Власти насчитали полмиллиона тунеядцев. Как число иждивенцев отличается по регионам. В Беларуси запустили базу тунеядцев. Кого включают в иждивенцы и как избежать полной оплаты ЖКУ Тунеядство в беларуси мнение людей

Согласно новому документу, местным органам власти отведена роль людей, близких к населению и ответственных за реализацию декрета.

Официальный телеканал АТН уже

назвал декрет «матрицей нового социального договора между государством и гражданами»

Беларусь, возможно и не осознавая этого, признала, что государство эксплуатирует население. Поскольку понятие социального договора подразумевает соглашение, которое достигается гражданами по вопросам правил и принципов госуправления с соответствующим правовым оформлением.

В данном случае новый декрет показывает, что государство фактически царь и бог

Но в декрете пока нет главного определения, кто же, собственно, является «незанятым в экономике», а также «порядка отнесения трудоспособных граждан» к этой категории лиц.

В обновленном декрете появилось новое, весьма любопытное понятие — «ресоциализация лиц, ведущих асоциальный образ жизни».

Ресоциализацию предполагается проводить в лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП)

Декрет №1 легализует деятельность этих уже существующих комиссий и расширяет их полномочия, позволяя принимать решения о помещении в ЛТП «асоциальных» лиц.

Более того,

так как правовая база отсутствует, решения будут приниматься по собственному усмотрению чиновников

В настоящее время помимо поиска работы для желающих её найти, комиссии составляют списки лиц, не желающих трудоустраиваться официально — потенциальных кандидатов на «ресоциализацию».

При таком подходе будет очень легко признать гражданского активиста, неудобного властям, лицом с асоциальным образом жизни и отправить без суда в ЛТП.

Приняв такой декрет, белорусские

власти создали механизм внесудебного лишения свободы, причем с подстраховкой на случай скандала

Ответственность же легко свалить на местных чиновников.

«Раньше в ЛТП отправлялись только лица, страдающие хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, и только с санкции суда. И ещё тех, кто не возмещал расходы на содержание государством детей, если они несколько раз в году привлекались к административной ответственности.

Что теперь?

Если буквально понимать декрет, то в ЛТП сроком до 12 месяцев можно будет отправить любого тунеядца… Без предупреждения и привлечения к административной ответственности»,

– пояснил ситуацию юрист Александр Жук.

Вместо ежегодного «сбора на финансирование госрасходов», прозванного в народе «налогом на тунеядство», декрет ввёл «оплату субсидируемых государством услуг по их полной стоимости».

Это коснется с 1 января 2019 года всех трудоспособных граждан, не работающих официально, то есть не платящих подоходный налог.

По мнению экспертов, весь декрет № 1 носит крайне неконкретный характер

«Здесь нет ни одной нормы прямого действия. Как он будет действовать реально, совершенно непонятно. До такой степени неконкретного нормативно-правового акта я еще не видел», – заявил председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин.

А Валерий Карбалевич, политолог и эксперт аналитического центра «Стратегия», полагает, что

«в новом декрете заложены мины», которые при внедрении закона приведут к серьезным последствиям

Оба аналитика считают, что власти не хватило политической воли признать неудачным предыдущий декрет №3, новый же № 1 был разработан исключительно с целью сохранить лицо.

Напомним, что декрет № 3 появился на фоне экономического кризиса, когда власти думали, как пополнить бюджет, а граждане – как выжить в условиях массовых сокращений и повышения пенсионного возраста.

В результате, когда в декабре 2016 года «тунеядцы» стали получать уведомления от налоговой, многие не смогли заплатить требуемой суммы.

Хотя неплательщикам грозили штрафы и арест до 15 суток с привлечением к общественным работам, из 470 тысяч человек, получивших извещения,

«тунеядский» налог заплатили лишь 44,5 тысячи – меньше 10% от общего числа попавших под действие закона

Вместо планируемых $100 млн это принесло в бюджет порядка $7,14 млн– сумму в масштабах государства более чем скромную.

