В чем заключается ограниченность. Экономика и ее роль в жизни общества. Экономические системы и собственность

Не все до конца понимают, в чем проявляется ограниченность экономических ресурсов, поэтому проблему недостаточности таковых в качественном и количественном отношении они считают не такой острой. Однако их заведомо не хватает для удовлетворения всех потребностей людей. Продукт хозяйственной деятельности необходим каждому человеку, социальной категории граждан, семье и государству.

Виды производственных факторов

Прежде чем определить, в чем проявляется ограниченность экономических ресурсов, необходимо четко понимать, что к ним относится.

  1. Природные запасы - совокупность систем и отдельных объектов, окружающих человека и применяемых им в ходе общественного производства с целью удовлетворения своих потребностей.
  2. Реальный капитал в виде денежных средств и ценных бумаг. Его величина измеряется ценовой оценкой производственных средств. Он позволяет эффективно управлять созданием материальных благ.
  3. Предпринимательские способности, представляющие собой определенные качества, предоставляющие возможность находить и эффективно применять наиболее перспективное сочетание ресурсов для хозяйственной деятельности.
  4. Знания для ведения экономической жизни. Они вырабатываются непосредственно наукой, а распространяются за счет образования.
  5. Трудовые ресурсы включают население государства, способное заниматься на протяжении жизни общественно-полезной деятельностью. Их подразделяют на две категории - активную и пассивную.

Было названо 5 видов экономической деятельности. Однако многие средневековые мыслители относили трудовые ресурсы к наиболее важным из всех. Такой подход разделяла самая первая школа экономики. Со временем на лидирующие позиции вышли все перечисленные факторы.

На чем строится основа экономики?

Чтобы понять, в чем проявляется ограниченность экономических ресурсов, необходимо понимать, что вся хозяйственная деятельность базируется на сочетании безграничности человеческих потребностей и недостаточности средств и возможностей. Прежде чем будут решены материальные проблемы, должны быть хорошо исследованы эффективные варианты использования производимых запасов.

Свести лишь к этому всю экономическую теорию невозможно, но имеющиеся противоречия формируют ту ось, благодаря которой проходит хозяйственная жизнь общества. Практически всегда приходится делать выбор определенных ресурсов, которые будут потрачены на приобретение или производство необходимых благ.

Переплетение и взаимозаменяемость ресурсов

Несмотря на мобильность и способность к взаимозаменяемости, проблема ограниченности экономических ресурсов остается актуальной. К примеру, если взять один из производственных факторов - знания, то его можно легко использовать для рационального потребления природных запасов. Это достигается за счет научных исследований и разработок. Знания не менее важны для развития труда, так как квалифицированные работники занимаются своими обязанностями более эффективно. Они же позволяют повысить уровень применяемого оборудования, увеличив тем самым реальный капитал.

Финансовые и материальные ресурсы являются очень мобильными, ведь они способны перемещаться в пространстве. Наименьшей подвижностью отличаются природные богатства, однако и они могут быть транспортированы в нужное место.

Способность к мобильности и переплетению говорит о взаимозаменяемости, но она не будет полной. Человеческие ресурсы не смогут заменить капитал, в противном случае работники не будут иметь необходимого оборудования и инвентаря. На примитивном уровне такой вариант вполне возможен, но с ростом производства делать это становится все труднее.

Регулятор распределения

Рынок является структурированной системой, четко функционирующей при ограниченности экономических ресурсов. Экономический выбор такого регулятора позволяет эффективно распределять факторы производства. Функции рынка ресурсов заключаются в содействии нормальному функционированию субъектов за счет ориентации производителей на более экономичные варианты при изменении стоимости продуктов и услуг.

Такая система распределения играет важную роль в развитии экономики страны. Оптимизация торгово-рыночных отношений возможна только в тех случаях, если:

  • создавать равновесие между предложением и спросом;
  • работать над уровнем повышения производства;
  • активизировать конкуренцию для ведения независимых рыночных отношений;
  • подавлять развитие монополистических структур.

