Дефицит государственного бюджета и государственный долг. Дефицит бюджета, его причины и способы финансирования Дефицит государственного бюджета и государственный долг. Управление государственным долгом

Дефицит – это срочная потребность в позиции, которой нет у вас на складе. Ситуация эта приводит к легко просчитываемым затратам. И, если у перепродающих компаний это выливается в потерю от недополученной прибыли, то у производственных компаний может стать причиной простоя мощностей, что чревато ощутимо бо льшими потерями. Кроме этого, в обоих типах компаний ситуация регулярного значительного дефицита может привести к потере части клиентов!.. Но, несмотря на все эти возможные негативные последствия дефицита, очень многие компании – не только не управляют дефицитом, но даже не считают его!..

Как получать данные о дефиците.

Есть четыре наиболее распространённых варианта получения в компаниях данных о дефиците.

  1. Внедрение документа предзаказа , когда сотрудники, формирующие заказ, не видят остатки склада, а забивает данные о том, что им требуется. На основании этого документа строится счёт или накладная на перемещение, в которую попадают все имеющиеся на остатках количества из предзаказа . А параллельно формируется первичный документ дефицита, в который попадают все количества из предзаказа , которых на остатках склада – не оказалось.
  • Плюсы. Формирование документов дефицита становится автоматическим и как бы объективным – сложно поспорить, что дефицита не было.
  • Минусы. Могут быть: как недостаточные данные о дефиците, когда сотрудник, уже знающий об отсутствии позиции не будет тратить время, чтобы забить её в новые предзаказы ; так и излишние данные о дефиците, когда в надежде на появление остатков в виде предзаказа будет оформляться одна и таже потребность. Кроме этого теряется возможность интерактивного оповещения потребителей об отсутствии нужной им позиции, чтобы они могли осуществлять более удобный подбор нужных им позиций.
  • Применять такую систему лучше всего при расчёте дефицита распределительного центра, обслуживающего филиалы или магазины, которые скидывают заявки на поставку не чаще, чем раз в неделю.
  • Формирование первичных документов о случившемся дефиците сотрудниками компании напрямую. При такой организации процесса сотрудники, которые выявили дефицит, оформляют отдельный первичный документ дефицита, куда заносят данные о позициях и количестве, которые были нужны, но их не было на остатках.
    • Плюсы. Отсутствие автоматически вносимых завышенных или недооценённых данных о дефиците.
    • Минусы. Зачастую: либо отсутствие, вообще, каких-либо документов – если сотрудники никак не заинтересованы в их занесении; либо наоборот – специальное внесение подложных документов, если сотрудник имеет от этого какой-то интерес.
    • Применять такую систему лучше всего в ситуации со 100%-ным обеспечением спроса запасами. В таком случае в такие первичные документы дефицита будет заноситься только информация о спросе на продукцию, которая, вообще, не представлена в ассортименте компании. На основании этой информации можно будет определять, какой ещё ассортимент пользуется регулярным спросом, а значит, его требуется завести.
  • Расчёт дефицита с помощью применения к имеющимся данным об истории отгрузок и остатков некоторых вводимых гипотез. Изначально формулируется некая гипотеза, например: «В те дни, когда продукции на остатках не было, мы продали бы столько же, сколько продавали в предыдущие дни, когда остаток был.» При всей логичности данной гипотезы – никто вам, разумеется, не гарантирует подобного, и реальный спрос при нулевых остатках мог быть, как значительно выше, так и значительно ниже. Однако благодаря применению такой гипотезы можно оценить дефицит математически, – в принципе, не формируя никаких первичных документов.
    • Плюсы. Автоматический расчёт дефицитов. Отсутствие затрат на непродуктивное занесение первичных документов о дефиците – будь то напрямую или через предзаказы . Заинтересованным сотрудникам сложнее фальсифицировать информацию о дефиците.
    • Минусы. Сложность математических моделей, используемых для корректной оценки дефицитов. Возможность технической или логической ошибки, которая может приводить к ошибочным результатам.
    • Применять такую систему можно везде, где это экономически целесообразно. При этом внедрение такого расчёта – не так уж и дорого, например, готовый для 1С модуль, который позволит рассчитать автоматически дефицит, да ещё на основе полученных данных построить прогноз спроса на будущее – сто ит на http://prognoz-prodaj.ru/ всего 37 760 рублей.
  • Сводный вариант из метода один или два – с третьим.
    • Плюсы. в озможность собрать все плюсы указанных выше методов и нивелировать минусы за счёт объединения третьей модели с первой или второй.
    • Минусы. Такой синтез, вовсе не тривиален, как может показаться сначала, так как для каждого случая отличающихся значений: расчётного и по первичным документам – надо продумать систему принятия решения, какое же из них или какую их компиляцию – брать в расчёт.

