Баку требует от запада денег на "южный газовый коридор". "Южный газовый коридор": без конспирологии и внятных перспектив. Европа не заметит «Южный газовый коридор

Европа выбрала новый приоритетный проект газопровода — «Южный газовый коридор» (ЮГК), по которому в должен пойти газ из Каспийского региона. Об этом заявил во вторник еврокомиссар по делам Энергетического союза Марош Шефчович в ходе заседания Совета Евросоюза, которое было посвящено проблеме « ».

«Первый газ по «Южному газовому коридору» должен поступить в Европу к 2019 году», — пообещал Шефчович.

При этом европейский чиновник отметил, что министры энергетики стран ЕС в ходе заседания рассмотрели возможности упрощения политических и бюрократических проблем при реализации этого европейского энергетического проекта, а также оказания содействия в решении этих проблем между его участниками за пределами Евросоюза.

Мера актуальная, при том что российскому «Южному потоку» Брюссель облегчить политические и бюрократические проблемы не захотел, из-за чего в итоге Москва отказалась от проекта.

«Южный поток» никогда не был реальным приоритетом , — комментирует завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. — Брюссель всегда старался снизить зависимость от « » и искал альтернативных поставщиков, так что торпедирование «Южного потока» было чисто политическим решением».

«Я считаю, что вопрос «почему «Южному потоку» не была оказана поддержка, которую Европа собирается оказать «Южному газовому коридору», должны были задать Еврокомиссии европейские стейкхолдеры (заинтересованные лица. — «Газета.Ru»), — говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Однако они этого явно не сделали».

ЮГК объединяет несколько проектов газопроводов, предназначенных для поставок из Каспийского региона в Европу в обход России. Ранее в ЮГК входил даже проект Nabucco, на сегодняшний день фактически провалившийся. Сейчас можно говорить о проекте расширения Южно-Кавказского газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзурум), по которому азербайджанский газ дойдет до Турции, и его продолжении — Трансанатолийском и Трансадриатическом газопроводах (TANAP и TAP соответственно). TAP станет последним звеном в цепи, выходя через Грецию, Албанию и Адриатическое море на юг Италии и далее в Западную Европу.

По словам Шефчовича, ЕС уже получил заверения Азербайджана и Турции в приверженности реализации проектов по ЮГК.

Также в рамках ЮГК рассматривается вариант Транскапийского газопровода, по которому в Европу должен пойти газ из Туркменистана.

«Однако реально какие-то действия проводятся только по TAP и TANAP, — комментирует Гривач. — Причем речь идет о поставках 10 млрд кубометров, и, учитывая сложность разработки азербайджанского месторождения «Шах-Дениз-2», на полную мощность труба выйдет не ранее 2022-2024 годов». Впрочем, обсуждается возможность расширения этого газопровода до 30 млрд кубометров.

«Теперь у Европы осталась одна проблема — как этот газ получить, потому что в Греции на сегодняшний день нет необходимой инфраструктуры», — разъясняет замглавы ФНЭБ.

По словам Шефчовича, ЕС намерен активизировать строительство газопроводов местного значения в Южной Европе для ее соединения с энергосистемой остальных стран ЕС. «Мы также должны изучить возможности дополнительных инвестиций в эту инфраструктуру», — сказал европейский чиновник. Российский «Южный поток» предполагал поставку 63 млрд кубометров (из них 14 млрд кубов будет получать сама Турция). Такой же должна быть мощность альтернативного российского газопровода, который после отказа от «Южного потока» Россия решила проложить через Турцию, создав там хаб для поставок в Европу. Алексей Гривач отмечает, что при таком соотношении объемов российский газ будет доминировать в турецком хабе.

Однако проблема инфраструктуры касается и российского проекта. Дело в том, что и у самой Турции нет мощностей для приема, хранения и транзита запланированных Россией объемов газа. Учитывая, что новый российский газопровод и ЮГК в Турции пересекутся, может возникнуть инфраструктурная конкуренция.