Перечисленные меры не позволяют процветать нездоровому соперничеству на площадке, поэтому ценовые категории производственных факторов будут на минимальном уровне зависеть от крупных капиталистов.

Особенности человеческих потребностей

Основная задача экономики заключается в применении факторов производства для получения конечного продукта. Проблема кроется в ограниченности ресурсов и потребностях, которые не могут быть ограничены. Насыщаемость возможна в рамках потребления бытовых товаров, но индивидуальные желания в плане богатства не имеют ярко выраженного предела.

То же самое относится к стремлению людей завладеть определенными ценностями, которых они еще не имеют. Что касается государственных или коллективных потребностей, то они являются беспредельными. Даже в общих чертах представить границы полного удовлетворения проблематично.

Таким образом, население стран, отдельные лица, целые коллективы нуждаются практически в неограниченном количестве экономического продукта, для производства которого требуются промежуточные факторы. В этом и возникает противоречие между возможностями и потребностями.

В чем кроется принцип ограниченности?

Так как экономические ресурсы любого вида имеют ограничение не только в количественном, но и качественном отношении, для полного удовлетворения потребностей людей их недостаточно. В этом и кроется весь принцип. При ограниченном количестве ресурсов остается грамотно распределить их.

Земли для пашен, массивы для строительства экономических объектов, водоемы, полезные ископаемые, растения и животные - это природные ресурсы, которые имеют определенные границы. Труд людей зависит от их количества, навыков, способностей и многих других факторов. Произведенные средства в виде строений, оборудования и различных материалов тоже обладают пределами. Наличие вторичных ресурсов позволяет лишь частично восстановить затраченные на их возведение средства.

Принцип ограниченности носит масштабный характер, поэтому в зарубежной литературе по экономики его называют фундаментальным, а саму проблему относят к категории определяющих. Отдельные авторы экономику в целом рассматривают как науку, изучающую возможности эффективного использования дефицитных ресурсов для создания производственных факторов. Основную задачу они видят в поиске вариантов увеличения потребительского эффекта.

Люди почти всегда желают иметь определенные блага в большем объеме или качественном отношении, нежели довольствоваться реально существующими ценностями.

Что такое относительная и абсолютная ограниченность ресурсов?

Нехватка изначально подразумевает разрыв между суммарным количеством благ, необходимых людям для удовлетворения собственных потребностей, и способностью их производства. Если бы не было ограниченности, то изучение экономики стало бы бессмысленным занятием. Достижение эффективности производственных факторов не имело бы значения.

Относительная ограниченность ресурсов во многом зависит от уровня развития технологий и общества. В данном случае недостаточность не является максимально жестким условием. При таком варианте возможна взаимозаменяемость. В подобных ситуациях основная задача заключается в эффективном использовании имеющихся ресурсов.

Абсолютная ограниченность характерна для природных ресурсов, которые являются невоспроизводимыми. Практически невозможно восстановить заново отравленную почву или загрязненную воду.

Классификация экономических благ

Для более подробного понимания предлагает рассмотреть вариант классификации экономических благ, под которыми подразумевается удовлетворение потребностей людей. Отсортировать их можно по следующим принципам:

  • долговременные;
  • краткосрочные;
  • настоящие;
  • ожидаемые;
  • косвенные;
  • прямые;
  • взаимодополняемые;
  • взаимозаменяемые.

Чтобы создать определенные блага, необходимо потратить ресурсы, представляющие собой совокупность всех средств, непосредственно на производственный процесс.

В качестве заключительной части

Примерно так можно объяснить, в чем проявляется ограниченность экономических ресурсов. С этой проблемой сталкиваются не только предприятия, государственные структуры, но и общество в целом. Множественность целей в экономике при недостаточности ресурсов ставит перед субъектами проблему поиска одного из лучших вариантов их использования. Наука при этом старается не только зафиксировать то, что уже имеется, но и разрабатывает способы решения многих задач.

Экономические ресурсы - это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг.

Все экономические ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства принято делить на три вида: трудовые, природные и инвестиционные. К трудовым ресурсам относятся люди, их рабочая сила; к природным - земля, ее недра, леса и воды; к инвестиционным - средства производства, которые образуют капитал. Без наличия всех трех видов ресурсов процесс производства невозможен.