    Так какой же дефицит?

    Если вы только что остановились в недоумении на слове «расчёт» с вопросом, а четыре методики чего мы тогда рассматривали до этого, то поясню на примере. «Дефицит в миллион рублей – это много?» – Для некоторых компаний – это больше их оборота, а на фоне десятков миллиардов рублей, такой дефицит теряется в статистической погрешности. То есть, чтобы понимать всю критичность ситуации надо оперировать не абсолютными значениями, которые нам ещё понадобятся для финансового обоснования дополнительных трат на борьбу с дефицитом. Для оценки же дефицита и его динамики надо использовать относительные значения – то есть тот же дефицит, но выраженный в процентах. И вот тут возникает вопрос, а в процентах от чего? И здесь тоже есть варианты: в концепции ТУЗ – Тотального Управления Запасами – эти варианты принято называть типами или порядками дефицита.

    1. Первый тип – самый простой: когда мы считаем количество индикаторов дефицита на складе – вычерков – то есть не полностью выполненных отгрузок со склада из-за отсутствия там нужного товара, после чего делим это количество на общее количество заявок, поступивших на склад. Однако при всей простоте данной методики её стараются не применять. Во-первых, в таком случае никак не отличаются друг от друга ситуации, когда мы отгрузили на миллион и вычеркнули на тысячу, и наоборот, когда мы вычеркнули на миллион и отгрузили на тысячу. Во-вторых, у сотрудников появляется возможность фиктивного уменьшения дефицита за счёт разбивки заявок на несколько документов для «различных» складских участков, что увеличивает количество «успешно» выполненных отгрузок. Хотя для предотвращения таких махинаций помогает вариация данной методики, основанная на расчёте дефицита уже не по количеству документов, а исходя из количества вычеркнутых строчек в этих документах по отношению к общему количеству строчек во всех заявках. Эту методику расчёта применяют на участках с однотипной продукцией и примерно одинаковыми по объёму заказа внутренними или внешними клиентами.
    2. Второй тип – самый распространённый. Такую популярность он снискал благодаря тому, что высвечивает дефицит с самой важной для высшего руководства и владельцев компании точки зрения – финансовой! А именно – даёт оценку процента недополученной из-за дефицита выручки компании. Расчёт осуществляется по следующей формуле:

    процент дефицита = сумма дефицита / (сумма дефицита + сумма продаж) , где:

    сумма дефицита получается одним из четырёх рассмотренных выше способов.

    1. Третий тип – это совмещение первых двух. Мы оцениваем сумму заявок, не обеспеченных в полном объёме, и делим их на сумму всех заявок. Такую модификацию расчёта дефицита используют при расчёте потерь на поставках в розничные сети, которые выставляют серьёзные штрафы за недопоставки. По той же причине эту модификацию используют на некоторых производствах – в таком случае, штраф оказывается неявным, но в случае простоя производственных мощностей из-за нехватки одной единственной детали, это вполне оправдано.

    Борьба с дефицитом.

    После того, как данные о дефиците собраны, и сведены в нужной формуле, обычно всегда встаёт вопрос, как сделать так, чтобы он стал меньше. Можно, конечно директивно обязать какого-нибудь сотрудника отвечать своей зарплатой за дефицит, превышающий определённые нормы, но как показывает практика, предприятие в таких случаях теряет гораздо больше, чем сотрудник. Да и закладка всего и побольше , уводя от дефицита, толкает нас в другую крайность, которая чревата списаниями по сроку годности, длительной заморозкой средств, неликвидами и увеличением затрат на хранение. Вообще, всегда лучше работать с причиной, а не следствием, сам же дефицит – это всегда неприятное следствие, поэтому будем формулировать решения именно для причин дефицита, которые обычно бывают следующие.

    Фиктивные резервы. У вас на складе остаётся малое количество по какой-то позиции, но в принципе, его должно хватить до прихода следующей поставки. И вдруг, кто-то из ушлых сотрудников резервирует всё оставшееся количество под себя, чтобы потом в любом случае не испытывать дефицита по этой позиции, хотя, возможно, ему она и не понадобится до самого момента прихода следующей поставки. При этом все остальные сотрудники вынуждены испытывать реальный дефицит, в случае если им понадобится эта позиция, так как они её со склада взять не смогут – она зарезервирована.

    Решение: ввод ответственности для сотрудников, которые долгое время не используют свои резервы и автоматическое снятие с резерва, если он не реализован по прошествии определённого времени.

    Крупная потребность. У вас лежит запас ещё на две недели, очередной заказ уже сделан, и прибудет на склад через 3-4 дня. Вроде бы для паники причин нет, но, вдруг, у кого-то из внутренних или внешних клиентов возникает острая потребность в крупном объёме по этой позиции, и он скупает весь запас по ней.