Кроме того, выяснилось, что система учета, выявляющая «тунеядцев», работает плохо. Как, впрочем, и государственная система трудоустройства, а также тот факт, что в небольших городах работы попросту нет.

Поразительно, но декрет №3 не предусматривал, отчего

в «тунеядцы» записывали больных, ухаживавших за ними родственников, демобилизованных солдат и выпускников вузов

В обществе нарастало недовольство. Формулировка «социальное иждивенчество» многими была воспринята как оскорбление. Людей возмущало и то, что государство отбирает у безработных последние деньги, вместо того чтобы оказать им помощь.

Охота на «тунеядцев» в ряде случаев привела к самоубийствам безработных,

а уличные протесты достигли масштабов, каких Беларусь не знала с середины 90-х годов.

В конце концов, власти пошли на попятный. Правда, приостановив действие декрета №3, Лукашенко заявил, что он будет не отменен, а «значительно доработан». Доработанный вариант в виде №1 и был представлен в конце января 2018 года.

В 2015 году в Белоруссии был введен налог для неработающих граждан, в 2017 году под натиском общественности он был отменен. В России же идеи обложить налогами и страховыми взносами официально неработающих звучат все чаще. Как боролись с «тунеядцами» в СССР и что предлагают российские депутаты – читайте в статье.

История борьбы с тунеядством в России связана в основном с советским периодом. Само по себе слово «тунеядец » возникает еще во времена Российской империи, но не имело за собой никакого состава преступления. Более того, социально значимого контекста понятие тунеядства не имело – это явление не одобрялось, и только.

После прихода к власти большевиков стали зарождаться идеи построения социализма, и для этого требовались ресурсы (как материальные, так и трудовые). Ленин в своих работах отмечал необходимость жестких мер к элементам, признаваемым чуждым пролетарской идее. Такие «элементы» нуждались в перевоспитании. Реализована эта идея была через «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» – живущие на нетрудовые доходы (или пользующиеся наемным трудом) лишались политических прав.

Фактически это означало введение принудительного труда в стране. Только за первые 3 года действия закона были сосланы 37 тысяч человек. Тунеядцем могли признать очень многих – даже тех, кто продавал собственноручно выращенные продукты на рынке. Есть сведения о выселении нетрудоспособных граждан.

Наказание за тунеядство ожидало даже известных деятелей искусств и науки. Среди известных людей, осужденных за тунеядство, есть:

Формально ответственность за тунеядство статьей 209 УК РСФСР предусматривалась в трех формах:

Само понятие общественно полезного труда не предполагало самозанятость в ее современной форме – это был найм в государственное учреждение, предприятие или же обучение в государственном учебном заведении. При этом Конституция СССР допускала индивидуальную трудовую деятельность в некоторых отраслях экономики – это виды деятельности, полностью основанные на личном труде граждан и семей.

Читайте также:

Профсоюзы в России: имитация работы или реальная защита трудовых прав?

Самая активная фаза борьбы с тунеядством началась в 1982 году с приходом на пост Генерального секретаря ЦК Компартии Юрия Андропова. Начались рейды милиции в рабочее время по заведениям сферы услуг. Если выявляли человека, который больше 4 месяцев не имел места работы, ему присваивался статус «без определённого рода занятий», за который можно было получить до 4 лет исправительных работ.

В те времена наказание за тунеядство грозило даже самым известным рок-музыкантам – они вынуждены были устраиваться на самые простые работы («Поколение дворников и сторожей» по мнению Бориса Гребенщикова).

Лишь в апреле 1991 года был принят закон «О занятости населения», которым уголовная ответственность за тунеядство была отменена и признано понятие безработицы.

Белорусский «налог на тунеядство»

Среди всех постсоветских стран опыт введения санкций для неработающих пока отмечен только в Белоруссии. Несмотря на то, что фактически этот налог безработные или не заплатили, или получили деньги обратно, сама идея обложить налогом неработающих вызвала огромный резонанс как в белорусском, так и в российском обществе.

