Бедность наступает? Как экономический кризис отразился на уровне жизни россиян и угрожает ли он национальной безопасности страны. Бедность как актуальный риск современного общества. Бедность как фактор риска для здоровья населения в регионах

Негативные последствия экономического кризиса российское население начинает ощущать на себе все сильнее. «Росстат» опубликовал сведения о снижении благосостояния российских граждан в минувшем году и весной настоящего года. По данным «Росстата», в 2015 г. число людей, живущих за чертой бедности, в России составило более 19 млн. человек, что на три миллиона человек больше, чем в 2014 году. Как сообщают статистики, с 2006 года это максимальный показатель. Причиной прогрессирующей бедности становится падение реальных доходов населения вследствие таких факторов как инфляция на основные товары и услуги, снижение заработной платы, рост безработицы. Кстати, цифры, озвученные «Росстатом», подтвердил и министр труда и социальной защиты Российской Федерации Максим Топилин - он также сообщил о 19 миллионах российских граждан, которые находятся в настоящее время за чертой бедности.

По данным «Росстата», уровень реальных доходов населения к февралю 2016 г. снизился на 7% по сравнению с февралем 2015 г. Кроме того, на 6% снизился по сравнению с минувшим годом и оборот розничной торговли на территории Российской Федерации. Этот показатель также свидетельствует о сокращении доходов населения, поскольку люди начинают экономить буквально на всем - от предметов мебели, домашней утвари и одежды до продуктов питания и лекарств, не говоря уже о таких статьях расходов как отдых на море, туристические поездки, посещение учреждений культуры. Так, с 2014 г. туристическая активность российских граждан снизилась на 40%, многие россияне перестали выезжать на отдых за пределы страны, а некоторые решили сэкономить средства и на отдыхе на российских курортах.


Согласно материалам Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), опубликованным в конце декабря 2015 г., негативное влияние экономического кризиса на собственное благосостояние отметили 85% опрошенных россиян. По словам 48% опрошенных граждан, они испытали влияние инфляции на семейный бюджет, но питаются еще на прежнем уровне. Еще 37% опрошенных россиян подчеркнули, что из-за инфляции теперь вынуждены экономить даже на собственном питании и покупать более дешевые продукты. Цены на некоторые продукты питания выросли настолько значительно, что многие семьи просто были вынуждены исключить их из своей потребительской корзины.

Также «Росстат» отмечает рост численности официально зарегистрированных безработных. В настоящее время безработные составляют 5,8% экономически активного населения страны - 4,429 млн. человек. Причем речь только об официально зарегистрированных безработных, на самом деле количество российских граждан, не имеющих постоянного места работы, значительно выше. Следует также отметить, что подавляющее большинство российских граждан не имеет финансовых сбережений, которые бы позволяли пережить кризис или, тем более, жить на них во время потери работы. Национальное агентство финансовых исследований оценивает уровень сбережений 60% российских граждан как позволяющий прожить на них не более трех месяцев, еще 26% россиян считают, что все их сбережения в случае потери работы уйдут за период от недели до месяца, а 16% сказали, что средств хватит не более, чем на неделю проживания. Фактически те денежные средства, которые россияне называют своими «сбережениями», в действительности представляют собой находящиеся на руках зарплаты или авансы. У 73% россиян нет ни вкладов в банках, ни акций и облигаций, ни просто скопленных сумм денег.

Риск попасть в категорию бедных увеличивается не только для пенсионеров и инвалидов, но и для молодых и социально активных граждан. Чем дальше от столиц и крупных областных центров - тем ниже уровень зарплат. В регионах месяц работают за такие деньги, которые средний москвич тратит за тот же месяц на проезд на общественном транспорте. При этом в провинции очень плохо обстоят дела с рабочими местами, отсюда - и стремление людей держаться обеими руками хотя бы за малооплачиваемую работу. Про сельскую местность в этом контексте вообще можно промолчать - здесь у многих семей единственным доходом являются пенсии и прочие социальные пособия. Если рассматривать российские регионы, то, согласно данным статистики, наибольшее количество бедных россиян проживают в республиках Калмыкия и Тыва. В этом нет ничего удивительного, поскольку обе республики имеют достаточно слаборазвитую экономику и массу нерешенных социально-экономических проблем. Вполне понятно и то, что наиболее обеспеченные россияне проживают в Москве и Московской области, в «энергетическом» Ямало-Ненецком автономном округе, в экономически развитом Татарстане.

Еще один фактор риска - наличие детей. Семьи с детьми автоматически оказываются в категории бедных, поскольку доход родителей делится уже не на два человека, а еще и на детей. Поэтому чем больше детей в средней российской семье, тем она беднее в материальном отношении. Согласно данным социологов, в настоящее время от 64% до 80% живущих за чертой бедности в России, представляют собой семьи с детьми. Совершенно не обязательно, что это - семьи маргиналов, алкоголиков или прочих асоциальных личностей. К примеру, отец - специалист, получающий неплохую для российской провинции зарплату в 30 тысяч рублей, неработающая, поскольку находится в отпуске по уходу за детьми мать, и двое детей. В такой семье четыре человека, а доход на семью складывается лишь из одной зарплаты отца. Учитывая, что прожиточный минимум на одного человека составляет в среднем чуть более 9 тыс. рублей (на ребенка - 9167 рублей, на трудоспособного человека - 10187 рублей), мы видим, что благосостояние такой семьи оказывается ниже прожиточного минимума. Российские ученые отмечают, что у российской бедности - «детское лицо», поскольку именно дети в возрасте до 16 лет являются наиболее подверженными бедности гражданами страны. В отличие от взрослых, у них нет ни возможности работать, ни пенсионных выплат от государства (за исключением детей-инвалидов и детей, получающих пенсии по потере кормильца). Если в 2006 г. дети составляли 21,2% российских «бедняков», то в 2014 г. - уже 28,7%. Каких-либо серьезных шагов в направлении решения данной проблемы не предпринимается.

