Как вести военный учет в организации. Воинский учет в организации пошаговая инструкция. Военный билет при приеме на работу

Каждый работодатель должен вести в своей организации воинский учет. Ответственный за это может быть как сам руководитель, так и любой сотрудник. В статье подробно рассмотрим как вести воинский учет в организации в 2018 году.

Кто обязан вести воинский учет

Вести воинский учет обязаны все компании без исключения. При этом данная обязанность не зависит от формы собственности организации и применяемой формы налогообложения. Необходим такой учет для обеспечения Вооруженных Сил нашей страны потенциальными ресурсами.

Важно! Воинский учет это обязанность руководителя. Именно он решает кто в организации его будет вести.

Как организовать воинский учет в организации

Стоит сказать, что ведение такого учета является не сложной процедурой для делопроизводителей. Однако, если своей обязанностью пренебречь, организации грозят штрафные санкции.

Рассмотрим пошагово порядок организации в компании воинского учета:

  1. Встать на учет. Для начала организация должна военный комиссариат и встать там на учет. Сделать это можно в срок до 5 дней с того момента, как была внесена запись об открытии юрлица в ЕГРЮЛ. Обратиться нужно в комиссариат по местонахождению фирмы. Если юрлицо меняет адрес, то встать на учет нужно будет в комиссариат по новому местонахождению.
  2. Разработать инструкцию. Компании необходимо разработать специальные документы по ведению воинского учета. Таким документом является инструкция для ответственного за учет сотрудника, в которой также указаны его обязанности. Специально разработанных бланков такой инструкции нет, разработать ее можно самим. Важно в инструкции предусмотреть обязанность по проверке на подлинность воинских документов сотрудников.
  3. Назначить ответственного. Каких либо ограничений по тому кого можно назначить ответственным за воинский учет нет. Вести его может как руководитель, так и любые сотрудники, включая совместителей. Для того, чтобы установить выбранному сотруднику такую обязанность, потребуется заключить допсоглашение к трудовому договору (Читайте также статью ⇒ ). При этом нужно понимать, что возложение новых обязанностей на сотрудника должно повлечь за собой доплату. Оформляется возложение обязанностей на сотрудника приказом руководителя. Форму приказа можно взять утвержденную (Приложение 4 Методических рекомендаций, утвержденных Минобороны от 11.07.2017). В приказе помимо назначения нужно обозначить сотрудника, который будет ответственным на период отсутствия основного сотрудника, отвечающего за воинский учет.
  4. Согласовать мероприятия с военкоматом. Это заключительный шаг в организации учета на предприятии и заключается он в согласовании плана мероприятий, Составить такой план организация должна самостоятельно. Для этого воспользоваться можно специальным бланком (Приложение 17 Методических рекомендаций Генштаба ВС РФ от 11.07.2017г). В плане указываются сроки мероприятий, проводимых организацией по воиснкому учету. Такими мероприятиями могут быть проводимая раз в квартал проверка сведений. После проведения мероприятий в плане ставится соответствующая отметка, а напротив каждого мероприятия расписывается ответственный специалист.

Важно! Если ответственный за воинский учет специалист будет временно отсутствовать, то он должен передать все документы замещающему его лицу по акту.

Приказ о назначении ответственного сотрудника нужно согласовать со следующими органами: военным комиссариатом, органом местного самоуправления сельского или городского округа.

Для организации кадрового учета в компании начинающим кадровикам и бухгалтерам отлично подходит авторский курс Ольги Ликиной (бухгалтера М.Видео менеджмент) ⇓

Работники, не подлежащие воинскому учету

Воинский учет ведется не по всем сотрудникам. Рассмотрим работников, которые воинскому учету не подлежат:

  • Получившие освобождение от военной обязанности, например, те сотрудники, которые были признаны ограниченно годными, либо не годными к военной службе, а также те, кто прошел службу в другом государстве;
  • Проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
  • Проживающие постоянно за пределами РФ;
  • Имеющие звания офицеров, пребывающих в запасе СВР России или ФСБ России;
  • Женщины, не имеющие военной специальности.

Сколько специалистов ведут воинский учет

В зависимости от того, какая численность сотрудников в организации, определяют количество сотрудников, ответственных за ведение воинского учета:

  • Численность штата до 500 человек – учет должен вести 1 сотрудник, в том числе это может быть совместитель;
  • От 500 до 2000 человек – учет ведет 1 штатный сотрудник;
  • От 2000 до 4000 человек – учет ведут 2 штатных сотрудника.

Воинский учет в организации

Воинский учет представляет собой следующие мероприятия:

  • Постановка на воинский учет принятых сотрудников;
  • Оформление документов и их сохранность;
  • При увольнении сотрудников снятие их с учета.

Инструкция специалиста воинского учета содержит следующие обязанности:

  • Контроль подлинности документов воинской обязанности по каждому сотруднику;
  • Создание личной карточки по каждому сотруднику, содержащую документы воинского учета;
  • Информировать работников о мобилизационных мероприятиях по подготовке, а также ответственности за уклонение от них;
  • Информировать военкомат о нарушениях, либо неточностях в воинских документах.
  • Составление отчетности по ведению воинского учета для военкомата и местного самоуправления. Одним из таких отчетом может быт перечень сотрудников, которые подлежат воинскому учету.

Документами, которые должны предоставить сотрудники для воинского учета для призывников и военнообязанных мужчин признаются военный билет, либо удостоверение.

Важно! Если сотрудник при приеме на работу не может предоставить документы воинского учета, работодатель обязан самостоятельно запросить их.

Отчетность по воинскому учету

Периодически ответственное за воинский учет лицо обязан предоставлять отчеты военкомату, в котором организация стоит на учете. Такие отчеты представляют собой следующие списки:

  • Принимаемых или увольняемых сотрудников, подлежащих воинскому учету. Срок представления – 2 недели;
  • По сотрудникам, состоящим на воинском учете, либо по тем, которые обязаны состоять на учете. Срок представления – 2 недели;
  • По лицам мужского пола 15 и 16 лет. Представляется один раз в год в сентябре;
  • По лицам мужского пола, которые встают на учет на будущий год. Представляется один раз в год до 1 ноября.

Каждая организация также обязана вести журнал проверки воинского учета. Данный журнал регистрируют, листы нумеруют, прошнуровывают, опечатывают и заверяют подписью руководителя.

Важно! Образцы всех документов и инструкция по их заполнению содержится в рекомендациях, утвержденных Генштабом ВС РФ от 11.07.2017г.

Проверка воинского учета

Для проверки учета сотрудников проводится внутренняя проверка. Для этого создается комиссия, председателем которой является начальник отдела кадров. Такая проверка позволит проверить документы воинского учета и их соответствие нормативным актам и законодательству.

Найденные при проверке недочеты фиксируются в акте проверки. Данный акт может служить основанием для своевременного устранения недочетов, чтобы организация не попала под административную ответственность.

Ответственность организации за воинский учет

При неведении или нарушении ведения воинского учета, организацию могу привлечь к административной ответственности. Штрафные санкции для организации предусмотрены следующие:

  • 500 – 1000 рублей – за то, что организация не оповестит сотрудника о вызове в военный комиссариат по повестке;
  • 300 – 1000 рублей – за то, что организация не предоставит сведения по сотрудникам, которые обязаны стоять на воинском учете.