Кроме того, различают материальные (средства и предметы труда), финансовые (денежные средства, направленные в производство), информационные (данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники) ресурсы.

В каждый данный момент необходимые для хозяйственной деятельности ресурсы ограниченны. Тот факт, что отдельная вещь встречается редко или малодоступна, для экономиста не определяется как «ограниченность ресурсов». Последнее характеризует ситуацию, когда
ресурсов не хватает для того, чтобы полностью удовлетворить потребности каждого человека. В любой стране хотят иметь больше благ и услуг, чем они получают.

В реальной жизни человечество использует далеко не все имеющиеся ресурсы. Иногда ранее использовавшиеся ресурсы могут превратиться в «лишние» и ненужные. Например, избыток рабочей силы в периоды экономического спада производства. Но это не отменяет того факта, что на данный момент времени имеется столько-то экономических ресурсов и не больше.

«Ограниченность ресурсов» называют часто редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей. Последние постоянно растут и изменяются по мере развития общества, роста хозяйственной деятельности, расширения рынка и т.д. Отсюда не случайно появилось утверждение: «Чем больше имеешь, тем больше иметь хочется!»

В экономической теории различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Но если сузить круг потребностей, то абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.

Абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная - для материальных, финансовых, информационных ресурсов.

Проблема редкости осложняется тем, что отдельные ресурсы (например, полезные ископаемые) не только ограниченны, но и невоспроизводимы. Сегодня человечество не знает, как восстановить их запасы. Другие экономические ресурсы воспроизводимы. Например, на месте вырубленного сада можно вырастить новые фруктовые деревья. Правда, для этого потребуется 5-10 лет.

Но так как ресурсы ограниченны, то общество должно сделать выбор.

Суть проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов.

Выбирая, общество вынуждено от чего-то отказаться, чем-то поступиться, т.е. принести некую жертву, чтобы получить желаемый результат.

То, от чего мы отказываемся, называется вмененными (скрытыми) издержками достижения выбранного результата.

Выбор приходится делать отдельному человеку (при наличии определенной суммы денег пойти в театр или купить видеокассету), фирме (при расширении производства купить новые станки или нанять дополнительное количество работников), государству (увеличить армию или построить больницу и т.д.).

Если бы ресурсы были неограниченны, не надо было бы экономить. Исчезла бы проблема выбора.

Еще по теме Экономические ресурсы, их ограниченность. Экономический выбор:

  1. Экономические ресурсы, их ограниченность. Экономический выбор

(по материалам аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 года.)

Основными объектами проверки по данному разделу являются понимание круга проблем, изучаемых экономической наукой; знание важнейших признаков, законов, процессов и институтов рыночной экономики; понимание роли государства в условиях рыночной экономики, проблем экономического роста и развития, а также широкий спектр умений, видов познавательной и практической деятельности.

По данным ФИПИ лишь около половины участников экзамена умеют различить различные виды экономической деятельности по определению или примеру.

Примеры заданий

1. Общее собрание акционеров предприятия одобрило передачу 30% акций правительству и решило сократить на 60% аппарат генеральной дирекции завода.

2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

2. В развитых странах действуют национальные системы социального обеспечения, содействующие росту жизненного уровня, развитию образования и здравоохранения.
Это вид экономической деятельности в сфере: 1) производства,
2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

3. Выделение денежных средств из государственного бюджета на поддержку фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу характеризует экономическую деятельность государства в сфере:

1) производства,
2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

4. Выделение российским правительством в условиях демографического спада дополнительных средств из государственного бюджета на помощь семьям, имеющим детей, характеризует экономическую деятельность государства в сфере:
1) производства,
2) обмена,
3) распределения,
4) потребления.

5. Верны ли суждения о производстве?
А. Разделение труда способствует повышению его производительности.
Б. Росту объемов производства способствует увеличение налогов на производителя.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

6. Какое из проявлений характеризует потребление как сферу экономики?
1) приобретение мебели в кредит,
2) посещение курсов повышения квалификации,
3) внедрение новой технологии,
4) увеличение расходов бюджета на социальные программы.

