Функции конкуренции в рыночной экономике. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Задания C1–C4 в ЕГЭ по обществознанию Проиллюстрируйте примерами любые три функции конкуренции


Экономика.

1. Проиллюстрировать 3 примерами влияние конкуренции на развитие производства.

Г) сезонный характер труда.

3. Виды безработицы:

А) циклическая;

Б) фрикционная;

В) структурная;

Г) сезонная;

Д) скрытая.

4. Масштабы безработицы в РФ.

5. Меры по борьбе с безработицей.
6. Составить план по теме: «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности».

7. Составить план по теме: «Фирмы в экономике».

8. Составьте план на тему: «Экономическая свобода и социальная ответственность».

9. Назовите три субъекта экономической системы, которые выигрывают от неожиданной инфляции.

Заемщики,

Правительство,

Лица, держащие накопления в виде недвижимости, драгоценностей, произведений искусства.
10. Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три фактора, определяющие существенные различия в уровнях заработной платы работников.

Сложность труда и ответственность работника (труд рядового работника предприятия и директора предприятия различаются уровнем сложности и ответственности. Директор фирмы должен организовать успешную работу всего предприятия, найти поставщиков , заключить договоры о сбыте продукции, поэтому его труд оплачивается выше).

Уникальность труда (кризис-менеджер в отличие от менеджера по персоналу является уникальным работником, способен выводить предприятие из кризисного состояния).

Эффективность труда (труд риэлторов по продаже зависит от эффективности их труда, так как они получают значительную долю зарплаты как процент о заключенных сделок).
11. Назовите любые три фактора, которые влияют на увеличение предложения товаров.

12. Перечислите три характерных признака командно-административной экономической системы.

13. Перечислите 4 основных элемента экономической деятельности. Каждый из них проиллюстрируйте примером.

14. Назовите три направления воздействия рыночного механизма на экономику. Каждый из них проиллюстрируйте примером.

15. Раскройте на трех примерах различные проявления государственного регулирования рыночной экономики.
16. Назовите три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и каждую из них проиллюстрируйте примером.

- безработица,

- прибыль,

- налоговые льготы.

23. Назовите три фактора, влияющие на изменение спроса на труд, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

Технический прогресс (если в производстве телевизоров будет внедрена новая технология, то количество рабочих снизится);

Структурные сдвиги в экономике (быстрое распространение компьютеров почти вытеснило с рынка труда профессию секретаря-машинистки);

Изменение цены на товар.

Задания для самостоятельной работы.

24. Гражданин Н. открыл депозитный счет в банке под 12% годовых сроком на один год. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример. Назовите любые иные функции денег и проиллюстрируйте их конкретными примерами.
25. Крупная компания объявила о повышении тарифов на электроэнергию. Какие три последствия этой меры должен ощутить рынок?
26. Назовите три мероприятия правительства, способствующие сокращению инфляции.
27. Проанализируйте ситуацию:

Удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции Японии в 2-3 раза ниже, чем в других странах. В США этот показатель составляет 32%, в Англии – 27%, а в Японии 11%. Так в стоимости итальянских автомобилей «Фиат» на зарплату приходится 31%, а в стоимости аналогичных японских автомобилей – 7%. Какие три фактора влияют на уменьшение доли заработной платы в стоимости продукции?
28. Назовите два вида издержек фирмы в краткосрочном периоде и проиллюстрируйте примером каждый из них.
29. Американская компания по производству сотовых телефонов сократила 15 тысяч рабочих мест и вынесла значительную часть производства в Китай и страны Восточной Европы (за предыдущие два года компания сократила 25 тысяч рабочих мест).. При этом безработица в США составила на данный момент 9%.

Какие причины такой политики компании? Назовите общемировой процесс , проявлением которого служат приведенные факты.
30. Напишите эссе на предложенные темы:
«Бизнес – это сочетание войны и спорта» (А.Моруа);
«Богатство главным образом зависит от двух вещей: от трудолюбия и умеренности, иначе говоря, не теряй ни времени, ни денег, и используй и то и другое наилучшим образом» (Б.Франклин);
«Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодородная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров» (Ф.Бэкон);
«Инфляция каждому представляет возможность почувствовать себя миллионером» (А.Рогов).

Результаты ЕГЭ 2010 года по обществознанию показали, что актуальной проблемой для предмета становится чтение и понимание текстов. Показатели выполнения заданий на анализ и интерпретацию фрагментов оригинальных текстов, содержащих информацию стали ниже, чем в предыдущие годы.

Как работать с текстом на экзамене

1. С чего начинать работу с текстом?

Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Прямые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.

Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознанияотносится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право». Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста?

Определите основную идею текста.

3. В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой - отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить по­следующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

4. Как уяснить для себя - искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно:
внимательно прочитать задание;
понять, что именно требуется для успешного ответа;
уяснить, из каких частей складывается задание;
стараться выполнить все задание;
если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);
не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
сформулировав ответ, проверьте его правильность.

Первое задание из четырёх (С1) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (С2) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (С3) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (С4) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания С3 и С4 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

Пример задания

Текст к заданиям С1-С4.
Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский)

С1.

С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании.
Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

С3.

С4.

Ответ:

С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?


Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:
- благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;
- расширение производства общественных благ;
- создание правового поля в финансовой сфере.
2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:
- принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
- борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
- проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).
Могут быть приведены другие примеры
Названо три явления, одно проиллюстрировано примером 2
Названо три явления без примера ИЛИ названы два явления, одно из них проиллюстрировано примером 1
Названо менее трех явлений без примеров ИЛИ названо и проиллюстрировано примером одно явление ИЛИ ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:
1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;
4) стимулирует снижение затрат производства.
Возможны иные правильные ответы.
Указаны три позиции 3
Указаны две позиции 2
Указана одна функция 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики;
2) приведены два аргумента, например:
в демократическом обществе
- налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;
- судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.
3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:
- предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;
- избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.
Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры
Указана точка зрения автора, названы два аргумента, приведен один пример 3
Указана точка зрения автора, названы два аргумента, пример не приведен, ИЛИ указана точка зрения автора, назван один аргумент и приведен один пример ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента и один пример 2
Указана точка зрения автора, приведен аргумент без примера ИЛИ указана точка зрения автора, приведен пример, аргументы отсутствуют ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента, пример отсутствует ИЛИ явно не указана точка зрения автора, приведен один аргумент и пример 1
Указана точка зрения автора, но аргумент и пример не приведены, ИЛИ ответ неправильный. 0
Максимальный балл 3
Использованные материалы:
1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию. www.fipi.ru
2. Лазебникова А.Ю. Обществознание. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. www.alleng.ru
3. Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных заданий/ФИПИ. – М: .Интеллект – Центр, 2010. www.alleng.ru

Текст к заданиям С1-С4.

Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский)

С1.

С3.

С4.

Задания к фрагментам текста (С1-С4).

Характеристика

Задания

Направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде.

На преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний (формулирование заголовка, определение основной идеи текста, сходных или различных положений двух представленных фрагментов и т. п.).

Требует привлечения дополнительного материала, оно нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания.

Направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте (или сформулированных в вопросе к нему).

Пример

Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Использование текстов, включенных в КИМы ЕГЭ на уроках обществознания

В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с текстами различных видов, показывая их своеобразие и xaрактерные особенности. Речь не идет, конечно, о серьезном текстологическом анализе. Достаточно приучить учащихся начинать работу с текстом с «узнавания» его видовой принад­лежности - это облегчит его интерпретацию и анализ. «Эф­фект узнавания», как показывает практика, чрезвычайно ва­жен для успешного выполнения экзаменационных заданий применительно к заданиям части С. Уместно воспользоваться описанными в методической ли­тературе рекомендациями.

«Следует помнить:

    если в тексте главное - утверждение, аргументация какой-либо истины, это скорее всего научный текст;

    если изложены нормы поведения (запреты, предписания, возможности), это с наибольшей вероятностью правовой документ;

    если основой текста являются оценочные суждения, яв­но показано отношение к чему-либо - это публицистический текст;

    если представлены количественные показатели, отра­жающие состояние или тенденцию развития какого-либо объ­екта, это статические материалы;

    если в тексте содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы улучшения, это, по всей видимо­сти, политический документ;

    если излагаются только факты (дано описание чего-либо, какие-либо действий или чьих-то суждений), это ин­формационные материалы» (Л. Н. Боголюбов, Е. Л. Рутковская).

Как работать с текстом на экзамене

1. С Чего начинать работу с текстом?

Необходимо внимательно прочитать как текст, так и вопросы к нему. «Сплошное» чтение полезно тем, что дает возможность сориентироваться в тексте, предва­рительно (не всегда в явном, чаще в снятом виде) определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами.

Важно в процессе предварительного чтения Четко опреде­лить, к какой содержательной линии курса обществознания Относится предложенный текст. Такое соотнесение необхо­димо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий пред­полагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста?

