Экономические теории возникшие в 19 веке. Характеристика основных школ и направлений развития экономической теории. История развития экономического районирования
Первый этап - эпоха меркантелизма.
Представители этой школы А. Монкретьен, Т. Мен, Дж. Стюарт. Их основные идеи сводились к тому, что богатством общества являются исключительно драгоценные металлы или металлические деньги, а источником увеличения богатства - внешняя торговля.
Второй этап - эпоха физиократов
. Их учение возникло во Франции в середине XVIII в. Основоположниками этой школы были Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо. Они перенесли свой анализ экономических процессов из сферы обращения в сферу материального производства, прежде всего в сельское хозяйство.
Третий этап - период классической школы буржуазной
политической экономии.Ее основоположниками являются английские экономисты У. Петти, А. Смит, Д. Ри¬кардо. Главное в их учении состоит в том, что богатством народов является стоимость, которая лежит в основе заработной платы
, прибыли и земельной ренты.
Четвертый этап - развитие марксистской политической экономии.
Основоположниками ее являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская политическая экономия дала ответы на многие экономические вопросы, которые уже были поставлены предшественниками и в определенной степени разработаны, в частности: о трудовой теории стоимости, о законе прибавочной стоимости, учение об экономических формациях и общественных способах производства, о диалектическом единстве производительных сил и производственных отношениях и др.
Развитие экономической теории в России.
В числе первых российских экономистов был И. Т. Посошков , крестьянский предприниматель, изобретатель и мыслитель периода царствования Петра I.
Определенный вклад в развитие экономической мысли сделал М. В. Ломоносов
.
Важные экономические идеи были выдвинуты мыслителями, писателями. А. Н. Радищев выступал за установление частной собственности крестьян на землю.
Н.И. Тургенев высказывал идеи о свободной торговле, о налогах, издал работу “Опыт теории налогов” (1818), положившую начало русской финансовой науке.
Г. В. Плеханов, крупный экономист России XIX в., перевел на русский язык ряд произведений К. Маркса и Ф. Энгельса.
В. И. Ленин, последователь марксистской политической экономии, развил идеи “Капитала” применительно к эпохе империализма.
М. И. Туган-Барановский, ученый-экономист, изучал кризисы, российскую промышленность.
Н.И. Бухарин в своих экономических исследованиях большое место отводил теории предельной полезности, теории ценности, в том числе объективной и субъективной ценности, а также теории прибыли, ее образованию и распределению в различных обществах.
Н.Д. Кондратьев, русский экономист, впервые сформулировал теорию больших циклов: “Большие циклы конъюнктуры” (1928). В экономической литературе большие циклы называют “циклами Кондратьева”.
Современные направления и теории
- Маржинализм. Предметом исследования данного направления стали предельные величины в экономических процессах.
- Кейнсианство. Предметом исследования данного направления являются количественные функциональные зависимости процесса воспроизводства
Основные идеи кейнсианства:
- -рыночная экономика не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования.
- -определяющим направлением государственного регулировании экономики является стимулирование спроса;
- -эффективное сбережение определяется размерами инвестиций.
Неоклассический синтез. Основные принципы неоклассического синтеза:
- -оптимальное сочетание рыночного механизма и государственного регулирования. Рынок определяет цены и объем производства, а государство регулирует экономические процессы посредством налогов и государственных расходов;
- -сочетание высших макроэкономических целей (эффективность хозяйствования, стабильность экономического рос¬та, социальная справедливость);
- -сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения.
Монетаризм.Основные идеи монетаризма:
- -защита концепции полной гармоничности свободного рыночного хозяйства без вмешательства государства;
- -признание денег стабилизирующим фактором воспроизводственного процесса, путем регулирования денежного обращения
Институционализм .Предмет изучения данного направления - институты, социальные явления (институции) в системе экономических отношений и их воздействие на воспроизводственные процес¬сы.
Школы, направления и их представители | Период формирования | Основные идеи |
Меркантилизм - первая школа жономики. Томас Мен (1571-1641), англичанин | XVI-XVIII вв. | 1. Главное богатство общества - это деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства - сфера обращения (торговля и денеж ный оборот). 3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу обращения |
Школа физиократов (природа и Власть). Франсуа Кснэ(1694- 1774), француз | XVIII в. | 1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведен ный в сельском хозяйстве. 2. Первыми попытались вывес ти прирост богатства из процес са производства, а не обраще ния |
Английская классическая политэкономия. Уильям Нетти (1623 1687), Лдам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), англичане | XVII-XIX вв. | 1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере обращения. 2. Главный источник богат ства - труд. 3. Политэкономика раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров. 4. Заложила основы трудовой теории стоимости |
Марксизм. Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немцы | С середины XIX в. | 1. Разработаны теория стоимо сти и теория прибавочной стои мости. 2. Открыт закон стоимости как закон развития товарного произ водства. 3. Разработана теория воспроиз водства и экономических кризисов. 4. Открыты экономические зако ны капиталистического способа производства |
Продолжение табл. 1.
Окончание табл. 1.1
Неоклассическое направление. Альфред Маршалл (1842-1924), англичанин | С конца XIX в. | 1. Частнопредприниматель ская рыночная система, спо собная к саморегулированию и поддержанию экономиче ского равновесия. 2. Государство создает благо приятные условия для функ ционирования рыночной экономики |
Кейнсианство. Джон Кейнс (1883-1946), англичанин | С 1930-х гг. | 1. Разработана теория спроса и предложения, а также рав новесной цены. 2. Государство должно актив но регулировать экономику, т.к. рынок не способен обес печивать социально-экономи ческую стабильность об щества. 3. Государство должно через бюджет и кредит регулиро вать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая пол ную занятость и высокий рост производства. 4. Разработаны теория эффек тивного спроса и теория эф фективного инвестирования |
Неоклассический синтез. Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэлсон (1915), американцы | С 1950-х гг. | 1. В зависимости от развития экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор - де нежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм спосо бен сам устанавливать равно весие между спросом и пред ложением, производством и потреблением |
Но ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции i и гределенной социальной группы и определенного периода.
Краткие выводы
1. Экономика изучает деятельность людей, связанную С производством, распределением, обменом и потреблением жоиомических благ, т.е. деятельность людей, связанную с до-i i ижением эффективного использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей в экономических благах.
2.")кономика и право тесно переплетены между собой. Пра-ноиые нормы создают необходимые предпосылки для нормальною функционирования экономики. Сами нормы права, регулирующие хозяйственную жизнь общества, порождаются Изменениями, происходящими в экономике.
3. Основные методы познания экономических процессов и явлений - это научная абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез (исторический и логический), экономико-математическое моделирование.