7. Запишите слово, пропущенное в таблице

Комментарий. При выполнении заданий, нужно вспомнить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни: производство, распределение, обмен, потребление.

Производство - это процесс с создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Пути увеличения объёма производства:
1) расширение объёмов использования экономических ресурсов (экстенсивный путь);
2) увеличение эффективности их использования (интенсивный путь).

Главными способами повышения производительности всех ресурсов (факторов производства) является специализация и разделение труда, торговля.

Обмен - 1) экономическая операция, в процессе которой одно лицо передаёт другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь;

2) процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой товар.

Распределение - 1) соблюдение пропорций, в которых произведённый продукт делится между участниками производства, а также людьми, не участвующими в нём;

2) разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Потребление - использование произведённого продукта (предметы длительного пользования) или его уничтожение (продукты питания и др.).

Ответы:
1 - 1; 2 - 3; 3 - 3; 4 - 3; 5 - 1; 6 - 2; 7 - обмен.

Задания на знание проблем ограниченности факторов производства по данным ФИПИ смогли успешно выполнить лишь половина участников экзамена. Еще менее успешно были выполнены задания на конкретизацию общего представления о факторах производства.

Примеры заданий

1. Терпящая убытки фирма привлекла талантливого кризис-менеджера, который за год смог вывести ее из кризисного состояния. Какой фактор производства был использован фирмой в первую очередь?
1) информация,
2) предпринимательские способности,
3) земля,
4) капитал.

2. Фактором производства являются
1) методы планирования объемов производства,
2) способы распределения прибыли,
3) источники финансирования предприятия,
4) промышленные станки и оборудование.

3. Верны ли суждения о факторах производства?
А. В современной экономике важнейшим фактором производства становится информация.
Б. Количество используемых в экономике факторов производства ограниченно.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

4. Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


А Б В Г Д

Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа.

5. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

Комментарий. Прежде всего вспомним факторы производства - ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг: труд, земля, капитал, предпринимательские способности.

Труд - совокупность физических и умственных способностей людей для создания экономических благ.

Капитал - произведенные человеком средства производства. Капитал в качестве средств производства следует отличать от финансового капитала, под которым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и услуг.

Земля - все виды природных ресурсов.

Предпринимательские способности - умение правильно соединить факторы производства и организовать производство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; быть восприимчивым к нововведениям.

Ответы:
1 - 2; 2 - 4; 3 - 3; 4 - 31232; 5 - ограниченность пахотной земли, исчерпаемость полезных ископаемых, ограниченность трудовых ресурсов.

Одним из субъектов экономики является фирма. В 2011 г. задания, связанные с затратами фирмы, предлагались в двух частях работы. В части 1 предлагались задания на распознание вида затрат (постоянные/переменные) в конкретной ситуации. Для выполнения задания достаточно было в конкретной ситуации определить, зависит ли количество приобретаемых факторов производства от объема выпуска продукции. С подобными за-даниями справились около 60% участников экзамена. А вот задание с кратким ответом, в котором в одном столбце таблицы раскрывалась сущность, а в другой надо было вписать один из видов затрат, выполнили менее 45% экзаменуемых.

Примеры заданий

1. Верны ли суждения о затратах фирмы?
А. Заработная плата работников не относится к затратам фирмы.
Б. Затраты фирмы влияют на цену товаров и услуг, производимых фирмой.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

2. Верны ли суждения о затратах фирмы?
А. Затраты фирмы отражают стоимость используемых факторов производства.
Б. Затраты фирмы не всегда зависят от объёма произведённой продукции.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.

3. Запишите слово, пропущенное в таблице

Комментарий. Издержки производства - это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.

Экономические издержки - это те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.), чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в других производствах.

Экономические издержки делятся на внутренние (или неявные) и внешние (явные, бухгалтерские). Внутренние издержки - стоимость собственного ресурса - равны денежным выплатам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс, если бы его собственник вложил его в чужое дело. Внешние издержки - выплаты поставщикам трудовых ресурсов, сырья, топлива, услуг и т.д.