Об инициативе ввести налог с безработных стало известно еще в 2013 году из заявления премьер-министра страны. Непосредственно налог был введен декретом Президента РБ № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» 2 апреля 2015 года. Налог начал действовать «задним числом» – начислялся с начала 2015 года.

Суть подписанного декрета заключалась в том, что граждане, не имевшие работы 183 дня или больше в течение года, должны были заплатить налог в сумме 20 базовых величин в год.

В 2015 году базовая величина составляла 180 000 белорусских рублей в год. Итого налог был равен 3,6 миллиона белорусских рублей или по среднему курсу за 2015 год – примерно 13 750 российских рублей.

Минимальная зарплата составляла в 2015 году 2 100 100 белорусских рублей – следовательно, налог составлял примерно 170% от минимальной заработной платы.

От налога освободили:

  • одного из родителей ребенка до 7 лет;
  • предпринимателей, занимающихся ремеслом, творческой деятельностью (обязательно с подтверждающим документом);
  • адвокатов и нотариусов;
  • студентов, пенсионеров, нетрудоспособных, инвалидов, несовершеннолетних;
  • оформленных в качестве безработного.

За неуплату «налога на тунеядство » был предусмотрен штраф в размере 2-4 базовых величин (на российские деньги – 1 375 — 2 750 рублей ).

Принятие Декрета №3 в максимально жесткой форме (как отмечено выше – с минимальным кругом освобожденных от налога) вызвало неожиданный эффект – в местной службе занятости образовались огромные очереди: все пытались оформить статус безработного . Эксперты отметили, что примерно 90% прироста числа безработных за тот период – это желающие избавиться от статуса «тунеядца».

Примерно через полгода стало известно о планах по изменению законодательства в части этого налога. Однако спустя год после вступления в силу Декрета налоговые органы начали рассылку уведомлений. Их получали не только неработающие, но и студенты, военнослужащие-срочники, даже работающим с низкой заработной платой . Это объяснили техническими ошибками, а также временно отменили штрафы за неуплату налога.

В 2017 году в закон внесли первые поправки – увеличили список освобожденных от налога, попавшим в трудную ситуацию разрешили не платить налог (но для этого нужно было идти в местные органы власти и доказывать сложности).

Фактически оплатили налог около 54 тысяч неработающих – примерно 11,5% от запланированного количества.

В первой половине 2017 года начались первые массовые протесты против «налога на тунеядство» – участвовали в них до 10 тысяч человек, а организаторами были оппозиционные политики.

После массовых протестов в нескольких крупных городах страны власти пошли на уступки – отменили необходимость уплаты налога, а уже заплатившим его – вернули уплаченную сумму. Однако о полной отмене налога не говорилось – его дорабатывали и обновляли с учетом полученного опыта.

Читайте также:

Как активировать карту «Красное и белое»

Как результат – 25 января 2018 года Президент РБ Александр Лукашенко подписывает декрет № 1 «О содействии занятости населения». Как следует из названия, цель акта – не борьба с «социальным иждивенчеством», а содействие занятости населения.

Ключевая норма нового декрета – лица, не работающие по найму, не проходящие обучение и не занимающиеся предпринимательством, снова считаются «тунеядцами » (правда, с другой формулировкой).

Такие лица по новому декрету должны будут оплачивать полную стоимость коммунальных услуг. Норма вступает в силу с начала 2019 года (а для оплаты газа и отопления – с 1 октября 2019 года).

Суть данной нормы заключается в том, что жители Белоруссии по состоянию на 2018 год уплачивают лишь около 76% от экономически обоснованных тарифов на услуги ЖКХ (а за отопление – всего 20%). Каждый год в силу сложной экономической ситуации в стране эта цифра будет повышаться и достигнет 100%.

Правительство освобождает от уплаты полной стоимости услуг ЖКХ несколько льготных категорий населения в случае отсутствия работы:

  • которые не могут работать по состоянию здоровья (до оформления инвалидности);
  • которые ухаживают за больными детьми или взрослыми нетрудоспособными лицами;
  • которые не имеют возможности найти работу – живут далеко от населенных пунктов или имеют редкую специальность;
  • которые только недавно уволились с работы или окончили учебное заведение (на поиск работы дается около полугода).