Законодательная база

Одна из обязанностей работодателя — организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция поможет организовать воинский учет-2017 в соответствии с действующим правовыми нормами и методическими рекомендациями, укомплектовать военно-учетный стол квалифицированными специалистами, документально оформить прием на работу и увольнение военнообязанного сотрудника, а также во всеоружии встретить проверяющего из военкомата.

Одной из форм реализации воинской обязанности в мирное время считается воинский учет, осуществляемый постоянно и охватывающий самые разные категории граждан. В рамках учетных мероприятий определяется количественный и качественный состав мобилизационных и призывных ресурсов, проводятся плановые работы по систематизации данных. Если на балансе компании есть транспортные средства, у нее автоматически возникает еще одна обязанность — военно-транспортная (ст.14 федерального закона №31-ФЗ от 26.02.1997г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»).

Воинский учет в организации

Абсолютно все работодатели должны вести воинский учет своих сотрудников. Порядок его осуществления и полный спектр обязанностей, возлагаемых на работодателей, закреплен федеральными законами «Об обороне» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», а также «Положением о воинском учете», утвержденном постановлением правительства РФ №719 от 27.11.2006г.

Ведение воинского учета в организации-2017 для новичка, ранее не имевшего дела со специальной учетной документацией, может стать непростой задачей. Придется многому научиться. В обязанности такого специалиста вменяется передача данных в местные военкоматы и проверка личных документов работников. Кроме того, нужно уметь правильно вести сбор, анализ и регистрацию данных о мобилизационных и призывных человеческих ресурсах.

Устраиваясь на работу, новый сотрудник предъявляет нанимателю ряд документов. Согласно требованиям ст.65 ТК РФ, военнообязанные и подлежащие призыву лица предъявляют, среди всего прочего, учетные документы — военный билет или так называемое удостоверение призывника (приписное свидетельство). На этом обязанности работника, связанные с постановкой на воинский учет, заканчиваются. Дальнейшая работа с документами ведется работодателем.

Категории работников, подлежащих воинскому учету

Учетные мероприятия ведутся в отношении всех призывников и военнообязанных граждан. Призывниками считаются лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе. Военнообязанными считаются мужчины:

  • уволенные в запас Вооруженных сил РФ;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • завершившие курс обучения на военных кафедрах высших учебных заведений;
  • освобожденные от несения срочной военной службы или получившие отсрочку.

Женщины считаются военнообязанными только при наличии военно-учетной специальности (фельдшер, фармацевт, радиотелеграфист, техник-аэрофотограмметрист, геодезист и т.д.). Полный перечень таких специальностей закреплен «Положением» №719. Лица женского пола числятся в запасе Вооруженных сил РФ вплоть до достижения возраста 45 лет (при наличии офицерского звания — до 50 лет), мужского пола — до 50 лет в общих случаях. Мужчины, имеющие офицерские звания, снимаются с учета в возрасте:

Принимая нового работника в штат, осведомитесь о его статусе еще на этапе ознакомления с личными документами. Для потенциального призывника это приписное свидетельство, которое должно иметь индивидуальный номер и печать военкомата. Внутрь вклеивается фотография владельца. Здесь же указываются его паспортные данные и ставится отметка о пригодности к службе в армии («годен», «не годен», «годен с ограничениями», «ограничено годен», «временно не годен»).

После призыва в армию или зачисления в запас приписное свидетельство изымается и уничтожается, а взамен выдается военный билет. На основании этих документов вносятся данные в личную карточку работника (унифицированная форма Т-2).

Решаем, кто будет вести воинский учет в организации: пошаговая инструкция-2017

Прежде всего нужно понять, кому можно поручить столь ответственную работу. Должен ли сотрудник, выполняющий ее, освобождаться от выполнения других обязанностей? Или можно совмещать учетные мероприятия с основной трудовой деятельностью?

Подсказка кроется в численности штата компании. Если количество военнообязанных составляет:

  • менее 500 человек — «военные дела» можно смело поручить совместителю, например, кадровику или делопроизводителю;
  • от 500 до 2000 человек — требуется как минимум один выделенный сотрудник, занимающийся исключительно вопросами военного учета;
  • от 2000 до 4000 человека — понадобится два сотрудника, свободных от выполнения иных обязанностей;
  • от 4000 до 7000 человек — придется выделить троих сотрудников для полноценной работы с документами.

Дальнейший алгоритм расчета прост. На каждые дополнительные 3000 военнообязанных требуется еще один выделенный специалист, в обязанности которого входит исключительно работа с «военно-учетными делами и документами.

Военно-учетный стол в организации

Группа специалистов по военному учету, состоящая из двух и более сотрудников, именуется военно-учетным столом (ВУС). Такой мини-отдел есть во многих крупных организациях со штатом в несколько тысяч человек. Он может выделяться в отдельную структурную единицу или функционировать в составе кадровой службы.

Военно-учетный стол должен размещаться в специально оборудованном помещении с надежными сейфами или запирающимися металлическими шкафами для хранения документов. Оплата всех расходов ложится на плечи работодателя. Поэтому компания за свой счет закупает все необходимое оборудование и выплачивает зарплату сотрудникам ВУС.

Сотрудники, ведущие воинский учет, имеют особый статус. Несмотря на то, что их назначает работодатель, кандидатуры обязательно проходят согласование в местном военном комиссариате. Если в населенном пункте нет военкомата, его функции берут на себя органы местного самоуправления. В дальнейшем придется согласовывать любые кадровые решения в отношении таких работников — без одобрения военкомата их нельзя ни уволить, ни переместить.

На время ухода в отпуск или на больничный приказом работодателя назначается сотрудник, временно исполняющий обязанности по ведению учета. Прежде чем допустить его к работе с документами, нужно оформить акт передачи, наличие учетных бланков на момент передачи полномочий сверяется с данными военкомата. Увольнение ответственного сотрудника обязательно сопровождается подготовкой нового приказа о воинском учете. В нем указываются данные нового работника, назначенного на должность. Как и в случае с временным замещением, оформляется акт передачи дел под роспись.

Инструкция по ведению воинского учета в организациях

Весь объем работ, связанных с учетом военнообязанных граждан и потенциальных призывников, условно можно разделить на два этапа. Первый этап включает подготовительные мероприятия. В течение пяти дней с момента внесения в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) работодатель регистрируется военным комиссариатом по месту осуществления деятельности. К этому моменту желательно разработать локальную документацию, регламентирующую порядок ведения военного учета, и назначить должностных лиц, ответственных за его организацию.

Мероприятия второго этапа — текущие. Они, как правило, сводятся к оформлению личных карточек персонала, информационной работе с личным составом, сверке данных и регулярной передаче списков призывников в местный военный комиссариат.

Если военнообязанный сотрудник увольняется, действует аналогичное правило. Нужно в течение двух недель с даты прекращения трудового договора уведомить об этом военкомат.

Увеличить изображение >>>

В процессе заполнения личных карточек необходимо придерживаться нескольких правил. Во-первых, всегда переписывать профиль полностью, без сокращений. Данные о профиле берутся из учетного документа (например, «технический», «медицинский», «инженерный», «военно-гуманитарный и т.д.). Во-вторых, название военкомата по умолчанию берется из последней записи в учетном документе. В-третьих, если речь идет о призывнике, ряд строк в личной карточке (категория запаса, состав, код ВУС) оставляют незаполненными, а в графе «Звания» карандашом делают пометку «Подлежит призыву».


Иногда военкомы при проверке просят также вносить в личные карточки сведения о полученном сотрудником образовании и знании языков, несмотря на то, что прямого указания на это нет ни в одной инструкции. Считается, что во время мобилизации дополнительные данные помогут правильно распределить работников.