Не обязательно искать точные формулировки (если, конечно, среди заданий нет такого, который прямо предпи­сывает определить главную идею автора); достаточно ответить на вопрос: «О чем говорится в тексте?».

3. В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой - отвечать в том порядке, в ко­тором они представлены в работе. Выполнить по­следующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

Вместе с тем, если возникли затруднения, не следует оста­навливать работу над текстом. Оценивается каждое задание, и даже не слишком убедительный ответ может содержать в себе верные элементы, заслуживающие дополнительного балла.

4. Как уяснить для себя - Искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

Внимательно прочитать задание. В нем даны соответст­вующие указания: найдите в тексте; что говорит автор; какие признаки называет автор; опираясь на знание курса и собст­венный опыт, охарактеризуйте; конкретизируйте мнение ав­тора, опираясь на знание курса. Вывод очевиден: нужно внимательно читать задание.

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

    понять, что именно требуется для успешного ответа;

    уяснить, из каких частей складывается задание;

    стараться выполнить все задание;

    если вы можете ответить только на часть задания, обяза­тельно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);

    не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;

Ответ

С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

Позиции:

1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:

Благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;

Расширение производства общественных благ;

Создание правового поля в финансовой сфере.

2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:

Принятие Гражданского кодекса (правовое поле);

Борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);

Проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).

Могут быть приведены другие примеры

Названо три явления, одно проиллюстрировано примером

Названо три явления без примера ИЛИ названы два явления, одно из них проиллюстрировано примером

Названо менее трех явлений без примеров ИЛИ названо и проиллюстрировано примером одно явление ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики .

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:

1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;

2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;

3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;

4) стимулирует снижение затрат производства.

Указаны три позиции

Указаны две позиции

Указана одна функция

Ответ неправильный

Максимальный балл

С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2) приведены два аргумента, например:

В демократическом обществе

Налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;

Судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.

3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:

Предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;

Избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.

Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры

Указана точка зрения автора, названы два аргумента, пример не приведен, ИЛИ указана точка зрения автора, назван один аргумент и приведен один пример ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента и один пример

Указана точка зрения автора, приведен аргумент без примера ИЛИ указана точка зрения автора, приведен пример, аргументы отсутствуют ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента, пример отсутствует ИЛИ явно не указана точка зрения автора, приведен один аргумент и пример

Максимальный балл

Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления корпораций, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни – государством.

Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает…

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествовавшие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство…

Любое господство как предприятие, требующее постоянного управления, нуждается, с одной стороны, в установке человеческого поведения на подчинение господам, а с другой стороны, – посредством этого подчинения – в распоряжении теми вещами, которые в случае необходимости привлекаются для применения физического насилия: личный штаб управления и вещественные средства управления…

(Макс Вебер)

С1. Выпишите из текста определения понятия «политика» в широком смысле и в том смысле, в котором его характеризует автор.

С2 . Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре.

С3. Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.

С4. С опорой на текст и обществоведческие знания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.

С1. Выпишите из текста определения понятия «политика» в широком смысле и в том смысле, в котором его характеризует автор.

С2. Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре.

С3. Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие Позиции :

1) Характеристики государства:

Государство есть отношение господства;

Государство есть инструмент постоянного управления;

2) Условия осуществления власти государством:

Государство требует установки человеческого поведения на подчинение;

Государству для осуществления власти требуются штаб управления и вещественные средства управления;

Государство использует как средство господства легитимное насилие.

Приведены две характеристики и два условия

Приведены две характеристики и одно условие, ИЛИ одна характеристика и два условия

Приведена одна характеристика и одно условие, ИЛИ две характеристики, без указания условий, ИЛИ два условия без указания характеристик

Приведена одна характеристика без указания условий ИЛИ одно условие без указания характеристик ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С4. С опорой на текст и обществоведческие знания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Могут быть приведены примеры:

1) политика внешняя, межгосударственная (деятельность в ООН);

2) политика экономическая (принятие антимонопольных законов),

3) социальная политика (проведение пенсионной реформы).

Возможны иные верные позиции.

Указаны и проиллюстрированы примерами три направления

Указаны два-три направления и проиллюстрированы примерами два из них

Указаны одно – три направления и проиллюстрировано примерами одно из них

Указано(-ы) направление(-я) без примера, ИЛИ приведен (-ы) пример (-ы) без указания направления ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

Социальная мобильность

Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т. е. ей свойственна социальная мобильность.

Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.

Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.

(Минаев В. В., Архипова Н. И., Безбородов А. Б., Косякова Н. И.)

C1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П. А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?

C2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.

C4 .В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.