    Решение: стараться отгружать крупные объёмы – под дополнительный заявку-заказ у поставщика для этого клиента. Внешним клиентам за предварительный заказ можно даже дополнительную скидку давать – в любом случае, для компании это выйдет дешевле, чем хранить такой объём долгое время на складе, а потом ещё и с дефицитом остаться. В случае если клиент хочет получить весь свой крупный заказ здесь и сейчас, то общаться с ним на предмет постепенной поставки в процессе прихода этой продукции к вам на склад. Скорей всего, технологические процессы всё равно не позволят ему использовать весь приобретаемый объём по позиции, и он – такой, только чтобы сэкономить на доставке и получить максимальную скидку. Поэтому можно фиксировать цены и обещать бесплатную доставку, главное – договориться о том, что прямо сейчас будет только частичная отгрузка, а вторая часть будет доставлена ему бесплатно уже после прихода следующей партии.

    Отсутствие проверенных поставщиков. Часто причиной крупного затяжного дефицита становится банкротство основного поставщика, который вдруг оказывается единственным и неповторимым. Судорожные поиски замены, спешные переговоры, и первые поставки, которые не редко оказываются – «первым блином», не улучшают ситуацию с, и так уже давно пустым складом. Не такой страшной ситуацией, но тоже приводящей к существенному дефициту может стать задержка прихода на склад конкретной поставки. Причиной может оказаться: и долгая таможня, и потеря в дороге, и ещё что-то – в любом случае компания нуждается в наличии по каждой позиции поставщика поблизости, который пусть и не по самым лучшим ценам обеспечит её всем необходимым до прихода уже основной поставки от основного поставщика.

    Решение: создание реестра проверенных поставщиков, в котором для каждой закупаемой товарной группы должны быть проставлены:

    · основной поставщик;

    · поставщик для замены основного, если с ним что-то случится;

    · поставщик для перехвата, если будет задержка поставки от основного поставщика.

    В качестве этого поставщика для перехвата может выступать любая компания, находящаяся по близости – даже прямой конкурент компании.

    Нереальные сроки поставки. Вы можете оценивать дефицит – не только по компании в целом или для конкретных позиций, но и в разрезе поставщиков, филиалов, сотрудников, которые отвечают за поставку этих позиций. И если по какому-то из поставщиков регулярно выявляется дефицит, то, скорей всего, заказ к нему осуществляется слишком поздно. В результате к моменту, когда приходит товар – постоянно наступает дефицит.

    Решение: расчёт реальных сроков поставки через разницу между датой формирования заказа поставщику и датой поставки продукции на склад, чтобы начинать заказ исходя из этого реального значения.

    Ошибки при закупке. Так или иначе, но все люди ошибаются, – не исключение и сотрудники отдела закупок. Как говорится, если «у каждого врача есть своё кладбище», то у каждого снабженца – есть свой «лишний нолик». С точки зрения дефицита ошибкой может быть неадекватно маленький заказ, или перепутанная позиция, которой вовек столько много не понадобится, а по той позиции, которую в результате не закупили – будет жёсткий дефицит.

    Решение: регламентация и автоматизация бизнес-процесса снабжения. Кроме очевидного выигрыша от уменьшения количества ошибок, а значит и возникающего из-за них дефицита, автоматизация позволяет ускорить выполнение многих работ и вывести решение многих логистических задач на качественно иной уровень точности.

    Нехватка денег. Распространённая ситуация, когда успешная быстро растущая компания, постоянно испытывает дефицит денег, а значит и продукции, которую она не может купить.

    Решение: помочь может только чёткое финансовое планирование, по крайней мере, стратегических решений о значительном увеличении ассортимента или крупных тратах, которые быстро не вернутся в компанию. Цель – не допустить разрывы в ликвидности компании, которые могут привести к дефициту и как следствие «надрыву роста», который нередко заканчивается банкротством ещё недавно такой успешной компании.

    Вывод.

    Дефицит – не так сложно считать, по крайней мере, в первом приближении. Эффект же от его снижения – ощущается мгновенно в выручке компании. Поэтому предприятия, которые начали чётко считать дефицит, и стараются управлять им – уже сейчас реже испытывают дефицит в продукции и зарабатывают на том же рынке больше, чем их конкуренты, которые относятся к дефициту, как к неизбежному злу.

