Юный столяр рисунки. Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный столяр

(стартовый уровень)
Возраст обучающихся: 10-18 лет
Срок реализации: 1год

Учитель технологии

г. о. Мытищи, 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный столяр» имеет естественно-научную, социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Цель программы формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

Приобретение опыта разнообразной практической дея­тельности с техническими объектами, «опыта познания и са­мообразования;

Подготовка к осуществлению осознанного выбора инди­видуальной траектории последующего профессионального об­разования для труда в сфере промышленного производства.

Задачи:

Личностные формирование общественной активности личности, гражданской позиции, патриотизма, коллективизма, культуры общения и поведения в социуме.

Метапредметные развитие мотивации к декаративно-прикладному творчеству, потребность в саморазвитии, самостоятельности, активности, аккуратности и т.п.

Образовательные (предметные) – (развитие познавательного интереса к новым технологиям обработки материалов, научить технологии художественно-прикладной обработки матери­алов различными видами инструментов. Разработке изделия с учетом прагматического назначения и эстетических свойств. Составлению рабочей документации. Освоению приемов выполнения основ­ных операций ручными инструментами.

Правилам безопасности труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной.

Адресат программы учащиеся в возрасте от10 до 18 лет

Срок реализации программы – 1 год

Объем учебных часов - 144 ч.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса образовательный процесс осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами, сформированных в группы учащихся разных возрастных категорий. Занятия в объединении проводится по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Режим занятий :

Занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа с перерывом 15 минут,

Планируемый результат программы :

1. Столярка

Воспитанник должен знать: строение, признаки область применения древесных пород. Должен уметь: заготовить материал, определить влажность и подготовить его к сушке, а также уметь заделывать трещины и удалять сучки. Кроме того, воспитанник должен уметь аккуратно и правильно пользоваться столярным инструментом, выполнять столярные работы.

1.1. Резьба по дереву

Воспитанник должен уметь правильно пользоваться ножом-косячком, стамесками, а также должен уметь различать и выполнять контурную и геометрическую резьбу.

1.2. Выпиливать лобзиком

Воспитанник должен уметь подготавливать материал к выпиливанию, переводить рисунок, а также правильно пользоваться лобзиком.

1.3. Выжигание

Воспитанник должен уметь подготовить материал для выжигания, переводить рисунок, правильно и аккуратно пользоваться выжигателем и уметь выполнять простые (несложные) рисунки.

По окончании каждой темы проводятся выставки работ воспитанников. К концу учебного года каждый воспитанник должен изготовление изделия, в котором бы сочетались все виды обработки древесины, обозначенные в учебном плане.

Москва.

Нажимая «Купить», Вы соглашаетесь с условиями продажи, перечисленными ниже.

НАЛОЖЕННОГО ПЛАТЕЖА НЕТ! Книги высылаются только после 100 % предоплаты. Исключения возможны только для постоянных клиентов и организаций (при реальной необходимости, на усмотрение продавца).

Минимальная сумма заказа (по почте или при личной встрече/самовывозе) – 200 руб. Если книга очень нужна - не обязательно дозаказывать ненужные книги до 200 р. Просто сообщите в комментарии что согласны купить книгу за 200 р. Если Вы заказали на меньшую сумму, то Ваш заказ все равно будет рассчитываться: 200 р. + пересылка (при её необходимости).

1. Доставка: международная и по России. За границу (в том числе в Белоруссию и др. республики бывшего СССР) высылаю заказы только на сумму от 1000 руб. (БЕЗ учета стоимости пересылки). В/на Украину книги не высылаю! Оплата банковским переводом или на карту (PayPal -ом, электронными деньгами не пользуюсь!). For customers from abroad: only an order with the total above 1,000 roubles (postages not included) will be considered and processed. I only accept payments via Western Union , sorry. Nevertheless, your orders are always welcome, thank you!

2. Цены указаны без стоимости пересылки. Пересылка по тарифам Почты России.

3. Способы оплаты: 1. перевод на карту Сбербанка (наиболее удобный и быстрый вариант, как для покупателя, так и для продавца), 2. наличными из рук в руки, 3. почтовый перевод, 4. банковский перевод (Contact , Western Union , Юнистрим , Золотая Корона и др.).

Банковский перевод по России – ТОЛЬКО на сумму от 2000 руб.
Электронными деньгами (Яндекс.Деньги и т. п.) не пользуюсь!
Оплату на мобильный телефон не принимаю!

Для ускорения обработки заказа указывайте, пожалуйста, наиболее удобный для Вас способ оплаты в комментарии к заказу.