C1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П. А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Элементы :

Указана черта – изменение социальной позиции (или перемещение по социальной лестнице);

Названы два направления (по П. А. Сорокину): вертикальная и горизонтальная.

Указана черта, названы два направления

Указана черта, названо одно направление

Названы одно-два направления без черты,

ИЛИ указана одна черта без направлений,

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

C2.При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должны присутствовать следующие Элементы :

Названы два условия:

    Стабильный период развития общества;

    Структурная перестройка экономики;

Дано объяснение , например: структурная перестройка экономики приводит к появлению новых рабочих мест, требующих от работников высокой квалификации; растет спрос на специалистов новых профессий, которые невозможно получить без образования.

Может быть приведено другое объяснение.

Названы два условия, и дано верное объяснение

Названо одно условие, и дано верное объяснение

Названы одно-два условия, объяснение не дано,

ИЛИ дано объяснение, условия не названы,

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должны присутствовать следующие Элементы :

Дано определение , например: маргинал – это человек, имеющий отношение к двум «различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью»;

Приведены три примера, допустим:

    Человек, недавно переехавший жить в город из деревни;

    Горожанин, работающий в деревне после окончания института;

    Представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство.

Может быть дано иное верное определение и приведены другие примеры.

Дано определение, и приведены три примера

Дано определение, и приведены два примера

Дано определение, и приведен один пример,

ИЛИ приведены три примера без определения

Дано определение без примеров,

ИЛИ приведены один-два примера без определения,

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должны быть указаны три проявления, например:

    Отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности;

    Маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям;

    Маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни.

Могут быть указаны другие проявления.

Указаны три верных проявления

Указаны два верных проявления

Указано одно верное проявление

Ответ неправильный

Максимальный балл

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и слаборазвитом мире, также как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой: в одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и, привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

Ответ

С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и, привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

Баллы

В ответе могут быть названы следующие причины:

Сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;

Усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности;

Женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ролей матери, жен, хозяйки дома.

Правильно указаны три причины

Правильно указаны две причины

Правильно указана одна причина

Ответ неправильный

Максимальный балл

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе называется тип семьи: партнерская (демократическая).

Могут быть названы такие ее признаки:

Совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи;

Более равномерное распределение семейных обязанностей.

Правильно назван тип семьи, указаны два ее признака

Правильно назван тип семьи, указан один ее признак

Правильно назван тип семьи

Ответ неправильный

Максимальный балл

Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными; здесь развертывается производство идей; здесь в значительной степени происходит и их потребление

Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляется духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства – воспроизводство общественного сознания в его целостности.

Среди функций духовного производства выделим, прежде всего, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной).

Однако процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новые идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве материальном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации.

Есть еще одна важная функция духовного производства – производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент.

(С. Э. Крапивенский)

С1. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.

С2. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.

С3. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни.

С1. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.

С2. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие Позиции :

1) Цель духовного производства: «воспроизводство общественного сознания в его целостности»;

2) Функции духовного производства:

Совершенствование остальных сфер жизни общества;

Производство знания о знаниях;

Его распространение (трансляция);

Производство общественного мнения.

Названы цель и две функции духовного производства

Названа цель и одна функция духовного производства ИЛИ две функции духовного производства без указания цели

Названа только одна цель или одна функция духовного производства, ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены примеры:

1) разработка экономической теории, направленной на обоснование экономических реформ (совершенствование экономической сферы);

2) создание социальных учений, оказавших влияние на развитие общества (совершенствование социальной сферы);

3) разработка учений о государстве, разделении властей (совершенствование политической сферы).

Возможны иные правильные ответы.

Приведено по одному примеру для каждой из указанных сфер общественной жизни

Приведены два примера для разных сфер общественной жизни

Примером (примерами) проиллюстрирована деятельность в одной из сфер

Ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ может содержать, например, следующие аргументы:

1) транслируемая информация объективно не является нейтральной, т. е. изначально содержит определенную оценку, отношение;

2) нередко распространение информации осуществляет человек, который в силу своих жизненных взглядов, добавляет определенные оценочные моменты;

3) на базе воспринятой информации формируются идейные установки ее потребителей;

4) как правило, распространяя знания, информацию, социальные институты ставят целью формирование определенного общественного отношения к конкретным проблемам.

Возможны иные, имеющие основания, аргументы.

Даны три аргумента

Даны два аргумента

Дан один аргумент

Ответ неправильный

Максимальный балл

Федеральный закон об образовании (извлечение)

Ст. 14 Общие требования к содержанию образования

    обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

    развитие общества;

    укрепление и совершенствование правового государства.

    адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

    формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира;

    интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

    формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

    воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

С1. Какие задачи ставит общество перед содержанием образования?

С2. Какие права участников образовательного процесса (обучающихся, образовательных учреждений) названы в данном фрагменте?

С3. Какие три возможных варианта получения образования перечислены в тексте закона? Раскройте их на примерах?

С4. Как вы понимаете, утверждение законодателя о том, что образование ориентировано на совершенствование и укрепление правового государства? Проиллюстрируйте свои мысли примерами.

С1. Какие задачи ставит общество перед содержанием образования?

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Ответ должен содержать следующие позиции:

1)обеспечение самоопределения личности;

2)развитие общества;

3)укрепление и совершенствование правового государства.

Правильно указаны три позиции при отсутствии неверных

Правильно указаны одна-две позиции при отсутствии неверных ИЛИ правильно указаны три позиции, но наряду с верными приведена (-ы) неверная (-ые) позиция (-и)

Правильно указаны одна-две позиции, но наряду с верными приведена (-ы) неверная (-ые) позиция (-и) ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С2. Какие права участников образовательного процесса (обучающихся, образовательных учреждений) названы в данном фрагменте?

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Ответ должен содержать следующие Позиции :

Права обучающихся на :

1)получение ими профессии и соответствующей квалификации в системе профессионального образования;

2)свободный выбор мнений и убеждений:

Права образовательных учреждений:

3) самостоятельно разрабатывать и реализовывать программу обучения;

4) на дополнительные образовательные услуги.

Правильно указаны три-четыре позиции

Правильно указаны две позиции

Указана одна позиция; ответ неправильный

Максимальный балл

С3. .Какие три возможных варианта получения образования перечислены в тексте закона? Раскройте их на примерах?

С4. Как вы понимаете, утверждение законодателя о том, что образование ориентировано на совершенствование и укрепление правового государства? Проиллюстрируйте свои мысли примерами.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Опираясь на текст и свои знания о правовом государстве, дается объяснение, например:

1) приобретаются знания, необходимые гражданину;

2) формируется правовая культура – стремление следовать правовым нормам;

3) принимаются ценности правового государства;

4) развиваются умения реализовывать и защищать свои права.

Правильно указаны две-три позиции и приведены соответствующие примеры

Правильно указана одна позиция и приведен соответствующий пример

Правильно указана одна позиция, пример отсутствует; или дан частный пример без обобщения

Ответ неправильный

Максимальный балл

Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований …

Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.

Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений…

Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом…

В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности.

(И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.)

С1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.

С3. Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

С1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.

С3. Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть указаны такие проблемы, например:

Проблема социальной сущности человека (изучают психология, социология, социальная антропология, философия, педагогика и др.);

Процесс социализации личности (изучают педагогика, психология, социология, культурология, политология, правоведение и др.);

Экологические проблемы (изучают биология, география, социальная антропология, экономика, политология и др.).

Могут быть указаны и другие проблемы

Указаны три проблемы и науки, их изучающие

Указаны две-три проблемы и науки, изучающие две из них

Указаны от одной до трех проблем и наука, изучающая одну из них

Ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены, допустим, такие примеры:

1) динамично развивающаяся наука требует притока квалифицированных кадров, т. е. активно развивается сфера образования;

2) изменение социальных реалий в связи с достижениями науки, в т. ч. применение кибернетических моделей;

3) происходит изменение экономической структуры общества, в том числе структуры занятости.

Могут быть приведены другие примеры.

Приведены три примера

Приведены два примера

Приведен один пример

Ответ неправильный

Максимальный балл

Мы уже говорили о необходимости партий в представительном порядке, о выгодах и невыгодах, проистекающих из их борьбы. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах. В силу этого политическое движение происходит здесь не иначе, как посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. Здесь лежит главный источник политической жизни в конституционных государствах.

Партии естественно возникают на почве общественного мнения. Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий.

При организованных партиях есть возможность рассчитывать, действовать, направлять разрозненные стремления к общей цели, чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе. Наоборот, там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы дается один хаос. С другой стороны, только при политической свободе могут образовываться настоящие партии, ибо только тогда появляется возможность и необходимость действовать сообща на политическом поприще, достигать известных целей постоянными и совокупными усилиями многих. Но одной свободы для этого недостаточно; необходимо, чтобы в обществе существовали нужные для партий элементы, чтобы развит был политический смысл, чтобы определились основные направления, чтобы люди группировались около некоторых созданных ими начал, наконец, чтобы выработались политические нравы, которые создаются всякой общественной деятельностью, требующей совокупных усилий. Одним словом, только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии. И при этих условиях они возникают не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе, должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу. Поэтому не надо думать, что с установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством.