    Однако мне не хочется, чтобы после прочтения этой статьи оставалось устойчивое ощущение, что дефицит – это всегда плохо. Например, в компании, где я сейчас работаю: http://vkusvill.ru/ – дефицит в 6% изначально закладывается в модели управления запасами. Мы вынуждены так делать, так как вся наша молочная продукция – полностью натуральная, и сроки её хранения – обычно меньше недели, а часто составляют, вообще, 2-3 дня. В таком случае попытка обеспечить потребление на все 100% приводит к серьёзным списаниям дорогой в себестоимости продукции, которые могут доходить до 30% от объёма продаж! Поэтому нам дешевле сознательно поддерживать дефицит на уровне 6%, чем постоянно списывать такие объёмы себе в убыток.

    Валерий Разгуляев

    Перепечатка и перепостинг статьи вместе с этим текстом, указанием автора, и ссылки на перво

    Фактический объем ВВП равен 16 млрд. долл. Сумма налогов составляет 10 % от величины ВВП. Государственные расходы на товары и услуги равны 1,8 млрд. долл.

    Определите, сводится ли государственный бюджет к дефициту или профициту, и установите его размеры.

    Налоговые поступления составляют: 16млрд. долл. * 10% = 1,6 млрд. долл. Дефицит бюджета составляет 1,8 – 1,6 = 0,2 млрд. долл.

    ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА - превышение доходов бюджета над его расходами (положительное сальдо бюджета). Различается профицит первичный - когда текущие доходы бюджета покрывают его текущие расходы, и вторичный - когда доходы бюджета покрывают все расходы, включая выплату внутренних и внешних государственных долгов.

    1. Предприятие – основное звено экономики. Классификация предприятий

    Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения потребности и получения прибыли. С макроэкономических позиций предприятия являются основой для:

    • Увеличение национального дохода, ВВП, ВНП;
    • Возможности существования всего государства и выполнение им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть госбюджета формируется за счёт налогов и сборов с предприятия;
    • Обеспечения обороноспособности государства;
    • Простого и расширенного воспроизводства;
    • Развитие национальной науки и ускорения НТП;
    • Повышение материального благосостояния всех слоёв общества;
    • Решение проблем занятости;
    • Решение социальных проблем.

    Под общим названием «предприятие » в хозяйственной практике подразумевается коммерческая организация, преследующая в качестве основной цели деятельности извлечения прибыли на вложенный труд и капитал.

    Предприятие имеет собственное название, фирменный знак (марку), самостоятельный баланс, расчётный счёт в банке. Предприятие является юридическим лицом, т.е. несёт имущественную ответственность по своим обязательствам.

    Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным признакам.

    I. По количественным:

    Группировка предприятий по мощности производственного потенциала. При этом используются следующие показатели:

    • численность персонала;
    • стоимостный объём выпуска продукции;
    • стоимость средств производства.

    В соответствии с этими критериями выделяют:

    • малые предприятия, или малый бизнес (до 30-100 человек)
    • средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек)
    • крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

    II. По качественным:



    Среди качественных параметров классификации предприятий можно назвать следующие:

    • тип собственности (частные или государственные);
    • характер и содержание деятельности (по отраслям);
    • ассортимент выпускаемой продукции (узкоспециальные, многопрофильные, комбинированные);
    • способы и методы конкурентной борьбы;
    • организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

    Кроме того предприятия в РФ подразделяются на:

    2. Инфляция как многофакторный процесс. В мире почти нет стран, где бы не было инфляции. По-прежнему актуальна проблема инфляции и для России.Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности. В буквальном переводе с латинского инфляция означает «вздутие», т.е. избыток бумажных денег. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой (ценовой) имеет место скрытая (подавленная) инфляция, которая проявляется в дефиците товаров. Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции или изменения общественных потребностей. Например, переход автомобильного рынка в России на выпуск новых модификаций автомобилей с экономичным двигателем, соответствующим международным стандартам, очевидно, привел к повышению отпускной цены: более совершенная и качественная продукция требует больших затрат и ценится выше, но это не носит характер инфляции. В то же время систематический рост цен на серийно производимые товары без каких-либо улучшений, а нередко и с понижением надежности в эксплуатации носит ярко выраженный инфляционный характер. Наиболее распространенная причина инфляции - денег много, товаров мало; спрос превышает предложение. Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами: инфляцией спроса (инфляцией покупателей) и инфляцией издержек (инфляцией продавцов). Это две взаимосвязанные причины инфляции: одна - со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая – со стороны предложения (рост производственных издержек).В реальной действительности выделить два вида инфляции довольно трудно. В России все более важную роль стала играть инфляция издержек (возросли цены на сырье, топливо и комплектующие, сохраняется высокий уровень монополизации). Что касается платежеспособного спроса населения, то он сокращается или растет крайне неравномерно. Инфляция тесно связана с безработицей - две острые и взаимосвязанные проблемы. Чем выше темпы инфляции, тем ниже размеры безработицы. Чем ниже темп инфляции, тем большее число людей вынуждены заниматься поиском работы. В любом случае возникает так называемая стагфляция - сохранение безработицы при одновременной инфляции. Если растет заработная плата, то обычно повышаются цены. На поведение людей, производственную активность населения оказывают влияние не только рост цен, но и ожидания. Сама инфляция становится теперь зависимой от степени доверия к действиям правительства. Людей интересует не номинальная, а реальная заработная плата. Номинальная - заработная плата, которая соответствует сумме денег, причитающейся работнику за его труд. Реальная – зарплата, которую работник может потратить на товары и услуги на свою номинальную зарплату. Чтобы регулировать эти процессы в экономической политике используют дефлятор - индекс цен, необходимый для корректировки экономических процессов.