Помимо оформления первичных документов, сотрудник, уполномоченный вести военный учет в организации, решает и другие задачи. Например, разъясняет персоналу порядок исполнения обязанностей, связанных с мобилизационной подготовкой, а также информирует об ответственности за нарушение данного порядка. Кроме того, он должен:

  • внимательно проверять отметки об отношении к воинской обязанности в паспортах работников, наличие мобилизационных предписаний и жетонов с личными номерами Вооруженных сил РФ;
  • оформлять бронирование специалистов на особые периоды;
  • по запросам работников выдавать заверенные справки по вопросам учета;
  • проверять подлинность документов, связанных с воинским учетом, а также всех отметок и записей в них;
  • оформлять сопутствующую документацию (планы работ, приказы об организации учета), заниматься ее подготовкой к архивному хранению;
  • в случае обнаружения поддельных документов, отсутствия части страниц, лишних или недостоверных записей, неточностей и подозрительных исправлений — оперативно информировать местный военкомат.

Согласно «Методическим рекомендациям по воинскому учету в организациях», утвержденным Генштабом ВС РФ 11.04.2008г., необходимо также ежегодно передавать в военкомат список работающих на предприятии подростков мужского пола (15-16 лет) и юношей, подлежащих постановке на учет впервые в наступающем году. Списки передаются осенью, строго в отведенные законом сроки.

Данные, занесенные в личные карточки сотрудников, регулярно сверяются с данными военкомата. Точную дату сверки устанавливает военкомат, который вправе в любой момент запрашивать сведения о паспортных данных, семейном положении, составе семьи и домашнем адресе военнообязанных работников. Также подлежит сверке информация из раздела II личной карточки. Получив такой запрос, работодатель обязан в течение двух недель его удовлетворить.

Если работника предприятия вызывают в комиссариат или на военные сборы, необходимо заранее оповестить его об этом и обеспечить все условия для явки. В день, указанный в повестке или форме вызова, работник освобождается от выполнения трудовой функции. Если сотрудник организации по каким-то причинам уклоняется от исполнения своих воинских обязанностей, следует уведомить об этом военкомат.

Бронирование военнообязанных граждан

Помимо воинского учета по общему типу, которому подлежат все граждане, не забронированные за предприятиями на время мобилизации или военный период, ведется специальный учет. Ему подлежат только забронированные сотрудники, имеющие отсрочку при объявлении мобилизации. Основанием для отсрочки служит мобилизационный приказ и задание. Забронированные работники в течение всего времени действия отсрочки не подлежат призыву, мобилизации или вызову на сборы.

Порядок бронирования установлен «Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе ВС РФ». Здесь же содержится перечень категорий граждан, не подлежащих бронированию. К ним относятся:

Сотрудник, в обязанности которого входит спецучет, решает ряд жизненно важных для предприятия задач. Он составляет документы по спецучету, выявляет потребность в высококвалифицированных сотрудниках и руководителях из числа находящихся в запасе, оформляет отсрочку для выбранных работников, занимается подготовкой отчетности о проделанной работе.

Чтобы работа военно-учетного стола велась эффективно, а ее результаты не становились поводом для претензий со стороны проверяющих органов, следует подробно регламентировать этот процесс. Как это сделать? Для начала — обратиться к «Методическим рекомендациям», содержащим всю необходимую информацию и приложения с шаблонами документов, которые предстоит оформить.


В первую очередь издается приказ об организации воинского учета граждан (приложение №4 к «Рекомендациям»). Приказом назначаются должностные лица, ответственные за воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, а также их заместители на время отсутствия. Типовой образец документа выглядит так:

Увеличить изображение >>>

Далее составляется план работы военно-учетного стола, составленный по форме приложения №17 к «Рекомендациям» или разработанному работодателем образцу. В плане обязательно указываются точные сроки проведения мероприятий.

Обязательно разработайте отдельную должностную инструкцию для сотрудников военно-учетного стола. В инструкции прописываются все обязанности, задачи и полномочия: ведение картотеки, подготовка годового плана, обмен данными с военкоматом, подготовка отчетности, контроль подлинности документов и т.д.

Еще один важный документ — журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе. Образец журнала с таблицами и неотъемлемым графами также прилагается к «Рекомендациям» (приложение №1).

Увеличить изображение >>>

Наряду с основными документами рекомендуется вести также папки с входящими и отправленными запросами, выписками, справками, перепиской с районными военкомами. Письма, направляемые работодателем в военкомат, печатаются в двух экземплярах (один отправляется адресату, второй подшивается в соответствующую папку). Переписка с военкоматом хранится в течение 3 лет.

Как подготовиться к проверке?

Представители военкомата или органов местного самоуправления уполномочены регулярно проверять, как ведется воинский учет в организации: пошаговая инструкция-2016 предполагает оформление документов, которые и будут проверены в первую очередь. При посещении организации проверяющий обязан предъявить свое служебное удостоверение и приказ о направлении на проверку.

Прежде всего проверяющий захочет ознакомиться с планом работ и личными карточками сотрудников. Поэтому убедитесь, что годовой план вовремя разработан и утвержден, а в карточках содержится достоверная информация. Заранее подготовьте для проверки приказы, журнал проверок и другие документы, имеющие отношение к делу.

При проверке оценивается качество ведения учета и количество не охваченных им лиц, полнота и достоверность собранных и внесенных в картотеку сведений. По результату ставится оценка. Чтобы получить оценку «удовлетворительно», нужно выполнить все законодательные требования и реализовать не менее 70% мероприятий, предусмотренных годовым планом. В противном случае ставится отметка «неудовлетворительно».

Отдельно оценивается правдивость сведений. Если картотека организована в соответствии с «Методическими рекомендациями», а ее данные полностью соответствуют фактическому положению дел, ставится «отлично». Незначительные нарушения и расхождения (не более 5% от общего объема данных) понижают оценку до «хорошо», а 5-10% неточной информации при ненарушенных нормах хранения картотеки — до «удовлетворительно».

Если выяснится, что учет в организации ведется недобросовестно — запланированные мероприятия не проводятся, документы не оформляются вовремя и хранятся неправильно — избежать неудовлетворительной оценки будет непросто. Результаты каждой проверки заносятся в журнал и доводятся до ведома руководителя компании.

Некоторые виды нарушений чреваты серьезными последствиями. К сожалению, работодатели не всегда соблюдают законный порядок предоставления сведений о военнообязанных гражданах. Умышленная порча или уничтожение учетных документов, неуведомление граждан о получении повестки из военкомата и другие виды способствования неисполнению работниками воинских обязанностей ведут к штрафам.

Периодичность проверок определяется масштабом самой организации. Компании с численностью штата свыше 500 человек проверяются ежегодно, с меньшим количеством сотрудников — не чаще, чем раз в три года. В 2016-2018 гг. проверки малых предприятий военными комиссариатами проводиться не будут, но это отнюдь не означает, что от учетных мероприятий можно полностью отказаться или пустить их на самотек. Когда проверки возобновят, придется в экстренном режиме исправлять упущения.

www.kdelo.ru

Законодательные основы ведения воинского учёта нанимателями

Правовым базисом для организации в компании учёта военнообязанных является сразу несколько нормативных документов разного уровня:

  1. Федеральные законы:
    • №53-ФЗ от 28.03.1998 - устанавливает соответствующую обязанность для всех нанимателей - юридических лиц;
    • №61-ФЗ от 31.05.1996 - предусматривает функцию по ведению военного учёта для организаций и должностных лиц;
    • №31-ФЗ от 26.02.1997 - устанавливает обязательства для компаний по исполнению мобилизационных заданий.
  2. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, утверждающее Положение о военном учёте - определяет основы организации учёта компаниями.
  3. Методические рекомендации по обеспечению военного учёта в субъектах хозяйствования (утв. Генштабом ВС РФ 11.04.2008) - детально регламентирует порядок учёта военнообязанных юридическими лицами.

