Какие вопросы решает экономика. Три фундаментальных вопроса экономики и возможные системы ее организации. Традиционный тип экономической системы

1. Прочитай текст и выполни задания.

Телеграф, как известно, появился задолго до телефона и быстро стал популярным средством передачи информации. Но мало кто знает, что в XIX в. была попытка сделать бизнес на торговле телеграфными аппаратами, продвигая их на рынок как устройства для личного бытового использования. Подобный бизнес не состоялся, поскольку каждому покупателю аппарата приходилось изучать азбуку Морзе и приобретать навыки общения на этом «нечеловеческом языке». Инженер А. Белл, увидев, что общество нуждается в средствах коммуникации, вскоре изобрёл телефон, обеспечив простой и естественный для людей способ общения. С использованием телефона коммуникационный бизнес стал быстро расширяться.

(По материалам «Энциклопедии для школьников»)

Как в этой конкретной ситуации решались основные вопросы экономики:

1) Что и в каком количестве производить?

В большом количестве, то что нужно народу и удобно.

2) Как производить?

Экономично, с выгодой для себя и покупателей.

3) Для кого производить?

Для людей.


2. Объясни значение понятий.

Экономическая эффективность - это соотношение между полученными результатами производителя и затратами труда.

Экономическая система- совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики.


3. Назови несколько способов повышения эффективности производства.

Оптимизация технологии повышение уровня персонала и др.


4. Заполни таблицу используя текст учебника.


5. Проанализируй ситуации и определи тип экономической системы.

1) В стране W основным богатством считается земля, которая находится в собственности общины. Процесс производства осуществляется в соответствии с обычаями предков. Всё необходимое для жизни семьи производят в своих собственных хозяйствах. Товарно-денежные отношения не развиты.

Традиционная экономика.

2) В стране N все природные и экономические ресурсы находятся в собственности государства. Вопросы планирования и ценообразования решаются централизованно.

Командная экономика.


6. Сравни рыночную и командную экономику. Выбери и запиши в первую колонку таблицы порядковые номера черт их сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия рыночной экономики от командной.

1) господство государственной формы собственности
2) разрешение проблемы ограниченности ресурсов
3) производство товаров и услуг
4) конкуренция товаропроизводителей


7. В разделе «Говорят мудрые» приведено высказывание американского экономиста В. Леонтьева (см. с. 160 учебника). Проанализируй слова автора.

1) Как ты понимаешь смысл этого высказывания?

Человек по своей инициативе делает и сам решает куда его занесет. Частная инициатива определяющая.

2) Запиши два-три обществоведческих термина, с помощью которых можно объяснить смысл этого высказывания.

Самостоятельный выбор, спрос, предложение.

3) Приведи несколько примеров, иллюстрирующих это высказывание.

Человек открыл магазин и сам им управляет.

Основная проблема экономики может быть представлена и как проблема выбора. Действительно, если каждый используемый для удовлетворения разнообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства, то есть проблема выбора. Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

Три основных вопроса экономики:

    Что? проблема целеобразования . – Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?

    Как? проблема производства. – При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг?

    Для кого? проблема распределения. – Кто будет покупать выбранные товары и оплачивать, извлекая из них пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

Четвертый вопрос, который также неизбежно встает перед каждым обществом – вопрос: Каким образом? Каким образом избавиться от отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности, каким образом, не снижая уровня потребления, сохранить экологический баланс в природе. Это проблема утилизации.

5. Производственные возможности в экономической системе и проблема выбора.

Производственные возможности экономической системы лимитированы редкостью применяемых ресурсов. Причем, ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением невосполнимых природных ресурсов, но и тем, что потребление постоянно дает импульс развитию производства, то есть, создаются новые товары и услуги, меняются их качественные характеристики, что вызывает возрастание потребностей в потребительских и инвестиционных товарах. И каждый раз общество вынуждено решать, какие из этих благ производить при наличных ресурсах и в каком масштабе.

Проблема выбора в любой экономической системе (будь то семья, фирма, государство) может быть проиллюстрирована с помощью экономической модели «Граница производственных возможностей» . А также, эта модель позволяет наглядно продемонстрировать такие фундаментальные экономические понятия как, ограниченность ресурсов, альтернативные затраты.