4. Экономические явления и процессы изучаются на разных уровнях: микроэкономика - изучение деятельности отдельных экономических субъектов; макроэкономика - изучение жономики в целом.
5. Позитивная экономика устанавливает реально сложившиеся экономические связи, не давая им оценки. Она имеет дело с тем, что есть или может быть. Нормативная экономика - это субъективные оценочные суждения относительно того, что должно быть, какими должны быть экономные связи, какие решения необходимо принимать.
6. Экономические законы - это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся, типичные взаимозависимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Знание экономических законов необходимо для принятия эффективных экономических решений.
7. Исторический процесс развития экономической науки можно представить такими основными экономическими школами и направлениями, как меркантилизм, физиократическая школа, классическая английская политэкономия, марксизм, неоклассическая школа, кейнсианство, монетаризм.
Экономический тренинг
Ключевые термины и понятия
Политэкономия, экономика, микроэкономика, макроэкономика, нормативная и позитивная экономика, научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование, экономические эксперименты, жономические законы, экономические категории, экономические отношения, общие законы, специфические законы, социально-экономические отношения, организационно-технические отношения, меркантилизм, физиократия, классическая Политическая экономия, марксизм, маржинализм, кейнсиан-ское направление, неоклассическая школа, монетаризм, неоклассический синтез, неолиберализм.
Контрольные вопросы и задания
1. Что изучает экономика, каковы ее основные функции
и методы познания?
2. Что изучают макро- и микроэкономика? Проанализируйте проблемы, которыми занимаются микро- и макроэкономика.
3. Какова связь экономики с юриспруденцией?
4. Что вы понимаете под экономическими законами и кате-гориями?
5. Какие типы экономических отношений вы знаете и какова их сущность?
6. Назовите наиболее крупных ученых в области экономики; объясните, в чем состоял их вклад в развитие этой науки.
Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: экономика, политэкономия, микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, абстракция, анализ, синтез, индукция, дедукция, модель, отношения, закон, категория, меркантилизм, физиократия, марксизм, маржинализм, кейнсианство, монетаризм.
Выберите правильный ответ.
1. Каково наиболее полное и корректное определение
предмета экономики:
а) экономика изучает деятельность, включающую производство
и обмен товарами;
б) экономика изучает переменные величины, поведение кото
рых воздействует на состояние народного хозяйства (цены,
производство, занятость и т.д.);
в) экономика изучает, как общество использует ограниченные
ресурсы, необходимые для производства различных товаров
и услуг в целях удовлетворения потребностей его членов;
г) экономика изучает деньги, банковскую систему и капитал.
2. Что из перечисленного изучает микроэкономика, а что
макроэкономика:
а) уровень занятости и безработицы в стране;
б) определение оптимального объема производства фирмы;
в) издержки производства;
г) финансовое регулирование экономики.
3. Позитивная экономика изучает:
а) что есть;
б) что должно быть;
в) что было;
г) оценочные суждения.
4. Какая из экономических школ впервые сделала пред
метом своего анализа процесс производства, а не сферу об
ращения:
а) меркантилизм;
б) физиократы;
в) классическая политическая экономия;
г) маржинализм.
5. Какое направление возникло в экономической теории XX в.:
а) марксизм; В) монетаризм;
в) меркантилизм;
г) физиократия.
По горизонтали. 1. Учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. 2. Основатель и глава физиократов во Франции. 3. Школа политической экономии, которая возникла во Франции в середине XVIII в. и получила распространение в Италии, Великобритании, Германии и других странах. 4. Учение о способах, приемах научного познания действительности. 5. Экономическая теория, исследующая закономерности экономических процессов на основе использования предельных величин. 6. Родоначальник английской классической политической экономии, возникшей и развивающейся в XVII-XVIII вв.
По вертикали. 7. Видный английский экономист, написавший сочинение «Начала политической экономии и налогового обложения». 8. Известная деятельница польской и немецкой социал-демократии, автор теоретических работ по экономике. 9. Автор экономического труда «Капитал». 10. Школа экономической теории, которая возникла в Англии и других странах в начальный период становления капитализма, когда быстро развивалась международная торговля.
Тема 2. Экономические системы и общие проблемы экономического развития
2.1. Типы экономических систем: рыночная экономика,
традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика
2.2. Модели экономических систем: американская, шведская, японская, российская модели переходной экономики
2.3. Основные экономические проблемы общества: что производить? Как производить? Для кого производить?
Опорный конспект лекции
2.1. Типы экономических систем: рыночная экономика, традиционная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика
В последние 150-200 лет в мире действовали различные типы жономических систем: две рыночные (рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм)) и две нерыночные системы (традиционная и административно-командная).
Рыночная экономика - это экономическая система, осно-нанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Она присуща социально-экономическим системам, где имеются товарно-денежные отношения.
Возникнув много веков назад, рыночная экономика достигла иысокого уровня развития, стала цивилизованной и социально ограниченной. Основные черты рыночной экономики представлены в таблице 2.1.
Таблица 2. Характеристика рыночной экономики
Основные черты рыночной экономики: | |
1) основа экономики - частная собственность на средства про- | |
изводства; | |
2) многообразие форм собственности и хозяйствования; | |
3) свободная конкуренция; | |
4) рыночный механизм ценообразования; | |
5) саморегулирование рыночной экономики; | |
6) договорные отношения между хозяйствующими субъект- | |
тами; | |
7) минимум вмешательства государства в экономику | |
Основные достоинства: | Основные недостатки: |
1) стимулирует высокую эффек тивность производства; 2) справедливо распределяет доходы по результатам труда; 3) не требует большого аппарата управления и др. | 1) усиливает социальное нера венство в обществе; 2) вызывает нестабильность в экономике; 3) безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе и др. |
Рыночная экономика свободной конкуренции сложилась в XVIII в., но значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную экономику. Основные черты рыночной экономики свободной конкуренции:
1) частная собственность на экономические ресурсы;
2) рыночный механизм регулирования экономики, основанной на свободной конкуренции;
3) большое число самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.
Современная рыночная экономика (современный капитализм) оказалась наиболее гибкой, она способна перестраи-
наться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Ее основные черты:
1) многообразие форм собственности;
2) развитие научно-технического прогресса;
3) активное воздействие государства на развитие национальной экономики.
Традиционная экономика - это экономическая система, it которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.
Основные черты традиционной экономики:
1) частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев;
2) крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов;
3) общинное ведение хозяйства, натуральный обмен;
4) преобладание ручного труда.