Обязанность вести процедуру законодательство возлагает лишь на юридические лица - ИП в законе не упоминаются, кроме того, для них не предусмотрена ответственность за нарушение соответствующих правовых норм. Тем временем организация обязана встать на воинский учёт с момента своего создания, и избежать этого не представляется возможным - сведения о регистрации субъекта хозяйствования регистрирующая организация подаёт в районный военкомат в пятидневный срок со дня занесения информации в ЕГРЮЛ.

Воинский учёт - систематизированные и актуальные данные об имеющихся в распоряжении призывных и мобилизационных человеческих резервах.

Об общем и специализированном учёте

Учёт военнообязанных граждан ведётся сразу в двух направлениях:

  • часть граждан при объявлении мобилизации будет призвана в ряды вооружённых сил;
  • часть - оставлена на рабочих местах в целях обеспечения функционирования гражданской инфраструктуры в военное время.

Первое направление учёта именуют общим, второе - специальным. Последний формируется из забронированных компаниями военнообязанных, однако забронировать сотрудников вправе лишь стратегически важные субъекты хозяйствования (в том числе органы внутренних дел, госорганы и пр.).

Бронирование военнообязанных - предоставление работникам определённых организаций отсрочки от поступления на службу во время мобилизации, военного положения или военных действий в целях гарантирования трудовых ресурсов для стратегически важных субъектов хозяйствования.

О проверках военкомата

Военкомат уполномочен проверять соблюдение закона в области учёта военнообязанных компаниями, расположенными на подведомственной ему территории. Проверка производится по следующим направлениям:

  • полнота охвата обязанных лиц, трудящихся в компании, военным учётом;
  • качество проведения мероприятий военного учёта администрацией компании;
  • соответствие реальности данных, имеющихся в картах обязанных лиц;
  • эффективность организации соблюдения работниками законов о военной службе;
  • соблюдение компанией требований законодательства в сфере военного учёта;
  • правильность оформления документации - приказа о ведении учёта, годового плана работы, журнала проверок и пр.

Частота проверок компаний на соблюдение ими правил ведения военного учёта зависит от числа трудящихся там обязанных лиц:

  • если таких лиц в компании более пятисот - проверки проходят ежегодно;
  • если менее пятисот - один раз в каждый трёхлетний период.

Об ответственном за учёт лице организации-нанимателя

Для ведения воинского учёта в компании приказом руководителя назначается ответственное лицо, которое по совместительству или в качестве основной работы будет организовывать мероприятия, требуемые для этого законом. Кроме того, приказ должен предусматривать и назначение подменного работника, который будет исполнять указанные обязанности во время отсутствия ответственного лица.

Численность сотрудников, занятых ведением учёта на предприятии, зависит от количества трудящихся на нём военнообязанных лиц:

  • если таких сотрудников до пятисот, достаточно, чтобы обязанности по ведению учёта были возложены на одного человека по совместительству;
  • если военнообязанных от пятисот до двух тысяч человек - назначается один работник, в должностные обязанности которого входит исключительно ведение военного учёта;
  • если сотрудников, подлежащих учёту, от двух до четырёх тысяч человек - назначается 2 ответственных лица;
  • от четырёх до семи тысяч - 3 работника;
  • далее на каждые три тысячи человек назначается один дополнительный сотрудник.

Какие категории граждан подлежат учёту?

Рассматриваемому виду учёта подлежат две категории граждан:

  • призывные резервы - лица, которых надлежит поставить на первичный учёт (достигнувшие шестнадцатилетнего возраста);
  • мобилизационные ресурсы - лица мужского пола, прошедшие воинскую службу и находящиеся в запасе, а также лица женского пола, имеющие военно-учётные профессии (к примеру, медики).

Исключаются из учёта следующие категории лиц:

  • освобождённые от воинских обязательств согласно действующему закону;
  • в текущий момент находящиеся на военной или альтернативной службе;
  • лишённые свободы по приговору суда;
  • женщины, чья профессия не связана с необходимостью нахождения на воинском учёте;
  • лица, постоянно живущие за пределами государства.

Обязанности администрации компании по обеспечению учёта, или пошаговое руководство к действию

Организация воинского учёта в компании включает в себя три направления деятельности нанимателя:

  1. Оформление организационных документов для ведения учёта:
    • приказа, назначающего ответственных лиц;
    • годовых планов работы;
    • журнала проверок состояния ведения учёта;
    • служебного делопроизводства - отдельного дела для аккумулирования документации, касающейся ведения учёта.
  2. Действия по проверке и оформлению документов при приёме работника и постановке его на учёт.
  3. Действия по поддержанию актуальности сведений, имеющихся в учёте.

Оформление организационных документов

Организационные документы, как основа ведения военного учёта, должны быть заведены на предприятии с момента его образования. Одни из них действуют постоянно и обновляются по мере необходимости (приказ, журнал), другие - составляется и согласовываются с местным военным комиссариатом ежегодно (план работы).

Приказ, план работы и список военнообязанных лиц, трудящихся в компании - базовый пакет документов, которые вновь созданное и планирующее постановку на учёт юридическое лицо должно предъявить в военкомат. Тем не менее точные требования к перечню документов лучше уточнить.

Распорядительный документ

Первым документом, который в целях организации рассматриваемого вида учёта должна издать организация, становится приказ. Основная цель издания этого распорядительного документа - назначение ответственных за учёт лиц - основного и замещающего.

Приказ составляется в свободной форме, и, как правило, содержит следующие сведения:

  • ссылку на законодательную базу для ведения учёта обязанных лиц;
  • Ф. И. О. и должность ответственного за ведение учёта лица и сотрудника, его замещающего;
  • Ф. И. О. и должность лица, на которое возлагаются контролирующие функции за исполнением приказа.

Годовой план работы

План работы по обеспечению учёта военнообязанных составляется ежегодно и согласовывается с территориальным военным комиссаром. План должен включать в себя как текущие (например, оформление документации при приёме лиц на работу), так и единичные предусмотренные законом мероприятия (например, плановая проверка военкоматом организации учёта в компании).

План работы подписывается исполнителем и руководителем структурного подразделения, утверждается руководителем компании. В течение года в план заносятся отметки о реализации отдельных его пунктов. Исполненные планы подшиваются в дело, отведённое номенклатурой для аккумулирования документов учёта обязанных лиц.

Журнал проверок

Журнал проверок состояния учёта обязанных лиц ведётся в компании постоянно, он должен быть пронумерован, прошнурован, подписан руководителем и скреплён печатью организации. Рекомендуемые ко включению в графы журнала сведения:

  • дата проверки;
  • должностное лицо, проводящее проверку;
  • итоги проверки - выявленные нарушения и рекомендации по их устранению;
  • отметки об устранении обнаруженных недостатков.