Все издержки делятся на постоянные и переменные. Постоянные издержки - та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация). Переменные издержки - та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т. п.)

Прибыль можно подсчитывать разными способами. Экономическая прибыль - это разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками. Бухгалтерская прибыль - это разница между совокупной выручкой и бухгалтерскими издержками. Различное понимание прибыли фирмы экономистами и бухгалтерами приводит к различным выводам о положении дел на предприятии. Для подсчета действительной величины издержек и прибыли следует использовать бухгалтерский метод. Для принятия же решений о выборе одного из альтернативных вариантов вложения ресурсов приемлем лишь экономический метод подсчета издержек.

Ответы:
1 - 2; 2 - 3; 3 - внешние (явные, бухгалтерские).

В отчёте ФИПИ отмечено, что менее трети выпускников смогли составить содержащий не менее трех пунктов, из которых два детализированы в подпунк-тах, планы ответа по теме «Рыночная экономика» и по проблематике рынка труда. Всего 13% участников экзамена смогли представить систему знаний об инфляции в форме сложного плана.

Примеры заданий

1. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рыночная экономика». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Что такое рыночная экономика?

2. Принципы рыночной экономики:
а) предпринимательство;
б) многообразие форм собственности на средства производства;
в) рыночное ценообразование;
г) договорные отношения между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);
д) ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

3. Основные черты:
а) конкуренция;
б) многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной, общинной);
в)полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;
г) свободный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции;
д) сосредоточение капитала в руках буржуазии;
е) неэквивалентная физическому и умственному труду система распределения благ общества;
ж) ориентированный на покупателя рынок.

2. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Труд как экономический ресурс.

2. Спрос и предложение на рынке труда.

3. Сегментация рынка труда:
а) руководители высшего звена;
б) специалисты с высшим образованием;
в) персонал средней квалификации:
г) высококвалифицированные рабочие н др.

4. Мотивация труда и трудовые отношения:
а) оплата труда;
б) развитие экономической демократии.

5. Безработица:
а) сущность безработицы;
б) структура и виды безработицы;
в) масштабы безработицы.

6. Государственное регулирование рынка труда:
а) стимулирование роста занятости;
б) программы профессионального образования;
в) программы социального страхования.

3. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Инфляция». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Инфляция - процесс обесценения бумажных денег. / Инфляция - опасность для экономики.

2) Основные источники появления инфляции:
а) повышение номинальной заработной платы, не обусловленное ростом производительности труда;
б) увеличение цен на сырье и энергоносители;
в) увеличение налогов на производителя.

3) Инфляция спроса и инфляция предложения.

4) Основные виды инфляции:
а) по характеру протекания (открытая и скрытая);
б) в зависимости от темпов роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция).

5) Последствия инфляции для экономики:
а) снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;
б) обесценение всего фонда накопления и кредитов;
в) обесценение реальных доходов населения, сокращение текущего потребления;
г) снижение инвестиций;
д) потеря деньгами своей ценности.

6) Меры преодоления инфляции:
а) контроль за эмиссией денег, изъятие лишних денег;
б) сокращение бюджетных расходов;
в) развитие производства, преодоление спада в экономике.

Менее 10% участников экзамена удалось полностью выполнить задания, связанные с проблемами рыночной экономики.

Примеры заданий

1. Анализируя залами экономической политики государства в условиях рыночной экономики, ученые рассматривают несовершенства рынка. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «несовершенства рынка»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о несовершенствах рынка.

Ответ:
1) смысл понятия, например: «несовершенства рынка - любые отклонения от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию»;
Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией о несовершенствах рынка, опирающейся на знания курса, например:
- «К несовершенствам рынка относят его неспособность обеспечить в необходимом объёме производство общественных благ».
- «Проявлением несовершенства рынка служит возникновение монополий».

2. Одним из недостатков рынка учёные признают то, что он не создаёт материальных стимулов для производства общественных благ. Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения причин данного недостатка рынка.