(Б. Н. Чичерин)

Укажите с опорой на текст любые четыре условия превращения политических партий в «субъекты политических действий».

Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую из этих групп партий). Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) организованных партий

Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания тех или иных партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами текста и приведите пример, подтверждающий справедливость данного суждения.

Ответ :

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе должны быть следующие Позиции :

1) призыв к участию в государственных делах;

Основы работы с текстом.

1. С чего начинать работу с текстом?

Прежде, чем отвечать на вопросы, внимательно прочитайте текст. Некоторые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.

Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»). Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста?

Да, нужно.

3. В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой - отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

4. Как уяснить для себя - искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

Просто отвечай на вопрос, не стоит задумываться как, нужно просто отвечать.

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Внимательно прочитать задание;
понять, что именно требуется для успешного ответа;
уяснить, из каких частей складывается задание;
стараться выполнить все задание;
если можете ответить только на часть задания, обязательно отвечайте, возможно получите часть баллов
не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
сформулировав ответ, проверьте его правильность.

Первое задание из четырёх (С1) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (С2) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (С3) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (С4) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания С3 и С4 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

Пример задания
Текст к заданиям С1-С4.

Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский)

С1.

С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

С3.

С4.

Ответ:

С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

В ответе могут быть названы следующие функции:
1) борьба с монополиями;
2) поддержка и развитие конкуренции;
3) поддержка стабильности рыночной системы.

Указаны три функции

Указаны две функции

Указана одна функция ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:
- благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;
- расширение производства общественных благ;
- создание правового поля в финансовой сфере.
2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:
- принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
- борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
- проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).
Могут быть приведены другие примеры

Названо три явления, одно проиллюстрировано примером

Названо три явления без примера ИЛИ названы два явления, одно из них проиллюстрировано примером

Названо менее трех явлений без примеров ИЛИ названо и проиллюстрировано примером одно явление ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:
1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;
4) стимулирует снижение затрат производства.
Возможны иные правильные ответы.

Указаны три позиции

Указаны две позиции

Указана одна функция

Ответ неправильный

Максимальный балл

С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики;
2) приведены два аргумента, например:
в демократическом обществе
- налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;
- судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.
3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:
- предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;
- избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.
Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры

Указана точка зрения автора, названы два аргумента, пример не приведен, ИЛИ указана точка зрения автора, назван один аргумент и приведен один пример ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента и один пример

Указана точка зрения автора, приведен аргумент без примера ИЛИ указана точка зрения автора, приведен пример, аргументы отсутствуют ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента, пример отсутствует ИЛИ явно не указана точка зрения автора, приведен один аргумент и пример

Максимальный балл

Обществознание является, по статистике, самым востребованным предметом на ЕГЭ на протяжении ряда лет и одним из самых сложных для сдачи экзамена. Сложность объясняется интегративным характером предмета: обществознание включает в себя восемь содержательных линий и объединяет шесть общественных дисциплин – философию, правоведение, экономику, социологию, культурологию, политологию.

Однако подготовиться к ЕГЭ вполне реально. Существует три способа подготовки: индивидуальные занятия с репетитором, занятия на подготовительных курсах, самостоятельная подготовка. Занятия на курсах и с преподавателем требуют определенных материальных затрат, к тому же не всегда возможны для ребят, проживающих в глубинке. Сегодня вполне реально подготовиться самому к ЕГЭ, потому что для этого имеется много ресурсов – учебные пособия, онлайн-курсы, различные компьютерные программы.

С чего же начать подготовку? Прежде всего нужно скачать программу по обществоведению на сайте Министерства образования (лучше не базового, а профильного уровня). Материал распределить по темам, и составить план занятий, распределив темы и отдельные вопросы по дням. Обязательно оставьте время для повторения изученного материала (примерно 10-20% от общего времени). Подготовка к экзамену должна быть системной, поэтому заниматься нужно каждый день (оставив воскресенье для отдыха) в течение 1,5 часов. При этом не забывайте чередовать работу и отдых – 45 минут работы, затем 10-минутный перерыв, и снова 45 минут посвятить изучению материала.

При подготовке к экзамену целесообразно использовать не только школьные учебники, но и другие учебные пособия. Сегодня предлагается огромное количество различных печатных материалов, однако они зачастую содержат устаревшие сведения, неточности и т.д., поэтому надо выбирать учебные пособия, рекомендованные Федеральным Институтом педагогических измерений или Министерством образования.