Действия нанимателя при приёме военнообязанного лица

Основная часть действий по обеспечению военного учёта в отношении отдельного гражданина приходится на момент его приёма на работу. Так, ответственный сотрудник обязан:

  1. Затребовать у принимаемого лица документы, подтверждающие отношение к воинским обязательствам:
    • удостоверение призывника - для призывников;
    • военный билет - для военнообязанного гражданина.
  2. Проверить наличие пометки в паспорте и подлинность принятой документации.
  3. Заполнить личную карту формы Т-2 - основной документ, на базе которого ведётся учёт в компании. Сведения берутся из военного билета (удостоверения призывника).
  4. Разъяснить принятому на работу лицу его права и обязательства, установленные законом.
  5. Проинформировать военкомат в случае обнаружения недочётов в заполнении представленной работником документации.

Текущая работа по поддержанию актуальности сведений учёта обязанных лиц. Образец уведомления для военкомата

Обязанности нанимателя по постоянному поддержанию актуальности сведений, имеющихся в воинском учёте, могут быть представлены в следующем виде:

  1. Выявление среди работников лиц, подлежащих учёту и постановка их на учёт.
  2. Ведение карт формы Т-2 в части информации о военном учёте.
  3. В двухнедельный срок с момента наступления события предоставление в военкомат сведений о принятии на работу или увольнении военнообязанного гражданина.
  4. Предоставление в военкомат информации о состоящих на учёте работающих лицах по его запросу.
  5. Предоставление военкомату сведений о переменах в учётной информации о лице (например, смена семейного положения).
  6. Предоставление военкомату данных:
    • о лицах, достигших возраста 15–16 лет - до 1 сентября каждого года;
    • о лицах, планируемых к постановке на первичный учёт - до 1 ноября каждого года.
  7. Предоставление в военкомат ежегодной отёчности:
    • отчёт о количестве работающих и забронированных граждан;
    • доклад о состоянии учёта;
    • карточка учёта организации.
  8. Оповещение работников о поступивших в адрес нанимателя повестках и других сообщениях из военкомата.
  9. Ежегодная плановая сверка сведений, содержащихся в карточках со сведениями воинского учёта в военкомате.

Ответственность за нарушения

За нарушения в сфере обеспечения в компании военного учёта предусмотрена специальная административная ответственность - её устанавливает глава 21 КоАП, которой предусмотрено три вида правонарушений в этой области:

  1. Не информирование военкомата о гражданах, подлежащих первичному учёту, влечёт за собой штрафные санкции в размере от трехсот до одной тысячи рублей.
  2. Не извещение сотрудников о приглашении их в военкомат наказывается штрафом от пятисот до одной тысячи рублей.
  3. Не информирование военкомата об переменах в учётных данных граждан наказывается штрафом от трехсот до одной тысячи рублей.
  4. Не доведение информации о принятии и завершении трудовых правоотношений с военнообязанными влечёт за собой штрафные санкции от трехсот до одной тысячи рублей.

Ведение учёта военнообязанных в компании - ответственная задача, игнорировать которую нельзя ни при каких обстоятельствах. Поэтому назначение ответственного лица - одна из первоочередных задач руководителя ещё при создании субъекта хозяйствования. Правила ведения учёта подробно регламентированы сразу несколькими нормативными актами, что значительно облегчает процесс. Однако по любому сомнительному вопросу лучше всего обращаться непосредственно к курирующему организацию сотруднику военкомата - это гарантирует в дальнейшем отсутствие проблем при проверке.

sb-advice.com

Кто обязан вести воинский учет

Вести воинский учет обязаны все компании без исключения. При этом данная обязанность не зависит от формы собственности организации и применяемой формы налогообложения. Необходим такой учет для обеспечения Вооруженных Сил нашей страны потенциальными ресурсами.

Важно! Воинский учет это обязанность руководителя. Именно он решает кто в организации его будет вести.

Как организовать воинский учет в организации

Стоит сказать, что ведение такого учета является не сложной процедурой для делопроизводителей. Однако, если своей обязанностью пренебречь, организации грозят штрафные санкции.

Рассмотрим пошагово порядок организации в компании воинского учета:

  1. Встать на учет. Для начала организация должна военный комиссариат и встать там на учет. Сделать это можно в срок до 5 дней с того момента, как была внесена запись об открытии юрлица в ЕГРЮЛ. Обратиться нужно в комиссариат по местонахождению фирмы. Если юрлицо меняет адрес, то встать на учет нужно будет в комиссариат по новому местонахождению.
  2. Разработать инструкцию. Компании необходимо разработать специальные документы по ведению воинского учета. Таким документом является инструкция для ответственного за учет сотрудника, в которой также указаны его обязанности. Специально разработанных бланков такой инструкции нет, разработать ее можно самим. Важно в инструкции предусмотреть обязанность по проверке на подлинность воинских документов сотрудников.
  3. Назначить ответственного. Каких либо ограничений по тому кого можно назначить ответственным за воинский учет нет. Вести его может как руководитель, так и любые сотрудники, включая совместителей. Для того, чтобы установить выбранному сотруднику такую обязанность, потребуется заключить допсоглашение к трудовому договору (Читайте также статью ⇒ Как изменить трудовой договор: порядок действий). При этом нужно понимать, что возложение новых обязанностей на сотрудника должно повлечь за собой доплату. Оформляется возложение обязанностей на сотрудника приказом руководителя. Форму приказа можно взять утвержденную (Приложение 4 Методических рекомендаций, утвержденных Минобороны от 11.07.2017). В приказе помимо назначения нужно обозначить сотрудника, который будет ответственным на период отсутствия основного сотрудника, отвечающего за воинский учет.
  4. Согласовать мероприятия с военкоматом. Это заключительный шаг в организации учета на предприятии и заключается он в согласовании плана мероприятий, Составить такой план организация должна самостоятельно. Для этого воспользоваться можно специальным бланком (Приложение 17 Методических рекомендаций Генштаба ВС РФ от 11.07.2017г). В плане указываются сроки мероприятий, проводимых организацией по воиснкому учету. Такими мероприятиями могут быть проводимая раз в квартал проверка сведений. После проведения мероприятий в плане ставится соответствующая отметка, а напротив каждого мероприятия расписывается ответственный специалист.

Важно! Если ответственный за воинский учет специалист будет временно отсутствовать, то он должен передать все документы замещающему его лицу по акту.

Приказ о назначении ответственного сотрудника нужно согласовать со следующими органами: военным комиссариатом, органом местного самоуправления сельского или городского округа.

Для организации кадрового учета в компании начинающим кадровикам и бухгалтерам отлично подходит авторский курс Ольги Ликиной (бухгалтера М.Видео менеджмент) ⇓

Работники, не подлежащие воинскому учету

Воинский учет ведется не по всем сотрудникам. Рассмотрим работников, которые воинскому учету не подлежат:

  • Получившие освобождение от военной обязанности, например, те сотрудники, которые были признаны ограниченно годными, либо не годными к военной службе, а также те, кто прошел службу в другом государстве;
  • Проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
  • Проживающие постоянно за пределами РФ;
  • Имеющие звания офицеров, пребывающих в запасе СВР России или ФСБ России;
  • Женщины, не имеющие военной специальности.

Сколько специалистов ведут воинский учет

В зависимости от того, какая численность сотрудников в организации, определяют количество сотрудников, ответственных за ведение воинского учета:

  • Численность штата до 500 человек – учет должен вести 1 сотрудник, в том числе это может быть совместитель;
  • От 500 до 2000 человек – учет ведет 1 штатный сотрудник;
  • От 2000 до 4000 человек – учет ведут 2 штатных сотрудника.

