Музей бродского часы работы. Полторы комнаты бродского превращаются в полторы квартиры. Экспонаты, мебель и арт-объекты

Создатель сообщества «Старый фонд» и автор популярного инстаграм-блога @maax_sf о старых петербургских квартирах, показал снимки из квартиры в доходном доме Мурузи на Литейном проспекте, 24, где долгие годы жил со своими родителями поэт Иосиф Бродский . Сейчас, по словам Косьмина, здесь до сих пор живет бывшая соседка Бродского.

Косьмин сравнил снимки с архивными фотографиями и описаниями самого Бродского из эссе «Полторы комнаты» и подробно рассказал о своих наблюдениях.

Так сейчас выглядит коммунальная квартира в доме Мурузи в Санкт-Петербурге . Иосиф Бродский жил здесь с родителями с 1955 по 1972 год. Это пространство описано поэтом в, пожалуй, самом цитируемом его англоязычном эссе «Полторы комнаты», опубликованном в Нью-Йорке в 1986 году.

Стандартная коммунальная кухня, на первый взгляд. Но мозг слегка напрягается: ПВХ плитка, печь и нестандартная геометрия кухни будто искажают пространство. А ещё здесь слишком пусто для жилой коммуналки, но это легко объяснить. Дело в том, что в квартире последние годы живёт только одна бабушка. Она - бывшая соседка Бродского, который жил здесь с 1955 до 1972 года (до своего отъезда из СССР). Да, это дом Мурузи, и здесь находятся те самые «полторы комнаты». Вот уже несколько лет идут попытки официально открыть музей поэта, но всё упирается в соседку, которая живёт в квартире всю жизнь и уезжать наотрез отказывается. И её можно понять. В следующих постах расскажу о квартире подробнее.

Фев 28, 2018 в 3:27 PST Бродский подробно описал коммунальную квартиру, где он жил с родителями, в эссе «Полторы комнаты» (1985). На фотографиях - родительская часть и две арки в «половину» поэта (одна из них сейчас заложена). Архивная фотография сделана в 1984 году, очевидно, сразу после смерти отца Бродского (мать умерла годом раньше). Иосиф к этому времени не жил здесь уже 12 лет, но можно предположить, что обстановка поменялась несильно. «Моя половина соединялась с их комнатой двумя большими, почти достигавшими потолка арками, которые я постоянно пытался заполнить разнообразными сочетаниями книжных полок и чемоданов, чтобы отделить себя от родителей, обрести некую степень уединения. Можно говорить лишь о некой степени, ибо высота и ширина тех двух арок плюс сарацинские очертания их верхних краев исключали любые помыслы о полном успехе. За вычетом, конечно, возможности заложить их кирпичной кладкой или зашить досками, что было противозаконно, так как свелось бы ко владению двумя комнатами вместо полутора, на которые мы по ордеру имели право» «Следовало изобрести полумеру, и как раз на этом я сосредоточился начиная с пятнадцати лет. Испробовал всевозможные умопомрачительные приспособления и одно время даже помышлял о сооружении четырехметровой высоты аквариума с дверью посередине, которая соединяла бы мою половину с их комнатой. Надо ли объяснять, что такой архитектурный подвиг был мне не по зубам. Итак, решением оказалось приумножение книжных полок с моей стороны, прибавление и уплотнение складок драпировки - с родительской. Нечего и говорить, что им не нравились ни решение, ни подоплека самого вопроса. »

Публикация от Maxim (@maax_sf)