4. В Москве возможна личная встреча при покупке на сумму от 200 руб. Места передачи книг: 1. Недалеко (3 – 4 мин. пешком) от станции метро «Новые Черемушки» (встреча возможна ТОЛЬКО около дома, не в метро и не около метро; преимущественно в выходные), 2. Около выхода из станции метро «Таганская»-кольцевая (только в будние дни; на улице), 3. Возможен самовывоз книг (в рабочие дни, три дня в неделю (преимущественно - понедельник, среда, пятница) с 12 до 18) с улицы Неглинная (метро «Цветной Бульвар», «Трубная», «Кузнецкий Мост»). Время встречи – по договоренности.

Возможна курьерская доставка на дом/в офис в пределах МКАД (стоимость - от 500 руб.). Так как доставкой занимается непосредственно продавец, то она осуществляется по возможности.

5. Возможна отправка заказов транспортными компаниями.

6. По почте заказы отправляю один раз в неделю (обычно - в выходные), после чего высылаю номер почтового идентификатора. Поэтому, если, например, Вы отправили деньги во вторник, а уведомление об отправке получили в воскресенье, это совсем не повод расстраиваться и разочаровываться в людях... Если Вы хотите получить заказ быстрее, сообщите мне об этом. Большинство проблем вполне решаемы. Книги упаковываю надежно. После отправки за работу почты ответственности не несу и претензии по этому поводу не принимаю.

7. Заказы, не подтвержденные в течение 3 рабочих дней, могут быть отменены, а книги вновь выставлены на продажу (возможно по другой, более высокой, цене). Заказчикам, не выкупившим книги, может быть отказано в дальнейшем обслуживании без дополнительного уведомления.

8. Просьба все вопросы по интересующим Вас книгам (в том числе о предоставлении фотографий) задавать ДО их заказа (используя специальную форму, имеющуюся на сайте). В выполнении заказов с дополнительными вопросами (о состоянии, скидках и т. п.), просьбами предоставить фотографии и т. п. может быть отказано без дополнительного уведомления.

9. При необходимости могу выслать фотографии любой книги. Срок предоставления фотографий – до 7 дней. Предоставление фотографий, а также дополнительной информации о состоянии книг стоимостью до 500 руб. (включительно) - на усмотрение продавца. В высылке фотографий и ответах на вопросы о состоянии книг может быть отказано без объяснения причин и дополнительного уведомления.

10. Некоторым покупателям может быть отказано в обслуживании без объяснения причин и дополнительного уведомления.

Варианты скидок и способы доставки обсуждаются - пишите!

(За 8 лет 3 мес. заказано около 3520 книг.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ТУРНИР

«Юный Столяр»

В середине века, в эпоху рыцарства, часто проводились турниры. На них рыцари могли показать свою удаль, свое высокое мастерство, помериться силой. Давно минули те времена, но осталось стремление встретиться с достойным соперником в честном и благородном поединке. Конечно, вы не услышите сегодня топота боевых коней и звона мечей. Ведь мы собрались для того, чтобы показать свои знания, смекалку, умение владеть инструментами, а право определять победителя доверено жюри в составе…

Первый конкурс – «Команда»

Каждая команда придумала себе эмблему. Прошу капитанов сдать эмблему увеличенного размера в жюри. Будут оцениваться эмблема, выход команды, ее название, девиз, приветствие.

Следующий конкурс – «Дерево»

1. За счет чего дерево растет в толщину? (Между корой и древесиной находится слой клеток – камбий. Они способны делиться, откладывая внутрь клетки древесины, а наружу – клетки луба)

2. Каково назначение коры? (Она предохраняет дерево от повреждений и неблагоприятных погодных условий)

3. Как вы думаете, почему кора растрескивается? (У многих деревьев количество клеток, которые камбий откладывает в сторону древесины, больше тех, что откладывается в сторону луба)

4. Где расположен луб и каково его назначение? (Луб расположен под пробковой частью коры и предназначен для прохождения питательных соков)

5. Как вы думаете, почему погибает дерево, если срезать кору по кольцу? (Полностью нарушается работа луба и камбия)

6. Что такое текстура? (Естественный рисунок разреза древесины)

7. Чем будет отличаться текстура, полученная при распиливании по диаметру ствола и параллельно ему? (В первом случае годичные слои видны в виде полосок, а во втором – в виде красивого рисунка)