При определении количества ответственных сотрудников на каждых последующих 3000 работников нужно добавить еще одного штатного сотрудника (Читайте также статью ⇒ Особенности и порядок внесения должностей в штатное расписание).

Воинский учет в организации

Воинский учет представляет собой следующие мероприятия:

  • Постановка на воинский учет принятых сотрудников;
  • Оформление документов и их сохранность;
  • При увольнении сотрудников снятие их с учета.

Инструкция специалиста воинского учета содержит следующие обязанности:

  • Контроль подлинности документов воинской обязанности по каждому сотруднику;
  • Создание личной карточки по каждому сотруднику, содержащую документы воинского учета;
  • Информировать работников о мобилизационных мероприятиях по подготовке, а также ответственности за уклонение от них;
  • Информировать военкомат о нарушениях, либо неточностях в воинских документах.
  • Составление отчетности по ведению воинского учета для военкомата и местного самоуправления. Одним из таких отчетом может быт перечень сотрудников, которые подлежат воинскому учету.

Документами, которые должны предоставить сотрудники для воинского учета для призывников и военнообязанных мужчин признаются военный билет, либо удостоверение.

Важно! Если сотрудник при приеме на работу не может предоставить документы воинского учета, работодатель обязан самостоятельно запросить их.

Отчетность по воинскому учету

Периодически ответственное за воинский учет лицо обязан предоставлять отчеты военкомату, в котором организация стоит на учете. Такие отчеты представляют собой следующие списки:

  • Принимаемых или увольняемых сотрудников, подлежащих воинскому учету. Срок представления – 2 недели;
  • По сотрудникам, состоящим на воинском учете, либо по тем, которые обязаны состоять на учете. Срок представления – 2 недели;
  • По лицам мужского пола 15 и 16 лет. Представляется один раз в год в сентябре;
  • По лицам мужского пола, которые встают на учет на будущий год. Представляется один раз в год до 1 ноября.

Каждая организация также обязана вести журнал проверки воинского учета. Данный журнал регистрируют, листы нумеруют, прошнуровывают, опечатывают и заверяют подписью руководителя.

Важно! Образцы всех документов и инструкция по их заполнению содержится в рекомендациях, утвержденных Генштабом ВС РФ от 11.07.2017г.

Проверка воинского учета

Для проверки учета сотрудников проводится внутренняя проверка. Для этого создается комиссия, председателем которой является начальник отдела кадров. Такая проверка позволит проверить документы воинского учета и их соответствие нормативным актам и законодательству.

Найденные при проверке недочеты фиксируются в акте проверки. Данный акт может служить основанием для своевременного устранения недочетов, чтобы организация не попала под административную ответственность.

Ответственность организации за воинский учет

При неведении или нарушении ведения воинского учета, организацию могу привлечь к административной ответственности. Штрафные санкции для организации предусмотрены следующие:

  • 500 – 1000 рублей – за то, что организация не оповестит сотрудника о вызове в военный комиссариат по повестке;
  • 300 – 1000 рублей – за то, что организация не предоставит сведения по сотрудникам, которые обязаны стоять на воинском учете.

online-buhuchet.ru

Печатная версия

Направлять сведения военкоматам - такая же обязанность компании, как и представление отчетности в налоговые инспекции, внебюджетные фонды и отделения статистики. Другими словами, вести воинский учет в организации обязаны абсолютно все организации независимо от форм собственности. Основания - подпункт 6 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ Об обороне и подпункт 11 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации.

Куда легче индивидуальным предпринимателям. Они вести воинский учет не обязаны. Что подтверждает постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 сентября 2008 г. № А33-4142/08-Ф02-4327/08, которое поддержал Президиум ВАС РФ в постановлении от 28 апреля 2009 г. № 13798/08.

Но вернемся к компаниям. Вообще ничего сложного в воинском учете в организации нет. А если его не вести вовсе, то компанию могут оштрафовать. Санкции, конечно, небольшие (подробнее о них читайте далее в статье), но все же, согласитесь, лучше обойтись без них. Поэтому, чтобы вы были во всеоружии, мы написали пошаговую инструкцию воинского учета в организации .

Шаг 1. Узнаем правила воинского учета в организации

Все самые важные правила воинского учета регламентированы специальным документом - Положением, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (далее - Положение). Воинский учет в организации нужно вести с момента ее образования. При этом о специальном учете желательно упомянуть в учредительных документах организации. Эта фраза в уставе может выглядеть, например, так: …1.15. Общество обязуется выполнять требования Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.

Наравне с Положением следует иметь в виду еще один важный документ - это Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях , утвержденные Генштабом Вооруженных cил РФ. Назовем эти рекомендации Инструкцией Генштаба. Их следует применять в силу указаний пункта 9 Положения.

Шаг 2. Ведем учет сотрудников для военкомата

По сути, воинский учет - это часть кадрового учета компании. И его задача - держать на особом контроле тех сотрудников, сведения о которых могут потребоваться военкомату. Кто же попадает под такой учет? Согласно пункту 14 Положения, воинскому учету подлежат все призывники и военнообязанные граждане.

С призывниками все более-менее понятно. Это сотрудники мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. А военнообязанные - это как раз те, кто находится в запасе.

Определить, к какой категории относится сотрудник, можно, затребовав у него документы воинского учета. Эти бумаги работники обязаны предъявлять работодателю, заключая трудовой договор (ст. 65 Трудового кодекса РФ).

К документам воинского учета относятся военный билет и удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Такое удостоверение выдают после прохождения воинской комиссии и заменяют на военный билет при призыве на службу или зачислении в запас.

Обратите внимание: пункт 15 Положения содержит перечень тех, кто не подлежит воинскому учету. К ним относятся работники, которые освобождены от призыва в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе. Скажем, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья. То есть если в их военном билете стоит код Д (не годен к военной службе).

Всех сотрудников, которые подпадают под воинский учет , делят на две группы. Первая группа - это те работники, которых могут призвать на военную службу. По ним ведут общий учет. Сразу скажем, что большинство призывников и военнообязанных попадают именно в эту группу.

Но есть еще специальный учет. Под него подпадают те работники, которые забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время.

Шаг 3. Организуем воинский учет в компании

Вы, конечно, знаете, что на всех работников надо заводить личные карточки. Для них предусмотрена унифицированная форма № Т-2, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. Так вот, для учета призывников и военнообязанных в личной карточке отведено специальное место. Это раздел II Сведения о воинском учете (п. 27 Положения). Заполняйте его на основании уже упомянутых удостоверений гражданина, подлежащего призыву на военную службу, или военного билета. Кстати, вместо него сотрудник может предъявить временное удостоверение.

Шаг 4. Назначаем ответственных за воинский учет

Воинский учеть в организации нужно поручить специально назначенному для этого работнику. Эту его обязанность необходимо отразить в трудовом договоре (ст. 57 Трудового кодекса РФ). При этом действуют такие правила (п. 12 Положения). Если на воинском учете в компании состоит менее 500 человек, ответственный за него работник выполняет свои обязанности по совместительству. Обычно это сотрудник отдела кадров. Ведь именно он, принимая нового сотрудника, изучает его военный билет.