Кстати, что касается прожиточного минимума, то российское правительство приняло решение его понизить - примерно на 2%, или на 221 рубль. В четвертом квартале 2015 г. прожиточный минимум в Российской Федерации был установлен в размере 9452 рубля. В первом квартале минувшего 2015 года прожиточный минимум достигал 9662 рубля. Напомним, что под прожиточным минимумом понимается стоимость минимального набора продуктов питания (11 наименований, включая картофель, хлеб, овощи, фрукты и мясо) и непродовольственных услуг. Экономисты объясняют понижение прожиточного минимума в России колебанием цен на некоторые виды сельскохозяйственной продукции. Поскольку свыше 50% прожиточного минимума отводится на покупку продуктов питания, изменения цен на те же овощи и фрукты способны оказать серьезное влияние на общую стоимость необходимого набора, входящего в прожиточный минимум.

Вместе с тем, не стоит и забывать о том, что именно от прожиточного минимума зависит высчитываемая статистиками численность российских «бедняков». Достаточно понизить прожиточный минимум на две сотни рублей и официальная численность бедных в России значительно уменьшится, хотя уровень их жизни останется тем же или даже чуть снизится. Ведь в понятие бедных в России включаются те граждане, которые имеют душевой доход в размере меньше прожиточного минимума. Кроме того, снижение уровня прожиточного минимума позволяет сразу же исключить из числа бедных достаточно многочисленную прослойку граждан, которые автоматически лишаются льгот, поскольку считается, что они живут выше прожиточного минимума. Соответственно, снижается сумма денежных средств, затрачиваемых государством на выплату всевозможных пособий малообеспеченным слоям российского населения. Что касается колебания цен на продукты питания, то даже при их условии, нельзя говорить о реальном снижении прожиточного минимума - ведь растут жилищно-коммунальные платежи, транспортные расходы, цены на некоторые непродовольственные товары и услуги.

Примечательно, что в Российской Федерации существует достаточно значительное расхождение между цифрами прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда. Порог минимального размера оплаты труда в России в 2016 г. установлен в 6204 рубля в месяц. Это на четыре тысячи рублей меньше, чем прожиточный минимум трудоспособного гражданина РФ (последний определен в 10187 рублей). Еще в прошлом году Министерство труда и социального развития предлагало повысить минимальный размер оплаты труда по крайней мере на 20%, приблизив его к прожиточному минимуму. В настоящее время минимальный размер оплаты труда, согласно законодательству страны, составляет 53,6% от прогнозируемой величины прожиточного минимума для трудоспособных граждан.

В марте 2016 г. депутаты фракции «Справедливая Россия» предложили ввести в России почасовую оплату труда, установив ее минимальный уровень в 100 рублей. Показательно, что еще в 2014 г. с аналогичным предложением обращались представители фракции ЛДПР, но тогда Министерство труда и социального развития Российской Федерации отвергло это предложение как несвоевременное. По словам руководителя «Справедливой России» Сергея Миронова, введение почасовой оплаты труда сможет сделать зарплаты россиян более справедливыми, особенно если будет реализовано предложение о трех повышающих коэффициентах - территориальном, отраслевом и квалификационном (человек получает больше или меньше в зависимости от региона, где работает, сферы деятельности, уровня своей квалификации).

Экономисты говорят о беспрецедентном за последнее десятилетие падении реальных доходов российских граждан. Аналогичная ситуация наблюдалась в России последний раз еще в 1990-е гг. Естественно, что снижение уровня жизни населения негативно отражается на общей социально-политической стабильности российского государства. Возрастают риски роста не только оппозиционных, но и радикально-революционных и экстремистских настроений среди населения страны. Кроме того, уже сейчас наблюдается рост преступности, особенно в провинции, где последствия экономического кризиса стали наиболее очевидными.

Большое количество представителей малообеспеченных групп населения до кризиса были обеспечены работой - кто в сфере строительства, кто в сфере торговли и бытового обслуживания населения. Рост безработицы, вызванный сокращениями количества работников, снижением объемов продаж, и сочетающийся с общей инфляцией, поставил многих людей в буквальном смысле на грань выживания. С другой стороны, свою роль сыграли и проведенные в столь неподходящий момент сокращения в российской полиции. Как известно, численность личного состава Министерства внутренних дел Российской Федерации была сокращена примерно на 10%, причем сократили не только работников аппарата, но и, скажем, сотрудников подразделений вневедомственной охраны. Безработных стало больше, экономическое положение населения ухудшилось, что представляет собой рискогенные факторы для обеспечения общественного порядка, а численность полиции уменьшилась - вот и объяснение росту количества преступлений.

В то же время, если говорить о массовых социальных протестах, то они маловероятны. С момента начала кризисной ситуации в 2014 г. прошло уже два года и россияне смогли достаточно быстро перестроиться к условиям жизни в новой экономической ситуации. Сейчас необходимость экономить уже не является ни для кого шоковой. Наибольший дискомфорт от сложившейся ситуации получил средний класс российского общества, который до кризиса имел относительно высокие доходы, позволявшие и делать сбережения, и отдыхать. Уровень жизни бедных и богатых россиян, соответственно, остался примерно прежним. Мировая политическая ситуация заставила многих россиян отнестись к снижению уровня жизни в стране с пониманием, и здесь большую роль сыграло то, что экономический кризис совпал с таким эпохальным событием как воссоединение Крыма с Россией, с трагедией войны на Донбассе, с участием российской армии в вооруженном конфликте на территории Сирии. Значительная часть россиян предпочла сплотиться и не переключаться на выяснение «экономических отношений» с действующей властью.