    3. Определить объём реализованной продукции предприятия

    Определить объем реализованной продукции предприятия общепита:

    Решение 1.Определяем объем товарной продукции:

    ТП = 1000 × 9 + 250 ×7,5 + 750 ×8,3 = 9000 + 1875 + 6225 = 17100 т.р.

    2. Определяем объем реализованной продукции:

    РП = 17100 + 2300 - 2000 = 17400 т.р.

    Доходы и расходы государственного бюджета, в принципе, могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит. Их размер и отношение к ВВП являются основными итоговыми финансовыми показателями сектора государственного управления.

    Дефицит государственного бюджета характеризует превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе.

    Величина дефицита определяется в абсолютном выражении в национальной валюте, а также в процентах к ВВП, национальному доходу, расходам и доходам бюджета. Критической планкой для обычных лет считает дефицит в 3% ВВП, за которые выходить нельзя, считается в России. Величина дефицита определяется при утверждении бюджета.

    Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Факторами возникновения и роста дефицита могут быть обстоятельства, связанные с недостаточностью доходной базы или нерациональными расходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

    Войны требуют использования ресурсов экономики на вооружение и содержание армии. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители.

    Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета и роста государственного долга. При этом напряжение экономики возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время.

    Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спад, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит.

    Рост дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью (в частности, с высокими расходами на оборону и оборонное производство, на содержание управленческого персонала, дотациями убыточным отраслям и др.).

    Негативное влияние на доходы бюджета и соответственно на размеры дефицита оказывает устойчивость национальной валюты и денежного обращения. Слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота приводят к развитию бартерных операций, появлению суррогатов денег, нарушению нормальных расчетов, неплатежам хозяйствующих субъектов друг другу и в бюджет.

    Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут приводить к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности, развитию теневой экономики.

    Существуют противоречивые взгляды на проблему роли дефицита в развитии или торможении экономического состояния в стране: сторонники концепции систематического (хронического) дефицита видят в нем положительные черты:

    Бюджетный дефицит не является деструктивным фактором. Для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, осуществляются на территории данного государства и способствуют ростублагосостояниястраны.Исключениесоставляеттолькоотрицательноесальдо внешнеторгового баланса, поскольку это означает не что иное, как утечку средств за границу;

    Дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения, что приводит к увеличению покупательной способности, способствует росту производительности труда и, в конечном счете, расширению национального производства. Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений в бюджет.

    Экономисты, разделяющие противоположную точку зрения (сторонники неоклассического направления в экономической теории), видят в дефиците целый ряд опасностей: сегодняшние дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем; для покрытия дефицита будут привлекаться другие, экстраординарные доходы: эмиссия денег и займов, кредиты и т. д. Это приведет к расстройству денежно-кредитной системы, инфляции и девальвации национальной валюты, росту внутреннего и внешнего долга государства.

    В конечном итоге долги будут погашаться за счет введения новых и повышения ставок существующих налогов, а это означает, что долговое бремя перекладывается на будущие поколения.

    Выход правительства на денежный рынок путем размещения государственных ценных бумаг (ГЦБ) с целью привлечения финансовых ресурсов для покрытия дефицита подтолкнет процентные ставки вверх. Это связано с тем, что в рыночных условиях, когда существуют частные инвесторы и заемщики свободных денежных средств у населения и предприятий, вторжение государства на финансовый рынок ведет к росту конкуренции, повышению спроса на деньги, и, следовательно, повышаются ставки процента.

    Более высокие процентные ставки по ГЦБ, по сравнению с частными, вызывают эффект вытеснения частных инвестиций. А потому, чем выше дефицит бюджета и государственный долг, тем медленнее будут идти социально-экономические преобразования и в целом развитие общества. Растущие государственные расходы, вызывающие рост бюджетного дефицита, ведут к расширению государственного сектора экономики за счет вытеснения частного, увеличивается вмешательство правительства в воспроизводственный процесс. Следует отметить, что для большинства развитых стран типично формирование бюджета с дефицитом.