А если под учет подпадает больше 500 человек? На практике такое возможно только на крупных предприятиях. Так вот, для этих организаций порядок такой. Если на учете от 500 до 2000 таких сотрудников, то для учета потребуется специальный работник, освобожденный от других обязанностей. Если же у вас от 2000 до 4000 военнообязанных сотрудников, нужно уже два специальных работника. А сверх этого количества один работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

Количество таких сотрудников определите по состоянию на 31 декабря предшествующего года. При этом если учетных работников двое или, скажем, трое, то их объединяют в отдельное подразделение - военно-учетный стол (п. 13 Положения). А одного из них назначают начальником военно-учетного стола. Отвечает же за все всегда руководитель организации.

Кроме того, придется посетить военкомат по местонахождению компании. Дело в том, что назначение военно-учетных работников на должность целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования (п. 22 Инструкции Генштаба). Инструкция устанавливает специальную форму приказа о персональном составе и функциональных обязанностях работников, которые ведут воинский учет.

Помимо собственно воинского учета в обязанности специального работника входит оповещение сотрудников о вызовах (повестках) военкоматов. По закону он должен обеспечить возможность своевременной явки гражданина по вызову.

Добавим, что расходы на воинский учет организации производят за свой счет. Заработную плату учетных работников при этом вы можете учесть при расчете налога на прибыль (письмо Минфина России от 6 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/771).

Шаг 5. Сообщаем сведения военкомату

Начнем с того, что сообщать в военкомат нужно все сведения о приеме и увольнении граждан, подлежащих воинскому учету. В том числе учащихся образовательных учреждений. На это отводится две недели.

Если предстоит внести какие-то изменения в личные карточки работников (например, у сотрудника новое место жительства), то об этом тоже надо оповестить военкомат. Срок такой же.

Также в двухнедельный период организация должна отвечать на запросы военкоматов о гражданах, подлежащих воинскому учету.

Теперь о том, что надо делать раз в год. Так вот, ежегодно следует производить сверку сведений о воинском учете , содержащихся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в военных комиссариатах. Время сверки назначает военкомат.

Есть и еще одна обязанность. Каждый год в срок до 1 ноября в военкомат следует направлять списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет. И также ежегодно, но в сентябре - списки мужчин 15 и 16 лет. Если, конечно, такие сотрудники в компании есть.

Кроме того, через военкомат нужно согласовать список тех работников, на которых распространяется броня. Такие сотрудники, напомним, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время.

Что грозит за нарушение правил ведения воинского учета в организации

Контролировать то, как компания ведет воинский учет , должны военкомат и местные власти (п. 33 Положения). При этом компании с численностью работников свыше 500 человек должны проверять ежегодно, а остальных - не реже одного раза в три года. Это определяет пункт 3 Порядка осуществления контроля за ведением организациями воинского учета (приложение № 2 к Инструкции, утвержденной приказом министра обороны РФ от 19 ноября 2007 г. № 500).

Нарушения в области воинского учета в организации считаются административными. А дела о таких нарушениях уполномочены рассматривать военные комиссары (с. 23.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях). При этом, чтобы вас оштрафовать, военкому надо уложиться в двухмесячный срок. Дело в том, что все нарушения в сфере воинского учета, за которые установлена административная ответственность, не относятся к длящимся.

Виды нарушений и полагающиеся за них штрафы

Норма Кодекса РФ об административных правонарушениях

Компания опоздала с представлением в военный комиссариат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет

Компания не оповестила граждан о вызове их по повестке военного комиссариата, а равно не обеспечила гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата

Штраф на должностное лицо от 500 до 1000 руб.

Пункт 3 статьи 21.4

Компания не сообщила в военный комиссариат сведения о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, которые состоят или обязаны состоять на воинском учете

Штраф на должностное лицо от 300 до 1000 руб.

Обратите особое внимание: если в Кодексе РФ об административных правонарушениях не предусмотрен штраф за то или иное нарушение воинского учета, то привлечь вас к ответственности не смогут.

Елена Диркова, генеральный директор ООО БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР

Штат практически любой организации включает в себя военнообязанных сотрудников - как призывников, так и уволенных в запас. Федеральное законодательство гласит, что работодатель обязан вести воинский учёт работников. Процедура учёта регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации № 719. Для её соблюдения требуется оформленный и заполняемый по строго определённым стандартам журнал проверок воинского учёта.

Как вести воинский учет в организации и правильно заполнять ? Пошаговая инструкция содержится в этой статье.

Правильное ведение документации, связанной с воинским учётом, требует создания специальной формы для регистрации военнообязанных - журнала проверок воинского учёта. А поскольку частью процедуры регистрации каждой компании является её постановка на учёт военкоматом, то сбор необходимых сведений о призывниках и находящихся в запасе работниках - обязанность руководителя.

Несоблюдение её карается штрафами, а в случае, если доказано намеренное сокрытие данных, предусмотрена уголовная ответственность. Вот почему журнал проверок воинского учёта необходимо заполнять своевременно и без нарушений.

Скачать образец журнала выдачи трудовых книжек на руки вы можете в нашей


Схема: Общий воинский учет на предприятии.

Сроки отправки данных журнала в военкомат

Сверка данных воинского учёта в организации, в том числе содержащихся в журнале проверок, с данными военного комиссариата производится ежегодно. В срок до 1 ноября в военкомат подаётся список сотрудников мужского пола, которые достигли призывного возраста.

Информацию о приёме на работу и увольнении военнообязанных сотрудников необходимо предоставить комиссариату в двухнедельный срок.

Административная ответственность за нарушения процедуры воинского учёта

Ответственности, предусмотренной административным законодательством РФ, руководитель компании подлежит в следующих случаях:

  • если военкомату вовремя не предоставлена необходимая информация о работниках, подлежащих постановке на воинский учёт;
  • если своевременно не подана информация о любом изменении требуемых военкоматом данных о военнообязанном работнике;
  • если сотруднику не предоставлена возможность своевременно прибыть в военкомат по повестке.

Воинский учет в организации – пошаговая инструкция, какие документы нужны?

Данные воинского учёта проверяются ежегодно (для коллектива, где число сотрудников выше пятисот) и с периодичностью в три года (для малого бизнеса). Особое внимание уделяется тому, насколько грамотно заполнен журнал проверок воинского учёта.

Узнать, как правильно заполнить журнал регистрации входящих документов и скачать его образец, вы можете

Внутренний аудит

Каждому предпринимателю необходимо периодически осуществлять проверку организации воинского учёта в собственной компании. Чтобы осуществить такой внутренний аудит, создаётся специальная комиссия, которую возглавляет начальник отдела кадров.

При обнаружении несоответствий предписанной законом процедуре ведения воинского учёта составляется акт и принимаются меры по устранению нарушений.


Образец заполнения журнала проверок воинского учета.

Как правильно заполнить журнал учета проверки и испытаний электроинструмента и для чего необходим этот документ, вы можете прочесть

Требования к оформлению журнала

Любая запись в журнале проверок воинского учёта делается синими, фиолетовыми или чёрными чернилами. Должны отсутствовать помарки и не являющиеся общеупотребительными сокращениями.

Каждая ошибка зачёркивается при помощи одной черты, сопровождается надписью «исправлено» и датированной подписью исправившего.

Журнал проверок воинского учета: образец и порядок заполнения

Для правильного заполнения журнала служит установленный образец. Титульная страница журнала проверок воинского учета должна включать в себя:

  • полное наименование документа;
  • даты начала и завершения и заполнения журнала;
  • сроки хранения;
  • наименование военного комиссариата;
  • название компании;
  • юридический адрес;
  • цифры номера записи о государственной регистрации, а для ИП - идентификационного номера налогоплательщика и номера реестровой записи с датой занесения в реестр;
  • фамилию, имя отчество и должность работника кадровой службы, несущего ответственность за заполнение документа;
  • фамилию руководителя компании;
  • подпись с печатью.