Реакция к новому декрету не такая остро отрицательная, как к налогу на тунеядство, однако вопросов у населения хватает. Например, сложности возникнут у тех, кого не желают принимать на работу (предпенсионный возраст или только окончившие учебные заведения).

Это вынудит людей идти на низкоквалифицированную работу с низкой оплатой, теряя ценный опыт и время.

В целом, подход белорусских властей к проблеме неработающих граждан все еще достаточно радикальный – они платят больше, чем работающие. Однако в этом уже появляется экономический смысл (оплата услуг ЖКХ по реальному тарифу практикуется в большинстве стран мира).

Инициативы для россиян

Идеи ввести обязательные платежи в бюджет для официально неработающих обсуждаются в России последние несколько лет. Так, в 2015 году у Федеральной службы по труду и занятости была идея «социального платежа», который должны оплачивать трудоспособные россияне, официально не работающие и не состоящие на учете как безработные. Аналогичную идею озвучивали и депутаты из Санкт-Петербурга.

Инициативы обосновывались тем, что из-за частичного нахождения рынка труда «в тени» бюджет теряет ежегодно значительные финансовые ресурсы, что отражается на экономическом положении страны.

Следующие инициативы в России озвучивались в 2016 году – Министерство труда и социальной защиты РФ обсуждало введение сбора для трудоспособных лиц, которые официально не работают. Позднее с инициативой ввести административную и даже уголовную ответственность за «тунеядство » выступила член Совета Федерации Надежда Болтенко. Предложенные инициативы не нашли поддержки при дальнейшем обсуждении.

В 2017 году стало известно о продолжении работы над идеей налогообложения официально неработающих. Отмечалось также, что российское Правительство учитывает наработки белорусских властей.

Среди недавних инициатив стоит отметить недавнее предложение депутат Госдумы от «Единой России» Сергея Вострецова обязать неработающих граждан оплачивать социальные взносы. Это обосновывается тем, что такие граждане пользуются всеми государственными, медицинскими и иными услугами, получают льготы и преференции от государства.

Инициатива депутата была воспринята большинством политиков, экспертов и среди граждан негативно.

Стало известно, что Президент Беларуси 25 января 2018 года подписал Декрет №1 «По содействию занятости», который полностью изменяет ранее действовавший акт законодательства.

Так, новый декрет фактически отменяет ранее действовавший Декрет Президента №3.

Главное изменение состоит в том, что в соответствии с новым Декретом не будет взиматься с трудоспособных неработающих граждан сбор на финансирование государственных расходов.

Лица, которые ранее признавались плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Однако, с 1 января 2019 года лица, ранее признававшиеся «тунеядцами», будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их 100% стоимости.

Внимание!

Согласно постановлению Совета Министров РБ №314 от 24 апреля 2018 года трудоспособные граждане, не занятые в экономике , оплачивают стоимость коммунальных услуг, которые соответствуют полному возмещению затрат государства на оказание таких услуг, а именно:

  • горячее водоснабжение
  • теплоснабжение
  • газоснабжение (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов)

Также указывается, что будут создаваться комиссии, которые обеспечат максимально индивидуальный подход к каждому гражданину.

Комиссии будут предназначены для содействия в трудоустройстве неработающих граждан.

Работа специально созданных комиссий будет направлена на:

  • создание рабочих мест
  • содействие в трудоустройстве
  • представление временной работы
  • переобучение

По сути, часть статьи, которая идет ниже данной нивелируется из-за неожиданности подписания Президентом Декрета №1.

Декрет №3

В январе 2017 вышел Декрет Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь №3». В нем доработан Декрет Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Глава государства пояснил, что не будет взыскивать сбор за 2016 год с тех лиц, кто должен платить, а те, кто заплатил, не будут уплачивать за 2017 год, при условии их занятости на работе. Отменен данный декрет не будет, но его проработают в связи с многочисленными жалобами граждан.