Мар 1, 2018 в 4:27 PST Место, где стоял туалетный столик и родительская кровать, которой Бродский в своём эссе посвятил несколько абзацев: «Самым крупным предметом нашей обстановки, или, правильнее сказать, предметом, занимавшим больше всего места, была родительская кровать, которой, полагаю, я обязан моей жизнью. Она представляла собой громоздкое двуспальное сооружение, чья резьба опять-таки соответствовала в какой-то мере всему остальному, будучи, впрочем, выполнена в более поздней манере. Тот же растительный лейтмотив, разумеется, но исполнение колебалось где-то между модерном и коммерческой версией конструктивизма. Эта кровать была предметом особой гордости матери, ибо она купила ее очень дешево в 1935 году, до того, как они с отцом поженились, присмотрев ее и подобранный к ней в пару туалетный столик с трельяжем во второразрядной мебельной лавке. Большая часть нашей жизни тяготела к этой приземистой кровати, а важнейшие решения в нашем семействе бывали приняты, когда втроем мы собирались не вокруг стола, но на ее обширной поверхности, со мной в изножье. По русским меркам эта кровать была настоящей роскошью. Я часто думал, что именно она склонила отца к женитьбе, ибо он любил понежиться в этой кровати больше всего на свете. Даже когда их обоих настигал приступ горчайшего обоюдного ожесточения, большей частью спровоцированного нашим бюджетом (»У тебя просто мания спускать все деньги в гастрономе! - несется его негодующий голос над стеллажами, отгородившими мою «половину» от их «комнаты». «Я отравлена, отравлена тридцатью годами твоей скаредности!» - отвечает мать), - даже тогда он с неохотой выбирался из кровати, особенно по утрам. Несколько человек предлагали нам очень приличные деньги за эту кровать, которая и впрямь занимала слишком много места в нашем жилище. Но сколь бы неплатежеспособны мы ни оказывались, родители никогда не обсуждали такую возможность. Кровать была очевидным излишеством, и я думаю, что именно этим она им и нравилась.» Продолжение

Площадь Искусств – одно из самых знаменитых мест Петербурга, прославившееся благодаря выдающимся историческим памятникам. Здесь стоят здание Русского Музея и Михайловский замок; здесь бронзовый Пушкин, гордым жестом вскинувший руку, собирает сотни туристов, желающих воочию увидеть гения русской поэзии… Есть и еще один музей, которым славится это место: с виду не столь пышный и заметный, но по праву расположившийся там, где, кажется, каждый камень имеет свою историю. Заведение, уже не первый год гостеприимно принимающее любителей живописи, посвящено одаренному деятелю искусства и давно имеет свой круг почитателей, несмотря на такое помпезное и знаменитое соседство. Это музей-квартира Исаака Израилевича Бродского, обустроенная в доме, над проектом которого когда-то трудились непревзойденные деятели архитектуры – Карл Росси и Леонтий Бенуа.

Про таких, как Бродский, говорили: он был талантлив во всем. Чуткий педагог, интересный художник, скрупулезный коллекционер, за всю жизнь собравший немало достойных экспонатов и картин, составляющих сегодня весомую часть сокровищницы живописи XVIII-XX столетий. Возможно, фамилия действительно иногда предопределяет судьбу, словно наделяя человека при рождении каким-то талантом. Так известный нам Иосиф Бродский – однофамилец художника – также вписал себя в историю русского искусства благодаря своему поэтическому дарованию.

Исааку Бродскому было не занимать таланта: он писал революционные полотна и портреты, параллельно успевая заниматься преподавательством. Удивляться тут нечему: как еще могла сложиться судьба человека, которого сам Илья Репин называл своим любимым учеником и талантом которого восторгался еще тогда, когда сам Бродский был далек от художественной зрелости? После окончания Академии Художеств Бродский вступил в пору творческого расцвета, а впоследствии по крупицам передавал накопленный опыт своим ученикам. Через некоторое время их фамилии войдут в сокровищницу русского искусства: Александр Лактионов, Виктор Орешников и десятки других художников под руководством Исаака Бродского создадут выдающиеся произведения.

Детище всей его жизни – обширная коллекция произведений русской живописи – регулярно пополнялась все новыми экземплярами. Общительный и открытый человек, Бродский постоянно знакомился с деятелями искусства на выставках и собраниях. Очарованные его обаянием, художники сами дарили ему свои картины. Среди многих других полотен были работы Василия Сурикова, Исаака Левитана, Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля. Любимый учитель Илья Репин лично подарил Бродскому более пятидесяти полотен.