Следующие страницы должны обязательно содержать:

  • дату аудиторской проверки;
  • имена, фамилии и должности проверяющих;
  • записи с результатами и выводами проверки;
  • решения руководства организации по результатам проверки;
  • записи об устранённых недостатках;
  • номер пломбы (если журнал опломбирован).

Журнал проверок воинского учета – образец бланка для заполнения вы можете скачать

«Воинский учет в организации - пошаговая инструкция 2019» - именно так должен называться внутренний документ компании, в штате которой трудятся военнообязанные граждане. А поскольку к таким компаниям сегодня относится подавляющее большинство, вопрос о ведении воинского учета имеет для них высокую значимость. Как именно организация должна вести воинский учет, какие процедуры соблюдать и что еще важно не забыть в 2019 году? Этим вопросам посвящена настоящая статья.

Организация воинского учета и его предназначение

Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.

Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Для чего же конкретно нужен воинский учет, каково его предназначение? Ответ на этот вопрос можно найти в положении № 719, в п. 2 которого цель воинского учета сформулирована примерно следующим образом:

  • в периоды, когда обстановка в стране спокойная, основная задача воинского учета — обеспечить выполнение воинского долга каждым призывником, т. е. своевременно следить за наполняемостью армии и препятствовать незаконному уклонению от службы;
  • если же случается военный конфликт либо возникает реальная угроза безопасности страны, то с помощью механизма воинского учета уполномоченные органы должны своевременно мобилизовать военнообязанных лиц, а также обеспечить потребность госструктур в трудовых ресурсах.

ВАЖНО! Потребность в трудовых ресурсах обеспечивается путем прикрепления военнообязанных граждан, находящихся в запасе, к определенным госструктурам, чтобы при мобилизации они не были отправлены в место боевых действий, а исполняли бы определенные трудовые функции в таких госструктурах.

Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике. С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18-27 лет) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719).

Для этого законодатель обязал всех лиц мужского пола в год, когда им исполняется 17 лет, явиться по повестке в военкомат и пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учет, в процессе которой специальная комиссия определит, годен ли призывник к службе в армии и в какой степени (без ограничений или ограниченно годен).

ВНИМАНИЕ! Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта того года, в котором призывнику исполнится 17 лет (п. 1 ст. 9 закона№ 53-ФЗ). Это значит, что даже еще не достигшие по факту 17-летнего возраста призывники должны явиться в военкомат в указанные сроки, если они получили повестку.

Подробнее о первоначальной постановке на воинский учет см. в статье «Первоначальная постановка граждан на воинский учет»

За функционирование механизма воинского учета ответственность несут как крупные ведомства (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также организации (п. 5 положения № 719).

Но кто же именно осуществляет воинский учет по каждому военнообязанному? Как было указано выше, это военные комиссариаты (либо, если их нет на определенной территории, органы местного самоуправления). Но не только. Если потенциальный призывник работает в какой-либо организации, то именно она должна вести по нему воинский учет.

Что под собой подразумевает воинский учет в организации и для чего он нужен, расскажем далее.

Ведение воинского учета и бронирование в организации: общая информация

Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:

  • тех, кто был уволен из армии в запас;
  • лиц, имеющих отсрочку либо по каким-то иным причинам не успевших отслужить до 27 лет (в том числе это освобожденные от службы по причине успешного завершения военной кафедры в университете);
  • лиц, отслуживших альтернативно на гражданке;
  • женщин, имеющих военные специальности.

ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.

Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?» .

Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.04.2008.

Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.

Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.

ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).

Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.

ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).

Инструкция по ведению воинского учета в организациях

Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.

Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.

Для корректного ведения воинского учета компания должна составить план соответствующих работ на год (который также должен быть согласован с военкоматом). В таком плане следует указать все сроки мероприятий по учету сотрудников.

Воинский учет в организации осуществляется на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций):

  • приписное свидетельство — для призывников, которые еще не отслужили;
  • военный билет — для военнообязанных лиц в запасе.

Поэтому при приеме на работу в 2019 году ответственный за учет специалист должен проконтролировать, все ли указанные документы в порядке: нет ли где неточностей, поддельных записей, вырванных листов, все ли необходимые отметки на месте. И если нет — сообщить в военкомат.

Итак, в течение года специальный сотрудник в организации должен следить за полнотой и актуальностью информации о работниках, подлежащих воинскому учету. Для этих целей такой сотрудник заводит по каждому военнообязанному работнику личную карточку, в которой отражается вся информация о нём: семейное положение, занимаемая в организации должность, уровень образования, место жительства и т. д. (п. 28 Методических рекомендаций).

О форме, с помощью которой работодатель осуществляет воинский учет работников, см. в статье «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения» .

Если какому-либо работнику приходит повестка из военкомата, военно-учетный стол фирмы должен оповестить его об этом, а также поспособствовать, чтобы он своевременно явился в военкомат. Если же на работу устраивается женщина, имеющая военную специальность, то фирма должна направить ее в военкомат для первоначальной постановки на учет.

Кроме того, компании следует разъяснять своим сотрудникам, как именно они должны исполнить воинский долг в случае мобилизации, а также какая ответственность наступит, если они этого не сделают.

Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является бронирование работников, т. е. закрепление необходимых специалистов за организацией на время военного конфликта.

ВНИМАНИЕ! Как правило, инструмент бронирования доступен только для стратегически важных предприятий, т. е. осуществляющих военные или госзаказы, непосредственно влияющих на жизнедеятельность населения и т. д. Узнать, может ли компания бронировать за собой сотрудников в случае введения военного положения, можно в военкомате.

Военно-учетный стол фирмы подотчетен военкомату. Поэтому в военкомат организация должна направлять все сведения, касающиеся:

  • принятия на работу (увольнения) военнообязанных сотрудников;
  • изменения актуальной информации о таких работниках.

Кроме того, компания обязана ежегодно извещать военкомат о численности и составе работников в возрасте 15 и 16 лет, а также о тех, кто только что достиг возраста, когда должна быть проведена первоначальная постановка на воинский учет.

Не реже раза в год сведения военно-учетного стола организации следует сверять с информацией, имеющейся в военкомате. Для этих целей в компании должен быть заведен специальный журнал проверок.

Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.

Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте.

В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.

Ответственность за нарушение правил ведения воинского учета в компании

Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности. Ответственность наступает в виде штрафов, к примеру, за следующие нарушения:

  • непредставление сведений о военнообязанных работниках, в том числе о потенциальных призывниках, в установленные сроки (ст. 21.1, 21.4 КоАП РФ);
  • неоказание содействия в явке работника по повестке в военкомат в указанный срок (ст. 21.2 КоАП РФ);
  • несообщение изменившихся сведений по военнообязанным гражданам, к примеру, если кто-либо переехал жить в другой регион и т. д. (ст. 21.3 КоАП РФ).

Итоги

Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2019 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.

mob_info
  • Законодательный акт Содержание
    Закон №61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне»
    Закон №31-ФЗ от 26.02.1997 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»
    Закон №53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе»
    Постановление Правительства РФ №719 от 27.11.2006 «Положение о воинском учете»
    Глава 21 КоАП РФ «Административные правонарушения в области воинского учета»
    Рекомендации, утвержденные Генштабом ВС РФ от 11.07.2017