов рублей (из них 23 миллиона в 2016 году).

Зато штрафов за неоплату с момента запуска наложено более чем на 107 миллионов рублей (размер штрафа - 2,5 тысячи рублей). При этом реально оплачиваются далеко не все штрафы: по последним данным, в бюджет удалось мобилизовать только 49 миллионов рублей, то есть около 46% от начисленной суммы.

70 рублей в час

19 декабря прошлого года на заседании в мэрии глава комитета по транспорту Айдар Абдулхаков сообщил, что с 1 марта 2017-го стоимость парковки в центре Казани вырастет до 70 рублей в час. Повышать цену, объяснил он, приходится из-за слишком большой загрузки парковок на некоторых участках. При этом парковка на наименее загруженных участках, наоборот, подешевеет до 30 рублей.

Рост тарифа должен уронить спрос на парковки, надеется Адбулхаков | Фото: business-gazeta.ru

Изменение цены и в том и в другом случае - рыночный механизм, заявляют в исполкоме. «В первом случае это направлено на ограничение спроса, что позволит стимулировать более высокую сменяемость транспортных средств и приведет к сокращению доли длительных поездок на легковом транспорте (прежде всего трудовых). Снижение тарифа до 30 рублей установлено аналогично минимальной стоимости в многоуровневых и подземных паркингах», - сказано в ответе Inkazan.

Решение повысить тариф власти принимали на основе данных постоянного мониторинга количества припаркованных автомобилей, длительности стоянки и изменения ситуации на дорогах. Как следует из ответа исполкома, основной критерий «правильной» стоимости - оборачиваемость парковочных мест и загрузка, которая не должна превышать 80-85%. Нынешний тариф в 50 рублей, утверждают чиновники, уже не всегда может удерживать загрузку на этом уровне.

По данным исполкома, сейчас на некоторых стоянках (улицы Театральная, Площадь Свободы, Профессора Нужина, Толстого) загрузка в определенное время достигает 95-100%. «Это тот уровень, когда водители вынуждены искать свободное место, создавая блуждающий трафик, и не найдя его, оставлять транспортное средство с нарушением ПДД, - говорят в мэрии. - Вместе с тем, существуют участки, где парковочные места имеют минимальную загрузку». Меньше всего загружены стоянки на улицах Галиаскара Камала, Худякова и Гаяза Исхаки.

При этом власти не исключают, что в будущем тарифы на парковку могут снова измениться - как в сторону повышения (если мониторинг покажет превышение загрузки в 85%), так и понижения (если загрузка снизится).

Загрузка парковок в Казани действительно избыточная, подтверждает региональный представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Рамиль Хайруллин. Ситуация обострилась, когда в сентябре 2016-го закрылся участок возле НКЦ «Казань» - с тех порт найти место в центре «трудновато», признает он.

Однако Хайруллин считает, что повышение «психологического» барьера в 50 рублей в час приведет не к тем последствиям, на которые рассчитывают власти. Загрузку это может не снизить, но оплачивать стоянку водители перестанут, беспокоится представитель ФАР.

По его словам, это наблюдается уже сейчас: «Я смотрю по программе - половина мест на парковке должна быть свободна. Приезжаю - мест нет: все стоят с заклеенными номерами», - говорит Хайруллин.

mob_info