Для построения модели, по оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (Х), по оси ординат – количество средств производства (Y) (см. рис.).

Средства производства (Y)

Предметы потребления (Х)

О Х В Х С

Кривая АВСD, называемая границей производственных возможностей , характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию товаров этих двух видов (например, точка В представляет комбинацию Х В единиц предметов потребления и Y В единиц средств производства.

График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что экономика, полностью использующая производственные ресурсы, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономики на границе своих производственных возможностей свидетельствует об ее эффективности.

Исходя из этого, выбор сочетания, соответствующего точке F, расценивается как неудачный для данного общества, поскольку он не позволяет ему эффективно использовать производственные ресурсы. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользуемых ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе рабочего времени). Производство же на основе выбора точки Е вообще неосуществимо, так как, эта точка лежит за границей производственных возможностей данной экономической системы.

Сравним точки В и С. выбрав точку В, мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (Х В) и большего количества средств производства (Y В), чем выбрав точку С (Х С, Y С). Точнее, при переходе из точки В к точке С мы получим дополнительно Δ Х = ОХ С – ОХ В единиц предметов потребления, пожертвовав для этого ΔY=ОY В – ОY С единиц средств производства. Количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу, называется альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.

Кривая АВСD выпукла. Это связано с тем, что один ресурс могут использовать более производительно при производстве предметов потребления, другие – средств производства.

Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то граница производственных возможностей АD сдвинется в положение пунктирной линии А 1 D 1 , возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени (см. рис.).

Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, увеличение области производственных возможностей будет скошено вправо (см. рис.).

«Что?», «Как?», «Для кого?»

Для того чтобы решить главную проблему экономики - распределение редких ресурсов, каждая экономическая система по-своему отвечает на три следующих вопроса (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Основные вопросы экономической системы

Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуга производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в некоторых так называемых слаборазвитых странах, куда технический прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить, определяют рынок, цены, прибыль и убытки хозяйствующих субъектов.

Производитель стремится производить («что») ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.

Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависит, то на вопрос «как?» производить хозяйственник отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем чтобы продать больше и по низкой цене. На решение этой задачи направлена технология и организация производства, использование технического прогресса, различные методы управления.

Вопрос «для кого?» решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.

Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного) планирования. Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что, в каком объеме производить; выделяются определенные ресурсы, техника, рабочая сила, материалы и др., что определяет решение вопроса, какпроиз-

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или другой степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Современный мир характеризуется широким разнообразием смешанных моделей. Например, известна шведская система, в которой сердцевиной является социальная политика. Японская модель экономики характеризуется развитым индикативным (рекомендательным) планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора.

В американской экономике государство играет важную роль в утверждении правил экономической деятельности, регулировании бизнеса, развитии образования и науки. Но большинство решений принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.

Современный мир характеризуется наличием самых разных экономических систем, для классификации которых используют различные критерии. Сегодня наиболее известны формационный и цивилизационный подходы.

Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов материального производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический) на основе утверждения о том, что решающая роль принадлежит непосредственному процессу производства, или способу производства.

Интересно отметить, что К. Маркс в письме к Вере Засулич выделял всего три большие формации:

1) первичную (архаичную), куда он относил первобытнообщинный и азиатский способы производства;

2) вторичную, основанную на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);

3) коммунистическую. По Марксу, коммунизм есть не «идеальный способ производства», как многие представляли, а историческая эпоха, включающая целый ряд способов производства, основным содержанием которой является уничтожение частной собственности. Коммунистический идеал, по Марксу, - «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» - воплотился в жизнь лишь после завершения эпохи коммунизма в новой эпохе «положительного гуманизма». Согласно представлениям К. Маркса, Ф. Энгельса, а затем и В.И. Ленина, коммунизм состоит из двух фаз, низшая из которых - социализм.

В связи с происходящими в нашей стране и странах Восточной Европы событиями встали вопросы: верно ли учение марксизма о социалистическом преобразовании общества и не утопия ли сама коммунистическая идея? На эти вопросы сегодня все отвечают по-разному. Одни считают, что социализма в бывших социалистических странах, по сути, не было, скорее, социализм был в западных развитых странах, поэтому говорят, например, о модели «шведского социализма». Другие утверждают, что социализм был, была и мировая социалистическая система, но социалистическая система хозяйствования была существенно деформирована. В настоящее время в мировой практике, журналистике и экономической литературе все чаще можно встретиться с термином «посткоммунистические» или «постсоциалистические» страны, что свидетельствует о признании существования социализма в этих странах до недавнего прошлого.