В 1930-е годы, когда российские художники не могли найти способ для самовыражения, Бродский стал настоящим опекуном для многих из них, активно поддерживая молодых деятелей искусства. Его квартира превратилась в настоящий выставочный зал для «запрещенных» авангардистов. Как оказывается, далеко не всех привлекал тогда соцреализм – единственная дорога, казалось, по которой мог пойти советский художник.

Сам Бродский после революции написал множество портретов партийных деятелей, чем заслужил признательность властей. За свои работы художник удостоился ордена Ленина и стал первым из живописцев, кто получил эту награду. Даже квартира, в которой он устроил музей, была подарена ему правительством за заслуги перед государством.

Судьба коллекции

В этой квартире Бродский прожил последние пятнадцать лет своей жизни, в ней в 1939 году он встретил свою смерть. Фонд Бродского в общей сложности собрал более двух тысяч предметов искусства, включая картины самого Исаака Израилевича и многих современных живописцев. Собственное наследие Бродского составляет более двухсот полотен, еще шестьсот он собрал при жизни.

Но картины – не единственное, что есть в уникальной коллекции. Бродский декорировал свою квартиру предметами мебели, книгами и фотографиями эпохи, в которой жил. Благодаря этому в его музее-квартире до сих пор царит непередаваемая атмосфера старины: иногда кажется, что хозяин ненадолго отлучился, гостеприимно предоставив гостям возможность осмотреть свои богатства, и в скором времени сам расскажет о том, как родилась его очередная картина.

Бродскому неоднократно предлагали продать его картинный фонд за приличную денежную сумму. Исаак Израилевич и сам думал о том, чтобы передать галерею Киеву, дабы основать там музей. Но дальше идей дело не пошло. Он не оставил родственникам никаких указаний относительно собранных им картин, поэтому те сами распорядились доставшимся богатством, решив передать мемориальный фонд Всероссийской Академии Художеств.

Вклад Бродского в сохранение русской живописи не забыт: последние десять лет в музее-квартире на регулярной основе проводятся мероприятия и выставки, на которых современные художники представляют публике свои работы. На втором этаже, в комнате, когда-то служившей Бродскому мастерской, сегодня талантливые музыканты и композиторы исполняют классическую музыку, еще больше погружая посетителей музея в атмосферу начала прошлого столетия.

Исаак Израилевич Бродский (1883-1939) вполне может считаться Давидом Русской революции.

Талантливый художник, любимый ученик И.Е. Репина, Бродский, приобрел славу, почет и богатство, рисуя эпические полотна «к политическому моменту», а так же создавая портреты политиков на пике их карьеры. В 1917 году он написал портрет Керенского, а в дальнейшем из под кисти Бродского вышли многочисленные портреты вождей большевиков и картины на историко - революционные темы.

За свои непосильные труды Бродский получил в 1924 году квартиру в доме Голенищева-Кутузова на площади Искусств, где он прожил 15 лет до свой смерти в 1939 году. Следует отметить, что уже в XIX веке в этом здании был литературно-музыкальный салон графов Виельгорских, который посещали А.С. Пушкин, М. Лермонтов, М.И. Глинка и др. Традиция музыкальных вечеров была продолжена и в 20-30-х годах. Завистники в лице Корнея Чуковского так описывали быт мастера:

«… я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живёт — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от «расстрела коммунистов в Баку». ..И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять „расстрелов“. Просил 25 червонцев.

Сам Бродский очень мил. …чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией. …

Примирило меня с ним то, что у него так много репинских реликвий. Бюсты Репина, портреты Репина и проч. ….»

В дальнейшем, именно купленные Бродским шедевры И.Е. Репина, В.И. Сурикова, Б.М. Кустодиева, Ф.А. Малявина, А.Я. Головина, А.Н. Бенуа, Б.Д. Григорьева составили основу экспозиции музея-квартиры художника, которая открылась в 1949 году. Кроме картин, гости экспозиции могут увидеть личные вещи И.И. Бродского, а так же книги и фотографии с автографами многих известных людей 20-х-30-х годов.