8. Как вы думаете, что общего у дерева с Останкинской телебашней? (Ствол дерева – это, грубо говоря, плотный пучок канатов – длинных, идущих почти параллельно друг другу растительных клеток… Чем дальше отстоят клетки – канаты от сердцевины дерева, тем они жестче, грубее, крепче, тем лучше они сопротивляются растягивающим нагрузкам, которые создает ветер… Тот же принцип использовали инженеры в конструкции высочайшей телебашни. Растягивающую силу, которая возникает от ветра и стремится покачнуть башню, воспринимают на себя предварительно натянутые стальные канаты, пропущенные внутри бетонной стенки)

При проведении данного конкурса целесообразно использовать цветной рисунок поперечного разреза ствола, на котором учащиеся могли бы показать строение древесины

Новый конкурс – «Материал»

1. На каком оборудовании выполняется поперечное пиление? (Операция – поперечное пиление – выполняется с помощью электро- и бензопил, а также на круглопильных станках)

2. Как вы думаете, люди каких профессий выполняют эту работу? (Раскряжевщики, станочники – распиловщики)

3. Какие пиломатериалы вы знаете? (Доска обрезная и не обрезная, горбыль, брусок, рейка, брус)

4. С помощью какого оборудования получают пиломатериалы? (На пилорамах, ленточнопильных станках)

5. Люди каких профессий выполняют эту работу? (Рамщики, станочники – распиловщики)

6. Перед вами два пронумерованных образца пиломатериалов. Какой из них – доска, а какой – брусок? Объясните свое решение. (У досок ширина больше двойной толщины, а у брусков – равна или меньше)

7. Кто сможет расшифровать эти загадочные надписи? Ведущий показывает лист бумаги, на котором крупно написано: ДСП, ДВП (древесностружечная и древесноволокнистая плита)

8. Из чего получены эти материалы и чем они отличаются друг от друга? (Получены из отходов друвесины, смешанных со специальными связующими веществами. При получении ДВП в смесь из измельченных отходов древесины добавляют еще мелко нарезанную солому, отходы от переработки льна, хлопка. Отличаются по внешнему виду, толщине)

Конкурс – «Чертеж»

Перед вами – пронумерованные чертежи деталей призматической формы с элементами, а на общем столе – сами детали. Вы должны выбрать эти детали и расположить их на на своем столе так, как они были расположены при выполнении чертежа.

Для проведения данного конкурса необходимо выполнить рисунок и приготовить комплекты из четырех деталей. На общем столе детали расположить вперемежку.

Следующий конкурс – «Инструмент»

Но прежде чем его начать, послушаем стихотворение поэта А. Шибаева «Лучше дела не найти»:

Я – столяр, чудесная у меня профессия!

Рамы, двери, табуреты, полки, тумбочки, скамьи –

Очень важные предметы руки делают мои!

Для меня без молотка жизнь была бы не сладка.

Без рубанка и пилы дни бы стали немилы.

Так и лезли бы с утра скука и зевота –

Без клещей, без топора. Без коловорота.

Хорошо, что в мастерской все, что надо, под рукой.

Строгай, теши – от всей души!

Сверли, колоти – лучше дела не найти.

1. Назовите виды рубанков? (Шерхебель, с одинарным ножом, с двойным ножом, фуганок)

2. Чем отличается шерхебель от рубанка с одним ножом? (У шерхебеля узкая колодка, чем у рубанка и нож полукруглый)

3. Что нужно сделать, прежде чем приступить к работе с молотком? (Пристукнуть рукояткой о стол)

4. За какое место рукоятки надо держать молоток? (За конец рукоятки)

5. Куда надо смотреть при работе молотком? (На то место, по которому нужно ударить)

6. От чего зависит сила удара? (От того, как держать молоток и от силы размаха)

7. Назовите пять различных видов пил? (Двуручная, лучковая, ножовки: столярная и слесарная, лобзик)

8. Что такое лобзик? Что им делают? (Выпиливают криволинейные узоры из фанеры)

9. Что позволяет пиле легко продвигаться в распиле? (Развод зубьев)

10. У какой пилы зубья мельче: пилы по дереву или по металлу? (У пилы по металлу)

11. Что такое пассатижи? (Универсальные плоскогубцы, в которых есть кусачки – бокорезы, овальный захват, плоский зубчатый носок и грызуны для гвоздей)

12. Для чего нужны круглогубцы? (Чтобы гнуть округлые формы: колечки, петельки и т.д.)