Сегодня классическое выделение пяти способов производства вызывает сомнение по ряду причин, в том числе и потому, что оно применимо лишь к Западной Европе и не имеет всеобщего значения. Сюда не вписывается азиатский способ производства, цивилизация Китая и Индии, с большой натяжкой можно сюда вписать и Россию. Поэтому рассмотрение процессов мирового развития на уровне формации, способа материального производства при всей теоретической и исторической значимости не может охватить всю сложную гамму происходящих в мире событий. Очевидна определенная ограниченность такого подхода. Поэтому в экономической литературе предпринимаются попытки использовать другие критерии для анализа явлений и процессов общественной жизни.

Несомненный интерес для объяснения различных форм экономических систем вызывает теория циклического развития общества, смены цивилизации.

Согласно этой теории выделяются семь цивилизаций: неолитическая, продолжительность которой 30-35 веков, а в России 20-30 столетий; восточно-рабовладельческая (бронзовый век) - с продолжительностью в мире 20-23 столетия, в России - 15-16; античная (железный век) - 12-13 веков в мире и 11-12 веков в России; раннефеодальная - соответственно 7 и 7 столетий; предындустриаль- ная - 4,5 и 2,5 столетия; индустриальная - 2,3 и 1,5 столетия; постиндустриальная - 1,3 и 1,4. Смену цивилизаций можно представить графически (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Смена цивилизаций в мире

Эта теория позволяет нам по-новому взглянуть на процессы, происходящие сегодня в мире в целом и в России в частности. Она позволяет сделать следующие выводы.

1. Поскольку рынок имел место во всех цивилизациях (правда, роль его была различной), то сущность современного переходного периода сводится не к переходу к рынку (от рынка к рынку перейти нельзя), а к смене одной цивилизации другой. Утверждение же о современном переходе России крынку свидетельствует о том, что мы находимся в плену примитивных стереотипов, штампов, согласно которым считалось, что социализм (в том числе и построенный в России) несовместим с рынком, план и рынок - антиподы и т.д.

2. Продолжительность переходной экономики, если ее понимать как этап кризиса и вытеснения уходящей и рождения новой цивилизации, по расчетам ленинградских экономистов В.И. Кузьмина и А.В. Жирмунского, составляет 1/4 общей длительности цикла, следовательно, Россия в новую цивилизацию войдет приблизительно в 2010 г.

3. В связи с тем что Россия позднее вступала в ту или иную цивилизацию, но проходила их гораздо быстрее, можно считать, что народы России быстрее воспринимают прогресс, чем принято думать. Неправильно представлять народы России как ленивых, никчемных и инертных людей. Эволюция цивилизаций показывает обратное.

В экономической литературе взгляды на тенденции развития хозяйственных (экономических) систем различны. Одни считают, что определяющей тенденцией развития систем является тенденция к единообразию, унификации всех структурных элементов. Так, Е. Преображенский писал, что различные системы хозяйствования могут существовать в рамках национального хозяйства на основе полного экономического равновесия между ними, но такое равновесие длительно существовать не может, потому что одна система должна пожирать другую.

Другие экономисты считают, что сосуществование различных экономических систем взаимно обогащает эти системы, а это ведет к экономическому росту и возникновению качественно новой хозяйственной системы. Так, Н. Бухарин находил самый глубокий смысл нэпа в том, что была впервые открыта возможность взаимного оплодотворения разных хозяйственных сил, на основе чего и обеспечивался рост. Современная теория конвергенции строится на тезисе о том, что разные экономические системы в процессе собственного развития и совершенствования в конечном счете сольются и создадут новую хозяйственную систему.

Такая противоречивость взглядов отражает противоречивость развития экономических систем, когда одна тенденция приходит на смену другой. Современное развитие многих стран подтверждает этот теоретический вывод: всеобщее огосударствление сменяется разгосударствлением; всеобщее планирование - отказом от него; централизация - децентрализацией и т.д. Чем сильнее колебания, тем больше трудности в развитии экономики страны.