Административно-командная экономика
(централизо
ванно-плановая экономика) - это экономическая система,
в которой основные экономические решения принимаются
государством, берущим на себя функции организатора хо
зяйственной деятельности общества. Все экономические
и природные ресурсы находятся в собственности государ
ства. Для административно-командной экономики характер
но централизованное директивное планирование, предприя
тия действуют в соответствии с доводимыми им из «центра»
управления плановыми заданиями.
Основные черты административно-командной экономики:
1) основа - государственная собственность;
2) абсолютизация государственной собственности на экономические и природные ресурсы;
3) жесткая централизация в распределении экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности;
4) существенные ограничения или запрещения частного предпринимательства.
Положительные стороны административно-командной экономики.
1. Путем концентрации ресурсов она может обеспечить достижение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).
2. Административно-командная экономика в состоянии обеспечить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно возрастающая заработная плата, бесплатное образование и медицинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д.
3. Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).
Отрицательные стороны административно-командной экономики.
1. Исключает частную собственность на экономические ресурсы.
2. Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, исключает свободное предпринимательство.
3. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.
Смешанная экономика органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.
Смешанная экономика - тип современной социально-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной собственностью (20-25%).
На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства (крупное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения)).
Смешанная экономика - это рыночная система со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества и целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны.
Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. Так, смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь представлено в значительно меньшей степени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных законов.
Россия практически первая в мире применила опыт административно-командной экономики в форме государственного социализма. На современном этапе Россия начинает использовать основные элементы смешанной экономики.
2.2. Модели экономических систем:
американская, шведская, японская. Российская модель переходной экономики
Для каждой экономической системы характерны свои национальные модели организации хозяйства. Рассмотрим некоторые наиболее известные национальные модели экономических систем.
Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и культуры, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жизни. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.
Шведская модель отличается сильной социальной направленностью, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.
Главной для шведской модели является социальная направленность за счет высокого налогообложения (более 50% ВНП). Достоинство шведской модели - сочетание относительно высоких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан.
Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в т.ч. уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигают снижения себестоимости продукции и резкого повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интересам конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.
Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при тгом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.
Российская модель переходной экономики. После длительного господства административно-командной системы в экономике России в конце 1980 - начале 1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Главная задача российской модели переходной экономики - это формирование эффективной рыночной экономики с социальной направленностью.
Условия для перехода к рыночной экономике сложились неблагоприятными для России. Среди них:
1) высокая степень огосударствления экономики;
2) почти полное отсутствие легального частного сектора при увеличении теневой экономики;
3) длительное существование нерыночной экономики, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения;
4) искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл ВПК, а роль других отраслей народного хозяйства была снижена;
5) неконкурентоспособность отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Основные условия формирования рыночной экономики в России:
1) развитие частного предпринимательства на основе частной собственности;
2) создание конкурентной среды для всех хозяйствующих субъектов;
3) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для эффективного роста;
4) эффективная система социальной защиты населения;
5) открытая, конкурентоспособная на мировом рынке эконо-
2.3. Основные экономические проблемы общества. Что производить? Как производить? Для кого производить?
Любое общество независимо от того, насколько оно богато или бедно, решает три основных вопроса экономики: какие товары и услуги необходимо производить, как и для кого. Эти три основополагающих вопроса экономики являются решающими (рис. 2.1).
Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве? Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами и услугами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно было бы подождать, а от чего вообще отказаться. Что необходимо в данный момент производить: мороженое или рубашки? Неболь-
ш ое количество дорогих качественных рубашек или много дешевых? Надо ли производить меньше товаров потребления или необходимо больше выпускать товаров производственного на-чначения (машины, станки, оборудование и т.д.), которые в будущем поднимут производство и потребление?
Иногда выбор может быть достаточно трудным. Существуют слаборазвитые страны, настолько бедные, что усилия большей части рабочей силы тратятся, чтобы только накормить И одеть население. В таких странах, чтобы поднять жизненный уровень населения, необходимо наращивать объемы производства, но для этого необходимы перестройка национального хо-чяйства, модернизация производства.
Как должны быть произведены товары и услуги? Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого экономического блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? Существует далеко не один вариант строительства конкретного дома, школы, колледжа, автомобиля. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную. Одни здания строят частные лица, другие - государство. Решение о выпуске автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы.
Для кого должен быть произведен продукт? Кто сможет воспользоваться товарами и услугами, произведенными в стране? Поскольку количество произведенных товаров и услуг ограничено, возникает проблема их распределения. Чтобы удовлетворить все потребности, необходимо понять механизм распределения продукта. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать пользу? Должны все члены общества получать одинаковую долю или нет? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Будут ли больные и старики есть досыта или их бросят на произвол судьбы? Решения данных проблем определяют цели общества, стимулы его развития.
Основные экономические проблемы в различных социально-экономических системах решаются по-разному. Например, в рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы (что, как, для кого) определяет рынок: спрос, предложение, цена, прибыль, конкуренция.
«Что» решается платежеспособным спросом, голосованием денег. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворять желания потребителя.
«Как» решается производителем, который стремится получить большую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.
«Для кого» решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.
Краткие выводы
1. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы: рыночная экономика свободной конкуренции, современная рыночная экономика, административно-командная и традиционная экономики. В последние полтора-два десятилетия появилась смешанная экономика.
2. В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйственного развития, т.к. страны различаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.
3. У российской модели переходной экономики имеются следующие характерные черты: мощный государственный сектор, малая доля мелкого и среднего предпринимательства, неравномерный переход к рыночным отношениям в различных отраслях и регионах страны, высокая криминализация экономики. *
4. Основные вопросы экономики (что, как, для кого) решаются в различных социально-экономических системах по-разному в зависимости от социально-экономического развития страны.
Экономический тренинг
Ключевые термины и понятия /д
Экономическая система; типы экономических систем: традиционная экономика, рыночная экономика, административно-командная (централизованно-плановая) экономика, смешанная экономика; модели экономических систем: японская, южнокорейская, американская, шведская; российская переходная экономика; основные экономические вопросы: что, как, для чего.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие типы экономических систем вы знаете и какова их сущность?
2. Раскройте сущность моделей экономических систем.
3. Каковы особенности российской модели переходной экономики (в отличие от административно-командной к рыночной)?
4. Чем отличается японская модель от южнокорейской? Какие элементы этих моделей могут быть использованы в России при создании рыночной экономики?
5. На какие три главных вопроса экономики постоянно стремится дать ответ экономическая теория и в чем заключается их содержание?
6. Каким образом решаются три основных вопроса экономики (что, как, для кого) в рыночной экономике и административно-командной?