Ответы:
Могут быть приведены следующие объяснения причин:

1) невозможно обеспечить связь потребления общественных благ (например, обеспечения правопорядка) с их оплатой, т.е. предоставлять их лишь части населения;

2) некоторые общественные блага государство гарантирует населению как бесплатные (например, общее образование в РФ), поэтому производитель не сможет получить прибыль;

3) производство общественных благ, как правило, связано со значительными затратами. Подобным капиталом располагают далеко не все фирмы.

3. Проиллюстрируйте тремя примерами различные инструменты государственного регулирования рыночной экономики (в каждом случае сначала назовите инструмент, а затем приведите соответствующий пример).

Ответ:
1) правовое регулирование (парламент принял поправки к Гражданскому кодексу);

2) налоговая политика (правительство ввело протекционистские таможенные тарифы);

3) денежно-кредитная политика (центральный банк снизил учетную ставку рефинансирования, сделав кредиты более доступными.

4. Фирма «Чистюля» оказывает бытовые услуги населению. Она объединяет нескольких мастеров, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и независимо от размера внесённого пая имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите еще один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.

Ответы:
1) организационно-правовая форма: производственный кооператив;

2) признаки:
- фирма «Чистюля» выполняет простые работы;
- владельцы фирмы лично участвуют в её работе:
- отношения строятся по принципу равенства: независимо от того, какой по размерам внесен пай, каждый имеет один голос. Признаки могут быть даны в другой формулировке.

3) дополнительный признак, например,
- для организации такого предприятия требуется минимальный капитал в виде паевых взносов:
- прибыль распределяется по труду, а не по размерам пая, как в товариществе.

Менее половины выпускников смогли справиться с заданиями, где надо было привести хотя бы один пример, иллюстрирующий политику государства, направленную на ускорение экономического роста.

Пример задания

Проиллюстрируйте тремя примерами влияние экономической политики государства на экономический рост.

Ответы:
Могут быть приведены такие примеры:

1) государство создаёт свободные экономические зоны для привлечения отечественного и иностранного капитала;
2) правительство посредством государственных заказов обеспечивает развитие производства в отдельных отраслях;
3) государство осуществляет политику протекционизма, защищая отечественных производителей от конкуренции с иностранными товарами и тем самым поощряя развитие отечественного производства.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Аналитический отчёт ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г.
2. Открытый сегмент ФБТЗ. Обществознание. ФИПИ.

Современная проблема ограниченности ресурсов становится все более актуальной. Потребности людей возрастают, и связано это с увеличением численности населения, развитием науки, появлением новых технологий и многими другими факторами. Поэтому возникла ситуация, когда многие ресурсы, в основном невосполняемые, стали менее доступными. Дилемму, которую образует безграничность потребностей и ограниченность ресурсов, и пытается решить человечество.

На сегодняшний день многие практически исчерпали свои запасы. Но даже те, которые имеются в достаточном количестве, небесконечны. Все блага, которые нужны современному обществу, требуют затрат все большего объема ресурсов. Возникает реальная проблема ограниченности ресурсов и даже их нехватки.

Для производства экономических благ используются различные К самым главным из них относят природные факторы. Это то, что дает нам планета и окружающая среда. Сюда относят воду, землю, воздух и климатические условия.

Также являются необходимыми для нормального функционирования общества и производства экономических благ. Это один из главных факторов производственного процесса.

Существуют и представленные средствами производства и денежной массой.

Информацию также можно отнести к ресурсам производства.

Рассматривая данные категории, можно отметить, что некоторые из них достаточно легко восстановить или воспроизвести. Но многие ресурсы, особенно природно-климатические, могут быть уничтожены безвозвратно.

Поэтому проблема ограниченности ресурсов стала наиболее острой.

Ресурсы подразделяют на две категории: воспроизводимые и невоспроизводимые. Это зависит от возможности пополнить их запасы. Некоторые ресурсы являются редкими, то есть встречаются в ограниченном количестве. Это также создает дефицит при их использовании.

Некоторые ресурсы могут быть пополнены, но на это требуется большое количество времени и иногда помощь людей.