Представителей институционализма интересуют две основные проблемы: экономической власти и контроля над экономикой, в связи с чем они используют концепцию «институты».

Под экономическими институтами обычно понимаются правила игры в обществе или более формально созданные людьми ограничения, формирующие взаимодействие людей.

Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создавались людьми с целью обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, определяли набор альтернатив и таким образом определяли издержки производства и обращения и соответственно прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности. Джек Найт считает, что институты - набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны обладать все члены данного сообщества.

Формальные институты часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в рыночной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект у других.

Общественные институты, реализующие идеологические и духовные потребности, часто влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами, допустим, нормами, в своих целях часто оказывались безуспешными. Примером может служить воспитание советских людей в духе морального кодекса строителя коммунизма.

Институты можно рассмазривать как общественный капитал, который может меняться через обесценение и новые инвестиции. Формальные законы могут меняться быстро, но принуждение и неформальные правила меняются медленно. И здесь примером может служить Россия, приспосабливающая для рыночной модели подходящие экономические институты капитализма. Неформальные правила, нормы, обычаи не создаются властями, часто они развиваются стихийно.

Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, становятся неэффективными и остаются таковыми продолжительное время, так как трудно повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.

Между институтами и организациями существует разница. В то время как институты являются набором правил и законов, определяющих взаимодействие, действия отдельных лиц, организации являются корпоративными действующими лицами, которые сами могут быть объектами институциональных ограничений. Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, определяющие _ взаимодействие индивидов, составляющих организации. Некоторые коллективные объединения, таким образом, могут быть как институтами, так и организациями, например фирма, правительственная бюрократия, церковь или учебное заведение.

Для понимания связи между институтами и эффективностью производства существенна концепция трансакционных издержек. Термин трансакционные издержки введен в научный оборот лауреатом Нобелевской премии Р. Коузом (р. 1910). Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами: поиском информации о ценах, контрагентами хозяйственных сделок, издержками заключения хозяйственных договоров, контролем за их исполнением и т.д.

В современных западных обществах уже сложились системы договорного права, взаимных обязательств, гарантий, торговых марок, сложные системы мониторинга и эффективные механизмы введения законов в жизнь. В результате всего этого обслуживание сделок поглощает огромные ресурсы (хотя в расчете на одну сделку эти издержки невелики), но производительность, связанная с выигрышем от торговли, возрастает еще больше, благодаря чему западные общества получили возможность быстро расти и развиваться.

Возрастающая специализация и разделение труда вызывают необходимость развития институциональных структур, которые позволяют людям предпринимать действия, построенные на сложных отношениях с другими людьми - сложные как с точки зрения индивидуальных знаний, так и с точки зрения временно"й протяженности. Развитие сложной сети социальных взаимосвязей было бы невозможным, если бы подобные институциональные структуры не снижали неопределенность, связанную с такими ситуациями. Институциональная надежность имеет принципиальное значение, поскольку она означает, что, несмотря на постоянное расширение сети взаимозависимости, обусловленное ростом специализации, мы можем быть уверены в результатах, которые неизбежно становятся все более и более удаленными от круга наших индивидуальных знаний.

Высокие трансакционные издержки очень часто ассоциируются со слабыми институтами (слабое общественное принуждение в выполнении законов), но высокие трансакционные издержки также могут быть связаны и с сильными институтами, которые оставляют агентам мало прав. Главная цель при выборе институтов состоит в минимизации трансакционных издержек. Добровольный обмен будет базироваться на большем доверии, если правительство минимизирует трансакционные издержки путем создания и прояснения прав собственности.

Эффективность способов координации необходимо рассматривать не с точки зрения нормативных оценок (плохо или хорошо), а с точки зрения экономии трансакционных издержек. Конечно, это не единственный критерий, но он помогает понять, почему попытка построить все общественное производство по типу фирмы или «единой фабрики», как писал В. И. Ленин, оказалась несостоятельной. Ибо регулирование из центра (Госплана) сопровождается огромными трансакционными издержками, обусловленными невозможностью сосредоточить всю рассеянную в обществе информацию о ресурсах, предпочтениях потребителей и т.д. в едином центре.

1. Особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг составляет экономическую систему. Одновременно экономическая система представляет собой совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений в хозяйственной деятельности.