О том, когда России удастся преодолеть последствия экономического кризиса, сегодня с уверенностью не могут говорить даже наиболее авторитетные экономисты. Ясно лишь то, что процесс выхода из сложившейся ситуации не будет стремительным - даже государственные чиновники весьма осторожно говорят о возможности постепенной стабилизации к 2018 году. По словам Эллы Памфиловой, длительное время занимавшей пост уполномоченного по правам человека, одной из главных угроз национальной безопасности российского государства является все увеличивающаяся разница в доходах бедных и богатых россиян. На преодоление глубокой пропасти между различными группами населения и должна ориентироваться социальная политика российского государства. Это признал и сам президент, который подчеркнул, что главной целью социальной политики должно стать оказание целевой помощи нуждающимся группам российского населения.

ПСИХОЛОГИЯ БЕДНОСТИ БЕЗ СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ: КАК ИЗМЕНИЛОСЬ СОЗНАНИЕ РОССИЯН ЗА ГОДЫ КРИЗИСА

По официальным данным Росстата, доля бедных в России сегодня составляет лишь 13% или 19 миллионов человек. Но ученые даже в госструктурах признают, что на самом деле бедных больше. По данным Российской академии народного хозяйства, в бедности сегодня живут 22% россиян, а еще более 35% находятся в зоне риска, то есть могут скатиться в бедность в любой момент и не готовы уверенно планировать будущее. Представители этой группы могут позволить себе приобретать еду и одежду, но дорогостоящие покупки вызывают у них затруднения, а какие-либо перспективы повышения материального статуса полностью отсутствуют.

При этом лишь 28% россиян, по данным РАНХ, живут в относительном комфорте с экономической точки зрения.

О росте числа бедных в России говорят и результаты социологических опросов. По данным негосударственного "Левада-Центра", только 5% жителей России в этом году провели отпуск за рубежом, а каждый пятый вообще не был летом в отпуске. Социологи также отмечают рост социального напряжения среди россиян и подчеркивают, что прежде всего это связано с ростом цен, обнищанием населения и безработицей.

Нарастающий уровень бедности уже привел к психологическим изменениям сознания значительной доли россиян. Люди не просто стали по-другому тратить деньги – изменилось их отношение: к кредитам (стали брать больше, в том числе высокопроцентных кредитов, и реже отдавать их в срок), финансовым рискам и планированию будущего. В чем еще выражаются эти психологические сдвиги? Телеканал "Настоящее Время" поговорил об этом с Мариной Красильниковой, руководителем отдела изучения доходов и потребления "Левада-Центра".

Когда мы говорим, что большая часть России живет в бедности, – ​что это означает в буквальном смысле?

Уже долгое время большая часть российского населения чувствует себя живущей в кризисе, опросы показывают, что это ситуация примерно последних 10 лет.

Осознание жизни в бедности означает важные вещи для понимания того, как российские граждане воспринимают те или иные события, ценности. Две трети российского населения живут в ситуации, когда они ежедневно борются за свое существование – нужно описывать эту ситуацию именно такими словами. Их доходов хватает только для обеспечения текущих нужд. При советской власти о таких говорили: живут от зарплаты до зарплаты.

Ситуация бедности создает у людей очень специфический взгляд на окружающую действительность. Люди не строят долгосрочных планов. Люди снимают с себя ответственность за обстоятельства семейной жизни, на которые, как они считают, у них все равно нет денег, на качественное образование, качественное медицинское обслуживание. Часто эти люди никак не решают вопрос нормального жилья.

У людей, у которых хватает денег только на текущие нужды, для решения всех этих проблем средств нет, и они невольно снимают с себя ответственность за решение этих проблем, перекладывая ее на государство. Именно отсюда возникают вопросы о распространенном в российском обществе патернализме. Но на самом деле здесь мы наблюдаем не иждивенческий патернализм, а ситуацию безысходности.

То есть они постоянно чувствуют, что живут в кризисе?

Осенью 2018 года был 20-летний юбилей кризиса 1998 года, первого в постсоветской России. Мы задавали респондентам много вопросов на этот счет и выяснили, что более 40% российских граждан, по их собственным словам, "постоянно живут в кризисе". То есть "кризис" – это субъективное восприятие условий жизни большинства российских семей.

И в этом смысле экономический кризис перестает быть для них чем-то экстраординарным. Трудности перестают характеризоваться как временное явление. Зато есть ощущение постоянных и бесконечных проблем.

Может ли человек привыкнуть к состоянию бедности?

Привыкнуть к бедности можно, это относительное понятие. В каждом обществе есть бедные и богатые. Но в России речь идет о глубине бедности и о том, возможно ли в рамках одной человеческой жизни принципиально поменять жизненные условия. Обычно о таких изменениях говорят как о "социальных лифтах" вверх.

Ключевой вопрос – возможен ли выход из бедности. Но пока в России мы видим начало пути "застойной бедности", из которой нет выхода. Но будем надеяться, что массовый феномен "застойной бедности" все-таки в России удастся предотвратить.

Как бедность влияет на психологическое настроение россиян? В какую сторону может пойти общество, наполовину состоящее из обреченных людей?

Бедное общество с трудом строит планы на будущее. Оно также очень недоверчиво. И ему очень сложно выработать согласованный план действий для решения своих же проблем. В таком обществе низкий уровень гражданской солидарности, низкий уровень развития гражданского общества.

С точки зрения потребительского поведения, такие люди склонны все свои ресурсы тратить на текущие нужды. И даже когда у них теоретически появляются возможности для накопления, люди все равно отказываются от них и склоняются в сторону текущего потребления.

В последние годы власти говорили о том, что в России растут накопления. Но это было связано не с тем, что люди были готовы перейти к другой модели потребления, а с тем, что люди опасались, что им реально не хватит денег на ближайшие нужды, на текущие нужды. Это были вынужденные сбережения, а не сбережения для долгосрочных целей.