7. В чем состоят особенности развития экономических систем на современном этапе?
Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: типы, системы, традиция, обычаи, община, предпринимательство, собственность, многоукладность, саморегулирование, неравенство, план, планирование, администрирование, централизация, концентрация, государство, модели.
|
Тесты
Выберите правильный ответ.
1. Особенность России в сравнении с другими странами
с переходной экономикой состоит в:
а) высокой доле военно-промышленного комплекса в народ
ном хозяйстве;
б) широком распространении кустарного производства;
в) наличии свободных экономических зон;
г) конкурентоспособности отраслей промышленности..
2. Можно говорить о преобладании в стране админист
ративно-командной системы исходя из степени участия го
сударства в хозяйственных процессах, когда:
а) вмешательство государства в экономику минимально;
б) государство контролирует производство основной части то
варов и услуг в рамках государственного сектора;
в) государство, сохраняя контроль над некоторыми отраслями эко
номики, в то же время поощряет развитие частного сектора;
г) все ответы верны.
3. Проблемы что, как, для кого производить могут иметь
отношение:
а) только к обществу, где господствует административно-ко
мандная экономика;
б) только к рыночной экономике;
в) только к традиционной экономике;
г) к любому типу экономических систем.
4. Когда экономические проблемы решаются частично
рынком, частично правительством, эта экономика:
а) административно-командная;
б) рыночная;
в) традиционная;
г) смешанная.
5. В административно-командной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают:
а) потребители:
б) производители;
в) государство;
г) иностранные инвесторы.
По горизонтали. 6. Совокупность хозяйственных отраслей, обеспечивающая общество необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами. 7. Процесс, который выявляет долю каждого человека в созданном богатстве. 8. Использование людьми материальных благ для удовлетворения своих потребностей. 9. Предмет, на который направлены человеческие потребности. 10. Носитель потребностей.
По вертикали. 1. Процесс создания полезного продукта 2. Нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для подцер жания жизнедеятельности человека, социальной группы или общества в целом. 3. Вид целесообразной деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности. 4. Такое множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность благодаря их устойчивым отношениям и связям между собой. 5. Процесс, во время которого одни продукты обмениваются на другие.
Тема 3. Экономические потребности,
блага и ресурсы.
Экономический выбор
3,1, Экономические блага и их классификация
|,2, Экономические потребности и их классификация. Закон Энгеля. Закон возвышения потребностей
JJ, Экономические ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсов и их занятость
$.4. Экономический выбор. Границы производственных возможностей и закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей)
Опорный конспект лекции
\.\. Экономические блага и их классификация
Каждое общество независимо от социально-экономической гистемы сталкивается с двумя основными экономическими проблемами:
I) материальные (экономические) потребности людей практически безграничны;. ).) экономические ресурсы редки или ограниченны.
Рассмотрим эти две проблемы. Любое общество должно удовлетворять потребности людей в различных экономических опагах. В свою очередь эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые имеются в распоряжении общест-нп и его членов.
Блага - это все то, что способно удовлетворять повседневные (жизненные) потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие (произведенные товары и услуги, я также дары природы).
Многообразные человеческие потребности можно объединить в группы, пользуясь теми или иными классификационны-
ми признаками. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы благ:
1) экономические блага - результат экономической (хозяйственной) деятельности людей, обладают ценой (товар). К экономическим благам относятся блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями и которые могут удовлетворять потребности людей. Для получения экономических благ необходимы соответствующие экономические ресурсы;
2) неэкономические блага - результат дарения, представлены природой. Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе свободно, в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.);
3) материальные блага имеют материально-вещественную форму (товар: уголь, цемент, обувь, одежда, пища и т.д.); включают естественные дары природы (земля, лес, вода), продукты производства (здания, сооружения, машины и т.д.);
4) нематериальные блага не имеют материально-вещественной формы (услуги, научные открытия, образование и т.д.), воздействуют на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство и т.д.
Различают две группы нематериальных благ:
1) внутренние - блага, данные человеку природой. Он развивает их в себе по собственной воле (голос - пение; музыкальный слух - занятия музыкой; способность к науке и т.д.);
2) внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.). По степени удаленности от конечного потребления блага
делятся на потребительские (пища, одежда, обувь) и ресурсы (факторы производства, используемые для производства потребительских благ).
По длительности использования блага делятся на долговременные, используемые многократно (здания, книги, компьютеры), и кратковременные, используемые в процессе разового потребления (хлеб, молоко, спички и т.д.).
Итак, средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.
Интерес к экономическим проблемам возник ещё в древних обществах Месопотамии, Индии, Китая, Египта, Греции, Рима. Представления древних обществ об экономическом устройстве были составной частью различных религиозных или философских систем. Уже в Библии можно найти правила хозяйственной жизни древнего общества, понятия справедливости, собственности, принципы распределения произведённого продукта. О том, что такое стоимость и от чего она зависит, мы можем прочитать в произведениях древнегреческого философа Аристотеля. Вместе с тем, экономика как наука оформилась сравнительно поздно, на рубеже 17-18 веков. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм.
Первоначально экономическая наука развивалась под названием политическая экономия (Political Economy). Этот термин впервые ввёл в 1615 году француз Антуан де Монкретьен. Название "политическая экономия" произошло от греческих слов: "политикос" - государственный, общественный; "ойкос" - домашнее хозяйство, дом; "номос" - правило, закон. В конце 19 - начале 20 в. это название всё больше заменяется термином "экономическая теория" (Economics). Впервые это название ввёл в 1890 году известный английский учёный-экономист Альфред Маршалл. В течение четырёх столетий своего существования экономическая наука стремительно развивалась. За это время появилось множество школ и направлений экономической теории (табл.1).
Таблица 1
Основные экономические школы
Важнейшие школы | Период развития | Крупнейшие представители | Основные труды |
Меркантилизм | 16 - 18 вв. | Томас Ман (1571-1641) | "Богатство Англии во внешней торговле" (1664) |
Физиократы | 18 в. | Франсуа Кенэ (1694-1774) | "Экологическая таблица" (1758) |
Классическая политическая экономика | к. 18 - нач. 19вв. | Адам Смит (1723-1790) | "Исследования о природе и причинах богатства народов" (1776) |
Марксизм | 2-я пол. 19 - 20вв. | Карл Маркс (1818-1883) | Капитал (1867) |
Неоклассическая экономическая теория | Кон. 19 - 20вв. | Альфред Маршалл (1842-1924) | "Принципы экономической теории" (1890) |
Кейнсианство | 20 – нач. 21вв. | Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) | "Общая теория занятости, процента и денег" (1936) |
Институционализм | 20 – нач. 21вв. | Джон Кеннет Гелбрейт (р. 1908) | "Новое индустриальное общество" (1961) |
Монетаризм | 20 – нач. 21вв. | Милтон Фридмен (р. 1912) | "Капитализм и свобода" (1962) |
Первой школой экономической теории (политической экономии) был меркантилизм. Слово "меркантилизм" произошло от итальянского "мерканте" - торговец, купец. Это направление экономической мысли было распространено в странах Западной и Восточной Европы в 16-18 веках. Идеи меркантилизма были известны и в России, активную меркантилистскую экономическую политику проводил Пётр I.