Кому необходимо уплачивать сбор?

Платить нужно тем, кто не работал в течение года более чем 183 дня . Не платят лишь те, кто входит в перечень лиц, который недавно был дополнен новым декретом:

  • спортсмены национальных сборных команд Беларуси
  • студенты, получающие образование впервые на очном отделении
  • ИП, уплатившие налогов более чем на 20 базовых величин, установленной на 1 января соответствующего налогового периода
  • тяжелобольные
  • люди творческих профессий, подтвердившие членство в творческом союзе
  • представители церковных организаций
  • официально зарегистрированные безработные
  • один из родителей, воспитывающий ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, не получающий дошкольное образование
  • военнослужащие
  • и другие (см. полный перечень )

Таким образом, государство борется с теми, кто вообще не работает или работает «неофициально».

Если работал менее чем 183 дня в году?

В случае, если вы работали менее 183 дней в году, но уплатили налогов на 20 и более базовых величин (базовая величина считается на момент 1 января года, за который вы платите сбор), то не подпадаете под Декрет №3. Однако, если налогов было уплачено менее чем 20 базовых за год, то уплачиваете лишь разницу между 20 базовых величин и фактической суммы, уплаченной вами.

Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Я работаю, но все равно приходит извещение об уплате сбора

Как мы помним, за 2015 год многим людям приходило извещение об уплате налога. Не пугайтесь, это ошибка налогового органа. В этом случае, если вы реально работали, то достаточно взять справку по месту работы, которая удостоверяет факт вашей занятости в данной организации (компании). Далее идете в налоговый орган, приславший вам извещение и вам аннулируют его.

Нет денег на налог

В соответствии с Декретом Президента №3 Местные Советы депутатов или местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Под данной ситуацией понимается объективное обстоятельство или их совокупность, которое не зависит от гражданина, и он не может его преодолеть за счет имеющихся средств (например, смерть супруга (супруги), неспособность к самообслуживанию).
Важно!

За неуплату налога или уклонение от неуплаты грозит штраф, арест, а также отправка на принудительные работы.

Повлиял ли закон на безработицу?

В целом, численность безработных в 2017 году снизилась, по сравнению с 2016. Безработица составила 0,6%, а в 2016-0,8%. Также, увеличился спрос на рабочую силу, граждане стали чаще обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите населения. Число безработных по половому признаку-лидируют мужчины. Статистика идет с каждым годом в сторону уменьшения безработицы.

Хотите найти работу? Смотрите вакансии в Минске по ссылке:

От иностранных граждан, постоянно проживающих в Беларуси, потребовали предоставить «документ, подтверждающий наличие законного источника доходов».

«В связи со служебной необходимостью просим предоставить в срок до 07.12.2018 года в отделение гражданства и миграции Лидского РОВД… документ, подтверждающий наличие законного источника доходов». Такое письмо (или письма) отправлены гражданам Лиды за подписью начальника ОГиМ Лидского РОВД Л.Шадровой .

“Самодеятельность отдела по гражданству и миграции”

Ситуацию комментирует Олег Волчек , руководитель правозащитного центра «Правовая помощь населению» (зарегистрирован в Украине):

– Я получил несколько обращений от граждан, которым отдел по гражданству и миграции Лидского РОВД разослал гражданам других государств, постоянно проживающим на территории Беларуси. Возможно, эти действия предприняты в рамках реализации декрета №1. С людьми, которые обратились за помощью, я знаком еще с 2017 года: во время первой волны борьбы с тунеядством они получали «письма счастья» из налоговой на оплату налогового сбора. Тогда жители Лиды нигде не работали. Теперь их накрыла вторая волна борьбы с тунеядством.

– Что делать в такой ситуации?

– Такая форма подачи требований вызывает много вопросов. Например, что такое «служебная необходимость»? Каким нормативным актом такая «необходимость» регулируется? Почему не налоговая инспекция занимается изучением доходов иностранных граждан, а отдел по гражданству и миграции? Этот отдел вообще не имеет никакого отношения к источникам дохода граждан. Также непонятно, какой «документ» требует ОГиМ Лидского РОВД? Самодеятельность местного отдела по гражданству и миграции – иначе и не скажешь.