Почти две трети (61%) россиян считают, что президент России Владимир Путин в полной мере несет ответственность за проблемы, которые стоят перед страной. Согласно опросу "Левада-центра" еще 22% полагают, что президент ответственен в "некоторой мере". 10% россиян уверены, что Путин все делает правильно, а проблемы возникают из-за "нерадивых и коррумпированных чиновников". 6% респондентов винят во всем "объективные обстоятельства".

Https://youtu.be/ZIHjLH6tUng

Цели тысячелетия ООН и уровень бедности в России.

Малева Татьяна Михайловна - к.э.н., Директор Института социального анализа и прогнозирования.

Среди Целей устойчивого развития на период 2016–2030 годов первой является «Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах». Тем самым сохраняется приоритет преодоления бедности - центральной задачи среди Целей развития тысячелетия, сформулированных ООН на период до 2015 года:

  • ! сократить вдвое долю населения, чей доход составляет менее 1 долл./день;
  • ! сократить вдвое долю голодающего населения.

Россия присоединилась к Декларации целей тысячелетия ООН после масштабного трансформационного кризиса 1990-х годов, продолжительность и глубина которого не могли не привести к распространению феномена бедности населения. В отдельные периоды, особенно в начале 1990-х годов, уровень бедности, даже по официальной оценке, превышал 30%. У российского государства в этот период не было финансовых возможностей для эффективной борьбы с распространением бедности, в связи с чем в системе государственных мер преобладали не активные, а пассивные меры - предоставление льгот большим категориям населения в доступе к тем или иным социальным ресурсам. Не будучи привязанным к адресным целевым группам с наибольшими рисками бедности, этот подход лишь частично содействовал решению задачи. Задача сокращения бедности вообще политически не регулировалась, поскольку в обществе царили ожидания, что выход на траекторию экономического роста автоматически ее решит. Однако уже после преодоления гиперинфляции первой половины 1990-х годов и достижения финансовой стабилизации стало очевидно, что проблема бедности не исчезла и, наоборот, перемещается в число факторов, тормозящих выход страны из кризиса. В этой связи присоединение России к программе по реализации Целей тысячелетия полностью отвечало внутренним интересам социально-экономического развития страны.

Мониторинг достижения данных целей во многом зависит от специфических факторов формирования бедности и методологии ее измерения, принятой в каждой стране. Методологические вопросы, отражающие российскую специфику, уже были неоднократно и подробно рассмотрены в соответствующих разделах Докладов о человеческом развитии в Российской Федерации в предыдущие годы107. В соответствии с методологией, принятой в России, бедность измеряется на основе абсолютной концепции с использованием национальной черты бедности, в качестве которой выступает показатель прожиточного минимума. Его величина и структура определяется действующим законодательством, а уровень бедности оценивается как доля населения, чей доход оказывается ниже этой черты.

Старт реализации Целей тысячелетия в России совпал с семилетним периодом (2000– 2007 годы) устойчивого экономического роста, в течение которого удалось добиться значительного сокращения зоны бедности населения: доля бедных в России снизилась более чем в два раза - с 29 до 13%. Частично ожидания по поводу того, что экономический рост автоматически ведет к росту доходов населения и тем самым сократит масштаб и уровень бедности, оправдались.

Финансовый кризис 2008–2009 годов не оказал существенного негативного влияния на уровень бедности. Именно в этот период Правительство Российской Федерации разработало и реализовало ряд антикризисных мер, целью которых было предотвращение лавинообразного роста бедности и которые были направлены на рост минимальной оплаты труда и пенсий. Доходы населения в период этого кризиса росли преимущественно за счет роста социальных трансфертов населению.

Уровень бедности достиг своего минимума в 2012 году. Однако уже в следующем году он начал демонстрировать тенденцию к росту. И если в 2013 году небольшой рост уровня бедности (с 10,7 до 10,8%) был связан с изменением методики расчета величины прожиточного минимума, то в 2014 году этот рост уже стал значительным (с 10,8 до 11,2%) и был обусловлен негативным влиянием экономического кризиса в стране. Наиболее явно влияние неблагоприятных процессов в экономике дало о себе знать в 2015 году - за первые три месяца уровень бедности возрос на 2%.

Успешное начало 2000-х годов способствовало позитивным процессам и в региональном разрезе. В период с 2000 по 2014 год существенно сократилась доля регионов с высоким уровнем бедности и увеличилась доля регионов с уровнем бедности, близким к уровню по Российской Федерации в целом. Если в 2000 году более половины регионов имели уровень бедности свыше 40%, то в 2014 году в 95% регионов уровень бедности опустился ниже 20% (Рисунок 57).

Однако слаборазвитые и депрессивные регионы не смогли преодолеть значительное отставание по уровню доходов населения. Так, в 2014 году уровень бедности в Республиках Калмыкия и Тыва превышал 35% (соответственно 35,1% и 35,2%) при среднероссийском уровне 11,2%.

Такова официально измеряемая динамика уровня бедности по абсолютной концепции ее измерения, и она свидетельствует о прогрессе в преодолении бедности.

В то же время в соответствии с методологией, которая принята во многих европейских странах и основана на так называемой относительной концепции, к бедным относятся лица, чей жизненный уровень значительно ниже, чем средний стандарт в обществе. Консенсуальным измерителем подобного отклонения является доход ниже 50% медианного среднедушевого денежного дохода. Несмотря на то, что в России этот подход не является официальным, он часто используется в экспертных оценках и позволяет более детально проанализировать реальное положение дел с бедностью в стране.