Формирование экономических взглядов меркантилистов происходило в эпоху создания мирового рынка, возникновения и развития капитализма в Европе. Уже завершились великие географические открытия, шли колониальные войны, расцветали колониальные империи. Развитие мировой торговли привело к усилению роли купечества. И выразителем интересов этого слоя общества стал меркантилизм.
Одним из известнейших представителей меркантилизма был английский экономист Томас Ман (1571-1641). Как и все меркантилисты, он был практиком, человеком дела, был членом правления Ост-Индской компании, членом правительственного торгового комитета. Основные идеи Томас Ман изложил в своей главной работе "Богатство Англии во внешней торговле, или баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства" (издана в 1664 г.).
Главным объектом наблюдений меркантилистов была внешняя торговля, движение товаров и денег между странами. По их мнению, важнейшим источником богатства страны была внешняя торговля. Само же богатство они отождествляли с золотом и сокровищами. Для того чтобы богатство притекало в страну, необходимо постоянное превышение экспорта над импортом, другими словами, необходим активный торговый баланс. Государство должно регулировать внешнюю торговлю, чтобы обеспечить приток золота и серебра в страну, проводить политику защиты своих внешнеторговых интересов, то есть политику протекционизма. В частности, устанавливать высокие таможенные пошлины на импортируемые товары, стимулировать экспорт местной продукции.
В середине 18 века во Франции сложилась ещё одна известная экономическая школа - школа физиократов. "Физиократия" буквально означает "природовластие" (от греческого "физис" - природа и "кратос" - сила, власть). Это была группа учёных, наиболее известным из которых был Франсуа Кенэ (1694-1774). Врач по образованию и профессии, он служил придворным врачом при Людовике XV. Лишь в возрасте 60 лет он стал заниматься проблемами экономики. Мировую известность Ф. Кенэ принесла его важнейшая работа "Экономическая таблица" (1758).
Учение физиократов возникло как реакция на меркантилизм. Критикуя меркантилистов, они считали, что правительство должно обращать внимание не на торговлю и накопление денег, а прежде всего - на развитие земледелия. Источник богатства они видели в земледелии. Только труд в сельском хозяйстве является производительным трудом. "Чистый доход", возникающий в земледелии, рассматривался ими как дар природы. В то время во Франции сельское хозяйство было главной сферой национального хозяйства. Вместе с тем физиократы считали промышленность непроизводительной отраслью.
В своей работе "Экономичекая таблица" Франсуа Кенэ заложил основы теории общественного воспроизводства. Он попытался установить пропорции между различными частями общественного продукта, рассмотрел обмен между общественными классами. По существу, это была первая макроэкономическая модель.
Промышленный переворот в конце 18 - начале 19 столетия привёл к созданию материально-технической базы капитализма, развитию машинного производства. Господствующей сферой экономики стала промышленность. Экономическая мысль этого периода главный источник богатства видит в производстве вообще, а не только в сельском хозяйстве, как это представляли физиократы. Новое направление в экономической мысли впоследствии было названо классической политической экономией. Классическая политическая экономия, сформировавшись в конце 18 века, была господствующей школой в экономической науке на протяжении большей части 19 столетия.
Самыми известными и яркими представителями этого направления были шотландский учёный Адам Смит (1723-1790) и англичанин Давид Рикардо (1772-1823). А. Смит возглавлял кафедру нравственной философии в университете Глазго, затем работал главным таможенным комиссаром Шотландии. Он был автором многих трудов по экономике и философии. Но его главным всемирно известным трудом было "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776). В этой работе А.Смит даёт всестороннюю характеристику экономической системы общества, рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы, даёт развёрнутую критику меркантилизма. Ему удалось в своей книге соединить большинство существующих направлений экономических исследований. В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создаётся трудом независимо от отрасли производства. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара. А. Смит дал развёрнутый анализ основных доходов общества, - прибыли, заработной платы и земельной ренты, - и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь, производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации.
При рассмотрении экономических явлений и процессов классики политической экономии придерживались определённой системы общих предпосылок. Главными из них были концепция "экономического человека" и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали человека только с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения - стремление к собственной выгоде. Нравственность, культура, религия, обычаи, политика не принимаются во внимание. В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается "естественная гармония". Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов. Принцип экономического либерализма и свободной торговли выражен знаменитым лозунгом "laissez faire, laissez passer" (Примерный перевод на русский язык: "Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом".) Другими словами, это принцип невмешательства государства в экономическую деятельность. Выражение стало символом классической экономической теории. Во внешней торговле экономический либерализм означает свободную торговлю, без ограничений экспорта и импорта. Такая внешнеэкономическая политика получила название фритредерства (от английского free trade - свободная торговяля). В соответствии с классиками, экономические законы и конкуренция действуют как "невидимая рука". В результате, ресурсы перераспределяются для эффективного (полного) использования, цены на товары и ресурсы быстро меняются, устанавливается равновесие между спросом и предложением. Вместе с тем, развитие капитализма привело к возникновению периодических экономических кризисов, перепроизводству товаров, к безработице. Увеличивались доходы богатых, но основная масса населения жила в бедности. Всё это не укладывалось в рамки классической экономической теории, требовало объяснений. И на основе классической теории возникают новые школы, пересматривающие выводы классиков. Наиболее известной экономической школой, возникшей в середине 19 века и получившей широкое распространение во второй половине 19 и в 20 веке, был марксизм.
Это направление экономической теории было названо по имени его основателя, Карла Маркса (1818-1883). Он родился в Германии, в семье адвоката, учился в Боннском и Берлинском университетах, имел степень доктора философии. Большую часть своей жизни К.Маркс прожил в эмиграции, в Париже и в Лондоне. Главным его трудом был "Капитал", I том которого был издан в 1867 году. II и III тома "Капитала" были подготовлены к публикации Ф.Энгельсом (1885, 1894), который был другом К.Маркса и известным теоретиком марксизма.