2. Важнейшими элементами экономической системы является хозяйственная деятельность, производительные силы, производственные отношения, экономические ресурсы, производственные возможности, результаты и эффективность.

3. В силу ограниченности экономических ресурсов важнейшая проблема экономической системы - это проблема выбора. Суть этой проблемы в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов. То, от чего мы отказываемся, называется вмененными издержками выраженного результата.

4. Производственные возможности экономической системы, ограниченные редкостью применяемых ресурсов, по мере развития общества не

IOiibKU не сохраняются, но могут и возрастать. Производственные возможности экономической системы характеризует кривая производственных возможностей.

5. Экономическая эффективность-это соотношение результатов и затрат и хозяйственной деятельности. Результатом выступает экономический продукт, а затратами - израсходованные экономические ресурсы. Экономическую эффективность характеризует оптимум Парето - это такое состояние, при котором никто не может улучшить свое состояние, не ухудшая положения хотя бы одного из участников рынка.

На данном уроке мы выясним, какие главные вопросы в экономике, для чего она существует и каким образом пытается ответить на эти главные вопросы. Также мы поговорим об экономической эффективности и экономическом выборе. Постараемся показать, каким образом экономика входит в жизнь каждого человека.

Тема: Экономика

Урок: Главные вопросы экономики

На прошлом занятии мы говорили о том, что ресурсы весьма ограничены, и экономика, по сути, призвана решать вопрос, каким образом использовать данные ресурсы с максимальной пользой для человечества. Все участники экономических процессов так или иначе находятся в состоянии выбора: они выбирают, какой из ресурсов использовать сейчас, а какой - использовать потом, какие блага производить и т. д. Соответственно, в экономике возникают три основных вопроса , на которые она должна отвечать: «что производить?» , «как производить?» и «для кого производить?» . Ответ на эти три вопроса - это ответ на основную задачу экономических процессов. Давайте поговорим о каждом из них отдельно.

Рис. 1. Основные вопросы экономики ()

Итак, первый вопрос - «какие товары производить?». Понятно, что человек - это существо, которое, живя в социальной среде, во многом обслуживает себя сам. Первобытные люди, разумеется, обслуживали себя самостоятельно. Так, первобытный охотник изготавливал нужные ему для охоты предметы: копьё, лук и другие необходимые ему вещи. И в наше время каждый из нас какие-то вещи может сделать для себя самостоятельно, а может получить эти вещи другим путём. Вам могут что-то подарить, что-то может быть передано вам по наследству, а что-то вы можете приобрести на рынке. Таким образом, вы создаёте свой быт таким, каким вы хотите его видеть. Вы можете стать абсолютно удовлетворённым человеком, все ваши потребности и желания могут быть реализованы, но общество так жить, увы, не может по причине ограниченности наших ресурсов.

Именно поэтому все производители (ими могут выступать государство, частные фирмы, даже частные лица) находятся в ситуации постоянного выбора, какой из продуктов им необходимо произвести. Это зависит от того, что именно будет востребовано в ближайшем будущем. С течением времени спрос на те или иные товары меняется. Век или два назад какие-то вещи были совершенно необходимы, а сейчас необходимость в них отпала, помимо всего прочего они стали архаикой. Примером такой вещи могут служить лапти.

Находясь в ситуации выбора, производители стремятся получить не только сиюминутную выгоду, но и заложить основы для своего будущего производства. Они стремятся в будущем увеличить свои прибыли, предугадывая потребности общества, которые могут возникнуть.

Конечно, для всех производителей очень выгодно производить те услуги либо товары, от которых невозможно отказаться. Человек ведь не может отказаться от пищи или от одежды. Но суть экономики заключается в наличии конкуренции, в противостоянии между различными производителями, для того чтобы у потребителя была возможность выбрать, купить подешевле или купить подороже. Кстати, следует пояснить, почему вещи вообще бывают дешевле или дороже. Это происходит потому, что производитель всегда решает вопрос, как ему производить товары.