Кроме того, перед Россией может вновь встать вопрос Третьего энергопакета, от которого она, казалось, избавилась, отказавшись от «Южного потока» (Еврокомиссия тормозила проект именно из-за несоответствия «Южного потока» нормам антимонопольного законодательства, которые запрещают одной и той же компании заниматься поставками и транспортировкой газа). Дело в том, что Турция ведет переговоры о вступлении в Евросоюз, и если оно состоится, турецкие власти будут гармонизировать свое законодательство с европейским.

В этом месяце в СМИ мы увидели много заголовков о новых трубопроводных проектах в Европе. Так, например, Oilprice.com недавно опубликовали статью о Южном газовом коридоре под названием «Действительно ли это самый важный трубопровод в мире?»

Сама статья представляет собой обыкновенный маркетинговый ход, призванный заставить вас думать, что азербайджанский газ изменит всю европейскую газовую политику. В этой теме разбиралось издание zerohedge.com .

"Начало статьи самое показательное: «Европа хочет стать менее зависимой от российского газа и использовать более чистую энергию...». Это, конечно же, ложь.

Сама Европа как раз наоборот этого не хочет, ведь ей это просто-напросто не выгодно. Однако этого хотят европейские политики, которые находятся в сговоре с Вашингтоном, и которым выгодно считать Россию врагом ЕС.

Большая часть Европы хочет, чтобы Россия поставляла им , потому что российский газ дешев и потому что его много. Конечно же, США делают все, чтобы не допустить роста экономики и влияния России. Технократия ЕС согласна с тем, что сильная Россия с долей более чем 40% европейских продаж газа, - это Россия, которую нельзя будет дестабилизировать посредством валютных и прокси-войн.

Южный газовый коридор - это проект газопровода протяженностью около 4000 км для доставки природного газа Каспийского моря в южную Европу. По предварительным оценкам, около 16 миллиардов кубометров газа в год будет переправляться по трубопроводу, начиная с 2019 года.

Ориентировочная стоимость Южного газового коридора на момент начала переговоров составила более 45 миллиардов долларов. Сам проект, по сути, является решением проблемы, которую еще предстоит найти. Это не что иное, как взятка в размере 45 миллиардов долларов, которую США дают угодному им режиму в Азербайджане.

США не в первый раз используют страны ЕС, враждебно настроенные к России (как, например, Польшу или Прибалтику), чтобы подорвать новые российские газовые проекты в Европе.

В 2014 году политическое давление на Болгарию со стороны Евросоюза и США сорвало газовый проект «Южный поток». Трубопровод должен был доставлять газ из южных месторождений России в Болгарию через Черное море. Болгария могла бы ежегодно получать огромную прибыль от транзитных сборов.

Государственная газовая компания «Газпром» быстро нашла новое решение, заменив несостоявшийся «Южный поток» «Турецким потоком». Новый трубопровод будет проходить через Турцию и заканчиваться в Греции. Прошлым летом Венгрия уже провела переговоры с «Газпромом» по «Турецкому потоку». Все задействованные страны хотят получать транзитные сборы.

Как вы думаете, какова стоимость этого проекта? Всего 12 миллиардов долларов. При том, что трубопровод будет проходить по дну Черного моря.

Другой трубопровод, «Северный поток 2», позволит удвоить пропускную способность существующего газопровода «Северный поток», и дешевый российский газ начнет напрямую поступать из Санкт-Петербурга в Германию. Проект строительства будет завершен к следующему году.

А какова же стоимость этого проекта? Менее 10 миллиардов долларов.

ЕС сделал всё возможное, чтобы сорвать проект «Северный поток 2», разве что, не написав закон, просто-напросто запрещающий строительство, чего он, конечно, сделать не может. Наконец, все попытки были прекращены в начале этого месяца.

Важнейший вывод, который можно сделать из ситуации: интересы европейских политиков, очевидно, стоят выше интересов простых людей. Европейские лидеры при принятии решений не берут во внимание интересы тех людей, которым они должны служить.