Например, могут восстанавливаться. Проблема ограниченности ресурсов здесь существует только из-за географических особенностей региона. В результате нерационального использования земель происходит ухудшение свойств почвы. В этом случае применяют агротехнические приемы для их восстановления. Но если эту проблему не решить вовремя, то земли могут быть погублены и стать малоэффективными.

Особую сложность представляет добыча полезных ископаемых. Старые месторождения исчерпали свои запасы. Например, которая добывается и используется в больших количествах, значительно сократились. Новые залежи этого полезного ископаемого приходится искать на больших глубинах, что усложняет его добычу. К тому же этот природный ресурс не воспроизводится и следует искать альтернативу, чтобы исключить дефицит.

Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей ставит перед человечеством новые задачи. Прежде всего, это рациональное использование имеющегося потенциала. Также следует открывать и разрабатывать новые источники ресурсов, необходимые для нормального существования общества.

С5. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

Ответ:

· ограниченность пахотной земли,

· исчерпаемость полезных ископаемых,

· ограниченность трудовых ресурсов.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите три основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.

Ответ:

· производство, распределение, обмен, потребление.

Максимальный балл – 2.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рыночная экономика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночных отношениях.

Ответ:

· рыночная экономика – это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании,

· при рыночной экономике должен главенствовать принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю,

· для рыночной экономики характерно вмешательство государства в экономику в минимальной степени и только с помощью воздействия правовыми нормами.

Максимальный балл – 2.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночной конкуренции.

Ответ:

· под рыночной конкуренцией понимается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов,

· роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров,

· свободная конкуренция является одним из главных механизмов рыночной экономики.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите три проявления экономической свободы в рыночной экономике.

Ответ:

· свободное ценообразование,

· свобода предпринимательской деятельности,

· свободный обмен,

· свободное распределение ресурсов,

· свободная конкуренция.

Максимальный балл – 2.

С5. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.

Ответ:

· свободное ценообразование,

· законодательное закрепление многообразия форм собственности,

· обеспечение правовой защиты прав собственника,

· государственная поддержка конкуренции и предупреждения монополизма,

· развитие предпринимательства и деловой активности населения.

Максимальный балл – 2.

С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.

Ответ:

· принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений,

· Центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование денежного обращения,

· повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров – регулирование налогообложения.

Максимальный балл – 3.

С6. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводят принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.

Ответ:

Последствия:

· появление товарного дефицита,

· рост теневой экономики,

· оживление спекуляции.

Примером является ситуация в СССР в 80-е годы власти с помощью введения всевозможных карточек, талонов пытались ограничить спрос и сдержать рост цен.

Максимальный балл – 3.

С6. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).

Ответ:

· В ряде стран введены специальные налоги на сверхприбыль компаний, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, то есть государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

· В Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в монополизации рынка, то есть государство, защищая интересы потребителей, принимает антимонопольное законодательство.

· Отдельной статьей расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования, то есть государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.

Максимальный балл – 3.

С6. В стране Т. происходит становление рыночной экономики. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.

Ответ:

· господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляет производство,

· предпринимателям гарантируется свобода их деятельности,

· государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм,

· главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена

Максимальный балл – 3.

С6. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером.

Ответ:

· формирование новой системы отношений собственности (например, принятие Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», закрепление в ГК РФ многообразия форм собственности),

· правовое регулирование отношений между работодателем и наемным работником (например, законодательное установление ставки минимальной оплаты труда),

· создание условий для развития предпринимательства граждан (например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу).

Максимальный балл – 3.

С6. Раскройте на трех примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.

Ответ:

· Накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее воздействие на граждан и администрацию фирм. Во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в налоговую инспекцию.

· Фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, то есть за счет налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства.

· В период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, то есть посредством налоговой системы осуществляется социально-экономическая политика государства.

Максимальный балл – 3.