Рис. 3. Суть экономики - конкуренция между производителями ()

Итак, мы подошли ко второму вопросу - «как производить товары и услуги?» . Всегда существуют самые разные способы и возможности произвести один и тот же товар либо услугу. От того, каким будет конечный продукт, зависит способ его изготовления, решения, которые производители принимают в ходе изготовления товара. Так или иначе, любой производитель заботится о том, чтобы его решения были наиболее эффективными. А под экономической эффективностью понимают произведение данного объёма готового продукта при наименьших затратах ограниченных ресурсов. Уяснив это соотношение, мы можем понять, почему тот или иной товар имеет такую цену. Производитель всегда стремится удешевить своё производство, но при этом ни в коем случае не хочет уменьшать свои прибыли. Это лежит в основе любого производства, на этом балансе и существует экономика производства.

Однако существует ещё и третий вопрос, который мы сегодня обозначили - «для кого производить товары и услуги?» . Понятно, что у всех у нас желания разные, разные у нас и возможности. Производя какой-либо товар, производитель стремится угодить интересам широких масс населения. Но сделать это с помощью какой-то одной услуги или товара попросту невозможно. Именно поэтому каждый из производителей стремится либо узкоспециализироваться, либо выпускать широкий ассортимент товаров и услуг для различных социальных слоёв. Не имеет значения, физический это продукт либо же услуга, которая не имеет физического выражения, ведь она тоже имеет стоимость и приносит прибыль производителю.

Итак, для получения правильных ответов на главные вопросы экономики необходимо знать возможности экономической системы, состояние рынка, факторы формирования спроса и предложения.

Как видим, три основных экономических вопроса ставят человеческое общество в состояние выбора. Так или иначе, нам приходится выбирать, где производить, как производить, что производить, для кого производить. Вопрос этот всякий раз мучителен, потому что какое-то время производство одних вещей и услуг может быть выгодным, но далее оно перестаёт быть таковым. Следует понимать, что практически каждый день производители находятся в подвешенном состоянии, ведь очень сложно определить точные приоритеты человека. Существует вероятность, что наши взгляды на жизнь изменятся и необходимость в каком-то предмете или услуге исчезнет. Можно привести массу примеров в истории человечества, когда некие важные и интересные вещи, которыми человек пользовался, в конечном итоге сходили на нет. Такова жизнь, такова экономика.

Задумайтесь, почему качество произведённых товаров разное. Одна и та же вещь на рынке может иметь совершенно разную стоимость в зависимости от её качества. Для примера возьмём ручки. Это обычный повседневный предмет, хорошо вам знакомый. Но даже он может стоить совершенно по-разному. Можно купить простую и недорогую шариковую ручку, которую вы будете использовать каждый день, а можно купить очень дорогую подарочную ручку, для особых случаев. Но, тем не менее, это всё та же ручка, письменный прибор.

Рис. 4. Простая или подарочная, - ручка всего лишь письменный прибор ()

Так откуда же возникает такая разница в цене? Дело в человеческих интересах и желаниях. Производитель изначально ориентируется на специфического покупателя. Вкусы людей разнообразны: кто-то имеет больше тяги к роскоши и желания окружать себя дорогими предметами, другим же людям достаточно иметь под рукой простые и многофункциональные предметы. С точки зрения производителя, именно человек с тягой к роскоши, необычным вещам, является покупателем, который готов заплатить большую сумму за тот же самый товар. На него и ориентированы самые дорогие предметы и услуги. Например, часы могут быть просты в дизайне, а могут стать сложной элитной вещью, которая имеет массу дополнительных функций и указывает на высокий социальный статус её владельца. Необходимость в них весьма условно, но сам обладатель таких часов гордится тем, что они у него есть.

Рис. 5. Дорогие часы - скорее роскошь, чем необходимость, но владелец гордится их обладанием ()

Все мы окружаем себя вещами и предметами, которые нам необходимы. Именно так мы выстраиваем собственную жизнь. Вот так экономика входит в жизнь каждого человека.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

3. Сайт для профессиональных трейдеров ().

Домашнее задание

1. Объясните, что такое экономическая эффективность.

2. Охарактеризуйте три основных экономических вопроса.

3. * Представьте, что по наследству вам передали право на владение сетью фабрик по производству кондитерских изделий. Ответьте, на главные экономические вопросы: что именно вы будете производить, как и для кого.

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этой проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

1. Что должно производиться - т.е. какие товары и в каком количестве;

2. Как будут производиться товары,т.е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть воспроизведены;

3. Для кого предназначаются товары, т.е. кто должен потреблять товары и извлекать из них пользу.