    При раскрытии понятия бюджетный дефицит, нельзя оставить без внимания его функции. Итак, бюджетный дефицит имеет распределительную (перераспределительную), фондообразующую, стимулирующую и контрольную функции, проявляющиеся в специфических формах.

    Функция распределения (перераспределения) бюджетного дефицита состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжение государства по заранее определенным финансовым пропорциям.

    Фондообразующая функция бюджетного дефицита проявляется в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных ресурсов за счет перераспределения финансовых ресурсов других ступеней финансовой системы.

    Стимулирующая функция бюджетного дефицита реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений в эффективном функционировании всей бюджетно-финансовой системы и эффективном использовании источников бюджетного дефицита и реализуемых через этот механизм финансовых ресурсов.

    Контрольная функция бюджетного дефицита отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством.

    В построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом, упорядочении информации об операциях органов власти разных уровней по его финансированию, получении представлений о возможном воздействии на экономику используемых способов дефицитного финансирования большое значение имеет классификация видов дефицитов бюджета по ряду основополагающих признаков.

    Обобщение причин возникновения дефицита бюджета позволяет экономистам выделять следующие виды дефицитов бюджета: чрезвычайный, кризисный, антикризисный и межбюджетный дефициты. В основе чрезвычайного дефицита лежат чрезвычайные обстоятельства (война, стихийные бедствия и т.п.), от которых трудно или невозможно застраховаться. Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций обычно формируются различные резервные фонды, или средства предусматриваются в бюджете в соответствии с функциональной классификацией бюджетов. Кризисный и антикризисный дефициты бюджета вызываются кризисом в экономике и мерами по его ликвидации. В связи с этим выделяют дефициты, имеющие стимулирующее и дестимулирующее значение. Под межбюджетным дефицитом понимается отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов, которое возникает в результате несоответствия имущественных и бюджетных прав территорий, уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие принятия решений органами власти другого уровня. Покрытие такого дефицита осуществляется посредством бюджетного регулирования, использования различных форм межбюджетных отношений.

    В зависимости от экономического содержания и направления воздействия различают активный и пассивный бюджетные дефициты. В условиях социально-экономического кризиса правительство может пойти на увеличение разрыва между доходами и расходами бюджета (путем повышения расходов и снижения налоговых изъятий) в целях стимулирования роста экономики, сокращения безработицы, расширения налогооблагаемой базы. В этом случае дефицит бюджета принимает активную форму. Если же для его финансирования будут привлекаться инфляционные источники, значительно возрастут расходы бюджета на обслуживание государственного долга, то активная форма дефицита примет пассивную форму и начнет усугублять социально-экономический кризис. Поэтому в целях управления дефицитом и использования его стимулирующего, активного потенциала необходимо находить приемлемые источники покрытия с учетом анализа конкретного финансово-экономического положения регионов и страны в целом, а также с учетом международного фактора, поскольку это имеет существенное значение в открытой экономике.

    В зависимости от степени корреляции дефицита бюджета с уровнем безработицы различают структурный и циклический дефициты. Под структурным дефицитом понимается отрицательное сальдо бюджета при данной системе формирования государственных доходов и государственных расходов в условиях полной занятости (при постоянно заданном уровне безработицы). В период экономического спада (рецессии) уровень безработицы начинает превышать базовый. Поэтому реальный дефицит бюджета тоже будет расти и становиться больше уровня структурного дефицита, который принимается как некая идеальная, оптимальная величина допустимого бюджетного дефицита. Это происходит частично за счет роста выплат пособий по безработице, сокращения налоговых поступлений, а в основном - в результате уменьшения налогооблагаемой базы из-за спада производства. Разность между реально имеющимся и структурным дефицитом получила название циклического дефицита. Также циклический дефицит имеет следующее определение: это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности. Именно экономическое состояние определяет уровни структурного и циклического дефицитов. Сокращение уровня циклического дефицита свидетельствует о тенденции выравнивания уровней реального и структурного дефицитов, что равносильно экономическому росту.

    По характеру возникновения выделяют случайный (кассовый) и действительный дефициты. Случайный дефицит бюджета, или называемый иначе кассовым, возникает из-за кассовых (временных) разрывов в поступлении и расходовании средств. Обычно кассовым дефицитам подвержены бюджеты, в высокой степени зависящие от одного источника дохода, или же те, в которых источники поступлений имеют сезонный характер. К таковым обычно относятся местные и региональные бюджеты. Действительный дефицит возникает не из-за случайной временной задержки поступлений доходов в бюджет и опережающего график (роспись доходов и расходов) производства расходов, а в связи с постоянным наращиванием расходов из бюджета и реальным отставанием от них доходов. Он обычно закладывается в законе о бюджете на очередной финансовый год в качестве предельной величины, но может быть ниже или выше нее в ходе исполнения бюджета.