С6. Руководитель предприятия, находящегося в тяжелом экономическом положении, самостоятельно принимает решение о сокращении числа работников, снижении заработной платы и направления большей части прибыли предприятия на рекламу продукции. Определите, предприятие какой организационно-правовой формы иллюстрирует пример. Приведите два аргумента, подтверждающих ответ.

Ответ:

· организационно-правовая форма предприятия – индивидуальное частное предприятие,

Аргументы:

· индивидуальный собственник несет персональную материальную ответственность за результаты деятельности предприятия,

· собственник обладает экономической свободой для принятия хозяйственных решений.

Максимальный балл – 3.

С7. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.

Ответ:

Аргументы в поддержку мнения профсоюзов:

· необходимо повысить уровень доходов населения для решения задач борьбы с бедностью,

· рост потребительского спроса будет способствовать росту объемов производства,

· социальная помощь малообеспеченным слоям населения – важнейшая функция государства в рыночной экономике.

Аргументы в поддержку мнения предпринимателей:

· возможность обновления техники и внедрения новых технологий,

· возможность совершенствования структуры производства,

· поддержка отечественного производителя,

· повышение жизненного уровня населения возможно лишь на основе экономического роста.

Максимальный балл – 3.

С7. В нашей стране в первой половине 90-х годов из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89 тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом:

· внутренние акционеры (работники, дирекция) – 62% акций,

· внешние акционеры – 21% акций

· государство – 17% акций.

При этом на мелких внешних акционеров (обычных держателей ваучеров) пришлось 10% акций.

Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны? Превратилась ли основная масса населения страны в собственников предприятий? Аргументируйте свои выводы.

Ответ:

· Да, можно. Так как более половины предприятий были приватизированы.

· Нет. На долю обычных держателей акций пришлась только десятая часть акционерного капитала.

Максимальный балл – 3.

С7. В структуре распределения земель в России по типам собственников в 2001 году:

· доля индивидуальных участков граждан составляла 6%,

· земли фермеров – 8%,

· а земли бывших колхозов и совхозов – 86%.

Семьям россиян на своих крохотных участках удается производить более 88% всего картофеля и почти 67% всех остальных овощей, выращиваемых в стране.

Можно ли на основании этих данных сделать выводы: 1) о неэффективном распределении земель в стране; 2) о неэффективном использовании земель. Аргументируйте свои выводы.

Ответ:

· Да, можно. Так как огромные площади земель по-прежнему находятся в распоряжении государства, что затрудняет переход земель от неэффективных собственников к эффективным.

· Да, так как значительные сельскохозяйственные угодья не включены в эффективный производственный процесс, а используются семьями россиян для вынужденного занятия натуральным хозяйством.

Максимальный балл – 3.

С7. «Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет – пара ботинок, раз в 50 лет – по одному костюму», - писал Л. Эрхарт. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».

О какой экономической системе пишет Л. Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществознания, назовите еще одну черту, присущую этой системе.

Ответ:

· речь идет о командной экономической системе,

· аргумент: осуществление централизованного планирования,

Среди других черт командной экономики можно назвать:

· государственное регулирование цен на товары и услуги,

· преобладание государственной собственности.

Максимальный балл – 3.

С7. В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаясь к условиям. Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице.

Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.

Ответ:

· Россияне постепенно приспосабливаются к современным условиям, хотя это нелегко.

Обоснования:

· только 12% никак не смогли приспособиться к нынешней жизни (за три года их число немного сократилось),

· немного (на 3%) увеличилось число тех, кому удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего,

· доля тех, кто свыкся, что пришлось жить, ограничивая себя в большом и малом, сократилась на 6%.

Максимальный балл – 3.

С7. Нередко можно услышать мнение, что для повышения эффективности рыночной экономики необходимо минимизировать влияние государства на экономику. Сформулируйте собственное мнение по данному

С7. Нередко можно услышать мнение, что профицит бюджета, существующий в России, является злом, тормозящим экономический рост в стране. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

С7. Нередко можно услышать мнение, что дефицит бюджета является стимулом к экономическому росту. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

С7. Существует мнение, что рынок обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

С7. Существует мнение, что информация является самым надежным, прибыльным фактором производства и несет обществу одни блага. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

mob_info