13. Назови пять видов из семейства клещей? (Клещи, плоскогубцы, круглогубцы, бокорезы, щипцы)

14. Чем перекусывают проволоку? (Кусачками и «грызунами» пассатижей)

15. Что нужно сделать перед сверлением? (Наметить центр и сделать керном ямку)

16. Как называют инструменты, в которых сверло запаивают при работе? (Коловорот, дрель)

17. Чем сверлить отверстие в фанере и тоненькой доске? (Перкой)

18. Как нужно держать сверло при работе? (Строго вертикально и не качать)

Конкурс – «Юный столяр»

В этом конкурсе вы должны продемонстрировать приемы работы с теми инструментами, о которых шла речь в предыдущем конкурсе.

1. Попробуйте просверлить в дощечке три отверстия на глубину в 10 мм. Они должны быть на одной линии и на равном расстоянии друг от друга. Измерьте, точно ли у вас получилось? Если точно, то оценка «5».

2. Возьмите деревянную рейку и перепилите ее на две равные части. Измерьте, если разница в длине планок. Если разница будет не более 2 мм – «5».

3. Вверните в брусок на одинаковом расстоянии друг от друга три шурупа с разными шлицами. Если ввернете все шурупы – «5».

4. Забейте в чурбак три гвоздя на равном расстоянии и на одинаковую глубину. Сделайте то же по окружности чурбака.

5. Попробуйте, не помяв дощечку, вытащить гвоздь. Подумайте, какой из инструментов может вам помочь. Сделайте аккуратно, ловко – «5». За вмятину – штраф один балл.

Для проведения данного конкурса необходимо подготовить комплекты заготовок и инструментов: коловорот или дрель ручную, отстроганные рейки, чурбак, ножовка, отвертки с прямыми и крестовыми шлицами, молоток, клещи, плоскогубцы, линейка, карандаш, шило.

Следующий конкурс называется – «Сборка»

1. Как утопить головки гвоздей в древесине, чтобы углубления получались небольшие по площади? (Надо предварительно сплющить головку, забить гвоздь как обычно, а затем утопить головку с помощью другого гвоздя)

Целесообразно подготовить заранее планку и брусок, соединенные именно таким образом, чтобы показать учащимся после их ответов.

2. Обратите внимание: колодка и доска соединены одним гвоздем не очень плотно. Но в первом случае колодка может вращаться, а во втором – нет. Почему? (В первом случае гвоздь забит перпендикулярно к плоскости доски, а во втором – под углом)

3. Перед тем как забить гвоздь в тонкую дощечку, его иногда притупляют. Зачем? (Тупой гвоздь будет сминать волокна, но не будет раскалывать дощечку)

4. Перед вами две детали. Надо соединить их двумя гвоздями, а концы загнуть так, чтобы как можно лучше удерживали детали.

Для проведения данного конкурса надо подготовить комплекты: две детали, два гвоздя, молоток. На каждом столе положить сработанный трехгранный напильник и зубило (последнее для отвлечения внимания). Наиболее рациональное решение показано на рисунке. Длина гвоздей должна быть такой, чтобы изображенный на рисунке способ загибания можно было осуществить. Если ни кто не применит данный способ, надо задать дополнительный вопрос: «Как вы думаете, нельзя ли было использовать лежащие на столе старые напильники для более надежного загибания гвоздей?» - и выдать еще по одному гвоздю для очередной попытки. Если и она не увенчается успехом, ведущий сам должен показать способ загибания.

5. Завинчивание шурупов вручную – довольно долгая и утомительная работа. Кто знает, как она облегчается и ускоряется на производстве? (Применяют механизированные отвертки)

6. Как называется большой шуруп с шестигранной головкой предназначенный для соединения крупных деталей с помощью гаечного ключа? (Называется «глухарь»)

7. Если шуруп трудно ввернуть в древесину твердых пород, даже предварительно просверлив отверстие? (Тогда рекомендуется смочить водой и натереть мылом)

8. Какая разница между болтом и шурупом? (Болт одинаков по всей длине, шуруп сужается к низу)

9. Как быть, если у винта и шурупа сносился шлиц? (Пропилить его лезвием пилы – ножовки)

10. Как быть, если болт проворачивается вместе с гайкой? (Придержать гайку пассатижами или плоскогубцами)

Последний конкурс – «Пословицы о труде»

Для проведения данного конкурса необходимо заранее объявить о таком конкурсе. Он проходит называнием пословиц на память. Кто больше скажет пословиц, тот и победил.

Терпение и труд все перетрут

Не сиди сложа руки, не будет и скуки.

Работай до поту – поешь в охоту!

Труд кормит, а лень портит.

Дело мастера боится!

Делу время, потехе час!

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

mob_info