Продолжая историческую традицию, администрация музея И.И. Бродского проводит регулярные концерты классической музыки в исполнение известных и молодых музыкантов. Так же, часть экспозиции отведена под постоянные и временные выставки художественных работ петербургских и иногородних художников.

Ещё летом посетил музей-квартиру художника Исаака Бродского в Санкт-Петербурге, но из-за нехватки времени пишу о нём только сейчас.


01. Мемориальная квартира художника Исаака Израилевича Бродского, расположена в центре Петербурга на площади Искусств. Дом построен по проекту К. Росси и Л. Бенуа. Художник жил и работал в этой мастерской и квартире последние 15 лет своей жизни, с 1924 по 1939 годы. В 1949 году здесь был открыт музей.

02. При входе меня спросили точно ли я к Бродскому-художнику.
Видимо по ошибке сюда часто заходят поклонники поэта однофамильца, который сейчас стал необычайно популярен у молодёжи.

03. И.И. Бродский - известный советский художник и педагог, ученик великого Ильи Репина, один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 30-х годов, автор обширной изобразительной ленинианы.

04. Наиболее известной его работой является картина "Ленин в Смольном".

05. И.И. Бродский рисует В.И. Ленина. Москва 1921.

06. По лестнице поднимаемся в мастерскую.

07. Мастерская художника. В центре рояль "Беккер" подарок музею от академика О.А. Еремеева, бывшего ректора Института И.Е. Репина.

08. На сайте музея http://www.nimrah.ru/musbrod/ написано, что в зале великолепная акустика.
В XIX веке проходили вечера музыкально-литературного салона графов Виельгорских, в настоящее время проводятся камерные концерты классической музыки.

09. Потолок достоин внимания.

10.

11. На стенах много картин как самого мастера, так и картины из его коллекции, которую Бродский собирал на протяжении нескольких десятилетий.
Собрание состоит из произведений русских живописцев XVIII - начала XX вв.

12. И.И. Бродский "Женский портрет".

13. И.И. Бродский "Дети на лужайке".

14. Памяти учителя. А.И. Лактионов пишет портрет И.И. Бродского.

15. Бюст И.Е. Репина.

16. Рабочий стол, на котором лежит книга И.Э. Грабаря "Репин".

17.

18. Спускаемся на первый этаж.

19. Гостиная.

20. Красивая мебель.

21.

22.

23. На стенах картины И.Е. Репина, А.А. Рылова и др.

24. В соседней комнате стены также увешены картинами.

25. Здесь можно посмотреть много старых фотографий художника.

26.

27. Этюд Константина Коровина.

28.

29. И напоследок ещё одна комната. Здесь проводятся различные выставки современного искусства.

30. Музей работает все дни, кроме понедельника и вторника с 12:00 до 19:00.

Но его творчество не было принято властью на родине, его обвинили в тунеядстве, и Бродскому пришлось эмигрировать из страны.

Поэт Бродский

В своем творчестве достиг больших высот, его имя известно по всему миру. Уже в эмиграции награжден Нобелевской премией по литературе.

Только во времена перестройки его стихи стали публиковать на родине. До этого момента творчество Бродского было известно ограниченному кругу людей в СССР. Его приглашали вернуться, но он все откладывал свой приезд.

Американский кабинет Бродского в в Фонтанном доме

Бродский никогда не жил в Фонтанном доме, более того, он никогда его не посещал. Но он был очень близок с Анной Ахматовой.

В 2003 году вдова поэта подарила музею вещи из его дома в Саунт-Хедли, где он проживал. Это предметы мебели, постеры, библиотека, коллекция почтовых открыток и множество других мелочей. Даже нашлось место чемодану, с которым покидал страну Бродский.

Музей Ахматовой представил часть из них в экспозиции. В кабинете стоит письменный стол, диван, кресло, лампа, пишущая машинка. Также можно увидеть инсталляцию медиахудожника Быстрова, которая рассказывает о Ленинграде и доме, где проживал Бродский.