По сути, лидеры ЕС готовы продать энергетическую безопасность Европы. Будущее Европы выглядит намного более безопасным с «Турецким потоком» и «Северным потоком 2».

«Администрация США полностью поддерживает идею реализации проекта «Южный газовый коридор», - эта телеграмма, подписанная Дональдом Трампом, была зачитана в среду, 31 мая, участникам проходившей в Баку Международной выставки и конференции «Нефть и газ Каспия-2017».

400 делегатов от 289 компаний из 30 стран мира, прибывшие в столицу Азербайджана для участия в этом форуме, были воодушевлены такой поддержкой 45-го президента США. Эйфорию участников форума, среди которых присутствовали официальные представители Евросоюза, можно понять: поддержка Вашингтона для строительства газопроводной магистрали из Азербайджана в Европу в обход России намного увеличивает шансы на успех проекта.

Примечательно, что телеграмма Трампа была зачитана в Баку на следующий день после того, как заместитель главы МИД РФ Алексей Мешков выразил беспокойство попыткой определенных стран Евросоюза заблокировать реализацию российских проектов «Северный поток-2» и «Турецкий поток».

«Нас не могут не беспокоить попытки ряда институтов ЕС торпедировать энергопроекты в Европе с российским участием, речь в первую очередь идет о проекте «Северный поток-2», - заявил российский дипломат. - В Еврокомиссии также нет ясности в отношении второй нитки газопровода «Турецкий поток». Мы ожидаем от Брюсселя железобетонных гарантий реализации этого проекта, чтобы не повторился печальный опыт «Южного потока».

Однако, судя по всему, Брюссель не торопится дать зеленый свет на реализацию указанных выше двух российских газопроводных проектов. Такая позиция руководства Евросоюза становится понятной, если проанализировать видеообращение официального представителя ЕС к участникам нефтегазового форума в Баку.

«Мы еще раз подтверждаем приверженность ЕС проекту «Южный газовый коридор», в котором Азербайджан играет ключевую роль, - заявил вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович. - Этот проект обеспечит геополитический баланс и стабильность в Европе. Азербайджан является важным партнером Европы в этом вопросе, и мы уверены, что азербайджанский газ будет поставлен в Европу в 2020 году в рамках этого проекта».

Напомним, что проект «Южного газового коридора» (ЮГК) предусматривает транспортировку 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа из Каспийского региона через Грузию и Турцию в Европу. На первоначальном этапе в качестве основного ресурса для газопровода будет использован газ, который будет добываться в рамках второй фазы разработки газоконденсатного месторождения «Шах-Дениз».

В дальнейшем к проекту могут быть подключены и республики Центральной Азии, в частности, Туркмения и Казахстан. В рамках второй стадии природный газ будет транспортироваться на европейские рынки путем расширения Южно-Кавказского газопровода и строительства Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (ТАР) трубопроводов.

По данным Natural Gas Europe, стоимость ЮГК составляет около 40 миллиардов долларов, включая девять миллиардов долларов на проект Трансанатолийского трубопровода, шесть миллиардов - на проект Трансадриатического трубопровода (TAP), 23,8 миллиарда долларов - на вторую стадию разработки «Шах-Дениза» и расширение Южно-Кавказского газопровода.

Итак, позиции Вашингтона и Брюсселя в вопросе «Южного газового коридора» полностью совпадают: постараться посредством реализации этого дорогостоящего проекта подорвать позиции «Газпрома» в качестве основного поставщика голубого топлива для старого континента.

«Азербайджан является значимым партнером США», - это строки из поздравления Дональда Трампа в адрес его коллеги Ильхама Алиева по случаю Дня республики Азербайджана, который отмечался 28 мая. По словам политолога Эльхана Шахиноглу, новая администрация США «рассматривает Азербайджан в качестве важнейшего гаранта энергетической безопасности Европы».