В своём экономическом учении К.Маркс опирался на труды классиков политической экономии. Вместе с тем он подверг критике классическую экономическую теорию, во многом дополнил и развил теоретические положения А.Смита и Д.Рикардо. К. Маркс создал всеохватывающую систему категорий и законов капиталистической экономической системы. В отличие от классиков он показал преходящий характер этой системы, выявил внутренние противоречия капитализма, доказывал неизбежность смены капитализма социализмом и коммунизмом. Многие положения марксизма подвергались и подвергаются критике, но мало кто отрицает историческую роль марксизма в развитии экономической теории. В марксистской экономической теории подчёркивается определяющая роль социально-экономических отношений в экономической системе. Непосредственным предметом исследования поэтому выступают производственные отношения - отношения, складывающиеся между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ. Основой производственных отношений являются отношения собственности на средства производства. От отношений собственности зависит и организация производства, и распределение, и богатство разных общественных классов.
К.Маркс развил трудовую теорию стоимости. Новым в теории стоимости было открытие двойственного характера труда, воплощённого в товаре. По Марксу конкретным трудом создаётся потребительная стоимость товара, а абстрактным трудом - стоимость, а последняя лежит в основе цены товара. Абстрактный труд - это труд в физиологическом смысле, труд как затраты физической и умственной энергии вообще.
На базе трудовой теории стоимости Марксом была создана теория прибавочной стоимости, объясняющая главный источник прибыли и показывающая механизм эксплуатации наёмных работников собственниками капитала. Источник прибыли - это прибавочная стоимость, то есть стоимость, созданная неоплаченным трудом рабочих. Им были рассмотрены также законы капиталистического общественного воспроизводства, в частности, объяснено происхождение циклических экономических кризисов. Конечной причиной этих кризисов является стихийный характер развития, обусловленный господством частной собственности на средства производства. Но подлинный переворот им был совершён в методе исследования. К.Маркс применил диалектический метод в анализе экономических процессов, тем самым был создан метод материалистической диалектики.
Во второй половине 19 века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842-1924). Он был профессором, заведующим кафедрой политической экономии Кембриджского университета. А.Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890).
В своих работах А.Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. Маржинализм (от английского marginal - предельный, крайний) - это течение в экономической теории, возникшее во второй половине 19 века. Экономисты - маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последней, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведённая последним нанятым работником). Данные понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы и при объяснении многих других экономических процессов и явлений.
В своей теории цены А.Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение). Неоклассическая экономическая теория также, как и классики, исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.
Современная экономическая теория - это совокупность разных экономических школ и направлений, распространённых в мире на рубеже 20 - 21 столетий. Условно можно выделить три ведущих направления в современной экономической теории: кейнсианство, институционализм, монетаризм. Кейнсианство как направление экономической теории возникло в 30-е годы 20 столетия, в период Великой депрессии, - мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и последовавшей за ним длительной депрессии. Название этого направления связано с именем Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), знаменитого английского экономиста, государственного деятеля и публициста. Он был выпускником Кембриджского университета, учеником А.Маршалла и А. Пигу. Главное произведение Дж. М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" впервые было издано в 1936 г.
Кейнс и его последователи основное внимание уделяли анализу макроэкономических проблем. Ими исследуются важнейшие макроэкономические показатели и взаимосвязи между ними, в частности, зависимость между инвестициями и национальным доходом, между государственными расходами и объёмом национального производства, между инфляцией и безработицей.
По существу, Дж.М.Кейнс был основателем современной макроэкономики. Новая макроэкономическая школа критикует классическую и неоклассическую экономическую теорию за её игнорирование проблем кризисов, безработицы и инфляции. Больше того, кейнсианцы отказываются от таких предпосылок прежней теории как отдельное существование рынков товаров, труда и денег, обязательное равенство сбережений и инвестиций, гибкость цен, от принципа laissez faire, то есть от принципа невмешательства государства в экономику.
Рыночная экономика, доказывает Кейнс, не может быть саморегулируемой, она не может обеспечить "эффективный спрос", достаточный для того, чтобы полностью использовать имеющиеся в обществе ресурсы. Чтобы стимулировать совокупный спрос, а значит и производство, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Например, в период экономического спада правительство должно увеличивать государственные расходы и снижать налоги. В течение нескольких десятилетий 20 века, начиная с конца 30-х годов и до середины 70-х, кейнсианство было господствующим направлением, как в теории, так и в экономической политике развитых стран Запада.
Наряду с кейнсианством, одним из наиболее распространённых школ современной экономической мысли является институционализм. Как направление, институционализм возник на рубеже 19-20 вв. в США, с тех пор он распространился по всему миру. Более точное название институционализма - институционально-социологическая школа.
Особенностью институционализма как течения экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий "институция" (обычай, заведённый порядок) и "институт" (порядок, закреплённый в форме закона, учреждения). Институты, являющиеся частью экономики и влияющие на экономическое поведение, - это и семья, и государство, и нравственные нормы, и право, и профсоюзы, и корпорации, и другие социальные явления. Институционализм рассматривает в теории не "экономического человека", а разностороннюю личность. Точно так же как и кейнсианство, институционалисты отвергают предпосылку о способности рыночной экономики к саморегулированию. В рамках этого направления разрабатываются концепции современной экономической системы как "постиндустриального", "информационного" общества.
Одним из наиболее известных современных институционалистов является американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (р. 1909). Профессор Гарварда, государственный деятель, посол в Индии, Гэлбрэйт известен также и своими экономическими работами, каждая из которых была бестселлером не только в академических кругах, но и среди образованной части публики вообще. Одна из важнейших его работ - это "Новое индустриальное общество" (1961). В современной рыночной экономике, "новом индустриальном обществе", по терминологии Гэлбрейта, господствуют крупные корпорации, выпускающие сложную технику. А в корпорациях реальной властью обладают не собственники, а "техноструктура". Техноструктура - этот слой специалистов по технологии, управлению, финансам, учёные, конструкторы. Техноструктура планирует работу корпорации на годы вперёд. А планирование в свою очередь требует стабильности. При планировании производство и сбыт осуществляется по плану, а роль предпринимательства, конкуренции, рыночной стихии сводится к минимуму, если не исчезает совсем. Цели бизнеса при этом изменяются. Техноструктура мало заинтересована в максимизации прибыли, она заинтересована в том, чтобы компания стабильно развивалась, имела прочное положение на рынке. Институционализм во многом близок кейнсианству.
Монетаризм, как одно из важнейших направлений современной экономической мысли, является противником и главным оппонентом и кейнсианства, и институционализма. Название направления происходит от латинского "монета" - денежная единица, деньги. Монетаризм возник в США и стал распространяться в 50-60-е годы 20 века. Его главным идеологом является Милтон Фридман (р. 1912), профессор Чикагского университета, бывший советник американского президента по экономическим вопросам. Свои экономические взгляды он изложил в нескольких работах, наиболее известной из которых является "Капитализм и свобода" (1962).