При работе над материалом обязательно делать записи в структурированном виде, составляя план темы, таблицы, схемы. При работе с теоретическим материалом важно акцентировать свое внимание на главных мыслях. Используйте разный цвет ручки при записывании материала, чтобы при повторении важные моменты бросались в глаза.

Особенно важно правильно работать с понятиями, записывая их в отдельную тетрадь, и периодически повторяя. Хорошим способом усвоения понятий является составление таблицы понятий, которая разрезается на части, как своеобразный пазл, и затем к определению понятия подбирается термин.

Можно составлять гнезда понятий, когда наряду с данным понятием включаются более широкие понятия, включающие в себя это понятие, и более частные понятия, входящие в него.

Поскольку основные сложности на экзамене вызывают задания третьей части, нужно постоянно тренировать свои навыки и умения для их успешного выполнения.

Для подготовки к выполнению задания С8 тренируйтесь составлять сложный план к каждой изучаемой теме. Он состоит как минимум из трех пунктов, два из которых имеют подпункты. Не забывайте, что формулировка пунктов плана должна максимально раскрывать тему.

Очень важно заранее тренировать свои навыки написания эссе (задание С9).

Помните, что хорошее эссе обязательно должно содержать суть проблемы, четкую формулировку вашей личной позиции по ней, подкрепленную аргументированными примерами (определениями, цитатами), и выводы. Очень важно научиться выявить из высказывания обществоведческую проблему и перевести ее в категорию понятий курса. Для этого нужно обращать внимание на категорию, к которой относится высказывание.

Постоянно выполняйте различные тесты для ознакомления с их структурой и конструкцией. При этом обязательно засекайте время для их выполнения, поскольку на ЕГЭ время ограничено. Правильность выполнения тестов групп А, В можно проверять на сайтах, задания группы С можно показать своему учителю. Обязательно выполните демонстрационные тесты на сайте ФИПИ не только за 2013 год, но и порешайте тесты за предыдущие годы. Там же ознакомьтесь с критериями оценивания того же эссе, что поможет лучше понять, что ожидают увидеть в нем эксперты.

Так как некоторые задания группы А и часть заданий группы С предполагают наличие широкого кругозора, регулярно следите за новостями с помощью газет, телевидения, интернета, чтобы быть в курсе текущих общественно-политических событий в стране.

Завершив изучение материала, используйте правило «трех карандашей»: выделите одним цветом хорошо усвоенный материал, вторым цветом – слабо усвоенный, третьим цветом – те вопросы, которые не знаете совсем или знаете очень плохо. После этого начните повторение именно с плохо усвоенных тем, затем – слабо усвоенных, и в конце повторите хорошо усвоенные темы. Это позволит вам ликвидировать пробелы в знаниях.

Последний день перед экзаменом следует посвятить общему повторению – просмотру планов тем, своих записей, и выполненных тестов.

Используя обществоведческие знания, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три типа (вида) конкуренции. (Сначала назовите тип (вид) конкуренции, затем приведите соответствующий пример.)

Объясните использованный автором термин «человеческий капитал». Предположите, почему в современной экономике качество человеческого капитала приобретает особое значение. (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите два предположения.)

Текст 11

Современная внешняя среда формирует нестабильные условия для долгосрочной устойчивости и развития бизнеса и характеризуется такими особенностями, как непрерывное усиление конкуренции, динамичное насыщение товарного предложения, трансформация «рынка продавца» в «рынок покупателя», …сложность и многоаспектность внешнего окружения. В такой ситуации бизнесу становится всё сложнее гибко реагировать на эти быстроизменяющиеся условия внешней среды. Адаптация к данным изменениям крупных корпораций, характеризующихся сложностью организационной структуры, многоуровневостью менеджмента, бюрократизированностью процесса принятия решений и негибкостью многочисленных взаимосвязанных бизнес-процессов, выглядит ещё более сложноразрешимой задачей.

Это заставляет активно искать механизмы и инструменты адаптации к вызовам внешнего окружения, использование которых позволит сохранить устойчивость корпорации и преумножить финансовые результаты деятельности в долгосрочной перспективе.

В таких условиях выживут и займут прочные и лидирующие позиции только те компании, которые научатся эффективно работать в предлагаемых обстоятельствах, найдут способ сделать свои товар или услугу лучшим выбором своих клиентов. В данной ситуации главный приоритет управленческой деятельности всей корпорации логично определить как удовлетворение и предвосхищение потребностей клиентов на всех уровнях менеджмента.