– Мне не понятна ни форма требования, ни мотив обращения к гражданам другого государства.

– Совет простой: в соответствии с законом «Об обращении граждан и юридических лиц» необходимо написать заявление на имя начальника Лидского РОВД с просьбой ответить на все те вопросы, на которые я указал выше. На основании полученного ответа нужно решить, насколько требования отдела по гражданству и миграции являются законными и обоснованными.

–Хотелось бы, чтобы руководство милиции проявляло уважение к иностранным гражданам, которые покупают здесь недвижимость, тратят свои сбережения и дают работу беларусам.

– Спешить с предоставлением в милицию документов не стоит, следует выяснить законность и обоснованность подобных требований.



Извещения для уплаты социального сбора были направлены 50 тысячам человек.

В Беларуси в последние недели активизировалось обсуждение темы целесообразности борьбы с тунеядцами. Когда в отношении их вводился налог, государство заявляло, что в стране 400-500 тысяч тунеядцев, но по факту налоговым органам удалось найти только 50 тысяч лиц, которым предписано уплатить специальный сбор.

Сколько в Беларуси на самом деле тунеядцев и стоило ли этих людей вообще облагать налогом?

Полмиллиона тунеядцев: как их считали

К 15 ноября лица, которых государство признало тунеядцами, должны уплатить социальный сбор на финансирование государственных расходов. Налог с тунеядцев, эквивалентный 20 базовым величинам или примерно 200 долларам, взимается в этом году впервые. Его должны уплатить лица, которые не работали в 2015 году более шести месяцев, и поэтому, по мнению властей, не участвовали как налогоплательщики в финансировании госрасходов.

По данным, которые Министерство по налогам и сборам озвучило в конце октября, извещения для уплаты упомянутого социального сбора были направлены 50 тысячам человек.

Стоит отметить, что в 2013-2014 гг., когда активно обсуждалась необходимость введения этого налога, власти неоднократно подчеркивали, что в стране насчитывается почти полмиллиона тунеядцев.

Одним из первых об этом заявил тогдашний премьер-министр Михаил Мясникович, оценивший летом 2013 года количество тунеядцев в 445 тысяч человек. Осенью 2014 года Александр Лукашенко также оценил количество иждивенцев в 400-500 тысяч и потребовал вовлечь их «именем революции в работу».

На официальном уровне численность и структуру трудовых ресурсов в Беларуси оценивает Национальный статистический комитет путем проведения выборочных обследований домашних хозяйств по вопросам занятости. Несмотря на большой интерес к этим данным со стороны исследовательских организаций, они еще ни разу не были опубликованы, хотя такие выборочные обследования проводятся с 2012 года.

В балансах трудовых ресурсов за 2012-2015 гг., с которыми удалось ознакомиться корреспонденту БелаПАН, приводятся данные о структуре трудовых ресурсов Беларуси. Из методики подготовки баланса следует, что количество незанятых граждан в нем оценивается на основе упомянутого выборочного обследования домашних хозяйств.

К слову, именно на данные баланса трудовых ресурсов ссылался в октябре 2014 года Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики, который оценил тогда количество тунеядцев (лиц, не имевших официальных трудовых доходов) в 404,4 тысячи человек.

Баланс трудовых ресурсов за 2015 год, которые подготовил Национальный статистический комитет несколько месяцев назад, также косвенно указывают на то, что в прошлом году в стране насчитывались сотни тысяч потенциальных тунеядцев.

Так, по оценке Национального статистического комитета, помимо безработных, числящихся в службах занятости (41,3 тыс.) еще 202 тысячи являлись «лицами, не имеющими работы, активно ее ищущими и готовые приступить к ней». Почти в 60 тысяч человек статкомитет оценил лиц, которые считают, что у них нет возможности найти работу, а также тех, которые не имеют необходимости или желания работать. Кроме этого, причины незанятости еще 110 тысяч человек не определены.