Рассмотрим содержание каждого вопроса. Первый важнейший выбор - какие товары производить, легко проиллюстрировать на примере общества, выпускающего только два товара А и Б. Факторы производства, используемые в одном месте, не могут в то же время применяться в другом производстве. Это означает, что производство товара А влечет за собой потерю возможности производить товар Б и имеет альтернативную стоимость.

Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же времени или тех же ресурсов.

Денежные затраты и альтернативная стоимость - это пересекающиеся понятия. Некоторые альтернативные стоимости, такие как плата за обучение, принимают форму денежных расходов, в то время как другие, такие как затраты свободного времени, не проявляются в денежном виде. Некоторые денежные расходы, как та же плата за обучение, представляют собой альтернативные стоимости, т.к. могли быть израсходованы на другие потребности. Другие денежные затраты, например на одежду, питание и т.д., существуют всегда и поэтому не включаются в альтернативную стоимость.

Второй основной экономический выбор - как производить. Он связан с существованием нескольких способов производства товара или услуги Автомобили можно делать, например, на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малой долей труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большее количество труда. Ключевым соображением при принятии решения о том, как производить, является эффективность распределения ресурсов или эффективность Парето.

Эффективность Парето- это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую.

Когда эффективность достигнута, то большее количество товара может быть произведено ценой потери возможности производить что-то еще, если факторы производства и знания неизменны. Однако эффективность производства можно увеличить при улучшении общественного разделения труда. Его важными характеристиками являются специализации и кооперация, позволяющие учитывать сравнительные преимущества в производстве товара.


Сравнительное преимущество - это способность производить товар или услугу по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Проиллюстрируем принцип сравнительного преимущества примером. Предположим, что два студента подрабатывают в конторе. Сергей может напечатать письмо за 5 минут, надписать и заклеить конверт за 1 минуту. Андрею нужно потратить 10 минут на письмо и 5 минут на конверт. Работая независимо друг от друга они могут сделать 14 писем в час. Используя принцип сравнительного преимущества, эффективнее организовать работу так, чтобы Андрей, имеющий меньшую альтернативную стоимость в печатании писем, занимался только этим. Тогда Сергей заклеивал и надписывал подготовленные Андреем письма, затратив на это 6 минут, а в оставшееся время самостоятельно подготовить еще 9. В этом случае общий итог работы будет максимальным и составит 15 писем.

Принцип сравнительного преимущества имеет достаточно широкое применение. Он может использоваться не только для организации производства внутри предприятия, но и в связи с разделением труда между фирмами или государственными агентствами, а также между странами.

Третий ключевой вопрос экономики - это распределение произведенного продукта между членами общества. Он может рассматриваться как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Эффективность в распределении - ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующего количества благ удовлетворить желание одного человека более полно, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека.

Справедливость в распределении трактуется по-разному. Выделим две крайние концепции. Согласно первой, весь доход и богатство должны распределяться поровну. Альтернативная позиция состоит в том, что справедливость зависит не от «уравниловки», а от действия механизма распределения, основанного на праве частной собственности и отсутствия дискриминации. При этом равенство возможностей важнее, чем равенство доходов. В рыночной экономике любой продукт распределяется между потребителями на основе их желания и способности заплатить за него существующую цену. Дискуссии об эффективности распределения рассматриваются как часть позитивной экономики, а о справедливости - как часть нормативной.

Вопросы что, как и для кого производить являются основными и общими для всех типов хозяйств, но разные экономические системы решают их по-своему.

Основные экономические системы :

Традиционная экономика - это экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных, полуфеодальных иерархических связей между людьми.

Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой главные экономические проблемы общества решаются, прежде всего, через конкурентный механизм формирования цен.

Централизованно планируемая, или административно-командная, экономика - такая экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества решаются, главным образом, через механизм директивного централизованного управления экономикой.

Смешанная экономика рассматривается как разновидность рыночной экономики, как такая экономическая система, в которой, наряду с развитым частным сектором, действует и государственный сектор экономики.

Переходная экономика - это современная экономическая система, существующая в странах, где идет преобразование централизованно планируемой экономики в рыночную экономику.

mob_info