Однако на практике из-за многообразной текущей деятельности корпорации многие руководители различных подразделений забывают, что именно клиент является центральной фигурой обмена и главным источником притока прибыли в организацию, а результирующая цель работы всех функциональных подразделений корпорации заключается в формировании потребительской ценности…

Эта простая взаимосвязь способствует формированию понимания бизнесменов и экспертов того, что главным залогом эффективного долгосрочного развития фирмы, корпорации является выстраивание долгосрочных партнёрских взаимоотношений с клиентами…

Многие компании, которые разделяют идею клиентоориентированности, больше называют себя таковыми или стараются таковыми казаться…

(Г.А. Резник, О.В. Яшина)

Какие черты крупной корпорации перечислены в тексте? Назовите любые три черты. Для чего, по мнению авторов, осуществляется активный поиск новых механизмов и инструментов адаптации к вызовам внешнего окружения?

Как в тексте сформулирован главный приоритет управленческой деятельности корпорации? Какие трудности, связанные с реализацией идеи клиентоориентированности, отмечают авторы? Назовите две трудности.

Авторы пишут о необходимости выстраивания долгосрочных партнёрских отношений с клиентами. Почему это важно? (Дайте пояснение.) Опираясь на обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите два способа закрепления подобных отношений, превращения их в долгосрочные.

Текст 12

Глобализация мирового хозяйства относительно новое понятие, введённое в широкий научный оборот в конце 1980-х начале 1990-х гг.

До этого периода термин «глобализация» использовался преимущественно для обозначения конкретного, специфического явления в современной экономике объединения отдельных рынков сбыта продукции крупных международных компаний.

Поскольку процессы глобализации имеют комплексный характер, затрагивают как экономику, так и другие сферы жизни общества, глобализация становится предметом исследования не только экономической науки, но и других общественных наук: философии, социологии, политологии, культурологии, истории, правоведения.

К факторам глобализации можно отнести развёртывающиеся и набирающие силу в рамках мировой экономики процессы… транснационализации хозяйственной жизни роста и развития крупных транснациональных компаний и финансовых групп.

Огромное влияние на современные глобализационные процессы оказывает рыночная конкуренция не только на национальных рынках, но и в мировом масштабе. Главные средства конкуренции снижение издержек, повышение качества и расширение ассортимента товаров и услуг становятся «мотором» глобализации.

Глобализация экономической деятельности разворачивается одновременно в двух плоскостях. На макроуровне, что проявляется в усилении взаимозависимости национальных экономик, интенсификации международных экономических отношений во всех их формах. На микроуровне глобализация означает в первую очередь изменение стратегии поведения и деятельности компаний субъектов рынка, прежде всего транснациональных корпораций.

Международные экономические связи превращаются в важнейшую форму самого существования всех составных частей мирового хозяйства; ни одно, даже самое мощное,

Государство не может теперь развиваться в режиме абсолютной самодостаточности, без тесного взаимодействия с внешней средой.

(М.Н. Осьмова, А.В. Бойченко)

Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами утверждение авторов о том, что процессы глобализации имеют комплексный характер и затрагивают разные сферы общественной жизни.

Авторы отмечают, что ни одно государство не может теперь развиваться в режиме абсолютной самодостаточности без тесного взаимодействия с внешней средой. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента в подтверждение данного мнения.

Текст 13

Переход к рыночным отношениям повлёк значительные изменения

в регулировании доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего, уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов…

Качество жизни зависит от множества факторов, начиная от места проживания человека и заканчивая общей социально-экономической

и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На качество жизни в той или иной степени могут влиять демографическая ситуация, жилищно-бытовые и производственные условия, объём и качество потребительских товаров и т.д. Все наиболее значимые факторы можно объединить в группы: экономические, социальные, экологические и научно-технические факторы.

В зависимости от степени удовлетворения потребностей в экономике принято выделять разные уровни жизни населения: достаток пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека; нормальный уровень рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил; бедность потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы; нищета

потребление минимально допустимого по биологическим критериям набора благ и услуг, которые позволяют лишь поддерживать жизнеспособность человека.

Население, адаптируясь к рыночным условиям, использует различные дополнительные источники получения доходов, включая поступления из личных подсобных хозяйств, от предпринимательской деятельности и т.д.

В результате меняется структура денежных доходов населения. Основой материального благополучия населения являются денежные доходы.

На уровне домохозяйств денежные доходы отдельных их членов накапливаются, определяя материальную основу жизни семьи бюджет. Объём и структура доходных статей бюджета составляют важнейшую характеристику уровня и качества жизни.

(Н.С. Михайлова)

mob_info