Как видим, по методологии Белстата в стране насчитываются сотни тысяч лиц, которые не вовлечены в легальную экономику и потенциально могут быть отнесены к тунеядцам. Однако государство сегодня констатирует, что тунеядцев гораздо меньше - Министерство по налогам и сборам сообщило в конце октября, что извещения на уплату социального сбора на финансирование государственных расходов направлены 50 тысячам лиц.

Взимать этот сбор, предупреждали полтора года назад независимые эксперты, будет проблематично, поскольку причины трудовой незанятости разные, и доказать, что человек работать может, но не хочет, крайне сложно. Поэтому кампанию государства по борьбе с тунеядцами наблюдатели изначально сравнивали со «стрельбой в темноте», точность которой всегда невысока.

Так и получилось - вместо изначально заявленных 400-500 тысяч тунеядцев государство смогло найти лишь десятую часть.

О неэффективности борьбы с тунеядцами свидетельствуют и другие данные. За время действия декрета о тунеядцах, который принят в апреле 2015 года и был призван «стимулировать трудоспособных граждан к трудовой деятельности», количество занятых в экономике не только не увеличилось, но и сократилось. Если в начале 2015-го в экономике было занято 4,5 млн человек, то в августе 2016-го (согласно последним опубликованным данным) - менее 4,4 млн.

Налог, который нужно отменять

Гражданская кампания «Говори правду» в октябре этого года запрашивала у Министерства по налогам и сборах информацию о расходах государства на администрирование налога с тунеядцев, однако власти отказались раскрыть эти данные.

Между тем, белорусские экономисты, как и активисты упомянутой гражданской кампании, сомневаются, что специальный сбор в отношении тунеядцев окупает затраты государства по его взиманию.

«Извещения на уплату этого налога направлены 50 тысячам человек, но, вероятно, что заплатят этот сбор далеко не все: в одних случаях окажется, что человек не живет по месту прописки, в других - что у него нет денег, третьи будут его оспаривать. Поэтому с финансовой точки зрения будет много вопросов, насколько этот сбор окупит расходы государства по его взиманию» , - отметила в комментарии для БелаПАН ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова.

«Воспитательный эффект от этого сбора не достигнут - занятость в экономике за время действия декрета о тунеядцах сократилась. Поэтому сложно говорить, что меры, принятые в этом направлении, оказались эффективными» , - говорит Екатерина Борнукова.

По мнению эксперта, государство, инициируя борьбу с тунеядством, пыталось таким образом снизить долю теневой экономики.

«Лица, не вовлеченную в легальную экономику, вероятно, занимаются предпринимательской деятельностью, которая может оказаться невыгодной, если ее официально зарегистрировать. Например, приграничная торговля для лиц, которые ею занимаются, вряд ли будет выгодной, если они будут платить все таможенные пошлины и налоги. Поэтому им проще заплатить налог на тунеядство, чем выводить свою деятельность из тени», - считает эксперт BEROC.

Аналогичного мнения придерживается директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
«Налог с тунеядцев - неправильный инструмент для решения задачи по снижению доли теневой экономики в стране. Если человек зарабатывает в "тени", получает доход, ему выгоднее заплатить раз в год введенный сбор, эквивалентный 200 долларам, чем легализовать свою деятельность» , - считает Александр Чубрик.

По его мнению, взимание специального сбора с так называемых тунеядцев необходимо отменить, поскольку этот налог может обернуться против наиболее уязвимых слоев населения, которые из-за неблагоприятной экономической ситуации в стране попадают под сокращение.

«В 2016 году из-за ухудшения экономической ситуации в стране спрос на рабочую силу снизился. Поэтому люди в нынешних реалиях могут остаться без работы не потому, что они не хотят работать, а из-за изменения ситуации на рынке труда. Сегодня приоритетная для государства задача должна заключаться в создании экономических условий для развития частного бизнеса, возникновения новых рабочих мест, а не в борьбе с тунеядством», - резюмировал Александр Чубрик.

mob_info