Важнейшей особенностью монетаризма как экономической школы является то, что его сторонники главное внимание уделяют денежному фактору, количеству денег в обращении. Лозунг монетаристов: "Деньги имеют значение" ("Money matters"). По их мнению, денежная масса оказывает решающее влияние на экономическое развитие, от темпов роста денежной массы зависит рост национального дохода. Монетаризм продолжает традиции классической и неоклассической школ экономики. В своей теории они опираются на такие положения классиков как экономический либерализм, минимальное вмешательство государства в экономику, необходимость свободной конкуренции, гибкость цен при изменении спроса и предложения. Влияние монетаризма в мире усилилось в 70-е - 80-е годы, когда главными проблемами экономики стали инфляция и дефицит бюджета. Возникновение этих проблем монетаристы связывают с теорией и практикой кейнсианства, с государственным регулированием экономики.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему экономическая теория – развивающаяся наука?
2. Каковы исторические предпосылки возникновения экономической теории?
3. Кто такие меркантилисты и физиократы? В чём виделся им источник материального богатства?
5. Назовите представителей классической школы. Каков их вклад в развитие экономической науки?
6. Назовите наиболее выдающихся представителей маржинализма и сформулируйте суть их теории.
7. Сформулируйте основной смысл современной неоклассической, и кейнсианской теории. В чём состоят их главные различия?
Стали уделять еще в Древнем Риме. Именно поэтому экономическая теория считается одной из самых древних наук. Как наука экономическая теория возникла в XVI – XVII вв. Первой школой экономической науки считается меркантилизм (Англия). Основными представителями данного направления были Томас Ман, Джон Лоу, Ричард Кантильон. «Меркантилизм» с итальянского языка переводится как «торговец». И не зря. Главным источником богатства представители этой школы считали торговлю, а богатство отождествляли с золотом.
Основные принципы меркантилизма:
- золото и другие сокровища являются главным богатством общества ;
- главный источник получения богатства – внешняя торговля и денежный оборот для обеспечения притока в страну золота и серебра;
- государство должно активно вмешиваться в экономику страны;
- внутри страны производство развивается за счет импорта дешевого сырья;
- поощряется экспорт;
- низкий уровень поддержания заработной платы за счет роста населения.
Необходимым условием для развития экономики меркантилисты считали превышение экспорта над импортом (активный торговый баланс).
Существует два этапа развития меркантилизма:
- «ранний» меркантилизм (до середины XVI в.); основные признаки раннего меркантилизма:
а) предельно высокие цены на экспортные товары;
б) всемирное ограничение импорта (ради экономии денег);
в) запрет на вывоз из страны золота и серебра (даже под угрозой смерти);
г) признание в качестве денег только золота и серебра (в силу их природных качеств); - «поздний» меркантилизм (середина XVI – середина XVII в.); начало установления торговых связей между странами за счет предложения относительно дешевых товаров; использование золота и серебра чаще в посреднических сделках .
Поздний меркантилизм – так называемый мостик для перехода к монометаллизму.
С развитием производства появляется и новое течение – физиократизм. Основными представителями этой школы являются Франсуа Кэне, Анн Робер, Жак Тюрго. Физиократы во главе с Ф. Кэне в отличие от своих предшественников считали, что источником общественного богатства является производство, а не обращение. Но производство только в сельском хозяйстве, т. е. сельское хозяйство – это один единственный производительный сектор экономики, на который следует обращать внимание. При этом источником общественного богатства физиократы считали прибавочный продукт аграрного сектора.
Рассмотрим следующие основные положения физиократизма:
- учение о чистом продукте – суть данного учения в том, что только в сельском хозяйстве произведенная продукция превышает ее потребление;
- теория кругооборота доходов – суть этой теории состоит в разделении общества на 3 класса:
а) производительный класс (земледельцы);
б) класс собственников (государство, духовенство, землевладельцы);
в) бесплодный класс (представители индустрии, торговли, ремесленники).
Все три класса взаимодействуют между собой и используют деньги как средство обращения.
Представители физиократического направления сформулировали либеральную доктрину . Сущность данной доктрины заключается в том, что признае?тся выгодность свободного личного интереса не только для одного человека , но и для в сего общества в целом.
Следующим направлением в развитии экономической теории стала классическая политическая экономика. Эта школа сформировалась к последней трети XVIII в., и главными ее сторонниками являются Адам Смит, Давид Риккардо и Джон Стюарт Милль.
По мнению данных ученых, основным объектом исследования выступает производство, а не обращение независимо от его отраслевых признаков и распределения благ.
Можно выделить несколько положений классической политической экономики:
- принцип «невидимой руки» – суть данного принципа состоит в том, что погоня за частными интересами ведет к богатству всего общества;
- принцип разделения труда, которое является главным объективным фактором роста производительности труда;
- закон спроса и предложения;
- теория капитала (производительный капитал – это капитал, который занят в любой сфере материального производства);
- классическая теория ренты (рента – это плата за пользование землей, причем существуют образующие ее факторы: разное плодородие земли, разная удаленность участков от рынков сбыта);
- принцип сравнительных преимуществ предполагает международную специализацию во внешней торговле;
- закон свободной конкуренции ;
- закон личного интереса.
К. Маркс резко критиковал существовавшие до него учения и считал, что только его теория единственно верная.
Он и его последователи полагали, что социальные науки вообще не могут быть беспристрастными.
Согласно К. Марксу все капиталистическое общество является классово-антагонистическим, т. е. население находится в постоянной непримиримой классовой борьбе (между буржуазией и пролетариатом).
Главный труд основоположника данного учения Карла Маркса (1818–1883) «Капитал» посвящен тайне капиталистической эксплуатации. Первостепенной в теории К. Маркса является теория прибавочной стоимости.
Маркс разделил труд на абстрактный (просто труд) и конкретный. Это позволило ему определить специфику товара «рабочая сила», которая заключается в том, что данный товар может создавать большую, чем собственная, стоимость.