    По степени постоянства объема дефицита бюджета можно выделить стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания дефицита за относительно короткий промежуток времени свидетельствуют о финансово-экономической нестабильности, отсутствии долгосрочной и единой бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политике в стране.

    По продолжительности бюджетный дефицит подразделяется на хронический (систематический) и временный. Хронический дефицит возникает из года в год в течение длительного периода времени и является наиболее «трудноизлечимым». Основные его причины: длительный цикл экономического кризиса, долгие войны и чрезмерные расходы на военные цели в мирное время, чрезвычайные происшествия, дорогостоящие программы, растянутые на десятилетия без сроков окупаемости. В отличие от хронического, временный дефицит бюджета, продолжительность которого может быть равна нескольким месяцам, не является столь опасным и трудным для преодоления. В его основе лежат, как правило, не кризисные явления в экономике, а ряд объективных и субъективных причин. Органы власти в данной ситуации должны не допустить перехода временного дефицита в хронический. Для этого необходимо принять ряд оперативных решений по своевременной ликвидации предпосылок, причин и последствий дефицита, финансирования его неинфляционными и «дешевыми» источниками заемных средств.

    Известно, что бремя государственного долга, обусловленное бюджетным дефицитом, перекладывается на будущие поколения. В большей степени это относится к хроническому дефициту. Такой дефицит называют переложимым вперед. Если же финансирование дефицита осуществляется без введения новых налогов и выпуска государственных займов, за счет других источников, например таких как: реализация государственной собственности, государственных активов, расширение налогооблагаемой базы, переложения бюджетного дефицита не происходит. Этот вид дефицита называют непереложимым. Задача бюджетной политики: находить и использовать такие источники дефицитного финансирования, которые не обременяли бы жизнь будущих поколений. По международной классификации выплата процентов по обслуживанию государственного долга включается в расходы бюджета. Россия тоже перешла к международной методологии составления бюджета, но еще не до конца.

    При определении дефицита с учетом или без учета расходов по обслуживанию государственного долга выделяют первичный и вторичный дефициты бюджета. Дефицит бюджета, который рассчитывается как разница между его доходами и расходами без учета процентных выплат по долгу, называется первичным, а с учетом - вторичным. Эти названия возникли не случайно. Действительно, дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. В этом случае расходы сверх доходов производятся впервые. Но если для их финансирования привлекаются заемные средства на платной основе, то процентные выплаты из бюджета за эти средства имеют производный, вторичный характер, поскольку обусловлены первичным дефицитом.

    Классификация видов дефицита, анализ его причин, оптимизация структуры источников финансирования - все это необходимо для того, чтобы иметь возможность разрабатывать систему мер по прогнозированию и сокращению дефицита, по преобразованию бюджетной и налоговой систем, межбюджетных отношений, направленных на устойчивый экономический рост и повышение уровня благосостояния населения.

    Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета.

    Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений совпадает с суммой правительственных закупок. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается, возникает бюджетный дефицит. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток (профицит). При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.

    Рис.8.1. Циклическое балансирование госбюджета

    Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.

    Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

    Бюджетный дефицит = Расходы – Доходы.

    Чистые налоги = Налоговые поступления – Социальные выплаты.

    В этом случае бюджетный дефицит можно представить следующим образом:

    Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг – Чистые налоги.

    или BD = G – T.

    На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.

    Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).

    Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных единиц, а налоговая ставка t = 0,2. Следовательно, при Y = 0 налоговые поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые поступления становятся равными государственным расходам (200 единиц). При доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т.д.

    Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком – избыток бюджета.

    Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.

    Если в государственном бюджете имеется избыток, т.е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП.

    Напротив, если госбюджет испытывает дефицит, т.е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.

    Таким образом, бюджетный дефицит – это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.

    Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

    Поэтому дефицит полезен в период безработицы , но в фазе подъема он опасен , так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

    Для анализа источников образования дефицита госбюджета выделяют:

    1) структурный дефицит;

    2) циклический дефицит.

    Структурный дефицит бюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами (G) и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:

    Встр = G – t * Yf,

    где Встр – структурный дефицит государственного бюджета;

    Yf – ВВП при условии полной занятости;

    t – ставка подоходного налога.

    Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

    Вцикл = t (Yf – Y),

    где Вцикл – циклический дефицит госбюджета;

    Y – фактический ВВП за данный год.

    В период экономического спада государство проводит политику инъекций в национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных расходов. Первоначально уровень возросших государственных расходов увеличивает объем бюджетного дефицита. Но уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.

    Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через мультипликатор. Поэтому изменение равновесных доходов (D’-D) равно изменению государственных расходов (G’-G), умноженному на величину мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть записано как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:

    Y’-Y = MPC (G’-G).

    Известно, что изменение бюджетного дефицита (B’-B) равно изменению уровня государственных расходов минус изменения суммы налоговых поступлений t (Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:

    B’-B = G’-G-t(Y’-Y).

    Таким образом, прирост государственных расходов будет способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превысит данный прирост государственных расходов. При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (Т) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I), а мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1:

    В период экономических спадов государство допускает увеличение дефицита государственного бюджета. При анализе зарубежными экономистами стабилизационных фискальных мероприятий было обнаружено, что прирост дефицита государственного бюджета на равную величину оказывает разное влияние на совокупный спрос в стране – в зависимости от того, финансировался прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов либо за счет изменения государственных закупок. При снижении налогов домашние хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета, финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост совокупного спроса. Это явление открыл лауреат Нобелевской премии Т.
    Хаавельмо. Оно получило название теоремы Хаавельмо . Суть его состоит в следующем.

    Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1.

    В механизме действия изменения налогов на уровень ВВП налоговый мультипликатор показывает чистое влияние на величину ВВП роста налоговых сборов на 1 доллар. Тем не менее, изменение налогов сопровождается обычно изменением величины государственных расходов. Такое комбинированное влияние на ВВП отражает мультипликатор государственных расходов.

    Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:

    1. Прирост правительственных расходов (dG) ведет к увеличению совокупного спроса (dAD) на такую же величину;

    2. Прирост налогов (dT) сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину (с учетом МРС), падение совокупного спроса с учетом располагаемого дохода будет равно МРС (Y-dT) + a = MPC * Y(1 – t) + a.

    Попробуем вывести значение мультипликатора математическим способом.
    Представим функцию совокупного спроса в виде

    AD = Y = MPC * Y + a + I.

    Введем в ее формулу математические значения G, T, TR, характеризующие степень вмешательства государства в экономику страны. При этом чистые налоги равны T – TR (налоговые поступления минус социальные бюджетные выплаты), а государственные закупки G равны государственным расходам минус транcфертные платежи TR:

    Y = MPC (Y – T + TR) + G + a + I.

    Раскроем скобки и представим налоговые поступления в бюджет как

    Т = Y*t, при условии, что это – пропорциональные налоги:

    Y = MPC*Y – MPC*t*Y + MPC*TR + G + a + I.

    Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, обозначим их А
    (автономное потребление в экономике):

    Y – MPC*Y + MPC*Y*t = A + I, где А = МРС * TR + a + I;

    Выражение 1/1-МРС(1-t) и есть мультипликатор государственных расходов.

    Мультипликатор государственных расходов давно применяется в макроэкономическом моделировании, в частности в модели делового цикла Хикса–Самуэльсона. Смысл этой модели состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины государственных расходов
    (неокейнсианский подход).

    Существует три способа для финансирования бюджетного дефицита :

    1) путем дополнительной эмиссии денег;

    2) за счет кредитов ЦБ;

    3) посредством заимствований у населения и фирм.

    Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

    Существуют три концепции балансирования бюджета :

    1. Концепция ежегодного балансирования (рикардианство). Экономические субъекты исходят из убеждения, что любые долги надо рано или поздно отдавать. Они прирост задолженности государства воспринимают как прирост налогов в будущем, т.к. другого, кроме налогов, источника доходов у государства нет. Государственное бюджетное ограничение:

    Тнаст. + Тбуд./ (1 + i) = Gнаст. + Gбуд./ (1 + i).

    Концепция отрицает положительные эффекты стабилизационной фискальной политики. Так, рост госрасходов не приводит к стимулированию совокупного спроса вследствие эффекта вытеснения инвестиций. Снижение налогов не приводит к росту потребительских расходов, а приводит к росту сбережений, так как субъекты должны быть готовы к повышению налогов в будущем.

    2. Концепция циклического балансирования. Утверждается допустимость балансирования бюджета в ходе экономического цикла. Дефициты в периоды спада позволяют стимулировать совокупный спрос, а излишки в периоды подъемов – сдерживать «перегрев» экономики. Такая политика позволяет сгладить амплитуду колебаний цикла на 30 – 35%.

    3. Концепция функциональных финансов. Проблема сбалансированности бюджета рассматривается как второстепенная, на первый план выдвигается задача стабилизации экономического развития. Поддержание высокой занятости имеет приоритет. Рост госдолга не приведет к угрозе банкротства государства при условии хорошо отлаженной финансовой системы и высокой степени доверия к государственным институтам.

    mob_info