Музей постарался расставить все предметы именно так, как было в кабинете поэта. В газетнице лежат именно те газеты, которые читал Бродский. Там же лежит ворох счетов и квитанций, а подушки на диване разложены так же, как и у поэта.

Фоном звучит запись судебного процесса, после которого его отправили в ссылку. В кабинете можно посмотреть фильмы о Бродском.

В кабинет поэта приходят разные люди: школьники и люди старшего поколения, те, кто знаком с его творчеством, и те, кто совсем не знает о нем.

Квартира поэта

Несмотря на то, что Бродский является и великим поэтом, до недавнего времени о нем упоминалось только в экспозиции при музее Анны Ахматовой.

Квартиру Бродского в Санкт-Петербурге, где он проживал с отцом и матерью, решили превратить в музей памяти поэта.

Помещение находится на 24, в доходном доме Мурузи. В этом строении проживали и бывали многие знаменитые литераторы: Мережковский, Гиппиус. Здесь же Гумилев открыл Союз Поэтов.

В квартиру семья Бродских въехала в 1955 г. Иосиф Бродской прожил там до 1964 года, после его отправили в ссылку за тунеядство. Затем он возвращается и живет в ней до эмиграции.

Работа над музеем

Музей Бродского в Санкт-Петербурге планировали организовать еще в девяностых годах. Многие видные деятели культуры, причем как отечественной, так и зарубежной, обратились с просьбой о создании в бывшей квартире поэта музея к губернатору. Он дал добро, но в процессе не участвовал.

Пять из шести комнат в коммунальной квартире фонду создания музея удалось выкупить на средства спонсоров. Для этого понадобилось почти пятнадцать лет.

Первые ремонтные работы закончились к 75-летию поэта, и музей-квартира Бродского открылся для свободного посещения на один день. А после его закрыли для дальнейшего ремонта, дата завершения которого неизвестна.

Экспозиция музея

Экспозиция дома-музея Иосифа Бродского показывает основные события в жизни поэта от начала его литературного пути.

В музее можно увидеть полторы комнаты, где Бродский проживал с отцом и матерью, коммунальную кухню и комнаты соседей.

Также в экспозицию входят отпечатки снимков, которые сделали знакомые и отец поэта, сохранившиеся элементы интерьера и скульптурные портреты.

Музей открылся на один день, настоящих экспонатов практически не было, потому что строительные и ремонтные работы не закончены. Но в дальнейшем предполагается разместить вещи, которые передала музею вдова поэта.

Препятствия

Большие затруднения вызвало расселение жильцов коммунальной квартиры, где жил Бродский. Музей удалось разместить в пяти комнатах коммунальной квартиры, но в шестой до сих пор живет соседка. Она не согласилась продать свою комнату, и организаторы музея решили отгородить экспозицию. Из-за этого потеряна возможность экскурсантам заходить с парадного входа.

Сейчас музей-квартира Бродского использует черный ход, и сразу с лестницы человек попадает на кухню. И в дальнейшем, наверное, так и останется. Это сильно огорчает устроителей музея.

Кроме нехватки финансов работа над созданием музея осложняется юридическими и бытовыми проблемами. Дом старый, в аварийном состоянии, и помещения требуют большого ремонта, в первую очередь для сохранения экспонатов.

Предстоит переводить квартиру в чтобы музей Бродского в Петербурге появился официально. И неизвестно, сколько времени займет бюрократическая процедура.

Есть и профессиональные проблемы. Взгляды на то, каким должен быть музей, расходятся. Директор музея Ахматовой в Фонтанном доме считает, что комнаты должны сохранить достоверность, дух того времени без приукрашивания.

Вполне возможно, в дальнейшем музей Иосифа Бродского ожидает расширение. Устроители музея раздумывают над приобретением квартиры ниже или чердачного помещения. Пока музей может вместить одновременно около десяти человек.

mob_info