Руководство Евросоюза также делает ставку на Азербайджан как на ключевую страну для транзита огромных потоков природного газа из Центральной Азии и Каспия в Европу. Впрочем, здесь у Брюсселя есть повод задуматься.

Дело в том, что на первом этапе - весь азербайджанский газ, а на втором - газ из Туркмении и Казахстана (если вообще дело дойдет до второго этапа) - будут доставляться в Европу через территорию Турции. И именно этот фактор несет в себе определенные риски для европейских стран. Дело в том, что президент Турции Реджеп Эрдоган не раз доказывал, что он способен умело использовать имеющиеся у Анкары козыри для шантажа Европы.

К примеру, Эрдоган до сих пор не допускает депутатов бундестага ФРГ на военную базу ВВС НАТО в Инджирлик, требуя от Берлина заранее ему предъявить предварительный список немецких парламентариев, которых Анкара проверит на лояльность и отсутствие связей с террористами. Иными словами, Эрдоган рассматривает базу «Инджирлик» как политический рычаг давления на Ангелу Меркель.

И в связи с этим эксперты задаются вопросом: а где гарантия, что после начала эксплуатации «Южного газового коридора» Эрдоган также не использует эту транспортную артерию для оказания давления на Евросоюз. В частности, для возобновления переговоров о вступлении Турции в Евросоюз.

Создается впечатление, что Вашингтон и Брюссель несмотря на непредсказуемость внешней политики Эрдогана доверяют ему больше, чем Владимиру Путину. «Лишь бы не Россия, лишь бы подорвать влияние России» - таков девиз сильного антироссийского лобби за океаном и в Брюсселе.

Видимо, и сам Эрдоган поощряет своих партнеров по НАТО к проведению такой протурецко-проазербайджанской и антироссийской политики в реализации нефтегазовых проектов.

Турция хотя и является участником астанинского мирного процесса по межсирийскому урегулированию, она, конечно, не может рассматриваться в качестве союзника России в регионе.

Во-первых, Анкара продолжает транспортную блокаду Крыма, давая понять, что никогда не признает присоединение полуострова к России.

Во-вторых, Турция выступает за свержение режима в Дамаске и в отличие от России полностью поддерживает ракетный удар Трампа «томагавками» по военному объекту правительства Асада.

В-третьих, Анкара не отказалась от планов постепенного вытеснения России из региона Закавказья и Центральной Азии и усиления в этих регионах позиций самой Турции.

Подпишитесь на нас


Амбициозный проект доставки азербайджанского газа в Европу через Турцию и Балканы “Южный газовый коридор”, по идее, должен вступить в решающую фазу реализации. Однако у его главного концессионера – государства Азербайджан – может не хватить на осуществление замысла ни денег, ни газа, отмечает агентство ПРАЙМ . И если помочь материально может Европа, заинтересованная в ограничении роли “Газпрома” на своем рынке, то кто поможет с наполнением будущей газовой магистрали – неясно.

Европа, дай 10 миллиардов!

Нынешние финансовые затруднения Азербайджана неудивительны после двух с лишним лет низких цен на нефть. Экономика страны крепко привязана к экспорту углеводородов. Нефтегазовая отрасль до 2014 года обеспечивала 85% доходов госбюджета, до 78% ВВП и свыше 90% экспорта.

То, что Азербайджану нынче несладко, может наглядно подтвердить хотя бы статистика золотовалютных резервов (ЗВР) страны. Азербайджанский Центральный банк свидетельствует: в середине 2014 года ЗВР превышали 15 млрд долларов, а в конце 2016-го – уже недотягивали до 4 млрд. Как следствие, Баку был вынужден взять под жесткий контроль финансирование проектов за рубежом, в том числе и газопроводов, составляющих “Южный газовый коридор”.

Между тем инвестиционный вклад Азербайджана в этот проект оценивается специалистами примерно в 10,5 млрд долларов. Эта сумма была вычислена на основе сложения долей Государственной нефтяной компании Азербайджанской республики (SOCAR) в различных составных частях “Южного газового коридора”.