И действительно, индикатор относительной бедности показывает иную динамику. Если проанализировать изменение доли населения со среднедушевыми денежными доходами ниже 50% медианного среднедушевого денежного дохода, то с 2001 по 2007 год снижения уровня относительной бедности не происходило. Напротив, наблюдался небольшой рост с 17,2% в 2001 году до 18,9% в 2007 году (Рисунок 58). Далее этот показатель медленно снижался до 18,5% в 2014 году, но так и не достиг значений 2000 года. Это означает, что снижение уровня бедности по официальной методологии происходило за счет изменений в социальных группах с крайне низким уровнем среднедушевых доходов.

Далее, если оценивать масштаб крайней бедности через долю населения с денежными доходами менее половины прожиточного минимума от общего числа бедного населения, то в 2014 году в целом по Российской Федерации он составлял 15,2%, причем в отдельных регионах (Республика Калмыкия и Республика Тыва) эта доля превышала 20%.

Голод и недоедание - наиболее яркие проявления состояния крайней бедности, и неслучайно в Целях тысячелетия сформулирована задача сократить вдвое долю голодающего населения. Данные Обследования бюджетов домашних хозяйств (далее - ОБДХ)110, позволяющие проследить динамику доли домохозяйств, которым не хватает средств на питание, свидетельствуют о значительном прогрессе в данной сфере: доля тех, кому не хватает денег даже на еду, снизилась в 4 раза - с 4,4 до 1,1%.

Анализ по различным группам также подтверждает этот прогресс. Если в 2004 году в 15% домохозяйств первой самой бедной децильной группы не хватало денег на еду, то к 2014 году доля таких домохозяйств снизилась до 4,5%.

Соответствующий вопрос присутствует в анкете выборочного обследования ОБДХ (Росстат) начиная с 2004 года. Выборка ОБДХ в разные годы составляла 49–64 тыс. домашних хозяйств из всех регионов Российской Федерации.

В итоге можно констатировать, что в России крайняя бедность, определяемая в Декларации тысячелетия ООН как доля населения с доходами ниже 1,25 долл. и ниже 2,5 долл. в день с учетом паритета покупательной способности, к 2013 году была ликвидирована.

Группы бедности и риски бедности.

Индекс риска бедности определяется как соотношение уровня бедности по конкретной демографической или социально-экономической группе населения к уровню бедности по населению в целом. Чем выше значение индекса, тем выше вес данной группы в бедном (малоимущем) населении. Значение индекса, равное единице, говорит о том, что группа подвержена тому же риску бедности, что и население страны в целом.

В соответствии с этим в России выделяются группы с наибольшими рисками бедности:

  • ! дети и семьи с детьми;
  • ! жители села;
  • ! пожилые и пенсионеры;
  • ! лица трудоспособного возраста, не имеющие регулярного занятия, приносящего доход (безработные, экономически неактивные и инвалиды);
  • ! «работающие бедные».

Дети и семьи с детьми. Уровень детской бедности на протяжении многих лет остается стабильно высоким (Таблица 50). Можно утверждать, что прогресс в преодолении бедности почти не коснулся этой социальной группы, причем в последние годы с 2012 по 2014 год доля детей до 16 лет с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума даже увеличилась - с 17,6 до 18,5%. Такое положение дел не изменила даже масштабная демографическая программа стимулирования рождаемости, которая реализуется в стране с 2007 года и основана, главным образом, на мерах материальной поддержки семей с двумя и более детей.

С 2006 года доля детей в возрасте до 16 лет увеличивается в общей численности малоимущего населения. В 2014 году доля детей в возрасте до 16 лет составила 28,7% от общей численности малоимущего населения.

В итоге в современной России дети в возрасте до 16 лет отличаются максимальным риском бедности, который в 2014 году в 1,48 раза превышал риск бедности в среднем по Российской Федерации.

Нехватка денег на еду как признак крайней нуждаемости также подтверждает бедность семей с несовершеннолетними детьми. Если среди семей с одним ребенком доля тех, кому не хватает денег на еду, в разные годы не превышала среднего показателя по выборочной совокупности, то наличие в семье по крайней мере трех детей всегда сопровождалось повышенным риском бедности (Рисунок 64). Следует отметить, что в 2013–2014 годах риск такого рода «бедности» многодетных семей снизился.

Сельские жители и жители малых городов. В современной России риск бедности существенно зависит от типа населенного пункта. В малых городах с численностью населения от 50 до 100 тысяч и менее 50 тысяч человек, а также в сельских населенных пунктах риск бедности выше, чем в Российской Федерации. При этом в селах риск бедности превышает среднероссийский уровень в 1,15–2,53 раза.

Пожилые и пенсионеры. С самого начала пенсионной реформы, которая стартовала в 2002 году, борьба с бедностью пенсионеров и пожилого населения страны составляла главный приоритет в развитии пенсионной системы. Значительную роль в преодолении бедности среди пенсионеров сыграло вступление в силу с 2010 года законодательной нормы, в соответствии с которой были введены доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера. В результате уровень бедности среди лиц старше трудоспособного возраста устойчиво снижался с 2006 по 2013 год.

Однако кризис 2014 года сразу же дал о себе знать - наметился рост уровня бедности среди лиц старше трудоспособного возраста: доля мужчин в возрасте от 60 лет и старше с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличилась с 2013 по 2014 год с 4,6 до 5,3%, доля женщин в возрасте от 55 лет и старше с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличилась с 2013 по 2014 год с 5,2 до 5,3%.

Риск бедности среди лиц в возрасте старше трудоспособного ощутимо ниже, чем риск бедности для населения в целом.

«Работающие бедные». Если вышеперечисленные группы во многих зарубежных странах также относятся к социально уязвимым группам с точки зрения рисков бедности, то работники, имеющие регулярную занятость, не являются традиционной «бедной» группой. Эта группа стала специфической чертой российской бедности.