В конце XIX – начале XX вв. ряд западных экономистов высказывали мнение, отличное от марксистов. Они полагали, что острые противоречия, которые переживает капитализм, являются лишь трудностями его становления. Прогрессивный капиталистический строй с его экономикой еще только набирает силу. После многовекового подчинения индивида строгостям традиций люди только начали приобретать свободу. Получив ее, энергичные, но не образованные предприниматели ринулись вперед, принося ущерб другим людям. Новый общественный строй можно и нужно реформировать, чтобы полнее использовать преимущество свободного производства и в то же время сгладить негативные стороны. В результате капитализм может оказаться более эффективным и справедливым, чем социализм. Из подобных взглядов в 70-е гг. XIX в. зародилась особая линия в экономической теории – линия экономикс. В настоящее время она завоевала ведущие позиции по всему миру. Сторонники этой линии взяли курс на сознательный уход от классово-политических оценок экономических процессов. Не случайно было изменено само название науки: с политической экономии на экономикс. Полного политического нейтралитета не получилось, но удалось достичь общественного согласия и партнерских отношений между людьми.
В XX в. основными конкурентами в экономике выступали два направления: неоклассицизм и кейнсианство. Основным пунктом их дискуссий оказался вопрос об экономической роли государства. Должно ли государство вмешиваться в экономику и если да, то в какой степени. Первыми на этот вопрос стали отвечать неоклассики.
Неоклассическое направление возникло в 70-е гг. XIX в. (Л. Вальрас, В. Парето). Главная неоклассическая идея состоит в том, что частная предпринимательская деятельность и рыночная система способны к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. Поэтому государству не следует вмешиваться в конкурентоспособный рыночный механизм, оно должно лишь создавать благоприятные условия для его действия. Условия равновесия состоят в следующем: поведение потребителей направлено на достижение максимума удовлетворения, равновесие всех рынков достигается равенством спроса и предложения, цены готовых продуктов равны издержкам, все проданное количество товаров полностью потребляется.
Кейнсианство возникло в 30-х гг. XX в. (Д. М. Кейнс). Разрушительный мировой экономический кризис (1929–1933) подвел ряд экономистов к новым выводам:
- рынок не способен обеспечить стабильный рост экономики страны и решить социальные вопросы;
- государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устранять кризисы, обеспечивать полную занятость и высокий рост производства.
Основным недостатком капитализма начала ХХ в., по мнению Д. М. Кейнса, являлось неполное использование трудовых и производственных ресурсов. Причина этого – недостаточность платежеспособного спроса. Анализируя причины недостаточности спроса, Д. М. Кейнс выделяет потребительский и инвестиционный спрос. Главной причиной недостаточности потребительского спроса он считал основной психологический закон. Суть данного закона состоит в том, что люди при увеличении своего дохода большую его часть сохраняют, а возросшая склонность человека к сбережению противостоит убывающей склонности к потреблению. Причины недостаточного инвестиционного спроса кроются в слабости стимулов к инвестициям и влиянии субъективно-психологических факторов.
- увеличивать государственный спрос и государственные расходы ; при этом дефицит бюджета должен покрываться новыми государственными займами;
- стимулировать частные инвестиции посредством регулирования нормы процента.
Ни одна теория не может претендовать на абсолютность и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, поскольку выступает с позиции определенной социальной группы, следовательно, общество не должно быть привязанным к отдельным теориям. Его развитие направляется общенациональными интересами, которые складываются в трудном поиске общественных компромиссов. При этом важно избежать конфронтации (борьбы), достигая согласия и сотрудничества между людьми.
Раздвоение экономической науки на парадигмы,
отстаивающие выгоды предпринимателей и пролетариев
XIX в. - «золотой век» экономической науки. Она стала общепризнанной идеологией общества, ей стали учить во всех высших учебных заведениях, начали писать учебные пособия для обучения подрастающих поколений. Появилось много общепризнанных профессионалов экономической науки.
Впервые курс политэкономии читал в 1801 г. Д. Стюарт, ученик и друг А. Смита. В XIX в. произошло становление экономического образования как обязательного курса во всех вузах, возникли первые профессионалы политэкономии - педагоги.
В XIX в. в целом господствовала концепция классической школы экономики. Ей учили в институтах.
Классическая политэкономия была шагом в теоретизации экономической науки, т. е. переходом к монистическому пониманию экономики. В результате уменьшался плюрализм, число экономических школ. Возникла экономическая наука как единая идеология экономического развития общества.
Классическая политэкономия привела к росту значения экономической науки в обществе.
Ее постулаты:
- 1. Человек рассматривается исключительно как «экономический человек», у которого имеется лишь одно стремление - к собственной выгоде, к улучшению своего положения. Нравственность, культура, обычаи и т. и. не принимаются во внимание.
- 2. Все субъекты рынка, сделок свободны и равны перед законом. Они должна быть дальновидны и предусмотрительны. Никто не повинен в их промахах, неудачах.
- 3. Каждый субъект полностью осведомлен о ценах, прибылях, заработной плате и ренте на любом рынке как в данный момент, так и в будущем.
- 4. Рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов: труд и капитал свободно перемещаются в нужное место.
- 5. Эластичность численности рабочих по зарплате не меньше единицы. Иначе говоря, рост зарплаты ведет к росту численности рабочей силы, а ее падение, наоборот, - к уменьшению рабочих.
- 6. Единственной целью капиталиста является прибыль.
- 7. Главным фактором роста богатства является накопление капитала.
- 8. Существует свободный рынок, и государство в целом не вмешивается в экономику. Главным регулятором рынка является «невидимая рука» по А. Смиту. Она обеспечивает оптимальное распределение ресурсов.
В XIX в. капитализм сформировался в основных странах Европы и успешно развивался. Он стал господствующим строем. Его основой стал наемный труд пролетариев. Росли противоречия предпринимателей и пролетариев, и стало очевидным то, что он не обеспечивает своего главного лозунга «Свобода, равенство и братство». Экономическая дифференциация людей привела к противоположности их интересов. Стал действовать принцип «Богатые богатеют, а бедные беднеют». Все это было социальным заказом экономической науке, в которой начались процессы расхождения парадигм, отвечающих интересам разных классов общества.
Главное расхождение экономических наук - становление двух современных ее парадигм: предпринимательской и пролетарской. И главное их различие - теоретизация экономической науки: одни экономисты пытались продолжить эту историческую тенденцию классической экономической науки, а другие посчитали такой подход словоблудием и стали искать иные направления ее развития.
Все последующие экономические школы базировались на идеях классической политэкономии. И сегодня она является общепризнанным духовным наследием всех экономистов. Но после нее началось расхождение экономических школ. У классиков брали за основу разные идеи, и в результате возникли разные направления экономической мысли - многообразие современных экономических школ.
При анализе современных экономических школ придется ссылаться не только на идеи классической политэкономии, но и на идеи их оппонентов.
При анализе современных экономических школ надо знать современную теорию. При изучении ИЭУ первокурсники не знают экономической теории, а поэтому приходится просто утверждать определенные мысли.