SOCAR владеет 16,7% акций газового месторождения «Шах-Дениз-2» – сырьевой базы будущей трубопроводной магистрали, 58% в Трансанатолийском (TANAP) и 20% в Трансадриатическом (TAP) газопроводах. Суммарный объем вложений в освоение второй очереди Шах-Дениза (вместе с расширением Южно-Кавказского трубопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум), по данным , составляет 23 млрд долларов. Стоимость TANAP министр оценил в 9,3 млрд долларов, ТAP – в 6 млрд. Весь “Южный газовый коридор” раньше оценивался в 45 млрд долларов, однако Натиг Алиев полгода назад заявил, что на самом деле он стоит всего 39 млрд.

Конечно, из упомянутых 10,5 млрд долларов Азербайджан уже кое-что вложил. Так, по данным SOCAR на конец прошлого года, проект “Шах-Дениз-2” реализован уже на 87%. Хуже обстоит дело с продвижением TANAP и TAP.

Изыскать недостающие средства поможет Европа. Недаром в начале февраля президент страны , где встречался со всей верхушкой Евросовета и Еврокомиссии. От ведущих политиков ЕС Алиев получил заверения во всемерной поддержке “Южного газового коридора”. Теперь он закономерно ждет денег от Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития.

Разумеется, не оставят “Южный газовый коридор” без финансовой подпитки и другие акционеры, среди которых выделяется могучая британская BP. Их ряды, правда, в последнее время несколько поредели. Полтора года назад свои доли в Шах-Денизе, Южно-Кавказском газопроводе и TAP продал норвежский нефтегазовый гигант .

Откуда взять 16 млрд кубометров?

По “Южному газовому коридору” должно транспортироваться 16 млрд кубометров газа в год. Из них 6 млрд причитается Турции, остальные 10 млрд пойдут дальше, в Южную Европу. Согласно предварительным раскладам, 8 млрд кубометров в год будут экспортироваться в Италию, по 1 млрд получат Греция и Болгария.

Однако такого количества топлива у Азербайджана может не оказаться. Беда в том, что добыча газа в стране в последнее время падает. Ведь из-за снижения производства нефти (на 20% по сравнению с 2010 годом) растут объемы закачки метана в пласт.

В прошлом году добыча природного газа в стране составила 29,33 млрд кубометров – на 3,9% меньше, чем в позапрошлом. При этом на товарный газ пришлось только 18,71 млрд кубометров. Весь оставшийся объем пришлось закачать в пласт на блоке Азери-Чираг-Гюнешли, где добывается более 3/4 азербайджанской нефти.

По данным информационного ресурса Natural Gas World , совокупный экспорт газа из Азербайджана в 2016 году составил 7,78 млрд кубометров против 8,4 млрд в 2015-м. То есть газовый экспортный потенциал страны сейчас ограничен. Хотя глава Минэнерго Н.Алиев повелел увеличить добычу топлива в текущем году, но даже он скромно оценивает возможности Азербайджана. Согласно плану, прирост производства газа в стране должен составить всего 1%: извлечь из недр в 2017-м надлежит 29,561 млрд кубометров, включая 10 млрд – на Шах-Денизе.

Итак, кто поможет Азербайджану с наполнением “Южного газового коридора”? Изначально в Баку надеялись на соседей по Каспию Иран и Туркмению, но конкретных предложений оттуда пока не поступило. Примерно год назад желание влиться со своим топливом в будущую газовую магистраль выразил , имея в виду свое шельфовое суперместорождение “Левиафан”. Но с тех пор из Тель-Авива на эту тему ни слуху ни духу.

Впрочем, время у Азербайджана еще есть. Старт добычи на “Шах-Денизе-2” запланирован на конец 2018 года. Поставка топлива в Европу по “Южному газовому коридору” ориентировочно начнется в конце 2020-го. :///


mob_info