Резкое падение реальной заработной платы в начале 1990-х годов предотвратило открытый кризис на рынке труда и всплеск массовой безработицы, но привело к возникновению феномена низкооплачиваемости и бедности среди работающего населения. Далее на протяжении всего последующего времени этот фактор оказывал постоянное давление практически на все социальные процессы в стране. И хотя к настоящему времени риск бедности этой группы снизился, сам феномен низкооплачиваемости не исчез даже на этапе экономического роста и роста заработных плат в 2000–2007 годах. В настоящее время доля бедных в этой группе даже превышает долю бедных среди российских пенсионеров.

Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2015 год / под ред. Л.М. Григорьева и С.Н. Бобылева. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2015. 260 с.

Гайфуллина Лейсан Махмутовна

С. В. Коваленко, доцент кафедры «Экономики предприятия и организации» Набережночелнинского института КФУ

Экономический кризис начавшийся в 2014 году чреват ухудшением социальной структуры и повышением уровня бедности российского общества.

С ноября 2014 года реальная заработная плата и располагаемые денежные доходы населения устойчиво снижаются. Данные за январь-сентябрь 2015 года свидетельствуют об увеличении уровня бедности. В 2015 году доля доходов, использованных на покупку товаров и услуг, достигла минимального значения за последние 16 лет. Произошел естественный рост доли сбережений в структуре использования денежных доходов населения. В связи с этим с конца 2014 года наблюдается сокращение назначенных пенсий. И хотя после индексации страховых пенсий в феврале 2015 г. размер назначенных пенсий несколько увеличился по сравнению с предыдущим месяцем, далее реальный размер назначенных пенсий продолжил свое снижение.

Реальный размер назначенных пенсий

Реальные располагаемые денежные доходы

Реальная начисленная заработная плата одного работника

Рис. 1 Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения, реальной назначенной заработной платы и реального размера назначенных пенсий, в 2012-2016 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года.

Как видим в 2015 году по сравнению с предыдущим годом реальные располагаемые денежные доходы населения снижались на 4,0%, реальный размер назначенных пенсий - на 3,8%, а реальная заработная плата - на 9,5%,

В 2015 году существенно выросли цены на продукты питания и на непродовольственные товары, особенно, цены выросли на электротовары и другие бытовые приборы, медикаменты, жилищные услуги. Стоимость минимального набора продуктов питания выросла почти на 15%. Подорожание отметили более 80% россиян, из них:

  1. 28% обратили внимание на то, что в цене выросли овощи и фрукты.
  2. 33% заметили серьезное подорожание сахара;
  3. 34% акцентировали внимание на росте цен на молочную продукцию;
  4. 36% респондентов отметили, существенный рост цен на рыбу;
  5. 40% опрошенных обратили внимание на подорожание мяса и птицы;

Федеральная служба государственной статистики отметила, что в первом полугодии 2016 года некоторые продукты существенно подорожали. По мнению экспертов Росстата рост цен по всей территории России в среднем составил около 11%. На территории столицы подорожание оказалось еще более существенным, здесь жителям за продукты приходится платить на 12,6% больше, чем в 2014 году. Наиболее существенным оказался рост цен на растительную продукцию, в частности:

  1. Бананы поднялись в стоимости на 38%.
  2. Капуста подорожала почти на 63%.
  3. Цены на морковь выросли на 49,5%.
  4. За картофель Россиянам приходится отдавать больше на 21%.
  5. За то, чтобы насладиться вкусом яблок, гражданам придется отдать больше на 17%.

Очередное подорожание, по прогнозам специалистов, ожидается и в этом году. При этом увеличение цен сильнее отразится на бытовой технике и продуктах питания.

Социальная защита и социальные пособия также имеют тенденцию к снижению. До 2016 года федеральным законом 115 были приостановлены статьи, регламентирующие индексацию различных социальных выплат. Выплаты федеральным льготным категориям были проиндексированы с отставанием от реального уровня инфляции на 5,5%.

Кризис охватывает все большее количество регионов. В течение 1 полугодия 2015 года реальные доходы населения сократились в 67 регионах всех федеральных округов. Многие регионы осуществили резкое сокращение расходов, в том числе и на социальные программы.

Учитывая, что последнее десятилетие сопровождалось усилением социально-экономической дифференциации общества, проблема бедности приобретает хронический характер и становится угрозой его экономической безопасности.

Сегодня, задача достижения экономической безопасности общества становится ключевым направлением социально-экономической политики государства. Решение задачи преодоления бедности работающего населения должно лежать в области экономического роста, базирующегося на широком участии в процессе роста всех слоев населения без ограничения уровня доходов и сфер деятельности и обеспечивающего им доступ к его результатам.

Малева Татьяна Михайловна - к.э.н., Директор Института социального анализа и прогнозирования

Начавшийся в 2014 году экономический кризис чреват повышением уровня бедности и ухудшением социальной структуры российского общества.

Снижение доходов и рост рисков бедности. В 2015 году наблюдалось снижение реальных денежных доходов населения и самооценки его материального положения. В связи с пониженной индексацией (ниже реального уровня инфляции) многих социальных выплат сократилась их доля в общей структуре денежных доходов населения. Растущие цены на товары и услуги существенно снизили покупательную способность населения и стимулировали его переход к экономному режиму потребления. В то же время пока снижение реальных доходов относительно невелико, особенно на фоне более глубокого падения реальной заработной платы.

Исходя из анализа распределения общего объема денежных доходов населения по квинтильным группам, данное снижение касается в большей степени наиболее обеспеченных слоев населения, что ведет к некоторому сокращению доходного неравенства. В то же время в условиях дальнейшего роста цен, в том числе на жилищные и коммунальные услуги и товары первой необходимости, реальные денежные доходы населения могут продолжить свое снижение и в еще большей степени ухудшить материальное положение населения.

Что удерживает реальные денежные доходы от более быстрого падения? Одним из возможных факторов могла стать продажа населением иностранной валюты, особенно в крупных городах. По данным опросов населения фондом «Общественное мнение»113, если в ноябре 2014 г. 23% населения предпочло бы хранить свои сбережения в иностранной валюте, то в феврале–марте 2015 г. - лишь 15–16%. Данные по обороту розничной торговли подтверждают, что потребление товаров и услуг населением сократилось (см. главу «Потребление населения в условиях экономического спада»).

По сравнению с началом 2014 года в 2015 году в структуре использования денежных доходов населения увеличилась доля расходов на сбережения и сократилась доля расходов на покупку валюты.

Данные Обследования потребительских ожиданий населения Росстата в I квартале 2015 г. свидетельствуют о снижении доли населения, оценивающего свое материальное положение как хорошее, и увеличении доли населения, оценивающего свое материальное положение как плохое или очень плохое.

В 2015 году существенно выросли цены на продукты питания и на непродовольственные товары, особенно на электротовары и другие бытовые приборы, медикаменты, жилищные услуги. Стоимость минимального набора продуктов питания, определяемая Росстатом, выросла почти на 15%.

На фоне происходящего роста цен снижалась покупательная способность денежных доходов населения, в том числе в отношении тех продуктов, которые составляют основу потребления бедных групп населения.

С конца 2014 года наблюдается сокращение реального размера назначенных пенсий. И хотя после индексации страховых пенсий в феврале 2015 г. реальный размер назначенных пенсий несколько увеличился по сравнению с предыдущим месяцем, далее реальный размер назначенных пенсий продолжил свое снижение. В итоге наблюдается сокращение среднего размера назначенных пенсий относительно прожиточного минимума пенсионера.

Итак, в ближайшей перспективе уровень благосостояния населения и его различных социальных групп будет находиться под влиянием ряда неблагоприятных экономических факторов. Инфляция влечет за собой снижение реальных доходов населения и охватывает все группы населения; однако инфляционное бремя по-разному коснется групп, различающихся по уровню доходов, и наибольший инфляционный налог заплатят низкообеспеченные и бедные.

Удешевление рубля по отношению к доллару и евро означает рост цен на импортные товары, но этот рост по-разному проявится на потреблении и доходах различных социальных групп. В части продуктов питания и непродовольственных товаров в наибольшей зоне риска снижения уровня и качества жизни, достигнутого в предыдущие годы, находятся средне- и высокообеспеченные группы населения, в структуре потребления которых импорт занимает значительную долю. Низкообеспеченные и бедные слои могут изменить структуру своего потребления в пользу товаров отечественного производства и в меньшей степени будут ощущать потери в связи с ростом цен на импорт.

Однако для некоторых низкообеспеченных групп (пенсионеры, инвалиды, семьи с детьми) характерна относительно высокая доля расходов на лекарственные препараты.

Если цены на питание будут расти темпом, наблюдаемом в 2014 году, то при росте цен на лекарственные препараты на 25% суммарные расходы населения на эти две статьи возрастут с 32 до 36%, на 50% - до 37%, на 75% - до 39%.

Самый высокий рост доли расходов на питание и лекарства коснется пенсионеров - при максимальном росте на лекарственные препараты (75%) в семьях, состоящих только из пенсионеров, эта доля возрастет с 36 до 45%. В других семьях, в состав которых входят пенсионеры, с 33 до 41%. Также весьма существенной станет доля расходов на питание и лекарства для домохозяйств с инвалидами - рост составит с 34 до 43%, а также для семей с детьми - с 30 до 36%. С точки зрения социальной политики критически важно не допустить значительного роста бедности этих групп населения.

При этом немаловажно следующее. В соответствии с методикой определения прожиточного минимума рост цен не на все группы товаров можно учесть прямым образом (лишь на продукты питания). В этой связи рост цен на лекарственные препараты учитывается только косвенно (в составе более общей статьи расходов - «расходы на непродовольственные товары»). В этой связи предполагаемый более быстрый рост цен на лекарственные препараты не будет отражен в статистике бедности, хотя реально именно пенсионеры и инвалиды в максимальной степени будут затронуты этими неблагоприятными факторами.

Предварительная оценка роста рисков бедности показывает, что уровень бедности среди всего населения страны с учетом перечисленных угроз возрастет на 3%. Наиболее высокий рост будет наблюдаться среди семей с детьми - на 5,5%.

Социальная защита и социальные пособия. До 2016 года федеральным законом115 были приостановлены статьи, регламентирующие индексацию различных социальных выплат. Выплаты федеральным льготным категориям были проиндексированы с отставанием от реального уровня инфляции (на 5,5%).

Размер нижеперечисленных пособий в целом составил 94,7% от величины пособий в предыдущем году:

  • ! единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности (до 12 недель);
  • ! единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ! единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью по уходу за первым ребенком;
  • ! пособие по уходу за вторым и последующими детьми;
  • ! ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет;
  • ! пособие гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • ! государственный сертификат на материнский (семейный) капитал;
  • ! социальное пособие на погребение.

Величина следующих пособий в целом составила 89,8% от размера пособий в предыдущем году:

  • ! родовой сертификат;
  • ! ежемесячная выплата на содержание ребенка в семье опекуна;
  • ! ежемесячные выплаты на вознаграждение, причитающееся приемному родителю;
  • ! ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю).

Размеры стипендий получающих высшее и среднее профессиональное образование были повышены с 1 января 2014 г. впервые за несколько лет. Однако планируемая индексация на уровне инфляции в связи с экономической ситуацией была приостановлена, а повышение в 2015 году произведено также на уровне 5,5%, что привело к их снижению в реальном выражении - 94,7% к уровню на 1 января 2014 г.

Размер ежемесячных денежных выплат (далее - ЕДВ) также был проиндексирован в 2015 году лишь на 5,5%. В целом с 2013 года идет снижение реальных размеров ЕДВ всем категориям федеральных льготников, и на 1 января 2015 г. их размер по отдельным категориям составил от 93,1 до 94,4% по отношению к 2014 году.

Российские регионы, адаптируясь к условиям экономического кризиса, начали постепенно сокращать социальные обязательства перед населением. Среди основных стратегий действий:

  • ! приостановка индексации размеров выплат;
  • ! внедрение механизмов адресности;
  • ! сокращение объемов социальной поддержки;
  • ! отмена некоторых мер поддержки;
  • ! расширение или принятие новых мер поддержки определенных категорий граждан.

На протяжении последнего десятилетия, несмотря на декларации о необходимости адресного подхода в социальной защите, адресность плохо проникала в реальную жизнь. Начало нынешнего кризиса, казалось, стало катализатором для активизации этого процесса - многие регионы заявили об отходе от привычного категориального подхода и широкого охвата льготами и выплатами массовых категорий населения и переходе к адресному принципу оказания помощи лишь нуждающимся слоям населения. В каком направлении идет этот процесс? Переход на адресность может существенно сократить объем получателей социальных пособий. В случае если возникающая экономия (хотя бы частично) будет использована для повышения размера помощи, это будет реальным шагом в сторону повышения эффективности социальной политики. В случае же, если размер выплат не будет пересмотрен, это чревато рисками снижения реальных доходов социально уязвимых групп населения и роста зоны бедности. Пока реакция российских регионов на кризис в большей мере соответствует второму сценарию. В условиях существенного бюджетного дефицита регионы начали сокращать социальные обязательства перед населением. Эти действия в условиях высокой инфляции приводят и далее будут приводить к снижению реальных денежных доходов населения и повышению рисков бедности наиболее уязвимых слоев населения.

В итоге кризис охватывает все большее количество регионов. Реальные доходы населения в течение I полугодия 2015 г. сократились в 67 регионах всех федеральных округов. Многие регионы осуществили резкое сокращение расходов, в том числе и на социальные программы.

За последние 15 лет в период действия Декларации Целей тысячелетия ООН в России удалось значительно сократить масштаб и уровень бедности по сравнению с теми значениями, с которыми страна вошла в новое тысячелетие после затяжного и глубокого кризиса трансформации. Показатели уровня бедности согласно официально принятому методу исчисления бедности сократились вдвое, а уровень крайней бедности, которая сопровождается голодом и недоеданием, - почти в четыре раза.

Однако альтернативные официальному подходу методы измерения уровня бедности, в частности основанные на относительной концепции, не показывают сколько-нибудь заметного сокращения уровня бедности.

В современном мире в контексте перехода в постиндустриальную стадию развития монетарные методы измерения бедности, вне зависимости от того, на какой концепции они основаны - абсолютной или относительной, - не дают исчерпывающего представления о реальном распространении феномена бедности и причинах ее воспроизводства. Все большее значение приобретает многокритериальная оценка уровня бедности, которая помимо монетарных характеристик измеряет ограничения в доступе к основным социальным благам, в первую очередь к образованию и занятости. Доля социальных групп, у которых все характеристики - материально-имущественные (доходы, сбережения, движимое и недвижимое имущество), социально-профессиональные (образование и наличие регулярной занятости), субъективные (самооценка социального самочувствия) - находятся на минимальном уровне, в России составляет около 10%, причем эта доля практически не менялась на протяжении 15-летнего периода.

Достижения в сокращении официального уровня бедности были обусловлены, главным образом, продолжавшимся в течение 7 лет экономическим ростом, благодаря которому устойчиво росли доходы населения в целом и доходы низкообеспеченных групп, в частности.

Политика в области регулирования доходов и социальная защита населения лишь частично способствовали этому результату. Наиболее мощное влияние на сокращение уровня бедности российского населения оказало введение доплаты к пенсии до уровня регионального прожиточного минимума, что действительно существенно сократило бедность в самой многочисленной социальной группе, которая определяет профиль российской бедности, - среди пенсионеров.

Одновременно практически не сократился уровень бедности среди семей с детьми даже несмотря на масштабную программу поддержки семей с двумя и более детьми, которая реализуется в стране с 2007 года в контексте демографической программы.

Адресность в государственной социальной политике, несмотря на неоднократные декларации, по-прежнему не играет заметной роли в системе социальной защиты, что заметно снижает ее эффективность и не позволяет целенаправленно сокращать уровень бедности в стране и в ее регионах.

Наступивший в 2014 году экономический кризис незамедлительно отразился на динамике доходов населения и росте рисков бедности. Это свидетельство того, что значительного «запаса прочности» сложившийся в последние годы тип социально-экономического развития не создал. Об этом говорит не столько глубина падения среднедушевых доходов населения, сколько высокая скорость реакции этого показателя на негативную макроэкономическую динамику. В случае продолжения экономического кризиса значительных рисков роста бедности избежать не удастся. Согласно многокритериальной оценке в случае затяжной рецессии почти 30% российских домохозяйств имеют высокие риски бедности и при неблагоприятных социально-экономических сценариях могут пополнить ряды бедных. Борьба с бедностью вновь займет прочное место в социально-экономической повестке российского государства.

Более того, в случае воспроизводства прежнего типа экономики - восстановление цен на нефть, отмена международных санкций, восстановление доверия к национальной валюте - по всей вероятности уровень бедности сможет лишь возвратиться к значениям благоприятных периодов, но массовые социальные группы не смогут покинуть зону бедности и войти в состав средних классов.

Масштабный переход в средний класс возможен лишь при условии глубокой экономической реструктуризации и создания новых рабочих мест в новых секторах и отраслях экономики, а также институтов, которые содействуют приращению человеческого капитала и реализации человеческого потенциала в России.

Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2015 год / под ред. Л.М. Григорьева и С.Н. Бобылева. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2015. 260 с.

mob_info